Пасха — это праздник победы над смертью. Слово Пасха происходит от еврейского песах, что означает перешагнуть или перейти, пройти мимо. Традиционно на стол в этот праздник ставят крашеные яйца, пасхальные куличи и пасху (творожное блюдо с изюмом). Но откуда появилась традиция красить яйца, что символизирует кулич, и почему цвет Пасхи – красный? Откуда взялось слово «пасха»? Что этот праздник вообще означает? В преддверии Пасхи Христовой мы собрали восемь самых распространенных вопросов об этом празднике, которыми сегодня задаются люди. Праздник Пасхи является одним из самых любимых у большинства народов мира.
Пасха. История и традиции главного праздника христиан
Пасха — это реальное историческое событие, произошедшее в Египте в XIII веке до Р. Х., когда, согласно Преданию, Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью жертвенного ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев. Светлое Христово Воскресение, или Пасха, празднуется через 48 дней Великого поста, в 2023 году этот день придется на 16 апреля. рассказываем в этом материале. Религия - 26 апреля 2024 - Новости Екатеринбурга - Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным. В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами.
Ведические корни праздника Пасхи. Откуда пошли основные традиции?
Когда Пасха в 2024 году. Пасха всегда выпадает на воскресенье, а вот точной даты нет, так как она рассчитывается по лунному календарю. великий (главный) праздник христианской церкви, посвященный воскрешению Иисуса Христа. это праздник в честь Воскрешения Иисуса и схождения его с креста. Пасха появилась, как праздник, ещё во времена сложных взаимоотношений еврейского народа с египетскими фараонами.
История праздника Пасхи
- Славянские корни — праздник Плодородия
- История православной Пасхи - ТАСС
- История Пасхи
- Пасха: история и традиции праздника, пасхальные символы и блюда — Бэби.ру
- Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника
Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
Многие в детстве задавали вопрос: «Мама, а почему мы едим куличи на Пасху или бьёмся яйцами? Обычно нам отвечали: «Так надо» — и с этим осознанием мы жили дальше. Почему пекут куличи на Пасху? Немного истории История происхождения пасхального кулича насчитывает около 4 тысячелетий. Но первое упоминание встречается в 12 веке.
Тогда священники готовили его в церкви, блюдо называли «артос», но оно лишь внешне напоминало современный кулич. Со временем пасхальную выпечку разрешили готовить дома и приносить в храм. Там её делили между священнослужителями, малоимущими и соседями. Тогда же её стали святить, а пасхальный хлеб стал называться «куличом».
История возникновения пасхального кулича в современном виде началась в 18 веке. К готовке подходили серьезно — тесто замешивали до восхода солнца ещё в Чистый четверг. Во время выпечки запрещалось громко говорить и создавать сквозняк — дрожжевое тесто очень чувствительно к перепадам температуры и шуму. А яйца зачем красить?
История пасхальных яиц и куличей тоже интересна. Яйца красили ещё издавна — с 3500 года до нашей эры. Такая традиция существовала у древних греков, египтян, иудеев и многих других народов, от Западной Европы до Восточного Китая. Крашеные яйца считали символом плодородия, богатства и божественного благословения.
Их расписывали самыми разными красками — у каждого цвета было своё значение. Жёлтый — солнце и тепло, голубой — небесная благодать, зелёный — обновление природы. С наступлением новой эры яйца стали красить в красный цвет — божественный, царственный, цвет крови Христа. В 16 веке говорили, что свернувшийся при варке желток — символ исчезновения греха.
Но не все так просто. Под полнолунием и равноденствием в данном случае подразумеваются не астрономические явления, а даты, которые необходимо рассчитывать. Для определения дня Пасхи используются так называемые пасхалии — специальные методики расчета. Католики используют григорианскую, а православные придерживаются александрийской. Как и следовало ожидать, в первом случае используется григорианский календарь, во втором — юлианский в современной России его еще называют «старый стиль». Если не углубляться в детали, то достаточно сказать, что в настоящее время юлианский календарь «отстает» от григорианского на 13 дней. В связи с этим возникают расхождения. Из-за особенностей алгоритмов о них — ниже , по которым рассчитывается точный день праздника, разница между датами католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо четыре, либо пять недель, либо они совпадают. Следующее совпадение будет в 2025 году.
Какие способы вычислений используются?
С четверга начинался особенно строгий пост, но в то же время женщины занимались приготовлением пасхальной еды, а мужчины — сооружением качелей, на которых было принято качаться на Великдень и в Светлую неделю. Николай Пимоненко «Выход из церкви в Страстной Четверг» между 1904 и 1917 , почтовая карточка. Фото: Expositions. Как следует из названия, он был посвящёнвсевозможным очищающим действиям. В первую очередь, это были мытье, подметание домашних помещений, беление стен, чистка утвари и поход в баню. В чистый четверг мыли, скоблили и парили молочную посуду и хлебную дежу — кадку, где заквашивали тесто. Наряду с этим принято было совершать магические действия для изгнания зла, болезней, вредителей, сорняков и защиты «своего» пространства и его обитателей.
Для этого можно было, например, пустить по реке свою старую одежду или окурить дом маленьким костром из веток можжевельника, разведенным на печной заслонке, и заставить всех домашних перешагнуть через этот огонь. Также можно было, обнажившись, обмести свой двор и все постройки по направлению к выходу, а мусор сжечь, бросить в проточную воду, кинуть на ветер или высыпать в чужой огород. Для магической защиты все двери закрещивали принесенной из церкви свечой, обливали углы дома и мазали их дёгтем, объезжали дом на помеле или на кочерге. В Чистый четверг люди старались магически обеспечить себе благополучие в течение будущего года: трясли сохой, чтобы был хороший урожай, звенели деньгами, пересчитывать все ценные вещи в доме. В этот день старались пораньше встать, чтобы всё успеть, есть и пить в течение всего дня, чтобы не голодать, и ничего не отдавать из дома, чтобы не терпеть убытка. Если кому-то хотелось научиться новому делу или в чем-то преуспеть, этому человеку в Чистый четверг советовали жестами изображать нужный вид работы. Вопреки христианским понятиям, в Чистый четверг правили заговоры — перечитывали, чтобы обновить их силу. В этот же день изготавливали вещи, обладающие магическими свойствами — например, выставляли соль, мыло, золу, воду или яйца под звезды или на зорю, то есть оставляли их на ночь на улице или на окне, благодаря чему они приобретали целительную силу.
В Чистый четверг также пряли четверговую нить это делали на пороге дома, закручивая её в противоположную обычной сторону , и пережигали в печи четверговую соль — то и другое применяли для лечения людей и скота. Согласно народным представлениям, именно в Чистый четверг души умерших возвращаются на землю, поэтому в Средневековье на Руси в этот день даже топили баню для покойников и оставляли им там на ночь еду — о чём с возмущением писали представители православной церкви. Также считалось, что в Чистый четверг можно увидеть домового — для этого надо подняться на чердак с церковной свечой и яйцом. Страстная пятница Пятница на страстной неделе — это день смерти Христа, поэтому в течение всего года пятница считается постным и скорбным днём. В страстную пятницу, в годовщину распятия, ограничения усиливались многократно. В этот день было желательно вообще ничего не есть и даже не пить. Правила поведения в страстную пятницу повторяют ограничения, связанные с трауром — вплоть до завешивания в доме зеркал. В этот день набожные люди не умывались, не причесывались и облачались в чёрное.
Всем, в том числе и детям, запрещалось шуметь, смеяться, играть, а разговаривать можно было только вполголоса. В страстную пятницу нельзя было работать ни по дому, ни в поле — люди верили, что в этом случае нарушителя будут преследовать несчастья, на его поле ничего не вырастет, у него падет домашний скот. В том числе, в страстную пятницу не красили яйца и не пекли куличи — это делали в четверг или в субботу. Страстная суббота Сергей Милорадович «Приготовление к Пасхе» 1910. Фото: Magazineart. Обычай красить яйца к Пасхе характерен для всех народов Европы. Его объясняют различно: например, тем, что выход птенца из скорлупы напоминает освобождение воскресшего Иисуса из каменной пещеры.
Но, с другой стороны, Его смерть на кресте искупила всё человечество от греха и смерти. Тьма Его смерти принесла нам сегодня свет искупления. Вы когда-нибудь пытались понять чувства людей, которые верно следовали за Иисусом?
Они были свидетелями Его ареста в Гефсиманском саду. Они в ужасе наблюдали, как Ему наносят удары плетью-девятихвосткой. Они видели терновый венец, возложенный Ему на голову, и багряницу, накинутую на Его истекающую кровью спину. Они слышали, как римские солдаты насмехаются над Ним, называя Его Царём. Ученики и последователи Иисуса с невыразимой болью наблюдали, как Он несёт крест, поднимаясь к холму Голгофы. Они смотрели, как Он добровольно ложится на крест, не произнося ни слова. Их сердца сжимались от боли, когда длинные гвозди вонзались в Его руки и ноги. Иисус висел там, между небом и землей. Его лицо было настолько изуродовано, что Его невозможно было узнать. Но с помощью этого креста из двух досок и трех гвоздей Бог построил мост, по которому человечество смогло перейти от греховного упадка и разложения к жизни в славе во Христе Иисусе.
Иисус жив и снова грядёт. Его возвращение стремительно приближается.
Христианская Пасха и языческий Велик-день.
Как об этом замечательно свидетельствует апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков… Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» 1 Кор. История формирования праздника Воскресения Христова В первые века христианства различали Пасху крестную и Пасху воскресную. О чем свидетельствуют святые отцы и учители Церкви второго-третьего веков по Р.
Первая Пасха была посвящена воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя. Поэтому отличалась самым строгим постом и совпадала с иудейской пасхой. Поскольку Господь именно во время нее принял смерть на Кресте. И тогда христиане подвизались в подвигах самого строго поста вплоть до Пасхи воскресения. Ныне такого деления не существует. Однако воспоминания крестных страданий Спасителя совершается на Страстной седмице, особенно в длительные, но необыкновенно трогательный для сердца каждого православного богослужения Великого Четверга, Пятка и Субботы. И заканчиваются скорбной пасхальной полунощницей, совершаемой перед плащаницей символизирующей положение Христа во гроб , которую, по окончании этого богослужения, заносят в алтарь. Эта служба совершается перед, собственно, Пасхальным богослужением, за несколько минут до него. Дата Пасхи: как она устанавливается Следует также заметить, что в первые века христианства разные христианские общины праздновали Пасху в разное время: одни вместе с иудеями, другие — в первое воскресенье после иудейской пасхи. На этой почве во втором веке по Р.
Поскольку некоторые конкретно, папа римский Виктор придавали этому разделение слишком большое, догматическое значение, считая несогласных с традицией тогдашней Римской Церкви чуть ли не еретиками. В связи с чем святитель Ириней Лионский написал папе Виктору примирительное послание, в коем указал, что это разделение не имеет не догматическое, но обрядовое значение. Окончательно этот вопрос был решен в 325 году на Первом Вселенском Соборе, на коем епископы всех Поместных Церквей постановили праздновать Пасху в один день. А именно: «В первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов, согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями». Почему каждый год Пасха празднуется в разные дни Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние. Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года.
Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Самая ранняя и самая поздняя Пасха Поэтому и празднуется Пасха каждый год в разные дни в зависимости от сочетания солнечного и лунного календаря в соответствии с великим индиктионом. Самая ранняя Пасха по нему бывает по новому стилю 4 апреля, а самая поздняя — 8 мая. Подготовка к Пасхе — Великий пост Великий пост продолжается ровно сорок дней — с понедельника первой седмицы поста по пяток включительно шестой седмицы. И по своей аскетической сущности подготавливает православных к Светлой Пасхе. Используя при этом те благодатные особенности закона Христова, кои позволяют обойти фундаментальный этический закон, связывающий земные наслаждения со страданиями.
Этот закон был дан еще прародителям после их грехопадения, в их лице он перешел на все человечество, но обнаружен и философски сформулирован был лишь за несколько сот лет до Рождества Христова древнегреческими философами. И состоит он в том, что любое земное наслаждение необходимо связано со страданием. Так, к примеру, чтобы испытать наслаждение от вкушения пищи, человек должен быть голоден. Но если первое есть наслаждение, то голод — это, очевидно, страдание; и одно невозможно без другого! А чтобы испытать наслаждение от пития, сначала надобно испытать жажду. Как и Господь сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» Ин. Но Спаситель дал и то, что было неизвестно философам. Они, правда, также пытались повернуть этот закон вспять и получать наслаждения чрез предварительное терпение страданий. Но эти философские системы не прижились и выродились в самый откроенный гедонизм, как, например, учение Эпикура. И неудивительно, поскольку страдать, чтобы потом получать удовольствие — нелепо и глупо.
Как в том анекдоте, в коем некто пытается наслаждаться, лупя молотком по своим пальцам или другому месту. Вопрос: а когда же он получает удовольствие?! А когда престанет бить, — что и смешно, и глупо. Великим же постом в православии используется принцип вражды между плотью и духом. Как говорят святые отцы, если плоть процветает — то дух увядает, и наоборот, некоторое добровольное злострадание плоти приводит к расцвету духовной жизни. Что прекрасно чувствует каждый православный, когда проходит поприще Великого поста с его великолепными покаянными богослужениями, стихирами и песнопениями, начинающимися: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию».
Действительно, согласно церковному Уставу, артос — это «всецелая просфора с крестом, на ней изображенным» [74. В реальной церковной практике в центре артоса обычно помещается изображение сцены Воскресения Христова, а по окружности — полный текст пасхального тропаря Христос воскресе...
Артос освящается сразу по окончании пасхальной Литургии в алтаре в современной приходской практике — на солее. В ней артос понимается как праздничное приношение «в честь и славу и в воспоминание славного воскресения» Сына, а также подчёркивается его связь с еврейским жертвенным пасхальным агнцем. Мы помним, что важнейшие иудейские пасхальные обряды имеют для христиан прообразовательное значение предварительное, указывающее на будущие : их смысл до конца раскрывается лишь в событиях евангельской истории. После освящения артос полагается на аналое, как правило — у Царских врат, рядом с образом Воскресения Христова, где пребывает в течение всей Светлой седмицы. Согласно приходской практике, во время каждодневного крестного хода артос обносится вокруг храма и возвращается на прежнее место. В монастырях артос после пасхальной Литургии торжественно переносится в трапезную при пении пасхального тропаря. После трапезы совершается «Чин возношения артоса», заменяющий собой «Чин о панагии». При этом келарь и братия обмениваются приветственным возгласом Христос воскресе!
Затем, после целования артоса, он вновь переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. Обряд повторяется во все дни Светлой седмицы. После Литургии Светлой субботы в храмах читается «молитва на раздробление артоса», в которой священник просит, «чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились». Затем артос «раздробляется» режется на мелкие части и раздается всем молящимся в храме вместо антидора. Это делается в знак нашей таинственной трапезы с Воскресшим Господом и в память о радостном общении и праздничных братских трапезах древних христиан, сердца которых не были такими чёрствыми и эгоистичными, как наши. Артос также символически напоминает пять хлебов, которыми Христос чудесно накормил множество следовавшего за Ним народа Мф. В монастырях артос раздробляется и съедается уже в трапезной, непосредственно перед обедом. Историческое происхождение артоса связывается с обычаем апостолов.
Они привыкли вкушать трапезу вместе с Учителем и отлагали для Него часть хлеба и по Вознесении, переживая Его невидимое с ними соприсутствие и надеясь на внезапное явление. Таким образом, артос напоминает нам о таинственном пребывании с нами воскресшего Сына Божия, ставшего истинным «Хлебом жизни» Ин. Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич «домашний артос» [25] , долго украшающий наши праздничные столы. Мы вкушаем его вместе со Христом, просто, по нашей немощи, не можем Его видеть. Впрочем, это не страшно: «Блаженны не видевшие и поверившие! Это значит, что мы более счастливы, чем многие Его видевшие и сомневавшиеся! Обычай дарить яйца восходит ещё к дохристианским временам. Народы Азии преподносили их друг другу в знак уважения в день нового года, дня рождения и других важных случаях, желая при этом прибавления потомства а яйцо для этого — хороший знак!
Для нас же пасхальное яйцо — замечательный символ скрытой жизни, победоносно сокрушающей мертвенную скорлупу гроба. Нужно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбуждён теплотой материнской крови, — то есть нужно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбуждён Животворящей силой Крови Христовой! Обмениваясь яйцами при пасхальном приветствии, мы зримо напоминаем друг другу о главном догмате нашей веры — Воскресении Богочеловека Иисуса Христа. Красный цвет указывает на животворную кровь Агнца Божия, заменившего собой кровь первых пасхальных агнцев в ночь исхода из Египта, и вообще все ежегодные жертвы ветхозаветных агнцев в давно сожжённом Иерусалимском храме [26]. Пасха — праздник сорокадневный Приветственные и кулинарные пасхальные обряды заканчиваются для многих на третий день или с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление Христос воскресе! Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величайшего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней — в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа.
Здесь — ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более девяти дней [27] «Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств. Лишь в среду шестой недели седмицы по Пасхе, накануне праздника Вознесения, совершается отдание этого величайшего христианского торжества. Умолкают и ставшие уже привычными за сорок дней приветственные возгласы Христос воскресе! Во время пасхальной Литургии, когда в последний раз звучат радостные пасхальные песнопения, выходит из храма торжественный и прощальный! Просветимся, люди! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и c земли на небо Христос Бог привёл нас, поющих победную песнь.
Тропари [29] 1. Очистим чувства и узрим Христа, сияющего неприступным светом Воскресения, и, воспевая песнь победную, явственно услышим от Него: «Радуйтесь! Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос — Веселие вечное Пс. Песнь 3 Ирмос: Придите, будем пить питие новое, не из камня бесплодного [30] чудесно изводимое, но источник бессмертия, произведённый из гроба Христом, на Котором мы утверждаемся. Тропари 1. Ныне всё наполнилось светом: небо и земля и преисподняя [31] ; да празднует же всё Божие творение восстание Христа, на Котором оно утверждается Еф4:10. Вчера я был погребен с Тобою, а сегодня восстаю с Тобою Воскресшим. Песнь 4 Ирмос: Пророк Божий Аввакум да станет с нами на Божественной страже [32] и покажет светоносного Ангела, громко восклицающего: «Сегодня спасение миру, ибо воскрес Христос, как Всемогущий» Авв2:1 ; Ис.
Как человек, Христос явился в мир мужчиной, первенцем Своей Матери-Девы; как истинный Бог — Он назван совершенным, непричастным нечистоте греха; как непорочный Агнец, предлагаемый в пищу, — Он стал нашей Пасхой Исх. Благословляемый нами венец — Христос, как однолетний Агнец, добровольно подвергся закланию, за всех очистительной Пасхою, и вновь воссиял нам из гроба — прекрасное Солнце Правды Пс. Богоотец Давид в восторге скакал перед прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразований, да возвеселимся духовно, ибо воскрес Христос, как Всемогущий 2Цар. Песнь 5 Ирмос. Встанем рано утром утренюем утреннюю глубоку и вместо мира принесём песнь Владыке, и увидим Христа, — Солнце Правды, — всех жизнью просвещающего Лк. Связанные узами ада, видя безмерное милосердие Твоё, Христе, радостно устремились к свету с хвалами вечной Пасхе Ис. Пойдём со светильниками в руках навстречу Христу [34] , выходящему из гроба, как Жениху, и радостно вместе с празднующими чинами [ангелов] будем праздновать спасительную Божию Пасху Мф. Песнь 6 Ирмос: Ты сошёл, Христе, в преисподние места земли и сокрушил запоры вечные, содержавшие узников, и в третий день Ты, как Иона из кита Ион.
Ты, Христе, не повредивший при рождении Твоём печать девства Матери , восстал из гроба, сохранив целыми его печати, и открыл нам райские двери Мф. Мой Спаситель, живая и, как Бог, незаколаемая жертва! Жёнам-мироносицам Ты возвестил «радуйтесь! Икос Некогда девы-мироносицы ещё до наступления утра искали, как дневного света, Солнце, существовавшее прежде солнца и зашедшее в могилу. Они говорили одна другой: «Подруги, пойдёмте! Помажем благовониями Тело, источающее жизнь и погребённое, — лежащую во гробе плоть Того, Кто поднимает павшего Адама. Идём, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесём в дар миро Обвитому не пеленами, а погребальным полотном, и, плача, воскликнем: "О, Владыка, подающий воскресение падшим! Кроме Тебя иного не знаем и имя Твоё призываем.
Придите, все верные, поклонимся Святому Христову воскресению, ибо через Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть. Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость. Песнь 7 Ирмос: Избавивший некогда отроков из печи Дан. Это — Единый Бог отцов, благословенный и препрославленный Мк. Умудрённые Богом женщины вслед Тебе спешили с благовонным миром. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной, жизни и в восторге воспеваем Виновника [37] происшедшего — Единого Бога отцов, благословенного и препрославленного Ос. Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного Дня Воскресения, в которую Вечный Свет во Плоти для всех воссиял из гроба Ин.
Песнь 8 Ирмос: Это — знаменитый и святой День, единственный, Царь и Господин всех суббот [39] , — праздник из праздников и торжество из торжеств! В этот День будем благословлять Христа во веки. Придите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки Мф. Оглянись вокруг себя, Сион, и посмотри: вот стеклись к тебе — как дивно сияющие звёзды — от запада, севера, юга и востока дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки Ис. В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все века Мф. Песнь 9 Диакон поёт запев: Прославляет душа моя воскресшего в третий день из гроба Христа, Подателя жизни. Торжествуй ныне и веселись, Сион. Тропарь: О, как божественно, любезно и пресладостно Твоё слово, Христе!
Ты неложно обещал с нами быть до кончины века Мф. Имея это обещание как опору надежды, мы, верные, радуемся. Запев: Мария Магдалина прибежала ко гробу и, увидев Христа, стала расспрашивать Его, приняв за садовника. Тропарь: О, Христос! Ты — наша Великая и Священнейшая Пасха! О, Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннейшего единения с Тобою в вечно светлый день Твоего Царства 1Кор. Запев: Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся!
Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив всех умерших». В качестве заключительного песнопения вновь повторяется ирмос «Светись, светись, Новый Иерусалим... Но, как бы то ни было, в храмах в день Праздника праздников читается начало книги Деяний Святых Апостолов, и уже в силу своего особого положения в ряду прочих апостольских чтений оно достойно внимательного прочтения и размышления.
Ужин заканчивали словами приветствия: «В будущем году — в Иерусалиме! В это время церковный устав предписывает верующим ограничить себя в еде, развлечениях и уделить особое внимание своей душе. Основной механизм поста — это сознательное и добровольное ограничение себя в удовольствиях и гастрономии ради освобождения своих духовных сил. Неделя перед Пасхой называется Страстной или Великой седмицей. В это время верующие вспоминают события, предшествующие воскресению Христа: как он проповедовал, как его схватили, судили, пытали и казнили и как он умер на Голгофе на кресте.
Как отмечают Пасху Главная пасхальная традиция для христиан — посещение праздничного богослужения, самого торжественного в году. В Пасху во всех православных храмах проходят ночные службы. Они начинаются незадолго до полуночи. По традиции участники крестного хода несут в руках свечи или лампады. На Пасху принято приветствовать друг друга словами «Христос воскресе! Эти слова считаются подтверждением веры и преданности Богу. Накануне праздника верующие освящают пасхальную трапезу — куличи, творожные пасхи, а также крашеные яйца. Кстати, традиция красить яйца связана с легендой о подвижничестве Марии Магдалины.
Считается, что она первая подарила пасхальное яйцо. После воскрешения Иисуса ученица Иисуса Христа пришла с проповедью к императору Тиберию и принесла в дар обычное яйцо — с пустыми руками приходить было не принято. Император ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. В эти семь дней отменяются пост по средам и пятницам и земные поклоны. В церквях ежедневно звонят во все колокола, а после богослужения совершают крестные ходы. Восемь дней празднования Воскресения Христова считаются как бы одним днём, принадлежащим вечности. Второе название недели после Пасхи — Звонильная неделя.
По церковным правилам семь дней после Воскресения Христова все желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола. Главные символы Пасхи Крашеное пасхальное яйцо — это символ новой жизни. Скорлупа яйца символизирует гроб Господень, внутри которого — новая жизнь, которую человечеству подарил Иисус Христос. Кулич — символ того хлеба, который вместе преломляли Иисус Христос и его ученики.
О средневековом Великом дне информации гораздо больше. На Пасху перешли обряды встречи весны в день весеннего равноденствия. Раньше, вероятно, считалось, что в этот день заканчивалась Великая Ночь чеш. Velikonoce, польск. Wielkanoc, словен. Velika no и наступал Великий День укр.
Великдень, белор. В мифологии и обрядности дня присутствуют сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны и начала лета... Считалось, что Красная неделя перед Пасхой Русалья была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, в один из дней, предшествующих Пасхе или непосредственно следующих за ней, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены.
Стрельба из ружей, качели и лапта: неизвестные традиции нижегородской Пасхи
рассказываем в этом материале. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении.
Зачем красят яйца на Пасху? И что означает слово «христосоваться»? Отвечает священник
Крашеные яйца считали символом плодородия, богатства и божественного благословения. Их расписывали самыми разными красками — у каждого цвета было своё значение. Жёлтый — солнце и тепло, голубой — небесная благодать, зелёный — обновление природы. С наступлением новой эры яйца стали красить в красный цвет — божественный, царственный, цвет крови Христа. В 16 веке говорили, что свернувшийся при варке желток — символ исчезновения греха. Тогда яйца стали не просто красить, а варить и подавать к столу. Спустя 2 века древние традиции возродились, и люди стали красить яйца в самые разные цвета — от салатового и голубого до багрового и тёмно-фиолетового. Это символизировало богатство — чем ярче и пестрее корзина с яйцами, тем больше впечатлений вы произвели на гостей.
У западных славянских народов — поляков, украинцев и белорусов, христианские обычаи слились с древними традициями, поэтому в росписи яиц они используют сложные узоры. Особенно известна петриковская роспись — такие яйца украшали изображениями цветов, животных и растений в красно-жёлто-золотистых тонах. А зачем бить яйца? В России на Пасху принято бить яйца друг о друга. Традиция появилась ещё у древних славян, заселявших Восточную Европу в начале нашей эры. Но в каждом регионе — своё объяснение. Одни считают, что треснувшая скорлупа — ломающийся речной лёд — чем больше яиц разобьётся, тем теплее и раньше будет весна.
Другие говорят, что крепкое яйцо — признак сильного характера. У кого оно останется целым, того ждёт удача весь год. В северных областях страны яйца катают по земле — у кого укатилось дальше, тот соберёт самый богатый урожай. В Польше и Западной Украине проводят конкурсы на самые красивые пасхальные яйца. А в Германии, Британии и США взрослые прячут пасхальные яйца дома и во дворе рано утром, а дети должны их найти. Почему на Пасху пекут куличи из творога?
Оно делается из творога с добавлением изюма, кураги, цукатов. Обычно пасха формируется в виде пирамиды и украшается буквами «ХВ».
Творожная пасха является прообразом Царства Небесного, а его форма — в виде горы — символизирует основание нового небесного Иерусалима. Что нельзя делать на Пасху В день Пасхи нельзя ругаться и обижаться на других, лучше отпустить старые обиды и простить человека. Также на Пасху принято делиться едой с нуждающимися и не проявлять жадность. Так как Пасха считается светлым и радостным событием, не стоит в этот период предаваться грусти. Еще нельзя убираться за исключением мелких бытовых дел и много работать, а также посещать кладбище, проводить панихиды и скорбеть об умерших. Анастасия Андрюхова Следите за нашим Telegram , чтобы не пропускать самое интересное Самое обсуждаемое.
Скорее всего, обычай красить яйца пришёл к нам из весенних праздников, связанных с сельским хозяйством. Как бы то ни было, сегодня яйца и куличи — узнаваемые пасхальные символы. Здесь важно не превращать праздник лишь в игру вокруг яиц, но суметь использовать их, чтобы выделить этот день как особенный. А если кто-то считает их бессмысленными или неуместными, тем стоит обойтись без них. Главное помнить, что мы призваны не суетиться или ссориться, а вместе поклоняться Тому, кто ради нас смертью победил смерть. Почему Пасха каждый год выпадает на разные числа? В древнем Израиле пользовались лунным календарём, поэтому дата иудейской Пасхи — 14-е число месяца авива позже он стал называться «нисан» — выпадает на разные числа нашего солнечного календаря. Христианская церковь отчасти заимствовала эту традицию, установив праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, не предшествующего дню весеннего равноденствия, но так, чтобы это не совпадало с иудейской Пасхой. Сегодня, правда, используется не астрономия, а давно составленные таблицы с датами пасхалии , которые, кстати, астрономическим данным уже не соответствуют. Почему в Европе и России Пасху празднуют в разное время? На западе в конце XVI века была принята другая пасхалия и другой, григорианский календарь. Русская Православная Церковь по-прежнему использует древнюю пасхалию и юлианский календарь. Из-за этого в некоторые годы даты могут совпасть, а в некоторые разница доходит до пяти недель. Любопытно, что первый спор о дате празднования Пасхи случился ещё во втором веке. Тогда малоазийские общины праздновали её 14-го нисана, а римские — в первое воскресение после 14-го нисана. Хотя Поликарп Смирнский и Аникита Римский не смогли договориться о едином порядке, у них хватило мудрости терпеливо отнестись к данному различию и сохранить христианское общение. Этому и нам стоит поучиться.
Они были свидетелями Его ареста в Гефсиманском саду. Они в ужасе наблюдали, как Ему наносят удары плетью-девятихвосткой. Они видели терновый венец, возложенный Ему на голову, и багряницу, накинутую на Его истекающую кровью спину. Они слышали, как римские солдаты насмехаются над Ним, называя Его Царём. Ученики и последователи Иисуса с невыразимой болью наблюдали, как Он несёт крест, поднимаясь к холму Голгофы. Они смотрели, как Он добровольно ложится на крест, не произнося ни слова. Их сердца сжимались от боли, когда длинные гвозди вонзались в Его руки и ноги. Иисус висел там, между небом и землей. Его лицо было настолько изуродовано, что Его невозможно было узнать. Но с помощью этого креста из двух досок и трех гвоздей Бог построил мост, по которому человечество смогло перейти от греховного упадка и разложения к жизни в славе во Христе Иисусе. Иисус жив и снова грядёт. Его возвращение стремительно приближается. И сейчас, более чем когда-либо, мы должны быть готовы к этому дню Приближаясь к концу Своей жизни, Иисус сказал: «…жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» Иоанна 19:28-29 Делая последний выдох, Иисус произнёс Свои последние слова: «Совершилось» Иоанна 19:30.
Стрельба из ружей, качели и лапта: неизвестные традиции нижегородской Пасхи
История православной Пасхи | Пасха – главный христианский праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа, который был распят на иудейский праздник песах в жертву их иудейского бога яхве. |
Пасха 2024. Какого числа, дата Пасхи | Правмир | Откуда пошло слово «Пасха»? Слово «Пасха» происходит от греческого pascha, где означает «избавление». |
Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника - | Культ богини Иштар, легенды о сотворении мира и первобога и традиция красить яйца: ищем языческие корни Пасхи и разбираемся, как это всё взаимосвязано. |
Всё сложно: как определяют дату Пасхи | Праздник Пасхи является одним из самых любимых у большинства народов мира. |
Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника | Когда Пасха в 2024 году. Пасха всегда выпадает на воскресенье, а вот точной даты нет, так как она рассчитывается по лунному календарю. |
Истинное значение и смысл Пасхи – празднование свободы
- Пасха иудейская (праздник опресноков)
- Пасха - история праздника
- Инструкции
- Происхождение праздника
Пасха в 2024 году
Зачем красят яйца на Пасху? И что означает слово «христосоваться»? Отвечает священник | Откуда появилась традиция красить яйца на Пасху. В наше время многие красят яйца на Пасху, и не задумываются зачем это делать. |
Что означает слово «Пасха»? | Аргументы и Факты | Заключение, или правда ли, что все умершие на Пасху идут в рай? Из сего вышесказанного следует, что настоящий православный христианин должен встретить Святую Пасху духовно, так, чтобы с ней совоскресла и его душа. |
Пасха. История и съедобные символы | Пасха – главный христианский праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа, который был распят на иудейский праздник песах в жертву их иудейского бога яхве. |
От Вербного до Пасхи: традиции, символы и смыслы последних дней Великого поста | Пасха – главный христианский праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа, который был распят на иудейский праздник песах в жертву их иудейского бога яхве. |
История и ведические корни праздника Пасхи
В наших широтах пальм нет, верба — это, пожалуй, самое раннее цветущее растение, поэтому его и стали использовать. Каждый день дальнейшего пребывания Иисуса в Иерусалиме и его окрестностях приближал час Его Распятия, поэтому все события этих дней очень значимы и памятны для православных людей. На богослужениях Страстной седмицы эти события вспоминаются и переживаются, — отмечает священник. Ветви вербы можно освятить в любом храме накануне праздника, в Лазареву субботу, 8 апреля. Или же окропить святой водой дома. А вот выкидывать их нельзя.
При каждой церкви есть специальная печка, в которой сжигаются старые иконки, крошки от просфор и такие святыньки, как освященная верба, — рассказал настоятель храма. Что же до народных традиций, то в этот день у православных принято слегка хлестать близких освященными веточками вербы. Считается, что это придает здоровья, сил и благополучия на весь год. Что касается рекомендаций и, напротив, запретов, то в Вербное воскресенье не стоит работать, а день этот посвятить молитве и встретить его в радости. Фото: 56orb.
В этот день, по давней народной традиции, христиане проводят дома генеральную уборку: издавна считалось, что вместе с комнатной пылью уходит из жизни все плохое. Но, священнослужители настаивают, что наведение порядка — вовсе не самое главное. Этот день называется Великим четвергом или, в народном варианте, Чистым четвергом.
Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен. Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему. Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху.
Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает. Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя. Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто.
Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего. Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям. В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце.
Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости. По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей.
В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи». Затем произносится Шегехеяну. Произнося благословение Шегехеяну на зажигание праздничных свечей, хозяйка дома должна мысленно распространить его на остальные заповеди, относящиеся к пасхальной ночи. Точно так же, хозяин дома распространяет это благословение на остальные заповеди, произнося его после Кидуша. Этот порядок — Седер — остается постоянным на протяжении всей еврейской истории, и запрещено вносить в него какие-либо изменения. Хотя наши прегрешения привели к разрушению Иерусалимского Храма, и теперь мы не приносим ни пасхальную жертву, ни Хагигу и не можем исполнять заповеди, связанные с этими жертвоприношениями, число заповедей, которые мы исполняем за праздничным столом, все еще велико. К ним добавляются многочисленные постановления мудрецов, установленные специально для нашего времени с тем, чтобы мы не забывали о заповедях, которые исполнялись во времена Храма. Поэтому несмотря на то, что реальное «наполнение» Седера сегодня несколько иное, нежели в древние времена, времена Храма, он и сегодня проводится в порядке, установленном когда-то нашими мудрецами. Это будет продолжаться до тех пор, пока — как мы надеемся, совсем скоро, еще в наши дни — не будет восстановлен Храм, и мы не начнем проводить Седер так же, как в древние времена.
Мы должны проявить достаточно мудрости и тщательно выполнять все эти постановления без исключения, поскольку в них нет ни одной маловажной детали» Маариль. Вот что сказано на эту тему в святой книге Зогар: Следущая заповедь — рассказ, прославляющий Исход из Египта, — непременно обязывает каждого из нас. Ведь сказано, что каждый, кто рассказывает об Исходе из Египта с радостью и весельем, приглашен праздновать и веселиться в присутствии Всевышнего в будущем мире. А это — величайшая из радостей, которой может удостоиться человек, — ликовать вместе со Всевышним. Он сам радуется, слушая этот рассказ. В этот час Он созывает свою свиту и говорит ей: «Идите и слушайте рассказ, прославляющий Мое величие, который рассказывают Мои сыновья, радующиеся дарованному Мною спасением! И собирается вся свита и отправляется в еврейские дома — слушать радостный рассказ, прославляющий дарованное Всевышним освобождение. Затем эта свита возвращается к Всевышнему и благодарит Его за все эти чудеса и подвиги, прославляет Его, ибо Ему принадлежит святой народ, живущий на земле и радующийся посланному Всевышним освобождению. Таким образом увеличивается мощь Небес и выходит, что Израиль преумножает силу Всевышнего.
Так возрастает мощь царя, когда люди прославляют его подвиги, благодарят его, трепещут перед ним и падают ниц перед его величием. По всем этим причинам необходимо прославлять Всевышнего, рассказывая об Исходе из Египта…» Поэтому каждый из нас должен постоянно рассказывать о величии Всевышнего и прославлять чудеса, постоянно совершаемые Им. Естественно было бы спросить: «Для чего выдумана эта заповедь — заповедь рассказа об Исходе? Ведь Всевышний знает все, что было, и все, что будет, — для чего же мы рассказываем Ему о том, что Он сделал и что прекрасно Ему известно? Услышав его, собирается вся свита Всевышнего. Она благодарит и прославляет Его, и Его величие возрастает и распространяется и вверх, и вниз. Да будет Он благословенен, Амен, Амен. В обычаях и законах, установленных мудрецами в отношении этой ночи, скрыты величайшие, возвышеннейшие тайны мироздания. Даже различия в обычаях, принятых разными общинами, являются священными и необходимо их сохранять.
Поэтому каждый из нас должен тщательно соблюдать обычаи своих отцов, даже когда мы не понимаем их скрытого смысла, а только прямой и непосредственный, — ведь мы обязаны подчиняться указаниям мудрецов и поступать так же, как поступали они, руководствоваться теми же устремлениями и придавать своим поступкам тот же смысл. Таким образом, исполняя заповеди, связанные с пасхальной ночью, мы удостаиваемся соприкоснуться с величайшей святостью. Ведь святость, достигаемая посредством духовного очищения и сердечной радости, выше той, которая достигается самым могучим разумом. Вот почему так умножили мудрецы прославления этой ночи, равно как и прославления Израиля, очищающегося и освящающегося исполнением заповедей за пасхальным столом. Они сказали: «Всевышний покидает свою свиту на Небесах и праведников в раю и отправляется на землю к еврейскому народу, радующемуся заповедям пасхальной ночи и прославляющему Его». Хотя мы и не посвящены в тайные разделы Торы, Всевышний наградит нас за твердую веру в возвышенный смысл всего, что связано с пасхальным Седером. Точно так же мы будем награждены за то, что усвоили хотя бы непосредственный смысл всех законов и обычаев Седера, все то, что открыто каждому из нас, — ведь изучение всего, что доступно нашему пониманию, является нашей прямой обязанностью. Обсуждая слово «Седер» — «порядок» — в применении к пасхальной ночи, Магараль из Праги писал, что оно призвано напоминать о том, что чудеса, совершенные Всевышним в Египте и прославляемые в эту ночь, являются источником и прообразом всех чудес, совершенных Всевышним во все времена, равно как и тех, которые Он совершит в будущем до самого конца времен, ибо все они совершаются в соответствии с изначальным планом и в установленном порядке. Нет ничего, что не было бы задумано Всевышним с самого начала, равно как нет чуда, которое не было бы совершено в задуманном Всевышним порядке.
Это относится и к истории еврейского народа — хотя и в ней нашлось место порабощению и изгнанию. Мудрецы дали еще одно объяснение слову «Седер» в применении к пасхальной ночи, с которой начинается первый праздничный день Песаха. Этот день устанавливает точку отсчета всем праздничным и иным примечательным дням еврейского года. Более того — дни праздника Песах связаны с остальными праздничными днями и как бы символизируют их. Об этом мы, если будет на то воля Всевышнего, еще расскажем. Это заповедь, обязывающая есть мацу, и рассказ об Исходе из Египта — заповедь чтения Агады. В Торе сказано: «В первый месяц, с четырнадцатого числа месяца, ешьте мацу» Шмот, 12,18 — это указание на заповедь о маце. И хотя в Торе подчеркнуто — «В этот день», — наша традиция, передаваемая мудрецами, утверждает, что Агада должна читаться ночью 15-го Нисана, во время Седера, когда на столе перед нами лежит маца а во времена Храма лежали еще и марор и пасхальная жертва. Ведь недаром Тора продолжает: «Ради этого» — «ради того, чтобы выполнялись эти заповеди», то есть непосредственно во время Седера.
Рассказывающий об Исходе указывает на них своему сыну и говорит: «Ради этого — ради того, чтобы я исполнял все эти заповеди — и поступил так со мною Г-сподь». Еврейская традиция утверждает, что заповедь Торы «И скажи сыну твоему» следует понимать расширительно. Тот, чьи дети сидят вместе с ним за праздничным столом, должен рассказать об Исходе из Египта прежде всего им. Однако тот, чьи дети не находятся рядом или тот, у кого вообще нет детей , должен рассказывать всем присутствующим. Более того, тот, кто проводит Седер в одиночестве, должен рассказывать об Исходе самому себе — так обязывает Тора. Маца и рассказ об Исходе — это две заповеди Торы, которые мы исполняем и в наше время. Остальные заповеди, предписанные Торой, — пасхальная жертва и сопутствующая ей жертва Хагига — в наше время исполнены быть не могут. Заповедь, обязывающая есть марор в наше время, установлена не Торой, а еврейскими мудрецами. Как мы уже говорили, Тора обязывает есть марор только вместе с пасхальной жертвой.
Мудрецы установили еще одну заповедь, относящуюся только к этой ночи, — заповедь, обязывающую выпить во время Седера четыре бокала вина. Таким образом, в пасхальную ночь мы исполняем четыре особые, специальные заповеди. Две из них установлены Торой маца и Агада , две — мудрецами четыре бокала и марор. К этому следует добавить заповедь о Кидуше и благословение Шегехеяну предшествующие прочим, однако они не введены специально для этой ночи. Кидуш над бокалом вина сопровождает все установленные Торой праздничные дни за исключением Йом Кипура, а Шегехеяну произносится в самых различных случаях, в частности, при исполнении праздничных заповедей. Необходимо отметить, что, по мнению многих авторитетов, заповедь, обязывающая устраивать Кидуш в праздничные дни, установлена Торой, — так же как заповедь о субботнем Кидуше. Для того, чтобы правильно выполнить эти пять заповедей Кидуш и четыре заповеди пасхальной ночи , для тою, чтобы восстановить в памяти временно отмененные заповеди о пасхальной жертве и Хагиге, а также по причинам, смысл которых следует хранить в тайне, наши мудрецы установили множество законов и обычаев, относящихся к этой ночи. Среди них в порядке исполнения отметим следующие: возлежание за пасхальным столом, карпас, его обмакивание в соленую воду и омыва-ние рук перед этим, разламывание мацы и припрятывание части ее до конца трапезы, постоянный и обязывающий весь еврейский народ текст Агады, рассказывающей об Исходе из Египта и завершающейся благословением «Освободителя Израиля», специальное благословение на мацу, обмакивание марора в харосет и специальное благословение на него а также обмакнванне крутого яйца в соленую воду , обычай завершать трапезу афикоманом, чтение Галлеля и других текстов, прославляющих Всевышнего и т. Исполняя все эти заповеди, постановления и обычаи, мы обязательно вспоминаем рабство, предшествовавшее освобождению, и избавление, дарованное нам Всевышним в Египте.
Таким образом, Седер и все этапы его проведения, по словам наших мудрецов, «начинается с осуждения и завершается прославлением». Это значит, что Агада начинается с рассказа о рабстве и его причинах, а завершается историей избавления. Ведь до освящения Седера Кидушем мы не можем есть и пить все то, что указывают заповеди. Тот, кто производит Кидуш, произносит три благословения: на «Плоды виноградной лозы», «Освящающему Израиль и времена» и Шегехеяну. Если пасхальная ночь выпадает на исход субботы, то добавляются еще два благословения, о которых речь ниже. Затем он выпивает бокал вина, при посредстве которого производился Кидуш — первый из четырех бокалов, предписанных заповедью. Второе правило: заповеди исполняются каждая в отдельности, а не «сериями». Поэтому все четыре бокала выпиваются в разное время, отдельно друг от друга. Поскольку эта заповедь особенно близка нам, так как четыре бокала символизируют четыре разных названия, данных Торой избавлению евреев от рабства, равно как и четыре различных понятия, скрывающиеся за этими названиями, все бокалы выпиваются в особый момент, украшающий исполнение заповеди.
Поэтому мудрецы выбрали для каждого из них наиболее красочный момент: после произнесения нескольких благословений, после прославления Всевышнего, в котором мы благодарим Его за дарованные Им милости, когда сердце радуется, и вино только увеличивает эту радость. Если мы, вслед за мудрецами, разделим Галлелъ на две части «египетскую», малую, и общую, большую , то сможем понять, когда именно выпиваются все четыре бокала. Первый бокал — после благословений, связанных с Кидушем, второй — после завершения чтения Агады и «египетской» части Галлеля, включающей благословение «Освободителю Израиля», третий — после Биркат гамазон, «Благословения после трапезы», четвертый — после завершения второй части Галлеля, включая «Благословение на восхваления». Третье правило: поскольку, согласно Торе, желательно, чтобы Агада рассказывалась в ответ на вопрос ребенка, чтение ее несколько откладывается. Вообще говоря, к чтению Агады, как и к исполнению любой другой заповеди Торы, следовало бы приступить как можно раньше, сразу же после Кидуша. Однако мы, для того, чтобы вызвать удивление у детей, сидящих за столом, и побудить их задавать вопросы, откладываем начало рассказа. Все новое и необычное, что дети видят в этот вечер, может пробудить их любопытство и вызвать недоуменные вопросы. В таком случае слова Агады будут восприняты ими с особой остротой и отпечатаются в их сердцах, что и составляет основу заповеди. Поэтому прежде, чем приступить к чтению Агады, мы едим карпас, обмакивая его в соленую воду, разламываем пополам мацу и поднимаем — для общего обозрения — пасхальное блюдо.
Четвертое правило: заповедь о маце предшествует заповеди о мароре. Так было даже во времена Храма, когда есть марор нас обязывала заповедь Торы, поскольку в ней сказано: «С мацой и марором вы будете есть ее пасхальную жертву ». Маца названа в Торе перед марором и оттого всегда предшествовала ей — тем более справедливо это в наше время, когда есть марор обязывает нас не заповедь Торы, а заповедь, установленная мудрецами. Пятое правило: пасхальная трапеза завершается афикоманом. Афикоман — половина разломанной мацы — выбран для завершения трапезы ввиду особого значения мацы в пасхальную ночь. Мы хотим, чтобы вкус мацы оставался во рту до утра, поэтому в самом конце трапезы, непосредственно перед Биркат гамазон, мы съедаем афикоман, после чего уже ничего не едим и ничего — кроме воды — не пьем. Однако это запрет не относится к третьему и четвертому бокалам вина, которые, следуя заповеди, мы выпиваем позже. Кидуш и связанные с ним благословения. Омовение рук перед тем, как есть карпас, обмакивание его в соленую воду и произнесение благословения, после которого его едят.
Затем разламывают пополам мацу для того, чтобы вызвать интерес у детей. Хотя основная причина действий, содержащихся в этом параграфе, связана, как будет видно далее, с марором, мы производим их сразу после Кидуша, чтобы они стали прелюдией к пасхальному рассказу. Омовение рук — нетилат ядаим — производится точно так же, как перед трапезой, однако соответствующее благословение не произносится. Затем мы приступаем к исполнению центральной заповеди пасхальной ночи — чтению Агады, включая «египетскую» часть Галлеля и благословение «Освободителю Израиля». Рассказ об Исходе из Египта предшествует даже исполнению установленной Торой заповеди о маце, потому что сама Тора обязывает нас привлечь к рассказу даже маленьких детей, в то время, как заповедь о маце к ним не относится. После этого наступает самый подходящий момент для того, чтобы торжественно выпить второй бокал вина, — сразу после завершения чтения Агады, «египетской» части Галлеля и благословения «Освободителю Израиля». Затем производится нетилат ядаим перед тем, как исполнить заповедь, обязывающую есть мацу, — на этот раз с благословением. Съедают мацат-мицва, прочитав перед этим два благословения — Гамоци как на все виды хлеба и «Обязавшему нас есть мацу». Затем — сразу после исполнения заповеди о маце — наступает очередь заповеди о мароре, являющейся неотъемлемой частью пасхальной ночи.
Перед тем, как есть марор, произносят благословение «Обязавшему нас есть марор», но не произносят благословение «Создавшему плоды земли» его мы произнесли перед тем, как есть карпас. Он говорил: «Существует заповедь есть их вместе». Затем съедают крутое яйцо, окунув его в соленую воду. Делать это предписывает не заповедь, а обычай, который исполняют многие но не все общины Израиля. Этим завершается первая часть Седера. Необходимо отметить, что в сефардских общинах принято есть яйцо во время чтения Агады, причем дважды. Существует обычай, исполняемый, прежде всего, первенцами, которые постились в канун Песаха, съедать яйцо сразу после Кидуша. Праздничная трапеза. Она завершается перед тем, как съедают афикоман.
Им завершают пасхальную трапезу. Биркат гамазон — как во все другие дни. Третий бокал, который выпивается после чтения Биркат гамазон. Затем читается вторая часть Галлеля и произносится «Благословение на восхваления». После этого наступает черед последнего, четвертого бокала вина, соответствующего словам Торы: «И Я взял вас Себе как Свой народ» — четвертому определению избавления. Выпивается четвертый бокал вина. Произносится обычное благословение, читаемое после того, как пьют вино. Затем читаются стихи, прославляющие Всевышнего, — пока все участники Седера не погружаются в сон. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» Ваикра, 23,15.
А в книге Дварим добавлено: «Семь недель отсчитай себе; от нанесения серпа на жатву начинай считать семь недель» Дварим, 16,5. Таким образом, заповедь обязывает нас отсчитать семь недель, начиная со дня принесения в жертву омера ячменя, то есть с 16-го Нисана, и до праздника Шавуот, который приходится на пятидесятый день от этого жертвоприношения. Считать мы начинаем со второй ночи праздника Песах. Счет продолжается семь недель, то есть 49 дней. Слова Торы «отсчитайте пятьдесят дней» наши мудрецы понимают как «до пятидесятого дня». Эта заповедь обязывает каждого из нас вести этот счет — ведь в Торе сказано: «Отсчитайте себе». Поэтому заповедь обязывает каждого еврея. Эта заповедь не отменяется и в сегодня, когда Иерусалимский Храм разрушен, и мы не можем принести омер ячменя в жертву Всевышнему. Существует, правда, мнение, утверждающее, что на наше время заповедь Торы не распространяется, и мы исполняем ее лишь как постановление мудрецов.
Счет должен совершаться в ночное время, ибо в Торе сказано: «Семь полных недель». Полная неделя обязательно должна состоять из семи полных дней, то есть счет должен начинаться ночью 16-го Нисана. А поскольку счет в первый день должен совершаться в начале ночи, то в это же время следует осуществлять его и в остальные дни. Тем не менее, мы начинаем ночь с вечерней молитвы, поскольку заповеди, обязывающие нас молиться, — заповеди о чтении Шма Исраэль и Шмоне-эсре, — мы исполняем чаще, чем заповедь о счете омера а общее правило обязывает нам отдавать предпочтение чаще исполняемым заповедям и исполнять их прежде других. Сразу после завершения молитвы Шмоне-эсре мы переходим к счету омера, Тот, кто не произвел этот счет в начале ночи, может сделать это в течение всей ночи, вплоть до самой зари — как только вспомнит о своем упущении. Тот, кто не сделал этого до зари, может произвести счет в течение всего дня, но уже без благословения. Как производится счет омера! Вначале произносится благословение: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, который… дал нам заповедь счета омера». Затем считающий говорит: «Сегодня столько-то дней счета омера» или просто: «Сегодня столько-то дней омера» — согласно принятому обычаю.
В первую ночь мы говорим: «Сегодня один день омера», во вторую: «Сегодня два дня омера», — и так далее — вплоть до седьмого дня. В седьмой день мы говорим: «Сегодня семь дней, то есть одна неделя омера». Согласно обычаю сефардских общин, принято говорить: «Сегодня семь дней омера, то есть одна неделя омера». Начиная с этой ночи считаются как дни, так и недели. В восьмой день мы говорим: «Сегодня восемь дней, то есть одна неделя и один день омера», а сефардские евреи: «Сегодня восемь дней омера, то есть одна неделя и один день».
Он стал считаться избранным народом Бога. После этого и стали евреи отмечать Пасху. Христианская пасха В христианской вере история праздника пасха приобретает новый смысл. Это возрождение, переход от смерти к жизни. Иисус Христов готовился отмечать Пасху, когда его взяли и привели на суд. Христа обвинили в заговоре и богохульстве, ему присудили смертную казнь. В пятницу на Кресте, на горе Голгофа Христа распяли Он умер в тот момент, когда пасхального ягненка закалывали, готовясь к Пасхе. Христа распяли на Кресте, как ягненка принесли в жертву за свободу израильтян. Смерть проходит мимо тех ворот, которые помазаны кровью ягненка, так пишется в Ветхом завете. В современное время, все, кто верит в Иисуса Христа обретут жизнь вечную.
Изменились отношения между людьми и Господом. Иисус заменил его вековечным союзом, заключенным Господом с человечеством. На Тайной Вечере, своей предсмертной Пасхе, Христос-Мессия совершает поступки и говорит фразы, изменяющие смысл торжества. Иисус занял место Спасителя для духовного освобождения человечества однажды и навсегда. В действие Иисус вводит Евхаристию — другую пасхальную трапезу. Ученикам-апостолам о своей смерти он сообщает как о новом жертвоприношении. Отличия и сходство ветхозаветной Пасхи от новозаветной можно выразить следующими утверждениями: 1. Еврейских младенцев спасла кровь агнца животного происхождения. Новых первенцев, христиан, искупила кровь Сына Божьева, пролитая на Кресте. Евреи чудесным образом освободились от рабства, перейдя Красное море. Теперь от власти дьявола, цепей греха людей освобождает крещение водой. Иудеи получили закон от Бога, заключив с ним союз Завет на 50-й день после ухода из Египта. Святой Дух сошел на 50-е сутки после прошедшей Пасхи, положив основу для Нового Завета. Иудеи страдали, странствуя по пустыне 40 лет, претерпевая различные беды, которые укрепили их в вере. Христиане живут среди испытаний, которые должны с достоинством переносить. Иудеям Бог послал манну, которую те ели во время горестных странствий по пустыне. Христиане вкушают Кровь, Тело Христовы, получаемые на Литургии. Евреи пришли в обещанную их отцам землю Израильскую. Верующие христиане обретают Царство Небесное, в котором обитает правда. Иудеи, глядя на водруженного змия из металла, спасались от укусов этих пресмыкающихся.
История и ведические корни праздника Пасхи
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Страны, где Пасхальный понедельник государственный выходной. В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. праздник пасха. Суть христианского праздника Пасхи уходит корнями в Ветхий Завет, в книгу Исход, которая описывает первую Пасху и исход евреев из египетского рабства. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление». Поэтому пасхальный крестный ход символизирует собою жён-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле и извещённых о Его Воскресении перед входом в гробовую пещеру. Под этим словом часто подразумевают праздничный кулич (где-то пасхальную выпечку называют еще «пасочки»), и реже – название самого торжества.
Всё, что нужно знать о Пасхе-2023: от традиций до рецептов
Религия - 26 апреля 2024 - Новости Челябинска - Пользователь vipsnaiper сослался на вашу запись в своей записи «Странные факты о Пасхе или откуда взялись христианские праздники» в контексте. Религия - 26 апреля 2024 - Новости Челябинска - В восточно-православных ветвях христианства Пасхальное воскресенье служит началом сезона Пасхи, который заканчивается через 40 дней праздником, известным как Праздник Вознесения.
Пасха — это главный праздник христиан
Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других — уже в воскресенье. Отдельная традиция — украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца. Крашеные яйца Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором.
Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца — под мертвой оболочкой находится жизнь. После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе». Церковное богослужение — Пасхальная Литургия Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь.
Этим, собственно, пасхальная трапеза заканчивалась, и участники ее мыли руки. Глава семьи разламывал афикоман и раздавал каждому по кусочку. Наливалась третья, "общая" чаша. Все вставали и произносили зиммун молитва троих, то есть такая, в которой должно было участвовать не менее троих мужчин и которую при этом условии произносили в конце всякой трапезы. Следовало второе благодарение, которое читал старший: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой завет, запечатленный на теле нашем обрезание , за Твою тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благоволение, которые даровал нам, за пищу, которой Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час.
За все это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя да благословится имя Твое устами всего живого постоянно, во веки веков! Благословен Ты, Господи Боже наш, за землю и за пищу». Затем следовало третье благодарение: «Умилосердись, Господи Боже наш, над Израилем, народом Твоим, над Иерусалимом, городом Твоим; над Сионом, жилищем славы Твоей, над царством дома Давида, помазанника Твоего, и над храмом великим и священным, над которым наречено имя Твое. Боже наш, Отче наш! Паси нас, питай нас, заботься о нас и облегчи нас, Господи Боже наш, в скорости от всех бедствий наших. Не доведи нас до людской милостыни или людского одолжения, но дай нам прибегнуть к Твоей полной, отверстой, святой и щедрой руке, да не постыдимся и не посрамимся вовеки.
Устрой Иерусалим, град священный, в скорости в дни наши. Благословен Ты, Господи Боже наш, устрояющий Иерусалим». Моление о восстановлении Иерусалима, по-видимому , было дополнено после разрушения Иерусалима императором Титом 70 год или же императором Адрианом 135 год. Но без этого добавления зиммун с тремя благодарениями, быть может, в несколько ином текстуальном изложении существовал и во время Иисуса Христа. Косвенным доказательством этому может служить то, что Талмуд упоминает в числе раввинов, дававших указания относительно чтений этих благодарений, современника Иисуса Христа и учителя апостола Павла Гамалиила Деян.
Что не мешало им жить, радоваться и любить. Образ яйца считался священным у египтян, персов и римлян. Интересно, что римляне перед началом любой праздничной трапезы съедали печеное яйцо. Считалось, что это добрый символ удачного начинания любого дела. Кстати говоря, эти народы всегда отмечали наступление весны. И на столе обязательно присутствовали вареные яйца как образ возрождения природы и добрых перемен. Интересно, что в день рождения другого римского императора, Марка Аврелия, которое случилось 2 века спустя после воскресения Христа, курица снесла яйцо с красными крапинками, и это посчитали счастливым знаком. С тех пор у римлян было принято посылать друг другу окрашенные яйца по случаю любого праздника. И еще одна версия отличается особой оригинальностью. Считается, что камень, который заслонял вход в гроб Господень, напоминал именно форму яйца. Можно заметить, что ни одна из версий не противоречит другой. Поэтому они все в равной степени имеют право на существование. Более того — разные предположения лишь дополняют друг друга. Вполне естественно представить, что люди древних времен также обменивались своим культурным опытом, как и современное общество. И хотя по понятным причинам традиции тогда распространялись медленнее, все равно они сохранились и даже дошли до наших дней. Таким образом, обычай красить яйца живет ровно столько, сколько существует христианство. Уходили эпохи, исчезали целые государства и народы, но память о светлом воскресении жила и живет среди огромного количества людей. Получается, что каждый, кто красит яйца, соприкасается с древнейшей историей, которая насчитывает по меньшей мере 20 столетий. Если только на секунду вдуматься в это, можно сразу почувствовать атмосферу настоящего праздника. И эти светлые раздумья непременно настроят на позитивную волну любого, кто пожелает проникнуться духом Пасхи. Что символизирует православный кулич Когда мы интересуемся, какого числа будет Пасха в 2024 году, то непременно вспоминаем не только о самой дате светлого праздника, но и о куличе. Вкусная, ароматная выпечка, символ праздника, которая при соблюдении правильного рецепта может простоять в доме как минимум всю светлую седмицу неделю после пасхального воскресенья. Существует несколько десятков разновидностей этого праздничного блюда. Традиционно его выпекают из теста на основе молока, сливочного масла и куриных яиц. Кулич принято украшать посыпкой, кусочками фруктов или ягод, глазурью — словом, в этом творческом деле каждый кулинар может дать полную свободу своей фантазии. А почему вообще взялась традиция выпекать кулич? В отличие от яиц, точного ответа на этот вопрос не существует. Однако то, что эта традиция древняя, известно наверняка. Она живет с незапамятных времен. Как известно, Христос сам и преломил хлеб, и разлил вино во время Тайной вечери ровно за три дня до своего воскресения. Любые разновидности хлеба имеют священное значение для всех народов земли. Даже сегодня, когда голод во многих странах окончательно побежден, считается дурным тоном играть с кусочками хлеба, выбрасывать их или нелестно отзываться об этом без преувеличения истинно народном продукте. В этом смысле пасхальный кулич можно рассматривать как символ плодородия, сытости, достатка в доме. А учитывая традицию хлебопреломления, которая была заложена во время тайной вечери, можно сказать, что хлеб есть символ тела Христа. Поэтому выпекание и употребление кулича — это еще одна возможность соприкоснуться с праздником и проникнуться той волшебной атмосферой, которая ежегодно воцаряется на всей планете в течение 2 тысяч лет. А вот информация, как говорится, из первых уст. На вопрос о том, почему появилась традиция приготавливать кулич на Пасху, отвечает иеромонах Иов Гумеров. Что нужно делать на Пасху: традиции и современность Итак, на праздник, а точнее — накануне светлого Воскресения, практически все красят яйца и приобретают куличи. Конечно, можно выпечь сдобу и самостоятельно — ведь подготовка к празднику тоже и есть сам праздник.
Бог солнца Митра родился в тот день, который мы сегодня празднуем как Рождество, и его последователи отмечали день весеннего равноденствия. В 4 веке нашей эры культ Sol Invictus Непобедимое Солнце , ассоциировавшийся с Митрой, стал последним мощным языческим культом, с которым церкви пришлось бороться. Дионис был сыном богов, которого воскресила его бабушка. А сам Дионис вернул к жизни свою мать, Семелу. По иронии культ Кибелы когда-то процветал именно в том месте, где сейчас находится Ватиканский холм. Возлюбленный Кибелы Аттис был рожден девственницей, умер и воскрес. Этот весенний праздник начинался в черную пятницу и достигал своего апогея через три дня, когда люди отмечали его возрождение. В самом начале христианской эпохи на Ватинканском холме произошел жестокий конфликт между последователями Иисуса и язычниками, которые поспорили о том, чей бог был истинным, а чей — лишь имитацией. Здесь стоит отметить, что в древнем мире в тех местах, где были популярны мифы о воскресших богах, христианство обретало множество новых последователей. Таким образом, в конце концов, христианство нашло некий компромисс с языческим праздником весны.