Краткое содержание. Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита». Никогда не разговаривайте с неизвестными. Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Мастер и Маргарита Краткий пересказ произведения М. Булгакова»).
М. Булгаков. Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
Маргарита Николаевна своего мастера и не думала забывать, да и с сытой жизнью в особняке мужа так и не свыклась. Книги из ролика и любые другие на Литрес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: 0 рублей за первый месяц. Краткое содержание Мастер и Маргарита. М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в декабре 1928 года и продолжалась вплоть до смерти писателя. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, краткое содержание которого представлено ниже, относится к шедеврам мировой классической литературы. Маргарита Николаевна своего мастера и не думала забывать, да и с сытой жизнью в особняке мужа так и не свыклась.
Мастер и маргарита сокращенное содержание
> Литература > Краткие содержания > 11 класс >. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова (1928-1940) – книга в книге. Краткое содержание Михаил Булгаков – Мастер и Маргарита на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку. Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита». Никогда не разговаривайте с неизвестными. Мастер и Маргарита — потрясающий роман Михаила Булгакова, который надолго запомнится. Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Мастер и Маргарита Краткий пересказ произведения М. Булгакова»).
Кратко «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
Пожаром завершается сатанинский бал в Москве. Воланд прощается с городом, на крыше. Рядом с Воландом появляется Левий Матвей. Он говорит, что Мастер и Маргарита заслужили покой и предлагает забирать их с собой. Влюблённые находятся в старой квартире Мастера, Азазелло угощает вином, они выпивают и падают без чувств. В этот момент умирает женщина, в квартире на Арбате и, в психиатрической больнице погибает безымянный больной. Мастер и Маргарита уносятся в даль с Воландом и его подручными.
Всегда побеждает любовь! Это произведение одно из самых известных в мире. Его нужно обязательно прочитать целиком, чтобы понять полностью замысел автора. Можете использовать этот текст для читательского дневника Булгаков. Все произведения.
Его сопровождает странная свита: хорошенькая ведьма-вампир Гелла, развязный тип Коровьев, также известный как Фагот, мрачный и зловещий Азазелло и весёлый толстяк Бегемот, который по большей части предстаёт перед читателем в обличье чёрного кота невероятных размеров. Мастер и Маргарита Булгаков М. Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности. В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка. На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову. Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем, явившись в Массолит Московская Литературная Ассоциация , так запутанно излагает последовательность событий, что его отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа — мастера. Режиссёр: Владимир Бортко. Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева сверх платы, обусловленной договором, 400 рублей, которые прячет в вентиляции. В тот же день к Никанору Ивановичу приходят с ордером на арест за хранение валюты, так как эти рубли превратились в доллары. Ошеломлённый Никанор Иванович попадает в ту же клинику профессора Стравинского. В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха безуспешно пытаются разыскать по телефону исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него одну за другой телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизёром Воландом. Вечером на сцене театра Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы. Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы. Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления червонцы превращаются в бумажки, а всё, приобретённое в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье. После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему является превращённый поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Увидев, что тот не отбрасывает тень, Римский смертельно напуган и пытается убежать, но на помощь Варенухе является вампирша Гелла. Рукой, покрытой трупными пятнами, она пытается открыть оконную задвижку, а Варенуха караулит у двери. Тем временем наступает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исчезают. Не теряя ни минуты, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и курьерским поездом уезжает в Ленинград.
Не может выдержать критики и сходит с ума от горя. Любит Мастера и считает его безмерно талантливым. Становится ведьмой и королевой на балу нечисти. Таинственная фигура, никто не знает кто он такой, но его способности поражают. Суров, но не слишком жесток по отношению к людям. В конце раскрывается как сатана. Азазелло, Коровьев и Бегемот. Разношерстная свита Воланда. Во всем помогают своему хозяину. Именно они стоят за половиной разрушений в Москве.
Эта история важна, потому что она связана с Мастером, главным героем второй части романа. Глава 7 - "Схватка" В этой главе происходит схватка между Воландом и Маргаритой, которая оказывается втянута в водоворот событий, связанных с Воландом и Мастером. Глава 8 - "Последний рубеж" Мастер и Маргарита отправляются в Маргаритину квартиру, где встречаются с Воландом и его свитой. Воланд дает Мастеру свой магический квартирник и предлагает ему стать его помощником. Глава 9 - "Наказание" Мастер и Маргарита оказываются в различных местах города, где исполняются магические заклинания. В конце главы Мастер и Маргарита попадают в "Пустоту". Глава 10 - "Случай на Патриарших" В этой главе описывается история о случайном прохождении посетителя на Маргаритину квартиру и его свидетельство о происходящем. Глава 11 - "В театре" В этой главе описывается показ спектакля в Московском театре, который организовали Воланд и его свита. Спектакль становится сенсацией, так как актеры и зрители оказываются втянуты в магический водоворот. Воланд сообщает своим сподвижникам, что их следующий шаг - Аннушку, любовницу Мастера. Глава 13 - "Михаил Афанасьевич" В этой главе описывается история Мастера, который попадает в психиатрическую больницу. В больнице Мастер встречает Йешуа Га-Ноцри, который помогает ему понять смысл его жизни. Они оказываются в "Пустоте", где встречаются с Воландом. Она приходит на встречу с Воландом и получает возможность увидеть Мастера. Глава 2 - "Маргарита" В этой главе рассказывается история Маргариты, ее любви к Мастеру и ее желании помочь ему. Глава 3 - "В гостях у Цезаря" Мастер и Маргарита попадают в римский дворец, где устраивается вечеринка. Там они встречаются с Йешуа Га-Ноцри и Воландом, который демонстрирует свои магические способности. Глава 5 - "Рассказы Воланда" В этой главе Воланд рассказывает истории о своей жизни и своих магических способностях. Йешуа объясняет Мастеру, что его произведение о Понтии Пилате было неудачным из-за неправильного подхода к историческим событиям.
Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Тот в свою очередь предлагает ей встретиться с иностранцем и Маргарита соглашается. Азаззело дает ей баночку с кремом, с помощью его маргарита может летать. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу и обещает выполнить то, что она пожелает. В полночь начинается бал сатаны. Мужчины во фраках, а женщины обнаженные.
Когда бал заканчивается Маргарита просит вернуть ей Мастера, и Воланд исполняет обещанное. Во второй сюжетной линии во дворце прокуратор Понтий Пилат допрашивая арестованного, понимает, что перед ним не разбойник, а просто бродячий философ, но все таки утверждает обвинительный приговор. Он надеется, что Каифа сможет отпустить одного из осужденных, но Каифа отказывается. В это время в Москве.
На закате солнца Свита Воланда прощается с городом. На закате появляется Левий Мотвей и предлагает им взять к себе Мастера.
Там Иван встречается с главным героем романа — мастером.
Волонда в Москве сопровождает свита. Директор театра Варьете Степан Богданович Лиходеев, или Степа сосед Берлиоза по квартире номер 50 , просыпается ночью пьяный, и видит Воланда в своей комнате. Воланд объясняет, что Степа подписал контракт на его выступления в варьете с выплатой за это 35000 рублей.
Затем Воланд загадочным образом выпроваживает его из квартиры, и Степа оказывается на пристани в Ялте, за много миль от Москвы. Коровьев дает ему взятку в 400 рублей, которые тот прячет в вентиляционной трубе. Как только Коровьев покидает квартиру, к Никандору Ивановичу приходят с ордером на арест за хранение иностранной валюты.
Необыкновенным образом 400 рублей превращаются в доллары. Ошеломленный Никандор Иванович попадает в ту же психиатрическую клинику, куда ранее доставили Ивана Бездомного. Григорий Данилович Римский, финансовый менеджер театра эстрады, и Иван Савельевич Варенуха , управдом, ждут Степиного приезда на работу.
Вечером на сцене Театра эстрады, Воланд и его приспешники дают великолепное представление. Бегемот срывает голову Джорджа Бенгальского, конферансье, но возвращает ее по требованию толпы. Коровьев, называя себя «Фагот» выстрелом из пистолета вызывает дождь из денежных купюр, а затем открывает на сцене дамский магазин, и все женщины в зале могут бесплатно одеться в новые шикарные вещи.
В магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления деньги превращаются в бумажки, а вся одежда из магазина исчезает, заставив доверчивых женщин метаться по улице полуголыми. В больничную палату Ивана с балкона приходит незнакомец, это мастер. Он слушает рассказ Ивана о Понтии Пилате, а затем объясняет, что он написал роман по той же теме, и что он знает, что Воланд — дьявол.
После получения уничтожающей критики на свой роман, мастер впал в депрессию. Однажды ночью у него был эмоциональный срыв, и он бросил свой роман в печь. Маргарита, его возлюбленная, выхватила из огня последнии листы рукописи и ушла домой, чтобы решить вопрос о расставании с мужем.
Надвигается буря. Таинственный человек в капюшоне, с которым Пилат говорил перед вынесением приговора, по имени Афраний велит одному из палачей принести воду на губке Иешуа, а тот просит дать питье и Дисмасу, который повешен на Втором столбе. Напоив осуждённых людей, палач избавляет их от страданий, пронзая копьём их сердца.
Афраний объявляет их мёртвыми, и тогда начинается ливень. Матвей использует украденный нож, чтобы перерезать верёвки, на которых были закреплены все заключённые, и убегает с телом Иешуа. Глава 17: Беспокойный день Сотрудники театра Эстрады наблюдают, как за окном растёт очередь из покупателей билетов.
Василий Степанович Ласточкин, бухгалтер, назначен главным, так как все его начальство таинственно исчезло. Следователи прибывают в театр со знаменитым псом Туз-Бубен, который, к сожалению, не может идти по следу. Комиссия не может отследить никаких зацепок, и в полдень они все ещё полностью озадачены.
Сотрудники Театра Эстрады уволены. Василий Степанович упаковывает деньги от вчерашнего выступления, но когда он пытается использовать их для оплаты такси, водитель указывает, что червонцы, которыми платили клиенты, превратились просто в мусор. Василий Степанович приезжает в Комиссию по зрелищам и световым развлечениям, чтобы доложить о событиях минувших дней , найти пропавшего Прохора Петровича, председателя комиссии; однако остаётся только его костюм, который разговаривает и ведёт дела как обычно.
Его личный секретарь Анна Ричардовна, паникует и обвиняет чёрта в исчезновении председателя. Она объясняет, что человек с кошачьим лицом, Бегемот, расстроил Петровича, который кричал, что «черт меня побери» — и Бегемот сказал: «Черт тебя побери! Почему бы и нет, это можно сделать!
И комиссар исчез. Поскольку он явно не может ничего доложить на комиссии, Василий Степанович решает прогуляться до её филиала в Ваганьковском переулке. Там он озадачен поведением сотрудников, которые все начинают петь через определённые промежутки времени.
В перерывах между приступами невольного пения они просят о помощи, потому что не могут контролировать свой голос. Одна барышня объясняет Василию Степановичу, что директор филиала привёл хормейстера, который, судя по описанию, явно Коровьев. Коровьев исчез, но они невольно продолжали петь.
Вскоре прибывают грузовики и увозят весь персонал филиала в больницу профессора Стравинского. Через полчаса Василий Степанович приезжает в финансовое управление развлекательного сектора, чтобы сдать деньги от вчерашнего выступления. Когда он открывает газету, в которую он завернул деньги, он поражён, так как есть «множество иностранных денег», но не рублей.
Он признан «одним из тех обманщиков из Театра Эстрады» и помещён под арест. Глава 18: Неудачливые визитёры Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, прибывает в Москву из Киева после получения запутанной телеграммы от Берлиоза, сообщающей, что его только что переехали. Максимиллиан Андреевич спешит в Москву не для того, чтобы присутствовать на похоронах своего племянника, а потому, что ему интересно получить в наследство ныне пустующую квартиру на Садовой в Москве.
Там его встречает Коровьев, который притворяется опечаленным смертью Берлиоза. Бегемот тоже там, в виде кота, и утверждает, что это он послал Поплавскому телеграмму. То, что он говорит, совершенно сбивает Поплавского с толку.
Бегемот требует паспорт Поплавского, отвергает его и вызывает Азазелло, который велит Поплавскому немедленно уехать. Он бросает его чемодан вниз по лестнице, бьёт огромным жареным цыплёнком, а также бросает Поплавского и курицу вниз по лестнице. Поплавский сбегает к подножию лестницы и ждёт; вскоре мимо пробегает маленький старичок с исцарапанной головой и мокрыми штанами.
Автор объясняет , что маленький старичок — это Андрей Фокич Соков, бармен и менеджер буфета в Театре Эстрады, которому было любопытно, где на самом деле остановился Воланд. Белла поздоровалась с ним в дверях, совершенно голая, и когда он попросил позвать художника, повела его в спальню, где Воланд лежал в нижнем белье и тапочках. Азазелло достаёт Сокову табуретку, но она тут же ломается, и он расплёскивает красное вино на штаны.
Причина, по которой он пришёл, заключается в том, что фальшивые деньги, которые раздавал Воланд, были использованы в баре и вывели из бара много денег. Воланд сообщает ему, что он все равно не успеет воспользоваться деньгами, так как через девять месяцев умрёт от рака печени. Соков явно напуган этим прогнозом.
И когда он вытаскивает фальшивые деньги, чтобы доказать свою точку зрения, кажется, что на самом деле это настоящие деньги. Он уходит, сбитый с толку, и вскоре Бегемот оказывается внутри его шляпы; Кот рассекает ему голову своими когтями. Соков бежит в кабинет профессора Кузьмина, одного из лучших печёночных врачей в городе, чтобы потребовать удаления его рака.
Хотя Кузьмин не думает, что у него на самом деле рак, он посылает его к невропатологу, профессору Буре, чтобы сделать тесты. Позже той же ночью Кузьмин обнаруживает, что червонцы, которыми ему заплатил Соков, превратились в этикетки от винных бутылок. Затем на их месте появляется осиротевший чёрный котёнок с блюдечком молока.
