Новости восстание в твери против щелкана

первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год.

14 в. 1327 г.

Бунт Твери против Орды. Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Смотреть что такое Тверское восстание в других словарях: Восстание в Твери 1327 года. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Восстание в Твери против золотоордынцев, в котором тверчане убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала, Щелкана) и всю его свиту. Разрушение Твери татарами Узбек-хана во главе с Иваном Калитой. Ярлык на Костромское княжение и титул князя Новгородского стали наградой от хана Узбека для Ивана I Даниловича за то, что он помог ордынцам подавить восстание против татар в Твери. Восстанию в Твери против ханского баскака Чол-хана (Шевкала, Щелкана) посвящены «Повесть о Шевкале» и песня «О Щелкане Дудентьевиче».

Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил

После разгрома восстания политическое лидерство окончательно перешло к московским князьям. Предпосылки После монголо-татарского нашествия 1237-1242 на русских землях установилось ордынское владычество. Оно выражалось в вассальном подчинении русских князей ханам Золотой Орды. Зависимость от ордынцев проявлялась в следующих формах: Политическая — необходимо было утверждать ярлык на княжение у великого хана.

Экономическая — выражалась в выплате огромной ежегодной дани. Административная — из ставки хана присылались ордынские чиновники — баскаки. Они участвовали наряду с местными властями в управлении, занимались переписью и сбором налогов.

Военная — княжеские дружины заставляли участвовать в военных акциях ордынцев, родственников великих князей силой принуждали служить в дневной охране хана. Судебная — высшим считался ханский суд в Золотой Орде. Монголо-татарское иго тяготило русские земли.

Оно способствовало отставанию в развитии производительных сил, вело к потере политического суверенитета. Тверское восстание явилось закономерным итогом накопленного недовольства как правящей элиты, так и простого народа всевластием и произволом ордынцев. Причины и повод Причиной восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом.

В сентябре 1326 в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, а ярлык на княжение передан следующему по старшинству брату — князю Александру Михайловичу. Около года он смог править относительно благополучно. Но летом 1327 года в Тверь приехал с огромной свитой двоюродный брат хана Узбека Чол-хан.

В русских источниках чаще всего в его отношении используют имя Щелкан, но встречаются и другие варианты: Шевкал, Чолхан, Щелкан Дудентьевич или Дюденевич. Монгольский Хан Щелкан со своими помощниками поселились в княжеском дворце, вели себя вызывающе, грабили и избивали местное население.

Иван получил ханский ярлык на Великий Новгород и Кострому 691 год назад, 26 марта 1328 года Владимир и Поволжье достались Александру Васильевичу.

Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси. Благодаря дипломатическим способностям князя Московского его земли не страдали от ордынских вторжений, а рачительность в финансовых делах укрепила казну княжества. Это качество и послужило прозвищу Ивана Даниловича: «Калита» означало кошель или сумку.

Бывшая свалка, апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов Но самая, пожалуй, яркая и интересная деталь той эпохи — это бабушки, пасущие козочек. Старушки жили поблизости в деревянных домах, коих еще было много в последние годы СССР, и держали скотину. Последней, конечно же, требовалось гулять, и пасущиеся парнокопытные создавали особую атмосферу, контрастирующую с типичной советской панельной застройкой. Говорят, бабушки, погонявшие козочек хворостиной, встречались и в девяностых, но лично я их уже не видел.

Остатки снесенных деревянных кварталов северной части переулка Трудолюбия. Март 2007 года. Фото из архива Сергея Савинова Итак, это место было загадочным пустырем и в двадцатом веке, и даже в девятнадцатом. Значит, разгадка в еще более древней эпохе. Разгоняем велохронометр.

В те времена это был посад, защищенный с запада стеной острога и рвом. Приказ укрепить Затьмачье и Загородье еще один городской посад к востоку от кремля отдал тверской князь Борис Александрович, и было это в 1452 году. Где именно проходила граница, сейчас уже сложно сказать наверняка, но скорее всего в районе церкви Иоанна Предтечи. А за стеной острога кипела жизнь — основу средневекового Затьмачья составляли ремесленники. Примерная граница острога могла проходить здесь.

Улица Карла Маркса на пересечении с Советским валом. Справа находится храм Иоанна Предтечи. Апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов В большинстве своем это были кузнецы и литейщики, однако известно также о псарях и слободе «ловчего пути», то есть охоты. А вдоль берега Волги, как раз там, где сегодня пустырь, была Кожевая слобода, она же Кожевки.

Как следует из названия, жители ее занимались выделкой кож и селились традиционно в отдалении от других людей. Причина проста — резкий и неприятный запах, сопровождавший этот промысел. Еще известно о так называемом Татарском гостином дворе, где останавливались восточные купцы, он тоже располагался на территории Затьмацкого посада.

Дублирование сообщения о смерти Шевкала и отличие по языку рассказа о Тверском восстании от окружающего летописного текста свидетельствуют о его интерполяции и ином происхождении. На это же указывает его начальная словесная связка с предшествующим летописным текстом о получении князем великокняжеской власти: "потом, за мало дней за умножение грех ради наших". Она напоминает те связки, когда летописец, внося в текст чей-либо рассказ, затрудняется привести его точное хронологическое определение и ограничивается общим указанием, вроде "в те же времена", "в лета те" и пр. Здесь подобная связка выглядит странно, так как в рассказе указан точно день восстания, и можно удивляться, что дата появлений Шевкала в Твери выпала. Текст Рогожского летописца, отражающий редакцию Тверского свода 1455 г.. После заключения рассказа 1327 г. Попытка упразднить повторение путём его некоторого изменения лишь ярче подчёркивает факт разрыва последовательного летописного текста вставным повествованием о Шевкале. Всё изложенное приводит к выводу, что интерполированный в Тверскую летопись рассказ о Шевкале представляет запись народного живого рассказа, сохранившего непосредственную свежесть пережитых событий. Для уточнения даты записи существенно то обстоятельство, что она не содержит описания последовавшего за восстанием 1 Соловьёв С. Летописные своды Тверского княжества. Ноябрь - декабрь 1926 г. Рогожский летописец, ст. В этом можно видеть указание на то, что рассказ записан в том же, 1327 году, до прихода карательной экспедиции Калиты. Как увидим ниже, эта же особенность характерна и для "Песни о Щелкане", что отмечалось исследователями как историческая погрешность "Песни", образовавшаяся в результате позднейших её переработок. Рассказ о 1327 г. Политический смысл этого включения очевиден: согласно этому рассказу, Александр не повинен в восстании, это - стихийное возмущение народа, не внявшего призывам князя к терпению. Это было очень существенно для тверского князя, только что облечённого, волею хана, великокняжеским достоинством. Эта версия оправдывала его перед судом истории и ограждала от возможных преследований со стороны хана1. В этом смысле вторая версия рассказа о Шевкале отражает противоположную тенденцию. Не народ восстал, но князь призвал тверичей к оружию, он приказал зажечь двор отца своего, где скрывались татары, - за это и обрушивается на Тверь карательная экспедиция Калиты и затем начинается преследование Александра. Мы уже отмечали книжный характер данной обработки сюжета. Решив истребить тверичей, собравшихся в день праздника Успения, Шевкал не знал? Александр, призывая народ к оружию, говорит: "Не аз почах избивати" и пр. Столкновение с татарами изображено как организованное выступление народа. Но в то же время во второй версии сохраняется вступление к рассказу вполне фольклорного типа, отражавшее носившиеся а народе в связи с приездом Шевкала тревожные слухи. Сохраняется и точная дата события - 15 августа, на праздник Успения. Для этой второй летописной версии о восстании 1327 г. Эта особенность рассматриваемого рассказа позволяет выяснить время его возникновения. Повествование о Шевкале нашло вторичное отражение в том же Тверском сборнике, в его последней части - "Летописце княжения Тферского благоверных великих князей тферьских", составленном по инициативе князя Бориса Александровича3. Задачей этого произведения, возникшего в 1455 г. Центральной фигурой "Летописца" является князь Михаил Александрович, которому посвящен обширный текст. Приступая к биографии князя Михаила, автор упоминает о его отце, а в связи с этим рассказывает и историю о Шевкале. Шевкал представлен как "притеснитель православного града Твери", "христианский губитель" и "церковный боритель". Александр выступает защитником православия. Напротив, пришедший с татарами "Иван Московский... Гибель Александра в Орде 1339 изображена как мученическая кончина за веру: "Получи желание свое, еже за христианы течение съверьшити, и въсприят мучениа добро победный венец от рукы Вседрьжителя"4. В этой версии "Летописца" князя Бориса Александровича, повидимому, и следует видеть источник вполне книжной версии рассказа о Шевкале, условно названного нами вторым типом рассказа и носящего на себе следы московской политической редакции5. Лурье показал связь сюжета "Песни о Щелкане" с изображениями на рогатине князя Бориса Александровича тверского, тем самым вскрыв большую популярность этого произведения в Твери первой половины XV века. Автор склонен отнести к этому времени возникновение и "Песни о Щелкане"6. Тем самым он положил конец попытке истолковать "Песню о Щелкане" как сатирическое произведение скоморохов Москвы XVI в. Лурье дополнительно отметил, что отношение "Песни" к татарам, которые представлены в ней без издевки и насмешки, как реальная и грозная власть, не позволяет 1 Любопытно, что в Симеоньевской летописи, отразившей свод 1327 г. Летописные своды Тверского княжества, стр. В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом". Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в. С конца XIV в. В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов. Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери. Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в. Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту. Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М. Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3. Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу. По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод. Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем".

Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери

Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом) Читайте в нашей статье на почему произошло антиордынское восстание против Чолхана в Твери, кто был зачинщиком мятежа, итоги бунт.
Антиордынское восстание в Твери, подавленное московским князем Иваном Калитой Народное восстание против татар в Твери.

Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области

Энциклопедический справочник "Тверская область". Статья Восстание в Твери против Ордынцев.
Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом) Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества.

Антиордынское восстание в твери

Многие историки полагают, что у восстания не было руководителей. Оно носило стихийный характер и представляло собой форму выражения народного гнева. В пользу этой версии говорит тот факт, что князь Александр не мог не понимать, насколько самоубийственным было восстание против многократно превосходящих сил Золотой Орды. Тверской князь Александр Мизайлович В любом случае, даже если Александр Михайлович не призывал напрямую людей к восстанию, он не оказывал должных мер по его подавлению и его симпатии были на стороне народа. В летописях говорится, что после кровавой расправы над ордынцами он обратился к другим русским князьям за помощью. Никто на его призыв не откликнулся. Более того, ряд князей встали на сторону Орды и участвовали в разгроме повстанцев. Подавление восстания Активную роль в расправе над восставшими тверичами сыграл московский князь Иван Калита. Это был давний политический соперник Александра Михайловича, который решил воспользоваться сложившейся ситуацией. Калита лично отправился к хану Узбеку и предложил свою помощь. Тот согласился ее принять и предоставил князю 50-тысячное войско, возглавляемое пятью темниками — военачальниками из числа ордынской знати.

По пути к ним присоединилось войско князя Александра Суздальского. Возглавил объединенное войско ордынский военачальник Федорчук, христианин по вероисповеданию. Сражаться с таким огромным войском было бессмысленно. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, затем в Псков. Между тем объединенное войско совершало самую настоящую карательную экспедицию. Была опустошена и сожжена не только Тверь, но и все окрестные пригороды и села. Людей тысячами уводили в плен, огнем и мечом выжигали всё живое.

В некоторых летописных источниках указывается, что он лично поджигал Щелкана в княжеской резиденции. Стихийный характер восстания. Многие историки полагают, что у восстания не было руководителей. Оно носило стихийный характер и представляло собой форму выражения народного гнева. В пользу этой версии говорит тот факт, что князь Александр не мог не понимать, насколько самоубийственным было восстание против многократно превосходящих сил Золотой Орды. Тверской князь Александр Мизайлович В любом случае, даже если Александр Михайлович не призывал напрямую людей к восстанию, он не оказывал должных мер по его подавлению и его симпатии были на стороне народа. В летописях говорится, что после кровавой расправы над ордынцами он обратился к другим русским князьям за помощью. Никто на его призыв не откликнулся. Более того, ряд князей встали на сторону Орды и участвовали в разгроме повстанцев. Подавление восстания Активную роль в расправе над восставшими тверичами сыграл московский князь Иван Калита. Это был давний политический соперник Александра Михайловича, который решил воспользоваться сложившейся ситуацией. Калита лично отправился к хану Узбеку и предложил свою помощь. Тот согласился ее принять и предоставил князю 50-тысячное войско, возглавляемое пятью темниками — военачальниками из числа ордынской знати. По пути к ним присоединилось войско князя Александра Суздальского. Возглавил объединенное войско ордынский военачальник Федорчук, христианин по вероисповеданию. Сражаться с таким огромным войском было бессмысленно. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, затем в Псков. Между тем объединенное войско совершало самую настоящую карательную экспедицию.

