Как попасть в Израиль из России в мае-июне 2021 года, будет ли восстановлено авиасообщение – последние новости об открытии границ.
Россия и Евросоюз
Кроме того, граждане России лишаются права подавать жалобы в Европейский суд по правам человека, заметил Кортунов. 01:46 Европа от Лиссабона до Луганска03:02 Россия решила вступить в ЕС03:44 Британия усилит Польшу и Косово 04:24 Реакция пропаганды на у. ЕП принял антироссийскую резолюцию, в рамках которой европейские государства обязуются не признавать итоги выборов в РФ.
Газета Politico сообщила о разногласиях в Евросоюзе из-за конфискации российских активов
Может снизиться объём полномочий наднациональных структур. Но сам Евросоюз сохранится. Одна только отмена еврозоны и «шенгена» приведёт к катастрофе. Потому даже евроскептики вряд ли станут ломать его до основания. Отсутствие лишних таможенных барьеров — это большой плюс Евросоюза. Что, впрочем, не мешает его членам при необходимости закрывать свои границы. Читайте также Россия превратит «Золотой миллиард» в нищебродов МИД РФ взял курс на принципиально новую внешнюю политику «СП»: — Что больше соответствует интересам России — единый Евросоюз или полностью суверенные европейские государства? Но даже Германия и Франция — маленькие по площади страны. Потому сохранение ЕС пусть и в ослабленном виде неизбежно. Он им говорит — по Китаю, Палестине, вопросам экологии.
Но не по России, и потому единство действий с США нам очень бросается в глаза. А русофобия есть во всех европейских странах — даже в Болгарии, Греции и Италии. А Швеция или Голландия по этой части от Польши и вовсе не сильно отстают. Только не по России, потому что ЕС вполне по своим соображениям хочет нас наказать.
По его словам, эта мера может стать частью нового пакета европейских санкций. Предложение лишить россиян возможности получать «шенген» внесли некоторые страны — члены ЕС.
Какие именно — немецкий чиновник не уточнил. Хотя догадаться несложно. Скорее всего, это Польша и прибалтийские республики. Как раз недавно эстонский премьер Кая Каллас сказала буквально следующее: «поездки в Европу — это привилегия, а не право человека». Так она прокомментировала слова президента Украины Владимира Зеленского, призвавшего запретить въезд россиянам в Европу и выслать уже прибывших вне зависимости от их отношения к спецоперации. Вряд ли все без исключения страны ЕС разделяют такой подход.
Интересна позиция Германии как ведущей европейской экономики, которая к тому же имеет наиболее тесные связи с Россией среди всех стран ЕС. Но на вопрос журналиста, что думают об этом в Берлине, представитель немецкого кабмина отвечать не стал — еще рано, тема только обсуждается вместе с новым пакетом санкций.
Столь же слабым оказалось влияние этого решения и на международный рынок алмазов, хотя уход с рынка такого крупного игрока привел бы, несомненно, к резкому росту цен. Почему влияние санкций слабо или отсутствует? Научились обходить. Перефразируем известный афоризм: «Свирепость антироссийских санкций умеряется их повсеместным обходом». Не перевелись еще умельцы на Руси, обходили прежние санкции — обойдут и новые».
Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова: «История уже не раз доказала, что вечного во взаимоотношениях стран не бывает ничего: вчерашние противники сегодня могут наращивать товарооборот друг с другом и наоборот. В связи с этим, и для Европы это всего лишь вопрос смены интересов, политиков, в конце концов, появления невыносимых условий в рамках формирования нового глобального мироустройства, при которых придется договариваться с Россией. А для нашей страны на данный момент времени существует более важная задача, а именно — более выгодное позиционирование своей экономики в рамках фрагментации мировой экономики и расширения объединения стран БРИКС. Пока у России все получается, поэтому обращать внимание на новые пакеты санкций Европы особо не стоит». Семен Крамской, директор торгового агентства внешнеэкономической деятельности «С-Трейд»: «Санкции против России в современной политике начались с 1917 года и не заканчивались, а изначально они шли с 12 века. Мы 9 веков под санкциями: можно ли назвать их вечными?
Долгими — точно. Однозначно санкции точно продолжатся даже после окончания конфликта, так как складывается общемировая тенденция: формируется два лагеря взаимодействия в мире.
Общая сумма составила около 5,7 миллиона евро. Россия заявила о намерении выйти из Совета Европы 15 марта 2022 года после того, как решением комитета министров от 25 февраля 2022 года было приостановлено право нашей страны на представительство в уставных органах Совета Европы.
Письмом глав ы МИД России на имя генера льного секретаря Совета Европы российская ст орона уведомила о выходе из организации в соответствии со статьей 7 Устава Совета Европы, регулирующей порядок добровольного выхода. Но, несмотря на наличие заявления о выходе со стороны России, комитет министров, грубо нарушив Устав Совета Европы, 16 марта 202 2 года принял резолюцию о немедленном прекращении членства России в Совете Европы с этой же дат ы.
Россия — без шенгенских виз, Европа — без «мягкой силы»?
ЕС призвал Россию отменить передачу «дочек» Ariston и Bosch // Новости НТВ | Они продолжают действовать исключительно в целях убеждения европейского населения в эффективности проводимой в отношении России политики. |
ЕС призвал Россию не передавать европейский бизнес во временное управление - 27.04.2024, ПРАЙМ | Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель высказался по поводу выхода России из Совета Европы. |
Россия вышла из договоров Совета Европы | Вопрос о том, входит ли Россия в ЕС, не имеет практического смысла, так как это вхождение невозможно по главному правилу пребывания в Союзе — географическому. |
Беспомощная злость и весеннее обострение: дипломат о принятой в ЕП антироссийской резолюции
ЕС призвал Россию отменить передачу «дочек» Ariston и Bosch | 16 сентября Россия прекратила быть высокой договаривающейся стороной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. |
Сменят ли страны Европы «шенген» на суверенитет? | Вопрос о том, входит ли Россия в ЕС, не имеет практического смысла, так как это вхождение невозможно по главному правилу пребывания в Союзе — географическому. |
Россия покидает Совет Европы. Что это значит и из-за чего было принято такое решение - ТАСС | Вопрос о том, входит ли Россия в ЕС, не имеет практического смысла, так как это вхождение невозможно по главному правилу пребывания в Союзе — географическому. |
В отношении РФ прекращено действие ряда международных договоров Совета Европы
Толстой напомнил, что российская сторона пыталась "говорить о правах человека: о правах русских на Украине, о праве жителей Донбасса на жизнь без обстрелов, о правах крымчан на свободный выбор и на доступ к воде", но все призывы к диалогу были проигнорированы. А уже на следующий день собралось внеочередное заседание КМСЕ, где его участники проголосовали за приостановку представительства РФ в организации. Как тогда прокомментировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Москва в скором времени определится с дальнейшими шагами по этому вопросу. Для этого прописана достаточно долгая процедура.
Читайте также Клишас: выход России из Совета Европы не повлияет на мораторий на смертную казнь в стране Володин: Совет Европы утратил свой суверенитет так же, как и Украина "Выход из СЕ осуществляется на основании статьи 7 устава СЕ по инициативе государства-члена, когда оно официально уведомляет об этом генсека СЕ. Прекращение членства наступает в конце текущего финансового года, если уведомление сделано в течение первых девяти месяцев этого года", - объяснил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. Таким образом, РФ будет оставаться членом СЕ до конца 2022 года.
Ранее также сообщалось, что сумма российского взноса в бюджеты Совета Европ ы и его части чных соглашений за 2022 год должна была составить около 33,7 миллиона евро. Но из-за прекращения членства России в Совете Европ ы было решено выплатить взносы только за период пребывания в этой организации — с 1 января по 15 марта 2022 года. Общая сумма составила около 5,7 миллиона евро. Россия заявила о намерении выйти из Совета Европы 15 марта 2022 года после того, как решением комитета министров от 25 февраля 2022 года было приостановлено право нашей страны на представительство в уставных органах Совета Европы. Письмом глав ы МИД России на имя генера льного секретаря Совета Европы российская ст орона уведомила о выходе из организации в соответствии со статьей 7 Устава Совета Европы, регулирующей порядок добровольного выхода.
Теоретически логичным выглядит прогноз, что мир постепенно будет разделяться на несколько полюсов как минимум два — вокруг США и вокруг Китая. У каждого будут свои технологические платформы, цепочки поставок, внутренний финансовый контур и так далее. На практике — это дорого, требует больших издержек и времени. Экономическая логика гласит: чем менее затратен процесс и больше прибыль, тем лучше. Но у политики другие задачи: интересы нужно продвигать любой ценой, независимо от издержек. В долгосрочной перспективе мы можем наблюдать, как мир будет распадаться как минимум на две части. Но на практике столкнёмся с большим сопротивлением материалов, особенно со стороны бизнеса, который привык жить в более благоприятных условиях и будет пытаться влиять на них как может. За закрытыми дверями Отношения России с приграничными странами на европейской стороне продолжают ухудшаться: Финляндия стала членом НАТО и прибегает к полному закрытию сухопутных границ с Россией, равно как и тройка Прибалтийских стран. На мой взгляд, текущее состояние закрытых границ и постепенной милитаризации Балтийского региона — это не финальный этап. Дело может зайти и дальше, в пределе — до военных столкновений.
Не хочу никого пугать, всё-таки этот сценарий не самый вероятный, с учётом всех рисков ядерной эскалации ситуация не развивается стремительно. Однако такая вероятность существует, и мы видим по крайней мере милитаризацию Балтийского региона и расширение НАТО за счёт Финляндии и в перспективе Швеции. Поэтому сюжет с закрытием границ — лишь часть более общей негативной тенденции. За 30 лет такого существования полтора поколения россиян выросло в условиях, когда политические разногласия пусть и существовали, но не влияли на гуманитарные и экономические связи. Сейчас до Хельсинки лететь с пересадкой в Стамбуле часов двадцать. В то же время до Нью-Дели — 5,5 часа из Москвы. Выходит, что Индия географически дальше, но политически ближе настоящих соседей. Электронную визу в Индию вы можете получить в аэропорту за полчаса, и в этой стране никто вас не будет учить, как надо выстраивать вашу политику и экономику, требовать сделать некое "домашнее задание", чтобы на вас обратили внимание и стали с вами разговаривать. Куда в таких условиях пойдут энергия и интерес? На самом деле вопрос не такой очевидный, потому что инерция последних 30 лет всё же не пустой звук, а Петербург остаётся важной частью Балтийского региона.
Но объективно поворот на Восток идёт намного быстрее, даже в столь отдалённых от него регионах, как Северо-Запад России. Это непросто, потому что нужно изучать языки новых партнёров, их культуру, законы, специфику бизнес—связей. Но другого пути для российского бизнеса, заинтересованного в зарубежном треке работы, я пока не вижу. Ломать — не строить. Восстановить прежние отношения с Европой хотя бы в экономическом ключе можно будет, если только изменится общий политический климат. Задел, в том числе культурный, в нашей совместной истории настолько силён и велик, что пока разрыв этих связей носит обратимый характер. Но сможет ли экономика восстанавливаться без разрешения каких-то фундаментальных проблем? Мы не можем и не должны идти на односторонние уступки, поэтому будем настаивать на диалоге только с учётом интересов России.
И России придётся приспосабливаться к новым реалиям. О том, насколько этот прогноз реалистичен, мы побеседовали с доцентом факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадимом Трухачёвым. Ведь углубление экономической интеграции, а также военно-политическое объединение с целью обеспечения безопасности — это, скорее хорошо, чем плохо. Но самого начала были сомнения, что этот ЕС будет жизнеспособен. Что вызывало опасения? Но в целом ЕС вполне жизнеспособен, развал ему совершенно не грозит. Кроме Британии, стоявшей особняком, никто оттуда выходить не собирается. Путь к Евросоюзу в его нынешнем виде был довольно долгим. Формироваться он начал ещё в 1957 году. Хотя по величине эти страны существенно отличаются. Но это высокоразвитые постиндустриальные страны. Теперь же, когда в ЕС входят 27 стран, его члены различаются и по уровню развития экономики, и по политическим пристрастиям и по менталитету. И ещё сильнее — в 2015—2016 гг. Выяснилось, что многие страны просто не хотят и не могут выполнять обязательства, которые на них накладывает членство в ЕС.
Оценен риск вечного существования России под европейскими санкциями: "Переждать не получится"
Если набеги не удавались, то пытались торговать. Казус Чингисхана, решившего создать универсальную всемирную кочевую империю и потому не останавливавшегося перед полным уничтожением народов, представлявших угрозу его планам, был исключением, подтверждающим правило. Европейцы же с момента своего возникновения были ориентированы на физическое уничтожение слабейших. В их системе политических ценностей ассимиляция или симбиоз были вынужденными решениями, когда по какой-то причине не хватало сил и возможностей полностью уничтожить соседа. Если же такая возможность была, то с уничтожением старались не тянуть, не растягивать его на поколения, но решать вопрос здесь и сейчас, не оставляя проигравшему второго шанса. Все ожидают от другого того же, что готовят ему сами. Поэтому для Европы огромная Россия всегда была источником опасности. Европейцы не могли поверить, что русские не собираются их уничтожать. Они всегда считали, что их не добили только потому, что не смогли.
Соответственно, в те периоды, когда они понимали, что не могут уничтожить Россию, их политика была направлена на её ослабление, чтобы в данный момент лишить Россию возможности уничтожить их, а в перспективе всё же создать условия для ликвидации России. Вот и сейчас европейцы, ещё вчера готовившиеся к "окончательному решению" "русского вопроса" и дележу трофеев, вдруг осознали, что Украины, которая должна была в их понимании создать условия для окончательного поражения России, вот-вот не останется, а Россия за это время только укрепилась. Завтра в полтора раза выросшая за время СВО русская армия будет стоять на границах Европы, у которой ни войск толковых, ни оружия. Европейцы знают, что в таком случае сделали бы они. И не верят, что русские поступят по-другому. Вот поэтому и боятся.
Следует заметить, что большая часть претензий ЕС к России относится к внутренним делам России или отношениям России с третьими странами, а не к собственно отношениям России и ЕС. Украинский кризис и санкции Евросоюза в отношении России[ править править код ] Ещё во время Евромайдана руководство Европейского союза, выступавшее в поддержку оппозиции, заявляло о возможности введения санкций в отношении руководства Украины [39] [40]. С начала аннексии Крыма Российской Федерацией позиция западного сообщества в том числе Евросоюза состояла в осуждении вмешательства России во внутренние дела Украины и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. От России потребовали прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и перейти к решению всех спорных вопросов с Украиной через политический диалог [43] [44]. В российской пропаганде и в заявлениях российских политиков события украинского Евромайдана часто называются « государственным переворотом » [45] [46] [47]. Участники заседания призвали Россию немедленно вернуть свои войска в места их постоянной дислокации и обеспечить доступ международных наблюдателей в Крым, а также начать переговоры с Украиной. До тех пор, пока это не будет сделано, участники заседания приняли решение заморозить переговоры с Россией по визам и новому соглашению о партнёрстве. В заявлении, принятом по итогам заседания, Россию предупредили о «долгосрочных последствиях» в случае, если она продолжит свои «действия по дестабилизации ситуации на Украине» [48] [49]. В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, совершила аннексию Крыма , США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций [50]. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки [51]. Списки лиц и организаций, в отношении которых действуют санкции, периодически пополняются [52]. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах. Последующее расширение санкций апрель-май было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на дестабилизацию ситуации на юго-востоке Украины и подрыв её территориальной целостности, — планировании и координации антимайдановских протестов [53] , а позднее — в использовании регулярных войск в боевых действиях на стороне антиправительственных сепаратистов, а также в поставках оружия и финансовой поддержке самопровозглашённых республик [54]. Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года , к которой, по мнению руководства ряда государств, привели действия сепаратистов, поддерживаемых Россией. В марте 2015 года Евросоюз принял решение увязать действующий санкционный режим с полным выполнением Минских соглашений. В связи с тем, что Минские соглашения, как полагают в ЕС, до сих пор не выполнены по вине России, эти ограничительные меры продлеваются каждые полгода [52]. Кроме того, были введены санкции против компаний, принимавших участие в строительстве Крымского моста и подходящей к нему со стороны Крыма автодороги « Таврида » [66]. Исключение сделано лишь для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова [a] [67]. В марте 2016 года Евросоюз одобрил «пять принципов Федерики Могерини»: полное выполнение Минских соглашений как ключевое условие любых существенных изменений в отношениях ЕС с РФ; укрепление отношений со всеми шестью участниками «Восточного партнёрства» Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. В марте 2019 года Евросоюз внёс в свой санкционный список ещё восемь российских граждан в связи с инцидентом в Керченском проливе.
Официальное заявление компании появилось в мае того же года. Все это время компания оценивала ситуацию, чтобы "обеспечить безопасность" трех тысяч ее сотрудников в России. Концерн присутствовал в 40 городах России. За 2021 год выручка российского ООО "Сименс" составила 834 миллионов евро.
Одним из условий членства в Совете Европы является мораторий на смертную казнь, отметил Кортунов. Это был для России неоднозначный вопрос, поскольку в России не все поддержали отмену смертной казни. Во многих западных странах смертная казнь применяется достаточно часто. Могут ли ввести — зависит от общей динамики ситуации. Наверняка, если будет полный разрыв, то этот вопрос снова встанет, но в конечном счете все будет зависеть от высшего руководства, — рассказал политолог. Как подчеркнул специалист, у РФ были претензии к Совету Европы. Они заключались в том, что организация необъективно оценивала ситуацию с правами человека в России, выдвигала необоснованные требования и забывала о проблемах с правами человека в других странах-членах. Отстранение России от участия в Совете Европы говорит о том, что российская делегация не сможет принимать участие в мероприятиях Совета Европы, отметил эксперт.
Россия потеряла доверие и уважение к Евросоюзу
Отношения между Европейским Союзом (ЕС) и Россией стали натянутыми после незаконной аннексии Россией Крыма и Севастополя в 2014 году и дестабилизирующей деятельности России на востоке Украины. Перерезание энергетической пуповины, связывавшей Россию и Европу, сыграет в пользу реализации сценариев развала Евросоюза. «Напрямую применимы в ЕС только европейские нормативные акты о финансовых санкциях. Российские указы не влекут появления каких-либо европейских обязательств», — заявили в бельгийском регуляторе. Страны Евросоюза спорят из-за того, как поделить доходы от реинвестирования замороженных российских активов, которые планируется изъять в 2024 году. ЕС, наблюдая реэкспорт своих санкционных товаров через третьи страны в Россию, сначала пытается решить эту проблему дипломатическим путем. Это ключевой вопрос определяет, насколько европейской страной будет Россия и будет ли она европейской вообще.
Постпредство России в ЕС: Евросоюз перешел к стратегии долгосрочной блокады РФ
Европейские страны в очередной раз столкнулись с разногласиями по вопросу использования замороженных активов России. Россия автоматически денонсирует европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Россия автоматически денонсирует европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. 15 марта Правительство Российской Федерации уведомило Генерального секретаря о своем выходе из Совета Европы в соответствии с Уставом Совета Европы и о своем намерении денонсировать Европейскую конвенцию о правах человека.
Европа стоит на пороге большого экономического спада
01:46 Европа от Лиссабона до Луганска03:02 Россия решила вступить в ЕС03:44 Британия усилит Польшу и Косово 04:24 Реакция пропаганды на у. Участвует ли Россия во внутрипартийной борьбе между консервативным и либеральным государствами Европейского союза? Для сравнения: в «допандемийном» 2019 году Россия выдала гражданам ЕС 1,6 млн виз.
Россия — без шенгенских виз, Европа — без «мягкой силы»?
Россия перестает быть участником Европейской конвенции о правах человека. ЕСПЧ будет рассматривать жалобы на действия или бездействие России, которые имели место до этой даты. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:.
Москва и Брюссель договорились учредить специальные консультации по вопросам безопасности и обороны и разработать подходы к взаимодействию в сфере кризисного урегулирования. Однако вскоре стало ясно, что Европа не настроена взаимодействовать в таком формате: стремление Москвы стать «противовесом натоцентризму в Европе» в Брюсселе вызывало опасения. ЕС, напротив, пытался снизить планку ожиданий Москвы, подчеркивая, что совместные инициативы нацелены лишь на кризисное урегулирование, а вопросы геополитики и безопасности отводились в зону ответственности США и НАТО.
Зная, что Москва ищет возможности для взаимодействия с Европой на равных, ЕС стремился скорее сдерживать расширение влияния России. Сама Большая Европа носила бы евросоюзоцентричный характер, а Россия была бы частью периферии этого пространства», — объясняет Дмитрий Суслов. На эти разногласия накладывался начавшийся к тому времени общий спад в отношениях Москвы и ее западных партнеров. Еще в 2001 году, когда Путин описывал свое видение интеграции европейского континента, между Россией и Западом появились первые противоречия в понимании политического будущего постсоветских республик. Россия была заинтересована в сохранении союзнических отношений с бывшими соседями по СССР и своего влияния на их территориях.
Усилия стран Запада, напротив, были направлены на ослабление российского влияния. Вскоре эти противоречия вылились в «революцию роз» 2003 года в Грузии , расширение НАТО на бывшие советские республики — Латвию , Литву и Эстонию — в 2004-м и «оранжевую революцию» на Украине в 2004-2005 годах. Непонимание и осуждение Москвы вызвали и западные интервенции в Ирак и Афганистан. Запад тоже негативно отнесся к некоторым действиям Кремля: европейские элиты насторожило и дело «ЮКОСа» , и парламентские выборы 2003 года в России, которые сочли нарушающими западные демократические стандарты. Deutsche Welle писала тогда: «В 2003 году Россия политически отдалилась от Европы».
Ситуацию усложнили последовавшие за этим российско-украинские газовые конфликты, а затем и российская военная операция по принуждению Грузии к миру в ходе грузино-югоосетинского конфликта 2008 года. Болезненным для России оказался запущенный Евросоюзом проект «Восточное партнерство», нацеленный на развитие связей с Азербайджаном , Арменией , Белоруссией , Грузией, Молдавией и Украиной и, по мнению Москвы, вскоре переросший в «антироссийскую затею». Кроме того, при непосредственном участии Великобритании и США в 2003 году началось строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, целью которого была поставка на западные рынки нефти из Азербайджана и впоследствии Казахстана в обход России. Торжественная церемония запуска нефтепровода состоялась в 2006 году, никто из российских представителей ее не посетил, тогда как США отправили делегацию во главе с замминистра энергетики. Однако именно украинский кризис 2014 года и воссоединение Крыма с Россией стали тем переломным моментом, когда противоречия, претензии и опасения достигли критической массы.
На смену регулярным саммитам и переговорам о безвизовом режиме пришли санкции и тотальное недоверие. Впрочем, отношения России с Европейским союзом все же оставались менее враждебными, чем с Вашингтоном. Евросоюз и Россия, вопреки взаимным претензиям и обвинениям в отрыве от реальности, не просто поддерживали диалог на высоком уровне, но даже предпринимали попытки совместно разрешить кризис на Украине. По инициативе ЕС в 2014 году для урегулирования этого конфликта был создан «нормандский формат» с участием России, Украины, Германии и Франции. В дополнение к первому протоколу о прекращении огня, подписанному представителями России, Украины, ОБСЕ, лидерами ДНР и ЛНР в белорусской столице в сентябре 2014 года «Минск-1» , в феврале 2015 года лидеры четырех стран договорились о заключении вторых Минских соглашений «Минск-2».
Новый документ состоял из 13 пунктов, описывающих порядок урегулирования конфликта в Донбассе. За семь лет ни один из пунктов соглашения выполнить не удалось: переговорный процесс заглох, так и не принеся ожидаемых результатов. Противоречия между Россией и Западом тем временем продолжали накапливаться. Особое раздражение в Москве вызывала сильная зависимость политики Евросоюза от США — российское руководство все чаще упрекало западных коллег в «подхрюкивании» Вашингтону. Военные маневры каждой из сторон воспринимались как целенаправленные демарши против другой, еще больше усугубляя недоверие.
Осложняли отношения и многочисленные шпионские скандалы. Сначала Лондон обвинил Москву в отравлении бывшего советского разведчика Сергея Скрипаля , затем с аналогичными обвинениями выступили другие европейские страны: Нидерланды , Чехия , Польша , Австрия , Болгария , Германия, Италия — и так далее. Россию упрекали и в масштабных кибератаках, в том числе на немецкий бундестаг. В Лондоне заявили, что покушение совершили сотрудники ГРУ Александр Петров и Руслан Боширов, которые прибыли в Великобританию 2 марта и улетели 4 марта — в тот день, когда Скрипали были госпитализированы с отравлением. Москва опровергла свою причастность к случившемуся.
Более того, Петров и Боширов дали интервью российскому телеканалу RT, в котором заявили, что приехали в Солсбери как туристы, чтобы посмотреть на шпиль местного собора. Однако, несмотря на все сложности в двусторонних отношениях, Европейский союз оставался крупнейшим торговым партнером Москвы: на ЕС в разные годы приходилось более 35 процентов совокупного внешнеторгового оборота России. Более того, Евросоюз был крупнейшим инвестором в России: в 2019 году объем исходящих прямых иностранных инвестиций ПИИ составил 311,4 миллиарда евро, а объем ПИИ России в ЕС оценивался в 136 миллиардов евро. Пусть и в частном порядке, практическое воплощение начала приобретать идея Большой Европы.
Число фигурантов российского списка доведено до паритетного со списком Евросоюза. В России считают, что использование Евросоюзом «противоречащего международному праву инструмента односторонних санкций» даёт России право на «соразмерные ответные действия» [75].
Депутаты рекомендовали пересмотреть вступившее в силу в 1997 году Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, потому что положения его второй статьи, в которой идёт речь об «уважении демократических принципов и прав человека», «не соблюдаются» [76] [77]. В декабре президент России Владимир Путин посвятил несколько выступлений на международных и российских форумах критике этой резолюции и восстановлению исторической справедливости — напоминанию о роли европейских держав, в том числе Польши, в развязывании Второй мировой войны [78] [79] [80] [81] [82] [83]. В апреле-мае 2021 года Евросоюз обвинил Россию в наращивании группировки войск на российско-украинской границе и закрытии ряда районов Чёрного моря для судоходства. Жозеп Боррель особо выделил намерение препятствовать нарушениям Россией суверенитета Украины, противодействовать «вредоносным действиям правительства России, включая гибридные атаки» и ограничивать «ресурсы, которые власти России могут привлечь для проведения разрушительной внешней политики». В то же время Евросоюз надеется «взаимодействовать» с Россией «для продвижения собственных интересов» в таких сферах, как борьба с изменением климата, противодействие распространению коронавирусной инфекции, взаимодействие в Арктике, урегулирование региональных конфликтов. Кроме того, как добавили в Брюсселе, «ЕС заинтересован в решении конкретных экономических вопросов, среди которых — российские протекционистские меры и частичный запрет на ввоз сельскохозяйственной продовольственной продукции из ЕС» [85].
Саммит ЕС, прошедший в июне 2021 года, продемонстрировал серьёзный раскол между странами-членами по вопросу стратегии в отношениях с РФ. Категорически против этого высказались государства Восточной Европы и Прибалтики, уверенные, что Кремль воспримет такой шаг как признак слабости. К согласию участникам саммита удалось прийти лишь в том, что диалог должен быть «избирательным»: Европейский совет подчеркнул «открытость к избирательному диалогу с Россией по вопросам, представляющим интерес для ЕС». Одновременно в ЕС сделали ряд заявлений, которые явно не ведут к снижению конфронтации. Глава Европейского совета Шарль Мишель, в частности, сообщил о продлении санкций в отношении России ещё на полгода из-за отсутствия «значительного прогресса» в реализации Минских соглашений по урегулированию ситуации в Донбассе. Кроме того, в ЕС осудили «ограничения основных свобод» в РФ и заявили, что намерены поддерживать российское гражданское общество [86] [87].
В совместном заявлении сторон по итогам саммита Россия была названа «стороной конфликта» в Донбассе, поддерживающей в финансовом и военном плане незаконные вооружённые формирования. В документе содержится призыв к России «немедленно прекратить подстрекательство» к продолжению конфликта, в полном объёме выполнить Минские договорённости и признать свою ответственность за гибель пассажиров и экипажа рейса MH17 в 2014 году. В заявлении также было подчёркнуто, что ЕС продолжит осуждать «незаконную аннексию» Крыма [88]. В ноябре 2021 года руководство Евросоюза потребовало от России отменить подписанный президентом Путиным указ об оказании гуманитарной поддержки населению ДНР и ЛНР [89] [90] , согласно которому товары из ДНР и ЛНР смогут ввозиться на российский рынок по упрощённым правилам и участвовать в госзакупках. Евросоюз считает, что эта мера подрывает «суверенитет и территориальную целостность Украины, в том числе в сфере таможенного контроля», и в перспективе способно усилить напряжённость, перерасти в закрепление независимости ДНР и ЛНР и осложнить процесс реинтеграции регионов [91]. Ранее Евросоюз выступал категорически против сотрудничества «ЧВК Вагнера» с военными, которые пришли к власти в Мали в результате переворота в августе 2020 года.
Жёстче всех на этом настаивала Франция, которая потребовала от властей РФ не допустить подписания контракта между Мали и «ЧВК Вагнера» на обучение местных военных и защиту высокопоставленных чиновников.
В стране начал действовать мораторий на применение смертной казни. После объявления о выходе России из СЕ многие решили, что суды могут вернуть эту меру наказания. Фракция ЛДПР даже в своем Telegram-канале заявила, что на фоне выхода России из Совета Европы может инициировать проведение референдума по вопросу о возвращении к смертной казни. В заявлении отмечено, что «этот вопрос неоднозначный», поэтому «ЛДПР может инициировать референдум о возвращении смертной казни для самых тяжких и осуждаемых обществом преступлений». Среди таких в качестве примера приведены такие преступления, как коррупция в особо крупном размере, изнасилование детей, убийство в особо изощренной форме, терроризм и т. По мнению Лабина, маловероятно, что в РФ в качестве наказания вернется смертная казнь. Не думаю, потому что мы присоединились и к конвенции, и к протоколу, и в законодательстве приняли соответствующие нормы. Это потребует большой работы именно по отмене тех норм, которые закреплены в нашем внутреннем законодательстве Дмитрий Лабин Он отметил, что выход России из Совета Европы это серьезный сигнал для всех сторон, что действительно система, которая достаточно с одной стороны эффективна функционировала во второй половине прошлого века, «пришла необходимость очень серьезного коренного переустройства, реформирования». Поэтому тут не понятно, кто больше потеряет.
ЕС призвал Россию пересмотреть решение о судьбе "дочек" Ariston и Bosch
Правда, европейский обер-дипломат предсказатель еще тот, достаточно вспомнить, как он упорно объявлял о скорой победе над Россией «на поле боя». говорится в заявлении. Перерезание энергетической пуповины, связывавшей Россию и Европу, сыграет в пользу реализации сценариев развала Евросоюза.