Он просит Ксению Никитишну забрать котёнка и блюдце. Внезапно на столе появляется воробей, исполняющий фокстрот. Кузьмин уже собирается позвонить Буре, чтобы спросить его о значении воробья, но вскоре тот оставляет каплю в его чернильнице и улетает.
Вместо этого он звонит в отдел пиявок и заказывает несколько штук. Тут же появляется женщина с сумкой с надписью «пиявки», и она говорит на «мужском Басе». Ясно, что это Азазелло, Белла и Воланд вместе взятые.
Через два часа профессор прикладывает пиявки к его вискам обычное лечение , и за ним ухаживает профессор Буре. Глава 19: Маргарита Автор знакомит читателя с Маргаритой, которая замужем за богатым и добрым человеком, но тем не менее не влюблена в него и очень несчастна. После исчезновения Мастера она впадает в отчаяние.
В пятницу она просыпается немного менее подавленной, чем обычно, потому что у неё есть предчувствие, что что-то случится в этот день; она мечтала о Мастере в первый раз этой зимой. Её муж уехал на три дня в командировку, так что дом принадлежит только ей. Она начинает читать рукопись романа Мастера, которая была повреждена, когда он пытался сжечь её.
Потом она решает пойти прогуляться, но на выходе Наташа рассказывает ей о спектакле Воланда в Театре Эстрады. В автобусе Маргарита тоже подслушивает разговоры мужчин о происходящем. Она выходит из автобуса и садится под кремлёвской стеной на скамейку, мысленно умоляя Мастера связаться с ней.
Она смотрит на проходящую мимо похоронную процессию и гадает, чьи это похороны. Внезапно рядом с ней на скамейке появляется Азазелло. Он говорит ей , что это похороны Михаила Александровича Берлиоза, как будто читает её мысли.
Он сообщает ей, что голова была украдена из гроба Берлиоза, и она опознаёт Латунского среди плакальщиков. Затем он приглашает её в гости, и она, естественно, подозревает, что он сумасшедший, особенно когда он таинственно называет её полное имя. Она встаёт, чтобы уйти, но Азазелло цитирует рукопись Мастера, заманивая её обратно на скамейку.
Она совершенно сбита с толку и спрашивает Азазелло, жив ли её возлюбленный. Когда он подтверждает ей, что Мастер действительно жив, и что он отведёт её к иностранцу, который может открыть ей больше информации о её возлюбленном, она соглашается на визит. Азазелло даёт Маргарите маленькую коробочку с волшебным кремом внутри и говорит ей растереть его по всему телу в половине десятого вечера того же дня.
Она видит, что шкатулка сделана из золота, и говорит, что понимает, что её «подкупают и втягивают в какое-то тёмное дело, за которое ей придётся заплатить высокую цену». Азазелло воспринимает её комментарий за колебание и требует крем обратно, но она уверяет его, что хочет пойти вместе с ним, и что она «готова пойти к самому дьяволу». Азазелло исчезает.
Глава 20: Крем Азазелло Маргарита находится в своей спальне, сидит в халате и ждёт, когда наступит половина десятого. Наконец, пришло время, и она начала втирать волшебный крем по всему ее телу, который был жёлтым и пах болотной грязью. При этом она превращается в женщину с вьющимися чёрными волосами, зелёными глазами, и на вид ей около двадцати лет.
Она чувствует себя гораздо сильнее и невесомее физически, а также довольно радостно. Однако она признает необходимость объясниться с мужем и оставляет ему в кабинете добрую прощальную записку. Наташа следует за ней в спальню, совершенно изумлённая.
Обе женщины слышат приход Николая Ивановича, который живёт ниже этажом. Маргарита заманивает его из своего окна, но он никак не реагирует на неё. Вдруг звонит телефон — это Азазелло, который велит Маргарите вылететь в окно и крикнуть: «я невидимка», — чтобы все было именно так.
В спальню влетает метла, она садится на неё и летит над Николаем Ивановичем, бросая ему свою сорочку. Глава 21: Полёт Маргарита летит по городу низко и бесшумно, учась управлять метлой и избегать препятствий вроде проводов и кабелей. Она невидима и играет шутку с двумя женщинами, спорящими на кухне, прерывая их.
Затем она находит дом «Драмлит», где живёт ненавистный критик Латунский; она звонит в колокольчик, но его нет дома, поэтому ей приходится влететь в открытое окно. Взяв в руки молоток, она разрушает квартиру Латунского, ломает рояль, люстру, окна и заливает водой все вокруг. Она убегает, когда соседи начинают звонить в колокол, задаваясь вопросом, откуда это наводнение.
Когда люди начинают собираться на улице перед освещённым зданием, Маргарита спускается к окну четырёхлетнего мальчика, зовущего свою мать. Она утешает его, говоря, что это всего лишь мальчишки бьют окна наверху пращой. Ей становится скучно от озорства, и она улетает, улетает из Москвы и пролетает над многими разными городами.
Вдруг рядом с ней в воздухе появляется Наташа, тоже совершенно голая и верхом на борове, которого Маргарита узнает — это Николай Иванович. Наташа рассказывает ей, как она тоже натёрлась кремом Азазелло; когда Николай Иванович появился в дверях, чтобы вернуть сорочку, которую Маргарита бросила на него, вылетая в окно, Наташа тоже натёрла кремом и его. Но он превратился в борова и теперь умоляет Маргариту убедить Наташу вернуть ему человеческий облик.
Вскоре они оба улетают, и Маргарита снова остаётся одна. Она приземляется на берегу и ныряет в ручей. Когда она выходит из воды, то понимает, что поблизости проходит вечеринка в её честь.
Кто-то с козлиными ногами приносит ей шампанское, и ей говорят, что Наташа уже улетела в Москву, чтобы сообщить о прибытии Маргариты. Подъезжает машина, управляемая ладьёй. Все уезжают с острова на вечеринку в Москву, и Маргарита следует за ними.
Глава 22: При свечах Маргариту выпускают из машины на каком-то пустынном кладбище в Дорогомиловском районе. Внутри чрезвычайно темно, и пара начинает подниматься по кажущейся бесконечной лестнице, по которой их ведёт Коровьев с фонарём. Он знакомится с Маргаритой, и когда она спрашивает его, как возможно, что в маленькой квартире так много места, он отвечает, что «те, кто знаком с пятым измерением, могут легко расширить место до требуемых пропорций».
Коровьев объясняет Маргарите, что она будет хозяйкой на балу, устроенном «Мессиром», которого читатель знает как Воланда. Она соглашается взять на себя эти обязанности и следует за ним в спальню. Азазелло, Белла и Воланд — все они присутствуют.
Последний растянулся на кровати в одной грязной ночной рубашке и тапочках. Белла втирает мазь ему в колено.
Но в печать роман не приняли, только опубликовали небольшой отрывок в журнале. Критики тут же набросились на мастера, особенно свирепствовал некто Латунский. Отчаявшись, автор сжег свои рукописи. Возлюбленной удалось выхватить из огня лишь несколько страниц.
Мастера выселили из квартиры, а затем он попал в лечебницу. Глава 14. Слава петуху! После выступления профессора начинается полная неразбериха. Парижские наряды дам внезапно исчезают, и полуголые женщины спешат укрыться от позора. Римский решает как-то разобраться с этой чертовщиной.
