Но что из себя представляет современная российская семья? В современном российском обществе наблюдается переход к эгалитарной модели семьи как доминантной, разделяемой большинством населения. О том, что представляет собой современная ячейка общества и как улучшить демографическую ситуацию в стране, — в материале РИА Новости."Два чужака"Одна из целей указа о проведении Года семьи в России — сохранение "традиционных ценностей". Важно, что в современной России проблемы семьи и демографии находятся в центре внимания социальной, государственной политики, общества и науки. В статье анализируется основные проблемы семей в современном обществе, перечисляются с какими проблемы сталкиваются, особенности воспитания детей, анализируется нормативно-правовые документы, законодательные акты.
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы семей России
Семья и дети: последние новости 10:22 мск РИА Новости Отдыхать в лагеря Кубани из новых регионов приедут около тысячи детей В лагерях Кубани в летний период отдохнут около тысячи детей из новых регионов. В том числе и в финансовых вопросах — банковские приложения делают все сложные взаимодействия с государством простыми и удобными. А ведь всего десять лет назад все было по-другому. Помните, или уже забыли?
К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти. Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», — посетовал игумен. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей. Поэтому и общественное мнение было иным. То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно». И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно.
Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать. Вот откуда такие берутся? Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий. Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить. В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось.
А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии». Что нужно делать нам? Не бояться признать: мы — русские, и у нас свой путь, — подчеркнул пастырь. Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное — лучшее нужно перенимать. Раньше в российских семьях было по 10-15 человек. Сейчас 1-2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов». Кто в центре их внимания? А наша молодежь пытается им подражать.
Преподаватели, родители пытаются учить детей «доброму, вечному», а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры. Иногда содрогаешься от цинизма: кем нужно быть, чтобы с издевкой писать о смерти человека? Недавний пример — трагическая история с эстрадной певицей Жанной Фриске. Сколько грязи вылилось на ее родных и близких! Со всем этим нужно что-то делать. Нам нужна государственная идеология. Мы должны гордиться страной, в которой живем». Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе , заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что нужно как-то определяться с терминами. Ну и религиозным нормам. Такова же и Тува с особым менталитетом жителей, которые ощущают себя, прежде всего тувинцами, а уж потом и, кстати, не всегда россиянами».
Оба человека, составляющих пару, склонны бороться за свое понимание вещей как за единственную реальность: «Нет, когда ты хочешь идти пить пиво с друзьями — это не потому что тебе нужны друзья, а потому что ты меня не любишь и тебе со мной скучно»; «Нет, если ты тратишь много денег, это не потому что тратить деньги — твой способ бороться с детским страхом бедности и утешаться, а потому что ты меня не уважаешь и тебе нужны только мои деньги»; «Нет, когда ты отказываешь мне в сексе — это не потому что ты устала и хочешь спать, а потому что наказываешь меня и манипулируешь». Таких примеров можно привести множество, все они довольно типичны. Кроме этого, борьба за власть ведется на ценностном или культурном уровне. Мужчина «должен», женщина «должна», «в хорошей семье делают так» — все эти культурно-социальные клише сильно давят на пару на разных этапах ее жизни, постоянно подпитывая нужду в изобретении своей уникальной формы семьи. Стандартная семейная терапия посвящена именно этому: лучшему пониманию друг друга и умению доносить свои мысли и чувства, а также осознанию тщетности усилий в борьбе за изменение реальности другого человека. Проблема 3: Эмоциональная зависимость Мы живем в эпоху расцвета особого психологического феномена — эмоциональной зависимости. Экономическая основа семейного партнерства уходит в прошлое по мере того, как женщины ощущают все более сильное желание профессиональной реализации. На смену экономическим скрепам приходят эмоциональные, которые в ХХ веке назывались страстной любовью, а теперь все чаще обозначаются как эмоциональная зависимость.
Эмоциональная зависимость характеризуется автоматической защитно-наступательной реакцией в ответ на эмоции и поведение партнера, а также невозможностью опираться на себя и свои ценности в регулировании поведения. Мы становимся чересчур реактивными и «возвращаем» партнеру все его поступки, причиняющие нам боль. Вроде все знают, что надо поступать в отношениях так, как бы вы хотели, чтобы поступали в отношении вас. Но при эмоциональной зависимости мы начинаем «зеркалить» партнера, чтобы он понял, как же некоторые его действия нам неприятны. Око за око, зуб за зуб — незыблемая аксиома семейной жизни для многих. Именно поэтому находящиеся в эмоциональной зависимости склонны падать на самое дно человеческого поведения. При этом, как правило, такие пары имеют и обратный опыт — отзеркаливания хороших поступков. Делая друг другу больно, каждый надеется на партнера: что второй прервет этот порочный круг и окажется «лучше».
Вся эта игра очень увлекательна и может быть весьма стабильной жизненной стратегией, если у вас крепкие нервы. Эмоциональная зависимость цементирует отношения лучше ипотеки. Кроме эмоций, опыт эмоциональной зависимости дает человеку о себе много такой информации, которой он нигде больше получить не может. Так что я думаю, что, как ни странно, эмоционально-зависимые отношения позволяют людям познавать себя — и это познание дарит им живые эмоции, зачастую весьма сильные. Вот почему такие отношения считаются участниками весьма ценными и желанными, даже если приносят много страданий. Выход из эмоциональной зависимости возможен, но это требует много времени и усилий. А мы обычно хотим быстро — поэтому предпочитаем развод. Социальные проблемы Проблема 4: Нереалистичные представления о родительстве Как и раньше, желание рожать детей мотивирует людей создавать и воспроизводить семейные модели.
При этом отношение к родительству изменилось: оно стало более поздним и часто вполне сознательным выбором. Сознательный выбор неизбежно подразумевает определенные жертвы: из-за детей многие готовы поступиться свободой и личными целями. Так что главный стресс для пары — это по-прежнему дети и связанные с ними проблемы: психофизическая нагрузка, изменение жизненных практик, сексуальная разбалансировка, гендерное разделение и т. А обсуждение модели семейной жизни после деторождения — это то, обо что ломаются копья. Многие партнеры чувствуют себя пойманными в семейную ловушку, не доверяют друг другу и не обсуждают свои индивидуальные цели и потребности в этом процессе. Появление детей — период, когда пара вынуждена определять тип своего социального устройства. Все ценности предыдущего периода подвергаются угрозе переоценки. Прежде всего потому, что женщины и мужчины часто плохо представляют себе родительство.
На входе они получают множество невротических установок и социальных требований: идея всестороннего развития детей, система школьного образования, построенная на конкуренции, страх причинить ребенку психологическую травму и не справиться, желание исправить ошибки своих родителей и выиграть воображаемый конкурс на самую лучшую и прокаченную мать. Несовместимость невротических родительских установок и культа индивидуализма — корень огромного психологического напряжения в современной российской семье. И прежде всего это касается матерей в этом месте гендерная судьба проявляет себя во всей красе. В чем главная проблема современных женщин? Они не могут сложить социальный и семейный пазл. Чтобы сделать ребенка счастливым, женщине надо все время быть с ним и сформировать надежную привязанность — но как же быть с эмансипацией, карьерой и личными целями, с комфортом и свободой передвижения? Три года декрета неизбежно выдергивают из профессии, шесть лет — отправляют обратно в первый класс. При этом работающую мать общество часто осуждает: бросила ребенка ради карьеры.
Год семьи, объявленный в России в 2024 г. Ключевые слова традиционные ценности; российские ценности; Год семьи в России; семья и брак; русские; татары; чуваши; марийцы; многодетная семья; межпоколенная семья Полный текст: PDF Литература Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. Абукаева, Л. Бек, У. Седельника и Н. Ванденко, А. Голод, С. Домострой в ред.
Проект «Проблемы современной молодой семьи и пути их преодоления»
Проблемы развития семейных отношений в современном мире интересуют не только непосредственно семьянинов, но и научное сообщество экономистов, врачей, психологов, социологов и т. д. Год семьи, объявленный в России в 2024 г., открывает новые возможности для популяризации через систему образования, СМИ и интернет традиционных семейных ценностей, прежде всего идеалов многодетной и межпоколенной семьи. Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Счастье у каждого свое, а с любовью все сложно: как меняется российская семья
Причины развода в современной России — статья ученых Елены Лактюхиной и Георгия Антонова в журнале «Демоскоп». Социальные проблемы современной семьи с одним родителем в современном обществе. последние известия. Ежедневно обновляемые новости про проблемы семьи и воспитания за сегодня и неделю, новости про многодетные семьи на портале "Мир Новостей". Продукт: Обзор и анализ проблем современной семьи в России, выявление факторов, влияющих на эти проблемы, разработка практических рекомендаций для улучшения семейного благополучия. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных.
Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть — Video
В 2016 году — 30,1 и 27,7 соответственно. Лидер по количеству разводов в 2023 году — Еврейская автономная область: 67 разводов на 10 000 жителей. На втором месте — Республика Северная Осетия: 66 на 10 000. На третьем — Ингушетия: 66 разводов. Реже всего семьи в 2023 году распадались в Мордовии: там зарегистрировали 29 разводов на 10 000 жителей. Также низкий процент разводов в Ленинградской области, где зарегистрировали 34 развода на 10 000 населения, в Севастополе — 35 разводов. Что россияне считают веской причиной для развода В 2021 году ВЦИОМ спросил у россиян , что, по их мнению, является самой частой причиной разводов в России.
Но, как это обычно бывает, есть пара важных уточнений. Как решают проблему в мире? Во-первых, снижение рождаемости далеко не всегда коррелирует с уровнем благосостояния.
Во-вторых, Россия по индексу развития человеческого капитала находится на 49 месте, пропустив вперед страны с самым разным уровнем рождаемости. Среди регионов тоже не наблюдается устойчивой корреляции. На первых местах предсказуемо находятся Москва и Петербург, на последних — уже упомянутые Чечня и Тыва.
Но Псковская и Ивановская области также расположились очень низко: 76 и 78 места. Парадоксальным образом второй демографический переход в России не связан с ростом уровня благосостояния. Мы живем все хуже, наше общество все более разделено, при этом нас становится все меньше и государство выбрало очевидно неверную стратегию исправления ситуации.
Фото: ТАСС В этом плане универсального рецепта нет, национальные культуры все еще радикально различаются. Но если выбрать крупнейшие страны из первой двадцатки по уровню развития человеческого капитала, то за исключением Японии они все продолжают расти. Достигается это сочетанием двух способов.
Во-первых, самое очевидное, это миграция. Вопреки стереотипам, большинство новых жителей США, Канады или Германии составляют вовсе не беженцы-нелегалы, а вполне успешные выходцы из других стран, которые боролись за свое право переехать туда, где лучше условия для жизни и развития. Достаточно вспомнить масштабы русскоязычной миграции: основной костяк ее последних волн составляют ученые, инженеры, программисты, спортсмены, бизнесмены и все те, кто достиг многого у себя на родине, но по тем или иным причинам был вынужден ее покинуть.
Где мы повернули не туда? Но в России консервативный поворот обернулся попыткой архаизации сверху. Все инициативы власти, начиная пресловутым «Законом Димы Яковлева» и заканчивая запретом на усыновление одинокими мужчинами, сама ставка на многодетность и традиционные семейные ценности, все это обернулось провалом и ударило в первую очередь по государствообразующему народу.
Многие попросту не готовы к такой ответственности, как семья. Женщинам в центральных регионах страны приходится принимать непростое решение: стоит ли рожать в ситуации, когда их мужчины могут в любой момент все бросить и уехать на заработки в Москву, где они будут получать в несколько раз больше. И именно его не хватает жителям России.
Квасной патриотизм и подачки за рожденного ребенка оказались плохим цементом для того, чтобы склеить распавшееся на атомы российское общество. Прогнозы Росстата пока что довольно оптимистичны. Согласно худшему сценарию, население страны к 2035 году снизится до 135 миллионов человек, по лучшим прогнозам — вырастет до 150 миллионов.
Но эти расчеты не учитывают поправок, которые внесли пандемия, экономический кризис, все более жесткая политика властей и сопровождающая каждого жителя России неуверенность в собственном будущем. Очевидно, что одного финансового стимулирования здесь недостаточно, а идти по пути развитых стран, тем самым обнуляя свою политику последних десятилетий, государство не готово.
Сегодня соотношение примерно такое же, и в современной семье сохраняются традиционные гендерные роли мужчина — кормилец, а женщина — хозяйка и мать. Фото: Unsplash — А с чем связан такой откат у женщин к традиционной роли? Сейчас я говорю именно о среде молодежи, которая как раз уже жила в новых реалиях, нежели женщины 90-х. С другой стороны, на это же работает и то, что женщины обеспечивают решение большого количества проблем в самой семье: жизнь усложняется и обеспечение повседневного бытования семьи — это большая и сложная задача, которая требует порой нетривиальных навыков. И здесь есть в чем себя реализовать и проявить свой творческий потенциал.
Чем вытеснены мечты о любви — Какие еще типы семей есть сегодня? Есть семьи, которые существуют вокруг ведения хозяйства, налаженного быта, семья в этом случае представляет собой «хозяйственную ячейку». Есть система отношений, где люди рассматривают друг друга в первую очередь как сексуальных партнеров. А есть «семья как зона комфорта», когда дом — это комфортная повседневная среда, где люди — друзья и им друг с другом удобно. Эта модель формируется сейчас как раз преимущественно среди молодежи из мегаполисов. Но это не про «душа в душу» и «друг в друге раствориться». Это комфорт: с этим человеком надежно, спокойно, удобно в повседневном взаимодействии.
О ней мечтает около трети населения. Столько же в качестве идеала рассматривает, в первую очередь, хозяйственные функции семьи. То есть у россиян есть разные предпочтения, и это нормально, что и желаемые модели семьи у них тоже разные. Нет семей, которые хуже или лучше, просто они разные. И под свои предпочтения люди подбирают партнеров и выстраивают жизнь так, как им кажется максимально подходящим. Для кого-то благо — это ребенок, и он становится центром семьи, для кого-то счастье — когда дом полная чаша, а для кого-то — собственная автономность. Нужно понимать, что счастье у каждого свое.
И толерантность к разным формам семейной жизни — это тренд последних десятилетий. Каждая семья может быть счастлива по-своему. Все модели, которые я назвала — условные «чистые» типы. Это просто точки приоритетных предпочтений, а на практике они несколько смешиваются. И сейчас мы более толерантны к неодинаковости, нешаблонности, чем это было 30 лет назад. Раньше практики тоже были разными: где-то была любовь до конца дней, где-то была личная история мужчины и женщины, которая перетекала в семью для детей, а где-то выдерживание шаблона при внутренней «несчастливости».
Можно выделить несколько регионов, где число заключенных семейных союзов выше, чем расторгнутых. В Северо-Кавказском автономном округе число браков 19 747 превышает число разводов 8912 более чем в два раза. Аналогичная ситуация в Крыму 6029 браков и 2755 разводов и Туве 494 брака и 207 разводов , пишет Regions.
По мнению руководителя сектора социологии семьи Института социологии РАН Татьяны Гурко, статистика по бракам и разводам ничего не говорит о прочности семейных пар: «Брак стал экономическим институтом собственности. Сегодня он нужен для того, чтобы где-то зарегистрироваться, получить гражданство и пр. Всё совершается в чисто экономических интересах. Часто люди живут вместе и заводят детей без регистрации отношений». Доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Дмитрий Тихомиров считает, что, несмотря на снижение, показатели разводов в стране критически высоки. По его мнению, это связано с неготовностью молодежи к созданию семьи, завышенными ожиданиями от партнера, неумением решать конфликты и экономическими трудностями. Однако, по его мнению, важным фактором также служит отношение россиян к добрачному поведению. По словам социолога, представления о норме и ориентирах разрушены не только у молодежи — даже представители старшего поколения не являются носителями норм сексуального поведения и добрачного целомудрия. То есть они, вступая в сожительство, планируют зарегистрировать свои отношения.
Большинство молодежи, да и старшие возрастные группы, считают, что перед браком лучше пожить вместе, узнать партнера, проверить свои чувства. Такой срок обычно составляет от нескольких месяцев до 3 лет. Это приводит к тому, что люди к 30 годам имеют опыт проживания в нескольких партнерских союзах. Причем большинство считают, что детей все-таки лучше рожать в зарегистрированном союзе, то есть детей в сожительстве заводить не планируется. Это приводит к тому, что женщина, состоявшая в 1—2 таких союзах, выходит замуж в более позднем возрасте и может родить меньшее количество детей, к сожалению», — считает Тихомиров. Проблемой в институте семьи, по словам Тихомирова, является также сохранение в российском обществе половой асимметрии, особенно в столице и крупных городах: «В Москве же отношения к восприятию добрачного поведения у юношей и девушек различны. Как правило, сыну позволено гораздо больше, чем дочери. И нормативная сфера для сына предоставляет широкие возможности выбора поведения. Как ни парадоксально, большинство людей одобряет добрачные сексуальные отношения у молодежи, но при этом большинство молодых людей хотели бы девственную невесту, а большинство девочек хотели бы, чтобы их будущий муж был уже сексуально опытен».
Чем, на ваш взгляд, можно объяснить, что три четверти браков распадаются, а регионы, где распадается только половина, уже оказываются на хорошем счету? Почему «пробные союзы», вроде бы призванные страховать от неудачного выбора, на прочности семьи сказываются отрицательно? Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, задался вопросом: «Почему современная семья распадается? Раньше в семьях был патриархальный уклад, и он устанавливал ритуальный обрядовый момент, когда жена подходила за благословением к мужу на дела на целый день и приводила детей, которые получали благословение от отца и даже прикладывались к его благословляющей деснице. Вот это патриархальный уклад православной семьи». В результате женщина не может выполнить то, что заповедовано апостолом — не учить, а поучаться у мужа своего. Поучаться не у кого теперь, и житейской мудрости не хватает. И тогда душа женщины остается голодной, в результате начинается своего рода беснование: хочется захватить власть в семье. Обоснованием часто становится ребенок.
И происходит перестройка всего семейного организма. Во главе становится ребенок, которому служит женщина. Ребенок превращается в идола, женщина — в его жрицу, а мужчина — в экономический придаток. В результате вся структура разрушается, и мужчина уходит из семьи, чтобы найти место, где он комфортнее себя чувствует. Семья распадается», — констатировал пастырь. Патриархальная семья более устойчива, обладает иммунитетом к разного рода трудностям. Если стало чуть меньше разводов — значит, все же какое-то количество семей приобретает понимание правильного устроения семьи, хотя это дается с большим трудом.
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы семей России
В России борьба с семейным насилием и восприятие семьи как важной составляющей общества естественны. Семья сегодня — Ставку по семейной ипотеке для заемщиков с детьми от шести лет могут повысить. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных.