Самозанятые могут получать деньги за свои услуги как от физических лиц, так и от юридических — компаний и ИП. Как ООО работать с самозанятым в 2024 году по закону? Разберемся в новых правилах по сделкам юридических лиц с самозанятыми.
Как стать самозанятым: пошаговая инструкция
Сотрудничать можно на основании разовых или долгосрочных соглашений. В договоре придется указать: тип контракта поставка, оказание услуг, подряд и др. Сроки, цена, прочие обязанности по договору согласовываются по правилам ГК РФ. Определяющее значение здесь имеет тип сделки, а не правовое положение контрагентов. Привлечение самозанятых граждан нельзя рассматривать с точки зрения замены персонала. Такие исполнители не подчиняются внутренним регламентам компании, не интегрируются в штат. Они самостоятельно определяют способ выполнения работ, оказания услуг. Задача оговаривается в соглашении или технических условиях. При этом контрагент несет полную ответственность за результат. В случае причинения вреда он обязан возместить не только прямой ущерб, но и косвенные убытки. Отличия гражданско-правовых сделок от трудовых соглашений неоднократно разъяснялись российскими судами.
Факт исполнения сделки документируется. Доказательством служат передаточные акты. Унифицированной формы для них не утверждено. Особенности расчетов Платежи по договорам между юридическими лицами и самозанятыми гражданами могут осуществляться в разных формах. Если деньги принимает организация, применяются стандартные правила. Средства могут зачисляться на банковский счет компании, отправляться на корпоративный электронный кошелек или передаваться наличными. В первом и втором случаях организация выставляет счет с реквизитами, в третьем — выдает приходный кассовый ордер и чек. Поступления включаются в состав выручки, а затем учитываются при налогообложении. Платежи в пользу самозанятых граждан оформляются несколько иначе. Получая наличные, такой участник обязан выдать чек.
Сделать это он может посредством приложения «Мой налог» во вкладке «Продажи». Документ сформируется системой автоматически в день оплаты. Клиенту достаточно отправить ссылку на мобильный телефон или e-mail покупателя. Допустимыми способами также признаются распечатка на бумаге или предоставление чека для считывания QR-кода ст. Аналогичный порядок применяется при зачислении вознаграждения на электронный кошелек. Обратите внимание! Программа подтверждения достоверности находится в разработке. Контролирующая служба обещает запустить ее уже в 2020 году. Самозанятые граждане вправе принимать деньги на личную карту.
Когда по трудовому договору с работником, нанимателю нужно: Удержать и оплатить 13 15 процентов НДФЛ. Начислить 30 процентов страховых взносов. Вести персонифицированный учет работников. Сдавать массу зарплатной отчетности. Еще до последних поправок в законе о самозанятых с 1 марта 2024 года, функции по борьбе с нелегальной занятостью выполняли зарплатные комиссии. Они регулярно рассылали приглашения «подозрительным» работодателям — компаниям и ИП. Но их деятельность не принесла ожидаемого результата. Именно поэтому было решено ужесточить контроль над работой с самозанятыми, с 1 марта 2024 года организациям и предпринимателям придется учитывать изменения. Читайте еще: Как безопасно уменьшить зарплату сотрудникам и сэкономить Что может требовать комиссия по самозанятым с 1 марта 2024 года Деятельность межведомственных комиссий в скором времени будет регламентирована. Правительство уже направило соответствующий проект от 07. Так, комиссии по работе с самозанятыми с 1 марта 2024 года получат следующие права: запрашивать информацию о начислении зарплаты, вознаграждений по гражданским договорам, в том числе с 1 марта проверят выплаты самозанятым гражданам; проводить осмотр рабочих мест; направлять сведения в правоохранительные и иные органы для принятия мер.
В большей степени самозанятость вызывает определенные вопросы, видимо, в других отраслях». Для выявления схем по уходу от налогов с использованием самозанятых налоговики используют скоринговую систему, которая анализирует более 20 параметров работы компании. Если возникают подозрения, ФНС начинает рассылать письма с требованием разъяснений. Многие работодатели уже на этом этапе признают вину, отмечает издание. О том, что грозит компаниям за такие нарушения, рассказывает директор московского офиса CPO Group, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса московского городского отделения «Опоры России» Лариса Науменко: Лариса Науменко директор московского офиса CPO Group, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса московского городского отделения «Опоры России» «Начисляют неуплаченный НДФЛ, начисляют все взносы. Кроме того, если будет установлен умысел, а в данном случае налоговая всегда трактует это как умышленное нарушение, будут еще и штрафы. Поэтому набегает вполне приличная сумма. Нужно понимать, что может прилететь штраф и со стороны государственной трудовой инспекции. Там штрафы могут достигать нескольких сотен тысяч за каждый выявленный факт такой подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