В политическом отношении русские правители для утверждения себя во главе областей получали разрешение в Золотой Орде. В первую очередь это происходило на великом княжении Владимирском, для которого требовался ярлык от хана. В начале ига монголы часто посылали на Русь своих специальных чиновников, называвшихся баскаками. Они занимались собиранием дани. Другие должностные лица численники переписывали людей, чтобы определять размер подати. В результате монголы активно вмешивались в систему административного управления. В первые годы от русских князей ханы требовали присылки военных сил для участия в походах ордынцев. Все эти обстоятельства в целом вызывали недовольство населения. Особенно сильно оно появлялось, когда монгольские чиновники приезжали в города и бесчинно вели себя. Летом 1327 года один из представителей монгольской знати Чолхан в летописях его имя пишется по-разному, например, Шевкал приехал в Тверь. В то время правитель этого города Александр Михайлович имел великокняжеский ярлык, то есть был главным князем на Руси. В результате в Твери обосновалось достаточно много монголов. В течение лета они притесняли местных жителей.

Он выгнал князя из дворца, а его люди занялись грабежами, мародёрством и насилием в городе. Летописи утверждают, что по Твери ходили слухи о том, будто Щелкан намеревается перебить всех князей и сам воцариться в городе, а жителей обратить в ислам. Судя по всему, никакого реального основания у этих слухов не было, но их хватило, чтобы люди заволновались. Пассивность тверского князя. Несмотря на всё происходящее, он смиренно терпел, и советовал терпеть жителям, которые приходили к нему жаловаться на произвол Щелкана и его людей.

14 в. 1327 г.

От этого удара Тверское княжество не смогло оправиться больше никогда. За свою преданность Москва получила право сбора дани на Руси. Монголы въезжают в православный храм во время службы.

Неизвестно, что образумило горожан, проклятие митрополита Феогноста или угрожавшее городу войско Калиты, но они предпочли «выпроводить князя Александра от себя, а к князю Ивану и новгородцев прислать послов с поклоном... Похоже, таким исходом остались довольны все стороны. Калита доказал свою преданность хану да и псковские просьбы о мире, наверняка, были подкреплены весомыми финансовыми аргументами , новгородцы избежали совершенно не нужной им войны со своим пригородом, псковичи сохранили город от неизбежного разгрома. Что же касается Александра, то пересидев грозу в соседней Литве, он спокойно вернулся в Псков, где и продолжил княжить.

Возможно, на берегах реки Великой и закончил бы свои дни тверской князь, но он принимает решение попытаться вернуться на родину. Скорее всего, им двигала не ностальгия, а лествичное право — «Если умру здесь, то что будет с детьми моими? Все знают, что я выбежал из княжения моего и умер на чужбине: так дети мои будут лишены своего княжества»15. Рискнем также предположить, что Александра не устраивало его положение в Пскове, где, в отличие от Твери, он был всего лишь «свадебным генералом», «данью традиции», а настоящая власть полностью принадлежала городскому вече. Доказать это на основании летописей, оставивших нам слишком мало подробностей о псковском княжении Александра, невозможно, но если провести аналогии с Новгородом, то такое предположение выглядит вполне резонным. В Новгороде даже великие князья отнюдь не были абсолютными властителями, что уж говорить о «политическом эмигранте», не имеющем за своей спиной какой-либо реальной военной силы.

Реализовывать свои планы Александр начал в 1336, совершив кратковременный разведывательный визит в Тверь, после чего вернулся в Псков и отправил своих бояр в Москву к митрополиту Феогносту «для благословения и прося его молитвы, и получил благословение и молитву от него и от всех святителей... Эти шаги Александра сильно напоминают «политический зондаж». Сначала он выяснил умонастроения в Твери, а через Феогноста, тесно связанного с Калитой, отношение к своему возвращению великого князя. Кроме того, через православную епархию в Орде митрополит мог прояснить позицию Узбека. Далее «показания» летописей несколько разнятся, но в целом картина дальнейших событий выглядит следующим образом. В том же году Орду поехал сын Александра Федор вероятно, зондаж дал надежду на успешный исход "реэмиграции" с просьбой о помиловании, а на следующий год и сам опальный князь.

И хотя В. Татищев говорит о том, что Узбек простил Александра, удивившись "сладости слов его и смирению"17, но мы снова будем настаивать на политической целесообразности — каким бы верным вассалом ни зарекомендовал себя Иван Калита, хан предпочел не казнить Александра, а создать в его лице противовес московскому князю. Что же расчеты Узбека полностью оправдались — его «месседж» был услышан и правильно расценен недовольными чрезмерным усилением Калиты в 1331 году ему удалось объединить под своей властью Владимирское княжества Рюриковичами. Поэтому, вернувшись в сопровождении ордынских послов в Тверь и сместив безропотно отдавшему старшему брату престол Константина, Александр вольно или невольно стал центром притяжения всех сил, враждебных московским князю18. Почувствовав угрозу, Калита в ответ прибег к хорошо проверенным средствам — клевете и подкупу. Зимой 1338—1339 годов он вместе с двумя старшими сыновьями отправляется в Орду, после чего последовало резкое изменение отношения Узбека к Александру19, который вместе с другими князьями был вызван в ханскую ставку.

Убоявшись ханского гнева, правитель Твери вместо себя отправил в Орду Федора, но Узбек, как сообщает тверская летопись, по-прежнему «убедительно настаивал» на личном визите: «Все сделаю, как хочешь, и, взяв сына своего Федора, пойдешь на Русь»20. В итоге, несмотря на все дурные предзнаменования и предчувствия при отплытии «начался сильный ветер, так что гребли, а судно назад шло» , Александр отправляется в Орду и по прибытии сразу же оказывается в подвешенном состоянии: «И пробыв месяц в Орде, слышал от беззаконных татар много коварства. Одни говорили: «Княжение великое даст тебе царь», а другие говорили: «Убиту тебе быть»21. Надо ли говорить, что этот месяц прошел в закулисных переговорах, взаимных обвинениях, подкупах, но повторное прибытие в Орду сыновей Калиты положило конец сомнениям хана: «Узбек, подвинутый ими или друзьями хитрого их отца, без всяких исследований объявил, что мятежный неблагодарный князь Тверской должен умереть»22. Интересно, что Тверская летопись ни словом не упоминает о каком-либо подстрекательстве московских князей, хотя по некоторым деталям можно предположить, что ее составную часть, «Повесть об убиении князя Александра Михайловича и сына его Федора», писал человек входящий в свиту князя и являвшийся непосредственным свидетелем событий. Об чем свидетельствует следующая фраза: «А слуга его от царицы с вестью пришел, чтобы оставили мы выделено А.

На этом спор двух династий за первенство во Владимиро-Суздальской земле закончился. Повторно ставший тверским князем, третий сын Михаила Константин был вынужден практически полностью подчиниться Москве. Спустя некоторое время борьба двух престолов возобновится, и будет продолжаться вплоть до самого конца XV века. Но главной темой этого противостояния будет лишь степень независимости Твери от Москвы. В завершении рассказа о драматическом и кровавом противоборстве московских и тверских князей внесем в него немного... Да-да, уважаемый читатель.

Эти две ветви потомков Рюрика связывала не только кровная вражда, но и... Константин был женат на единственной дочери погубившего его отца Юрия Данииловича, Симеон Иванович сочетался браком с внучкой Михаила Тверского Марией Александровной, единственный выживший ребенок Симеона Василиса была замужем за внуком Михаила. Для наших современников такое сочетание кровной вражды и кровных уз, мягко говоря, может показаться довольно странным, но зато оно отлично иллюстрирует один из главных тезисов нашей книги: бессмысленно судить поступки людей древности и средневековья с точки зрения современной логики и морали. Другие времена, другие нравы и лишь любовь деньгам трепетно пронесена сквозь века и тысячелетия... Никоновская летопись — крупнейший летописный памятник XVI столетия. Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из списков.

По мнению современных историков, восстание вспыхнуло без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия. Федорчукова рать Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Антиордынское восстание в Твери было выгодно Москве. Московский князь воспользовавшись неожиданной удачей отправился в Золотую Орду. Иван Калита заверил хана в преданности и предложил военную помощь против восставших.

Из Орды князь возвратился с пятью туменами татар 50 000 воинов под началом полководца Федорчука христианина. К ним присоединился и князь Александр Васильевич Суздальский. Карательный поход из 5-ти туменов степняков, полков московского и суздальского князей выступил на Тверь. Этот поход вошел в историю как «Федорчукова рать». Тверское княжество было полностью разорено: города и села сожжены, чудом оставшихся в живых угоняли в полон.

Тверской князь Александр был вынужден бежать в Новгород Великий , а затем в Псков, а оттуда, в 1329 году, уехал в Великое княжество Литовское на полтора года. Митрополитом Феогностом князь Александр и псковичи были отлучены от церкви. Иван Калита получил: Великий Новгород; Кострому.

Ярлык достался Калите, а Константин, старший из тверских князей после Александра, в 1328 г. Это известие в Твери, где, очевидно, ждали новых от татар бед, восприняли, как видно из летописи, с облегчением: «Божием милосердием выиде из Орды князь Константин в свою отчину в Тверь, и нача княжити тогды мирно и тихо». Тверитяне стали возвращаться в родные места, сожжённые храмы восстанавливались. Находившийся в изгнании Александр назвал своего брата «наставником и собирателем отчины». Словом, Константин, как того и требовала ситуация, направил все силы на восстановление княжества. Ни о каком противодействии Москве и речи быть не могло, не говоря уже о татарах... Избиения тверитя-нами Щелкана «сотоварищи» в Орде не могли скоро забыть.

Тем временем Узбек потребовал к себе Александра, послал русских князей найти его. Как мы помним, Александр Михайлович был в Пскове, однако митрополит Феогност потребовал от псковитян расстаться с бывшим тверским князем, находившимся в немилости у хана. В итоге князья, в том числе младшие Михайловичи, Константин и Василий, послали сказать Узбеку, что Александр ушёл в Литву. Что до Константина, то он и не пробовал искать ярлыка на великое княжение «под Калитой». Наоборот, тверскому князю приходилось подчиняться Ивану Даниловичу, в частности, ходить с ним опустошать новгородские волости. Видимо, только так, выполняя волю Калиты, Константин мог уберечь свои земли от новых ударов. Надо сказать, это ему удавалось. И вот в 1337 г. Ещё в 1335 г. Узбек же ждал самого Александра.

А в 1337 г.

Восстание в Твери против баскака Чолхана

В 1327 году в Твери стихийно вспыхнуло народное восстание против ордынцев. Бунт Твери против Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Тверское восстание 1327, антиордынское выступление жителей г. Тверь. Поводом к нему послужило прибытие в столицу Тверского княжества в 1327 г. 1327. Восстание в Твери против татаро-монгольских завоевателей. Жители Твери восстали против татаро-монгольских угнетателей в 1327 году. Накануне чингизиды зверствовали в городе и довели местное население до точки кипения. Год семьи в России.

Антиордынское Тверское восстание

Народное восстание в Твери вспыхнуло из-за недовольства населения монгольским засильем, подавлено войсками хана и московского князя. Визит в Тверь Чолхана. Визит в Тверь Чолхана. 1327 г. – население Твери восстало против сборщика налогов Чолхана (Щелкана), родственника хана Узбека. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля.

685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар

Александр Михайлович даже не пытался организовать оборону княжества. Сначала он бежал в Новгород, потом в Псков, затем в Литву. На чужбине он провел более десяти лет, затем вернулся в Тверь, но спустя несколько месяцев был вызван в Орду и там погиб вместе с сыном Федором. Что же касается Твери, то поход против нее возглавил Федорчук, христианин по вероисповеданию. К нему присоединились Иван Калита и суздальский князь Александр Васильевич. Нашествие получило название "Федорчукова рать" — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Тверское княжество, сильнейшее на тот момент на Руси, было разгромлено в течение нескольких недель. Сколько-нибудь организованного сопротивления не было.

Войско мурзы Бегича разбито.

Куликовская битва. Попытался восстановить господство Золотой Орды над Русью. Союз с литовским князем Ягайлом и Олегом Ивановичем Рязанским. Повели войска на Русь, а потом вернулись назад ой! Княжеские дружины и ополчение — в Коломне. Двинулись навстречу татарам, пытаясь опередить их. Дмитрий: решение переправиться через Дон на чужую территорию и принять бой там. Поставил цель не дать войскам Ягайло и Мамая объединиться до боя.

Начало — в 4 утра.

Александр обратился за помощью к соседям, но никто не пожелал ему помочь. Разорение Твери Федорчукова рать Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Их поддержал войсками хан Узбек. Тверь была полностью разорена и сожжена. Подавление восстания Московский правитель Иван Калита видел в Твери сильного соперника и стремился любыми путями ослабить его.

Тверское восстание было выгодно Москве. Подавление было осуществлено совместными усилиями нескольких правителей: Князя Ивана Калиты, быстро собравшего войско. Присоединившегося к нему суздальского князя Александра. Совместными усилиями Тверское восстание было подавлено. Город был полностью разорён. Князь Александр Михайлович со своей семьёй укрылся в Пскове.

Итоги и жертвы Разорение Твери и прилежащих селений. Истребление или угон в рабство большинства жителей. Утрата Тверью статуса сильнейшего русского города и возвышение Москвы. Переход власти к Константину и Василию Кашинским. Получение великокняжеских ханских ярлыков Иваном Калитой и суздальским князем.

Повели войска на Русь, а потом вернулись назад ой! Княжеские дружины и ополчение — в Коломне. Двинулись навстречу татарам, пытаясь опередить их. Дмитрий: решение переправиться через Дон на чужую территорию и принять бой там. Поставил цель не дать войскам Ягайло и Мамая объединиться до боя. Начало — в 4 утра. Туман рассеялся в 11 утра. Сражение Челубея и Пересвета. Не победил никто. Оба погибли.

Бунт Твери против Орды

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени. И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, — прозвище ему Дудко, — повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли.

Почитали и его отца. Поддержка горожан и радость в Твери были велики: многие годы город соперничал с нахально выскочкой - Москвой. Поэтому посольство во главе с Чол-ханом, князь принял ласково и с почетом: царевич потребовал освободить княжеский терем для себя и своей свиты. Это было целенаправленное унижение для Александра, но князь стерпел.

Кобыла дьякона Дудко А гости наглели с каждым днем. Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть. Люди начали роптать. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам. Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана. Дьякон свое достояние пытался защитить, тогда ордынцы начали избивать его самого, а там и понеслось.

Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей. А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались. Вот только совесть и гордость князя из Тверского дома не позволила: сколько можно терпеть и выю гнуть?! Последствия А они были. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Иван Калита поспешил в Орду, предложив хану Узбеку помощь в наказании непокорной Твери. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. Тверскую землю по выражению летописца "сделали пусту". А великокняжеский ярлык достался Ивану Калите. Князь Александр Михайлович вернулся на Тверское княжение в 1338 году. Но властвовал только год, а в 1339-м, его вместе с сыном Федором казнили в Орде по приказу Узбека и, как считают, по навету Ивана Калиты.

Роль Твери в создании национального государства. История Тверского княжества, стр. Писцовые книги Московского государства. Петра Шетнева на стр. Там же, стр. Писцовая книга Потапа Нарбекова 1626 г. Здесь упомянуты не какие-либо другие Борисовичи, а именно потомки Бориса Полового. Об этом свидетельствует посвящение храма Архангелу Михаилу - патрону первого в роде Шетневых тысяцкого, Михаила Фёдоровича Шетнева, который," повидимому, и положил основание Михайловскому монастырю, ставшему местом погребения их рода. Характерно, что тверской тысяцкий поставил свой храм не в Кремле, где были княжеская усыпальница - Спасский собор - и княжеская дворцовая церковь Михаила Архангела3 , а вне Кремля, на Загородском посаде "старой, богатой Твери", как бы подчёркивая этим свою социальную связь с демократическими слоями городского населения. Таким образом, можно считать доказанным, что Борисовичи "Песни о Щелкане" - реальные исторические участники событий 1327 г. Сперанский и В. Следует напомнить подмеченное В. Борзаковским отличие судьбы тверских тысяцких от участи тысяцких в Москве и Рязани. Если о последних мы знаем в связи с упоминанием об их трагических убийствах и связанных с этим волнениях, то о судьбе тверских тысяцких таких сообщений нет4. Видимо, здесь между тысяцкими, боярством и княжеской властью не возникало тех острых политических противоречий, которые вели к гибели тысяцких и, наконец, к исчезновению этой должности. Выступление тысяцкого во главе восстания 1327 г. Вспомним киевское восстание 1068 г. У тверских тысяцких Борисовичей ненависть к татарам подогревалась свежими воспоминаниями о предке их рода, черниговском боярине Феодоре, казнённом в 1246 г, в Орде вместе с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Любопытно, что именно около церкви-усыпальницы Борисовичей происходили торжественные встречи останков погибших в Орде тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича. Изложенное со всей определённостью свидетельствует о том, что "Песня о Щелкане" в варианте Кирши Данилова говорит о вполне реальных деятелях восстания 1327 г. Это вновь ставит вопрос о времени появления "Песни о Щелкане", которое, на наш взгляд, может быть значительно приближено к 1327 году. Первый и наиболее интересный вариант содержится в первой части Тверского летописного сборника6 ; второй, отличаясь от первого по содержанию и стилю изложения, приписывает руководство восстанием князю Александру7 , тогда как в первом выступают безыменные тверские горожане. К этой же группе принадлежит рассказ I Псковской летописи. Сохраняя руководящую роль Александра Тверского, этот рассказ пропитан похвалами ему и дополнен весьма сочувственным описанием его пребывания во Пскове8. Рассказ о шевкаловщине в Тверском сборнике носит характер вставного, записанного со слов повествования. Его начало вполне фольклорно: злые татары посоветовали хану погубить князя Александра и других русских князей, чтобы прочнее владеть Русью; - Шевкал берётся уничтожить христианство и князей и полонить их семьи. Это вступление по смыслу сближается с началом "Песни о Щелкане". Далее следует изложение деятельности Шевкала в Твери. Придя сюда, Шевкал согнал князя Александра с отцовского двора и занял его. Начались надругательства над народом, на- 1 Писцовые книга Московского государства, Ч. Автор анонимной статьи "Загородский посад в 1626 г. Тверь в XVII веке. История Рязанского княжества, стр. В Тверской земле тысяцкие - "тысячники" - играли значительную роль ещё в середине XV в. Лихачёв Н. Инока Фомы слово похвальное... Лаврентьевская летопись 1068 г. Тверская летопись, ст. Воскресенская летопись, ст. Никоновская летопись, ст. И этот случай представился: 15 августа, в Успеньев день, дьякон Дюдко вёл ранним утром к Волге на водопой "кобилицу младу и зело тучну"; татары позарились на лошадь и отняли её; на крик Дюдко сбежались тверичи, а татары взялись за сабли. Тверичи не отступили, но "удариша в колоколы и сташа вечием и поворотися весь град и весь народ там часе събрашася и бысть в них замятия т. Не оставиша и вестоноши, разве еже на поли пастуси коневии пасуще и похватиша лучший жеребци и скоре бежаша на Москву и оттоль в Орду и тамо възвестиша кончину Шевкалову". Здесь, как и в "Песне о Щелкане", князь Александр не играет никакой роли; на первом плане рассказа - "люди тверичи", подобно тому как в "Песне" - вожди народа "удалые братья Борисовичи". Соловьёв отдаёт предпочтение перед другими вариантами рассказу о 1327 г. Тверского сборника, так как здесь "Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминания о замысле Шевкала относительно веры"1. Обратим внимание на одну подробность рассказа, придающую ему особую живость и конкретность. Это - описание выхода ранним утром дьякона Дюдко с его столь любовно описанной "зело тучной младой кобылицей" и заключение рассказа, где вновь выступает осведомлённость о том, что происходит вне города, на поле, где паслись конские стада и откуда "коневии пастуси", взнуздав "лучший жеребци", помчались на Москву с тревожным известием об избиении татар. Эти подробности наводят на мысль, что этот рассказ сообщён кем-либо из этих пастухов если это не были татары , или, скорее, самим дьяконом Дюдко, любителем лошадей, имя которого вместе с именами князя и Шевкала названо в тексте2. Рассказ не носит черт книжной речи, что особенно ярко сказывается при сравнении с текстом летописных рассказов второго типа, изобилующих литературными штампами и поучительными ремарками летописца. Следует обратить внимание на место рассказа о Шевкале в Тверском сборнике. Сжатый и деловой текст летописи под 1327 г. Перед началом рассказа помещена краткая запись о получении князем Александром великого княжения, резко отличная по характеру от фольклорного начала рассказа о Шевкале: "Того же лета князю Александру Михайловичу дано княжение великое, и прииде из Орды, и седе на великое княжение". После заключения рассказа о восстании, в котором уже сообщено о гибели Шевкала, снова идут типичные летописные записи: "Той же зыми преставися Пётр Митрополит и убиень бысть Шевкаль", а дальше, под 1328 г. Дублирование сообщения о смерти Шевкала и отличие по языку рассказа о Тверском восстании от окружающего летописного текста свидетельствуют о его интерполяции и ином происхождении. На это же указывает его начальная словесная связка с предшествующим летописным текстом о получении князем великокняжеской власти: "потом, за мало дней за умножение грех ради наших". Она напоминает те связки, когда летописец, внося в текст чей-либо рассказ, затрудняется привести его точное хронологическое определение и ограничивается общим указанием, вроде "в те же времена", "в лета те" и пр. Здесь подобная связка выглядит странно, так как в рассказе указан точно день восстания, и можно удивляться, что дата появлений Шевкала в Твери выпала. Текст Рогожского летописца, отражающий редакцию Тверского свода 1455 г.. После заключения рассказа 1327 г.

Что, если бы не было Тверского восстания

Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан (Шевкал, Щелкан). Тверское восстание 1327 года: значение. Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре. Восстание в Твери против баскака Чолхана или Щелкана в 1327 году стало первым крупным выступлением в русских княжествах против ордынцев за почти сто лет от Батыева нашествия и установления ордынского ига. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий