Гагаузы живут в Моздокском районе Северной Осетии с незапамятных времен.
Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
где живут и численность. Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери. А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. Гагаузы вместе с болгарами пытались противостоять политике Кишинева, однако между обоими народами возникли разногласия.
Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа
Молдавские гагаузы очень не хотя повторить судьбу своих собратьев в других балканских странах, где из-за тюркофобии их преследовали. Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул. «Где живут гагаузы?» — давайте вспомним интересную видеозарисовку.
Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф.
По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию.
Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту...
Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г.
Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с.
На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г.
На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар.
Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г.
Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью.
Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г.
Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке.
На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой.
Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г.
Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г.
По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью.
Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г.
В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции.
Глава Гагаузии Гуцул: мы просто хотим дружить с Россией Читать ren. Автономия в составе Молдавии выступила резко против идей президента Майи Санду объединиться с Румынией. Чего на самом деле хочет Гагаузия и что будет делать, если Румыния все же поглотит Молдавию — обозреватель "Известий" Игорь Балдин узнал лично у главы автономии Евгении Гуцул. После встречи с президентом РФ Владимиром Путиным главу Гагаузии, по сути регионального политика, знает почти каждый и в нашей стране, и далеко за ее пределами. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", — говорит башкан глава Гагаузии Евгения Гуцул. В Молдавии два анклава, не согласных с прозападной политикой нынешнего Кишинева: Приднестровье, где стоят наши миротворцы, и Гагаузия — маленькая территория с населением в 150 тысяч жителей и при этом широкой автономией. Ее глава Евгения Гуцул на выборах победила под лозунгом партнерства с Россией, чем сразу нажила себе врагов в молдавских элитах. Глава автономии сдержала обещание.
Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа. Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу. В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу. В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая — обряд вызывания дождя с Пипирудой. В обряде «Пипируда» «бабочка» участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев.
После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками. В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе. В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха. На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора. На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет.
А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный. У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.
За ним было решающее слово во всех делах. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему». Свое уважение к жене муж выказывал тем, что не ругался при ней матом и не отпускал скабрезных замечаний.
Но женщины никогда не вмешивались с мужские разговоры, не давали мужу советов, сидели отдельно во время общих застолий, шли в нескольких шагах позади мужа на прогулках. Доставалось молодым женщинам и от свекровей. А еще раньше от самого старшего поколения: бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков, ее слово было важнее родительского. Готовый вступить в брак молодой человек, присмотревший невесту, сообщал об этом своим родственникам. Все, что касалось невесты, подвергалось тщательному рассмотрению: благосостояние семьи, здоровье самой девушки, ее репутация и пр. После бабушкиного: «нам подходит», отправлялись свататься. Шли рано утром или поздно вечером, чтобы скрыть «позор», если получат отказ. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд». Свадебное платье было зеленым, а вместо фаты — венок из цветов герани.
Зелёный цвет у гагаузов ассоциировался с плодородием и жизнью, а герань была цветком чистоты и непорочности. Невзирая на все превентивные символы чистоты, женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, начинали воспринимать нечистой. Она даже на родник за водой не могла сходить, пока не посетит церковь впервые после свадьбы. Новоиспеченную жену в семье мужа называли не иначе как «пришлая».
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны. Проживают гагаузы преимущественно в Бессарабии (Молдавия), где имеют собственную автономию, а также в Болгарии, Греции, Украине, России и других странах. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на Балканском полуострове. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков.
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
происхождение народа, где и как живут, фото. потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот. Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. Expand Menu. Контакты. Гагаузы что за нация где живут карта. Фото 7.
Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска
В середине 20 века только в одной Бешалме их было около 60 штук. Сейчас осталось только 2, использовать их по назначению уже давно не выгодно, но как памятник и место для селфи оставили. Внутри огромные механизмы, а снаружи пострадавшие от последнего урагана лопасти. Избушку кстати можно развернуть к ветру передом, для чего тут есть специальное колесо. Не просто переселенцы Центр маленькой Бешалмы выглядит как небольшой городок, с фонтанами, памятниками и храмом. Здесь в музее будем погружаться в историю Гагаузии, тем более, гостей тут встречают с виноградом. В здании несколько залов и каждый отвечает за определенную эпоху. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. Если бы не он, мы бы не знали как жили наши предки 100 лет назад», - рассказывает гид по музею Кеся Мария Ивановна.
Гагаузы в Бразилии Отдельный стенд в музее посвящен массовой эмиграции из Гагаузии в Бразилию в начале 20 века, когда эти края были частью Румынии вместе с остальной Бессарабией. Тысячи гагаузов тогда бросили родные края, часть из них вернулась, а остальные надолго потеряли контакт с родиной, пока в последнее время он не начал налаживаться. Уехать можно было только всей семьей и даже на паспорт фотографировали сразу всех её членов.
В результате Санду не смогла оспорить победу Гуцул, но отказалась назначить её членом правительства Молдавии, как того требует законодательство страны. Как отмечает старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Маргулис, давление Кишинёва на Гагаузию связано с антироссийским курсом молдавских властей. Такой внешнеполитический вектор не поддерживается ни населением, ни руководством Гагаузии», — заявил аналитик в беседе с RT. Эксперт констатирует, что Кишинёв сейчас не соблюдает автономный статус Гагаузии.
В полной мере эти положения не выполняются при нынешнем руководстве Молдавии. На этом фоне население республики, значительная часть которого трудоустраивается на территории России, а многие имеют российские паспорта, видят в Москве силу, которая способна сохранить за Гагаузией её права автономии», — говорит эксперт. Также по теме Молдавия при президенте Майе Санду постепенно утрачивает независимость, заявил экс-глава республики Владимир Воронин. Он также... Комрат столица Гагаузии. В результате цены очень высоки. Кроме того, со стороны отдельно взятых кишинёвских элитариев постоянно звучат угрозы о необходимости отмены автономного статуса Гагаузии.
Численность гагаузов сегодня составляет порядка 155 тысяч человек. Примечательно, что их родным языком является диалект турецкого. В Гагаузии есть собственный герб, флаг и гимн. Кроме того, в Гагаузии есть глава, который избирается на свои полномочия раз в четыре года и входит в состав молдавского правительстве.
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России 7 марта 2024, 08:10 Фото: Соцсети На митигнах в Гагаузии российский триколор часто соседствует с гагаузским Встреча главы Гагаузкой автономии Молдавии с президентом России и ее заявления по этому поводу вызвали крайне жесткую реакцию официального Кишинева. Игорь Злобин Продолжает обостряться ситуация в Молдове, в двух регионах которой — Приднестровье и Гагаузии — усиливаются сепаратистские настроения.
После переговоров она заявила, что рассказала российскому президенту «о беззаконных действиях» молдавских властей, мстящих «нам за нашу гражданскую позицию и верность национальным интересам»: «Кишинев шаг за шагом отнимает наши полномочия, ограничивает бюджет, нарушает законные права, провоцирует нестабильность и дестабилизацию в Гагаузии и во всей стране». Путин и Гуцул встретились в Сочи Фото: Соцсети Гуцул также отметила, что Путин обещал поддержать Гагаузию «в отстаивании ее законных прав, полномочий и позиций на международной арене». Молдавские власти жестко отреагировали на эти слова. Уже в ночь на 7 марта был срочно созван Совет безопасности, на котором и о. Никто нам не запретит дружить с Россией Российский сетевой аналитик Евгений Николаев считает это событие «невероятным» по своем значению, поскольку, по его мнению, «Россия фактически отозвала признание Молдавии как независимого государства».