В данной статье мы рассмотрим, в чем особенности работы с самозанятыми и какие риски для работодателя несет сотрудничество с данной категорией исполнителей. Наш эксперт: налоговый консультант, руководитель онлайн-бухгалтерского агентства для предпринимателей Кто такой самозанятый Самозанятый — физическое лицо, которое платит специальный налог на профессиональный доход НПД. Летом 2018 года Федеральная Налоговая Служба столкнулась с проблемой: более 25 миллионов россиян игнорировало уплату налогов, работая «в серую», что наносило ущерб бюджету государства. В связи с этим с января 2019 года был запущен новый специальный режим налогообложения — НПД налог на профессиональный доход. Выгодные условия взаимодействия с налоговой и возможность легализовать свой доход стали решающими факторами для многих граждан, решивших зарегистрироваться в качестве «самозанятых». Плюсы работы с самозанятыми На конец 2022 года известно, что более 6,5 миллионов человек используют налог на профессиональный налог: и компании могут использовать это себе на пользу, разобравшись в спектре вопросов от «может ли работник быть самозанятым» до «как заключить договор с самозанятым лицом». Самозанятые работники — настоящая находка для владельцев малого и среднего бизнеса. При заключении «правильного» договора услуг с самозанятым можно оптимизировать бюджет компании. Работодатель не должен платить НДФЛ и отчислять процент с зарплаты на покрытие полиса общего медицинского страхования ОМС , обязательного пенсионного страхования ОПС и взнос на случай временной нетрудоспособности в связи с с материнством ВНиМ. Экономия на налогах Оплата труда сотрудника, с которым организация заключила трудовой договор или договор ГПХ, при условии что человек не является самозанятым, автоматически попадает в категорию «двойных расходов». Заключив договор с самозанятым, вы можете освободить себя от уплаты налога, при этом сохранив размер выплаты равным зарплате сотрудника. Отсутствие страховых взносов Перечень страховых взносов, обязательных для ИП или любого другого юридического лица, нанявшего сотрудника, достаточно широк: это и отчисления в пенсионный фонд, и в фонд обязательного медицинского страхования. Также работодателя могут обязать платить отчисления по ВНиМ и по травматизму. В связи с этим затраты на одного сотрудника возрастают, но не всегда окупаются. Елена Филиппова считает, что бизнесу выгодно работать с самозанятыми. Кроме того — сокращение внутренних административных расходов на обслуживание договоров с самозанятыми», — рассказывает эксперт. Как специалист, работающий с предпринимателями, эксперт отмечает в числе преимуществ большой выбор подрядчиков-самозанятых. Он есть в том числе благодаря биржам самозанятых: приложениям, агрегаторам, комьюнити, банкам заказов и так далее. Не нужно платить за полный рабочий день Заключение договора услуг с самозанятым также хорошо тем, что работодатель не должен оплачивать почасовую работу сотрудника — если иное, конечно, не прописано в договоре. Поскольку взаимодействие базируется на договоре об оказании тех или иных услуг, а не выполнении широкого функционала, присущего определенной должности, оплата труда самозанятого может быть меньше при том же KPI, что и у находящегося в штате сотрудника. Минусы работы с самозанятыми НПД — пока относительно новый режим налогообложения, и при его использования как работодатели, так и исполнители пытаются найти «лазейки», пока не учтенные законодательством. И несмотря на все преимущество взаимодействия организаций с самозанятыми, у этого процесса есть свои сложности и особенности. Исполнитель может соврать о статусе самозанятого или потерять его Перед заключением договора самозанятого с организацией необходимо проверить, стоит ли человека на учете в налоговой как самозанятый или он потерял этот статус. ФНС может заподозрить схему по уходу от уплаты налогов В зависимости от того, какие обязательства связывают работодателя и физическое лицо, заключаются разные типы договоров: с сотрудником, работающим полный день и выполняющим определенный функционал, обычно заключается бессрочный трудовой договор, несущий за собой необходимость выделять рабочее место, знакомить человека с внутренним распорядком организации, платить налоги; с физическим лицом, уплачивающим налог на профессиональный доход, работодатель строит иные взаимоотношения, основанные на договоре оказания услуг.
Работа юридических лиц с самозанятыми
Налоговая служба добилась резкого сокращения количества фальшивых самозанятых - Российская газета | Можно ли быть самозанятым и в то же время официально трудоустроенным? |
Плюсы и минусы перехода на самозанятость | Понятия «самозанятость» и «самозанятые» официально в законодательстве не закреплены. |
ФНС заинтересовалась сотрудничеством компаний с самозанятыми | Единственный запрет на сотрудничество самозанятых с юридическими лицами заключается в том, что плательщики НПД не могут работать с организациями. |
Тонкости работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с самозанятыми | Могут ли налогоплательщики Налога на профессиональный доход работать с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями? |
Самозанятый — это юридическое или физическое лицо
К заключению договора в письменной форме может привести обмен письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго п. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю абзац второй п. Согласно ч. Поэтому чек необходим для подтверждения произведенных организацией-заказчиком затрат. В нем указывается в том числе наименование реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг и ИНН заказчика пп. Чек может быть передан покупателю заказчику в электронной форме или на бумажном носителе чч. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на заказчика. При этом утрата физическим лицом права на применение специального налогового режима НПД или аннулирование налоговым органом его постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД не является основанием для непризнания в составе расходов затрат, осуществленных понесенных покупателем заказчиком , при условии наличия чека, подтверждающего оплату товаров работ, услуг и соответствующего требованиям ст.
Наличие чека, сформированного исполнителем в порядке, предусмотренном ст. На наш взгляд, данную норму следует рассматривать как специальную, характеризующую специфику взаимоотношений сторон договора, одна из которых является плательщиком НПД. При этом, как разъясняют контролирующие органы, установленные НК РФ правила признания расходов в виде затрат на приобретение работ услуг различаются и зависят от характера расходов, а также условий осуществления и направлений деятельности. При этом в отношении отдельных видов услуг заключение актов на их выполнение в целях документального подтверждения расходов в виде стоимости оказанных услуг не требуется смотрите также письма Минфина России от 26. В свою очередь, акт оказания услуг, по мнению ФНС России, может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги для целей налогового учета расходов заказчика п. При этом позже ФСН в информации от 26. Он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период или дату их оказания смотрите также письмо ФНС России от 30. Таким образом, по мнению контролирующих органов, с учетом особенностей правоотношений хозяйствующих субъектов, в некоторых случаях сформированный и переданный налогоплательщиком НПД в адрес организации чек сам по себе не является достаточным основанием для подтверждения заказчиком соответствующих расходов без иных документов, подтверждающих фактические правоотношения по оказанию услуг между организацией и физическим лицом.
Таким образом, на наш взгляд, не лишним будет в данной ситуации дополнительно оформить акт, в котором отразить период или дату оказания услуги. С таким актом у организации будет меньше рисков получить претензии налоговиков по ст. Рекомендуем также ознакомиться с материалами: - Энциклопедия решений. Заключение гражданско-правового договора с самозанятыми лицами; - Энциклопедия решений.
В теории стать самозанятым просто: скачивай приложение, регистрируйся в качестве самозанятого плательщика налога на профессиональный доход НПД , оказывай услуги, вноси сведения об этом в приложение «Мой налог», выдавай чек клиенту, уплачивай налог на профессиональный доход. Вроде бы, просто и понятно. У налоговиков есть право проверять правильность уплаты налогов самозанятыми лицами В отношении самозанятых налоговая проверяет отслеживает : чеки формируются ли или нет, правильно и своевременно или нет , факт соблюдения самозанятым порога дохода для статуса самозанятого, полноту и своевременность уплаты налогов. Задекларировал ли самозанятый всю полученную прибыль или утаил часть дохода от фискалов, пока налоговый орган достоверно проверить не может. Нет разработанных методик, алгоритмов, ресурсов. Также у ИФНС недостаточно полномочий для организации налоговых проверок. Может ли налоговая «вычислить» теневой доход? Материал по теме Можно ли оформить самозанятость в декрете? Можно, при этом пособия на ребенка сохраняются Можно ли оформить режим самозанятости, находясь в декретном отпуске. Не пострадают ли выплаты на ребенка, если женщина будет получать доход в декрете. Могут ли приставы наложить арест на доходы от самозанятости. По привычке некоторые самозанятые «утаивают» часть своего дохода, не показывая его в приложении «Мой доход». Таких больше всего интересует: может ли налоговая квалифицировать полученные на карту деньги как доход и доначислить налоги, и, соответственно, и штрафы? Отвечаем кратко: может. Но это чрезвычайно сложно. А вот о сложностях расскажем поподробнее. Рассказываем о сложности установления теневого дохода. Проверка доходов самозанятых осложнена отсутствием у фискалов всевластных полномочий. Да, налоговики видят почти все счета, которые открыты у гражданина. Ведь с 2017 года все банки обязаны направлять им информацию об открываемых и закрываемых счетах. Но движение по счетам у ИФНС никак не отражается. Обратите внимание: любой гражданин, подключенный к личному кабинету налогоплательщика, может проверить, какие счета видит налоговая. В принципе, там есть информация о вкладах, которые человек открывал в банках с давно отозванной лицензией.
Форма заявления о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию предусмотрена Административным регламентом Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 22. Заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем в отделения СФР лично, направлены почтовым отправлением или в электронной форме через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Уплата страховых взносов для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством В соответствии со статьей 4. На основании статьи 1 Федерального закона от 19. Следовательно, стоимость страхового года в 2024 году в субъектах Российской Федерации, у которых не применяются районные коэффициенты к заработной плате, составляет: 6 696 руб. Стоимость страхового года в 2024 году в субъектах Российской Федерации, у которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих коэффициентов, соответствующих к конкретному субъекту Российской Федерации. Например: 19 242 руб. Таким образом, в целях приобретения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2025 году страхователям необходимо уплатить страховые взносы в размере, определенном в соответствии со статьей 4. Следует отметить, что уплачивать страховые взносы необходимо в рублях и копейках, округление суммы страховых взносов, подлежащей уплате, в меньшую сторону не производится. На основании части 7 статьи 4.
На практике компании также предусматривают в договорах требование информировать о предстоящем изменении своего статуса. Например, сообщать о планах зарегистрироваться в качестве предпринимателя или же утраты статуса самозанятого. В случаях когда индивидуальный предприниматель или гражданин становится самозанятым, перезаключать действующие договоры не требуется. Однако потребуется внести изменения в действующие — особенно если существенно изменились условия договора. Например, если стоимость услуг была указана с НДС, то необходимо подписать допсоглашение. В документе нужно записать нововведения, а также указать, что исполнитель стал плательщиком налога на профдоход п. Наши специалисты подготовили пример гражданско-правового договора на оказание консультационных услуг с самозанятым. Скачайте образец по ссылке: образец договора на оказание услуг с самозанятым.
Могут ли самозанятые работать с юр лицами
Налоговая может расценить отношения с самозанятым как трудовые. В соответствии с КоАП ст 5. А также придется платить доп. Чтобы этого не случилось, обязательно нужно требовать у самозанятого чек образец ниже.
Это основной документ плательщика НПД. Также можно заморочиться и найти информацию о нем в Интернете, но это того не стоит. В чем разница между ИП и самозанятым По большому счету разницы между ИП и самозанятым нет по-крайней мере, после 19 октября 2020 года, когда режим распространился на всю Россию.
Раньше разница была, но с 1 июля 2020 года статус самозанятого фактически приравнен к статусу ИП. Разница между НПД и ИП — в том, что самозанятые не имеют право нанимать персонал, ограничены по выручке и видам деятельности. Получается, что НПД — это налоговый режим для фрилансеров-одиночек, которые не хотят быть ИП — им дали возможность работать официально, с минимальной налоговой нагрузкой и абсолютно без отчетности.
Какие документы предоставляет самозанятый Согласно Федеральному Закону "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27. Можно переслать его по e-mail или в каком-нибудь из мессенджеров. Вы можете распечатать его или сохранить в JPG — и приложить к вашим отчетным документам.
АВР но это не обязательно. Скачать его образец из Интернета , заполнить и отправить вам. Предоставлять счет тоже можно, но для самозанятых это не обязательно даже где-то читал, что требовать это незаконно.
Но если прям сильно горит, могу заключить договор с Яндексом или с АлиЭкспресс — и тогда будет счет. Но не хотелось бы делать это.
Нужно отметить, что самозанятые не могут заниматься перепродажей готовой одежды, а также продавать одежду, которая по законодательству подлежит маркировке.
Маркировка разных видов товаров началась в России с 2019 года - теперь на них наносится специальная метка. По ней можно узнать производителя товара, понять, где он был продан и не является ли подделкой. Если говорить только об одежде, то маркировке подлежат три вида товаров, приведенных ниже.
Одежда, которую нельзя продавать самозанятым так как подлежит маркировке : Изделия из натурального меха. Шубы, полушубки, дубленки, жилеты, воротники. Сюда относится любая обувь, включая простейшие сандалии и тапочки.
Изделия легкой промышленности. Трикотажные блузки, блузы и блузоны для женщин и девочек. Одежда из натуральной кожи, в том числе рабочая.
Пальто, накидки, плащи, куртки и ветровки. То есть в случае, если вы собираетесь продавать что-то из этих категорий, вам потребуется зарегистрировать ИП на упрощенной системе налогообложения и проходить процедуру маркировки произведенного товара. Обратите внимание, что запрет распространяется именно на продажу - произвести одежду из этих категорий, например, блузку под конкретный заказ человека, с точки зрения закона считается услугами по пошиву.
В таком случае маркировка не нужна. Одежда, которую самозанятым продавать можно: Меховые изделия: шапки и шарфы, рукавицы и перчатки, одежду с меховой отделкой, куртку с меховым воротником или пальто с меховыми манжетами; сумки, покрывала и декоративные подушки. Кожаные изделия: кожаные сумки и кошельки.
Прочая одежда: футболки, платья, толстовки, юбки, брюки, джинсы, пиджаки или нижнее белье. Главное, чтобы изделия были не кожаными. Имейте в виду, что к моменту прочтения статьи требования по маркировке товаров могут измениться, поэтому следите за обновлениями на сайте Национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
Новый закон не ставит ограничений, к примеру, на сбор дикорастущих трав или ловлю и продажу рыбы, но вопросов и недоговоренностей при пересечении с различными кодексами РФ здесь возникает вагон и маленькая тележка. Не совсем понятны нюансы, границы деятельности, механизмы контроля и многое другое. Ловля рыба даже в любительских целях вероятно, именно любительский улов и можно продавать самозанятым происходит в пределах установленных суточных нормативов.
Для разных регионов и водоемов эти нормативы по каждому виду рыб свои. В эту же нишу условно отнесена и деятельность, связанная с переработкой отходов, сдачей и приемом лома, которая формально не исключается новым законом. Естественно, подробностей в этом направлении также мало.
Обычно все ограничивается лишь краткими Письмами Минфина. Кстати, о том, как зарабатывать на старых и ненужных вещах мы писали здесь. Также вы можете прочитать о 15 видах отходов, которые можно сдавать за деньги.
Самозанятость стала возможна и для сельскохозяйственных услуг, вклинившись как бы между ЛПХ личными подсобными хозяйствами и традиционными видами предпринимательства. Если при наличии ЛПХ можно продавать излишки продукции без всякой регистрации, то при самозанятости подразумевается, что большую часть продукции фермер производит на продажу. Также в этом формате можно заниматься и другими услугами - вспахивать землю на своей технике, сдавать ее в аренду и так далее.
В целом о бизнес-идеях на селе можно прочитать здесь , также рассмотрите идеи заработка на даче или во дворе частного дома. Никакие ковидные ограничения не искоренят в людях потребность в развлечениях и празднике. Такая деятельность без найма персонала отлично вписывается в рамки нового закона о самозанятых.
При выборе идеи следует помнить, что развлечения и event-сфера быстро трансформируются. Здесь как нигде важно умение постоянно удивлять публику. Определиться с направлением можно из подборки из 27 бизнес-идей в сфере развлечений , либо обратиться к идеям развлечений со спортивным уклоном , помня, конечно, что далеко не все из них возможны для реализации в одиночку самозанятым.
Самозанятость - это теперь и наиболее оптимальный вариант работать легальным экскурсоводом. Не нужно сдавать никакой отчетности, налог считается автоматически в приложении, и оттуда же высылаются чеки. На самозанятость переходят и те, кто проводят так называемые авторские туры хотя как всегда здесь есть свои нюансы.
Все основные варианты бизнеса на экскурсиях, многие из которых можно организовать самозанятому, можно рассмотреть тут.
А вот о сложностях расскажем поподробнее. Рассказываем о сложности установления теневого дохода. Проверка доходов самозанятых осложнена отсутствием у фискалов всевластных полномочий. Да, налоговики видят почти все счета, которые открыты у гражданина. Ведь с 2017 года все банки обязаны направлять им информацию об открываемых и закрываемых счетах. Но движение по счетам у ИФНС никак не отражается. Обратите внимание: любой гражданин, подключенный к личному кабинету налогоплательщика, может проверить, какие счета видит налоговая.
В принципе, там есть информация о вкладах, которые человек открывал в банках с давно отозванной лицензией. Для получения сведений о движении денежных средств по счетам налоговый орган должен направить соответствующий запрос в банк. А если счета открыты в разных банках — во все эти банки. То есть в каждый банк. При этом такой запрос должен быть обоснован. Например, проведением налоговой проверки конкретного гражданина. А сейчас этого фактически фискалам в отношении самозанятых граждан делать запрещено. Подозрения остаются подозрениями.
Еще недавно в год начала пандемии и выпуска писем ФНС 2019 г. Тем, у кого ИФНС находила более трех-четырех объектов недвижимости в собственности, фискалы массово рассылали «письма счастья». В них они почти в ультимативной форме заявляли, что гражданин подозревается в укрытии налогов, так как…сдает свою недвижимость в аренду. Все имущество гражданина, о котором известно налоговой, отражено в вашем личном кабинете налогоплательщика. И это создает вам проблемы? Гражданину предлагалось заявить полученный от сдачи в аренду доход либо объяснить использование указанных объектов недвижимости. Иные игнорировали «письма счастья». Еще часть арендодателей оправдывались, «отписываясь» об отсутствии у них дохода и неиспользовании ранее купленных квартир по назначению вовсе.
Но в целом, сервис удобный и охват массовый. Каков максимальный доход самозанятых? Порог максимального дохода — главное ограничение по самозанятости. Он установлен в размере 2 400 000 рублей в год. Как только этот порог будет превышен, хоть на рубль, человек автоматически перестает облагаться НПД и будет снят с регистрации как самозанятый. Обратите внимание: Далее есть несколько вариантов действий. Можно открыть деятельность ИП или работать с клиентами по договорам гражданско-правового характера до конца текущего года. Открыть самозанятость можно будет снова, но только на следующий год после закрытия. Как часто самозанятый должен платить налог?
Налоговым периодом для самозанятого является месяц. Это значит, что 12 числа каждого следующего месяца самозанятому приходит уведомление о сумме, подлежащей к уплате. Оплатить налог нужно будет до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Как оплачивает налог самозанятый? Это самая простая процедура. Каждую сумму продаж самозанятый заносит в приложение. В разделе «Мои налоги» срезу прописывается сумма, которая начислена. Ежемесячно приходит уведомление о сумме, подлежащей уплате, за работу в предыдущем месяце. В уведомлении указаны платежные реквизиты.
Заплатить налог можно в любом банке, но проще это сделать все в том же приложении «Мой налог». Чтобы платеж списывался со счета налогоплательщика, то есть с карты, которая зафиксирована в приложении в качестве основной, нужно сделать отметку в настройках в разделе «Платежная информация» напротив кнопки «Автоплатеж». Как самозанятые платят в Пенсионный фонд? Самозанятые не обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд, но могут это делать в добровольном порядке. В отличие от ИП, пенсионные взносы самозанятых не включены в налоговый вычет. Управлять взносами в ПФР также можно в приложении. Там есть специальный раздел, где можно провести платеж за месяц или за весь год. Идет ли стаж у самозанятых?
Самозанятость и налог на профессиональный доход: как это работает
Не имел с компанией заказчика трудовых отношений в течение последних 2 лет. Оказывает услуги и другим организациям желательно. Чтобы подтвердить информацию о статусе, достаточно: Запросить у исполнителя справку о постановке на учёт в качестве плательщика НПД. Чем организации грозит потеря исполнителем статуса Для юридических лиц есть определённые риски при работе с самозанятыми. В первую очередь это касается потери исполнителем статуса плательщика НПД. Если предполагается сотрудничество с самозанятым ИП, то это ничем не грозит заказчику. Ведь за предпринимателя организация никогда не платит взносы и налоги. Серьезнее ситуация обстоит при найме физлица. При отмене у него статуса, компании придется оплатить: НДФЛ и страховые взносы с суммы вознаграждения.
Как оформить сотрудничество Сотрудничество плательщика НПД и юридического лица должно быть оформлено в устной или письменной форме. Первый вариант возможен, когда сделка: Исполняется немедленно. Оплачивается суммой не более 10 тысяч рублей.
Заключение с самозанятым гражданско-правового договора.
В шаблоне договора важно прописать обязанность физлица своевременно предоставлять чеки, сообщить о потере статуса и указать, что исполнитель платит за себя налоги самостоятельно. В договоре не должно быть пунктов, которые могут указывать на трудовые отношения. Основные из них я перечислил выше, дополнительные можно найти в памятке самозанятого. Контроль выплат.
Для каждой оплаты потребуется сформировать акт о принятии работ с точным перечнем услуг, которые выполнил самозанятый. Например, написание текста для главной страницы сайта или разработка логотипа. После платежа обязательно запрашивать у самозанятого чек из приложения «Мой налог», чтобы при необходимости подтвердить факт оплаты. Если у вас сильная бухгалтерия, то она, скорее всего, сможет надлежащим образом подготовить документы.
Когда речь идёт о малом и среднем бизнесе, чаще всего внимание предпринимателя направлено на создание ключевой ценности, а не на обслуживание вспомогательных процессов. Он скорее вкладывает средства в продукт, чем в построение дееспособной бухгалтери. Для тех, у кого нет желания развивать собственную бухгалтерию и кадровое делопроизводство, есть более простой способ работать с удаленной командой — через посредника. Для этого компания заключает b2b договор оказания услуг со специализированным сервисом, который берёт на себя все административные вопросы по работы с удалённой командой.
В этом случае у налоговой не будет причин предъявлять претензии, потому что взаимоотношения компании и команды исполнителей нельзя будет квалифицировать как трудовые.
В частности, в договоре должно быть прописано конкретное техническое задание, сроки выполнения заказа и правила оплаты. Вместе с этим следует обратить внимание на то, что самозанятый — не штатный сотрудник организации, поэтому при работе компания не в праве контролировать каждый этап выполнения заказа. Как изменился документоооборот организаций при работе с самозанятыми? При работе с самозанятыми компаниям доступен упрощенный документооборот, заявляет Виктория Кияченко. Это связано с отсутствием выплат в ФНС, а также тем, что оформляют сотрудничество с плательщиками налога на профессиональный доход по договорам ГПХ. Вместе с этим, дополняет Сергей Фадеев, одним и з ключевых эт апов работы с самозанятыми является предоставление чеков заказчикам, которые формируются в приложении "Мой налог" и автоматически считают выплаты плательщиков НПД. Помимо основного договора об оказании услуг, дополняет он, который не должен содержать ссылок на трудовое законодательство, также рекомендуется продумать грамотную систему актов и отчетов, чтобы показать отсутствие формального документооборота. Выгодно ли компаниям работать с самозанятыми? При выборе подрядчиков оба эксперта советуют отдавать предпочтение самозанятым, так как при работе с ними компании сталкиваются с минимальным документооборотом из-за отсутствия отчетности в ФНС и пенсионный фонд.
При этом вас не могут и уволить — разорвать договор без веских причин очень сложно. Правда, по этой же причине «уволиться» — бросить всё и не сдать работу — вы не сможете тоже. Как и любой доход, выплаты по договору ГПХ государство облагает налогом. Юрлица уплачивают этот налог за вас, удерживая его из гонорара. Поэтому, заключая договор, проверяйте, чтобы сумма в нём включала 13-процентный налог сверх оговорённой суммы. Если же ваш договор заключён между физлицами, то вам будет нужно заплатить налог самому. Вывод: ГПХ подходит фрилансерам, выполняющим заказы нерегулярно. Если заказчик — компания, то документы оформляются достаточно просто, а налоги платит заказчик. Самозанятые Статус самозанятого — или налог на профессиональный доход — в нашей стране относительно новый налоговый режим и находится в стадии эксперимента.
Основная его цель — вывести из тени множество фрилансеров, далеко не все из которых работают через договоры и платят налоги. Поэтому описать этот статус можно так: «минимум налогов и максимально просто». Эксперимент регулируется Федеральным законом 422-ФЗ и продлится до 31 декабря 2028 года. Ряд его условий зафиксирован на весь срок — например, не может быть увеличен размер налогов. Кроме россиян, статус самозанятого могут получить граждане Киргизии, Армении, Беларуси и Казахстана. Налоги у самозанятых действительно самые низкие, а платить их можно через мобильное приложение « Мой налог ». То есть не нужно осваивать сложную бухгалтерию, заполнять документы и куда-либо их подавать — сегодня это самая простая форма уплаты налогов в России. Получить статус самозанятого очень просто. Для этого нужно скачать приложение «Мой налог» App Store , Google Play , зарегистрироваться в нём, и оно само создаст заявление.
Вас поставят на учёт в тот же день, когда вы подали заявку, если же есть основания для отказа — он поступит в течение недели. Также этот статус можно получить на сайте госуслуг или веб-версии «Мой налог» на сайте ФНС. В статье 4 закона 422-ФЗ сформулировано, кто может стать самозанятым — этот статус создан для тех, кто оказывает услуги сам или собственноручно производит товары для продажи. В ней же указано, кому нельзя получить такой статус: Тем, кто реализует подакцизные товары, такие как алкоголь, табак или лекарства, а также товары, требующие специальной маркировки , — даже если всё это изготовили вы сами. Также ограничение наложено на перепродажу. Ещё одно ограничение по использованию этого статуса — его не могут оформить индивидуальные предприниматели, если у них есть нанятые по трудовому договору работники. Ещё он недоступен некоторым посредникам. Курьеры тоже не могут быть самозанятыми. Исключение — курьер, который работает с выданным ему кассовым аппаратом, зарегистрированным на продавца товара.
Если вы применяете иные специальные налоговые режимы, например, упрощённую систему налогообложения или платите сельскохозяйственный налог, то перед тем, как стать самозанятым, вам потребуется от такого режима отказаться. Важное ограничение статус самозанятого накладывает на доход — он не должен превышать 2 400 000 рублей в год. Этот лимит зафиксирован до конца эксперимента и не будет уменьшаться но государство может его увеличить, что актуально во время инфляции. Также вы можете зарегистрировать ИП, чтобы далее до конца года платить по упрощённой системе. Часть этих налогов автоматически уходит в Фонд социального страхования. Очень часто заказчик прибавляет сумму налога к оговорённой оплате, но некоторые оформляют стоимость работ без учёта этого процента — тогда его придётся выплатить из того гонорара, который вы планировали получить «на руки». Важно отметить, что в пенсионный фонд отчислений с выплачиваемых самозанятым налогов не делается. Но вы можете оформить эти выплаты сами, подав соответствующее заявление в приложении «Мой налог». Таким образом, к минимальной пенсии, гарантированной государством, вам будет добавлена накопительная часть.
Ежегодный взнос можно оплатить как разово, так и любыми удобными вам частями — главное, чтобы годовая выплата соответствовала установленной для вас сумме.
Как наладить работу с самозанятыми гражданами
Вопрос: Каким документом самозанятой может подтвердить свой статус для того, чтобы не удерживать НДФЛ и не облагать выплаты страховыми взносами? Регистрация физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве плательщиков НПД осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог», которое можно бесплатно установить на компьютерное устройство мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшетный компьютер налогоплательщика. Взаимодействие между плательщиками НПД и налоговыми органами происходит удаленно посредством использования названного мобильного приложения. Функционал мобильного приложения «Мой налог» позволяет самозанятым гражданам осуществлять онлайн постановку на учет и снятие с учета, вести учет доходов, формировать чеки и уплачивать НПД с использованием банковской карты. Кроме того, при необходимости плательщики НПД для подтверждения своего статуса и доходов могут сформировать в мобильном приложении справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД и или справку о состоянии расчетов доходах по НПД Письмо Минфина России от 01. Вопрос: Каким документом налогоплательщик-организация может подтвердить расходы для целей обложения налогом на прибыль, если контрагентом является самозанятой? Согласно ст.
Вместе с тем для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают критериям ст. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы, и или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе по договору. В силу ст. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Соответственно, если законодательство РФ обязывает налогоплательщика при совершении операций оформлять определенный вид документа, то наличие такого документа обязательно для документального подтверждения расходов Письмо Минфина России от 22. Отметим, что плательщик НПД при расчетах, связанных с получением доходов от реализации товаров работ, услуг, имущественных прав , являющихся объектами обложения налогом на профессиональный доход, должен сформировать чек независимо от формы осуществления расчетов , обеспечить его передачу покупателю заказчику , а также передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган Письмо Минфина России от 27.
При этом чек может быть передан покупателю заказчику в электронной форме или на бумажном носителе. Вопрос: Можно ли учесть в целях налогообложения расходы на приобретение товаров работ, услуг, имущественных прав у плательщика НПД, аннулировавшего чек без возврата денежных средств покупателю заказчику? Согласно положениям п. При этом аннулирование плательщиком НПД чека, сформированного при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров работ, услуг, имущественных прав , без возврата покупателю заказчику денежных средств, полученных от покупателя заказчика , не является основанием для непризнания в составе расходов затрат, осуществленных понесенных покупателем заказчиком , при условии наличия чека, отвечающего требованиям ст. Также покупатель заказчик вправе обратиться в налоговый орган с инициативой о проведении мероприятий налогового контроля в отношении плательщика НПД с приложением документов, подтверждающих реализацию товаров работ, услуг, имущественных прав , а также факт их оплаты. Вопрос: Какие налоговые риски нужно учесть при заключении договоров с самозанятыми?
Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные Приказом ФНС России от 30. В соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, свидетельствующие о высокой степени вероятности отнесения контрагента налоговыми органами к категории проблемного или «однодневки» , а сделок, совершенных с таким контрагентом, — к категории сомнительных Письмо от 16.
Не пострадают ли выплаты на ребенка, если женщина будет получать доход в декрете. Могут ли приставы наложить арест на доходы от самозанятости. По привычке некоторые самозанятые «утаивают» часть своего дохода, не показывая его в приложении «Мой доход». Таких больше всего интересует: может ли налоговая квалифицировать полученные на карту деньги как доход и доначислить налоги, и, соответственно, и штрафы? Отвечаем кратко: может. Но это чрезвычайно сложно. А вот о сложностях расскажем поподробнее.
Рассказываем о сложности установления теневого дохода. Проверка доходов самозанятых осложнена отсутствием у фискалов всевластных полномочий. Да, налоговики видят почти все счета, которые открыты у гражданина. Ведь с 2017 года все банки обязаны направлять им информацию об открываемых и закрываемых счетах. Но движение по счетам у ИФНС никак не отражается. Обратите внимание: любой гражданин, подключенный к личному кабинету налогоплательщика, может проверить, какие счета видит налоговая. В принципе, там есть информация о вкладах, которые человек открывал в банках с давно отозванной лицензией. Для получения сведений о движении денежных средств по счетам налоговый орган должен направить соответствующий запрос в банк. А если счета открыты в разных банках — во все эти банки.
То есть в каждый банк. При этом такой запрос должен быть обоснован. Например, проведением налоговой проверки конкретного гражданина. А сейчас этого фактически фискалам в отношении самозанятых граждан делать запрещено. Подозрения остаются подозрениями. Еще недавно в год начала пандемии и выпуска писем ФНС 2019 г. Тем, у кого ИФНС находила более трех-четырех объектов недвижимости в собственности, фискалы массово рассылали «письма счастья».
Но есть ограничения: налоговые льготы не распространяются на действующих и бывших сотрудников. Если самозанятый был у вас в штате в последние два года или, работая у вас, оказывает часть услуг как подрядчик, то налоговая потребует перечислять за него НДФЛ и платить страховые взносы. Когда вы заключите договор с действующим или бывшим сотрудником, налоговики увидят, что выплаты ему освобождены от налогов. Это нарушает закон о самозанятых , ведь льготы по этому спецрежиму не распространяются на поступления от действующего или бывшего работодателя. Вы заплатите страховые взносы и НДФЛ по всем расчетам с самозанятым. Еще налоговая может переквалифицировать договор с самозанятым в трудовой. Это произойдет, если сотрудник продолжит выполнять свои должностные обязанности как самозанятый, а вы не станете платить за него страховые взносы и перечислять НДФЛ. Тогда за нарушение трудового законодательства придется заплатить штраф. Это наказание за уклонение от оформления трудовых отношений и замену трудового договора гражданско-правовым. Решение о штрафе может принять трудовая инспекция, когда придет с внеплановой проверкой. Заключайте договоры с исполнителями, которые не были связаны с вашей компанией трудовыми отношениями. Правильно формулируйте содержание договора, условия сделки и оплаты. Если же работаете со своими сотрудниками, как с самозанятыми, платите страховые взносы и перечисляйте за них НДФЛ. Инструкция Как избежать проблем при работе с самозанятым 1 Уточните статус самозанятого, когда заключаете договор. Запросите у самозанятого справку и проверьте, является ли он плательщиком налога на профессиональный доход. Это можно сделать через специальный сервис ФНС. Требуйте у самозанятого чек, чтобы уменьшить свою налоговую базу. Храните все чеки, полученные от плательщика налога на профессиональный доход, чтобы подтвердить расходы на оплату.
При отмене у него статуса, компании придется оплатить: НДФЛ и страховые взносы с суммы вознаграждения. Как оформить сотрудничество Сотрудничество плательщика НПД и юридического лица должно быть оформлено в устной или письменной форме. Первый вариант возможен, когда сделка: Исполняется немедленно. Оплачивается суммой не более 10 тысяч рублей. Не предполагает использование установленной нотариальной формы. Не будет признана недействительной при отсутствии её оформления в простой письменной форме. В остальных случаях сотрудничество самозанятого и ООО, а также АО и организаций с другими формами собственности предполагает обязательное заключение договора. Это позволит доказать свои права в суде в случае возникновения спорных ситуаций. В законе нет установленной формы договора при заключении сделки между юрлицом и плательщиком НПД. В этом случае можно использовать ГПХ или составить соглашение самостоятельно. Договор в обязательном порядке должен включать следующие положения: название, дату заключения и срок действия соглашения; информацию об участниках сделки;.
Как работать с самозанятыми юридическим лицам
Для самозанятых есть ограничения по доходу и масштабу дела. Самозанятые граждане — это физические лица являющиеся гражданами России, работающие сами на себя без права привлечения персонала осуществляющие деятельность в рамках ФЗ №401 внесшего поправки в статью 217 налогового кодекса РФ. Физические лица и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим (самозанятые), могут платить с доходов от самостоятельной деятельности налог по льготной ставке — 4 или 6.
ФНС заинтересовалась сотрудничеством компаний с самозанятыми
Может ли самозанятый оказывать услуги юридическим лицам, какие услуги можно оказывать, как получать оплату от юридических лиц. Авторам оформили сотрудничество с другим юридическим лицом, потому что с прошлым работодателем нельзя работать как самозанятый в течение двух лет после увольнения. — При работе с самозанятым организация не несет дополнительных материальных затрат в виде взносов и налогов, таким образом, выплачивая лицу лишь сумму вознаграждения, дополнительно снижая базу налога, — рассказывает Сергей Фадеев. Условия работы зависят от того, есть ли у самозанятого статус индивидуального предпринимателя. В этой связи вопрос, являются ли самозанятые юр. лицами, отпадает сам собой: они таковыми не являются.
Как оформить самозанятость в 2023 году и зачем это нужно
Ответы на актуальные вопросы по работе с самозанятыми | Самозанятые могут сотрудничать как с физическими, то есть с обычными гражданами, так и с юридическими лицами и ИП. |
ООО и самозанятые: как работать правильно и без юридических последствий? | Понятия «самозанятость» и «самозанятые» официально в законодательстве не закреплены. |
ФНС заинтересовалась сотрудничеством компаний с самозанятыми | 11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. |
Работа юрлиц с самозанятыми: нюансы | Кроме того, самозанятые лица вправе оформить налоговый вычет в 2024 году. |
Проверка самозанятых с 1 марта 2024: новые правила для работодателей | обязательное условие заказчика. |
Юридические риски «найма» самозанятых и ИП: как не подставить свой бизнес
Самозанятые могут получать деньги за свои услуги как от физических лиц, так и от юридических — компаний и ИП. Зарегистрировать статус плательщика НПД могут физические лица с 16 лет или с 14 лет, если у подростка есть разрешение родителей или он признан полностью дееспособным. Для юридических лиц есть определённые риски при работе с самозанятыми. Самозанятые могут получать деньги за свои услуги как от физических лиц, так и от юридических — компаний и ИП.