До 13 сентября продлится прием заявлений избирателей Курской области для дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы, Курской областной Думы и местных выборах. 12 декабря состоялась презентация доклада «Электронное голосование на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Электронное голосование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Регистрация участников в дистанционном электронном голосовании на выборы президента России в 2024 онлайн через сайт Госуслуги: пошаговая инструкция.
В России запустили электронное предварительное голосование на выборах
Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году | Чтобы принять участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) через Госуслуги, перейдите на сайт и следуйте инструкции. |
Упрощать – значит не вникать. Как в России появилось дистанционное электронное голосование | В Белгородской области впервые в дистанционно-электронном голосовании при проведении выборов в Совет депутатов городского округа примет участие Новооскольский городской округ. |
Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году | Дистанционное электронное голосование на выборах в сентябре 2023 года будут применять 24 региона РФ, ДЭГ затронет более 20 млн избирателей. |
Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно | Дистанционное голосование может пройти также на выборах в органы местного самоуправления в Чувашии, Томской области и на выборах депутатов Оренбургского горсовета. |
Выборы дистанционно: как проголосовать онлайн через Госуслуги
То есть электронное голосование организует структура, подчинённая одному из кандидатов на выборах! Повышенный интерес политологов вызывает исследование проблем электронного голосования, влияния электронного голосования на политическое участие и легитимность выборов. Что такое электронное голосование и как им пользоваться вы узнаете в Центре компетенций "Дистанционное Электронное голосование". Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это один из современных способов голосования, который не требует посещения избирательного участка, а проводится онлайн на специальном портале, доступном для избирателей с компьютера или мобильного устройства. Стали известны окончательные данные по голосованию на выборах президента России.
Особый российский путь
- Онлайн-голосование впервые применят на выборах президента РФ - Российская газета
- Электронное голосование пройдёт на выборах в сентябре в 24 регионах РФ
- Выборы-2024: как проголосовать онлайн с компьютера или смартфона
- ДЭГ 2024: регистрация на выборы президента России
- Как проголосовать онлайн на выборах в 2024 году: пошаговая инструкция
Что такое ДЭГ? Как проголосовать на выборах президента 2024 онлайн – полная инструкция
Мобильный избиратель сможет участвовать в выборах президента Российской Федерации в рамках ДЭГ - 17 марта 2024 года. Что такое ДЭГ Дистанционное электронное голосование ДЭГ —является одним из современных способов голосования, не требующего посещение избирательного участка, поскольку проводится онлайн на специальном портале, который доступен для избирателей с компьютера или мобильного устройства с возможностью подключения к сети «Интернет». ЦИК России сформирована территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования на период проведения выборов Президента РФ. В ее состав вошли 12 человек от политических партий и общественных палат.
Регистратор осуществляет обработку поступивших заявлений ДЭГ, а также формирование данных для составления списков участников ДЭГ. Кроме того, он является держателем ключей регистратора по каждому голосованию и сервиса подписи вслепую открытого ключа участника ДЭГ, обеспечивающего доступ к бюллетеню. К основным функциям организатора ДЭГ относятся: генерация ключевой пары и разделение первого ключа шифрования бюллетеня между держателями частей ключа; загрузка исходных данных о голосованиях, полученных от организующих выборы избирательных комиссий; загрузка данных о поданных и учтенных заявлениях от регистратора для формирования списка участников ДЭГ; формирование запроса на создание ключей регистратора по каждому голосованию; генерация ключевой пары для формирования итогового ключа шифрования бюллетеней для каждого голосования; запуск и остановка голосования; сборка ключа из частей, полученных от держателей части ключа; загрузка собранного ключа расшифрования в блокчейн ключа комиссии ; запуск подсчета голосов: формирование итогового бюллетеня и его расшифровка; получение данных об итогах голосования и протокола об итогах голосования; подписание протокола об итогах голосования с помощью электронной подписи.
Внутренний наблюдатель. Участник, осуществляющий наблюдение за процессом голосования из специализированного помещения, оснащенного средствами доступа к отдельным узлам компонента «Распределенное хранение и учет голосов». Может осуществлять действия по поиску данных в распределенной БД , просмотр этих данных, просмотр списков избирателей, исходных данных. Имеет доступ к расширенным метрикам мониторинга работы системы. С помощью специализированного инструмента с открытым кодом , может выгружать и проверять корректность расшифровки итогового бюллетеня. Внешний наблюдатель.
Любой пользователь, осуществляющий наблюдение за процессом голосования с портала наблюдения, публикующего статистические данные о голосовании в интернете. Имеет возможность получить выгрузку транзакций из сети блокчейн в виде файлов, публикуемых на портале наблюдения. Используя программный инструментарий с открытым кодом, внешний наблюдатель может: проверить целостность транзакции; проверить криптографические доказательства корректности бюллетеня; проверить корректность суммарного шифротекста; проверить криптографические доказательства корректности расшифровки; проверить корректность суммирования частичных расшифровок суммарного бюллетеня. Организующие избирательные комиссии. Предыстория и перспективы дистанционного электронного голосования в России Формат ДЭГ в России впервые применили в трех избирательных округах на выборах депутатов в Московскую городскую думу 8 сентября 2019 года на базе платформы для голосования, разработанной силами ДИТ Москвы. Тогда этот опыт носил экспериментальный характер, и не обошлось без проблем: наблюдались сбои по причине неполадок в работе аппаратуры для шифрования бюллетеней [9].
Установка подобного оборудования предписывается нормативами информационной безопасности. Платформа для удаленного голосования, разработанная в Москве , также использовалась во время голосования по поправкам к конституции, которое проходило с 25 июня до 1 июля 2020 года: система применялась в Москве и в Нижегородской области. Остальные регионы ЦИК тогда сочла недостаточно подготовленными. Кроме того, московскую платформу применяли на довыборах муниципальных депутатов в сентябре 2020 года. В сентябре формат онлайн-голосования испытали также на довыборах в Госдуму в Курской и Ярославской областях. А в декабре 2020 года председатель ЦИК Элла Памфилова заявила, что к 2024 году электронное голосование на выборах могут внедрить по всей стране.
Уверенно можно говорить о том, что дистанционное электронное голосование в масштабах всей страны может быть осуществлено к следующей федеральной кампании, а не к 2021 году. Следующая федеральная кампания — это у нас 2024 год, — сказала она [10]. Глядя на то, как активно государство вовлекало избирателей в ДЭГ в 2021 году, масштабно продвигало его в СМИ и соцсетях , можно сказать, что участие как можно большего количества граждан в нем для государства представляется очень важным. А в Москве, в частности, появилась инициатива проведения программы «Миллион призов — ВыбираемВместе» для москвичей, которые проголосуют на выборах депутатов Госдумы с 17 по 19 сентября. Московская торгово-промышленная палата провела розыгрыш квартир среди участников ДЭГ, зарегистрированных в программе [11]. Вместе с тем, перед выборами в сентябре 2021 года Элла Памфилова дала большое интервью « Ведомостям », в котором заявляла, что ЦИК пока не спешит с дополнительным расширением дистанционного голосования.
Мы не спешим, поскольку расширение этого дополнительного к основному вида голосования должно происходить по мере повышения доверия к нему и расширения общественно-политического консенсуса. А пока, когда одни, как КПРФ, требуют запретить его, а другие — срочно внедрить по всей России, мы должны соизмерять каждый шаг с нашей способностью обеспечивать безопасность и надежность системы на каждом витке ее развития, - заявила Памфилова «Ведомостям» [12]. А в Минцифры после завершения дистанционного электронного голосования 19 сентября заявили, что их ведомство технически готово масштабировать эту систему на всю страну [13]. Зарубежный опыт Ряд стран уже более 10 лет ведут разработки в области систем ДЭГ, однако к масштабному их использованию пока практически никто не перешел. Это связано и с технической сложностью реализации необходимых для голосования требований, в числе которых конфиденциальность волеизъявления, открытость и прозрачность голосования, защита от вмешательства извне, и с особенностями местных выборных законодательств. Толчок к развитию таких систем дало появление технологии распределенного реестра — блокчейна.
Она позволяет закрыть ряд проблемных участков, имеющих отношение к безопасности и прозрачности. Теперь блокчейн используется в качестве основного элемента ДЭГ. Первой страной в мире, использовавшей систему электронного голосования на республиканских выборах, является Эстония. Собственно, она на данный момент — единственная страна, где полномасштабно применяется дистанционное электронное голосование. Эта опция доступна для всех избирателей в стране. Данный вид голосования с учитывающимся результатом в Эстонии проводится с 2005 года.
В 2019 году около половины избирателей выбрали эту опцию на выборах в европейский парламент в 2019 году [14]. Удаленная аутентификация пользователей реализована с применением электронных удостоверения личности ID-карт , которые включают сертификаты для электронной подписи. В Норвегии , к примеру, система ДЭГ разрабатывается с 2008 года.
Избирателю останется дождаться начала голосования. Но надо убедиться, что их запись на платформе «Мос-ру» полная. Это можно сделать в разделе «Профиль». Если там написано «У вас полная учетная запись», можно ждать начала голосования.
Если нет — заполните анкету и подтвердите личность через госуслуги, МФЦ или банк. Те, кто подал заявление на участие в ДЭГ и не отозвал его до указанного времени, голосуют дистанционно, на участке бюллетеня для них не будет. С 08:00 15 марта до 19:59 17 марта по местному времени избиратели могут заходить на платформы, чтобы проголосовать. В день голосования на платформах появится кнопка «Проголосовать». Ее нужно нажать, а затем: Авторизоваться через учетную запись госуслуг и нажать «Перейти к голосованию». Ознакомиться и нажать «Подтвердить» под согласием с условиями ДЭГ. Подтвердить личность кодом из смс, нажать «Продолжить» и получить электронный бюллетень.
Поставить галочку напротив фамилии выбранного кандидата — передумать и поменять галочку невозможно, — нажать «Проголосовать». Получить поздравление «Вы проголосовали. Спасибо за участие в дистанционном электронном голосовании» и квитанцию об отправке бюллетеня в ЦИК. Москвичам надо сделать то же самое на портале «Мос-ру».
Какие ещё сервисы доступны избирателям Для тех, кто в день голосования будет далеко от дома, на Госуслугах работает сервис «Мобильный избиратель».
Он позволяет голосовать не по месту прописки, но в пределах избирательного округа. С помощью сервиса можно выбрать удобный избирательный участок на дополнительных выборах депутатов Госдумы, а также на региональных кампаниях.
Дистанционное электронное голосование – опасная «дубина» и «афера» буржуазной власти
Электронное голосование в помещении для голосования Электронное голосование в помещении представляет собой форму голосования на выборах и референдумах без использования бюллетеней на бумажном носителе, с применением разнообразных технических средств, включая бюллетени , подготовленные в электронном виде программно-техническими средствами. Как правило, в ходе проведения выборов и референдумов используются следующие виды технических средств, обеспечивающих электронное голосование Лысенко В. Электронное голосование избирателей на выборах и референдумах: зарубежный опыт : технические средства подсчёта голосов на основе использования сенсорных технических средств голосования комплексы электронного голосования с подтверждением волеизъявления избирателей на бумажных носителях либо без таковых; технические средства подсчёта голосов на основе сканеров бумажных избирательных бюллетеней комплексы обработки бумажных избирательных бюллетеней ; сканеры избирательных бюллетеней для подсчёта избирательных бюллетеней голосов избирателей непосредственно членами участковых избирательных органов на основании бумажных избирательных бюллетеней, заполненных избирателями. Впервые электронное голосование в помещении для голосования с использованием перфокарт и компьютеров для подсчёта голосов было применено на первичных президентских выборах в США в 1964 г. Дистанционное электронное голосование Дистанционное электронное голосование представляет собой форму голосования на выборах и референдумах с использованием специального программного обеспечения , которое не требует присутствия избирателя в помещении для голосования. Дистанционное электронное голосование может осуществляться в следующих формах Григорьев. Одним из первых государств, которое начало использовать дистанционное электронное голосование на постоянной основе, стала Эстония. С 2005 г. Наблюдается тенденция к постепенному увеличению числа избирателей, использующих дистанционное электронное голосование. На парламентских выборах 2007 г.
Закрытый разделен под видеозаписью, а через неделю его воссоединят для участников процедуры пересчета голосов. Изменения в систему безопасности вносятся каждый год, и в настоящее время она полностью соответствует всем нормам. Исключены варианты, при которых может проголосовать бот. Для обеспечения поддержки и консультаций избирателей по возникающим вопросам, запущена работа ситуационного центра предварительного голосования.
В его состав входят юристы и ИТ-специалисты. Добавим, что избиратели имеют возможность зарегистрироваться на сайте PG. RU до 26 мая, при этом их учетные данные верифицируются через портал «Госуслуги». В Единый день голосования проведут 78 избирательных кампаний, в ходе которых будут замещены более 34 тысяч мандатов.
На сайте «Единой России» отметили, что проверить корректность голосования смогут все желающие через сайт PG. Помимо технологии блокчейна, «Единая Россия» ввела еще один дополнительный ключ. Он будет открытый, им будет шифроваться каждый электронный бюллетень. В 2023 году электронное голосование впервые будет проходить в новых регионах России. Об этом рассказал замруководителя думской фракции партии Евгений Ревенко.
Эти люди как никто другой доказали свою преданность Родине и готовность встать на ее защиту», — поделился Ревенко. Для того, чтобы отдать свой голос, гражданин России должен зарегистрироваться на сайте PG.
После осуществления волеизъявления избирателем повторное голосование не допускается. Избиратель, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бумажный бюллетень на избирательном участке. Он может воспользоваться техническими средствами для участия в ДЭГ непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определенных порядком такого голосования. Для участия в онлайн-голосовании на федеральной платформе избирателю необходимо зарегистрироваться на портале vybory. Подать заявление на участие в ДЭГ можно в период от 45 до 3 дней до дня голосования. Голосование проходит с 08:00 первого дня голосования до 20:00 последнего дня по местному времени. Для подготовки и проведения онлайн-голосования формируется территориальная избирательная комиссия ДЭГ.
В Москве ДЭГ проводится с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг, являющегося частью государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование". Электронное голосование в 2022 и 2023 годах В сентябре 2022 года в ходе единого дня голосования система ДЭГ применялась в восьми регионах. Еще в одном субъекте РФ - Москве, где состоялись выборы депутатов муниципальных образований, онлайн-голосование прошло на региональной платформе. В сентябре 2023 года ДЭГ было проведено в 25 субъектах Федерации, в том числе на довыборах депутатов Госдумы в одномандатных округах в Республике Крым и Липецкой области, на выборах глав Алтайского края, Воронежской, Московской, Нижегородской, Новосибирской и Псковской областей и др. В 24 регионах в 18 - впервые электронное голосование состоялось на федеральной платформе.
Есть ли будущее у дистанционного электронного голосования в России? Комментарий Георгия Бовта
Надеюсь, у меня это получилось. Если Вы хотите узнать поглубже о проблемах электронного голосования, рекомендую статью Петра Жижина : Словарь метафор Замки и ключи — Ключи шифрования Блокчейн — Витрина Шаг 1. Формирование списка кандидатов Демонстрация кандидатов и их номеров наблюдателям ДИТ до выборов подготавливает список из кандидатов и каждому из них присваивает уникальный номер. И этот список выкладывают на всеобщее обозрение в витрину, где на него могут посмотреть независимые наблюдатели. Шаг 2. Формирование ключей и замков Также до выборов ДИТ формирует часть замка и один из двух ключей.
Этот ключ нужен для получения итоговых результатов выборов и до конца голосования он остается у организаторов выборов. Другую часть замка и второй ключ формирует браузер избирателя непосредственно во время голосования. Ключи и замки На самом деле, там чуть сложнее, но суть одна — этот ключ формируется и находится у представителей власти. В 2022 году ключ разделили на пять частей. Перед подведением итогов голосования его соединяют обратно.
Почему именно они? Потому что Шаг 3. Голосование Подмена номеров кандидатов Избирателю в браузер от ДИТа приходит список кандидатов с их номером и половина замка.
А вот сами ли они голосуют или за них это делает организатор голосования, никак наблюдать нельзя. Ещё очень важный момент состоит в том, что применяемые математические протоколы тайного голосования обеспечивают эту тайность только в том случае, если если протоколы идентификации избирателя, выдачи бюллетеней и подсчета голосов существуют и работают независимо друг от друга. Собственно, эта группа математических протоколов так и называется «протокол двух агентств». Отдельно хвастаются блокчейном.
Хотя как раз он для таких протоколов голосования и не нужен. Но «пипл хавает» и, путая с биткойном, верит в безопасность. Отдельно хвастовство пропагандистов позволяет выявить неприглядные действия государства. Венедиктов признан СМИ-иноагентом , хвастаясь тем, что в электронном голосовании за «поправку об обнулении» приняло участие множество избирателей, никогда ранее не участвовавших в обычном бумажном голосовании, выдал информацию о факте отслеживания участия избирателей в выборах это не предусмотрено законом и не может быть сделано в рамках существующих процедур. Хуже, чем в Эстонии Отдельно интересна история про опубликованный код системы. Часть кода опубликована, в основном та, которую пользователь и так увидит в своём браузере. Но пропагандисты заявляют об этом таким тоном, как будто опубликован и проанализирован весь код.
При этом разработчики заявляют, что гласность действий при выборах их не волнует, система привязана к «Госуслугам» и mos. Этим же оправдывается и отказ публиковать даже существенныe описательныe документы ДЭГ. В частности, даже пресловутая техническая рабочая группа так и не показала пользователям в деталях, как же устроено московское «отложенное голосование». И есть основания предполагать, что посчитать итоговые, «последние отданные конкретным избирателем» голоса организаторы ДЭГ смогут как хотят, вплоть до того, что покажут совершенно произвольные установленные начальством цифры.
Это логично. К примеру, 200 лет назад далеко не все умели читать и писать. А сейчас каждый может прочитать, что написано в бюллетене. Может быть, когда-нибудь все будут хорошо понимать, как работает IT-инфраструктура, и тогда электронное голосование реализуют и в Германии. Например, что у нас будет переголосование — якобы для защиты от административного давления. На вопрос: «а как вы гарантируете, что вы сами не переголосуете за избирателя», нам обещали представить математическое доказательство корректности выбора последнего голоса.
Нам его, естественно, не предоставили. За день до голосования правительство Москвы приняло постановление о дистанционном электронном голосовании. Причём оно даже не опубликовано на сайте правительства, его нашли только в бумажных вестниках. И про московскую систему у нас больше ничего официального нет. Есть только несколько схем, словесных описаний алгоритмов, частично опубликованный код. Причём у нас есть 100-процентное доказательство того, что на выборах применялся не тот код, который нам был представлен. Изначально планировалось, что переголосовать человек может до конца текущих суток. Потом решили, что переголосовать можно будет в течение суток с первого голосования. Но в опубликованном кусочке кода говорится, что вы голосуете именно до конца текущих суток, по первому варианту. Поэтому мы можем смело говорить, что опубликован код, который точно не использовался на выборах.
Что ещё там поменялось — мы не знаем. Прошло голосование, члены избирательной комиссии от оппозиции не признавшей результаты, подавали своё особое мнение. Потом пошли в суд. А суд сказал, по существу, примерно следующее: какое электронное голосование, какой блокчейн, ничего этого не было. Есть бюллетени, есть протокол комиссии, и ваши претензии не обоснованы. А то, что вы не имели возможности контролировать личность голосующих, правильность формирования списка и так далее, это ваше дело. Да, то, что попало внутрь блокчейна, это не меняется. Но, как говорил один из разработчиков первой схемы асимметричного шифрования, «если в блокчейн попал мусор, он там останется навсегда». Нам говорят, что блокчейн не подделать, но что именно туда попало — мы не контролируем. Одно из требований «протокола двух агентств», то, чем обеспечивается «прозрачность урны» — публикация всех голосов.
И вы можете проверить, что там есть ваш голос, что его не выбросили. Но официально этой возможности не дали: мы, мол, не можем вам дать механизма проверки вашего голоса, потому что он не предусмотрен 67-ФЗ. Но если вы реализуете алгоритм, который этого требует, сделайте это! Или реализуйте другой алгоритм, или откажитесь от электронного голосования до лучших времён. Далее, у нас есть два регулятора безопасности, которые следят за тем, чтобы государственные информационные системы были правильными, чтобы туда не могли проникнуть злоумышленники. Это федеральная служба по техническому и экспортному контролю ФСТЭК , которая следит за тем, чтобы система не содержала незадекларированных возможностей, чтобы она делала ровно то, что написано в документации, и чтобы нельзя было делать в ней что-то другое. Другой регулятор информационной безопасности — это ФСБ. Там есть отдел, который занимается алгоритмами шифрования. И в государственных информационных системах могут применяться только отечественные алгоритмы шифрования. Соответственно, ФСБ должна выдать некий сертификат, что в данной системе криптография применяется правильно.
Но в нашем случае она ничего не сказала про московскую систему электронного голосования. Потому что она реализована настолько плохо, настолько не соответствует документации, что даже сказать нечего. Применяются алгоритмы шифрования, не разрешённые в Российской Федерации, американские. Но и в Российской Федерации вообще не стандартизирован алгоритм слепой электронной подписи, над ним только работают в соответствующем подразделении ФСБ. То есть с соблюдением российского законодательства такую систему в принципе нельзя реализовать. Федеральную систему разработали примерно так же, с отсутствием «двух агентств», только более правильно сделали криптографию. Но их описания системы в документах тоже не правдивы. Потому что, например, там говорится, что в системе находится рабочее место рядового члена комиссии, он выполняет какую-то операцию, связанную с включением или исключением из списка. Но до публикации этого документа Центральная избирательная комиссия поменяла регламент голосования, и эта операция была исключена. Таким образом, мы видим, что они подавали документы регулятору не на ту систему, которую они будут использовать.
Теперь непосредственно о результатах выборов. Вы знаете, что есть математик Сергей Шпилькин, который анализирует территориальное распределение голосов с точки зрения статистических аномалий. Здесь же, при электронном голосовании, так как они выполняли требование опубликовать итоговые голоса, они были опубликованы с меткой времени. Хотя это не было точное время, когда подавался голос, это было специально сделано для обеспечения тайны голосования. Но был сделан анализ распределения по времени голосования за тех или иных кандидатов.
Мы имеем дело с первым опытом национального масштаба на федеральных выборах с применением всей цифровой инфраструктуры. Довольно высок уровень технической подготовки. Причем сама платформа электронного голосования существует в рамках цифрового правительства, а не сама по себе, что дает дополнительные преимущества гражданам Максут Шадаев Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преимущества Электронного голосования Автономность Если вы интроверт, то это для вас идеальное решение — не надо ни с кем общаться, сам себе регистрируешься, и ни с кем дополнительно не общаешься 1 Данные о голосовании не могут быть изменены или удалены. Неизменное хранение данных обеспечивается блокчейн-платформой 2 Доступность Никогда еще голосование не было столь удобно для людей с ограниченными физическими возможностями и временно нетрудоспособных. Абсолютно ничем.
Основные требования, которые предъявляются к любой системе голосования в России, одинаковы и для традиционного очного голосования, и для дистанционного электронного голосования, и определены положениями Федерального закона от 12. У нас полностью проработана модель угроз вместе с профильными ведомствами. Мы уверены, что, с точки зрения информационной безопасности, анонимизации пользователей, мы всем необходимым требованиям соответствуем Максут Шадаев Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Почему систему Электронного голосования выстраивают на архитектуре Блокчейн? Сам по себе Блокчейн blockchain в дословном переводе с английского означает «цепочка блоков» и является вариацией базы данных, представленных в виде связанных в цепочку блоков информации, хранящихся на большом количестве разрозненных персональных компьютеров по всему миру. Ключевое преимущество блокчейна заключается в том, что каждый из фрагментов цепочки представляет собой структурированный файл, хранящий информацию созданную за определенный период.
Что такое ДЭГ? Как проголосовать на выборах президента 2024 онлайн – полная инструкция
Электронное голосование на выборах — голосование, проведённое при помощи электронных средств подсчёта голосов или технологий для онлайн-голосования. Чтобы принять в нем участие, нужно иметь подтвержденную (полную) учетную запись РИА Новости, 22.08.2023. Трамп, уверенно победив в голосовании на участках, затем просел и не менее уверенно проиграл выборы по итогам почтового голосования. Электронное голосование позволяет гражданам участвовать в выборах из любой точки мира, в которой есть доступ к интернету. К 2024 году дистанционное электронное голосование может быть внедрено в масштабах всей страны.
Как проголосовать онлайн на выборах в 2024 году: пошаговая инструкция
Почему горит Россия? и силовиков заставляют регистрироваться на госуслугах для электронного голосования на выборах. С 2020 года граждане России получили возможность голосовать на выборах при помощи федеральной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Как подать заявление на Дистанционное электронное голосование на выборах Президента РФ 2024?
Выборы президента России впервые пройдут с использованием дистанционного электронного голосования
К их числу относятся: предоставление избирателям возможности голосовать вне избирательных участков и помещений для голосования; упрощение участия в выборах и референдумах граждан, проживающих или находящихся за границей; расширение доступа к процессу голосования для избирателей с ограниченными возможностями; повышение явки на выборы путём предоставления дополнительных способов голосования; приведение голосования в соответствие с уровнем развития общества и продвижение новых технологий в качестве средства коммуникации и участия граждан в демократических процессах; снижение общих затрат на организацию и проведение выборов или референдумов; более достоверное и оперативное обнародование результатов. В то же время практика использования дистанционного электронного голосования в различных государствах мира показала существование ряда рисков, связанных с обеспечением стандартов демократических выборов. Среди указанных рисков можно выделить следующие: нарушение принципа личного голосования и свободы волеизъявления в процессе дистанционного электронного голосования; возможность вмешательства в системы обработки голосов избирателей, поданных при помощи дистанционного электронного голосования; нарушение тайны голосования; нарушение гласности и транспарантности избирательного процесса посредством осуществления наблюдения со стороны как непосредственных участников избирательных кампаний, так и общественности; усложнение процедуры обжалования результатов выборов в судебном порядке Гриценко. Указанные риски заставили ряд государств установить мораторий на применение дистанционного электронного голосования в избирательном процессе например, Германия в 2005 при применении устройств для голосования определённого типа; Ирландия в 2003. Электронное голосование в России Применение электронного голосования в РФ изначально носило экспериментальный характер и не имело юридически обязательного значения. Устройства для обработки бюллетеней использовались на выборах губернатора Ленинградской области в 1996 г. Первый эксперимент по проведению дистанционного электронного голосования электронного опроса избирателей был проведён в 2008 г. Новомосковск Тульской области Митин.
Законодательное оформление процедуры электронного голосования впервые было осуществлено в 2005 г. Электронное голосование осуществлялось в помещениях для голосования при помощи следующих технических средств автоматизации голосования: комплексы обработки избирательных бюллетеней, основанные на считывании информации с избирательных бюллетеней оптическим сканером; комплексы для электронного голосования, которые представляют собой электронные терминалы для голосования, использующие технологии электронного бюллетеня.
По словам главы управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артема Костырко, перед применением ТЭГ необходимо будет пройти обыкновенную процедуру сверки паспортных данных и удостоверения личности. Далее, после осуществления волеизъявления, голос передадут в блокчейн, где информация надежно защищена от удаления или изменения. Так же как ДЭГ не заменил, а дополнил традиционный формат голосования, так и терминалы на участках — это дополнительная возможность. Почему бы не предложить и на участках параллельно с бумажным электронный формат голосования?
Главным новшеством станет применение ТЭГ", — рассказал он.
Еще в 2022 году в Москве испытали электронный список избирателей и новую систему сканирования паспортов. Удобства такого формата голосования неоспоримы — можно участвовать в ДЭГ без предварительной записи и выбирать способ волеизъявления не заранее, а прямо в день голосования. По словам главы управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артема Костырко, перед применением ТЭГ необходимо будет пройти обыкновенную процедуру сверки паспортных данных и удостоверения личности.
Это федеральная служба по техническому и экспортному контролю ФСТЭК , которая следит за тем, чтобы система не содержала незадекларированных возможностей, чтобы она делала ровно то, что написано в документации, и чтобы нельзя было делать в ней что-то другое. Другой регулятор информационной безопасности — это ФСБ. Там есть отдел, который занимается алгоритмами шифрования. И в государственных информационных системах могут применяться только отечественные алгоритмы шифрования. Соответственно, ФСБ должна выдать некий сертификат, что в данной системе криптография применяется правильно.
Но в нашем случае она ничего не сказала про московскую систему электронного голосования. Потому что она реализована настолько плохо, настолько не соответствует документации, что даже сказать нечего. Применяются алгоритмы шифрования, не разрешённые в Российской Федерации, американские. Но и в Российской Федерации вообще не стандартизирован алгоритм слепой электронной подписи, над ним только работают в соответствующем подразделении ФСБ. То есть с соблюдением российского законодательства такую систему в принципе нельзя реализовать. Федеральную систему разработали примерно так же, с отсутствием «двух агентств», только более правильно сделали криптографию. Но их описания системы в документах тоже не правдивы. Потому что, например, там говорится, что в системе находится рабочее место рядового члена комиссии, он выполняет какую-то операцию, связанную с включением или исключением из списка.
Но до публикации этого документа Центральная избирательная комиссия поменяла регламент голосования, и эта операция была исключена. Таким образом, мы видим, что они подавали документы регулятору не на ту систему, которую они будут использовать. Теперь непосредственно о результатах выборов. Вы знаете, что есть математик Сергей Шпилькин, который анализирует территориальное распределение голосов с точки зрения статистических аномалий. Здесь же, при электронном голосовании, так как они выполняли требование опубликовать итоговые голоса, они были опубликованы с меткой времени. Хотя это не было точное время, когда подавался голос, это было специально сделано для обеспечения тайны голосования. Но был сделан анализ распределения по времени голосования за тех или иных кандидатов. И вдруг выяснилось, что начали активно переголосовывать за провластных кандидатов в субботу вечером и с обеда в воскресенье.
Вы можете убедиться, что ваш голос попал в блокчейн, но вы не можете убедиться, что туда не попали другие голоса от вашего имени. И результаты выборов по Москве резко изменились. В других регионах была федеральная система, там не было переголосования. И там электронно голосовал существенно меньший процент. Возможность проверки в Москве была затруднена, нельзя было посмотреть адрес проголосовавшего, сверить со списками — что в обычном списке человек вычеркнут, а в списке для ДЭГ он присутствует. Когда некоторые статистические моменты выплыли, Венедиктов организовал «группу сверки», чтобы айтишники убедились, что всё посчитано верно. Коммунисты мне предложили туда войти. Группа проанализировала некоторые факты и сказала: нам для более подробной проверки нужны данные, которые находятся у ДИТ Москвы, логи серверов, которые у вас гарантированно есть.
Чтобы все вопросы были сняты. Но нет, они в Общественной палате опубликовали 30-страничный отчёт, смысл которого сводился к тому, что мы вообще ничего сказать не можем, нам нужны ещё данные, и мы будем работать дальше. Но Венедиктов использовал его для истерики о том, что «они ничего не нашли». И это было в такой хамской форме, что коммунисты вышли из этой группы. Я формально не коммунист, поэтому я там остаюсь и продолжаю следить за происходящим ДЭГ. У нас явно не хватает информации. Скажем так, у нас не хватает так много информации, что мы не имеем права говорить, что электронное голосование прошло честно. Потому что поправки Вяткина-Ламейкина, которые внесены, предлагают оставить всё как есть: для федеральных выборов всё решает ЦИК, а для региональных регионы могут разрабатывать свои системы.
Но написано так, что, получается, город Москва имеет право не согласовывать с ЦИКом и проводить выборы как хочет. Мы же предлагаем такие поправки, которые должны быть для честных выборов. Мы аккуратно прошлись по закону, мы все аспекты, которые раскрыты для других видов голосования например, досрочного или надомного , попытались раскрыть и для электронного с учётом его специфики. Но эти поправки не были приняты. Кстати, и депутат Парфёнов предложил несколько поправок, самая существенная из которых — что народ сначала должен на обычном референдуме решить, хочет ли он вводить электронное голосование. Это была бы вполне логичная поправка. Потому что есть две противоположных точки зрения: либо это люди молодые и продвинутые, которые это делают осознанно, либо это те, кого принуждают. Там было видно, кто проголосовал — и это были либо пенсионеры, кому сложно прийти, кто был на самоизоляции, либо молодёжь.
На думских выборах мы не знаем этого портрета. Но его однозначно знает власть. Потому что после голосования мы обсуждали, как это прошло, и Венедиктов сказал, что большой процент проголосовавших на ДЭГ никогда не голосовал до этого раньше. Его тут же спросили: а вы откуда это знаете? И он сразу понял, что ляпнул что-то не то, сослался на МГИК. По крайней мере, та информация, которая у нас есть, позволяет довольно уверенно считать, что результаты московского ДЭГ были однозначно «поправлены».
Электронное голосование: как выбрать президента онлайн?
За этим стоит сложная математика и криптография. Электронный бюллетень формируется на устройстве пользователя, а не на каких-то серверах , и в неизменном виде поступает в систему. При голосовании в браузер пользователя загружается приложение — протокол «слепой подписи», которое обрабатывает бюллетень таким образом, что система, знающая, кому она выдала бюллетень, не знает, как он заполнен. А система, которая получила заполненный бюллетень, не знает, кому этот бюллетень был выдан. У бюллетеня есть признак, никак с конкретным пользователем не идентифицируемый, не сопоставляемый, поясняет Артамонов. А сравнивать все по логам, на серверах — это технически крайне сложная задача, хотя не сказать, что нереализуемая, добавил Олег Артамонов. Он также указал, что в 2020 году на голосовании по поправкам в конституцию дистанционного голосовали более 1 млн человек, и не было ни одного свидетельства того, что кого-то потом вызвал начальник за «неправильное» голосование при том, что подобные случаи обычно быстро становятся достоянием общественности. Московская платформа По данным ДИТ, использовавшаяся в 2019 году система голосования была реализована силами их сотрудников с применением блокчейн-платформы Ethereum. В рабочей группе по обеспечению дистанционного голосования на выборах в Мосгордуму в 2019 году участвовали представители « Лаборатории Касперского ». Они также оказывали экспертную поддержку ДИТ в процессе организации удаленного голосования относительно изменений в Конституции [7]. А в мае 2021 года «Лаборатории Касперского» достался подряд на развитие системы столичного дистанционного электронного голосования через интернет.
За 160 календарных дней, на которые рассчитан срок работ, компания получит около 270 млн рублей. Основными задачами работ, как следует из ТЗ, стали обеспечение процесса подачи гражданами заявлений на участие в ДЭГ, автоматизация рассмотрения заявлений на участие в ДЭГ и уведомление заявителей о его ходе, обеспечение формирования списков граждан, допущенных к ДЭГ, обеспечение тайны и анонимность волеизъявления, автоматизация взаимодействия между пользователями системы. Также целями заявлены автоматизация предоставления информации о ходе ДЭГ для общественных наблюдателей, процесса получения информации об обращениях и жалобах граждан, процесса формирования статистики о ходе ДЭГ. Кроме того, компания разрабатывает новый продукт для голосований — « Polys. ГОСТ ». Но в мае 2021-го в «Лаборатории Касперского» говорили, что в рамках исполнения нового договора с ДИТ для развития системы ни Polys, ни «Polys. ГОСТ» применяться не будут. Отличия федеральной платформы от московской Функционально московская система голосования на платформе mos. В других регионах этой опции пока не предусмотрено. Переголосование означает, что избиратель имеет возможность снова получить электронные бюллетени и поменять свой выбор или повторить его через три часа после предыдущего голосования.
В итоге будет засчитан последний выбор. Официально это называется «отложенным голосованием». Обе системы используют блокчейн и смарт-контракты. Но одно из технических ключевых отличий — в московской системе при подсчете голосов сначала предполагается расшифровка бюллетеней, после чего их в расшифрованном виде сгруппируют и определят результаты. Они сначала сгруппировываются в зашифрованном виде, а потом происходит расшифровка суммарного бюллетеня. Это возможно благодаря использованию технологии гомоморфного шифрования. Также в федеральной системе используется специальный криптографический алгоритм для анонимизации избирателей, который называется «слепая подпись». Этот алгоритм в системе ДЭГ, позволяющий отделить персональные данные избирателя, по которым он получает бюллетень, от идентификатора с которым бюллетень будет записан в систему, достаточно хорошо исследован мировым криптографическим сообществом. В Московской системе используется механизм анонимизации собственной разработки. Примечательно, что после окончания процедуры голосования ЦИК 17-19 сентября опубликовал результаты ДЭГ из всех регионов, кроме московского — они появились с существенной задержкой днем 20 сентября.
При том что ранее после голосования по поправкам к конституции итоги электронного голосования стали известны уже через час. Власти Москвы объяснили задержку тем, что результаты ДЭГ в столице были пересчитаны несколько раз к утру 20 сентября. Такая необходимость была связана с возможностью отложенного голосования, которую предоставили только москвичам, сказал глава ДИТ Москвы Эдуард Лысенко [8]. Все к утру было пересчитано несколько раз на всякий случай в связи с тем, что у нас в отличие от всей страны была уникальная функция для людей — отложенное голосование, — цитирует Лысенко РБК. А избиратели Москвы , как уже упоминалось выше, используют платформу, предоставляемую правительством Москвы. Ниже разберем подробно роли участников в федеральной системе ДЭГ. Первым звеном для доступа к ДЭГ является портал госуслуг. Он реализует функцию информирования и подачи заявлений для участия в ДЭГ, а также идентификацию и аутентификацию граждан. Оператором портала госуслуг является Минцифры. За ДЭГ отвечает ЦИК России — независимый федеральный государственный орган с исключительными полномочиями в сфере подготовки и проведения выборов.
Все основные функции — от проверки наличия избирателя в списках участников ДЭГ, предоставления ему возможности проголосовать по конкретным бюллетеням, до учета волеизъявлений, подсчета голосов и подведения итогов голосования, реализуются с использованием программно-технического комплекса ДЭГ.
По данным Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации с 29 января по 11 марта 2024 года осуществляется прием заявлений о включении мобильных избирателей в единый список избирателей по месту нахождения. Таким образом, жители 28 регионов России имеют возможность участвовать в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , предварительно подав заявление. Мобильный избиратель сможет участвовать в выборах президента Российской Федерации в рамках ДЭГ - 17 марта 2024 года. Что такое ДЭГ Дистанционное электронное голосование ДЭГ —является одним из современных способов голосования, не требующего посещение избирательного участка, поскольку проводится онлайн на специальном портале, который доступен для избирателей с компьютера или мобильного устройства с возможностью подключения к сети «Интернет».
Когда вы можете провести над сообщением такое преобразование, что будет понятно, что этот документ подписал кто-то из данного списка людей, но кто именно — неизвестно. И ещё через какое-то время был придуман математический алгоритм, который при соблюдении некоторых условий позволяет организовывать тайное голосование — очень похожее на то, которое происходит у нас на обычных выборах. У обычного голосования есть определённые требования: должна быть прозрачная урна, она запечатана, со списками избирателей и бюллетенями работает только комиссия и так далее. То есть гарантии того, что в выборы не будет вмешательства. Для математического алгоритма были придуманы такие же вещи. И их обязательно надо соблюдать, для того чтобы выборы оставались честными и тайными. Одним из требований такого математического алгоритма, называемого «протокол двух агентств», который реализует электронное голосование, является то, что одни люди должны проверять, что вы находитесь в списке избирателей, выдавать электронный аналог бюллетеня, а другие — считать голоса. И они не должны общаться между собой. Именно это даёт гарантию соблюдения тайны вашего голоса. Но проблема в том, что в системах электронного голосования, которые у нас применяют, этот «протокол двух агентств» не был реализован полностью - от него были реализованы только криптографические функции, но не организационные.
У нас и «выдачей бюллетеней», и подсчётом голосов занималось одно и то же агентство. Департамент информационных технологий в случае с Москвой и «Ростелеком» в случае с федеральной системой. В 2019 году из рассказа представителей ДИТ Москвы о том, как у них всё будет безопасно, мы поняли, что они собираются реализовывать именно «протокол двух агентств», а данные о выданных «бюллетенях» и голосах сохранять в блокчейне. Но возник вопрос: вы же одно агентство, вы легко сможете посмотреть, кто как проголосует, а ещё сравнить с порталом Mos. Тогда они сказали, что подсчёт голосов отдадут городской избирательной комиссии. Но этого не произошло, они и не собирались этого делать. Получается, что эксперты были нужны Венедиктову и Общественной палате для того, чтобы потом сказать: «смотрите, они ничего не нашли». Но во многих случаях оказывалось, что мы и не можем ничего найти, потому что нам негде искать. Условно говоря, нам надо проверить, что находится вон за той дверью, а дверь закрыта. И так было все последующие два года.
Представитель мэрии Артём Костырко нам говорил: да-да, мы откроем её на следующей неделе, ничего не мешает. Но она по-прежнему закрыта. Сейчас, после проведения более подробного исследования, даже того кусочка программного кода, который опубликован, достаточно, чтобы понять, что там были все возможности для «внутреннего нарушителя». Что персонал Департамента информационных технологий имеет возможность вмешиваться в выборы. Основное требование «протокола двух агентств» они реализовывать так и не стали. На сегодняшний день у нас нет ни одного нормального документа на эту информационную систему, который бы говорил о том, как они реализуют эти выборы. У айтишников принято публиковать код своих систем, чтобы их могли использовать или проверить. Так вот, для Москвы этот код полностью не опубликован. Самые важные, самые интересные куски, связанные с тем, как проверяется избиратель, изъяты. Если московскую систему у нас пропагандирует Венедиктов, то для федеральной системы, начиная с её появления в 2020 году, федеральная общественная палата завела своих карманных пропагандистов.
Это так называемая Партия прямой демократии, известная в народе как «танчики». Их возглавлял тогда Вячеслав Макаров, бывший директор «World of Tanks», который работал в Фонде эффективной политики - а этот фонд сейчас почти в полном составе работает в Администрации Президента. Но они больше айтишники и не такие искушённые политики, как Венедиктов. И они начали пробалтываться. Они думали, что раз эта рабочая группа при Общественной палате Москвы, то она такая же карманная, как и группа при федеральной Общественная палате, и с нами можно говорить о чём угодно. Например, они проболтались о том, что администрация президента поставила задачу реализовать электронное голосование, чтобы управлять «электоральными султанатами». И вторая задача — знать реальные результаты в этих регионах. Осенью 2021 года нас с коллегами позвали наблюдать за электронным голосованием в Эстонии, там были муниципальные выборы. Там всё значительно более открыто — и разработчики, и комиссия. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным.
Видно, что многие вещи, которые у нас реализуются, внешними признаками скопированы с эстонской системы. Но там развита электронная инфраструктура, электронные паспорта у всех граждан, наличие электронной подписи, государство не скомпрометировало себя злоупотреблениями при использовании информационных систем. У нас с этим очень плохо. В России, конечно, применяется электронная подпись, в том числе подтверждённая государством. Но у нас регулятором всей этой сферы является ФСБ: естественно, они этот бизнес под себя подмяли и то, как они к этому относятся, серьёзно останавливает развитие рынка электронной подписи. Мы вынуждены сделки с банком подписывать эсэмэской, что очень небезопасно в ряде случаев. Во-первых, голосование должно быть организовано независимой комиссией. Второе: избиратель голосует лично, в его личности вы убеждаетесь с помощью паспорта, а эти документы массово подделать сложно. Активное избирательное право проверяется по прописке, то есть даже если вас нет в списках, при её наличии вы всё равно сможете проголосовать. Сохраняется тайна голосования.
Эстонская система электронного голосования позволяет всё это реализовывать.
По словам главы управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артема Костырко, перед применением ТЭГ необходимо будет пройти обыкновенную процедуру сверки паспортных данных и удостоверения личности. Далее, после осуществления волеизъявления, голос передадут в блокчейн, где информация надежно защищена от удаления или изменения. Так же как ДЭГ не заменил, а дополнил традиционный формат голосования, так и терминалы на участках — это дополнительная возможность. Почему бы не предложить и на участках параллельно с бумажным электронный формат голосования?
Что за дистанционное электронное голосование и кто может воспользоваться?
- Электронное голосование пройдёт на выборах в сентябре в 24 регионах РФ
- Как проголосовать через ДЭГ
- Электронное голосование в России — Википедия
- Прошу удалить мой номер
- Зачем власти электронное голосование и как с ним бороться. - YouTube
- Что необходимо, чтобы можно было применять электронное голосование?
Главные новости
- Выборы президента России — как зарегистрироваться и проголосовать через ДЭГ
- Дистанционное электронное голосование в России. История и особенности - ТАСС
- Что такое ДЭГ
- В России запустили электронное предварительное голосование на выборах
- Уроки Геббельса
- Прошу удалить мой номер
Выборы президента России впервые пройдут с использованием дистанционного электронного голосования
Безопасность и анонимность электронных голосов и при голосовании онлайн, и при голосовании на участке с помощью электронного терминала обеспечивают прокси-сервер анонимайзер, технология блокчейн и ключи шифрования. Экс-гендиректор футбольного клуба "Новосибирск". Дистанционное электронное голосование впервые будет применено на выборах президента РФ. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это голосование без бумажного бюллетеня. Центризбирком разрешил 29 регионам провести дистанционное электронное голосование на выборах президента. ДЭГ Дистанционное электронное голосование Безбумажные выборы Электронное голосование Цифровизация выборов и референдумов. Электронное голосование там является досрочным, многодневным, а в сам финальный день голосования можно свой электронный голос заменить бумажным.