Но в это время раздается телефонный звонок, и ему советуют никуда не ходить и ничего не предпринимать. Финдиректор в страхе спешит покинуть театр, но в кабинет входит Варенуха и запирает дверь. В окне появляется нагая девица, которая протягивает руки к Римскому. Она разбивает стекло и едва не дотрагивается до финансиста, но тут трижды кричит петух. Женщина и Варенуха исчезают, а поседевший от ужаса Римский срочно уезжает в Ленинград. Глава 15.
Сон Никанора Ивановича Арестованный за спекуляцию валютой Босой тоже попадает в психиатрическую клинику, поскольку на допросе несет околесицу. В лечебнице ему снится сон: Никанор Иванович сидит в зале театра, а на сцене артист предлагает сдать валюту. Никто из зрителей не горит таким желанием. На сцену приглашают мужчину по фамилии Дунгиль. Он и его жена утверждают, что всю валюту сдали. Тогда выходит девушка с подносом, на котором лежит бриллиантовое колье и пачка денег.
Это любовница Дунгиля, у нее и хранилась валюта. Конферансье объявляет, что наказанием для лгуна будет гнев его жены. Один за другим на сцену поднимаются мужчины и сдают деньги. Когда очередь доходит до Босого, он с ужасным криком просыпается. Глава 16. Казнь Приговоренных к смертной казни привозят на гору.
Прокуратор выставляет оцепление, опасаясь народных волнений. Но немногочисленные зрители вскоре расходятся, чтобы спрятаться от невыносимой жары. Остается только Левий Матвей. По дороге к месту казни он пытался избавить Иешуа от мучительной смерти и для этого похитил в хлебной лавке нож. Но осуществить свой план Левию не удалось. Теперь он умоляет Бога подарить учителю быструю смерть, но мучения на солнцепеке продолжаются.
Тогда Левий проклинает Бога. Словно в ответ собирается гроза. По приказу прокуратора распятых убивают ударом копья. Начинается страшный ливень, холм пустеет. Бывший сборщик податей снимает со столбов трупы и уносит тело Га-Ноцри. Глава 17.
Беспокойный день С самого утра у театра Варьете толпится народ, ожидая открытия касс. Но все руководство театра исчезло. Приходится вызывать милицию. Стражи порядка с розыскной собакой мало что могут объяснить. Пропали афиши о представлении, а также договор с иностранным магом. Поэтому следующий сеанс отменяют.
Бухгалтер Ласточкин едет сдавать выручку, но в канцелярии происходит невероятное: на месте председателя сидит его костюм и разговаривает. В филиале объявился специалист по хоровому пению в клетчатом пиджаке, после чего всех служащих увезли в психлечебницу. Ласточкин пытается сдать выручку, но оказывается, что рубли превратились в валюту, и бухгалтера тотчас арестовывают. Глава 18. Неудачливые визитеры Дядя покойного Берлиоза Поплавский получает телеграмму от племянника с вызовом на собственные похороны. Он имеет виды на жилплощадь Берлиоза, и поэтому срочно выезжает.
В квартире племянника изумленный родственник встречает Коровьева, который с рыданиями рассказывает о нелепой смерти Михаила. На вопрос, кто отправил телеграмму, ему указывают на кота. Изучив паспорт Поплавского, кот объявляет, что дяде на похоронах и в квартире не место. Поплавского выталкивают за дверь. На лестничной площадке дядя встречает буфетчика Варьете, который приходит к Воланду с жалобой на то, что все деньги в кассе превратились в этикетки. Часть вторая Глава 19.
Маргарита Возлюбленная мастера Маргарита тоскует в богатой квартире мужа. Ей приснился любимый, которого женщина давно и безуспешно ищет. Прогуливаясь по Москве, Маргарита видит похороны Берлиоза. К ней подходит Азазелло и рассказывает о похищенной голове покойника. Он приглашает женщину в гости к одному иностранцу, у которого она сможет узнать о возлюбленном. Маргарита соглашается.
Рыжий мужчина дает ей волшебный крем с инструкцией по его применению. Глава 20. Крем Азазелло Обнаженная Маргарита в указанное время намазывается кремом и превращается в красивую ведьму.
Анатолий Будниченко: Мастер и Маргарита Краткий пересказ произведения М. Булгакова
Конечно же, речь идет не о Пилате, так как то, что описывает Булгаков совершенно не бьется с Евангелием, более того переворачивает его кверху ногами. Речь идет о Пилате, проживающем в Кремле. Ершалаим - это Москва. Да, речь идет о Сталине.
Все верно. Пилат, отправляют войска на Лысую гору, чтобы взять ее в двойное оцепление. Это оцепление превращается в казнь.
Ее зашифрованное описание см. Там же автор описывает бомбежки великого города, прожектора тянущие свои руки вверх, грохот, сотрясающий город. Речь идет о Великой Отечественной войне.
Есть предположения, что Лысую гору Булгаков перенес из Киева, но это всего лишь версия. Киев тут совершенно не при чем. В той же главе описано как Пилат заказал какого-то Иуду из Нижнего Города, которого привела на смерть некая Низа.
Обратите внимание на буквы ДУРА в ее фамилии. Вот посмотрите на спокойный комментарий Воланда к бомбежке домика с женщиной и ребенком не обращайте внимание, что то, что там описано совпадает с описанием современных программ записи взрывов, в романе описано еще около 20 современных технологий, и все это является совпадением. Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио.
Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто нарочно таких подбирают. Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно.
Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война.
Однако тот двигается со странной скоростью — сколько ни беги, не догонишь. К нему присоединяется тот самый тип в клетчатом, а затем и огромный черный кот, передвигающийся на двух лапах. Иван в поисках мага забегает в какую-то квартиру, откуда берет иконку. А затем идет купаться в Москву-реку, где у него воруют одежду. Ему вызывают психиатрическую бригаду, которая забирает его. Так Иван оказывается заперт в лечебнице. Утром он видит в комнате незнакомца. Тот представляется Воландом и говорит, что Степан сам позвал его.
Незнакомец также утверждает, что они заключили контракт на сеансы черной магии в театре. Затем из зеркала появляется мужчина, который что-то делает и у Лиходеева кружится голова. Просыпается он уже в Ялте. Затем клетчатый тип вручает пачку рублей Никанору Ивановичу Босому, чтобы Воланд мог остаться в квартире Берлиоза. Тот с радостью принимает деньги, однако через время к нему заявляется НКВД и обнаруживает в свертке доллары. В Варьете начинаются поиски пропавшего Лиходеева. Этим занимаются Варенуха и Римский. Они получают несколько срочных телеграмм из Ялты, в связи с чем Римский приказывает Варенухе собрать их и идти докладывать соответствующим органам.
Тем временем Иван пытается на бумаге изложить события прошедшего дня. А в полночь раздается звон ключей и в палату к Бездомному проникает неизвестный мужчина. Чуть ранее вечером Воланд устраивает сеанс черной магии. Он сам в выступлении не участвует. Просто смотрит, как изменились люди. Развлекаются Коровьев тип в клетчатом и Бегемот. Сначала они показывают карточные фокусы, потом вызывают дождь из денег. Затем прямо на сцене свита Воланда открывает французский магазин моды, куда приглашают женщин.
Из магазина те возвращаются полностью обновленные — в дорогих нарядах. Один из зрителей требует разоблачения фокусов, и Коровьев разоблачает его измену жене. Видя, что в зале начинается суматоха, Воланд и его свита растворяются в воздухе. В палате Ивана Бездомного мужчина объясняет, что он пациент, но ранее стащил связку ключей и периодически скрашивает скуку походами в гости. Он называет себя Мастером и рассказывает Ивану историю своей жизни, а также говорит, что ее разрушил Понтий Пилат, о котором мужчина написал роман. Однажды на Тверской Мастер увидел женщину, которая шла ему навстречу с букетом. Встретившись взглядами, они поняли, что созданы друг для друга и дальше пошли под руку вместе. Мастером мужчину начала звать любимая, так как ей понравился роман.
Девушка была замужем, но постоянно ходила к Мастеру в его подвальчик, где они вместе проводили время и были счастливы. Через время Мастер отнес роман в издательства, однако там религиозную тему сочли неприемлемой. Одна редакция согласилась напечатать отрывок, но он получил разгромную критику. В то же время Мастер связался с лицемерным журналистом по имени Алоизий Могарыч. Мужчина перестал спать. В одну из ночей Мастер решил сжечь свою рукопись, однако вовремя вернулась любимая и частично ее спасла. Затем она ушла, чтобы расстаться с мужем, но в это время Мастера арестовали. А потом он попал в лечебницу.
С любимой мужчина не связывался, так как не хотел расстраивать ее письмами из дурдома. Тем временем к Римскому возвращается Варенуха. Он ведет себя странно, а потом и вовсе пытается убить коллегу. Спасает Римского неожиданный крик петуха. Однако Римский перепуган до смерти и немедленно уезжает из города. Ночью Ивану Бездомному снится сон о казни Иешуа. Того распинают на кресте и оставляют висеть на жаре. За всем этим наблюдает Левий Матвей.
Однако резко небо темнеет, собирается гроза. Командир отдает приказ казнить преступников. Под ливнем Левий Матвей освобождает тело Иешуа и забирает с собой. После сеанса черной магии на следующий день царит неразбериха. Милиция ищет Лиходеева, Римского и Варенуху. Таксисты сообщают, что червонцы, которые на сеансе раздавали людям, превращаются в обычные бумажки. В Комиссии зрелищ от председателя там остался только костюм, так как ранее туда заходил Бегемот. В филиале комиссии все поют и не могут остановиться, так как туда забегал Коровьев.
Рождается ещё одно пророчество: иностранец будет жить в квартире Берлиоза. Берлиоз спешит с доносом о подозрительном иностранце, но, поскользнувшись на разлитом подсолнечном масле, попадает под трамвай, которым управляет женщина в комсомольской косынке. Страшное пророчество сбывается: комсомолка отрезает Берлиозу голову. Иван Бездомный в ужасе от известий о смерти Берлиоза. До него доносятся слова о том, что некая Аннушка разлила масло, вот человек и погиб. Поэт понимает: во всём виноват иностранец. Он пытается призвать консультанта к ответу, но тот внезапно перестаёт понимать русскую речь. Рядом со специалистом по чёрной магии оказывается долговязый тип в клетчатом. Позже появляется гигантский кот. Иван гонится за иностранцем, но попав под власть чёрной магии, врывается в квартиру, где, по мнению поэта, прячется этот преступник.
В квартире Бездомный берёт маленькую иконку и свечку, чтобы защититься от нечистой силы хоть он и атеист, но происшедшее с Берлиозом его смутило. Поэт продолжает погоню, но в ходе её решает искупаться в реке. Пока Иван купается, у него крадут одежду. Разъярённый и в одном белье, Бездомный решает поискать иностранца в «Доме Грибоедова» ресторане, в котором собирались литераторы. Литераторы, узнав о смерти Берлиоза, расстроились, но ненадолго — и продолжают выпивать и закусывать. Тут в ресторан врывается безумный поэт, продолжающий искать таинственного незнакомца. Глава заканчивается тем, что Бездомного увозят в сумашедший дом. Бездомного осматривает врач. Бездомный рассказывает о том, что с ним произошло, в результате чего ему ставят диагноз «шизофрения». Директор театра «Варьете» Стёпа Лиходеев просыпается с острой головной болью, вызванной похмельным синромом.
Потом в квартире появляется долговязый тип в клетчатом костюме и огромный говорящий кот, который пьёт водку. Странные гости заявляют, что Стёпа просто вынужден покинуть их квартиру. Из зеркала выходит Азазелло и выкидывает Лиходеева из Москвы: таинственным образом тот оказывается в Ялте. Ивана Бездомного обследует знаменитый доктор Стравинский. Поэт вновь рассказывает ему о своих злоключениях. Бездомный соглашается на предложение врача и остается в клинике с условием, что после он обязательно напишет заявление в милицию. Никанор Босой посещает квартиру покойного Берлиоза, чтобы придумать, как половчее распорядиться ею. Стараниями Коровьева Никанор получает деньги за съём квартиры. Однако Воланд выражает нежелание снова увидеть этого человека. Коровьев делает донос о том, что Босой хранит дома валюту.
Компетентные органы находят валюту и арестовывают Босого. Руководство театра Варьете в лице Римского и Варенухи не может понять, куда делся Лиходеев. На имя Варенухи приходят срочные телеграммы: в ялтинский уголовный розыск явился человек, называющий себя Стёпой Лиходеевым. Но совсем недавно Степан звонил в театр из своей квартиры. Руководители театра решают, что Степан уехал за город, напился в чебуречной «Ялта» и развлекается розыгрышами. Телеграммы руководитель театра Варенуха должен отнести в милицию. Правда, по телефону неизвестный запрещает ему это делать, но Варенуха всё же идёт в отделение. На него нападают рыжий человечек с клыками и толстяк, напоминающий кота. Они направляют Варенуху в квартиру Лиходеева. Последнее, что видит администратор театра, — обнажённая рыжая девушка с горящими глазами.
Иван Бездомный лежит и ведёт внутренний диалог. Одна часть его сознания волнуется о судьбе Берлиоза и стремится продолжить расследование, а другая хочет узнать всё о Пилате и Иешуа. Внезапно в палате Ивана появляется человек. Воланд, Коровьев и кот прибывают в театр, чтобы провести представление. Конферансье Бенгальский представляет Воланда, сообщая, что никакой чёрной магии, конечно же, не существует: Воланд будет показывать фокусы. Воланд ведёт с Коровьевым, которого называет Фаготом, беседу о том, что Москва изменилась, но изменились ли москвичи? Бенгальский «переводит» зрителям, что иностранец восхищён Москвой, но выступающие обрывают его, заявив, что не говорили такого. Подробно описывается «сеанс чёрной магии». Незнакомец в палате Бездомного, назвавшийся Мастером также интересуется историей древнего Ершалаима и даже написал полноценный роман о Понтие Пилате. Мастер выиграл крупную сумму, бросил работу, приобрёл комнатку в подвале и начал писать роман.
