Место проведения второго концерта Рахманинова История исполнения второго концерта Рахманинова Местом проведения этого исторического выступления стал Большой зал Московской консерватории. 28 ноября 2023 года в Якутске прошел второй концерт фестиваля "Мой Рахманинов", посвященный 150-летию со дня рождения великого композитора.
Сергей Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркесторм №2 до-минор (С-moll), ор.18.
II Концерт классической музыки «От поколения к поколению» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова состоится в Российском национальном Музее Музыки. Зеленский второй раз за месяц заявил о возможных переговорах с Россией. Алексей Рубин, солист - Денис Мацуев. Кстати, именно Второй концерт Рахманинова Денис Мацуев исполнял на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. произведение, написанное композитором в 1907 году и явно опередившее свое время. Второй концерт Рахманинова Денис Мацуев исполнил совместно с Московским государственным симфоническим оркестром.
Воронежцы услышат ещё одну трактовку Второго концерта Рахманинова
Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей. Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.
В Якутске прошел второй концерт фестиваля "Мой Рахманинов" В Якутске прошел второй концерт фестиваля "Мой Рахманинов" 28 ноября 2023 года в Якутске прошел второй концерт фестиваля "Мой Рахманинов", посвященный 150-летию со дня рождения великого композитора. Организатор фестиваля - Фонд развития музыкального искусства Фабио Мастранджело осуществляет проект при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Концертную программу в двух отделениях представили Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica под управлением заслуженного деятеля искусств РС Я Натальи Базалевой и солисты - начинающие свой творческий путь талантливые музыканты, прошедшие конкурсный отбор для участия в фестивале: Анна Кунах сопрано Павел Шнипов тенор , Александр Перевощиков тенор , Иван Григорьев бас и пианист Илья Папоян. Она была написана в 1891 году в период учебы композитора в консерватории и посвящена русской легенде о князе Ростиславе. Произведение имеет мощное звучание и эмоциональную глубину. Продолжили первое отделение концерта переложения романсов Сергея Васильевича для голоса с симфоническим оркестром.
Анна Кунах - выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных, дипломант Международного музыкального фестиваля-конкурса им. Георга Отса, лауреат III премии Международного конкурса «Музы Мира» восхитила слушателей своим изящным сопрано, передавая эмоциональность и музыкальную глубину романсов: «Полюбила я на печаль свою», «Здесь хорошо» и «Апрель! Вешний праздничный день». Иван Григорьев - талантливый бас, солист Центра оперного пения имени Г.
Программа получила название «Музыкальный салон в Воронцовском дворце» и стала частью проекта «Музыкальная сборная России». Перед зрителями выступили солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Виталий Петров фортепиано , Мария Болконская виолончель , Елизавета Ключерева фортепиано и Арсения Сибилева скрипка. Концерт открылся с рахманиновских «Этюдов-картин».
Четыре концерта и «Рапсодия»: самые известные работы Рахманинова 4. В честь памятной даты вспоминаем самые известные его работы — четыре фортепианных концерта и «Рапсодию на тему Паганини». В оригинальной версии отчетливо прослеживается влияние Чайковского, Рубинштейна, Шопена и других авторов, чья деятельность формировала музыкальные воззрения Рахманинова. В Первом концерте многое кажется наивным и сырым, но в нем уже чувствуется характерная рахманиновская энергия.
Концерт состоит из трех частей: Vivace , Andante и Allegro vivace. Вторая и третья части играются без перерыва. Первое исполнение перед публикой состоялось 17 марта 1892 года в Московской консерватории. В 1917 году Сергей Рахманинов внес в концерт ряд изменений. Он обогатил и усложнил произведение, использовав отточенные за годы композиторской деятельности навыки. Именно вторую версию Рахманинов впоследствии включал в программы своих выступлений. Первый фортепианный концерт Рахманинов посвятил двоюродную брату Александру Зилоти, пианисту и дирижеру, который неоднократно помогал ему.
По рекомендации Зилоти, Рахманинов в 12 лет стал учеником Николая Зверева, лучшего фортепианного педагога Москвы. А еще благодаря Зилоти многие ранние работы Рахманинова узнали за рубежом. Слушатели и критики не приняли произведение: сочли его недоработанным. Провал отразился на душевном состоянии композитора — он не писал ничего масштабного почти три года. Позже благодаря работе с психотерапевтом Николаем Далем Рахманинов смог вернуться к работе.
Второй концерт Рахманинова
Знаменитые фортепианные концерты - Рахманинов - Второй концерт: lovers_of_art — LiveJournal | Главная страница Новости Ленты новостейО концерте по случаю 150-летия инова. |
От звезды к звезде: в Тамбове прошёл второй концерт фестиваля «Весь Рахманинов» | Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова – грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир – прозвучат в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Копачевского и оркестра «Русская. |
Рахманинов. Второй концерт и Вторая симфония | Кстати, именно Второй концерт Рахманинова Денис Мацуев исполнял на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. |
2-й фортепианный концерт Рахманинова: история шедевра
Мацуев признался, что Второй концерт Рахманинова подходит полуострову Ямал | Второй концерт, самый пышный, сверкающий и задушевный, принес Рахманинову заслуженный успех, и с тех пор является одним из самых исполняемых во всем мире. |
Концерт № 2 до минор | Во Втором фортепианном концерте Рахманинова эта тема выражена с особой лиричностью и поэтичностью, сопровождаясь теплотой и эмоциональной проникновенностью. |
Концерт № 2 до минор | Рахманинов. 35:05. Слушать. Скачать MP3. |
Закрытие филармонического сезона: семь интересных фактов о Втором концерте Сергея Рахманинова | бескомпромиссная декларация о намерениях - до первого большого яркого вступления оркестра. |
Концерт ко дню рождения С.В. Рахманинова
В Московской филармонии состоялся юбилейный концерт в честь 150-летия Рахманинова | Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием и взаимопроникновением которых определяется своеобразие его мелодики. |
Вторая симфония Сергея Рахманинова | Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова и история его создания Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войд. |
Концерт № 2 до минор
Среда 19:00 Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова — грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир, в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Копачевского и оркестра «Русская филармония» под управлением Павла Сорокина. Входит в абонемент Рахманинов. Концерты и симфонии. Продажа билетов остановлена. Мероприятие состоялось 22 Ноября 2023.
Его дипломная опера «Алеко» поставлена в Большом театре, а затем в Киеве под управлением самого Рахманинова, что положило начало его карьере дирижёра. Рахманинов в 1890-е годы. Метаморфозы внутреннего состояния музыканта отчетливо видны на фотографиях 1890-1900-х годов. На взлете творческих стремлений он создает свою Первую симфонию.
Еще на этапе работы над партитурой и первыми репетициями неудовольствия в адрес сочинения высказывали учитель Рахманинова Сергей Танеев и Римский-Корсаков, авторитет которого Рахманинов высоко ценил. Тем не менее премьера была назначена и состоялась в Петербурге в марте 1897 года. Если бы в аду была консерватория… и было задано написать программную симфонию на тему семи египетских язв и если бы была написана она вроде симфонии Рахманинова… то он блестяще выполнил задачу и привел бы в восторг обитателей ада. Цезарь Кюи Творческие промахи молодого композитора, допущенные им в Симфонии, ее новаторский язык в премьерном исполнении сплелись с неопытным руководством Александра Глазунова, который готовил произведение к премьере.
По воспоминаниям Рахманинова из-за кулис он слышал вместо своей музыки «какофонию» и ушел с премьеры до окончания концерта. На следующие три года он перестал быть композитором. Погрузился в работу дирижера в опере Саввы Мамонтова, давал частные уроки фортепиано, которые страшно угнетали его. Сергей Рахманинов в 1897 году после провала на премьере Первой симфонии.
В этот момент мир, наверно, мог потерять великого композитора, но Рахманинов был связан обещанием написать фортепианный концерт. В 1898 году он выступил в Лондоне.
Марина КОСТЕРИНА фортепиано, Омск В программе прозвучит Второй фортепианный концерт Рахманинова, который является одним из самых популярных произведений композитора, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Танеева, ставшая итогом симфонического творчества композитора и наиболее значительной вехой в развитии русского симфонизма.
