Новости конспект духовный концерт

Просмотр содержимого документа «Духовная кт урока в 6 классе». Вторая половина концерта знаменует собой мысленный выход за пределы нашего отечества: хор «Элегия» познакомит своих слушателей с образцами духовной музыки других народов и стран. Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и сегодня существует как жанр богослужебного пения русской православной церкви. Духовный концерт получил собственное место в структуре богослужения: после причастного стиха во время причащения священнослужителей в алтаре. Проходили концерты в "швейцарском" зале Tюильрийского дворца.

Остались вопросы?

Этот концерт был написан, когда Максиму Сазонтовичу было чуть за 20. вского состоит в том, что в нём появился и развился жанр церковной музыки — духовный концерт. У нас не было возможности провести концерт в храме, и потому площадкой был выбран Актовый зал Сретенской духовной академии. Вторая половина концерта знаменует собой мысленный выход за пределы нашего отечества: хор «Элегия» познакомит своих слушателей с образцами духовной музыки других народов и стран. Главная» Новости» В каком веке появился духовный концерт.

Духовный концерт конспект 6 класс

Главная» Новости» Духовный концерт 6 класс музыка. Что такое концерт духовной музыки кратко. Духовный концерт" РЭШ» на канале «"Музыка в школе"» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 5 ноября 2022 года в 17:15, длительностью 00:05:30, на видеохостинге RUTUBE. Главная» Новости» Музыка 6 класс духовный концерт видеоурок. Ответ: Духовный концерт -это многоголосное вокальное, полифоническое произведение для солистов и хора.

Музыка. 6 класс

Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории. О духовной музыке, об образах, рассказанных музыкой и фресками. Слайд 1 Темой нашего урока станет название концертной симфонии В. Кикты Б формирование личной цели: В каком соборе находятся эти фрески, какая музыка может звучать с этих фресок В приём выбора цели из предложенных учителем. Новая тема. Кикты 8мин Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся: Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки. Слайд 2 ЦЕЛЬ — углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

Этап построения проекта выхода из затруднения лекция учителя. Борис Саввович Дубровин. Считалось, что Святая София — символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Какие особенности имеет этот узор?

Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? Орнамент — от латинского - украшение узор, в котором повторяются, ритмично чередуются какие — либо элементы. Проблемное поле. На экране фрагмент из рабочей тетради стр. Проведём маленькое исследование. На экране есть два фрагмента — изобразительный и музыкальный.

Как узнать, являются ли они орнаментами? Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? Имя , объясни ход своих мыслей. Один ученик показывает на экране с объяснением: Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры.

Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом. Продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора.

Вот его современный перевод. Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря; «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Помогает ли прочтение текста псалма восприятию трагического, скорбного характера музыкального высказывания М.

Послушай 1-ю часть Концерта М. Попытайся проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи. Почему композитор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам? Каково взаимодействие голосов в хоровом звучании? Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей?

Как вы думаете, что находят пожилые люди в религии? Люди должны быть терпеливыми и внимательными к своим престарелым и немощным родным. Как вы думаете, сколько лет было композитору М.

Березовскому, когда он написал этот концерт? Он родился в Украине, в городе Глухове.

В 1727 году Филидор ушёл с поста руководителя духовных концертов. Вплоть до 1784 года концерты проходили в Швейцарском зале. На последнем состоявшемся там концерте, 13 апреля 1784 года, была исполнена « Прощальная симфония » Гайдна , после чего духовные концерты переместились в другой зал дворца Тюильри — Зал машин salle des Machines.

Наконец, в декабре 1789 года королевская семья вселилась в дворец, и с тех пор концерты проводились в разных других местах [13]. Их количество обычно не превышало 24 в год [15] [16]. Жозеф Легро, последний директор духовных концертов Духовные концерты предоставляли широкие возможности дебютантам; для многих музыкантов, в том числе ряда оперных певцов, с выступления в Тюильри начинался путь к славе [4] [17]. Особое место отводилось скрипке и виолончели: так, в 1728 году в рамках духовных концертов состоялся парижский дебют обучавшегося в Италии виртуоза Жана-Мари Леклера [12] [10]. Вместе с тем духовные концерты привлекали и уже состоявшихся исполнителей; многие знаменитости включали их в программу своих европейских турне [12] [15].

Вы точно человек?

Всплеск интереса авторов к духовному концерту в конце XX века подчёркивает ведущую роль концертно-духовной музыки среди создаваемых в последние годы православных песнопений. Смотреть что такое ""Духовные концерты"" в других словарях. Урок Конспект Дополнительные материалы. Духовный концерт – публичное исполнение светской или религиозной музыки в парижском дворце Тюильри в период с 1725 по 1790 годы.

Что такое русский духовный концерт?

Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. Мы не случайно начали разговор сегодня с этой молитвы, так как музыкальное произведение, которое мы сегодня будем слушать написано на основе этого текста.

Бортнянского: Канд. Фуга в хоровых концертах М. Миницикл как композиционная модель раннеклассического хорового концерта на примере творчества М. Церковная музыка Б. Галуппи: Проблемы изучения и исполнения: Канд. Появившиеся в нач. Александра I от 22 дек. Однако уже в 1-й пол.

Духовные концерты знакомили с новейшими сочинениями и музыкой прошлого, способствовали развитию искусства хорового пения, формировали вкус слушателей. Необходимость в духовных концертах более всего ощущалась в дни Великого поста. Особый регламент проведения концертов - запрещение аплодисментов, выбор престижных залов, программы, в которых разрешались только сочинения религ. Анализ рецензий на духовные К. Ведущее место в них занимали произведения в жанре К. Ближе к рубежу веков они обогатились духовными сочинениями А. Архангельского , П. Чеснокова , А. Кастальского , А. Гречанинова , А.

Никольского и др. Новому расцвету жанра способствовала фактическая отмена монопольного права Придворной певч. Юргенсона по поводу издания последним «Литургии» П. Такая практика нередко вызывала справедливую критику, напр. Никольский, характеризуя состояние певч. Этот отзыв свидетельствует о том, что в это время большое количество духовных К. Чаще всего они не имели профессионального муз. Многие сочинения не печатались, а передавались от клироса к клиросу в рукописных вариантах, часто с ошибками. О некоторых из этих сочинений можно узнать из архивных источников, воспоминаний современников, где иногда отмечается, что это были выдающиеся произведения. В опубликованных сочинениях часто не указан год выпуска исключительно с коммерческими целями: без даты было неясно, как долго в продаже находится это издание и насколько оно востребовано покупателями.

В связи с этим исследование эволюции жанра духовного К. Эволюция жанра К. В этом процессе с известной долей условности можно выделить 3 значительных этапа. К 1-му, охватывающему 1-ю пол. Татианы при Московском ун-те и в ц. Вознесения Господня у Никитских ворот «Большое Вознесение» см. Бахметева 7 двухорных и 3 четырехголосных К. К созданию К. Наибольшую известность получили сочинения головщика правого хора Симонова мон-ря иером. Виктора Высоцкого «Богородице Дево», «Благо мне, яко смирил мя еси», «Путь неправды отстави от мене и законом Твоим помилуй мя», «Хвали, душе моя, Господа», «Да не потопит мене буря водная» и др.

Виноградова пасхальный К. Новгорода свящ. Старорусского концерты «Приидите нового винограда рождения» на Пасху и «С небесных кругов» на Благовещение и др. Мелодика и гармония духовных К. В это время главенствует идея о «правильности» гармонии по нормам генерал-баса, выдвинутая Львовым. В темах К. Под влиянием раннеромантической гармонии возникают эллиптические последования септаккордов и их обращений, обороты мажоро-минора, красочные модуляции. Довольно часто встречаются имитационные, в т. Несомненное влияние на духовный К. Лирико-романтическая трансформация жанра коснулась и духовной музыки.

Композиторы создавали новые формы духовного К. Основой жанра продолжала оставаться разветвленная, многоуровневая иерархическая система контрастов. Типичный для классического духовного К. Так, все 3 К. Верстовского написаны в трехчастной форме со сменой метра четный - нечетный - четный и характера тематизма; К. Есаулова представляет собой развернутую контрастно-составную форму с чередованием контрастных по темпу и характеру разделов Moderato, Allegro vivace, Adagio и Allegro vivace. Второй период в эволюции К. Иоанна Златоуста» Ор. Римского-Корсакова двухорный К. В это время на первый план вышел жанр обработки церковных распевов, причем выразительные средства должны были соответствовать особенностям первоисточников: не содержать хроматизмов, диссонансов; эти жесткие положения отчасти отразились и в муз.

В музыке классиков начинается сближение стилистики церковного и народного пения, особенно ярко проявившееся в творчестве композиторов 3-го периода, часто называемого Новым направлением в рус. XIX - 20-е гг. Высочайший исполнительский уровень Синодального хора определил главенство московской школы Нового направления Кастальский, Гречанинов, Чесноков, В. Калинников , Рахманинов, Никольский. Композиторы С. Компанейский , С. Панченко , прот. Лисицын и др. Главная идея Нового направления - разработка национально-самобытного «русского контрапункта» как особого типа многоголосия, интонационной основой к-рого являются церковные распевы; этот тип отличается богатством и разнообразием форм, интереснейшими находками в гармонии, фактуре, хоровом изложении. Один из первых выдающихся образцов этого периода - рахманиновский К.

Сочинения на богослужебные тексты, близкие к светским по комплексу использованных средств выразительности, составляют значительный пласт духовного творчества П. Чеснокова 1877-1944. Среди них выделяются «Ангел вопияше» Oр. Интересные образцы жанра созданы прот. Более 20 произведений в жанре К. Среди исполняемых в наши дни - К. Особый интерес представляют К. Композитор А. Туренков , один из основателей профессиональной белорус. В классическом К.

Подбор осуществлялся т. В духовных К. XIX - нач. Калинникова - Пс 138. В таких духовных К. Различные формы трансформации жанра К. К написанию сочинений в жанре духовного К. Музыческу , Г. Добровольский нач. Ерхан «О Всепетая Мати» и мн.

Они не были опубликованы и в лучшем случае исполнялись в церквах по рукописным нотам. Так, среди сочинений регента Казанского собора в С. Последние К. Фатеева датированы 40-ми гг. Московский регент В. Локтев написал свадебный К. В этот период духовные К. Среди них Н. Голованов «Радуйтеся Богу, Помощнику нашему» 1908, переработан в 1941 , имевший аттестат Синодального училища церковного пения, и А. Александров «Помилуй мя, Боже» 1926 , получивший звание регента в Придворной певческой капелле.

Для рус. Изменения начались со 2-й пол. Данилина , Кастальского. Шведова , Веделя, Архангельского, Бортнянского. Возрождение практики проведения духовных концертов в этот период наблюдалось и в провинции. Богородицы композитор и свящ. Скрипников в 1946 г. Ростова-на-Дону духовные концерты Скрипников М. Среди его сочинений - духовные К. Последний был высоко оценен еп.

Сергием Лариным Письмо 1950 г. Из произведений, опубликованных в «Нотном сборнике православного русского церковного пения» Лондон, 1962-1975. Красностовского , с 1908 г жившего в Финляндии Т. Со 2-й пол. К жанру К. Трубачёв , Н. Сидельников, К.

Петербург , рус. Творчество особенно духовная музыка Б.

Пашкевича, И. Хандошкина, Д. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. Белгородской губ.

Хоровое исполнение: Русский духовный концерт часто представляет собой хоровое исполнение, где многочисленные голоса объединяются в гармонии. Хоры могут быть как церковными, так и профессиональными, но в любом случае хоровое исполнение придает музыке особую мощь и выразительность. Использование русских народных мотивов: В русском духовном концерте часто звучат элементы русской народной музыки. Это может быть использование народных мелодий, танцевальных ритмов или характерных инструментов. Эти элементы придают музыке русский колорит и делают ее ближе к сердцу слушателей.

Таким образом, русский духовный концерт является уникальным явлением в музыкальной культуре, сочетая в себе духовную глубину, хоровое исполнение и использование русских народных мотивов. Он отражает особенности русского художественного мышления и имеет важное значение в сохранении и передаче русской культурной традиции. Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России. Он является одним из важных музыкальных жанров, которые отражают русскую душу, религиозные и эстетические ценности, а также способствуют порождению и сохранению национальной идентичности.

Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт

Что такое духовный концерт кратко. Камчатская хоровая капелла. Концерт духовной музыки. Церковный хор Свияжск. Духовный концерт 17 века. История духовной музыки. История русской духовной музыки.

Русский духовный концерт 18 века. Хорового творчества русских композиторов - духовный концерт. Духовный хоровой концерт 18 века. Хор Елоховского собора. Музыкальный концерт. Концерт в церкви.

Храм хора. Духовные песнопения. Хор духовные песнопения. Образы русской духовной музыки. Сюжеты и образы духовной музыки. Когда появилась русская духовная музыка.

Когда появилась духовная музыка. Многоголосное пение в древней Руси называлось. Хоровой концерт «не отвержи мене во время старости». Духовная музыка Эстетика. Спас на крови концерты. Спас-на-крови хор Россика.

Хор Троице-Сергиева Лавра. Духовный хор. Концерт в храме. Синтез искусств в храме. Синтез искусств в православном храме. Синтез архитектуры и живописи в храме.

Синтез искусств в католическом храме. Свияжск Оптина хор. Характерные особенности духовной музыки. Особенности церковной музыки. Знаменный распев. Знаменный распев двузнаменник.

Понятие духовной музыки. Хор знаменного. Фестиваль духовной музыки. Церковное пение в древности. Религиозные песнопения в духовной Музыке. Церковное пение в древности было.

Какое церковное пение было в древности. Рождественская оратория Juloratoriet 1996. Детское отделение Московского Синодального хора.

Итог урока: - Анализирование уровня активности учащихся на уроке. Критской, Г. Сергеевой, на основе Программы "Музыка.

Критская, Г. Сергеева, М. Список научно-методической литературы. Абдуллина, М. Содержание образования» сборник нормативно — правовых документов и методических материалов. Апраксиной О.

Школяр, М. Искусство», М.

Разработка 2. Разработка 3. Работа по проблеме урока. Общее обсуждение полученных решений: Итог урока. Воспитательная : воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать чувство уважения к православной культуре, к музыке русских композиторов, к высоким образцам русского певческого хорового искусства, к духовной музыке, к православным традициям, способствовать воспитанию высокохудожественного вкуса, нравственных качеств личности, культуры исполнения, слушания музыки; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса. Личностные : у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов; разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, определять на слух жанры музыки, осмыслять специфику музыки. Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными и художественными произведениями различных жанров и видов искусства. Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки ; ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса. Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе; Получит возможность научиться с отрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Жанр, инструментарий, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

Хоровое пение, пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения. Индивидуальная, фронтальная, групповая. Урок расширение и углубление знаний. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Учитель: - Здравствуйте, ребята. На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров. Назовём их.

Ученики: Д. Бортнянский, М. Березовский, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Гречанинов, П. Чесноков и др.

Духовная церковная музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания напр. Учитель: - Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры.

С середины 17 века в русской православной церкви стало распространяться многоголосное пение. Количество голосов от 3 до 48. В 18 веке в русской духовной музыке появился новый жанр -многоголосный духовный концерт.

Создателем жанра был Березовский М.

Конспект урока "Русская духовная музыка" 6 класс

У :Да, она пробуждает в слушателях добрые чувства; учит всматриваться в глаза близких людей, заглядывать в собственную душу- чем она наполнена. Такая музыка объединяет верующих людей в святой любви к богу, а нас слушателе трепетать от осознания близости к вечному. В этом сила любой музыки, будь то молитва, духовные песнопения или современная песня. А: Только ли церковную музыку можно назвать духовной? Д: Духовной будет музыка, которая проповедует Добро, согревает душу, воспевает любовь. У: Даже если это современная рок- опера.

Гимном любви звучит финал оперы « Юнона и Авось» композитора А. Ваш к концу идет XX век.

И почему? В церкви, в церковные праздники на Пасху вы уже знаете , что колокола бывают и большие и малые. Многим большим колоколам давали имена. А какие вы знаете имена колоколов? Реут, Лебедь, Сысой Назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всём мире. Царь - колокол.

Он находится в Москве, но только он не звучит потому что поломан В каком веке появились первые колокола на Руси? Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали своим звоном жизнь христиан.

Сегодня мы будем говорить о духовной музыке. Тема нашего урока: "Духовный концерт. Когда появилась на Руси духовная музыка? С каким событием связано появление духовной музыки?

Основанные Анном Даниканом Филидором, впоследствии духовные концерты многократно меняли руководителей и прекратили своё существование в годы Французской революции. Изначально на них исполнялась преимущественно духовная музыка, но затем репертуар значительно расширился и стал по большей части светским. Владимир ДедловскийУченик 76 1 месяц назад ну скопировать с википедии все могут, учитель сразу поймёт Николай Райков Профи 995 Владимир Дедловский, так ты спросил что это - я ответил Николай РайковПрофи 995 1 месяц назад и что что я скопировал с вики?

Смотрите также

  • Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт"
  • Небольшое сообщение на тему "духовный концерт" —
  • Духовный концерт. 6 класс презентация
  • Библиотека
  • Похожие презентации
  • Русский духовный концерт

"Духовные концерты"

Первая половина выступления будет посвящена отечественной духовной музыке — в исполнении хора «Элегия» прозвучат сочинения таких мастеров русской хоровой культуры как Александр Архангельский, Алексей Львов, Павел Чесноков: это образцы наивысших достижений композиторской мысли в области религиозной музыки, настоящие шедевры духовного творчества всемирно исторического значения. Классические опусы дополнит суровое и одновременно экспрессивное сочинение — духовный стих «Песня странников» в обработке В. Вторая половина концерта знаменует собой мысленный выход за пределы нашего отечества: хор «Элегия» познакомит своих слушателей с образцами духовной музыки других народов и стран. В этой части программы гиганты барокко — Антонио Вивальди и Иоганн Себастиан Бах — будут соседствовать с негритянскими спиричуэлами, музыкой Ренессанса и современными композициями.

В этой части программы гиганты барокко — Антонио Вивальди и Иоганн Себастиан Бах — будут соседствовать с негритянскими спиричуэлами, музыкой Ренессанса и современными композициями. Все представленные сочинения — образцы высокопрофессиональной и эстетически гармоничной музыки, некоторые из которых по праву можно назвать музыкальными откровениями. Фирменный звук хора «Элегия», имеющий своими истоками знаменитую «весновскую» традицию, гармонично сочетающую европейскую манеру исполнения с русской задушевностью и эмоциональной глубиной, как нельзя лучше подходит именно для духовных сочинений, поэтому без преувеличения можно сказать, что и сама программа, и ее интерпретация не оставят равнодушным никого из тех, кто посетит этот музыкальный вечер.

Поспеши на помощь мне» Хочу дополнить, что это стихи из 70 псалма Давида. Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири.

Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена.

Музыкальные образцы этого периода не сохранились, однако есть документы, подтверждающие, что в 1591 г. Рукописный сборник партесных концертов из Софийского собора в Киеве. Партия 1-го дисканта. XVIII в. В многочисленных костелах и католич.

Оно привлекало благозвучием, постепенно проникая и в православные церкви. Между 1594 и 1598 гг. Этот факт известен по сохранившемуся положительному ответу патриарха Малышевский. В целом Львовское братство и Львовская братская школа, основанные в 80-х гг. Львов был связан и с др. Европы - столицей Великого княжества Литовского Вильно, где в 80-х гг.

Именно здесь были созданы первые в Вост. Европе иезуитские академия и ун-т 1579 , где учились многие выдающиеся деятели культуры Украины и России, такие как Симеон Полоцкий , Н. Дилецкий и др. Киев как муз. XVII в. Петре Могиле , к-рый сыграл важную роль в развитии образования на Украине в целом: он открывал школы, был основателем коллегиума, впосл.

При нем возникло Богоявленское Киевское братство 1615 , также культивировавшее по образцу Львовского братства многоголосное пение. В разнообразных документах 1-й трети XVII в. В 30-40-х гг. Внедрение партесного многоголосия, поддержанное царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, совпало по времени с книжной справой и церковной реформой, которые раскололи рус. Впервые на Руси возникла письменная полемика между сторонниками противоположных взглядов на церковное пение, из чего можно заключить, что старообрядцы с большой чуткостью и пониманием определили особенности нового пения, характеризующие его концертный тип. Так, выражение «приплясные стихи» см.

Определение «гутков наигрыши» см. В 60-70-х гг. Вершиной первого «украинского периода» развития партесного К. В это время работают такие выдающиеся укр. Календа, С. Пекалицкий, Т.

Значение партесных К. Андрея Критского, некоторые псалмы, погребальные стихиры прп. Иоанна Дамаскина и др. Создатели партесных К. Идея конкретного К. Это выразилось в том, что отдельные слова, фразы, предложения могли многократно повторяться и для большей убедительности слов, и для более обширного муз.

На этом базисе вырабатывается ритм движения текста, который подчиняется муз. Иоанна Дамаскина «Плачу плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть» в 4-голосном концерте, предположительно нач. Партесный К. Среди них первым является контраст, затрагивающий все уровни организации муз. Само явление партесного К. Развертывание К.

Очень часто это противопоставление метров: 2-дольного, 4-дольного и группы 3-дольных, каждый из к-рых имеет характерные ритмические фигуры, что подчеркивает его индивидуальность. Контраст метров обеспечивает и смену скорости движения музыки показательным примером является «Воскресенский канон» Дилецкого. Иногда регулярная смена 2-дольного и 3-дольного метров образует рондальные структуры «Кто ны разлучит» на 5 голосов - см. В партесном К. Во-первых, это многохорность: чередование звучания 2 или 3 хоров либо их объединение. Во-вторых, сопоставление звучания tutti с ансамблем неск.

Этот факт вполне осознается исполнителями, о чем свидетельствуют ремарки: на полное звучание - «голосно» г , для ансамбля - «тихо» т. Названные контрасты способствуют большей эмоциональности муз. Один из основных принципов классификации партесных К. Авторы К. В концертах минорной группы условно говоря, покаянных сложился определенный круг интонаций, часто восходящих к средневек. Можно отметить такую особенность муз.

В соответствии с эстетическими принципами барокко минорная сфера часто глубоко драматична, здесь возможности минорного лада и гармонии играют большую роль о минорной сфере партесных К. Принцип порождения. В сфере мажора сильнее ритмическая четкость и активность. Большую роль играет полное аккордовое звучание и движение по аккордовым звукам, а также устремленность вверх, к кульминации Она же. От элементарной частицы до «большой формы». В каждом из классов произведений выработались устойчивые ритмо-интонационные формулы и последования, связанные как с конкретным словом, так и в еще большей мере с определенной эмоцией, к-рые можно назвать «постоянными эпитетами» подробнее об этом см.

В мажорных концертах - восходящее движение по типу золотого хода валторны начало К. Титова «Златокованную трубу». Велико значение тембра и фактурной организации как основных средств, к-рыми располагает многоголосие. Именно игра их возможностями и составляет сущность жанра К. Это может найти выражение в наиболее крупном контрасте - tutti и сопоставляемых с ним разнообразнейших по тембровому составу ансамблей, преимущественно 3-голосных, или же однотембровых групп голосов, как, напр. В выборе тембров для ансамблей авторы руководствуются эмоциональным эффектом, который будет производить то или иное сочетание голосов.

Так, тембр дисканта в наиболее высоком регистре на распевах - сильное средство в покаянных К. Для полномасштабного звучания более всего показательна аккордовая фактура, в то время как в ансамблях широко используется кантовое трехголосие. Имитационная полифония встречается довольно редко и характеризуется краткостью начального мотива. Уникальным примером является 3-я песнь из «Воскресенского канона» Дилецкого «Приидите, пиво пием новое» , представляющая собой 8-голосный бесконечный канон, где в постоянном кружении участвуют все голоса. Дилецкий организует целое по нескольким параметрам: 1-й - развитие всего материала из простейшей 2-звучной интонации начальный оборот «Воскресения день» с помощью разнообразнейших средств ее варьирования и трансформации; 2-й, символический,- соотношение мирского и Божественного, проявляющееся в противопоставлении 2-дольного быстрого и 3-дольного метра появляющегося с 4-й песни, его значение усиливается к концу сочинения , причем сфера 3-дольного Божественного выражена с помощью мензуры перфектного темпуса «Воскрес Исус от гроба» ; 3-й - организация всей структуры сочинения как воссоздания идеи восхождения: от 1-й песни: «От смерти убо ко жизни, и от земли на небо Христос Бог нас приведе» - к 9-й песни: «И нам дарова живот вечный» и соответственно от нисходящего движения муз. От элементарной частицы.

В 70-80-х гг. Об активности процесса развития жанра свидетельствует количество сохранившихся рукописных памятников, относящихся к данному и последующему периодам. Новый стиль вызвал к жизни необходимость теоретического осмысления творческой и исполнительской практики. В это время появляется 1-й музыкально-теоретический трактат по партесному пению - «Мусикийская граматика» Дилецкого самый ранний список относится к 1677, наиболее полный вариант был написан в Москве для подношения Г. Строганову в 1679; подробнее о классификации списков трактата см. Это муз.

Нек-рые из этих стихир встречаются в рукописях до сер. Дальнейшее развитие К. Возможно, наиболее значительным образцом является К. Другим примером может служить триумфальный К. Это произведение исполнялось, очевидно, во время триумфа по случаю возвращения Петра I из Персидского похода 1722. К этой же группе можно отнести панегирические К.

Тредиаковским во время короткого царствования Петра II, и нек-рые др. В нач. В это время возрастает значение панегирической сферы, но такие произведения создавались по устойчивой модели и отличались стереотипностью. В то же время покаянная область творчества становится более яркой и приобретает лирико-драматические черты. Из авторов партесных К. Об известной замедленности развития жанра может свидетельствовать возникновение такого важного явления в истории культуры, как пародия.

Это бытовая сценка из жизни подвыпивших бурсаков и певчих, написанная по всем правилам церковного партесного произведения подробнее см. Эпоха партесного К. Благодаря особенностям жанра переход от средневек. Остаются основные богослужебные жанры, язык и самое главное - участие человека как исполнителя. При всей новизне интонационного наполнения, метрической организации и проч. Новое муз.

Вплоть до наст. Благодаря этому сохранилась значимость партесного К. XVII - 1-й пол. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. О хоровой многоголосной композиции XVII - нач. Партесный концерт в истории музыкальной культуры.

Русская музыка XVII в. Пародия в русско-укр. Острог, 2011; Плотникова Н. XVII - сер. Витоки, музична теорiя та виконавська практика партесного багатоголосся: Канд. Герасимова-Персидская Духовный К.

Многие черты, присущие русской хоровой музыке этого периода в целом, присутствовали в духовном К. Период, охватывающий творчество композиторов от М. Березовского до С. Дегтярёва , стал «золотым веком» рус. Его историю можно условно разделить на 3 этапа. Первый этап 60-70-е гг.

Галуппи ; 2-й этап кон. Бортнянского , хотя в этом жанре вместе с ним работали и многие второстепенные авторы, напр.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий