Самый известный узор ленинградского фарфора — «кобальтовая сетка».
Форма поиска
- "Золотых" женских рук дело
- Немного об ИФЗ и моя версия появления Кобальтовой сетки :-): id77 — LiveJournal
- Как появилась знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ.
- Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ - Интересное и необычное
- История одного узора
Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу
Но сама Анна Адамовна всегда говорила: ее роспись — это воспоминания о блокаде. О заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. В ту самую страшную зиму 1942-го от голода умерла ее мама и родная сестра… Первоначально этот узор должен был быть золотым, но Анна Яцкевич перекрасила его в синей гамме. Таким он и вошел в историю.
С началом Великой Отечественной войны завод, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы из Ленинграда в далекий Ирбит. Некоторые заводские художники остались в блокадном городе. Беспалова-Михалева писала: «А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А. Как-то поздней осенью 1941 года я и художник Л. Блак решили навестить наш завод.
По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы. Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно... Яцкевич - спасение уникальной библиотеки завода. Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки.
Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку. В своей автобиографии А. Яцкевич пишет «мать и сестра погибли в тяжелые дни блокады Ленинграда в 1942 году». Яцкевич была награждена медалью «За оборону Ленинграда. Суетина постепенно стала возобновлять свою работу художественная лаборатория завода. Летом 1944 года планировалось отметить 200-летие со дня основания завода и Н. Суетин обратился к художникам с призывом создать произведения к этому знаменательному событию. Анна Адамовна Яцкевич была награждена орденом «Красной звезды». В ноябре 1944 года А.
Яцкевич закончила работу над сервизом «Кобальтовая сеточка» на форме скульптора С. Яковлевой «Тюльпан». Нет достоверных данных, что именно послужило для А. Яцкевич прообразом созданного рисунка. Возможно - роспись «Собственного сервиза», созданного Д. Виноградовым в 1750-х годах, возможно мотивы сервиза Венской фарфоровой мануфактуры, хранившиеся в фондах заводского музея. Некоторые источники указывают что это ассоциации с переклеенными крест на крест блокадными окнами ленинградских домов. Высказываются предположения и совсем экзотические - А. Яцкевич и Н.
Коновалова, начальник цеха завода, ходили на Неву зимой за водой и ломами пробивали проруби. А снопы льдинок, вылетавших из-под лома и яркое солнце в морозный день и легли в основу росписи. Сейчас установить это не возможно, но гениальность художника в том и заключается, что он может обобщить многое из увиденного и пережитого им ранее и затем воплотить в своих произведениях. Яцкевич первоначально расписала пять предметов - чайник, сахарницу, сливочник, чашку с блюдцем - изящным сине-золотым орнаментом на белом фоне. Округлые дольчатые формы сервиза "Тюльпан" органично оплетает кружевной кобальтовый рисунок, дополненный золотыми «жучками», стилизованными цветочными орнаментами и фестончатыми отводками. Немного позднее появился сервиз «Золотая сеточка» с букетами цветов, а в 1950-м году сервиз «Клеточка». Под руководством Н. Суетина А. Яцкевич вместе с художниками А.
Скворцовым, Л. Протопоповой и Л. Лебединской работала в 1945-1946 годах над созданием монументальной вазы «Победа» к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Создатели величественного фундаментального фарфорового произведения, воспевающего победу советского народа, удостоились благодарности И. Яцкевич пользовалась в коллективе авторитетом. Воробьевский 1906-1992 , будущий народный художник РСФСР, ставший при жизни классиком росписи фарфора: «... Особенно мне было приятно и я Вам крайне благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трех лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации. Меня удивляет мужество.
Но теперь Вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю». Яцкевич была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1948-1949 годах А. Яцкевич вместе с другими художниками и живописцами завода работала над созданием грандиозной вазы «Строители коммунизма» к 70-летию Сталина. В послевоенные годы А. Яцкевич были созданы различные вазы «Орнаментальная», «Люкс», «Кобальтовая» и другие, сервизы для массового производства «Декоративный», «Летний», «Московский», «Желтый фон», «Праздничный» и ряд других, различные чашки с блюдцами. С внедрением в производство созданных ею оригинальных, превосходных «сеточек» возникли сложности. Если сервиз "Золотая сеточка" был сразу освоен и выпускался заводом долгие годы , и не только на форме «Тюльпан», то внедрение «Кобальтовой сеточки» оказалось делом не простым. Научный сотрудник ГЭ Н.
Щетинина пишет: «Сервиз появился в конце 1944 года. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора. Возможно именно его рельефная золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий, послужила прообразом для создания кобальтовой росписи. Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но карандаш не оправдал надежд, кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий. Было решено наносить рисунок кистью. Расписанный кобальтом сервиз дополнен элементами, выполненными порошковым золотом с цировкой, что усиливает глубину синей краски и белизну фарфора, выявляя декоративные качества материала. С 1950 года сервиз тиражируется на заводе. Внедрение в производство и массовый выпуск потребовали технологической доработки.
На формы сервиза нанесены желобки, которые помогают вести линии точно, что ускоряет процесс росписи. Золотые "жучки", фестончатые отводки, стилизованные цветочные орнаменты на носиках и ручках стали наносить глянцевым золотом. В 1950 году ученица А. Яцкевич - О. С Долгушина под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который был внедрен в производство. В настоящее время именно этот сервиз представлен в витрине советского зала отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода».
К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора….
Сетчатый узор символизировал заклеенные крест-накрест окна блокадных домов и скрещённые лучи прожекторов, подсвечивавших вражеские самолеты на подлете к осаждённому городу. Сервиз с «кобальтовой сеткой» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, хотя специально к экспозиции он не готовился.
Материалы рубрики
- Императорский фарфор: история питерского завода ИФЗ, что такое кобальтовая сетка и клейма по годам
- РАСПАКОВКА ПОСЫЛКИ.ЛФЗ.КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА.
- Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ — Лаванда
- Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу « Николлетто
РАСПАКОВКА ПОСЫЛКИ.ЛФЗ.КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА.
Купить чайная пара Императорский фарфоровый завод Кобальтовая сетка 250 мл в Москве по низкой цене в интернет-магазине «Золотое яблоко». Подробное описание, применение, состав, фото. Бесплатная доставка по всей России при сумме посылок от 1500 рублей. Считается, что "Кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки. 1 151 объявление по запросу «сервиз кобальтовая сетка лфз» доступны на Авито во всех регионах. «Кобальтовую сетку» придумала художница Анна Яцкевич, автор логотипа Ленинградского фарфорового завода, и расписала этим орнаментом сервиз скульптора Серафимы Яковлевой. Откройте для себя мир элегантности и стиля с коллекцией "Кобальтовая сетка" от Императорского фарфорового завода.
Знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ
Кобальтовая сетка - Ленинградский фарфоровый завод ...: for_sovenka — LiveJournal | Коллекция Кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод. |
Кобальтовая сетка ЛФЗ купить в интернет-магазине ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОР | Кобальтовая сетка Ленинградского фарфорового завода. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". |
Кобальтовая сетка Анны Яцкевич | На советских фарфоровых изделиях клейма подразделяют на: надглазурные и подглазурные (наносились красками). Так же бывают клейма выдавленные в. |
КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА | На донышке стоял штамп – ЛФЗ – Ломоносовский Фарфоровый Завод. |
КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА
Кобальтовая сетка. Визитная карточка Императорского Фарфорового Завода. Выручка Ломоносовского фарфорового завода за 2017 год составила 1,98 млрд рублей, а себестоимость продукции — 720 млн рублей. Это логотип завода — ЛФЗ. Тарелка десертная «Кобальтовая сетка» Тюльпан.
Кобальтовая сетка в Петербурге
Сегодня «героем» публикации будет посуда линии «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда – за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Сервиз "Доброе утро", Ленинградский фарфоровый завод — 83 тысячи рублей. Ломоносовский фарфор — история создания императорских сервизов с кобальтовой сеткой и обзор современной посуды ИФЗ.
Императорский фарфор Кобальтовая сетка
Выручка Ломоносовского фарфорового завода за 2017 год составила 1,98 млрд рублей, а себестоимость продукции — 720 млн рублей. Если сложить лишь известные «Фонтанке» контракты, можно предположить, что треть всей продукции ИФЗ — более 250 млн рублей — приходила из-за рубежа. Сколько поставляется по не известным «Фонтанке» контрактам — загадка. Но поставщиков может быть больше. Даже больше десятка. При этом в фирменном магазине ИФЗ на Невском проспекте корреспондента «Фонтанки» на аккуратный вопрос, где же производится вся их продукция, лишь снисходительно смерили взглядом и отчеканили: «Императорский фарфоровый завод находится у нас, в Санкт-Петербурге, метро "Ломоносовская"». А на слова о том, что якобы товар везут из Китая, спросили: «Вам это китайцы рассказывают?
Председатель совета директоров Императорского фарфорового завода Галина Цветкова, семья которой владеет предприятием, заявила, что ей неизвестно о зарубежных контрактах на поставку готовых изделий. Что делать, если его здесь не производят? Но вся кобальтовая сетка делается у нас на заводе, мы даже расширили количество рабочих мест для росписи. Это бренд, и даже не сомневайтесь в происхождении , — заявила она корреспонденту «Фонтанки». Генеральный директор завода Татьяна Тылевич была еще более категорична. Мы готовы вам показать производство, 1200 сотрудников, все работает и действует, — заверила топ-менеджер.
Польские и китайские корни Тем не менее, как видит «Фонтанка» по документам, из-за границы приходят уже изделия с декором. Например, чашки с блюдцами и чайники с кобальтовой сеткой поставляет польский завод Porcelain Kristoff из городка Валбжих у польско-чешской границы. Контракт за подписью гендиректора ИФЗ Татьяны Тылевич гласит, что польский завод должен производить изделия по спецификациям и рисункам, представленным петербургским предприятием.
Из костяного фарфора изготавливают тонкие чашки и блюдца, здесь используется кость крупного рогатого скота. ИФЗ, между прочим, единственное сегодня предприятие в России, где производят костяной фарфор. Пока идем к цехам, спрашиваю у нашего гида, как обстоят дела с обеспеченностью предприятия сырьем. Оказывается, на нынешний год импортные составляющие фарфоровой массы были закуплены в прошлом году. Сейчас идут поиски сырья глины и кости в России и Китае, чтобы обеспечить производство в 2023 году.
Первая остановка — цех костяного фарфора. Современные машины отливают здесь чашки, а в печах с указателем «включать на 850» круглосуточно идет обжиг. Дальше будет только ручная работа художников. Поднимаемся на верхний, пятый, этаж здания, в цех ручной росписи.
Все окна в городе были перекрещены бумажными лентами, защищавшими оконные стекла от взрывных волн. А перекрестья прожекторов ищущих в небе вражеские самолеты. Все эти ассоциации могли навеять мотив «сетки» Существует и другая версия появления популярного декора. В блокаду водоснабжение было нарушено и Анна Яцкевич с другими сослуживцами, ходила на Неву зимой долбить прорубь в реке.
От голода, от усталости трещины на льду, снежинки в ярких солнечных лучах, не смотря ни на что, синего неба — всё в её воображении скрестилось и это навеяло образ сетчатого рисунка. Впервые похожая сеточка на чайниках и чашках Императорского фарфорового завода появилась ещё при Елизавете Петровне. Орнамент был создан мастером Дмитрием Виноградовым. Но полоски тогда были розовыми.
В тридцатых годах Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, начала работать на заводе и отдала этому труду двадцать лет. При жизни она не была известной художницей, однако созданный ею кобальтовый узор имел колоссальный успех уже после смерти Яцкевич. Анна Адамовна так рассказывала о создании «Кобальтовой сетки». Урождённая Ленинградка, она всю блокаду провела в родном городе Ленинграде, и всю блокаду работала на своём любимом заводе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать отец скончался задолго до войны , она жила на Набережной Фонтанки. До войны Анна окончила 34 Советскую единую трудовую школу, затем техникум.
Кроме профессии художника по фарфору Анна имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Стажировку Анна проходила в городе Волхове, затем её направили на Ленинградский фарфоровый завод, где в то время организовали художественную лабораторию. Скромная, трудолюбивая, примерная работница, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться и осталась в Ленинграде. Занималась она камуфляжем кораблей — при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага! Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны.
Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу
И тогда появился кобальтовый вариант, который и стал со временем визитной картой сначала ЛФЗ, а впоследствии Императорского фарфорового завода. Это делалось для того, чтобы большие осколки стекла не могли нанести серьезные ранения людям. Сама художница пережила блокаду и потеряла многих родственников и друзей за этот период войны. Вторая версия повествует, что этот узор повзаимствован у русского мастера Д.
Взялась за новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии «Кобальтовую сетку» стали наносить всё-таки обычными красками. Узор получился очень красивым, он понравился всем и был взят на вооружение. За создание «Кобальтовой сетки» её наградили орденом Красной звезды. В марте 1946 года Анну Адамовну наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда». Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры. Она была одним из авторов монументальной вазы «Победа» — к первой годовщине нашей Победы над фашистами. Мастерски выполняла портреты на фарфоре — к примеру, портрет Кирова на чайнике из сервиза «Московское метро». Узор «Кобальтовая сеточка» вышла в широкий тираж в 1950 году. Наносили её уже только кисточкой, на самом фарфоре делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными.
Твердый фарфор — это основной вид продукции ИФЗ, знакомый всем по посуде. Мягкий фарфор называется так, поскольку отличается меньшей температурой обжига, что позволяет создавать многокрасочную расписную скульптуру. Из костяного фарфора изготавливают тонкие чашки и блюдца, здесь используется кость крупного рогатого скота. ИФЗ, между прочим, единственное сегодня предприятие в России, где производят костяной фарфор. Пока идем к цехам, спрашиваю у нашего гида, как обстоят дела с обеспеченностью предприятия сырьем. Оказывается, на нынешний год импортные составляющие фарфоровой массы были закуплены в прошлом году. Сейчас идут поиски сырья глины и кости в России и Китае, чтобы обеспечить производство в 2023 году. Первая остановка — цех костяного фарфора. Современные машины отливают здесь чашки, а в печах с указателем «включать на 850» круглосуточно идет обжиг.
ФОТО автора Перед открытием выставки гостей пригласили посмотреть несколько цехов Императорского фарфорового завода ИФЗ , которому на днях исполнилось 278 лет. Как рассказал Виктор Крестников, советник директора по стратегическим вопросам, завод работает по полному технологическому циклу — от изготовления из сырья фарфоровой массы до выпуска всевозможных изделий из фарфора. Хотя сейчас в мире большинство крупных предприятий специализированы: одни производят фарфоровую массу, другие выпускают заготовки, например тарелки, третьи расписывают изделия и т. Твердый фарфор — это основной вид продукции ИФЗ, знакомый всем по посуде. Мягкий фарфор называется так, поскольку отличается меньшей температурой обжига, что позволяет создавать многокрасочную расписную скульптуру. Из костяного фарфора изготавливают тонкие чашки и блюдца, здесь используется кость крупного рогатого скота. ИФЗ, между прочим, единственное сегодня предприятие в России, где производят костяной фарфор. Пока идем к цехам, спрашиваю у нашего гида, как обстоят дела с обеспеченностью предприятия сырьем. Оказывается, на нынешний год импортные составляющие фарфоровой массы были закуплены в прошлом году.
Визитная карточка
- «Кобальтовая сетка»
- Узор кобальтовая сетка на свервизе Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ)
- Посуда с росписью "кобальтовая сетка" ЛФЗ. Цена от 3708р.
- Обратите внимание:
- Императорский фарфор Кобальтовая сетка
Фирменный узор «кобальтовая сетка» Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ)
чайная пара лфз кобальтовая сетка с позолотой 3. Сегодня «героем» публикации будет посуда линии «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Рисунок Кобальтовая сетка очень популярен. Но не всё знают, что придуман он был Анной Адамовной Яцкевич. Эта сетка родилась как воспоминания об окнах в блока.
Кобальтовая сетка в Петербурге
Мастера Делфта, разумеется, копировали стиль китайских умельцев, но затем выработали свою манеру. Сделались актуальны печные изразцы из «делфта» и, разумеется, столовая посуда. Среди экспонатов — типично голландская вещь — тюльпанница 1710-х годов. Презанятная штука, позволяющая созерцать каждый цветок. Голландцы обожали и — по сию пору обожают тюльпаны, ставшие одной из важнейших основ национального благосостояния. Рядом — не менее причудливое изделие — фаянсовая скрипка 1750-х годов со скрупулёзно выписанной картинкой на корпусе. Художник-керамист создал подлинный шедевр — мы видим и музыканта, и пляшущих горожан, и хозяина таверны, вышедшего поглядеть на праздник. Всё рисовано синим кобальтом, но здесь море оттенков! На сопроводительной табличке объясняется, что сувенирные скрипки являлись вершиной делфтского производства XVIII столетия, и данный экземпляр - редчайший. А что же фарфор?
В Галантном веке сразу три державы получили свои тайные формулы — Саксония, Россия, Франция. На выставке мы видим и саксонские чашечки, во всём повторяющие те, что были made in China, и пышный севрский вариант с орнаментом, который иной раз называют «розами Помпадур», так как по её капризу началось форсирование темы, и — опыты нашего Императорского завода. Вообще, есть какая-то историческая несправедливость в том, что русский фарфор связывают с именем Михайлы Ломоносова, для коего это было одним из направлений его бурной деятельности. Дмитрий Виноградов — реальный и трагический создатель первых чашек, поднесённых Елизавете Петровне. Удивительный человек, фанатик своего дела, Виноградов, был, увы, привержен «зелёному змию». Для своего фарфора у англичан не было главного ресурса — тонких белых глин, того самого каолина из китайских трактатов. Вместе с тем, британцы, уже тогда знавшие толк в рекламе, вывели свои фаянсы чуть не первые места на рынках Старого и Нового Света. Бизнесмен и учёный Джозайя Веджвуд открыл своё дело в 1750-х, но международный успех пришёл к нему через двадцать лет, когда мастера фабрики Веджвудов нашли творческий почерк — создание вещей, навевающих грёзы об античности. В моду вошли камеи с профилями возлюбленных, вазы, напоминающие амфоры, чистые контуры, лаконичные формы.
Рококо уже казалось кричаще-вульгарным — хотелось простоты. Относительной простоты, конечно. На фабрике семьи Веджвудов с говорящим названием «Этрурия» начали выпуск знаменитой яшмовой массы разнообразных тонов. В состав массы включали примеси оксида кобальта, и благодаря этому получали синий цвет различных оттенков. Такие изделия, украшенные белым рельефным декором, стали визитной карточкой фирмы «Веджвуд». Вот — характерная веджвудская ваза 1780-х с сюжетом «Игра в жмурки», где изображены купидончики. В Россию веджвуд-стиль попал, благодаря императрице Екатерине, любившей английскую лапидарность в противовес версальским чудачествам нелишне вспомнить, что именно при Екатерине был открыт популярный Аглицкий клуб.
По первой версии идея «кобальтовой сетки» была навеяна другим сервизом с сеточкой. В 1944 году фарфоровому заводу исполнялось 200 лет и главный художник Н. Суетин посоветовал художникам фабрики подготовить к этому событию изделия на классические мотивы из истории русского фарфора. Он и подсказал Анне Адамовне попробовать сделать рисунок по аналогии с Собственным сервизом Елизаветы Петровны. В этом сервизе на ажурной сетке были вписаны маленькие розовые цветочки. По второй версии идея кобальтовой сетки возникла у Анны Абрамовны по аналогии с заклеенными крест накрест окнами домов в блокадном Ленинграде. Художница пережила блокаду, потеряла мать и сестру в голодные годы и таким образом хотела увековечить их память. Сами художники в большинстве своем склоняются к этой версии, но пока официальной версией считается первая. У Анны Яцкевич есть еще один рисунок, известный, пожалуй, каждому, кто хоть раз сталкивался с фарфором ЛФЗ.
Популярные модели с рисунком Кобальтовая сетка в продаже. Официальный дилер производителя Императорский фарфоровый завод с 2010 года. Продажа фарфора напрямую от производителя с гарантией качества 3 года.
Возможно, роспись "Собственного сервиза", созданного Д. Виноградовым в 1750-х годах, возможно мотивы сервиза Венской фарфоровой мануфактуры, хранившиеся в фондах заводского музея. Некоторые источники указывают, что это ассоциации с переклеенными крест на крест блокадными окнами ленинградских домов. Потребовались пять лет труда технологов и мастеров завода чтобы решить и преодолеть все технологические проблемы и тонкости подглазурной росписи кобальтом.