Тогда же он встретил любовь всей своей жизни. Когда роман был написан, Мастер пытался его напечатать. Однако критика в лице некого Латунского и прочих встретила его книгу враждебно, обозвала «пилатчиной». У Мастера появился друг Алоизий Могарыч, «благодаря» которому Мастера выселили из подвала и отправили в психиатрическую лечебницу.
После окончания бала Воланд спрашивает у Маргариты, что бы она пожелала в награду за то, что была хозяйкой его бала. У Маргариты только одно желание — вернуть Мастера. Воланд выполняет ее просьбу и тут же появляется Мастер в больничном халате. Маргарита просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были так счастливы.
Им возвращается и нетронутая огнем рукопись Мастера. Между тем, странными делами, происходящими в городе, начинает интересоваться одно московское учреждение. Внезапно появляется Левий Матвей. Он предлагает Воланду взять Мастера и наградить его покоем. Азазелло является в домик Мастера и Маргариты и приносит в подарок от Воланда бутылку вина. Выпив вина, они падают без чувств. Волшебные кони черного цвета уносят Мастера, Маргариту, Воланда и его свиту. Они летят в небо.
Воланд говорит Мастеру, что его роман прочитан и что он хочет показать ему героя его романа. Около 2000 лет он сидит на площадке, видит лунную дорогу и хочет идти по ней вместе с бродячим философом. Достаточно закончить роман одной фразой. Мастер кричит: «Свободен! Он ждет тебя! К нему ведет лунная дорожка, по которой бежит прокуратор. Маргарита с Мастером идут через ручей по мостику и Маргарита говорит: « Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».
«Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)
Мастер и Маргарита Краткий пересказ произведения М. Булгакова В романе существуют две сюжетные линии. В одной из них рассказывается история далекого прошлого, а вторая повествует о нашем времени. Композиционно роман скомпонован так, что эти линии чередуются и нам приходится то окунаться в прошлое, то возвращаться назад.
Пилат считает, что перед ним оклеветанный Иудой безобидный бродячий философ.
Обвинение слишком серьезно, и Пилат вынужден утвердить смертный приговор. Спасти Га-Ноцри может первосвященник Каифа. Он имеет право освободить одного из двух осужденных Синедрионом. Но тот выбирает для оправдания разбойника Вар-раввана.
Глава 3. Седьмое доказательство Берлиоз и Бездомный очнулись от гипноза истории консультанта. Незнакомец уверил их, что был очевидцем описанных событий. Теперь же он намерен занять квартиру Берлиоза, раз уж тому она больше не понадобится.
Берлиоз уверен, что перед ними безумец. Тем более он требует поверить если не в Бога, то хотя бы в дьявола. Берлиоз спешит позвонить куда следует, и, шлепнувшись, попадает под трамвай. Его голова подскакивает по мостовой.
Глава 4. Погоня Свидетель трагедии Иван Бездомный хочет разобраться с «немцем». Тот притворяется, что не знает русского и удаляется вместе с паясничающим субъектом в клетчатом пиджаке и здоровенным котом. Бездомный преследует их, прихватив в чужой квартире свечку и икону.
Растеряв остатки здравого смысла, он ныряет в Москву-реку. Глава 5. Двенадцать литераторов поджидают Берлиоза на заседание. Заскучав, они переходят в ресторан.
Там их ждет известие о гибели Берлиоза. Грустят они недолго и с аппетитом набрасываются на еду: «Да, погиб, погиб… Но мы то ведь живы! Его скручивают и везут в психиатрическую лечебницу. Глава 6.
Шизофрения, как и было сказано Доктор общается с вновь поступившим пациентом. Он узнает от Бездомного историю о черном маге. Поэт прямо из клиники звонит в милицию с требованием изловить консультанта. Пытается бежать через окно, однако небьющееся стекло не пускает его на волю.
С диагнозом «шизофрения» его отводят в палату. Глава 7. Эту квартиру он делил с покойным Берлиозом. Его приветствует профессор черной магии Воланд.
У него на руках контракт на выступления в Варьете. Лиходеев созванивается с театром — там подтверждают, что контракт подписан. В квартире свита мессира: клетчатый тип в пенсне и громадный болтливый черный кот. Из зеркала вылезает третий — рыжий клыкастый субъект по имени Азазелло.
Воланд сообщает Степе, что в квартире ему больше места нет. И тот тут же переносится на берег моря в Ялте. Глава 8. Поединок между профессором и поэтом К беспокойному пациенту Бездомному заглядывает доктор Стравинский.
Он прописывает поэту полный покой. А в милицию показания советует отправить в письменной форме. Бездомный соглашается. Глава 9.
Коровьевские штуки Председателя жилтоварищества дома на Садовой Никанора Ивановича Босого осаждают желающие заселиться в квартиру Берлиоза. Босой сталкивается в квартире с Коровьевым Фаготом, клетчатым типом. Тот выдает себя за переводчика артиста Воланда и соблазняет Босого сдать за большие деньги жилье артисту. К сделке прилагается взятка.
Едва Босой уходит, Воланд из спальни говорит, что Никанор Иванович изрядный плут. Коровьев звонит в милицию с сообщением, что у Босого в вентиляции — пачка валюты. У Босого обыск, пачку извлекли, а в ней уже не рубли, а валюта. Глава 10.
На них обрушивается поток телеграмм из Ялты, где Лиходеев просит подтвердить его личность, и установить наблюдение за гипнотизером Воландом. Вначале они думают, что директор пьян. Потом решают отнести ворох телеграмм в милицию. Варенуха берет трубку телефона: неизвестный тип запрещает пускать в ход телеграммы.
Но Варенуху звонок только подстегивает. Азазелло и Бегемот тащат его в квартиру Берлиоза. Последнее, что он видит перед обмороком — голая рыжая девица Гелла, холодная, как покойница, желающая его поцеловать. Глава 11.
Раздвоение Ивана Бездомного посещает странное спокойствие. Даже смерть Берлиоза отходит на второй план. Он будто смотрит на себя прежнего со стороны и не понимает, отчего так суетился. Заявление в милицию не клеится, и Ивану все чаще приходит на ум мысль: что там дальше было с Га-Ноцри и Пилатом?
Его раздумья прерывает появление на балконе за окном палаты мужчины.
Бездомному не удается догнать их. Поэт ведет себя странно: он врывается в чью-то квартиру, где будто бы скрывается злополучный консультант, похищает там образок и свечку и устремляется дальше. Пока он купается в Москве-реке, у него крадут одежду. Это не останавливает его от погони: в одних кальсонах и толстовке он направляется к «Грибоедову», московскому ресторану литераторов.
Его осеняет, что иностранец непременно там. Глава 5. Было дело в Грибоедове «Грибоедов» или «Дом Грибоедова» — один из лучших ресторанов Москвы, где трапезничают члены литпрофсоюза. Шокирующее известие аппетита у них не отнимает: Берлиоз — мертв, но они-то живы. Дело Бездомного в «Грибоедове» заканчивается плохо.
Он пугает всех своим видом — босиком, в одних кальсонах, да еще с образком и свечой. Иван Николаевич ищет некоего иностранного консультанта, который будто бы убил Берлиоза. Успокоить его не удается: Бездомный затевает драку, его связывают и увозят в «дом скорби», психиатрическую лечебницу. Глава 6. Шизофрения, как и было сказано В современной оснащенной клинике с поэтом беседует доктор.
Бездомный взволнован, все время ругается, и сбивчиво рассказывает о произошедшем на Патриарших, не умолчав и того, что иностранец лично видел Понтия Пилата, и вообще, судя по всему, он знается с нечистой силой, как иначе объяснить, что он подстроил гибель Берлиоза под трамваем? В середине разговора поэт кидается к телефону и звонит в милицию, сообщая о Воланде. Ему не верят. Возбужденный, поэт пытается ускользнуть от врачей, но стекла в лечебнице — особенно плотные, и сбежать ему не удается. Теперь он — пациент из 117 палаты с диагнозом «шизофрения».
Глава 7. Нехорошая квартирка Степа Лиходеев, директор московского театра Варьете, утром просыпается в своей коммунальной квартире: он живет здесь вместе с Михаилом Александровичем Берлиозом. У Степы похмелье, что не редкость для него. Квартира эта, номер 50 в доме 302-бис по Садовой улице, — необычная, будто бы даже дурная: говорят, будто с пособничеством нечисти из квартиры исчезли все жильцы. Неожиданно для себя Степа обнаруживает в квартире незнакомого в черном, и он утверждает, что договорился со Степой о встрече.
Перед Лиходеевым — профессор черной магии Воланд, который будто бы заключил и оплатил контракт на выступление в Варьете. Думая, что виною его провалам в памяти похмелье, Степа звонит в Варьете, и узнает, что контракт действительно существует. В квартире, тем временем, Воланд уже не один: здесь некий «клетчатый» субъект и здоровенный кот, который разговаривает и пьет водку. Иностранец выдворяет Степу, объявляя, что тот — лишний в квартире, и в помещении появляется еще гость: невысокий, с рыжими волосами и торчащим клыком. Его зовут Азазелло, он выходит из зеркала и подает идею отправить Лиходеева из Москвы ко всем чертям Степа обнаруживает себя на берегу моря.
Прохожий сообщает ему, что это — Ялта. Глава 8. Поединок между профессором и поэтом Поэт Бездомный решает сменить стратегию. Когда его расспрашивают врачи, он дает спокойные ответы о своем прошлом, его обследуют, он обедает и, наконец, попадает на встречу с главврачом, доктором Стравинским. Умный психиатр выслушивает речь поэта о Понтии Пилате, чертовщине и Аннушке с подсолнечным маслом и предлагает Бездомному признать себя нормальным.
Тот соглашается: он нормален. Стравинский резонно замечает, что если Бездомный планирует и дальше курсировать по Москве в кальсонах, с иконкой на груди и рассказами о Понтии Пилате, то палату можно не убирать: всего через пару часов его доставят обратно в лечебницу. Бездомный принимает свою участь — ему стоит задержаться на лечении и полностью успокоиться. С позволения Стравинского, ему дают бумагу и карандаш, чтобы он мог представить письменные обвинения в адрес иноземного консультанта. Глава 9.
Коровьевские штуки Никанор Иванович Босой, председатель жилтоварищества в доме 302-бис на Садовой, узнав о смерти Берлиоза, отправляется осмотреть квартиру. В ней нет ни домработницы Груни, ни Степы Лиходеева. Вместо этого в квартире находится неизвестный в клетчатом и заявляет, что он — Коровьев, «переводчик при особе иностранца, имеющего резиденцию в этой квартире». Переводчик утверждает, что иностранец живет здесь по позволению Лиходеева, пока сам директор — в Ялте. Письмо об этом, продолжает Коровьев, Никанор Иванович получил, и оно у него в портфеле.
Босой приходит в изумление: письмо действительно там. Воланд к председателю не выходит, так как дрессирует кота. Между делом Коровьев предлагает Босому сдать иностранцу заодно и комнаты покойного Берлиоза, причем за любую сумму: деньги для профессора — не проблема. Они сторговываются на 5 тысячах рублей огромная по времени сумма , подписывают расписку и контракт: «И тут случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель» Никанор Иванович получает деньги от Воланда Босой уходит, в квартире раздается голос Воланда: председатель ему не нравится, он выжига и плут. По желанию Воланда, Коровьев доносит на Босого о хранении валюты в вентиляции.
К Босому тут же является проверка: спрятанные им в вентиляции русские рубли мистическим образом превратились в доллары, Никанора арестовывают. Он в священном ужасе: здесь явно действует нечистая сила. Глава 10. Вести из Ялты В Варьете суматоха: пропавший директор шлет телеграммы из Ялты. Как он там оказался?
Кроме того, на афише вечернего представления красуется заголовок о выступлении некоего профессора Воланда: обещан сеанс черной магии с полным разоблачением. Все новые телеграммы от Лиходеева вводят в тупик администратора Варенуху и финдиректора Римского. Степа утверждает, что виною всему загадочный Воланд, и просит установить за ним слежку. Возникает предположение, что Степа навеселе, и телеграфирует из чебуречной «Ялта», что в Пушкино под Москвой. Либо же это кто-то разыгрывает администрацию.
Но как им знать о связи Степы и Воланда? Поговорить с Ялтой нельзя: линия испорчена. Тогда Римский складывает все телеграммы в один конверт и передает их Варенухе: пусть он отдаст их следствию. Римский звонит на квартиру к Лиходееву: если прежде там не отвечали, то теперь чей-то голос заявляет, что Степа катается на машине за городом. Варенуха отправляется с телеграммами, но не успевает выйти из Варьете, как ему звонят.
Некий гадкий голос предупреждает ему не отправлять телеграмм никуда. Варенуха взбешен угрозами. Уже на улице он заходит в здание уборной, где на него нападают неизвестный, похожий на кота и некто с тем самым гнусавым голосом. Вдвоем они его тащат на квартиру к Лиходееву. Там его встречает совершенно нагая девица — рыжая, с горящими фосфорическими глазами.
Она кладет администратору руки на плечи: «Волосы Варенухи поднялись дыбом, потому что даже сквозь холодную, пропитанную водой ткань толстовки он почувствовал, что ладони эти еще холоднее, что они холодны ледяным холодом» встреча Варенухи с Геллой Варенуха теряет сознание. Глава 11. Раздвоение Ивана Бездомный безуспешно пытается написать донос на Воланда. Он путается в показаниях и деталях, не может собраться. Решив начать подробное изложение с рассказа о Пилате, он снова теряет нить.
Рисунок кота и Воланда также не удаются. Совершенно несчастный поэт оставляет дело. Близится гроза, ему делают укол и постепенно он успокаивается. Внутри него беседуют двое: успокоившийся Иван и тот нервный безумец, что носился за профессором и его шайкой. Спокойная часть убеждает, что хотя нечистая сила здесь и замешана, но ведь факт, что на свете есть кто-то, кто лично видел Пилата, безумно интересен!
Вместо того, чтобы «спугнуть» профессора, стоило расспросить его подробнее. Другая же часть поэта возражает, что важнее всего — смерть Берлиоза и причастность профессора к этому. Иван погружается в полусон и ему словно мерещится фигура человека на балконе. Он приходит в себя и оказывается, что незнакомец — совершенно реален. Глава 12.
Черная магия и ее разоблачение Теперь исчез и администратор варьете Варенуха. Финдиректор Римский поражен. Все телефоны в Варьете сломаны. Прибывают Воланд, Коровьев и толстый черный кот. Конферансье Бенгальский анонсирует выступление профессора, соответственно времени объявляя, что черной магии не существует, и артист «разоблачит» каждый из своих фокусов.
Воланд не сразу приступает к «фокусам»: прямо на сцене он задумчиво говорит с Коровьевым которого зовет Фаготом о москвичах и Москве. Как сильно изменились жители Москвы внутренне? Конферансье пытается вернуть гостей к представлению, но те резко прерывают его, называя лжецом. Наконец Коровьев-Фагот демонстрирует фокус с колодой карт: ее находят в бумажнике одного из зрителей. Кто-то не верит, но Коровьев предлагает ему осмотреть собственный карман: зритель обнаруживает там пачку червонцев.
Деньги начинают сыпаться с потолка, люди жадно хватают их. Тщетно Бенгальский пытается спасти ситуацию, говоря, что бумажки ненастоящие: зрители не слышат его. Когда Фагот и кот обращаются к публике с вопросом, что делать с надоедливым лжецом-конферансье, кто-то предлагает оторвать ему голову. Сказано-сделано, и кот отрывает Бенгальскому голову. Воланд приходит к выводу, что москвичи, как и все, любят деньги, и в целом, «обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их» По его повелению голову Бенгальского все же приставляют обратно: она безболезненно прирастает к телу конферансье.
В полубезумном состоянии Бенгальского увозит скорая.
Следом за Поплавским приходит театральный буфетчик Соков. Он жалуется, что вчерашние червонцы оказались простыми бумажками. Фагот сообщает Сокову дату его смерти и причину — рак печени. Бумажки вновь становятся деньгами.
Соков стремглав несется к специалисту по болезням печени профессору Кузьмину. Расплачивается он червонцами из Варьете. Вечером Кузьмину мерещится какая-то чертовщина: бумажки вместо денег, котенок, танцующий воробей. Наконец, появляется женщина с мертвыми глазами и забирает червонцы. Глава 19 Маргарита Николаевна любовница Мастера вот уже несколько месяцев беспокоится о его судьбе и надеется встретиться.
Маргарита выходит из дома погулять. Присев у Кремлевской стены, она наблюдает за похоронами Берлиоза. Неожиданно появляется рыжий человек с клыком — Азазелло. Он уговаривает женщину посетить одного иностранца, намекая, что это поможет ей в поисках Мастера. Азазелло передает Маргарите волшебный крем, которым она должна натереться вечером и ожидать звонка.
Глава 20 В половине десятого Маргарита использует крем и моментально молодеет на десяток лет. Она ощущает легкость во всем теле. Домработница Наташа в изумлении наблюдает за своей хозяйкой. Звонит Азазелло и говорит, что нужно отправляться на юг. Маргарита «оседлывает» половую щетку и вылетает через окно, становясь невидимой для окружающих.
Глава 21 Крем превращает женщину в ведьму. Пролетая над Москвой, она замечает недавно построенный дом для литераторов. Маргарита находит квартиру критика Латунского, написавшего разгромную статью о романе Мастера. Женщина устраивает в ней настоящий разгром, а затем бьет стекла в других квартирах. Утолив жажду мести, Маргарита продолжает полет.
Ее догоняет домработница верхом на соседе — Никаноре Ивановиче. Она тоже воспользовалась кремом и желает навсегда остаться ведьмой. Маргарита приземляется у реки, где веселится разная нечисть. Ее торжественно встречают, дают отдохнуть и усаживают в машину, взмывающую в воздух. Глава 22 Автомобиль доставляет Маргариту на окраинное московское кладбище.
Здесь ее встречает Азазелло. Фагот проводит для Маргариты краткий инструктаж и приглашает ее в спальню Воланда, где расположилась вся его свита. Маргарита должна стать спутницей дьявола на ежегодном торжественном балу. Глава 23 Маргарита, Фагот и Бегемот встают на самом верху огромной парадной лестницы. В полночь начинают прибывать приглашенные на бал.
По лестнице поднимается непрерывный поток грешников. Каждому королева бала должна оказать знак внимания. После приема последнего гостя Маргарита оказывается в большом зале. Появляется хозяин бала. Он представляет всем собравшимся проникнувшего на бал доносчика Майгеля.
Азазелло убивает шпиона из пистолета, а Фагот наполняет бьющей из его тела струей крови череп Берлиоза. Сатана пьет из этой «чаши» и передает ее Маргарите. Она делает глоток. Внезапно все исчезает. Глава 24 Маргарита вновь попадает в спальню Воланда.
Какое-то время она просто наслаждается тишиной и покоем. Женщина не знает, как обратиться к сатане с просьбой о своем любимом, и уже собирается уходить. Воланд сам просит ее высказать самое главное желание. Маргарита вспоминает несчастную Фриду, встреченную ею на бале. Эта женщина задушила собственного ребенка платком.
С тех пор она каждое утро находит этот платок возле себя. С помощью Воланда Маргарита избавляет Фриду от наказания. Желание самой Маргариты — возвращение Мастера. Сатана высоко оценивает его произведение и восстанавливает сожженную рукопись. Спутники Воланда сердечно провожают влюбленную пару.
Вернувшись в подвал, Маргарита перечитывает рукопись. Глава 25 Вечером с прокуратором встречается Афраний начальник тайной стражи , рассказывающий о казни преступников. Пилат благодарит его за службу и намекает, что доносчик Иуда ночью будет убит. Также он просит побыстрее похоронить казненных преступников. Глава 26 Покинув прокуратора, Афраний отправляет на место казни похоронную команду, а сам встречается с девушкой по имени Низа и о чем-то с ней разговаривает.
Низа встречает Иуду и просит его прийти в Гефсиманский сад. Влюбленный молодой человек спешит за город, но вместо любимой встречает двух мужчин, которые убивают его. Они забирают деньги, выданные Иуде первосвященником за донос на Иешуа. Спустя несколько часов Афраний возвращается к прокуратору с новостями: Иуда зарезан, деньги за предательство подкинуты первосвященнику, а тела казненных захоронены. Левий Матвей доставлен к прокуратору.
Пилат предлагает ему деньги и хорошую должность, а также признается, что по его приказу убит Иуда.
Мастер и Маргарита - краткое содержание
Маргарита — его возлюбленная, это она назвала его Мастером и вышила на шапочке литеру М. Маргарита замужем и возлюбленным приходится тайно встречаться у историка дома. многожанровый роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Мастер и маргарита краткое содержание Михаил Афанасьевич Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» с 1928 по 1940 год. роман русского писателя Михаила Булгакова, написанный в Советском Союзе между 1928 и 1940 годами во времена сталинского режима.