Новости сунниты страны

Противостояние между «суннитским блоком» во главе Саудовской Аравией и Ираном, как главной страной «шиитского полумесяца»[3], сегодня уже ведется на территории Сирии, что. Новости Дагестана. СВО на Украине. Взаимоотношения внутри глобального шиитского духовенства гораздо меньше ориентируются на политику стран и властей, чего сунниты себе позволить не могут.

Все новости c тегом «Сунниты»

Президент России Владимир Путин указал, что некоторые силы в мире давно пытаются стравливать мусульман и иудеев, шиитов и суннитов, православных и католиков. сунниты обсуждение проблемы и независимые новости по теме на FAQ Чем отличаются сунниты от шиитов?

Российский институт стратегических исследований

В Северном Йемене шииты зейдитского толка намного многочисленнее суннитов. Шииты — угнетенные? Культура шиитской части уммы во многом отлична от суннитской. Ее центральные элементы — особенно строгий траур ашура в день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году, целый ряд других праздников дни рождения и смерти пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы, имамов — духовных лидеров и потомков халифа Али , паломничества в ряд священных городов, проклятие вдове пророка Аише и халифам, правившим после Али. Шииты кроме духовенства должны соблюдать правило такийи — сокрытие при необходимости своей веры среди иноверцев, прежде всего суннитов. Только зейдиты — шиитская секта в Йемене к ним принадлежат и хуситы — не признают такийю. Везде, кроме Ирана и Азербайджана, шииты веками были беднее и приниженнее, чем их соседи-сунниты. Единственное исключение — городские исмаилиты-низариты — подданные Ага-хана, одного из богатейших людей в мире.

Но исмаилиты-низариты сел и небольших городов Сирии, Омана, гор Памира, а также исмаилиты-мусталиты Йемена, Гуджарата и Мумбая в Индии, где они живут рядом с богатыми исмаилитами-низаритами — бедные. В Ираке шииты были беднее суннитов, в Ливане шииты-крестьяне долины Бекаа еще в середине XX века были самыми бедными и многодетными в стране, в Сирии алавиты до второй половины XX века были очень бедными крестьянами-горцами, в Йемене горцы-зейдиты были намного беднее суннитов, в Афганистане шииты-хазарейцы монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей, а на юге Индии «черные шииты» были беднее всех мусульман региона. Во всех названных выше странах, кроме Ирана где шииты — единая полиэтническая группа и Азербайджана, шииты составляют этноконфессиональные группы с такой же четкой культурно-политической самоидентификацией, как в Европе — национальная идентификация. Это явление — историческое, уходящее корнями в глубокую древность и закрепленное в массовом сознании порядками Османской и других мусульманских империй. Главные культовые центры шиизма находятся в арабском мире — кроме общих для всех мусульман Мекки и Медины — в Ираке; основной ритуальный язык шиитов, как и всех мусульман, — арабский, а не фарси. Но для иранских и неиранских народов обширного региона внутри исламской цивилизации, включающего в себя Иран, Курдистан, Таджикистан, часть Узбекистана с городами Бухара, Самарканд и др. Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры.

Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах. Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана. В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский как в Ираке и Иране вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный. Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран? Узлы противоречий В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга — основная доминанта политической жизни. Сходное положение — на Бахрейне. Коренные арабы-бахарина, имамиты основное направление шиизма , составляют большинство.

Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами. В Сирии — четыре шиитские этноконфессиональные группы арабов правящие алавиты, имамиты-мутавали, исмаилиты-низариты и друзы , по две — в Ливане мутавали и друзы , Йемене зейдиты и исмаилиты-мусталиты , Саудовской Аравии имамиты и зейдиты, а кроме того — иностранцы. В Ливане соотношение численности и влияния этноконфессиональных групп существенно изменилось после того, как в 1930—1940-х годах оно было закреплено в конституционных актах сначала автономии, а с 1946 года — независимой республики. Небольшое государство Великий Ливан было создано Францией после Первой мировой войны в рамках подмандатной территории. Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом.

PolitRussia 23 Сентября 2016, 16:44.

Около нее Джибриль привязал животное, и мы зашли в мечеть через двери, со стороны которой заходили солнце и луна. Из них: — Пророк, мир Ему, по пути к городу Иерусалиму увидел дунью жизнь на этом свете в образе глубоко пожилого человека; — Он, мир Ему, видел Иблиса, одиноко стоявшего на дороге, зовущего и пытающегося повлиять на Пророка, мир Ему; — Пророк, мир Ему, увидел могилу горничной дочери Фараона, и чувствовал приятный запах, исходящей из ее могилы; — Он, мир Ему, увидел людей, сеющих семена в один день и собирающих урожай уже на следующий день. Ангел Джибриль, мир Ему, сказал Пророку, что это — аль-муджаhидуна фи сабилилляh; — Он, мир Ему, увидел людей, рты и губы которых разрезаются огненными ножницами. Ангел Джибриль сказал Пророку, мир Им, что это люди, которые злословят, принося вред людям, и потом не могут вернуть свои слова обратно; — Он, мир Ему, увидел людей, которые ходят, как потерянные. У них были прикрыты лишь пах и ягодицы, а остальная часть тела — обнажена. Архангел Джибриль, мир Ему, сказал, что это люди, отказывавшиеся от выдачи Закята; — Он, мир Ему, увидел людей, головы которых разламывались и опять собирались в целое. Это были люди, которые не выполняли Намаз; — Он, мир Ему, увидел людей, которые бегали за тем, чтобы достать испорченное мясо, падаль. Архангел Джибриль, мир Ему, сказал, что это люди, которые оставляют «халяль» и бегают за «харамом», эти люди были прелюбодеями; — Он, мир Ему, увидел людей, которые пили гной и отвратительные жидкости. Архангел Джибриль, мир Ему, сказал, что они наказаны таким образом за то, что употребляли спиртные напитки; — Он, мир Ему, увидел людей с медными ногтями, которые расцарапывали себе грудь и лица. Архангел Джибриль, мир Ему, объяснил, что это люди, которые злословили.

Когда Бог посылает пророка, это делается для блага людей, к которым он послан. Послание каждого посланника Бога передаётся через откровение — третий столп веры. Откровение — это раскрытие Богом учений и законов, по которым должно жить человечество. Считается, что Коран — это самое полное откровение Божьей воли в чистом виде, которое ещё не появилось в истории человечества. Ангелы Вера в ангелов является четвёртым столпом веры. Хотя мусульмане поклоняются одному верховному Богу, исламская вера включает в себя духовную вселенную в дополнение к физическому миру. Считается, что ангелы существуют в духовном мире. Так же как и все те, кто в своей жизни здесь, на земле, жил в соответствии с волей Бога и получит свою награду в Раю. Суд и загробная жизнь Суд и загробная жизнь, взятые вместе, представляют собой пятый столп веры. Ислам учит, что у каждого человека есть душа, цель которой — познать Бога и жить духовной жизнью через молитву, пост и следование пути праведного поведения, изложенного в Коране и хадисах. Награда в Раю зависит от того, как каждый человек проживёт свою жизнь на земле, с пониманием того, что каждая душа будет приведена к ответу во время окончательного воскресения, также называемого Судным днем. Распространение и развитие Ислам сегодня является второй по величине мировой религией. Исторически суннитский ислам быстро расширялся и распространялся как военная и политическая сила, что позволило распространиться суннитской вере и правовым традициям. Распространение через завоевания Первые мусульманские завоевания создали центр ислама — Сирию, Египет и Персию.

​Суннитский фактор в мировой политике

Сунниты | Наука | Fandom Общенационального противостояния суннитов и шиитов в Пакистане нет и оно вряд ли возможно в будущем.
Сенсация на Ближнем Востоке: примирение шиитов и суннитов сунниты. 01 Февраля 2021г. Как Надир-шах пытался сблизить суннизм и шиизм.
Бей сунитов пока не посинеют, а шиитов пока не ошизеют. О вражде сунитов и шиитов. Шииты и сунниты враждовали и раньше, что подтверждается самой историей возникновения разногласий в мусульманской общине.
Как иранцы относятся к суннитам? Многие в стране недовольны правительством президента Ирана Ибрахима Раиси, которое не может справиться с экономическими проблемами.

