Фильм рассказывает о восстании заключенных в нацистском лагере уничтожения «Собибор» 14 декабря 1943 года. Сохранились письма, документы, ордена и медали узников, которые смогли восстать против надзирателей лагеря Собибор и сбежать из него. В создании документального фильма "Собибор: побег из лагеря смерти" принимали непосредственное участие родственики Александра Печерского: согласовывали факты, делились архивами семьи.
Собибор. Побег из лагеря смерти (2023)
Он прибежал смотреть обновку, и его убили. Заместитель начальника лагеря унтерштурмфюрер Йоганн Нойман приехал, чтобы примерить костюм — его постигла та же участь. Начальник лагерной охраны обершарфюрер Зигфрид Грейтшус позарился на новое зимнее пальто. Пока одни убивали фрицев, другие перерезали связь с помещением охраны. Впоследствии планировалось прорваться через ограждение лагеря. Конечно, в планы были посвящены лишь немногие — это увеличивало шансы на успешный исход дела.
За несколько дней до «дня икс» в мастерских изготовили, а затем спрятали холодное оружие. По некоторым данным, существенную помощь заключенным оказали два надзирателя лагеря: они также были заключенными, но выполняли некоторые административные функции и имели относительную свободу передвижения. Покончив с эсэсовцами, истощенные и безоружные узники похватали оружие, перерезали провода и отключили телефонную связь в лагере, обесточив заодно и колючую проволоку ограды. Начальник караула был убит, но план удался лишь частично — охранники, оставшиеся в живых, открыли огонь по бегущим по минному полю заключенным. Кто-то, увы, был убит.
Но нескольким десяткам человек удалось прорваться и убежать в лес. Из почти 550 заключенных рабочего лагеря 130 не приняли участие в восстании, оставшись в лагере. Однако разъяренные немцы, узнав о побеге, убили их. Впрочем, как и тех, кого удалось найти в лесах в результате широкомасштабных поисков. В итоге 80 человек погибли при побеге, еще 170 были пойманы немцами после.
До конца войны дожили лишь 53 участника восстания. Изнуренная побегом группа Печерского примкнула к партизанам. Вскоре он стал подрывником в отряде, вместе с боевой группой пустил под откос два немецких эшелона. Однако спустя какое-то время Печерского арестовали и отправили в штурмовой стрелковый батальон — разновидность штрафбата — искупать вину за плен. Несмотря на это, он дослужился до капитана, а также был тяжело ранен в бою.
В целом Собибор не отличался, например, от другого польского лагеря Треблинки. Там тоже планировали побег. Самуэль Вилленберг, один из немногих выживших в Треблинке, вспоминал в интервью, как их подпольная ячейка так же, как и их товарищи по несчастью в Собиборе, готовилась к восстанию, но в их случае выжило намного меньше: "Мы были наивными. Ужасно наивными. Все думали, что с парой украденных винтовок мы организуем бунт, мы будем как солдаты, и ура... Сила фантазии велика, но действительность была жестокой". Самуэль Вилленберг, выживший в Треблинке, демонстрирует карту лагеря Так же пугающе типичны истории, которые происходили в этих лагерях: например, узники, узнающие в процессе работы на сортировке одежды, что их семью целиком убили. Эти эпизоды есть и в экранизированных Хабенским воспоминаниях Печерского. Часть из них авторы решили не переносить в фильм, чтобы, видимо, не травмировать зрителя натуралистичностью. Вот, скажем, проходной эпизод с участием начальника лагеря обершарфюрера Френцеля: "Получено срочное задание — выгрузить уголь.
На "обед" нам дали считаные минуты. Френцель все время стоял около повара и подгонял его палкой, чтобы тот скорее разливал в миски баланду. Увидев, что несколько сот человек еще не получили так называемый суп, Френцель разозлился, выгнал повара во двор и заставил его сесть на землю, поджав под себя ноги и вытянув руки. Затем, насвистывая какой-то марш, Френцель принялся ритмично наносить удары палкой парню по голове. Кровь заливала лицо повара, но, боясь громко вскрикнуть, он только тихо стонал. Все мы видели это зверское избиение, но вмешаться не смели. Несмотря на голод, постоянно мучивший нас, многие в тот день не смогли съесть свою порцию: казалось, она смешана с кровью нашего товарища... Он говорит о том, что, когда немцы заводили в "душ" очередную партию несчастных, они в этот момент гоняли по загону стаю гусей, гогот которых служил неким фоновым шумом, чтобы оставшиеся в живых лагерники не слышали страшные вопли. То же замечают Василий Гроссман и Илья Эренбург, авторы "Черной книги", сборника документов и свидетельств о Холокосте: "Все эти подробности ничем не отличаются от рассказов о том, что делалось на Майданеке или в Треблинке. Может быть, единственное, в чем проявилась фантазия и личная инициатива собиборовских палачей, — это в способе скрыть от окружающего населения свою работу.
Они развели в подсобных хозяйствах лагеря стада гусей и, когда производилась расправа, этих гусей дразнили и заставляли кричать. Немцы таким образом заглушали стоны и плач своих жертв". Ее авторы доказывают, что Печерский на самом деле никого не вывел из лагеря, и даже больше — что там никого почти и не убивали. Вычисляют они это, например, по грунтовым водам: дескать, они бы помешали копать слишком глубокие могилы для сотен тысяч трупов. Псевдоисторики-ревизионисты правы в одном: восстание в таких условиях кажется невозможным. А вот Печерскому, единственному, удалось украсть винтовки, организовать бунт и действительно выйти вместе с толпой заключенных оттуда, откуда никто не должен был выйти. Печерский действует так, будто заранее понимает, что ему нужно было делать. После того как его забрали работать в лагерь а не загнали в газовую комнату , Печерский знакомится с подпольем и почти сразу заслуживает их уважение. Этот момент отражен и в фильме "Собибор": Печерский помог голландцу, которому издевающийся немец разбил очки, расколоть "весь в сучках, узловатый, твердый" чурбак за пять минут. Он чудом расколол его, и Френцель, внезапно проникнувшись уважением, предложил красноармейцу сигареты и еду, но тот отказался: "Очень благодарен.
Питания, которое я здесь получаю, мне вполне хватает". В этот момент Печерский ощутил волну признания от других узников: "Я смотрел на моих товарищей, и сердце разрывалось на части. Хотелось сказать им: "Держитесь, ребята! Выше головы! Пусть враги чувствуют, что мы остаемся людьми". Но они и так понимали меня. Без слов". Впрочем, составители новой книги о Печерском, "Собибор: Хроника восстания в лагере смерти", вышедшей аккурат к релизу фильма, отмечают, что эпизод этот появляется в позднейших редакциях его мемуаров. Вместе с несколькими заговорщиками Печерский готовит опасный план: завлечь под разными предлогами в закрытые места всех офицеров, убить их, а затем бежать, воспользовавшись сумятицей. То, как воплощается этот план, Хабенский воссоздал на экране очень скрупулезно: в фильм попал в том числе и важный для Печерского его роман с еврейкой из Гамбурга по имени Лука в более поздних редакциях — Люка.
Но роман этот был притворный, для прикрытия от тех возможных коллаборационистов, которые могли присутствовать среди узников. До самой смерти, как рассказывает дочь Печерского, он хранил у себя рубашку ее отца, которую она пронесла через всю войну и которую подарила ему. Другой возможности сбежать, кажется, нельзя было и придумать. Печерский рассказывал о других, печально закончившихся попытках восстания в Собиборе: "Была неудачная попытка прорыть подземный ход.
В 2016 году Президентом России был подписан Указ о награждении Александра Печерского посмертно орденом Мужества за организацию побега. Узнав о факте побега, Гиммлер пришел в бешенство, лагерь был снесен полностью, поле вспахано, десятки гектаров засеяны травой, - рассказал Владимир Мединский. По словам министра культуры, Александр Печерский за три недели организовал и возглавил побег, причем сделал это фактически без оружия. Сообщается, что с инициативой создания фильма выступил сам Владимир Мединский, режиссером картины стал Константин Хабенский, а сценаристом - Александр Адабашьян.
С 1936-го служил инспектором хозчасти в финансово-экономическом институте. Словом, ни в чем особенно не преуспел, никаких выдающихся качеств не показал". Поэтому, кстати, и Хабенский оставляет своего героя почти без прошлого.
Из обрывочных диалогов зритель узнает разве что о том, что в Собибор экранный Печерский приехал из белорусского плена, а вот что было до того — неведомо. Так вот, рассказывать почти не о чем: на момент начала Великой Отечественной Александру Печерскому было 32. Он жил в Ростове, получил среднее образование, был женат, имел дочь, отслужил в армии, руководил художественной самодеятельностью в одном из городских университетов.
Но началась война. До лагеря Печерский был призван в армию в 1941 году и аттестован как техник-интендант второго ранга, это звание позже приравняли к лейтенантскому. Он был делопроизводителем в одном из артиллерийских полков на Западном фронте.
Так он оказался участником боев под Вязьмой в октябре 1941 года. Тогда около полумиллиона человек оказались в плену. В их числе был и Печерский, вынужденный сложить оружие.
Печерского долго переводят из лагеря в лагерь, целых десять месяцев, он побывает в том числе в Смоленске, а затем окажется в месте, которое сам в записках называет "СС Арбец-лагерем". На самом деле это трудовой лагерь на улице Широкая в Минске, где он пробудет год. Там над медосмотре было обнаружено, что он еврей, в чем Печерский также сознался на допросе.
На идиш он до самой смерти выучил всего одно слово и, судя по его воспоминаниям, считал себя в первую очередь советским гражданином, а уже потом думал о своей этнической принадлежности. Об этом свидетельствует тот факт, что в первой редакции мемуаров он вообще почти не упоминает слова "еврей", да и думал он исключительно о коллективном благе, о том, как помочь остальным. Позднее там было образовано Варшавское гетто: с 1940 по 1943 его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек Там же Печерский, в недалеком прошлом руководитель самодеятельного драмкружка, впервые соврет, что он столяр, хотя, разумеется, никогда в жизни не держал в руках рубанка.
Это он делает по совету Софьи Курляндской, участницы минского подполья, которая работала на немцев и при этом помогала бежать людям из лагерей, после чего они присоединялись к белорусским партизанам. Кроме того, в лагере был и антифашистски настроенный капо так немцы называли надсмотрщика из числа местных по фамилии Блятман. В последних числах августа 1943 года Блятман даже сказал Печерскому с товарищем готовиться к предстоящему побегу.
Но в тот момент капо разоблачили, вспоминает сам Александр Аронович в книге "Прорыв в бессмертие": "Через несколько дней в лагере появились гестаповцы. Они вошли к коменданту, потом послали за Блятманом. Через несколько минут его вывели из комендатуры со связанными руками и втолкнули в машину.
Мы знали: это конец. Фашисты его не пощадят". В итоге 18 сентября 1943 года Печерского отвели в 4 утра на вокзал, сказали, что он едет работать в Германию, и посадили в поезд до Собибора.
Лагерь Воспоминания о лагере Собибор немногих выживших в нем, как и о любом другом лагере смерти, противоречивы, что вполне объяснимо. Узники, живущие в страхе перед возможной мгновенной или, наоборот, мучительной смертью, ограниченные в передвижении, не все видели и обо многом знали только понаслышке. В разных документах его даже называют по-разному: "Сабибор", "Собибур" и даже "Сабибур".
Все дело в том, что польский вариант произношения названия — именно "Собибур". Разночтения были сильны вплоть до того, что и сам Печерский называет его в первой рукописи "Сабибором". Собибор — это отдаленный, затерянный в лесах рядом с украинской границей польский полустанок.
Железная дорога от него шла в тупик. Состоял из трех "подлагерей": третья зона была как раз зоной уничтожения, где погибло, по разным оценкам, от 200 000 заключенных. Людей по 800 человек загоняли в комнату, которую заполняли выхлопными газами.
В целом Собибор не отличался, например, от другого польского лагеря Треблинки. Там тоже планировали побег. Самуэль Вилленберг, один из немногих выживших в Треблинке, вспоминал в интервью, как их подпольная ячейка так же, как и их товарищи по несчастью в Собиборе, готовилась к восстанию, но в их случае выжило намного меньше: "Мы были наивными.
Ужасно наивными. Все думали, что с парой украденных винтовок мы организуем бунт, мы будем как солдаты, и ура... Сила фантазии велика, но действительность была жестокой".
Самуэль Вилленберг, выживший в Треблинке, демонстрирует карту лагеря Так же пугающе типичны истории, которые происходили в этих лагерях: например, узники, узнающие в процессе работы на сортировке одежды, что их семью целиком убили. Эти эпизоды есть и в экранизированных Хабенским воспоминаниях Печерского.
Собибор: побег из лагеря смерти: новый документальный фильм представили в Ростове
Военный, драма. Режиссер: Константин Хабенский. В ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль и др. Пленный солдат устраивает восстание в лагере смерти. Среди художественных фильмов про концлагеря обязательно нужно упомянуть один документальный — шедевр Клода Ланцмана «Шоа». «Побег из Собибора» — фильм 1987 года, основанный на реальных событиях, снятый режиссёром Джеком Голдом. Они знали, что их ждет в лагере неминуемая смерть, поняли, что терять им нечего, организовали бунт, восстание и совершили побег из ада. «Побег из Гулага»немецкий офицер осужден на 25 лет. National Geographic Гитлеровские лагеря смерти. «Побег из Собибора» — кинофильм,Сюжет В основу сюжета положена реальная история единственного удачного восстания в нацистском лагере смерти Собибор 14 октября 1943 года,Это экранизация документальной книги Ричарда Рашке с использованием.
Документальный фильм «Собибор. Побег из лагеря смерти» (2023): к 80-летию восстания
Кадр из фильма «Собибор» Согласно рекламе именно восстание в Собиборе стало «апогеем еврейского сопротивления фашизму» и именно после него Гиммлер якобы приказал ликвидировать лагеря смерти. Тогда же Собибор было решено превратить в концлагерь с мастерскими по ремонту трофейного оружия. Поэтому и прибыли из Минска специалисты военнопленные для строительства нового лагеря». К важным ошибкам «Собибора», по мнению Шнеера, можно отнести и то, что среди героев фильма нет товарищей Печерского, которые участвовали в восстании и были основой его боевой группы. Без них побег был бы невозможен. Еще одна ошибка, вернее, умышленная недосказанность картины Константина Хабенского, состоит в том, что в ней охраняли евреев только немцы. А в реальности кроме 20-30 немецких эсэсовцев, руководивших процессом уничтожения, непосредственное участие в издевательствах над узниками принимали около сотни служивших в лагере вахманов СС.
Все они - выпускники учебного лагеря СС в Травниках близ Люблина, в основном украинцы по происхождению. Очевидно, из-за напряженных отношений России с Украиной создатели фильма решили этого не показывать и не подливать масла в огонь. Но правдивость картины при этом серьезно пострадала. Кстати, последнему факту Арон Шнеер посвятил целую книгу. Она называется «Профессия — смерть» и будет опубликована одним из московских издательств в ближайшие месяцы. Кадр из фильма «Собибор» 2018 Другие ошибки в фильме В начале картины в Собибор прибывает поезд с будущими жертвами лагеря.
Он привез голландских евреев, которые выглядят так, как будто собрались на дачу. Встречают их к тому же с оркестром, чего на самом деле не было. Между евреем Печерским из Советского Союза и евреями из Польши создатели фильма поначалу возвели некую стену, которую ему надо было преодолеть, чтобы доказать, что он ничем от них не отличается. Вызывает вопросы и странный эпизод с яблочком. Печерский по требованию Карла Френцеля, коменданта 1 сектора лагеря, должен расколоть огромный пень, и если бы он не справился, то комендант приказал бы расстрелять каждого десятого из присутствующих там узников. Александр задачу выполнил, и Френцель в награду протягивает ему яблоко.
На самом деле в своих воспоминаниях Печерский упоминал, что Френцель предложил ему пачку сигарет. Очень странным показался многим тот момент, когда накануне восстания Печерский добровольно решил заменить узника, которого заставили вместо лошади впрячься в телегу и катать по двору пирующих немцев.
Напротив, персонаж Хабенского долгое время ведет себя пассивно, и его приходится уговаривать, чтобы он применил свой военный опыт ради общего блага. Самое существенное отступление «Собибора» от фактов состоит в том, что фильм не затрагивает тему украинских коллаборационистов. В реальном лагере распоряжались немцы, а на вышках стояли украинцы, которые зверствовали не меньше, чем германцы. Впрочем, с «хлопцами» можно было договориться, и восстание состоялось, потому что некоторых украинцев удалось подкупить или разговорить. Кроме того, украинская охрана после гибели немецких офицеров была сильнее дезорганизована, чем это, вероятно, случилось бы с германской охраной. Если бы все пулеметы на вышках тогда открыли огонь, мало кто смог бы спастись. Понятно, что отношения с Украиной и украинцами у нас непростые, и масла в огонь подливать не хочется.
Но как учиться на примерах из истории, если умалчивать о столь важных, ключевых деталях? Кроме того, сейчас самое время напоминать у нас и в Европе а фильм отчасти рассчитан на западного зрителя , чем в 1940-е годы занимались «борцы за свободную Украину», которых наши соседи сейчас возводят на пьедестал и всячески обеляют. Достоинства и недостатки «Собибора» становятся особенно очевидны, когда сравниваешь картину с британской постановкой 1987 года « Побег из Собибора ». У ленты Джека Голда более крепкий сценарий с напряженным действием, а Рутгер Хауэр — куда более убедительный и близкий к реальности Печерский, чем Хабенский да, реальный герой был рослым блондином. С другой стороны, российская картина намного сильнее визуально и эмоционально. Она передает атмосферу и ужас лагеря смерти, в то время как Собибор у Голда показан в том приглаженном тоне, в каком изображают немецкие лагеря для западных военнопленных: «Ничего хорошего, но терпимо». Жаль, что нельзя смешать две ленты и получить идеальное полотно о событиях, которые нельзя забывать. Конечно, можно посмотреть их вместе, но это тяжелое испытание для психики.
За время существования Собибора - с мая 1942 по ноябрь 1943 года - нацисты уничтожили здесь около 250 тысяч человек.
И уже через три недели в "Собиборе" произошло единственное за всю историю Второй мировой успешное восстание в нацистском лагере смерти. Несколько сотен заключенных перебили охрану и вырвались на свободу. Кому из бежавших узников удалось пережить войну?
Побег из лагеря смерти», сообщили в пресс-службе музея.
Двухсерийную ленту подготовил Фонд Александра Печерского. Выход картины приурочен к 80-й годовщине восстания в Собиборе.
Побег из нацистского лагеря смерти
«Побег из Гулага»немецкий офицер осужден на 25 лет. National Geographic Гитлеровские лагеря смерти. Сборник фильмов, основанных на реальных событиях. самый хитроумный побег из сталинских лагерей WR makeshift. Восстания в лагерях смерти в принципе были не частыми, а тут удалось бежать трём с лишним сотням узников. один из шести лагерей смерти нацисткой Германии, созданный специально для уничтожения людей.
Собибор. Побег из лагеря смерти 1 серия
Сохранились письма, документы, ордена и медали узников, которые смогли восстать против надзирателей лагеря Собибор и сбежать из него. Побег из лагеря смерти» состоялась в Музее Победы -пишет Собибор. Он появился в рамках операции "Рейнхард", целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. Военный, драма. Режиссер: Константин Хабенский. В ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль и др. Пленный солдат устраивает восстание в лагере смерти. Главную роль в интернациональной ленте о восстании в лагере смерти сыграл сам Хабенский.
Собибор. Побег из лагеря смерти 2 серия в 18:00 на канале Звезда
Под каким названием "Побег из нацистского лагеря смерти" (2014) был официально выпущен в Канаде на английском языке? [Главная] › [Великая отечественная война] › Побег советских офицеров из лагеря смерти. Сборник фильмов, основанных на реальных событиях. Побег из лагеря смерти» состоялась в Музее Победы |. Как заключенные «лагеря смерти» Собибор спланировали побег, единственный в истории нацистских концлагерей. Побег из лагеря смерти» состоялась в Музее Победы -пишет
Собибор. Побег из лагеря смерти. Восстание
Печерского, режиссер фильма: «Несмотря на то, что в течение долгих десятилетий этот подвиг и эта история находились на периферии общественного сознания и у нас в стране, и за ее пределами, мы рады тому, что постепенно она начинает занимать место, которого она заслуживает». Для них это сегодня большой мастер-класс». В фильме использовали вновь обнаруженные документы о нацистском лагере смерти Собибор из российских, белорусских и зарубежных архивов, а также из частных собраний и коллекций фонда А. Большую часть этих материалов специально рассекретили для этого проекта. В центре внимания ленты личность самого Александра.
Плеер автоматически запустится при технической возможности , если находится в поле видимости на странице Адаптивный размер Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. В годы Второй мировой войны плен стал жесточайшим физическим и психологическим испытанием для миллионов советских людей. Те, кто попал в плен, в концлагеря, испытали на себе не только те лишения, которые пришлись на долю всех советских людей во время войны: голод, холод, потеря родных и близких. Они испытали унижение, оскорбление своего человеческого достоинства и… осуждение в своей родной стране после возвращения из плена.
Третьим этапом плана считалось бегство в леса и присоединение к партизанам. Оборвав телефонную линию, восставшие выгадали себе некоторое время. Новость о бунте не сразу пришла в соседние Люблин и Хелем. По тревоге ночью все события в самом лагере произошли до заката в погоню были брошены несколько подразделений, в том числе кавалерийская рота. Всего около 600 человек. С рассветом к поиску подключились самолёты-разведчики. Беглецы разделились на несколько отрядов. В группе Печерского было около 75 человек. Их общий арсенал состоял из четырёх пистолетов и одной винтовки. Преследуемые намеревались переправиться через Буг и присоединиться к партизанам. Однако реку тщательно патрулировали нацисты. Тогда группа разделилась на несколько звеньев. Печерский с несколькими военнопленными всё-таки оказался на противоположном берегу. После недели скитаний они в районе Бреста присоединились к советским партизанам. Те восставшие, что ушли на северо-запад, позже в основном погибли. Фельдгендлера убили в 1945 году. К концу войны из восставших в Собиборе в живых остались только 53 человека. Сам лагерь немцы уничтожили.
Лагерь смерти Собибор был создан на юго-востоке Польши в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. Большинство из прибывших в лагерь людей, включая стариков, детей и женщин, незамедлительно умерщвлялись в газовых камерах. За время существования Собибора — с мая 1942-го по ноябрь 1943 года — нацистами было уничтожено около 250 тысяч человек. И уже через три недели в Собиборе произошло событие, которого руководство и охрана лагеря не ожидали. За столь короткий срок советский лейтенант Александр Печерский сумел сплотить вокруг себя единомышленников и организовать один из самых массовых побегов из концлагерей за всю историю Второй мировой войны.
Премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» прошла в Музее Победы
[Главная] › [Великая отечественная война] › Побег советских офицеров из лагеря смерти. Смотреть/Читать. Побег из лагеря смерти» состоится 12 октября в ростовском ВГИКе.