Главный праздник мусульман — день Арафы. Он считается днём последней проповеди пророка Мухаммеда, которую он произнёс на вершине горы Арафат для своих сопровождающих. Видеоролик разработан студией этноТВ «Умникум» в рамках медиапроекта «ЭтноМир — детям».?Проект «ЭтноМир-детям» реализуется местной общественной организации.
Татарский народ. Культура, традиции и обычаи
Вице-премьер РТ, председатель нацсовета всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев отметил, что на праздник съехались порядка 700 участников из 30 регионов страны. Оба этих дня будут нерабочими праздничными. Другие праздничные дни: В Республике Татарстан по случаю окончания весенне-полевых работ отмечаются национальный народный праздник "Сабантуй" и русский народный праздник. У татарстанцев в апреле и мае будут дополнительные выходные дни. В Минтруда Татарстана разъяснили порядок отдыха в предстоящие праздники.
Обряды и праздники: традиции и современность
Религиозные праздники татар-мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой раньше участвовали все мужчины и мальчики. У татарстанцев в апреле и мае будут дополнительные выходные дни. В Минтруда Татарстана разъяснили порядок отдыха в предстоящие праздники. Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. В день праздника жертвоприношения во всех мечетях республики пройдут специальные намазы (гает-намазы).
Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам
Главная» Новости» 5 января праздник татар. Сабантуй как национальный праздник татар сегодня Выступление народных артистов на празднике Сабантуя в Казани. Навруз считается праздником весеннего равноденствия, точкой начала нового сельскохозяйственного года у башкир и татар, а также народов Казахстана.
Праздники татаров - 63 фото
Праздники и знаменательные даты мусульманского календаря в 2024 году. Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа. Сегодняшний праздник в культуре татар Сабантуй — древний татарский праздник, который символизирует начало сельскохозяйственного года и покровительство божества Земли Айгыра. Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти.
«Без барана Сабантуй не сделать». Из чего состоит главный фольклорный праздник татар
Чак-Чак Чак-чак — это символ солнца и гостеприимства, которым татары до сих пор угощают гостей. Мука, масло, яйца, молоко и мед — все, что нужно для вкусного чак-чака. Объем, величина и способ украшения могут отличаться. Подается чак-чак и в особенные дни. Например, мама невесты обязательно готовит его на свадьбу. Считается, что чем больше молодожены съедят чак-чака, тем слаще и дольше будет их совместная жизнь. Поэтому на татарских свадьбах чак-чак преподносят как самое дорогое угощение и украшение стола. Во время различных фестивалей обязательно готовится чак-чак.
Валенки — это шерсть, а шерсть и пух у поволжских народов — элементы очистительной магии, то есть, ко всему прочему, они еще и очищают землю. Тот же смысл мы видим в свадебном ритуале, когда невестка, войдя в дом мужа, встает на пуховую подушку или вывернутую наизнанку овчину невестка — чужой человек для семьи мужа, поэтому перед тем, как впустить, ее нужно «очистить». Молодые люди из Кошкино начинают ходить ровно в полночь и за 15 часов с плясками и песнями обходят все дома.
Это чистая инициация, потому что это выматывающее действие — тем более что в каждом доме их угощают алкоголем. Кульминация обряда — заранее подготовленный мужской танец перед всей деревней, но до него нужно дожить и постараться не опозориться. В ХХ веке Сабантуй приобрел третий, постпраздничный элемент, связанный с древней традицией проведения праздника Жыен в переводе с татарского — «встреча», «сборы». Старожилы в деревнях часто говорили, что раньше сабантуев не было — был только Жыен, но это не так. В древности Жыен был общинным праздником встречи — своеобразный съезд родов и племен. У татар традиция видоизменилась: на время праздника жители одних деревень становились гостями других. Жыен не календарный, а общественный праздник, но часто он проходил как раз после посевных работ, так как у людей появлялось свободное время. Исламское духовенство в XIX веке выступало против этого праздника, так как важной его частью было знакомство девушек и парней, а это было прямым нарушением запрета на добрачные связи мусульман. Имамы называли Жыен, проходивший под песни и пляски, «свадьбой шайтанов». Праздник запретили в советское время, но он не исчез, а слился с Сабантуем.
Эта практика сохранялась вплоть до 1980-х годов, хотя сейчас Жыен мы не фиксируем ни в каком виде. Теперь главное не магия во славу будущего урожая, а чествование рабочих и колхозников. Именно из-за этого сдвигается время празднования: лучших рабочих, трактористов, доярок и механиков можно определить только после завершения посевной. Важным элементом становятся выступления парторгов. В 1960-е годы появились официальные методические рекомендации обкома партии по правильному празднованию советского Сабантуя. Эти элементы сохранились и сегодня — невозможно представить Сабантуй без речи главы сельского поселения или района и награждения лучших рабочих. Но я не вижу в этом большой трагедии: современный урожай сильнее зависит от агротехнологии и достижений селекции, нежели погоды, поэтому неудивительно, что Сабантуй потерял связь с календарем. Современный Сабантуй неоднороден, мы различаем три вида: городской, деревенский официальный и деревенский неофициальный. Особенности городского Сабантуя формируются в XIX веке, когда появилась буржуазия. У них совершенно другая мотивация участия в Сабантуе, нежели чем у селян.
Если в деревне вы идете на майдан, чтобы увидеть односельчан, показать себя и семью, то в городе, где личные связи слабеют, на первый план выходит возможность развлечься.
Символикой праздника Каравон является пылающее Солнце — символ жизни, тепла и доброты. В ходе праздника все фольклорные коллективы и отдельные исполнители выступают на сценических площадках, в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье», мастера народных промыслов и ремесел представляют свои изделия на Ярмарочной площади. В результате в Никольском и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества. Марийский праздник Семык восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов. Основная его идея — поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сел и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребенка. Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодежь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы. В настоящее время Семык — один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.
В Республике Татарстан в 2009 году Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в селе Мари-Буляр Муслюмовского района. Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздников Семык стали марийские села и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане. Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы «Марий патыр» для юношей и «Марий чевер удыр» для девушек. В 2023 году гостями мероприятия стали сотни человек из Татарстана и соседних регионов, в том числе из Свердловской области, Удмуртской Республики и Екатеринбурга. Мордовский Балтай Происхождение праздника Балтай связывают с именем деда-отшельника или ведуна Балтая, жившего у родника в лесу у села Мордовская Кармалка, который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь — хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол. Так появился праздник Балтай. Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминает своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя. В 2000 году Балтай получил статус республиканского праздника мордовской культуры и ежегодно отмечается в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района в первое воскресенье после Троицы.
Во время праздника на ритуальной поляне собирается мордва, проживающая в Татарстане и других регионах РФ. По жребию среди участников праздника выбирают мужчин, которые будут «медведями». Кленовыми ветвями обряжают медвежью семейку — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Участники праздника в мордовской традиционной одежде встают в хоровод и поют, в центре находятся приплясывающие «медведи». После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. Дети весело обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Обойдя село, участники процессии вновь водят хоровод вокруг «медведей», затем «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею соседа со словами «шумбра чи», желая ему тем самым здоровья и счастья. Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов из Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского, Тетюшского, Камско-Устьинского и других районов РТ, городов Казань и Набережные Челны, а также из Мордовии и Самарской области. Удмуртский Гырдон Быдтон Название праздника происходит от удмуртского «завершение пахоты», иногда название переводят как «праздник каши».
Он восходит к одному из праздников весенне-летнего цикла молений удмуртов о предстоящем урожае. Празднуется Гырдон Быдтдон в удмуртских селах издревле, обычно проводится после завершения весенней пахоты и сева яровых, в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом. По поверьям язычников-удмуртов, их божок Вось поселяется в эту пору на лугах, и они молятся ему с просьбой ниспослать хороший урожай, готовят для него ритуальную кашу с мясом жертвенного бычка. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. В Республике Татарстан на республиканском уровне Гырон быдтон проводится с 1998 года: 1-й Гырон быдтон состоялся 13 июня в селе Кит-Озеро Бавлинского района. Постоянными местами проведения сельских и республиканских Гырон быдтон являются удмуртские села и деревни Агрызского, Балтасинского, Бавлинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского районов, места компактного проживания удмуртов в Татарстане. Обычно место проведения праздника делится на площадки: «Куно корка» для угощения приезжих гостей блюдами удмуртской национальной кухни; «Шулдыряськон» центральная площадка для выступления фольклорных и театральных коллективов; «Жук сион» для угощения желающих обрядовой кашей; «Усточикар» - «Город мастеров», для удмуртских мастеров национального декоративноприкладного искусства; «Гырон быдтон шудонъес» для детских аттракционов, спортивных соревнований, национальных игр и конкурсов и др. Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы: «Чеберина-чеберай», «Инвожо чеберай», «Айкай кизили» и другие среди девушек и «Усточи пияш» среди юношей. Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Гырон быдтон, народная кухня, национальные песни и инструментальная музыка удмуртов и других народов Республики Татарстан.
Впервые в 2023 году на празднике в Кукморском районе Татарстана состоялся республиканский конкурс удмуртских семей «Шудо-буро удмурт семья», раньше в конкурсах выбирали самую яркую красавицу или молодца. Мордовский Валда Шинясь Праздник мордовской культуры солнцестояния был известен многим народам мира.
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Курбан-байрам — 28 июня Курбан-байрам — второй важнейший праздник в исламе, в который принято проводить жертвоприношения и совершать паломничество в Мекку. В этот день верующие люди совершают омовение, носят чистую одежду и молятся за умерших. Начало 1445 года по Хиджре — 19 июля Этот день не относится к праздничным и выходным периодам. Считается, что в этот день у пророка Мухаммеда появились первые последователи. День Ашура — 28 июля День Ашура — дата поминовения святых. В честь этого праздника проводится необязательный трехдневный пост. Мавлид Ан-Наби — с 26 на 27 сентября Мавлид ан-Наби — торжество, в которое празднуется день рождения пророка Мухаммеда. В этот день мусульмане выражают радость и обращаются к Аллаху с молитвами. Также в эту дату принято раздавать милостыни.
Утром солнце должно взойти без ярких слепящих лучей, как полная Луна.
По поверью, если на следующий день молиться, читать Коран, совершить все пропущенные намазы - будут прощены грехи. Это день завершения поста в месяц Рамазан. Крайне важно в этот день собрать всех друзей и родственников у себя дома и провести день в семейном кругу, даря друг другу подарки и угощая традиционными татарскими блюдами. Праздник отмечается весело и радостно, а так же несет в себе надежды на счастливое будущее в следующем году. После хаджа обязательное для верующих мусульман паломничество в Мекку устраивается праздник жертвоприношения. Дата празднования - десятый день 12го месяца мусульманского календаря. История события такова, что ангел Джебраил предстал перед пророком Ибрахимом и сказал, что Аллах хочет, чтобы Джебраил принес своего первенца в жертву. Пророк беспрекословно собрался отправиться в Мекку и сделать это. Все это было испытание, и ребенок был заменен ягненком, а Ибрахим был отблагодарен за верность. Символизм праздника: подчинение воле Аллаха.
В Курбан-байрам с утра все верующие направляются в мечеть, совершают утренний намаз и режут барашка.
В итоге на Пасху мы все вместе ели куличи, а на окончание хаджа кололи барашка. Думаю, это была больше дань традициям. Как вы понимаете, я с детства росла в такой среде. Потом вышла замуж за татарина и как-то мы оба не стеснялись на Пасху съесть кулич, так как никто из нас не держал пост. Хотя в семье моего мужа все верующие люди и никогда даже не подумали бы купить на Пасху кулич. В этом году хотела даже кулич сама испечь А потом мы с мужем переехали в свой дом.
Отчетливо помню, как я в первую Пасху в нем смутилась, когда в нашу дверь постучались две девочки и спели мне стишок про праздник. Я сразу вспомнила, как мы с подругой также ходили по ее соседям. А у меня тогда даже не было крашеного яйца в доме, чтобы дать этим девочкам. С того года мы с мужем красим яйца, чтобы раздавать таким ребятам в праздник.
В сельских населенных пунктах, районных центрах Татарстана, включая города республиканского значения, Сабантуй пройдет 10-11 июня. В Набережных Челнах его отметят 17 июня. В Казани праздник назначен на 24 июня.
В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник
Будущего мужа татарка может не знать практически до последнего: о заключении брака часто договариваются родители. А ещё свадьба обязательно сопровождается интересным обрядом никях. Невеста готовит для всей семьи будущего супруга мини-пельмени кияу — если они достаточно маленькие, чтобы пройти через обручальное кольцо, то девушка считается отличной хозяйкой. Что касается праздников, у татар их два вида: мусульманские религиозные гает и народные байрам. Конкретные даты проведения и тех и других были связаны с хозяйственным циклом: началом или окончанием полевых работ, посевов и так далее. Также на точное время празднования могла влиять погода и решение совета старейшин.
К религиозным праздникам относится Ураза-гаете — мужчины всех возрастов отправляются на утренний намаз, а женщины готовят завтрак, — и ритуал жертвоприношения Корбан-гаете, после которого старались угостить мясом всех вокруг. Народные праздники, как правило, отмечаются весной и летом. Главный из них — Сабантуй, или «Праздник плуга». В старину он сопровождал начало посевных работ. Крестьяне мылись в бане, чтобы очиститься перед выходом в поле, а в пашню бросали яйцо, чтобы зёрна были такими же крупными.
Сабантуй отмечался песнями, конными и беговыми состязаниями, борьбой. Победители народных игрищ получали награды: полотенца, украшенные национальной вышивкой, над которыми девушки трудились зимними вечерами. Сегодня многие традиции сохранились, а в современную программу празднований добавлены концерты и ярмарки. Праздник в наши дни стал общим для татар по всей стране. Правда, сейчас им отмечают не начало посевных работ, а их окончание.
Празднование Сабантуя. В старину праздник отмечался чуть раньше поздней осенью и заключался в коллективном ощипывании гусей, чтобы заготовить птицу, пух и перо на зиму. В ритуале принимали участие все молодые девушки: они демонстрировали старшим хозяйкам своё мастерство, чтобы заслужить похвалу. А заодно общались с юношами: молодые люди могли присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем создать семью.
В прежние времена, с приходом весны дети ходили по деревне, собирая крупу и другие продукты, которые затем использовались для приготовления каши. Вся деревня участвовала в этом процессе.
Теперь же во время приготовления каши участники ансамбля «Аманат» играли с детьми в национальные игры, водили хороводы и пели песни. После весёлых игр и развлечений все собрались за столом. Первую порцию каши отдали земле, желая ей мира, спокойствия и обильного урожая.
Отметим, что семья очень трепетно относится к религии, над входной дверью их дома весит шамаиль, но это не мешает нашим героям красить яйца на Пасху.
Как мусульмане относятся к православному празднику и как куличами воспитывают в детях терпимость к другой религии — в нашем материале от первого лица. На Пасху ели куличи, а на Ураза-байрам кололи барашка — Всю жизнь я живу в небольшом городке, где превалирует русское население. И всё детство я видела, как дети ходят славить Пасху. В день праздника моя подруга из русской семьи просыпалась, брала пакет и тащила меня славить вместе с ней.
Мы ходили по домам, она рассказывала стихотворение про Пасху и получала яйцо. Мне тоже иногда перепадало, хотя я ни стихотворений, ни православных молитв, разумеется, не знала. Причем никто из моих родителей меня не ругал, когда я приносила домой эти яйца, конфеты и куличи, хотя мой отец всю жизнь держал уразу. И я очень благодарна им, что воспитали меня именно так — с принятием любой веры и уважением к любой религии.
А потом сестра моей мамы Аниса апа вышла замуж за русского мужчину и Пасха пробралась уже к нам в дом.
Фото: «PRO. Одежду» Татарские традиции Пожалуй, главная — это гостеприимство. При визите гостя татары по традиции расстилают праздничную скатерть дастархан и подают самые лучшие угощения: обычай требует обязательно накормить пришедшего в дом. Это может быть как полноценный обед или ужин, так и бесконечно долгое чаепитие со сладостями. Благодаря активной торговле с Азией булгары довольно рано открыли для себя чай. Сейчас он считается традиционным и самым популярным татарским напитком. Наливают его в пиалы.
Если вдруг чай остыл, гостю меняют посуду: холодный пить нельзя. В качестве угощения подают чак-чак, сухофрукты, мёд, а также кабартму — татарские пышки из дрожжевого теста. С XIX века без чая не обходится ни один праздник, в том числе и свадьба. Бракосочетание у татар тоже сопровождается строгими традициями. Например, каждая девушка с юных лет начинает учиться шитью, чтобы обеспечить себя приданым. Будущего мужа татарка может не знать практически до последнего: о заключении брака часто договариваются родители. А ещё свадьба обязательно сопровождается интересным обрядом никях. Невеста готовит для всей семьи будущего супруга мини-пельмени кияу — если они достаточно маленькие, чтобы пройти через обручальное кольцо, то девушка считается отличной хозяйкой.
Что касается праздников, у татар их два вида: мусульманские религиозные гает и народные байрам. Конкретные даты проведения и тех и других были связаны с хозяйственным циклом: началом или окончанием полевых работ, посевов и так далее. Также на точное время празднования могла влиять погода и решение совета старейшин. К религиозным праздникам относится Ураза-гаете — мужчины всех возрастов отправляются на утренний намаз, а женщины готовят завтрак, — и ритуал жертвоприношения Корбан-гаете, после которого старались угостить мясом всех вокруг. Народные праздники, как правило, отмечаются весной и летом.
Какие этнопраздники пройдут в Татарстане летом
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год | Особо чтимые мусульманские праздники татары называют арабским словом гает. Их, как и во всем мусульманском мире, два: Уроза гаете – праздник поста и Карбан гаете – праздник. |
В Татарстане назначили даты празднования Сабантуя | Сабантуй как национальный праздник татар сегодня Выступление народных артистов на празднике Сабантуя в Казани. |
Татары: интересные обычаи и особенности быта | Праздники Татарстана — официально установленные в Татарстане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. |
30 августа 2023 года, среда: День Республики Татарстан, День Мирона, Вдовьи помочи, Томатина
В Казани праздник назначен на 24 июня. В прошлом году празднования начались в те же даты. В Казани Сабантуй отмечали 19 июня.
Ну как не время?
Победа она бывает после войны. Если мы праздник не будем проводить, значит, мы не совсем победили. Мы не согласны с этим.
Также накануне праздника собирали подарки, которые предназначены для победителей состязаний, которые должны были проводиться на следующий день. Татарский праздник Сабантуй начинается с того, что ранним утром дети начинают собирать крашеные яйца. Все добытые яйца складывают в одну корзину и относят торговцу, а на вырученные деньги покупают угощения, которые едят прямо в поле или у кого-то дома. Также в каждом доме пекутся особые шарики из теста. К сожалению, на сегодняшний день эта традиция практически нигде не поддерживается. Неотъемлемая часть праздника - это борьба на кушаках. Для начала в них принимают участие дети и старики, а потом, в бой вступают молодые мужчины. Далее проводятся скачки. А ближе к вечеру начинаются гуляния для молодежи.
Сегодня Сабантуй - это национальный праздник. Он проводится и в маленьких селах, и в больших городах. Развлекательная программа значительно обогатилась. Так, если раньше женщины могли быть лишь зрителями, то сегодня они могут принимать участие в представлениях и конкурсах. Имеют место выступление артистов и коллективов художественной самодеятельности. Встреча весны Кякук сяйе - это татарский и башкирский праздник, который символизирует встречу весны. Это торжество берет свое начало еще в тот период, когда имели место доисламские верования. Оно неразрывно связано с башкирским культом птиц. Праздник, обычно, проводится в период с апреля до июля.
Точная дата устанавливалась по времени прилета кукушек. Организатором торжества должна выступать пожилая и мудрая женщина, которая досконально знает традиции. Он надевает яркое платье, а также красный кафтан, который украшен звенящими монетками. На голову женщина надевает платок и специальную высокую шапочку. Остальные женщины и дети также должны были одеться ярко и празднично. Все собирались на горе, на лужайке или у водоема для чаепития с беляшами, блинами, чак-чаком и прочими угощениями. Праздник начинается с особого обряда, который призван умилостивить кукушек. Под корни деревьев дети выливают молоко и кладут яйца, а на ветки повязывают яркие ленты. Пожилые женщины в это время читают особые молитвы, прося у кукушек изобилия и благополучия.
Следующим этапом является сбор хвороста и разведение костра для приготовления чая. Молодежь в это время устраивает игры и развлечения. Во время чаепития все внимательно слушают пожилых женщин, которые рассказывают легенды и поучительные истории. После этого все занимаются гаданием и загадывают желания. Остатки еды раскладывают по земле и по веткам, чтобы задобрить кукушку. Нардуган Нардуган - это крупный праздник, который отмечают 21-22 декабря после дня зимнего солнцестояния. Считается, что именно в это время рождается главное светило, а значит, дни будут становиться все более длинными. В этот день принято готовить угощения для родных и соседей.
Праздник нового дня, нового года! Навруз - один из самых древних праздников земледельцев отмечается как начало нового хозяйственного года и весны. В Крыму чаще отмечают Навруз как праздник первой борозды. Этот праздник олицетворяет рождение нового дня, солнца, природы, уважение и любовь к земле, её дарам.