Путин указал, что некоторые силы давно стравливают мусульман и иудеев, шиитов и суннитов

Шиитский проект Найдите последние новости суннитского ислама, видео и фотографии о суннитском исламе и ознакомьтесь с последними обновлениями, новостями, информацией от
Насколько прочен союз между суннитами и шиитами? Выступая на встрече с группой ученых-мусульман-суннитов и священнослужителей, президент Ирана Эбрагим Раиси рассказал о важном месте ученых-суннитов в истории страны.
Президент Ирана назвал шиитско-суннитское единство национальной стратегией | ИА Красная Весна В отличие от суннитов, допускавших такию как средство самозащиты, средневековые шиитские богословы рассматривали её как долг и обязанность общественного значения.

Новости по теме: сунниты

Разнообразие проектов тоже вдохновляет: семейный спорт, беговое движение, фестивальное движение, телевизионные шоу. Все средства хороши для того, чтобы мы ощутили радость от занятий спортом, радость от общения, в котором нет проигравших. Желаю, чтобы это движение было еще более массовым, чтобы мы радовались победам друг друга и тому, что наша страна развивается, а спорт является важным фактором ее стабильного развития», — сказал министр спорта Российской Федерации Олег Матыцин. Лидеры среди регионов по количеству заявок на конкурс — Москва, Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Нижегородская области.

Что касается видов спорта, то самым популярным стал футбол. Мы предоставили участникам дополнительные возможности для развития проектов, в том числе благодаря мощному образовательному блоку.

Длительное время он преобладал в Иране и сохранил последователей, несмотря на то, что официальной идеологией государства является сегодня шиизм. В Ираке и Мавераннахре шафиитский мазхаб спорил в популярности с ханафитским. Положения шафиитского мазхаба легли в основу законодательства Сомали , Коморских Островов и других исламских государств [10]. Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ.

В России ханафитами являются татары, башкиры, ногайцы [11] , карачаевцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков в Дагестане [12] и другие народы. Ханафитский метод вынесения правовых предписаний основан на следующих источниках: Коран , сунна, единодушное мнение сподвижников, индивидуальные мнения сподвижников Пророка, суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Коране, истихсан и местный обычай. Почти все наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли два его наиболее известных ученика сахибайн — Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани. Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе — четкая иерархия вердиктов авторитетов школы Абу Ханифа, Абу Юсуф, аш-Шайбани, другие. Если по какой-либо проблеме возможно применение как кияса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдается истихсану.

В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдается наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях. В основном отдается предпочтение над ними истихсану. Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства. Абу Юсуф был поставлен халифом Харуном ар-Рашидом верховным судьёй кадием Багдад а и сам назначал судей в провинции, отдавая предпочтение представителям своего мазхаба, и тем самым способствуя его распространению. В Османской и могольской империи ханафитский мазхаб получил государственный статус.

Ханбалитский мазхаб Основатель ханбалитского мазхаба — Ахмад ибн Ханбаль.

Группа вооруженных сторонников шиитского движения «Ансар Аллах» хоуситов освободила здание Генерального консульства Российской Федерации в городе Аден в Йемене. Как пояснили представители администрации провинции Аден, «около 20 вооруженных хоуситов, которые забаррикадировались в российском консульстве, сдались и освободили здание». Группа сторонников «Ансар Аллах» согласилась покинуть его в обмен на обеспечение им безопасности. Такое обещание дал им имам мечети в районе, где располагается Генконсульство РФ.

В настоящее время во втором по величине городе Йемена продолжаются вооруженные столкновения между хоуситами и армейскими подразделениями, которые поддерживаются отрядами местного ополчения.

Сунниты же считают, что духовная власть может принадлежать любому человеку, если он ведет себя должным образом и достоин столь высокого сана. Соответственно, они признают первых трех халифов НЕ кровных родственников Мухаммеда. Таким образом, мы имеем дело с классическим религиозным расколом, при котором верующие «избирают» себе духовных лидеров по разным линиям. Подобные же вещи случались и в христианстве, и в иудаизме и во многих других религиях случаются и до сих пор, если посмотреть на нашу соседку в Восточной Европе Фактические различия Итак, причины раскола и вражды суннитов и шиитов мы выяснили. Но в чем же заключается фактическая разница в поведении суннитов и шиитов? Вообще, и те, и другие — это все-таки мусульмане. Разница заключается в нюансах. Суннитов можно назвать более ортодоксальными мусульманами. Например, они строго толкуют Коран и применяют все те религиозные правила, которые сформировались еще в 7 веке при Мухаммеде.

Также они почитают сунны отсюда и «сунниты» — это предания о жизни Мухаммеда, о принципах его жизни и т. Шииты же суннами не руководствуются, их основная книга — Коран. Причем толкуют они его достаточно свободно и могут подстраивать толкование под реалии меняющегося мира. Шиитов можно назвать более «веротерпимыми». Они менее консервативны, дают больше прав женщинам, более открыты прогрессу и т. И почти половина всех шиитов живет в Иране. То есть Иран — это главный «форпост» шиитского течения. У суннитов главной страной можно назвать Саудовскую Аравию в которой расположены два священных города — Мекка и Медина. Это что касается поверхностного разбора данного вопроса. Можно углубляться и дальше, но боюсь, что там я уже не разберусь, очень сложная тема и, к тому же, весьма деликатная.

Точную цифру назвать сложно, потому что как обычно зависит от того — как считать. Но тем не менее, даже эта средняя цифра — впечатляет. Она больше, чем население такие мусульманских стран как Оман 4 млн , Кувейт 4,2 млн , Туркмения 6 млн , Киргизия 6,5 млн и даже Азербайджан 10 млн. Примерно сопоставимое число мусульман живет в Сирии 15,5 млн — а это достаточно крупная страна.

Путина попросили навести порядок в Йемене

Понятно, что это за страны. Они оценивают присутствие шиитов в каждом уголке мира как присутствие Ирана и каждого шиита как иранский фактор. По этой причине удар по шиитам считается удар по Ирану. Эти религиозные противоречия являются одной из причин распространения ваххабитско-салафитской идеологии в суннитских общинах исламского мира с 1970-х гг. Запад создал экстремистов исламского мира против атеистического советского режима, а после Исламской революции в Иране с помощью Саудовской Аравии также внедрил в эти общества салафитов, чтобы сдержать распространение иранского влияния. Это план поддержания состоянии войны в этой стране и регионе, который продолжается уже 40 лет.

В прошлом они много раз изо всех сил пытались развязать шиитско-суннитскую войну, но потерпели неудачу. На что они надеются сейчас? Какими подробностями и документами по этому поводу располагает видный деятель и политик Устад Ата?

Евгений Бахревский: Азербайджан традиционно считается шиитской страной. Но проблема в том, какое там большинство шиитское. По разным подсчётам, они составляют процентов 60 из всех верующих мусульман Азербайджана.

Это не слишком большой перевес. Азербайджан исторически не был преимущественно шиитской страной. Там до прихода России в 19 веке шиитов было не больше половины, скорее даже меньше. Но Россия проводила целенаправленную политику по вытеснению агентов Османской империи, а ими считались сунниты. Поэтому в течение около 200 лет Россия давала преференции шиитам. Многие сунниты Турции сейчас - это эмигранты из Азербайджана.

Галина Хизриева: Возвращение к истинным ценностям в Азербайджане пошло в том числе по суннитизации шиитов и ваххабизации по сути дела. Евгений Бахревский: Конечно, потому что после того, как у нас правил атеизм, естественно, в Азербайджан пришли люди прежде всего из Турции и государств Персидского залива, которые начали строить мечети, открывать учебные заведения, и суннитизация произошла достаточно серьёзная. Во-первых, появились ваххабитские организации. И речь идёт не только о дагестаноязычных народах.

На торжественной церемонии присутствовали финалисты и эксперты конкурса, а также почетные гости, в числе которых Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, министр спорта Российской Федерации Олег Матыцин и генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. О том, что это масштабное движение, говорит количество номинантов, потому что за все время конкурса было подано более 16 тысяч заявок, а отдельно только в этом году на конкурс получено более 5 тысяч. Это очень важно, потому что в конкуренции как раз и рождаются победители. И, конечно, такие ролевые модели, как олимпийские спортсмены, нужны для того, чтобы принять решение связать свою жизнь с активным образом жизни. Но для того, чтобы заниматься физкультурой, нужны, конечно, условия.

Государство многое для этого делает.

Официально они спорили, кому из последователей будет принадлежать духовная власть в Арабском халифате. Вот только сегодня все больше заметно, что суть конфликта не только в духовной составляющей. Корни раскола Конфликт шиитов с суннитами стартовал в 7 веке. Между сподвижниками покойного Мухаммеда возникли споры о приемнике. Часть мусульман выступали за выборный порядок, другие же видели новым лидером зятя пророка Али, власть которого будет наследоваться исключительно его потомками.

Несогласные стали ссылаться на Коран и Сунну, где ничего не сказано о божественности Али и его потомков, а также их праве претендовать на власть. Шииты же допускали, что священные книги можно толковать по-разному, не воспринимая буквально. В итоге халифом в 656 году стал Али, но продержался недолго. Разразилась гражданская война, и Али убили в ходе покушения. Тогда власть захватил сирийский правитель Муавия, заключив союз с имамом Хусейном - сыном Али. Но Хусейна не устраивало, что полную власть Муавия собирался передать своему сыну, автоматически устанавливая наследственную монархию.

Это противостояние привело к убийству Хусейна вместе с его сыновьями. Шииты признали убитого лидера мучеником за веру, а город, где совершилось преступление — Кербела - стал священным. Так окончательно оформился раскол между мусульманами. Приверженцы Али назвались «шиитами» «последователи Али» с арабского , а их соперники — «суннитами» сторонники догматических подходов. В чем разница между суннитами и шиитами Сунниты и шииты в Ираке.

Sunni - Шиитский сплит: новости, войны, страны, история

последние новости по тегу: сунниты. Сунниты и шииты устроили побоище в ливанской столице. Ранее OnKavkaz писал о том, что формально считающийся «шиитской страной» Азербайджан пытается переметнуться в конфронтационный с шиитами стан суннитских стран. Соединенные Штаты и соседние суннитские страны поддерживают восстание суннитских, не исламских государств. Страны с долей мусульман больше 10 % зелёный: сунниты, красный: шииты, синий: ибадиты.

«Навести мосты»: как Россия собирается помирить суннитов и шиитов

На севере Ливана возобновились столкновения между суннитами и алавитами. Но число радикальных суннитов, увы, увеличивается, и они будут настаивать на искоренении любого шиитского влияния. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Хуситы, воюющие с коалицией суннитских государств, в основном монархий Персидского залива, несмотря на долгие успехи оказались на грани поражения после начала 13 июня. Мусульмане грузинской столицы шиитского и суннитского направлений имеют одну мечеть, в которой представители обеих ветвей ислама совершают богослужения совместно. мусульмане-шииты, тогда как руководители Бахрейна - сунниты.

Радикальный суннизм проникает в шиитский Азербайджан — эксперты

У суннитов главной страной можно назвать Саудовскую Аравию (в которой расположены два священных города – Мекка и Медина). Кто такие сунниты и шииты, основные направления в исламе суннитского толка и шиизме. Азербайджан исторически не был преимущественно шиитской страной. Но число радикальных суннитов, увы, увеличивается, и они будут настаивать на искоренении любого шиитского влияния. 1 сообщение ⋅ Последнее от Сунниты 6 фев 2017. На востоке Саудовской Аравии и в Кувейте шиитское меньшинство (континентальные бахарина) оппозиционны господствующим суннитам.

Шейх Саид афанди в школе Чиркея

Как пояснили представители администрации провинции Аден, «около 20 вооруженных хоуситов, которые забаррикадировались в российском консульстве, сдались и освободили здание». Группа сторонников «Ансар Аллах» согласилась покинуть его в обмен на обеспечение им безопасности. Такое обещание дал им имам мечети в районе, где располагается Генконсульство РФ. В настоящее время во втором по величине городе Йемена продолжаются вооруженные столкновения между хоуситами и армейскими подразделениями, которые поддерживаются отрядами местного ополчения. Напомним , 2 апреля повстанцы атаковали и разграбили Генеральное консульство РФ в Адене.

Они составляют большинство в Иране, Бахрейне, Ираке, Азербайджане. Главный центр политического притяжения у суннитов сейчас — Саудовская Аравия, у шиитов — Иран.

Две эти страны борются за контроль над Ормузским проливом. Иран оказывает поддержку шиитам в Ираке, Сирии и Йемене. Саудовская Аравия, в свою очередь, воюет против шиитских повстанцев-хуситов в Йемене и не признаёт в Сирии власть Башара Асада, который является алавитом одно из течений шиизма. Впрочем, противостояние постепенно отходит от религиозной вражды. Например, партнёром Ирана порой выступает Катар — суннитская страна, у которой тяжёлые отношения с Саудовской Аравией.

В телефонном интервью независимому немецкому журналисту Кену Йебсену директор Швейцарского института исследований в области миротворчества и энергоносителей Даниель Гансер рассказал, как с 2006 года США готовились разыграть «религиозную карту» в Сирии. PolitRussia 23 Сентября 2016, 16:44.

Считая истинными мусульманами только самих себя, шииты ставят суннитов лишь на одну ступеньку выше кафиров, то есть неверных. Хотя шииты составляют лишь одну десятую часть почти 1,5-миллиардного мусульманского населения планеты, шиизм — не секта, а один из двух основных толков ислама наряду с суннизмом. Но эта конфессия отнюдь не монолитна.

Она включает в себя несколько крупных общин, самая многочисленная из которых — община «двунадесятников» именно она доминирует в Иране и Ираке. Ее члены признают своими духовными руководителями последовательно двенадцать имамов из рода Али, причем, согласно их вере, двенадцатый имам, Мухаммед, исчез в малолетнем возрасте в 873 или 874 году. Это так называемый скрытый имам, возвращения которого в качестве мессии махди шииты-«двунадесятники» ожидают и поныне. Другая крупная община — исмаилиты Исмаил — старший сын шестого имама, Джафара. Он не мог наследовать имамат, так как умер раньше своего отца, но исмаилиты, в отличие от «двунадесятников», не признали седьмого и последующего имамов и считают седьмым, скрытым имамом именно Исмаила. В Средние века исмаилиты создали огромный Фатимидский халифат 909—1171 , под властью которого оказались Египет, Магриб, Палестина, Сирия и Хиджаз. Однако впоследствии и они не избежали раскола. После 1078-го фатимидские исмаилиты раскололись на низаритов и мусталитов — по имени Низара и Мустали, сыновей фатимидского халифа Мустансира, правившего в 1036—1094 годах. Мусталиты преобладали в Египте, низариты — в Иране, Сирии, Индии. Приверженцы исмаилитской конфессии живут и на Памире.

Среди других шиитских сект следует упомянуть друзов, проживающих сейчас в Ливане, Сирии и Израиле; нусайритов Турция и Ливан, а также Сирия, где они под именем алавитов образуют, несмотря на свою малочисленность, правящую группировку, в которую входит также президент страны Башар Асад ; зайдитов, большинство которых проживают в Йемене и занимают там доминирующие позиции. Однако сегодня под шиитами подразумевают прежде всего «двунадесятников» Ирана, Ирака и Ливана. Немало их и в странах Персидского залива, но там они оттеснены господствующими суннитскими общинами. Уникальной особенностью шиитского толка ислама является наличие духовной иерархии, полностью отсутствующей у суннитов. Вообще в исламе нет Церкви как института и духовенства как духовной корпорации. Мусульманин не нуждается в посреднике между собой и Богом, он как бы напрямую общается с Аллахом, совершая пять раз в день молитву, соблюдая пост в течение месяца Рамадан, уплачивая регулярный налог закят в пользу нуждающихся единоверцев, предпринимая, если это возможно, паломничество в Мекку, а главное — строго придерживаясь норм «надлежащего пути» шариат , указанного в Коране. Мулла — это всего лишь учитель религиозной школы, знаток мусульманского ритуала, к которому простой человек может обратиться за разъяснениями по поводу тех или иных правил ислама. Улем тоже не священник, а знаток богословия и шариатской юриспруденции. Все это относится и к суннитам, и к шиитам, но у последних возникла особая категория авторитетных богословов — муджтахиды, имеющие право выносить самостоятельные решения по вопросам фикха, то есть мусульманской юриспруденции и комплекса социальных норм. Муджтахид, будь он иранец или афганец, должен в совершенстве владеть арабским языком, знать наизусть весь Коран и не менее трех тысяч хадисов предания о словах и действиях Мухаммеда, на которых основана Сунна.

Самые почитаемые муджтахиды, собирающие вокруг себя учеников и последователей, получают от коллег звание марджа ат-таклид образец для подражания. Наиболее выдающиеся из них носят титулы худжат аль-ислам доказательство ислама или даже аятолла знамение Аллаха. Есть и титул великий аятолла — им был лидер иранской революции Рухолла Мусави Хомейни. Наиболее известный из современных великих аятолл — Али ас-Систани, духовный вождь шиитов Ирака, играющий важную политическую роль. Значение богословов в общественной жизни шиитов исключительно велико. Небывалый подъем шиизма в последние десятилетия связан в первую очередь именно с этими людьми, многие из которых, по сути, являются властителями дум верующих. Нередко им приходилось скрывать свою принадлежность к шиитской конфессии: недаром среди шиитов укоренилось такое понятие, как такия, то есть допустимость сокрытия своей веры, главным образом в случае опасности. Но, с другой стороны, такое положение помогло шиитам сплотиться, солидаризироваться, ощутить свою особую общность. Накапливавшиеся столетиями чувство унижения, непреходящая вековая боль — все это рано или поздно должно было дойти до критической точки и вырваться наружу. Шиитам всегда была присуща традиция мученичества, жертвенности, доходившей до исступления и экстаза.

Как писал профессор Калифорнийского университета в Беркли Хамид Альгар, «каждый день в жизни шиита — это борьба, которая должна привести его либо к триумфу, либо к мученичеству». Для того чтобы «скрытый снаряд» взорвался, требовались только подходящие условия, и они назрели в виде исламской революции 1979 года в Иране. В этой стране, где шииты всегда составляли подавляющее большинство и не подвергались гонениям, предпосылки антишахской революции были связаны с другой особенностью шиитского ислама — идеей о допустимости свержения неправедного правителя вообще же в исламе, как и в христианстве, действует принцип «всякая власть — от Бога». Закономерно, что бунт против шаха, «тирана, угнетателя и отступника от законов ислама», возглавила духовная корпорация под руководством Хомейни. Хотя поначалу массовые демонстрации расстреливались армией, они возобновлялись вновь и вновь, причем в первых — наверняка обреченных — рядах демонстрантов шли муллы и другие духовные лица. За ними устремлялись толпы людей, каждый раз все более многочисленные, с плакатами «Смерть шаху! Итог известен: солдаты не устояли. Иранская революция имела принципиальное значение: она совпала с политическим пробуждением шиитов, в течение столетий веривших, что законная власть установится только после возвращения «скрытого имама», а до тех пор, в сущности, не так уж и важно, кто правит страной. Но скрытым до поры до времени оказался не имам, а бунтарский «шиитский дух». Победа исламской революции явилась громом среди ясного неба как для Соединенных Штатов, так и для Советского Союза.

Американцы и помыслить не могли, что народ, положение которого в целом улучшилось в результате «белой революции» шаха, восстанет против режима. Советские же руководители исходили из того, что революция может быть только классовой, антибуржуазной, а условия в Иране для этого еще не созрели.

Шиитский проект

Приверженцы самого многочисленного суннитского направления благодарят Аллаха за создание мира и занимаются благотворительностью, а последователи шиитской ветви. Суннитские проповедники протестуют против постановления, вынесенного по отношению шейха Фазлур-Рахмана Кухи. «Мы вообще не делаем разницы между шиитами и суннитами», – сказал Путин в телеинтервью 11-го октября. Противостояние между «суннитским блоком» во главе Саудовской Аравией и Ираном, как главной страной «шиитского полумесяца»[3], сегодня уже ведется на территории Сирии, что.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий