Новости рижский мирный договор 1921

Итогом советско-польских переговоров стал Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года. Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года. В Москве в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. и Рижский мирный договор», где представлены уникальные документы и предметы, например, подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском. пардон за высокий слог. Рижский мирный договор был подписан между Польшей и РСФСР i Украинскoй Советскoй Социалистическoй Республикoй.

Рижский мирный договор 1921 года и 17 сентября 1939 – День единения Беларуси

Обострение польско-советского конфликта в сентябре 1921 г. Протокол от 7 октября 6. Международная кампания помощи голодающим в России, участие в ней польских прогрессивных сил и позиция правящих кругов Польши Глава вторая. Советская Россия и Польша в период Генуэзской конференции 1. Каннские решения и политика Польши 2. Варшавская конференция прибалтийских государств 3. Балтийская конференция с участием Советской России. Рижский протокол 4.

Советско-польские отношения во время Генуэзской конференции.

Западная Украина и Западная Белоруссия в соответствии с волей населения этих областей вошли в состав Советского Союза» [Дипломатический 1950: 511]. Спорно, что после оккупации Германией польских территорий, один из субъектов международного договора полностью исчез - правительство Сикорского в эмиграции продолжило сопротивление. В польской историографии существует такое понятие как «рижская подсистема международных отношений», которое подразумевает формирование государств и границ в межвоенный период. Большая часть закреплённых в документе договорённостей подводила своеобразный итог претензиям Польши к России за 150 лет прошедшие с момента первого раздела Речи Посполитой. То есть для поляков Рижский договор - это своего рода реванш, «акт исторической справедливости». Официальные круги и представители польской исторической школы продолжают трактовать отделение «восточных кресов» осенью 1939 г. Заключение Рижского мира сыграло ключевую роль в истории становления белорусской и украинской национальной государственности, став временным препятствием для консолидации в рамках этнического расселения.

Поэтому основной причиной аннуляции договора в сентябре 1939 г. Несмотря на выявленное разнообразие в оценках мирного соглашения, можно утверждать, что Рижский мирный договор 1921 г. Список литературы и источников 1. The Soviet-Polish peace of 1921 and the creation of interwar Europe. New Haven; London: Yale univ. Materski, W. Tarcza Europy. Stosunki рolsko-sowieckie.

Дипломатический словарь. Громыко, А. Ковалёв, П. Севостьянов, С. Дипломатический словарь: в 2 т. Вышинский, С. Изд-во полит. Документы и материалы по истории советско-польских отношений.

С ратификацией договора завершилась советско-польская война 1919—1921 [2]. Предыстория Основная статья: Восстановление независимости Польши в 1918 году Через несколько дней после свержения самодержавия в России , 14 марта 1917 года, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов выпустил обращение «К польскому народу», провозгласив, что «Польша имеет право быть независимой в государственном и международном отношении». На следующий день Временное правительство утвердило Положение о Ликвидационной комиссии по делам царства Польского , которой поручалось провести «выявление местонахождения и состояния имуществ государственных и общественных учреждений царства Польского, определение условий хранения и заведования ими впредь до передачи их польскому государству» [3].

Комиссией руководил М. Любавский , в её состав входили также Н.

Оценку происходящему дал Уинстон Черчиль, заявив, что Польша захватила территории ранее ей не принадлежавшие, и сравнил ее с гиеной, — рассказывает Владимир Егорычев.

Уже в октябре в Белостоке состоялось Народное собрание Западной Беларуси. Очень символично, что эти даты рассматриваются для учреждения праздника Дня народного единства, который позволит увековечить память борьбы белорусского народа за право на свое единство. Молодежь помнит События сентября 1939 года занимают особое место в истории белорусского народа.

Некоторые политики и историки пытаются спекулировать фактами, придавая им различные оттенки и значимость в зависимости от выбранной риторики. Особенно это актуально сейчас, когда в современном мире все так нестабильно и неспокойно. И сегодня со стороны предпринимаются попытки разделить белорусов, провести между ними границу из ненависти и непонимания, отторжения и гнева.

Воспрепятствовать этому можно только сообща, чтя свою историю, традиции и то общее национальное ядро, которое формировалось у белорусского народа многие столетия. Важную работу в этом направлении проводит и Белорусский Республиканский Союз молодежи. Можно долго спорить о цикличности истории, но забывать ее никак нельзя.

Сейчас идут обсуждения об учреждении государственного праздника День народного единства — это очень актуальная работа в Год народного единства, ведь народ Беларуси един и неделим, и это должно стать для всех нас значимой датой.

Рижский мирный договор между Советской Республикой и Польшей, 18 марта 1921 г.

Путин направил приветствие участникам проекта, посвященного польско-советской войне - ТАСС Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны.
Рижский мирный договор 1921 г. 1 страница обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением.

Столетие Рижского мирного договора: все разделилось на "до" и "после"

Польская Республика освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи. Данный договор не случайно называли «вторым Брестом» имея в виду невыгодный Брестский мир 1918 года. Вскоре после вступления договора в силу, в связи с поддержкой польским правительством антисоветских группировок, задержками с возвращением советских военнопленных и неблагоприятной ситуацией в лагерях для советских военнопленных, а также несоблюдением договорённостей о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польской Республике, у советской стороны возникли претензии к польской стороне по вопросам выполнения Польской Республикой условий договора. Договор утратил силу 17 сентября 1939 года. Граница между странами по итогам договора.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.

Бельчиков , С. Богоявленский и В. Аналогичная комиссия под руководством А. Преснякова возникла несколько позже и в Петрограде.

На основании документов московской комиссии, которая провела десять заседаний с 23 апреля по 11 мая 1921 г.

Правильно - гордый шляхетский отказ. Что в частности, придало аргументов фракции Троцкого - и на сцену выходит товарищ Тухачевский. Тот самый "гениальный маршал", советский Бонапарт было сходство, даже чисто внешнее , доблестно "сливший" все, что было можно. И что нельзя - тоже. По результату - Рижский мирный договор и никакой "Линии Керзона". Смысл тут в том, что данный документ имел силу, пока обе стороны имеются, так сказать, в наличии и здравии.

Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет. Лица, сделавшие, заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства. Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п. Народный Комиссариат Министерство Иностранных Дел в течение месячного со дни передачи срока либо сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими его документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата Министерства Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя.

В случае, если оптирующий удовлетворяет всем укапанным в п. Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали. Имущество, остающееся сверх разрешенной к вывозу нормы, может быть вывезено впоследствии при улучшении условий транспорта. Вывоз имущества освобождается от всяких, пошлин и обложений. До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами.

Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей. Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим договором, либо последующими договорами, гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего договора. Статья VII. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы.

Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются пи прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны. Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь. Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое, и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений. На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов. Этими же правами пользуются лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше.

Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Статья IX. Соглашение о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей — с другой во исполнение статьи VII, договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года, подписанное в г. Риге 24 февраля 1921 года, — остаются в силе. Расчет и выплата действительных расходов на содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца.

Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения. Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X.

Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны. Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны. Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством. Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению.

Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора. Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем.

Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т. Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше. Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств. Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п.

Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство.

Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н.

Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного.

В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору

Место на стороне Польши; далее в общем направлении на д. Милятин, оставляя д. Милятин в г. Острог, оставляя д. Мощановка, Кривин и Соловье на стороне Украины, а д. Мошаница, Бодовка, Вильбовно, г. Острог и дорогу на стороне Польши; далее вверх по реке Вилия до д. Ходаки, которая остается на стороне Польши; далее в общем направлении на м.

Белозорка, оставляя на стороне Украины д. Ямполь, д. Дедковцы, Вязовец и Кривчики, а на стороне Польши д. Белозорка; далее к реке Збруч, оставляя дорогу и д. Щасновка на стороне Польши; далее вдоль реки Збруч, до впадения ее в реку Днестр. Вышеозначенная граница описана по карте русского издания в масштабе 10 верст в одном английском дюйме , прилагаемой к настоящему договору, на которой и нанесена красной краской. Искусственное изменение уровня воды на пограничных реках и озерах, влекущее за собой изменение направления на участках пограничных или изменение среднего уровня воды на территории другой стороны, не допускается.

На пограничных участках рек обеим договаривающимся сторонам предоставляется право свободного судоходства и сплава. Подробное установление и проведение в натуре вышеуказанной государственной границы, как и постановка пограничных знаков, возлагаются на Смешанную Пограничную Комиссию, образованную на основании статьи I договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года и согласно Дополнительного Протокола об исполнении вышеуказанной статьи, подписанного в Риге 24 февраля 1921 года. При установлении границы Смешанная Пограничная Комиссия руководствуется следующими положениями: a При определении границы на участках, проходящих вдоль рек, прохождение границы принимается: на судоходных и сплавных реках — по фарватеру главного рукава, а на реках не судоходных и не сплавных — по середине главного рукава. В случае спорности этнографической принадлежности, последняя по инициативе Пограничных Подкомиссий устанавливается опросом населения. Земли единоличных владельцев следует включать в состав хозяйственных единиц ближайших селений. Вопросы об архивах, связанных с территорией Польши, разрешаются статьей XI настоящего договора. Статья III.

Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные в западу от границы, описанной в статье II настоящего договора. Со своей стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы. Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой. Статья IV. Из прежней принадлежности части земель Польской Республик к бывшей Российской Империи не вытекает для Польши по отношению к России никаких обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором. Равным образом из прежней совместной принадлежности к бывшей Российской Империи не вытекает никаких взаимных обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором, между Украиной, Белоруссией и Польшей. Статья V.

Обе договаривающиеся стороны взаимно гарантируют полное уважение государственного суверенитета другой стороны и воздержание от всякого вмешательства в ее внутренние дела, в частности от агитации, пропаганды и всякого рода интервенций, либо их поддержки. Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ею территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. В виду этого стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представительств и иных органов, запретить вербовку, равно как и ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниций и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций. Находящиеся к моменту ратификации настоящего договора на территории Польши бывшие подданные Российской Империи других категорий не нуждаются в таком заявлении. Постановления об оптации распространяются также на лиц, удовлетворяющих требованиям п. Если супруги не могут прийти к соглашению, то жена пользуется правом самостоятельного выбора гражданства; в этом случае выбор жены распространяется и на детей, воспитываемых ею. За других недееспособных лиц оптация производится их юридическими представителями.

Означенные заявления в те же сроки подаются и соответственным органам государства, где проживает данное лицо. Обе договаривающиеся стороны обязуются в течение одного месяца со дня подписания настоящего договора издать и распубликовать, а также довести до взаимного сведения: правила, определяющие, какие органы призваны принимать заявления об оптации. Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет. Лица, сделавшие, заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства. Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п. Народный Комиссариат Министерство Иностранных Дел в течение месячного со дни передачи срока либо сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими его документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата Министерства Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя.

В случае, если оптирующий удовлетворяет всем укапанным в п. Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали. Имущество, остающееся сверх разрешенной к вывозу нормы, может быть вывезено впоследствии при улучшении условий транспорта. Вывоз имущества освобождается от всяких, пошлин и обложений. До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами. Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей.

Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим договором, либо последующими договорами, гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего договора. Статья VII. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются пи прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны.

Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь. Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое, и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений. На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов. Этими же правами пользуются лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше. Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Статья IX.

Соглашение о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей — с другой во исполнение статьи VII, договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года, подписанное в г. Риге 24 февраля 1921 года, — остаются в силе. Расчет и выплата действительных расходов на содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца. Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях.

Когда началась война? В феврале 1919 года Польские войска вторглись в Белоруссию, захватили большую ее часть, а также всю Западную Украину. А союз с Петлюрой, подписавшим секретные соглашения с Юзефом Пилсудским, дал Варшаве предлог для второго похода на Украину в апреле 1920 года. К слову, согласно этим соглашениям, Польше передавались Восточная Галиция и часть Волыни. Чем все закончилось?

После побед над Колчаком и Деникиным Красная армия отбросила польские войска на запад. Но под Варшавой потерпела поражение. Варшава же вновь оккупировала большую часть Белоруссии и всю Западную Украину, захватила Виленский край Литвы и только тогда согласилась на перемирие. Андрей Сорокин: Предыстория Второй мировой войны сегодня не сходит с первых страниц газет и парламентских трибун, не уходит и из общественных дискуссий. Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" и интернет-проект, которые открываются одновременно, представляют важнейшие моменты истории формирования польско-советских отношений в период между двух мировых войн, рассказывают о том, как началось противостояние и завязывался узел межгосударственных противоречий.

Означенные уполномоченные, съехавшись в Москве, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и полном порядке, согласились в нижеследующем: Статья I. Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается. Статья II.

Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят и в виду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию, — Россия признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России. Статья III. Государственная граница между Россией и Латвией проходит: От Эстонской границы на створе деревень Бабина и Выморск, через Выморск, по реке Глубоца через Вашкова, далее по речке Опочна, р. Опочна и р. Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р. Кухва, далее по р. Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р.

Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р. Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р.

Среди союзников решающим голосом по вопросам Восточной Европы должна была обладать Россия , враждебно относившаяся к идее самоопределения наций. В Петрограде справедливо полагали это направление мысли опасным для империи.

В то же время, когда в 1918-1919 годах приходилось принимать решения о новой политической форме Европы, о границах вновь возникших в Центральной и Восточной Европе государств и способах ослабления германской угрозы, Россия молчала, не в силах заговорить. Ее раздирала гражданская война, в которую включились державы победившей Антанты. С одной стороны, их вооруженная интервенция на стороне защитников старого режима против варварского правления большевиков затрудняла реализацию стремлений России к уважению ее интересов в процессе создания нового порядка. С другой стороны, опасность «переливания» большевизма в Европу привела к возникновению общности интересов во взаимоотношениях между Лондоном, Парижем и Берлином, что было нечастым явлением на рубеже 1918 и 1919 годов. Общее стремление европейских держав сдержать большевиков на восточных рубежах Европы сильно коррелировало как с амбициями формирования нового европейского порядка таким образом, чтобы обеспечить ему стабильность и безопасность то есть в максимально возможной степени учесть стремления к самоопределению многих малых народов , так и с польскими усилиями по восстановлению своей государственности.

С разрешения Германии и даже в соответствии с ее волей , в Варшаву в ноябре 1918 года прибыл Юзеф Пилсудский , сразу же приступивший к организации государственных структур Польши, возрожденной после 123 лет разделов. С точки зрения Берлина, они должны были заменить немецкую военную администрацию, так называемый Обер-Ост, и тем самым дать возможность вывода из Восточной Европы немецких войск, необходимых для стабилизации ситуации в Германии, где могла разразиться революция. В свою очередь, действовавший в Париже Польский национальный комитет добивался от держав Антанты отправки в Польшу сильного экспедиционного корпуса, который должен был бы поддержать еще только формировавшиеся польские вооруженные силы при передаче им антибольшевистского фронта от Обер-Оста. Таким образом должен был появиться общий барьер для защиты Европы от большевистской экспансии. Державы Антанты не могли выполнить это польское требование, тем более они стремились создать из польского государства щит перед большевистской угрозой.

В феврале 1919 года Юзеф Пилсудский направил с миссией в Бухарест доверенного офицера , задачей которого было предпринять попытку координации антибольшевистского военного сотрудничества между Польшей и силами Антанты. Эмиссаром был пехотный майор Юзеф Бек — впоследствии один из ближайших соратников Пилсудского и министр иностранных дел Второй Речи Посполитой. Его миссия закончилась неудачей. Экономику всех трех разделов разорили военные действия , многократно прокатывавшиеся через польские земли в ходе Первой мировой войны; царил голод, бушевали эпидемии гриппа, дизентерии и тифа. Польское государство в огромной степени зависело от поддержки Антанты — начиная с продовольственной помощи и военных поставок и заканчивая политическими решениями.

Спорные земли Среди наиболее сложных вопросов , которые нужно было решать, находилась проблема границ. Польша именно «возрождалась», или — как тогда выражались, обращаясь к сильной традиции польского романтизма XIX века, — «воскресала из мертвых». Поэтому для большей части польского общества исходной точкой были восточные границы Польши на момент, когда ее уложили в гроб в XVIII веке. У политических элит был на этот счет гораздо более рациональный взгляд, ведь они быстрее поняли неотвратимость процессов, произошедших на восточных землях бывшей Речи Посполитой в течение предшествующих ста лет, и потому иначе подходили к вопросу формирования польской позиции по вопросу восточных границ. Воспоминания Александра Ладося — одного из польских участников мирных переговоров в Риге В польском обществе сталкивались тогда две концепции , принципиально различные и противоречившие друг другу.

Одной из них была федералистская концепция, представленная левыми партиями и поддерживаемая Начальником государства. Начальник государства — официальная должность, существовавший в 1918-1922 годах. Все это время ее занимал Юзеф Пилсудский. В ней решение вопроса польских границ на востоке виделось через создание нескольких связанных с Польшей демократических республик В обращении к народу , выпущенном в ноябре 1918 года, правительство Енджея Морачевского декларировало, что отношение польского государства к соседям будет основано «не на насилии или захватнических стремлениях , но на терпимом уважении общих интересов, полюбовном решении спорных вопросов». Далее правительство заверяло: «Мы не хотим доводить преходящие пограничные споры до неотвратимой борьбы соседних народов , веря, что демократии Польши, Литвы, Беларуси, Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Германии найдут выход для установления сосуществования свободных и равноправных народов».

В то же самое время Юзеф Пилсудский в инструкции для своих эмиссаров , направлявшихся в Париж, высказывался в другом ключе: Юзеф Пилсудский Мы хотим добрососедских отношений с Россией. Дружественное устройство этих отношений тем легче Однако Россия , с которой Пилсудский надеялся установить добрососедские отношения, должна была прежде освободиться от большевизма. Именно в нем он усматривал наибольшую угрозу для слабой, возрождавшейся польской государственности. Призрак большевизма был для нее, с одной стороны, наибольшей угрозой, как внешней, так и внутренней, но с другой — единственным сильным козырем в европейской политике. Анджей Новак , историк Угроза большевизма могла поставить под вопрос само существование польского государства , но вместе с тем — пока она существовала и насколько воздействовала на воображение политических лидеров победивших стран Антанты — она усиливала позицию Польши в игре за ее стратегическое значение и территориальное расширение на востоке.

Парадоксально, но именно эта угроза делала такую игру вообще возможной для Пилсудского. По той же причине власти в Варшаве с самого начала избегали установления каких-либо отношений с большевиками. Они не направили им ноту о провозглашении польского государства , что, вероятнее всего, послужило советским властям предлогом для занятия польских дипломатических представительств в Москве и Петрограде, а также заключения под стражу их персонала. Правительство Морачевского решительно протестовало, а до момента освобождения дипломатов считало отношения с большевистской Россией разорванными. Тем не менее, однако, следует помнить, что их установление никоим образом не могло быть в польских интересах, и вопрос о польско-российской границе отнюдь не был главной причиной этого.

В свою очередь , «новая возрожденная Россия», представляемая генералом Деникиным и адмиралом Колчаком, искала союзников для борьбы с большевиками. По тактическим причинам она готова была заключить антибольшевистский союз с возрождавшейся Польшей. В августе 1919 года Деникин заверял специального эмиссара Пилсудского , что «новая Россия» будет проводить в отношении Польши политику дружбы и сохранять жесткую позицию относительно Германии. Антон Деникин , руководитель Белого движения... Тем не менее, он заявлял, что «при проведении этой границы должны быть учтены этнографические , исторические факторы, наконец, обоюдное удобство для соседних государств и все то, что будет им гарантировать прочные дружественные отношения».

Однако Деникин весьма решительно очертил пределы дружественности новой России — ими были украинские земли.

Восточная политика Польши. Рижский мирный договор 18 марта 1921 года

Белорус, православный — значит ты будешь убит. Поляки сознательно не допускали промышленного развития Западной Беларуси. Уже к 1939-му году был готов план переселения на территорию Беларуси сотен тысяч поляков с центральной Польши», — рассказал историк, политолог, публицист, декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Вадим Гигин. Ромуальд Райс для белорусов палач и преступник. В 1949 году был казнен за геноцид. Но в этом году в польской школе Бреста на дне проклятых солдат детям рассказывали о его «героизме». Учреждение в тот день посетил консул Генерального консульства Польши. После чего МИД Беларуси потребовал его покинуть страну.

Активная оборона и контрнаступление Красной армии конец мая — август 1920 г. Сражение на Висле август — сентябрь 1920 г.

Рижский мир осень 1920 г. Для интернет-проекта были отобраны 1000 архивных документов, разнообразных по своему видовому составу. Это декреты и постановления высших государственных и партийных органов Советской России; решения органов государственной власти Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Великобритании; переписка советского руководства, дипломатические документы, директивы и приказы военного командования. В рамках проекта представлены 93 фотографии, 21 карта и схема. Корпус архивных документов дополнен пропагандистскими материалами — листовками и плакатами на русском и польском языках, включая легендарные «Окна РОСТА», образцами живописи и графики Советской России 1918—1921 гг. Вниманию пользователей также представлены аудиозаписи 9 мин 22 сек и кинохроника 13 мин 15 сек , изображения музейных предметов, в том числе личных вещей В. Ленина, Ф. Дзержинского, С. В проект вошли документы белорусских государственных архивов: Национального архива Республики Беларусь, Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, Государственного архива Минской области. Нашлось место в рамках интернет-проекта и для нескольких украинских документов.

Каждый публикуемый документ снабжен редакционным заголовком, который содержит общую характеристику источника.

Быстрее восстанавливалось сельское хозяйство БССР, валовая продукция которого уже в 1926г. В 1925г. Развитие частной торговли вызвало необходимость ликвидации разных денежных единиц и введения в 1924г. На территории Беларуси к середине 1920-х гг. Энергия, полученная в результате пуска в строй электростанций, использовалась для восстановления промышленных предприятий. В 1924 г. Ограничение и мелочная опека частной торговли и частных предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции 1928г. И очередной рыночный кризис был расценен как кризис политики и был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной системы НЭПа.

Нэп был временным отступлением большевиков в экономической сфере. Они использовали капитал буржуазии и опыт частников, чтобы создать условия для социалистического строительства. Это был тактический маневр, а не смена стратегического курса большевиков на построение социализма. Итоги и значение новой экономической политики: 1 самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий — предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами; 2 нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 1926—1927 гг. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. Введение НЭПа совпало по времени с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле. Но собственниками земли крестьяне так и не стали, она была объявлена государственной собственностью. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только пользователями без права ее продажи, дарения, завещания, заклада. Он фиксировал участково-подворный порядок землепользования в БССР, но уже ограничивал развитие хуторов и отрубов, определял отрезки земель у тех, кто имел площади выше нормы, рекомендовал коллективные формы землепользования.

Законодательные меры. Был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда. Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий. В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Затем был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия. Образование СССР После гражданской войны Беларусь находилась в условиях сложной международной обстановки и тяжелого внутреннего экономического кризиса. После провозглашения Декларации о независимости БССР 31 июля 1920 года республика приступила к мирному строительству. Одной из основных задач этого периода стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства.

В нем признавались и независимость, и суверенность каждой из договаривающихся сторон, а также с целью хозяйственного и военного союза правительства обеих республик объединили некоторые наркоматы. Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий Беларуси, только по определенному кругу вопросов. В 1922 году проблема взаимоотношений всех советских республик стала предметом систематического обсуждения на различных уровнях. В августе 1922 года ЦК РКП б создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик. В состав комиссии вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси. Политбюро ЦК РКП б имело два варианта проекта объединения союзных республик в единый союз: Первый — проект «автономизации» был подготовлен Сталиным, который в то время стал Генеральным секретарем ЦК и был наркомам по делам национальностей. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. В Постановлении отмечалось, что фактически такой Союз уже сложился и требуется законодательно его оформить. Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию.

Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него. Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата. В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило: - представительство в международных отношениях; - заключение договоров с другими государствами; - вопросы войны и мира; - право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками; - руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; - установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т. Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию. Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг. Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель. Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси.

Но время было уже упущено: так и не взяв Львов, конница Буденного выдвинулась к Варшаве 21 августа, прибыв туда лишь 30-го — после разгрома основных сил Тухачевского. В конечном успехе были уверены все, начиная с Владимира Ленина. С его одобрения для будущей советской Польши даже успели подготовить правительство во главе с Юлианом Мархлевским и Феликсом Дзержинским. Реагируя на кардинальное изменение обстановки, впрочем, Совнаркому пришлось просить о перемирии ради спасения своих деморализованных войск. Советская сторона спешно инициировала мирные переговоры, однако теперь уже неприятель не был заинтересован в прекращении войны и всячески тормозил процесс. По условиям соглашения поляки обязывались вернуть красным взятый в тот день Минск. Кроме того, Польша признавала независимость советских Украины и Белоруссии. Через неделю военные действия были прекращены. Подписанты обязывались не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не создавать и не поддерживать организаций, «ставящих своей целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной». Замирение с Польшей позволило Советской России направить дополнительные военные контингенты к Перекопу и через месяц взять белый Крым , заставив Русскую армию генерала Петра Врангеля эвакуироваться в Константинополь. Переговоры об условиях полноценного мирного договора между Москвой и Варшавой продолжались в течение пяти месяцев. Советско-польская граница устанавливалась по рекам Збруч и Западная Двина — значительно восточнее «линии Керзона», которая в декабре 1919 года была рекомендована Антантой в качестве восточной границы Польши. При этом Польша также обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и исполнение религиозных обрядов.

Столетие Рижского мирного договора: все разделилось на "до" и "после"

Глава 2. Почему провалился Рижский договор? Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года.
Рижский мирный договор 1921 г. 1 страница Мирный договор между Польшей, Россией и Украиной, подписанный в Риге 18 марта 1921 года, закончил польско-большевистскую войну 1919–1920 годов.

Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка

В Выставочном зале федеральных архивов (Москва, Б. Пироговская, 17) демонстрировалась историко-документальная выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор». Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны. Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас. Рижский мирный договор был подписан между Польшей и РСФСР i Украинскoй Советскoй Социалистическoй Республикoй.

Рижский мирный договор (1921) между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой

По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора. Основное содержание договора. Договор установил границы между РСФСР, УССР, БССР и Польской Республикой. 18 марта 1921 года в Риге был заключен мирный договор между РСФСР и Польшей, согласно которому советская сторона уступила западноукраинские и западнобелорусские земли. В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас.

Рижский мирный договор

18 марта. Подписание Рижского мирного договора Новости и события Российского исторического общества. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой.[1][2]. Подписан 18 марта 1921 года в Риге.
Немного истории: Рижский мирный договор 1921 года. – Telegraph Таким образом, Рижский мирный договор завершил военное противостоя-ние Советской России и Польши, однако рассматривался обеими сторонами как временное соглашение, которое так и не привело к установлению добрососед-ских отношений.

Рижский мир и его значение для Европы

Ратификация Рижского договора состоялось 18 марта 1921 года. Рижский мирный договор был подписан между Польшей и РСФСР i Украинскoй Советскoй Социалистическoй Республикoй. Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий