Иностранный источник по новому закону — это государства, органы власти, иностранцы, лица без гражданства, уже признанные иноагенты и связанные с ними лица.
Какое наказание грозит иноагенту в России
- Путин подписал закон о запретах для иноагентов
- Подводя итоги:
- Популярное за неделю
- Подводя итоги:
- Юристы оценили новый закон об иноагентах
- Кто такие иностранные агенты в России и за что можно получить этот статус
Значение слова «иноагент»
Как работает статус иноагента в России и почему вокруг него столько споров? | Сейчас иноагентом могут признать физлицо, иностранное СМИ, НКО и общественное объединение. |
Кто из знаменитостей попал в список иноагентов в России - Толк 30.01.2023 | Иностранные агенты не могут быть организаторами публичных мероприятий, членами избирательных комиссий с правом решающего нтам в том числе запрещено преподавать в государственных образовательных организациях, принимать участие в закупках. |
Путин подписал закон о запретах для иноагентов | В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган. |
Что значат НКО–иноагенты для государства?
- Новости об иноагентах
- Расшифровано, на чем могут попасться «пособники иноагентов» согласно новому закону
- Кого могут признать иноагентом
- Кто из знаменитостей попал в список иноагентов в России - Толк 30.01.2023
- Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение
- «Им рынок дороже страны». Иноагенты продолжают зарабатывать деньги в России | Аргументы и Факты
ИНОАГЕНТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ
Если же иноагентом признали такое юрлицо, учреждать новое не нужно. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Иностранный источник по новому закону — это государства, органы власти, иностранцы, лица без гражданства, уже признанные иноагенты и связанные с ними лица.
Как (не) стать иностранным агентом?
Значение слова ИНОАГЕНТ. Что такое ИНОАГЕНТ? | Политика - 23 ноября 2022 - Новости Ярославля - |
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы - Агентство социальной информации | Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. |
Новости об иноагентах | статус иностранного агента может быть установлен для некоммерческих организаций. |
Кто такие иноагенты и за что можно попасть в этот список
Скорее всего, сбежавший из России юморист Максим Галкин (физическое лицо, признанное в РФ иностранным агентом) будет пытаться идти до конца, чтобы снять с себя статус иностранного агента. Принят закон, закрепляющий понятие «иностранного агента» и указывающий, какие функции иноагент не вправе выполнять. «Иностранный агент» — это некоммерческая организация, которая финансируется из-за рубежа и занимается политической деятельностью. Иностранные музыканты и российские исполнители со статусом иноагента столкнулись с трудностями при получении авторского вознаграждения за публичное воспроизведение своих композиций, сообщили РБК источники концертного рынка и представители нескольких артистов.
Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
Статья 10. Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов 1. Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов осуществляется уполномоченным органом и его территориальными органами во взаимодействии с иными органами публичной власти. Положение о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов утверждается Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона. Предметом государственного контроля за деятельностью иностранных агентов является соблюдение иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, в частности настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов. В отношении иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут проводиться плановые и внеплановые проверки. Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица обязаны оказывать уполномоченному органу содействие при осуществлении государственного контроля за деятельностью иностранных агентов, предусмотренного настоящей статьей, в том числе предоставлять необходимые сведения и материалы. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в части 6 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом или его территориальным органом незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плановые проверки иностранных агентов проводятся не чаще чем один раз в год. Уполномоченный орган, его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1 запрашивать у органов управления юридическим лицом распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пунктом 2 настоящей части; 2 запрашивать у органов публичной власти, а также у кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и получать такую информацию; 3 направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях; 4 проводить проверки соблюдения иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах; 5 выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проведения контрольных мероприятий лицо, деятельность которого выступает в качестве объекта контроля, вправе давать пояснения, представлять дополнительно любые сведения и материалы по своему усмотрению. Уполномоченный орган ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о деятельности иностранных агентов, содержащий в том числе информацию об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью. Статья 11. Ограничения, связанные со статусом иностранного агента 1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума.
Включение должностного лица или гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов иностранными агентами. Иностранный агент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума. В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещаются перечисление и или получение денежных средств, а также передача и или получение иного имущества от иностранных агентов.
Иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от иностранных агентов, а также не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с иностранными агентами. Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и или педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами. Иностранный агент не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Иностранный агент не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также принимать участие в отборе исполнителей услуг в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном муниципальном социальном заказе на оказание государственных муниципальных услуг в социальной сфере". Иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности.
Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные иностранными агентами за исключением физических лиц или в их пользу. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части, касающейся применения упрощенной системы налогообложения. Иностранный агент не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность.
Обычные люди, которые персонально признаны иноагентами, тоже должны открыть свою компанию. Если в случае с организацией принцип понятен — государство может применять меры ответственности только к российскому юрлицу, — то почему люди-иноагенты должны создавать компании, причем на практике получается, что именно коммерческие, с точки зрения права непонятно.
У человека или организации, попавших в реестр, есть месяц на создание юрлица и еще месяц, чтобы сдать отчетность. Причем уведомление о создании по закону можно отправить или через сайт или Почтой России. И если НКО могут загрузить форму прямо на сайте Минюста — такой функционал там есть, — то для СМИ за годы с момента появления закона такую обещанную законом техническую возможность так и не обеспечили. Поэтому путь один — ногами на почту. Зарегистрировать компанию довольно сложно: нужно правильно заполнить все бумаги, что для человека без подготовки почти нереально, найти бухгалтера, даже если отчетность будет нулевой, нужно открыть счет и иметь в банке как минимум 10 тысяч рублей в качестве уставного капитала.
Еще юрлицу нужен адрес регистрации. При этом ни в какой реестр иноагентов это юридическое лицо по закону не включается. Организации, созданные физлицами-иноагентами, по закону тоже должны сдавать отчетность в налоговую по специальным формам. А сами физлица должны ежеквартально сдавать отчеты в Минюст. В отчете нужно расписать, откуда получены деньги и на что потрачены — условно говоря, 20 тысяч на питание, 3 на покупку бумаги, 5 на корм кошке.
При этом нигде не указано, как именно это учитывать, нужно ли хранить и прикладывать к отчетности чеки. Отчеты сдаются по формам, утвержденным для НКО-иноагентов, но гражданам, признанным иноагентами, приказ Минюста позволяет, например, не указывать в документах ОГРН и информацию об органах управления. С 2022 года формы отчетности серьезно изменятся. Например, если раньше нужно было отчитываться ежеквартально, то, если не будет изменений, касающихся отчетов СМИ-иноагентов, скоро государству нужно будет 7 отчетов, сдавать которые придется с разной периодичностью и в разные сроки в течение года. Физлицам-иноагентам остается ждать, что Минюст выпустит новый приказ, как им сдавать отчетность.
Рано или поздно, когда для СМИ и журналистов появится механизм выхода из реестра, ООО многим больше не понадобятся и их надо будет ликвидировать. Это сложная процедура, которую самостоятельно людям без юридического образования и бизнес-практики тоже не осилить. Если юрлицо просто бросить, рано или поздно его исключат из ЕГРЮЛ, но тогда учредитель-журналист на три года лишится права учреждать любые другие организации. Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента 2023 Размещение рекламы у блогеров-иноагентов достигло 133 млн рублей Объем размещения рекламы у блогеров-иноагентов в России по итогам 2023 года превысил 133 млн рублей. Статистика опубликовала в феврале 2023 года.
Как пишет РБК со ссылкой на материалы ЕРИР, рекламой у иноагентов, по данным Роскомнадзора, в 2023 году интересовались компании в сферах дополнительного образования , визовых услуг и оформления гражданства других стран, а также компании, предоставляющие юридические, медицинские и туристические услуги, услуги психологов и продажи цветочной продукции. Всего по итогам 2023 года в ЕРИР поступила информация о том, что рекламные интеграции были заказаны у 15 иноагентов.
Через 5 лет, в 2017 году был принят закон о СМИ-иноагентах, устанавливавший их определение. Согласно ему, это юрлица, зарегистрированные за рубежом, или иностранные структуры без образования юрлица, и финансируемые из иностранных источников.
В дальнейшем в законодательство вносились поправки, позволявшие СМИ-иноагентам публиковать информацию через российские юрлица, признанные иноагентами и учрежденные ими же. Все материалы таких СМИ и их юридических лиц должны сопровождаться указанием на "иностранного агента". В 2020 году особый законопроект приравнял к иноагентам отдельных физических лиц и незарегистрированные общественные объединения, которые ведут политическую деятельность на средства из-за рубежа. Распространение материалов и информации о физлицах и организациях, включенных в реестры иноагентов, возможно только с указанием о принадлежности к иностранным агентам.
Сведения об иноагентах заносятся в реестр Минюста. Сейчас ведомство ведет четыре таких реестра: НКО-иноагентов; СМИ-иноагентов и люди, и юрлица ; незарегистрированных общественных объединений; физлиц-иноагентов. Закон об иноагентах в Грузии В Грузии в феврале-марте 2023 года обсуждались два законопроекта об иноагентах , автором обоих выступило общественное движение "Сила народа".
Статья 1. Иностранные агенты Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Федеральный закон от 14. Иностранные агенты 1.
Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
Новый закон об иноагентах: что меняется для НКО
Как не стать физлицом-иноагентом. Памятка Daily Storm | Проще говоря, иноагентами называют тех, кто лоббирует интересы других государств и как-то пытается повлиять на общественное мнение граждан РФ, политическую обстановку в стране, собирает информацию о военной сфере и\или получает какую-либо помощь из-за рубежа. |
Иноагенты: как безопасно писать о них в СМИ и соцсетях | Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой. |
Кто такие иностранные агенты в России и за что можно получить этот статус
В реестре уже более 180 позиций. Незарегистрированные общественные объединения или движения. Если не зарегистрированы в качестве юридического лица, ведут политическую деятельность на территории России и финансируются от зарубежных источников. Физические лица обычные граждане. Если получают поддержку из-за рубежа, ведут какую-либо политическую деятельность в РФ и распространяют информацию широкому кругу лиц либо целенаправленно собирают сведения в области военной, военно-технической деятельности РФ. Изначально Минюст предполагал, что граждане будут включаться в этот реестр самостоятельно. Однако затем начал вносить их туда принудительно.
В реестр внесено уже более 20 человек. Как власти ограничивают иностранных агентов в России Статус и накладываемые ограничения начинают действовать на следующий день после включения в реестры. Иноагенты в России обязаны сообщать о наличии статуса коллегам и подчиненым, а также органам власти.
Личную позицию, которая направлена на решение внутренних проблем, от позиции, которая сформирована под иностранным влиянием и с помощью иностранной поддержки. Вторая вряд ли направлена на защиту внутренних интересов государства и общества, считает Лебедев. Я поддерживаю», - добавляет юрист. Внешнеэкономическая деятельность купля-продажа не относится к сфере этого закона.
Но если компания имеет в составе участников иностранное лицо, то оно находится под иностранным влиянием и может быть признано иностранным агентом.
К ним применяются требования закона, регулирующего правовой статус НКО-иноагентов. Все информационные материалы таких СМИ и их юрлиц должны сопровождаться указанием на то, что они созданы или распространяются иностранным агентом. Статус иноагента для физических лиц, юрлиц и незарегистрированных общественных объединений 2 декабря 2019 года в законодательство РФ были внесены поправки, которые впервые определили возможность присвоения статуса иноагента физическим и юридическим лицам, если те распространяют или участвуют в создании информации СМИ-иноагентов и в той или иной форме финансируются из-за рубежа. Согласно документу, к таким иноагентам могут быть применены положения закона об НКО-иноагентах "в порядке, установленном Минюстом России".
Согласно принятым поправкам, по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО-иноагентов для таких общественных объединений установлен порядок учета. Сведения о них заносятся в соответствующий реестр. Такой же механизм признания иностранными агентами закреплен законом для физических лиц. Кроме того, документом был введен запрет на распространение в СМИ в том числе в интернете информации о некоммерческих организациях, незарегистрированных общественных объединениях и физических лицах, включенных в реестры иностранных агентов, а также их материалов без указания о принадлежности к иноагентам. Реестры иноагентов В настоящее время Минюст ведет четыре реестра: НКО- и СМИ-иноагентов в него вносятся в том числе юридические и физические лица , а также незарегистрированных общественных объединений и отдельный список физлиц-иноагентов.
Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало 27 июня 2013 года некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ" Москва. Впоследствии многие НКО исключались из реестра иноагентов подавляющее большинство попало в него принудительно - по итогам проверок , в том числе из-за своей ликвидации. В настоящий момент в этом списке числится 733 организации.
А если СМИ - нельзя выкинуть часть про физлицо. Всем нужно употреблять полную форму. Какое наказание предусмотрено за несоблюдение этих законов? За первое нарушение - штраф до 10 тысяч рублей на граждан или до 500 тысяч рублей на юрлицо. За повторное - 50 тысяч на граждан, 1 миллион на юрлицо. Третье в течение года - до 5 миллионов, но только на юрлица.
Правда, юрлицо обязано быть у каждого гражданина, который зарегистрирован как иноагент, так что тут вопрос, как именно он будет наказан. И ещё один момент. Заметили звёздочки возле некоторых имён и названий организаций? Расшифровка звёздочек в конце поста пролистайте , а здесь поясняю. С 5 апреля этого года за отсутствие таковой пометки при упоминании иноагентов в соответствии со статьёй 13. При этот законы об иноагентах весьма избирательно применяются. Очевидно, что в реестре СМИ-иноагентов должны быть миллионы зарубежных газет, телеканалов и сайтов - примерно все, что есть в мире. А в списке физлиц-иноагентов - миллионы граждан.
В законе упоминаются «информационные ресурсы» — что это?
- Кто такие иноагенты и за что можно получить этот статус
- Новости об иноагентах
- Report Page
- Запрет рекламы у иноагентов: разбор нового закона
- Кто такой иноагент (теперь)?
- Закон об иноагентах: что это такое? | Вестник Кавказа
Кто такие НКО–иноагенты?
Иностранный агент — это физическое или юридическое лицо, которое, являясь резидентом одной страны, действует в интересах другой. Иностранные агенты не могут быть организаторами публичных мероприятий, членами избирательных комиссий с правом решающего нтам в том числе запрещено преподавать в государственных образовательных организациях, принимать участие в закупках. Физические лица-иноагенты — люди, которые получают иностранное финансирование и занимаются в России политической деятельностью в интересах другой страны или собирают данные в военно-технической сфере. Важно: если лицо не находится под иностранным влиянием и не финансируется из-за рубежа, но распространяет информацию или участвует в политике, то такое лицо тоже не может быть признано иностранным агентом. минюст, единый реестр, иноагенты, пособники Замминистра юстиции Олег Свириденко отвечает за все реестры иноагентов.
Кто в России иностранный агент: кто они такие и почему компании и россияне так боятся этого статуса
Что касается финансирования из-за рубежа, то в этом случае, по ее словам, важен сам факт получения денег. Было бы логично, если бы учитывалось получение денег от иностранного источника именно за политическую деятельность, но такой оговорки нет. Сейчас есть три вида иностранных агентов. Первый — это НКО и незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иноагента. Реестр есть на сайте Минюста, в нем более тысячи записей, он ведется уже очень давно. Второй вид — это иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента. Реестр также ведет Минюст, в нем — 17 иноагентов.
Практически полностью этот список состоит из проектов «Радио Свобода». А еще пять — это физлица, которые попали в реестр под конец 2020 года. Это правозащитник, три журналиста и активист. Эти физлица находятся именно в реестре СМИ-иноагентов. И есть еще третий вид иноагентов — это физлица-иноагенты. Реестра пока не существует.
Проверьте соответствие информации приведённым источникам и удалите или исправьте информацию, являющуюся оригинальным исследованием. В случае необходимости подтвердите информацию авторитетными источниками. В противном случае этот раздел может быть удалён. Впрочем, согласно американскому закону FARA, 13 ноября 2017 года российский телеканал RT America вынужден был зарегистрироваться в качестве «иностранного агента» [71]. Противники закона считают, что термин «иностранный агент» в русском словоупотреблении носит однозначно негативный смысл, являясь, по их мнению, синонимом понятия «шпион» а не нейтрального «представитель иностранных интересов» [63] — как, впрочем, и в английском [72]. Российский журналист Владимир Кара-Мурза заявил: Никому не придёт в голову объявлять «Репортёров без границ» французским агентом, а «Международную амнистию» — британским.
Во-первых, агент — это всегда чей-то конкретный агент. А не «иностранный» вообще. Во-вторых, статус агента предусматривает наличие двустороннего договора. В-третьих, даже наличие договора необходимое, но ещё не достаточное основание для возникновения статуса агента. В-четвертых, все эти законы устроены так, что для объявления организации «иностранным агентом» не требуется устанавливать и тем более доказывать наличие связи между получением денег и деятельностью, которую законодатели считают политической. Как одно из следствий такого явно антиправового положения оказывается, что не имеет никакого значения сумма «иностранного финансирования».
Так, Лига избирателей, собравшая несколько миллионов рублей пожертвований от российских граждан, была признана «иностранным агентом» из-за того, что получила от гражданина Молдовы пожертвование на 240 руб [73]. Официальный Вашингтон, критикуя российский закон и связанную с ним практику как нарушающие демократические нормы и направленные на преследование независимых НПО, указывает, что американский закон, в отличие от российского, «не направлен конкретно на НПО, но главным образом применяются к юридическим фирмам и пиар-агентствам, нанятым правительством иностранного государства и выступающим в качестве агента иностранного принципала» [74].
Опаснее всего звание иностранного агента для физического лица. Так как закон изначально писался для организаций, новым физлицам-иноагентам приходится создавать ИП с уставным капиталом от 10. Это сказывается на их времени и финансах. По сети гуляет шутка о «знаке качества», который якобы даёт статус иностранного агента.
Однако тем, кого признали иноагентами, не до смеха: необходимо отчитываться за все доходы и расходы, а каждое высказывание, включая комментарии под видео с котиками, нужно помечать дисклеймером о том, что это написано и или распространяется иностранным агентом. За малейшую ошибку грозят штрафы от 10 тысяч рублей, а при последующих нарушениях возможно лишение свободы на срок до 5 лет. Статус иностранного агента перекрывает личность человека, и уже не важно, чем он или она занимается — люди видят то, что это иностранный агент, который по букве закона работает во вред России по заказу иностранного государства.
В противном случае этот раздел может быть удалён. Впрочем, согласно американскому закону FARA, 13 ноября 2017 года российский телеканал RT America вынужден был зарегистрироваться в качестве «иностранного агента» [71]. Противники закона считают, что термин «иностранный агент» в русском словоупотреблении носит однозначно негативный смысл, являясь, по их мнению, синонимом понятия «шпион» а не нейтрального «представитель иностранных интересов» [63] — как, впрочем, и в английском [72]. Российский журналист Владимир Кара-Мурза заявил: Никому не придёт в голову объявлять «Репортёров без границ» французским агентом, а «Международную амнистию» — британским. Во-первых, агент — это всегда чей-то конкретный агент.
А не «иностранный» вообще. Во-вторых, статус агента предусматривает наличие двустороннего договора. В-третьих, даже наличие договора необходимое, но ещё не достаточное основание для возникновения статуса агента. В-четвертых, все эти законы устроены так, что для объявления организации «иностранным агентом» не требуется устанавливать и тем более доказывать наличие связи между получением денег и деятельностью, которую законодатели считают политической. Как одно из следствий такого явно антиправового положения оказывается, что не имеет никакого значения сумма «иностранного финансирования». Так, Лига избирателей, собравшая несколько миллионов рублей пожертвований от российских граждан, была признана «иностранным агентом» из-за того, что получила от гражданина Молдовы пожертвование на 240 руб [73]. Официальный Вашингтон, критикуя российский закон и связанную с ним практику как нарушающие демократические нормы и направленные на преследование независимых НПО, указывает, что американский закон, в отличие от российского, «не направлен конкретно на НПО, но главным образом применяются к юридическим фирмам и пиар-агентствам, нанятым правительством иностранного государства и выступающим в качестве агента иностранного принципала» [74]. По его словам, «правило FARA следующее: лоббисты, которые работают на иностранное правительство, обязаны регистрироваться.
Но это простые факты: они берут деньги откуда только могут, но они не работают от имени иностранных фондов.