Коллективно-мистическое, экстравертное — «поэт должен быть больше, чем поэт», вера в особую роль литературы и ее воздействие на общественную жизнь — возвращаются; мы остались такими же, какими были. Фенотип, архетип… Национальную специфику надо беречь. Сейчас о другом. О вещах внутренних. О провинциализме, вернее — о двух формах периферийности, сжимающих нашу поэзию в осадное кольцо. Что такое провинциализм? Несамостоятельность, вторичность, подражательность, да? Итак, первый фланг — посконный, лапотный, «народный», условно говоря, традиционный. В идеале эта тенденция должна бы подчеркивать достоинство классического выбора, делая ставку на гармонию. Лучшие образцы этой практики на настоящий момент — стихи о природе и любви, выражение скромных, но чистых чувств, христианская лирика, публицистика.
Преимущественно эта поэзия стала формой общения в социальных сетях, обрела свою нишу вне литературных конкурсов и журнальных публикаций. Сообщество создано. Этому, как бы варяжскому сегменту нашей литературы успешно противостоит западнический фронт: евроатлантический, продвинутый. Здесь знают правила поведения в обществе и литературе, говорят об эволюции в поэзии, пытаются диктовать моду. В силу постсоветского расклада крыло все еще имеет авторитет, хорошую информационную поддержку, опору в литературных и академических институциях, вышедших из советского истеблишмента и самиздата. Единственная весть, которая может быть выношена в этих рядах, — диссидентская. Раздраженное, почти паническое оживление, связанное с рокировкой в высших эшелонах власти, говорит, что эта карта может быть в очередной раз разыграна и даже принята в «прогрессивном мире» за чистую монету. Зачем повторяться? Международный успех Бунина и Шолохова смотрится сейчас выигрышнее, чем впечатляющие победы авторов интеллигентского направления: Бродского, Пастернака и Солженицына. В связи с изменением мирового политического контекста, увы, меняется и восприятие их творчества.
Я вынужден называть «нобелиатов», поскольку до последнего времени именно эта роль, с некоторыми оговорками, на них и возлагалась. Бунин приносит весть о России навсегда ушедшей, Шолохов — о новом строительстве, Солженицын — о том, что строительство, увы, кровопролитно. Наконец, Бродский и Пастернак сообщают о себе самих на фоне всего этого. Мир меняется: не знаю, насколько нас будет интересовать мнение Шведской академии через десять, скажем, лет, если переоценка ценностей пойдет тем ходом, который предчувствуется в России уже сейчас. Самостоятельность — вещь трудная, в Отечестве пока что диковинная, но рано или поздно зрелость прийти должна. И торопить ее не надо, и форсировать нет смысла. Это естественный процесс. Потенциал распределения Божьего дара в обоих лагерях я не рассматривал. Таланты — они вне и над. И весть наша — пока что в шуме общих голосов, дай бог выразить ее кому-нибудь одному.
Она нужна именно нам самим: на мировое понимание я бы пока не рассчитывал. Разговаривая с западным цивилизованным человеком, мы всегда вынуждены допускать, что нечто неартикулируемое неминуемо остается за скобками. Общение может быть более-менее близким бывают же смешанные браки , но барьер есть. Существуют вещи, которых мы не сможем им объяснить, но которые между нами понимаются с полуслова. И эти вещи существенны, важны. В них тайна, разгадка цивилизационного кода. О загадочной русской душе не буду. И об обреченности на непонимание — тоже. На Западе, на мой взгляд, русские часто живут не из-за теплого климата и политических свобод, а из-за трудноуловимого ощущения собственного интеллектуального и духовного превосходства. Даже механики автомастерских, даже новые русские банкиры.
Не говоря об «интеллектуалах» полета Набокова и Бродского. Я размышляю об этом «тайном спуде», «таинственном опыте», «духовном излишке»: именно они позволяют не обращать внимания на насмешки и поучения Запада, великодушно не обижаться на внутренних оппонентов. Вот что пишет о русских китаист Владимир Малявин: «Мы имеем дело именно с практикой повседневности, обладающей колоссальной жизненной силой, силой неиссякаемого сопротивления всем схемам жизни. Русскому восприятию повседневности свойственно обостренное сознание внутренней самодостаточности и силы практик повседневности, не знающей границ и кодов официального порядка. Я ликую. Об этой, казалось бы, весьма заметной вещи почти никто никогда не говорил. Не знаю, насколько эти черты способствуют созданию собственной философии не говоря об экономике , но что они полезны для поэзии — точно. Проходят годы — и она поглощает их все больше и больше. Постепенно их ум и понятия сливаются в одно целое. Они изумляются, теряются и не знают, что делать.
Им следует уяснить, что именно тот момент, когда возникает это чувство потери и остолбенения, — самый подходящий для осознания буквально: для освобождения своего тела и своей жизни Су Дунь-ли ». Видимо, разница западных и восточных практик письма где-то здесь. Русские не китайцы, но попробовать понять их через великого восточного соседа — имеет смысл. Прививка постмодернизма, данная нам в «смутные годы», отразилась на сознании русских куда более благотворно, чем мы привыкли думать. Мы получили хорошую школу релятивизма, стали «хитрее», «изворотливее», «циничнее»: нам ли не понимать, что такое несимметричный ответ, о котором говорят политики и военные спецы, размышляя о нынешних «диффузных» противостояниях. Впрочем, и до «культурной оккупации» синтетическое мышление, неожиданно сочетающееся с глубинной тягой к последней правде и последней справедливости, было более распространено, чем аналитическое. Синтетическое мышление — это то, что предполагает существование сразу нескольких логик вместо одной, подбор логики, отличной от алгоритма противника. Существование нескольких логик одновременно, нескольких параллельных ответов, из которых должен быть выбран один наиболее парадоксальный, в этом понимании является определением таланта интуиции. Другими словами, способность к фантазии, воображению. Славянский ренессанс, обозначенный Милорадом Павичем, вполне может состояться на просторах нашей Родины.
Способность нести обаятельную пургу, через которую тем не менее просвечивает святая и бездонная истина, — мерцает в нас от Гоголя до Курёхина. Почти дзенский абсурд — русское умение; литература, кажется, только начала его осваивать. Алогичное мышление в частности, фольклорно-поэтическое в определенных условиях может быть лучшим способом познания, изначально полагая электрон и волной и частицей, а слово — и топором и иконой. Массовая кельтомания среди русских неслучайна: священное безумие в поэзии, парадоксальный юмор, сказочная религиозность. Ирландцы создали свою метафизическую литературу, мы еще нет. Мы подошли к порогу и словно на миг застыли. Китайская весть, кельтская весть, латиноамериканская весть. Где русская? По-моему, на подходе. Преодоление литературы по-русски — одна из самых долгожданных для меня вестей; не знаю, от чего она будет отталкиваться: от протопопа Аввакума, «Слова о полку», Державина, Хлебникова, Гагарина, Калашникова… Поэзия — вещь сверхчеловеческая и, значит, наднациональная.
Разделы сайта
Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром. Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова – грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир – прозвучат в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Копачевского и оркестра «Русская. Рахманинов. 35:05. Слушать. Скачать MP3. Место проведения второго концерта Рахманинова История исполнения второго концерта Рахманинова Местом проведения этого исторического выступления стал Большой зал Московской консерватории. Главная страница Новости Ленты новостейО концерте по случаю 150-летия инова. Второй концерт Рахманинова входил в репертуар многих ведущих пианистов мира.
Концерт № 2 до минор
Музыкальный мир празднует 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова. Рахманинов. 35:05. Слушать. Скачать MP3. Это невероятно трагическое произведение Рахманинова, ставшее смысловым центром концерта. Оркестр колледжа, состоящий из юных дарований региона, впервые исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Второй концерт, самый пышный, сверкающий и задушевный, принес Рахманинову заслуженный успех, и с тех пор является одним из самых исполняемых во всем мире. Музыкальный мир празднует 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова.
Второй концерт Рахманинова listen online
В первом отделении показали оперу «Алеко». Вдохновившись пушкинскими «Цыганами», Рахманинов написал ее в 19 лет, опера стала дипломным проектом композитора при окончании консерватории и очень понравилась Чайковскому. Режиссер Денис Постоев украсил оперное произведение, в котором солировали Роман и Светлана Дюдины, Иван Журавлев, Артем Борисенко, Софья Овчинникова, хореографическими па, превратив ее в настоящий драматический спектакль. Сергей Рахманинов начал писать его во время своего визита в Воронежскую губернию - в селе Красное Новохоперского района в 1899 году.
Музыкальный педагог, критик и телеведущий Артем Варгафтик рассказывает о Втором фортепианном концерте Сергея Рахманинова. В программе принимает участие Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Светланова и пианист Алексей Мельников. Дирижер — Александр Земцов.
Это сочинение было лидером с 2001-го по 2005-й, а затем с 2011-го по 2013-й. Теперь, спустя десять лет, произведение вновь оказалось на вершине классического хит-парада. Свой легендарный второй концерт Сергей Рахманинов написал в 1900 году и посвятил его психотерапевту Николаю Далю.
Рахманинова под управлением дирижера Георгия Васильева. Оркестр колледжа, состоящий из юных дарований региона, впервые исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. За фортепиано солировал многократный лауреат всероссийских и международных конкурсов, гордость музыкального отделения, выпускник колледжа 2023 года Тимофей Колываенко, который в этом году стал студентом Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Благодаря виртуозной игре симфонического оркестра и Тимофея Колываенко публика погрузилась в пленительный мир классической музыки. Концерт завершился громкими и продолжительными аплодисментами новгородцев и гостей города.
Второй концерт Рахманинова
Мероприятие состоялось 22 Ноября 2023. В его музыке — сила и мощь человеческого гения, красота, которой невозможно пресытиться. Композитор посвятил произведение врачу-невропатологу и гипнотизеру Н. Далю, у которого проходил курс лечения от длительной депрессии, связанной с провалом Первой симфонии. Премьера концерта состоялось в 1901 году в Москве, солировал автор, за дирижерским пультом стоял А.
Несмотря на драматические столкновения, в музыке концерта звучат восторженные и ликующие интонации, прославляющие любовь к жизни.
Как и в поэме Пушкина «Цыганы», в опере Рахманинова на первый план выходит конфликт, заключающийся в столкновении нравов вольных цыган и одинокого, но гордого Алеко. Образы главных героев не отделимы от красочных картин природы, а их переживания и чувства достигают трагических вершин.
Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. Например, 5 октября Дом музыки также провел концерт в московском концертном зале «Зарядье», а 23 сентября — в Тульской филармонии.
Той же цели способствуют и тембровые переклички, фактурное сходство отдаленных по времени эпизодов, наконец, полифоническое объединение первоначально противопоставленных друг другу тематических элементов. Все это служит выражением синтетичности рахманиновского мышления, особенно ярко проявившейся именно в данном произведении, свойственного композитору стремления не столько дифференцировать контрастные образные сферы, сколько сближать их между собой и находить общее в отдельном и различествующем Можно провести в этом отношении известную параллель между творчеством Рахманинова и русских художников-пейзажистов конца XIX века, стремившихся к подобной же обобщенности письма и подчинению всех деталей основному господствующему тону. Левитан говорил: «Мы еще не вполне владеем умением связывать, обобщать в пейзаже землю, воду и небо; все отдельно, а вместе, в целом это не звучит». Поиски целостного, совокупного «звучания» всех элементов природы вызывались преобладанием лирического начала, чувства и настроения над собственно изобразительными задачами. Первая часть концерта, Moderato, отличающаяся наибольшим богатством и разнообразием образного содержания, является основополагающей в цикле. Она содержит в себе истоки всего дальнейшего музыкального развития. Сохраняя в этой части стройную форму классического сонатного allegro, Рахманинов очень индивидуально, новаторски трактует соотношение ее элементов. Именно поэтому она была вначале встречена некоторыми музыкантами сдержанно и даже неодобрительно По свидетельству Гольденвейзера, большинство музыкантов, присутствовавших при первом исполнении концерта у него на квартире, «по отношению к первой части концерта особых восторгов не проявило. Она показалась уступающей второй и третьей частям концерта». Особенно упорной, длительной работы потребовала она и от композитора. Трудность и новизна поставленных им перед собой в этой части задач явились причиной того, что она была завершена позже двух последующих частей О длительных поисках композитором соответствующей формы воплощения своего замысла в первой части концерта свидетельствуют и сохранившиеся ее эскизы. В основе первой части концерта лежат две темы, обе широко распевные, проникнутые свободой мелодического дыхания, но различные по выразительной окраске. Первая тема носит более суровый, мужественный, динамически устремленный характер, вторая — лирически светлая и мечтательная. Внимание слушателя сразу приковывает краткое вступительное построение у фортепиано, основанное на мерной последовательности аккордов субдоминантовой функции с гулкими «колокольными» ударами басового звука. Неуклонное нарастание звучности, приводящее от pianissimo к мощному fortissimo, создает эффект постепенного приближения образа. Завершается это построение повелительно звучащим четырехзвучным мотивом в двойном октавном удвоении, словно вызывающим к жизни скованные силы этот мотив будет играть значительную роль в дальнейшем развитии : Тема главной партии, которая звучит в оркестре на фоне бурлящих как морской прибой пассажей фортепиано, является одним из замечательнейших образцов гениального мелодического дара Рахманинова. Широко протяженная мелодия фортепиано с неуклонной последовательностью развертывается из простейшей секундовой интонации. С усилием отталкиваясь от тонического устоя, она «завоевывает» сначала нижнюю кварту, а затем верхнюю терцию, очерчивая, таким образом, звукоряд, типичный для многих русских народных песен. Замкнутый мелодический «амбитус» и мерная ритмическая поступь темы, подчеркиваемая тяжелыми ударами басов у фортепиано на сильных долях такта, придают ей сурово сдержанный, волевой характер. И вместе с тем она звучит лирично благодаря своей напевности и мягкости тембрового колорита унисон кларнета, скрипок sul G и альта. Во втором предложении темы выделяется широкий мелодический ход на малую сексту вверх с — as , вносящий элемент напряженной патетики: Вслед за основным построением главной партии, изложенным в виде законченного шестнадцатитактового периода, идет большой раздел «продолжающего» характера, который превышает длительность первого более чем вдвое Краткость основного построения главной партии и широко развитые масштабы второго, переходного по значению построения, вероятно, были причиной возникавшего у Рахманинова опасения в том, что главная партия может быть воспринята при слушании как вступление. Опасение это, впрочем, не имело под собой достаточных оснований. Первая тема концерта настолько рельефна, индивидуальна по характеру, что ее значение как главного, ведущего музыкального образа трудно не ощутить с самого начала. Здесь сохраняется тот же тип фактуры, ритмическое движение, соотношение партии фортепиано и оркестра, но выразительная окраска музыки меняется. На основе свободного сочетания и переосмысления отдельных интонационных элементов темы композитор создает новую, более светлую по выражению фразу, которую он развивает секвенционно, постепенно нарастающими волнами. В целом линия мелодического развития описывает широкую дугу с кульминацией на двойной доминанте, смягчается и просветляется гармоническое звучание, подготавливая сферу побочной партии. В конце этого построения фортепиано перехватывает у струнных ведущую мелодическую роль и создает восьмитактовое «послесловие» к главной партии партитура, цифра 3. Связующая партия un росо piu mosso основана на легких, воздушных пассажах, в которых словно растворяются и исчезают ясные мелодические очертания первой темы. Это ровное спокойное движение неожиданно прерывается энергичной аккордовой фразой, основанной на упорном, ритмически видоизмененном повторении начального секундного мотива главной партии: Это один из тех «сдерживающих окриков» управляющего музыкальным развитием сурового и властного рахманиновского ритма, о которых писал Асафьев. Приведенная фраза ясно и отчетливо «засекает» границу между двумя основными тематическими разделами экспозиции. Вторая тема, в которой сконцентрированы и обобщены наиболее типические черты светлой, поэтической рахманиновской лирики, по-своему не менее примечательна, чем первая. Легко и стремительно взлетая на октаву, мелодия в первых двух тактах охватывает весь свой диапазон и в дальнейшем плавно парит в очерченном пространстве, чередуя медленное, уступчато нисходящее движение с небольшими, короткими подъемами: Если в главной партии ведущая мелодическая роль принадлежала оркестру, то здесь вначале звучит фортепиано solo, без всякого сопровождения, в дальнейшем же оркестр создает мягкую гармоническую поддержку или ведет выразительный «диалог» с солирующим инструментом, имитируя отдельные его фразы. По форме побочная партия представляет законченное построение из двух периодов. В первом периоде второе предложение модулирует в g-moll, после чего дано еще десятитактовое дополнение, в котором вычленяется выразительная амфибрахическая интонация из второго такта темы. Построенный на ней ряд хроматических секвенций приводит к лирической кульминации в тональности E-dur Это краткое отклонение служит предвестником тональности второй части. На протяжении первой части E-dur появляется только однажды. Второе построение побочной партии, в котором изложение темы динамизировано и более насыщенно по звучанию, устойчиво утверждает ее основную тональную сферу. Заканчивает экспозицию Рахманинов не обычным в концертах блестящим и бравурным заключением, а легкими, «рассыпающимися» по клавиатуре пассажами фортепиано с постепенно угасающей в низком регистре звучностью. На этом прозрачном фоне в оркестре слышатся мягкие, словно приглушенные отзвуки начальной интонации главной партии, а затем грозно звучит у меди при паузировании фортепиано и остальных инструментов оркестра краткая, резко ритмически очерченная фраза, в которой нетрудно найти сходство с отмеченным выше «императивным» мотивом вступления В несколько расширенном и измененном виде эта же фраза глухо звучит в последних двух тактах экспозиции у струнных басов pizzicato. Она вызывает новую волну встревоженных пассажей у фортепиано, сопровождаемую острыми, отрывистыми аккордами деревянных духовых инструментов со «стучащим» ритмом, напоминающим приведенное построение связующей партии. Таким образом, Рахманинов очень тонко синтезирует в заключительной партии различные тематические элементы и одновременно подготавливает наступление разработки. Необычайно сконцентрированная, целеустремленная разработка своей сжатостью и динамизмом ярко контрастирует с широко, «раскидисто» изложенной экспозицией По количеству тактов разработка почти вдвое короче экспозиции 84 : 156 , но если учесть разницу темпов, то ее относительная длительность будет еще меньшей. Композитор как бы стягивает здесь основной тематический материал в один тугой узел, сближая разные мотивы, контрапунктически объединяя их между собой и придавая им иной, переосмысленный характер. Линии длительного, непрерывного динамического нарастания соответствует постепенное ускорение темпа. Общая структура разработки обладает исключительной ясностью. Она четко распадается на три раздела, которым предшествует вступительное шестнадцатитактовое построение. Но через всю разработку проходит прямая, как стрела, линия последовательных тематических преобразований и растущего динамического напряжения. Уже во вступительном построении разработки Moto precedente — темп заключительной партии, несколько ускоренный по сравнению с предыдущими разделами экспозиции проявляется отмеченная тенденция к объединению и синтезу тематического материала. В последнем, кульминационном разделе разработки начиная от pocco a pocco accelerando на первый план выдвигается тема побочной партии, которая звучит со все нарастающей силой в оркестре, у фортепиано же возникает новая, активно устремленная маршеобразная тема, возникающая из сплава и ритмического переосмысления элементов главной партии и производных от нее построений: Короткая восьмитактовая связка приводит к чрезвычайно ярко динамизированной репризе главной партии Maestoso. Alia Marcia , где ее оснавная тема, данная в усиленном оркестровом звучании, соединяется с только что приведенным новым тематическим образованием. Первый период репризы вместе с предшествующим ему разделом разработки образует одну широкую кульминационную зону, в которой достигнута высшая степень тематической и выразительной концентрации. Последовательно подготавливая эту вершину, композитор использует разнообразные средства для того, чтобы выделить ее как можно более рельефно, включая средства фактуры и оркестровой звучности. Это единственное место в первой части концерта, где более или менее длительно звучит оркестр tutti. В других разделах «тяжелая медь» вступает лишь изредка, эпизодически и на коротких промежутках.
Рахманинов и музыкальный юмор: каким был "Старый Новый год с Денисом Мацуевым"
Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова открыл новый этап в творчестве композитора и новый век классической музыки. Это невероятно трагическое произведение Рахманинова, ставшее смысловым центром концерта. Пианист Денис Мацуев заявил, что Ямало-Ненецкий автономный округ напоминает ему Второй концерт Сергея Рахманинова. Дирижер Валерий Гергиев и пианист Иван Бессонов сыграли Второй фортепианный концерт Рахманинова и оркестровую сюиту "Симфонические танцы".