Среди славянских праздников в июле знаем один необычный – день снопа Велеса. Праздники, приметы, обычаи в январе на Руси. Здесь смешались славянские языческие традиции и превнесенное с христианством. Но январские праздники все любят. От этого дня берёт своё начало христианский праздник Крещения, который вобрал в себя традиции и символизм древнего праздника предков.
Путь Света
Также этот день почитается славянами как праздник древнего бога грома Перуна. Для удобства все даты праздников по древнему календарю славян соотнесены с современным календарем. В народном календаре января есть много важных праздников, с которыми связано большое количество примет и суеверий. Такими явлениями по мнению некоторых исследователей были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала, Овсень малый и Коляда.
14 марта (березеня) в словянском календаре.
Также этот день почитается славянами как праздник древнего бога грома Перуна. Главная» Новости» Славянские праздники в декабре и январе. Главная» Новости» Славянские праздники январь. В день праздника свечу нужно поставить перед кумиром Перуна, войти в магическое поле, в состояние «кудесы», мысленно или вслух обратиться к богам (Перуну и Додоле) и спросить благословения. Жирная щедрость Итак, издревле у славян существует Васильев вечер, празднуется от 13 января, в канун нового года, теперь уже по старому стилю.
Календарь народных праздников на январь 2024 с приметами на каждый день
Славяне поклонялись солнцу, и главными событиями для них были дни равноденствия и солнцестояния. когда темень ночная уходила и солнечны день начинал увеличиваться. Среди славянских праздников в июле знаем один необычный – день снопа Велеса. Среди славянских праздников в июле знаем один необычный – день снопа Велеса. Иваниц реконструирует базовый календарь празднования славянских богов восточными славянами, основанный на исследованиях Бориса Рыбакова древних сельскохозяйственных календарей, особенно календаря четвертого века, найденного в Киевской области.[2]. Также этот день почитается славянами как праздник древнего бога грома Перуна.
Щедрец — что можно и чего нельзя делать в праздник 13 января
когда темень ночная уходила и солнечны день начинал увеличиваться. Водокрещи[1] — день народного календаря у славян, приходящийся на 6 (19) января, один из больших годовых праздников у славян. С 19 по 25 июня у восточных славян был праздник Купало (или день Коловорота), посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Велесичи (Кудесы). Славянский праздник -День угощения домового. В народном календаре января есть много важных праздников, с которыми связано большое количество примет и суеверий.
Традиции и обряды: Мара Зимняя и Васильев вечер 13 января
На 19 января по новому стилю приходится славянский праздник Водокрещи, или Водосвет. Cлавянский календарь Славянские праздники и обряды. Щедрый вечер — традиционный праздник, отмечаемый славянами накануне старого Нового года.
Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь
Это произошло 7530 лет назад. Событие было такое значимое, что славянский народ решил начать новое летоисчисление. Также некоторые историки связали это событие со строительством Великой китайской стены, которая образовала границу между землями заключивших мир двух больших народов. А Звёздный Храм - это не мифическое культовое сооружение, а выстроившийся на небосклоне «парад планет» ряд планет , который совпал с датой заключения мира между славянами и китайцами, считают учёные. Это событие подтверждают и древние гравюры. Великий Царь царей Иван III в 1492 году, который был 7000 годом от Сотворения мира, издал Указ перенести начало нового года на 1 сентября, чем объединил праздник новолетия нового года с праздником сбора урожая, а заодно и со сбором податей и оброка. И эта дата сохранилась как 1 сентября — начало нового учебного года в школах и ВУЗах. От даты 7208 от Сотворения мира в Звёздном Храме отняли 5508 лет. Георгий Победоносец свидетельствует о войне с Китаем и драконом Легенды и сказания о войне славян с китайцами передавались из уст в уста во многих славянских странах и народах.
Даже в христианской католической религии есть сказание «Чудо Георгия о змие». На Руси же Георгий Победоносец, которого в древности называли Егорием Храбрым, присутствует на изображениях православных икон. Он поражает копьём не змея, а символ Китая — дракона. Святой Егорий, а не Победоносец считается покровителем русского воинства. Вместо Егория первым святым Георгием назвал все тот же Пётр I. В настоящее время этот образ Святого Егория присутствует в центре Государственного герба России.
Празднование проводилось большими группами, а увеселительные забавы их объединяли.
Время для совместного отдыха было самым важным подарком как для взрослых, так и для детей. Языческий НГ Современному человеку трудно представить языческое празднование. На нем не было традиционной елки, пестрых украшений или веночков на двери. Люди не наряжались в костюмы тотемных животных, а угощения отличались от тех, что ставятся на современном праздничном столе. Выказывая уважение силе природы, славянин не пытался украсить праздник — для него был значимый сакральный смысл. Люди приносили долгожданное вознаграждение за свои труды: они подводили итоги, и если у них в прошлом были проблемы, просили о помощи. Обращение к природе было важным, потому что она дарила человеку пропитание, энергию и возможность обеспечить свою семью.
НГ по славянскому календарю, который начинался в конце сентября, предшествовал похолоданию. Славяне готовились к холодной зиме и наслаждались последними теплыми деньками. Ночь становилась длиннее, поэтому и праздник проводился в темное время суток. Отмечать 21 сентября в древности мог каждый вне зависимости от его состояния. Богатые и бедные славяне не пересекались, но каждый мог встретить новый цикл. Современная интерпретация языческого Нового года Современным языческим торжеством является народное гуляние. Оно проводится по определенному положению луны или перед приходом сезона дождей.
В начале или в конце сентября современные люди собираются в большие группы, и отправляются в места, где сохранилась нетронутая природа. Это могут быть речные склоны или берега озер. Разбивается лагерь у воды — в центре в обязательном порядке разводится костер. Празднование славянского Нового года начинается в полночь. Для знаменного дня выбирается одежда с натуральных материалов, и плетутся венки. Угощения готовятся только с сезонных продуктов: лучше использовать овощи и фрукты, выращенные на своем огороде. Отпраздновать в таком стиле можно не только важный переход на новый цикл, но и приход зимы или прощание с летом.
Языческие праздники всегда включают в себя 2-3 явления, которые важны для человека. Праздник зимнего солнцеворота Не менее важный славянский праздник, который отмечается в конце декабря — день зимнего солнцеворота. Языческое торжество со днем Чернобога. Это самые короткие сутки в году, после которых зима является равноправной правительницей сезона. Языческий ознаменовывался сменой погоды — начинались сильные дожди, порывистый ветер. Земля готовилась к приходу морозов. Никто не мог трудиться — люди готовились провожать цикл, и начинали подготавливаться к вечернему празднованию.
Доменное имя сайта в информационно — телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания : tolknews. Примерная тематика и специализация: общественно -— информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Форма периодического распространения: сетевое издание.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Пока молодежь соревновалась в мужских умениях, волхвы приносили жертвы Туру, Велесу и Чернобогу, готовили и освящали охотничьи и воинские амулеты и проводили для желающих церемонию братания, для которой Турицы также считались особенно подходящим днем. Особым днем был этот праздник и для пастухов, почитающих Тура как своего заступника. На Турицы община сряжалась с пастухом на весь ближайший сезон выпаса, обговаривала условия его труда и соответствующей оплаты. Чтобы закрепить сговор, пастух «проставлялся» хмельными напитками, а община от себя выставляла угощение.
После застолья стадо считалось переданным в надежные пастушьи руки, под покровительство Тура. Хороши были Турицы и для гадания. Девушки на выданье старались узнать, какова будет их доля в замужестве, а прочие члены семейств пытали судьбу на предмет благополучия и видов на урожай. Плодитесь и размножайтесь! Бабьи каши празднуют и в наши дни 8 января, через день после мужского праздника, приходило время и для женских торжеств, названных соответственно — Бабьи каши.
Главными фигурами этого дня были повитухи, помогавшие появиться на свет всем без исключения славянским младенцам. Почтение наших предков к этой профессии произошло от древнего поверья: новорожденное дитя и принявшую его повивальную бабку судьба связывала крепкой нитью. Бабка несла ответственность за здоровье малыша, становилась как бы его родней, принимала участие во всех самых важных событиях его жизни от имянаречения до введения во взрослую жизнь. Надо сказать, что должность повитухи община доверяла далеко не любой женщине. Традиционно она должна была миновать детородный возраст, отчего, собственно, акушерское дело у славян и называлось «бабканьем».
Само собой, помогать детишкам появляться на свет могла лишь та, кто сама не единожды рожала здоровых малышей, и уж конечно, к бабканью ни в коем случае невозможно было допустить девственницу. Кроме этого в повитухах ценилась ловкость и обширные познания в знахарстве и травничестве. Имел значение и моральный облик женщины: наши предки верили, что неверная жена или просто особа вздорная и сварливая может повредить как здоровью, так и жизненной доле новорожденного. Из тех же соображений принимать роды запрещалось славянкам с темными глазами. Условий, как мы видим, было немало.
Но уж тех, кто избирался для такого уважаемого занятия, как родовспоможение, в день Бабьих каш чествовали от всей души. Со всей деревни в доме повитухи собирались девицы, беременные молодухи и женщины, в ближайший год родившие ребенка, вместе со своими малышами. В дар «бабке» они несли преимущественно продукты и напитки — выпечку, фрукты, квас и медовуху. Из принесенных яств собиралось обильное застолье, на которое повитуха выставляла главное обрядовое блюдо — особую кашу «рожаницу», сваренную из гречихи либо проса, основательно сдобренную яйцами, сливками и коровьим маслом, и украшенную ягодами, орехами и маком. Эта каша дала название празднику, и она не только с удовольствием поглощалась женщинами, но также использовалась в ритуальных целях.
Один из горшков с «главным праздничным блюдом» разбивали во дворе на счастье и здоровье всех новорожденных деток.
6 января: Славянский праздник Водокрес | Турицы зимние. Традиционные верования
Хозяин дома зажигал свечу на капище, затем проходил посолонь весь дом, каждый уголок, чтобы дать свет небесный, наполнить дом добром и не оставить место ничему плохому: лиху, хворям, призорокам. Затем глава семьи крестообразно проводил по волосам своим домочадцам, наполняя здоровьем. После — проходил со свечой по хлеву, подпаливая шерсть скотине, оставляя на шкуре капли воска, защищая от падежа. Существуют легенды, что самый богатый хозяин в селе проходил по домам соседей со своей свечой, помогая им обрести процветание и благополучие. В других поселениях славян свечи на Громницу, небольшие по размеру, делали женщины, сплетая три свечи в косу, изображая единство Нави, Яви и Прави. Громовная свеча считалась мощнейшим оберегом: её хранили на алтаре в красном куте весь год, зажигали на большие праздники. Все важнейшие события происходили с участием громничной свечи: с ней приходили свататься, выходили на сев и жатву, оберегая урожай, давали с собой в дорогу... Если кто-то в семье заболевал, то для исцеления стихией огня использовалась та самая, главная громничная свеча. В период засухи свечу ставили на окно, считалось, что огонь будет служить защитой от ударов молний и пожаров. В общем, ни одно важное дело не свершалось у наших предков без волшебной громничной свечи!
И, конечно же, свечи, заряженные на Зимнее Перунье, использовались и при волшбе, волховании, чтобы отвести от себя сглаз и другие воздействия, ведь в славянской мифологии Перун — один из главных победителей зла-хаоса. Помните, как он расправился со Скипер-Змеем? А что же делать сегодня нам, Даждьбоговым внукам, живущим в больших городах, в которых нет капищ?
Ляжет густой иней или пойдет снег хлопьями — будет изобилие хлеба. По традиции, в Святки девушки гостили у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где было больше возможностей найти жениха. Почти каждый вечер молодежь устраивала посиделки и игрища. Приметы Если на Святках снег — будет много малины. Темные Святки — родятся молочные коровы. Светлые Святки — куры будут хорошо нестись. Если Святки морозные — будет урожай хлеба, потому что во время цветения зерновых будет дождь летом около Петрова дня — 12 июля.
В народе говорили: «Зимняя Анисья платком лицо закрывает», «Ко дню Анисьи холода над землей повисли», «Нечистая сила ожесточается — нужно от нее оберегаться». В народе этот день также называли «Порезухой» — резали на угощенье поросят, варили свиную требуху. Приметы Вокруг луны два тусклых красноватых кольца — будут сильные морозы. Воробьи дружно расчирикались к оттепели. Щедрованье Хозяйки устраивали «щедрование», «щедровки»: наготавливали как можно больше снеди пироги, колбасы, начиненные гречневой кашей, и вареники , чтобы можно было угостить всех приходящих знакомых и соседей. Считалось, что щедрый богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Крестьянские семьи готовили обрядовое блюдо — свиную голову, олицетворяющую плодовитость и благополучие. Ели затертую из гороха кашу, приговаривали: «Васильев вечер — богатый щедрый вечер », «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Садоводы в полночь стряхивают снег с яблонь — для урожая. В наше время в ночь с 13 на 14 января встречают Старый Новый год.
Приметы Если подует в ночь ветер с юга — год будет жарким и благополучным, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов. Падает мягкий снег — на урожай, а если тепло, то лето будет дождливым. Если Васильева ночь звездиста, то лето будет ягодисто. Вьюга в Васильев вечер — к большому урожаю орехов. В этой же связи Васильев день крестьяне называли еще свиным праздником. Для празднования свиного праздника готовили ритуальное блюдо — «кесаретского поросенка». Он символизировал достаток и полноту жизни крестьянского дома. На Васильев день обходчики пели овсень. Приметы Если в Васильев день сильный мороз и малый снег — к хорошему, теплому лету. Было на Руси поверье, что в этот день семигодовалый черный петух откладывает в навозе яйцо, а 4 июня из этого яйца родится царь змей Василиск.
Ребятам раздавали петухов из глины. Приметы Дрова горят с треском — будет сильный мороз. Гордыня считалась первым смертным грехом, а Гордеев день был особенно опасным, так как особенно «злобствовала» нечистая сила, колдуны, ведьмы. На Руси верили, что на святого Гордия и пророка Малахию голодные ведьмы до смерти задаивают коров. Приметы Если Луна в кресте или круге — будет сильный мороз. Если метель — пчелы хорошо роиться будут. Приметы Небо чистое на Феоктистов день, с полной луной — к сильному половодью. Голодный вечер День перед Крещением называют Крещенским Сочельником или Сочевником , так как в это время постятся и едят сочево, то есть постную кашу, и овощи. На Крещение — последняя ночь святочных гаданий. Приметы Если на Голодную кутью метель, пчелы будут хорошо роиться.
Снегу под Крещение падет — хлеба прибудет. Если в крещенскую ночь небо чистое, то будет много гороха. Яркие крещенские звезды породят белых ярок. Полный месяц на Крещенский сочельник — к большому разливу. Полный месяц — к большому разливу. Водокрещи Крещение Господне и Богоявление Водокрещи — великий двунадесятый праздник. В народном календаре день Крещения был одним из важнейших праздников начала года. С этого праздника завершались Святки и прекращался контакт людей с «потусторонним» миром.
Славянство, по словам Государственного Гимна России — предками данная мудрость народная — достоинство славянских народов и великое наследие Руси. Традиция русского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений предков. Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции.
Красная горка - Радуница, Раданица, Родоница, Радавница - 3486 Народные представления — результат христианской ассимиляции древних славянских представлений о сезонном возвращении душ умерших предков на землю, совпадающего с пробуждением природы. Представления о весеннем воскресении природы и освобождении душ из потустороннего мира в народной традиции были поддержаны христианством, так как уничтожить за сотни лет эти обряды не удалось, и им были придуманы христианские толкования, чтобы заморочить людям головы, и лишить их опоры на свою подлинную культуру и подлинное значение этих календарных праздников. Не даром ночь на первое мая — волшебная у всех народов. Даже советская власть, чуждая вере в Родных Богов, не обошла этот день стороной, оставив нам возможность праздновать Живин день в то время, когда делали это в старину. Ярила Вешний Ярилин день 23 апреля - 2889 Встречают Ярилин день 23 апреля. В старину праздник Ярила Вешний одним из главных был! Ждали его с нетерпением, готовились. Сказывали, в Ярилин день Бог плодородия сам обходит землю, проверяет готовность полей к севу, договаривается с лесными зверями, чтобы не чинили вреда скоту. Славяне чествуют Ярилу Вешнего, помогают ему, сами совершают обход полей и деревенского стада. День Семаргла - Бога Огня 14 апреля - 5580 Бог Огня у славян почитаем в каждый отрезок Кологода, без его присутствия не обходится ни один обряд, да и в доме непременно есть очаг — место, где живет славянский Бог Семаргл. Огонь — беда и вода — беда, а без огня и воды — пуще беды. Бога Огня у славян почитали да побаивались, помнили о его переменчивом нраве. А всё же без света да тепла, без огня свечи, костра и очага не обойтись! Потому вспоминали славянского Бога Семаргла часто, а особо — во время апрельских праздников. Вороний день: праздник птицы Чернобога - 4178 Вещий ворон — птица волшебная. Сказывают, ведает он тайны жизни и смерти, знает путь к источнику мертвой воды, служит властителю Нави Чернобогу. А то и сам Чернобог может явиться в образе огромной птицы на вороний праздник. Писанки и крашенки у славян - 5148 Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Пожалуй, нет ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанки. Водопол 3 апреля - день пробуждения Водяного у славян - 2841 Водяного у славян издревле почитают. От дедушки-Водяного зависит, будет ли рыба ловиться, а мельницы — зерно молоть. Сказывают, и пасечникам Водяной помогает, потому ставят пчелятники ульи подле реки. В День Водяного духа воды привечали, всюду старались Водяника уважить подарками и добрым словом. Весенние славянские обряды - 9700 Весенние славянские обряды не имеют жёсткой привязки к конкретным датам — ещё И. Снегирёв писал: «Встреча и окликание весны приходятся, смотря по климату и местности, в разное время и делается различным образом»[2]. В «народном православии» с весенним временем связаны три основных разновидности обрядовых действ: пение закличек иначе — веснянок , действия с обрядовым печеньем в виде птиц «жаворонками», «куликами» и с крашеными яйцами крашенками, писанками. Они приурочены к различным дням церковного календаря, а также к подвижным христианским праздникам. Когда Боги спускаются на землю - день Весеннего равноденствия - 3468 Календарная весна не совпадает с настоящей, астрономической — и наступает поворот на лето именно 20 и 21 марта, в славный день Весеннего равноденствия. Вместе с Весенним равноденствием отмечали славяне особый праздник Солнца, прекрасный и светлый. Настоящая масленица с 21 по 28 марта в день весеннего равноденствия - 13029 Русский весенний праздник Комоедица надо отмечать в период с 21 по 28 марта. Это строгий праздник. Он не «плавает» по календарю, потому что он — астрономический, то есть день весеннего равноденствия. На Афанасия на Руси ведьм прогоняли, белорусы называли день "гусиным праздником", а у болгар этот день считался серединой зимы и "чумным днём". Колядки аграрные и церковные - 2931 Яркими выражениями так называемой продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, призванные, изображением сытости и довольства, вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство. Как отмечали Новый год на Руси - 3184 Конец декабря-середина января для нас — сплошная фантасмагория праздников. Начинается все с католического Рождества, и понеслось: Святки, сочельник, колядки, сам Новый год, православное Рождество, старый Новый год, а еще ко всему этому почему-то добавляется восточный календарь. Ноябрь — ворота зимы, сумерки года, зимы запевка. Так ощущали славяне настроение сумеречнойпоры, наступающейна границе 31 октября и 1 ноября, осени и зимы. Как встречать праздник Осенние Деды? Приходит он тихо, словно шелест последних облетающих листьев. Не сопровождают этот праздник шумные гуляния, песни да танцы. Осенние Деды — праздник молчаливый, посвященный памяти Предков, как встретить его? Воздвиженье - 27 сентября - 3529 В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы. C 16 сентября — начинается период поминовения Предков - 5773 Каждый человек рождается в мире Яви для достижения своей Цели Жизни, поэтому, ему необходимо решать жизненные задачи, являющиеся ступенями достижения этой цели. В народе говорят: «У каждого человека — свой крест». Кроме этого, каждый человек является одновременно представителем на Земле не только Всевышнего Рода-Прародителя, но и своего рода, родовое имя которого фамилию он носит. И у его фамильного рода, в целом, существуют свои цели и задачи. Решение этих задач необходимо для процветания Небесного и земного рода каждого человека, а также, всего нашего Рода-Прародителя. Сёмин день - 14 сентября - 3042 На Руси день Симеона - летопроводца имел большое значение как "судный день". В Москву съезжались "ставится на суд" в присутствии государя и бояр. Судебное выражение: "копиться жалобным людям" на судебный день в Москву - известно со времен великого князя Иоанна Васильевича. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Хлебный - 3392 …. В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают»... Первый из них— медовый Спас 14 августа, второй — Яблочный Спас 19 августа и третий Спас 29 августа, ореховый, по новому стилю. В старину же праздник, связанный с этими урожаями, зовали «дожинками». Сразу скажу, что в разных районах нашей необъятной земли-матушки Спасы по-разному называют, но в этой статье — традиции Русского Севера, Архангельской области. Ильин день - 2 августа - 2782 Культ пророка Илии, придя из Византии, где он был широко распространен, на Руси соединился с дохристианскими славянскими верованиями и приобрел ярко выраженный народный характер. Так, святому Илии приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, таким образом, он ассоциировался со своим предшественником - языческим Перуном-громовержцем. У славян Перунов Ильин день был общенародным праздником, без половозрастного разделения. Это значит, что в ритуалах участвовали мужчины и женщины, старики и дети. Считалось, что в этот день по травам, по лугам катается неведомая сила. Русалская неделя, русалийские обряды - 2571 Русалийские обряды характерны для северной Болгарии и совершаются во время «Русалской недели», которая начинается с Троицы.
Путь Света
Новый год славянский 7532 (2023) празднуют славяне России | Коляда – праздник славян. Перед праздником волшебник издает «вещий вой», чтобы отогнать злых духов. |
14 марта (березеня) в словянском календаре.: kadykchanskiy — LiveJournal | Зимний Новый год (Коляда) праздновался славянами в декабре, когда после самой долгой ночи года, рождался новый день. |
Просинец 21 января - славянский праздник, история праздника, обряды и ритуалы на Просинец, приметы | Календарь и описание народных праздников в январе. |
Народные Славянские праздники | А ты, поди, думал, что Коляду – старинный праздник славян, следует встречать в январе, после православного Рождества? |
Народные Славянские праздники
Славянский Новый Год 2023: история и обычаи празднования | Данная тема доступна только зарегистрированным пользователям. Вход, Регистрация. |
Славянские праздники января | Данная тема доступна только зарегистрированным пользователям. Вход, Регистрация. |