Новости кому отдавали первый блин на масленицу

Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Потому что разделение Масленичной недели на две части – первая называлась Узкой Масленицей, а вторая – Широкой, тоже имело свой смысл. А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным.

Масленица: история, обряды и обычаи

Первые испеченные блины отдавали комам, то есть предкам, чтобы задобрить их перед земледельческим сезоном. Масленичной же неделе предшествовала родительская суббота, когда принято упоминать усопских и угощаться поминальными блюдами, в том числе и блинами. Первый блин комом — неверно переставили ударение и из-за этого исказили смысл, вообще правильная поговорка Первый блин комам, отсюда можно сделать вывод, кому посвящался этот блин.

Почему блины — символ Масленицы

Масленица стала ещё одним поводом развлечь своих читателей. Что ж, блины кушать — это хорошо. Но все ли «начинки» праздника вы знаете? Раскрыли ли для себя все его секреты? Тогда сейчас проверим.

В деревнях начинались гуляния, а также ставили праздничное чучело. И в этот день проходили смотрины невест. Третий день масленичной недели — «Лакомка». Именно в среду начинали принимать гостей. Кроме того, в этот день затья ходили к теще на блины. Четверг — «Разгуляй». Начиналось празднование широкой масленицы. В городах и деревнях в этот день было принято устраивать кулачные бои. Пятница — «Тещины вечерки». Наступала очередь зятя звать тещу в гости. Согласно обычаю, именно этот день был решающим: от него зависело, какими будут отношения в семье весь год. Шестой день — «Золовкины посиделки». В этот день к молодым в гости шли родственники мужа. Своей невестке они приносили подарки, чтобы, как гласит обычай, «задобрить ее». Седьмой день — «Прощенье». Последний день перед Великим постом называется Прощеным воскресеньем. На него принято наедаться блинами, сжигать чучело праздника. И, главное, по церковному обычаю — просить друг у друга прощения. Что дарят на масленицу На масленицу принято дарить блины собственного приготовления. В старину с ними ходили друг к другу в гости. Приглашают на них и сейчас. Кроме того, существует множество тематических подарков с народными мотивами. Это могут быть и деревянные ложки, и резные подсвечники с народными орнаментами. В последнее время набирают популярность небольшие соломенные чучела. Кроме того, на масленицу можно сделать подарок своими руками. Помимо чучела это могут быть солнце или цветы, вырезанные из картона. Рецепт вкусных блинов на масленицу Сейчас существует множество видов блинов. Их делают, например, из гречневой муки и добавляют даже какао, чтобы они имели шоколадный вкус. Однако нет ничего лучше традиционного рецепта тонких вкусных блинов. Для теста: молоко 500 мл, яйца 3 шт.

Также первый блин можно было отдать нищим , чтобы они помянули усопших. Во времена, еще более давние, чем те, когда появилась Масленица, первый блин относили кому с ударением на первый слог — то есть медведю, а праздник носил название Комоедица. Так славяне задабривали первых проснувшихся хозяев леса, которые съедали угощение и в благодарность не разоряли деревни. В первый день также было принято мастерить общее для всех чучело Масленицы , которое на седьмой день, в Прощеное воскресенье, сжигали на большом костре на окраине деревни. Замужние женщины отправлялись в гости к родителям, куда вечером наведывались и свекры. Дни Масленицы со второго по седьмой Масленица. Второй день носил название Заигрыши. Заигрывали парни с девками и наоборот — весь день был посвящен смотринам да инспекции кулинарных талантов потенциальных невест. Семейные пары в это время ходили в гости друг к другу, стараясь накрыть стол как можно богаче и удивить гостей обилием вкусностей. У такого щедрого приема был и практический смысл — считалось, что чем богаче накрыт стол на Масленицу, тем сытнее для семьи будет весь следующий год. Третий день — Лакомка. В среду гостей встречала теща — к ней приходил не только зять, но и его родня.

Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?

Масленница. История праздника и традиции.

Кому же все-таки первый блин? | Мир вокруг нас | ШколаЖизни.ру Первые испеченные блины отдавали комам, то есть предкам, чтобы задобрить их перед земледельческим сезоном.
Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять В давние времена первый блин всегда отдавали нуждающимся, птицам или бродячим животным.
Откуда пришла Масленица или почему первый блин комом Масленичная неделя. Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить.
Масленница. История праздника и традиции. Первый блин отдавали нищему или страннику, подразумевалось, что такой обряд делает землю плодородной.
Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды Новости Нижнего Новгорода Кому древние славяне отдавали первый блин и зачем сжигали соломенное чучело?

Зачем жечь чучело и кому отдать первый блин - о традициях Масленичной недели

© РИА Новости. «Рамблер» рассказывает, как называются дни масленичной недели и что было принято делать в эти дни. Происхождение Масленицы. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Масленица придет, блин да мед принесет. Первый блин отдавали нищему или страннику, подразумевалось, что такой обряд делает землю плодородной. В древние времена на Руси Масленицу называли по-другому, а выражение «первый блин комом» изначально имело иной смысл.

Другой праздник, или Первый блин комом

Славяне знали, что первый блин нужно отдавать «комам», то есть медведям. Первый блин было принято отдавать нищим и больным, чтобы они молились за души умерших. На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным. Первый блин всегда отдавали нищим, чтобы они молились за души усопших близких. Что нельзя делать на Масленицу: почему не стоит есть первый испеченный блин, использовать битую посуду, работать и убираться в доме. В древние времена на Руси Масленицу называли по-другому, а выражение «первый блин комом» изначально имело иной смысл.

Первый блин отдавать медведям и запрет языческих обрядов: как отмечали Масленицу в Царицыне

В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа — в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем. Воскресенье — «Проводы Масленицы». Начинается подготовка к Великому посту.

В этот день было принято доедать всю праздничную еду, просить прощения у близких, поминать усопших. Завершается праздник торжественным сожжением чучела Масленицы, как знак прощания с зимой. Традиции, обряды и обычаи Масленицы Одной из главной традиций Масленичной недели является обряд сожжения чучела. Он символизирует проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым.

К Христианству эта традиция не имеет никакого отношения.

Дни Масленичной недели С давних времен все дни недели Масленицы имели определенные названия и значения. Праздничная неделя начиналась в понедельник и делилась на «Узкую» Масленицу, включающую в себя три первых дня, и «Широкую» — оставшиеся четыре дня. В первую половину вместе с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал. В первый день Масленицы ходят в гости и начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям.

Вторник — «Заигрыши». В этот день парни и девушки катались с горок, знакомились и ходили друг к другу на блины. Родители устраивали смотрины, выбирали девушкам женихов. Среда — «Лакомка». День, когда теща печет блины для своего зятя и наблюдает за его вкусовыми пристрастиями во время застолья.

А вот праздновать Масленицу стали неделю, которая была разделена на два периода: Узкую и Широкую Масленицу.

Первые три дня, с понедельника по среду, - Узкая Масленица. Только в эти дни праздничные дни разрешалось заниматься домашними делами. Последние четыре дня, с четверга по воскресенье, - Широкая Масленица. Здесь уже работать считалось грехом. Каждый день получил свое название. Понедельник — «Встреча».

В этот день мастерили чучело Масленицы из соломы и с веселыми песнями возили на санях по деревне — для знакомства. Вторник — «Заигрыш». День отмечен смотринами невест. В Масленицу считалось важным посвататься, чтобы на Красную горку после Великого поста сыграть свадьбу. Молодежь начинала гулять, кататься с горок — праздник набирал обороты. Среда — «Лакомка».

В этот день пекли блины, накрывали столы. Особенно важным был в этот день приход зятя к теще. Она встречала его блинами и должна была оказать всяческие знаки внимания почетному гостю. Четверг — «Разгуляй». Это самая середина масленичной недели, когда гуляли уже «по полной»: с кулачными боями и конскими бегами, со взятием снежной крепости и веселыми пирушками, с ритуальными кострами и развеселыми песнями.

Также считалось, что вместе с огнем уходит все старое и плохое, а новое и хорошее, наоборот, приходит. Тот, кто не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. После принятия христианства празднование сократили до одной недели.

Есть несколько версий о происхождении названия Масленица. Согласно одной из них, люди пытались умаслить пришедшую весну. По другой, масло считалось символом достатка, коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. А еще праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом, и поскольку нельзя есть мясо, люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Во время Масленицы, если к вам в дом пришли гости, нельзя не пускать их. И встречать их нужно в чистом доме и за богато накрытым столом. Также не стоит резать блины ножом: считалось, что тогда в дом может прийти беда. Ругаться и злиться тоже не стоит.

От встречи до проводов Традиционно Масленица делится на Узкую первые три дня — понедельник, вторник и среда и Широкую последние четыре дня — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйством, но с четверга все работы прекращались — время веселиться и объедаться блинами. Понедельник называется «встречей». В этот день сваты ходили в гости друг к другу на блины. Первый блин, который выпекали в этот день, было принято отдавать бедным. Вторник — заигрыши. В этот день устраивали смотрины. От дома к дому ходили «позыватки» вроде глашатаев , которые в устной шутливой форме приглашали молодых людей одной семьи в дом другой по просьбе родителей.

Если родители договаривались о браке, свадьбу играли после Пасхи, на Красную горку. Среда — лакомка, или скоромная среда. В этот день зять с гостями ел блины у тещи. Блины в буквальном смысле ели до отвала. Еще подавали кашу и пряники. А молодые девушки собирались вместе и распевали веселые песни. Теща в этот день должна была особо заботиться о зяте.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий