Является ли заключение договоров с самозанятыми оправданным. В статье рассказываем, могут ли самозанятые нанимать сотрудников и что для этого нужно. У самозанятости много плюсов, но иногда минусы перевешивают и выгоднее выбирать ИП на других налоговых режимах. Самозанятый лицо имеет возможность нанять работника, но это зависит от конкретной страны и законодательства, регулирующего самозанятость.
Нелегальное использование труда самозанятых: схемы, признаки и последствия
самозанятому не положены выплаты по больничным листам, если только специалист не оформит добровольное медстрахование. Самозанятым запрещено нанимать работников по трудовому договору. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном. Может ли самозанятый нанимать сотрудников? Самозанятому запрещено заключать трудовой договор с сотрудниками, которые помогают ему в работе или предоставляют услуги его бизнесу согласно Федеральному закону от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ. Но может ли самозанятый иметь сотрудников-помощников, имеет ли он право подключать к работе подрядчиков?
Как самозанятому нанять сотрудников
Самозанятые могут выступать в роли заказчика Граждане, имеющие статус самозанятого, вправе на законных основаниях заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках своей деятельности, как подрядные так и на оказание различных услуг. ФНС подтверждает отсутствие запрета. К примеру, у самозанятого бизнес по ремонту жилых или офисных помещений. Он самостоятельно производит штукатурные и плиточные работы, а для электрической разводки может нанять исполнителя, с которым заключит ГПД на оказание услуг, прописав в нем объемы, сроки выполнения и гарантии. С заказчиком самозанятый заключает договор на весь объем работ от своего имени и несет пред ним ответственность за сроки и качество. В этом случае самозанятый обязан будет, в соответствии с требованиями ФНС, заплатить НПД со всей суммы договора с заказчиком, без вычета из дохода стоимости услуг исполнителя по электрической разводке. К примеру, общая сума ГПД на ремонт квартиры 500 тыс. Услуги исполнителя по электрике 50 тыс. Налог составит со всей суммы дохода - 15 тыс. В качестве исполнителей по договорам самозанятые могут привлекать подрядчиков с таким же статусом, физических лиц, работающих в обычном режиме, а также ИП с любой системой уплаты налогов.
Сдавая жилье в аренду можно заключить ГПД с уборщицей, при ремонте квартир - с дизайнером, при организации торжеств - с ведущим, при разработке сайтов - с программистом и пр.
Выплачиваются пособия по уходу за ребенком. Еще одно преимущество работы по найму с договором — идет трудовой стаж. Если захотите оформить кредит, никаких проблем не будет, т. Недостатки в работе по трудовому договору Вы получаете белую зарплату и платите все налоги, включая подоходный.
У самозанятых нет никаких гарантий трудоустройства, но зато они получают больше денег. В трудовом договоре прописаны обязанности трудоустроенного сотрудника. Вам нужно придерживаться графика, установленного компанией. За нарушение установленного графика назначат штраф или уволят. Получать белую зарплату не выгодно, когда есть неоплаченные долги.
Деньги заберут по решению суда. Если захотите уволиться и трудоустроиться на новое место, где больше платят, придется отработать на предыдущем месте две недели. Нет гарантий, что новый работодатель захочет ждать так долго. Самозанятый в любое время может не выйти на работу или уехать по своим делам, но денег за работу не получит. Если работаете по договору, все налоги за вас платит работодатель.
Идет трудовой стаж. У самозанятого идет трудовой стаж, если он платит в пенсионный фонд. Если доход самозанятого превышает 2,4 млн руб.
Если были в отпуске или не работали, ничего платить не нужно. Недостатки в работе самозанятых Оплачиваемого больничного нет. Вы работаете сами на себя и если заболели, не получите выплаты.
В какое время выбрать отпуск вы выбираете самостоятельно, но помните, что за нерабочие дни вам никто платить не будет. Самозанятых никто не заставляет платить пенсионные отчисления. Но это приводит к тому, что не засчитывается трудовой стаж. И если в банке нужно срочно взять кредит, где требуются пенсионные отчисления, вам откажут в выдаче денег. Если у самозанятого расширяется бизнес, нанимать помощников и дополнительный персонал он не имеет права. Но проблема легко решается, если перейдете на ИП.
Доход у самозанятых ограничен. Если годовая прибыль превышает 2,4 млн руб. Никаких гарантий и пособий. Самозанятые рассчитывают только на свои силы. Запрещается работать с работодателем, с которым составляли трудовой договор менее двух лет назад. Преимущества работы по трудовому договору Если заключили с работодателем трудовой договор, вам предоставят оплачиваемый отпуск, больничный и будут делать все социальные и пенсионные отчисления.
В случае производственной травмы наемный сотрудник получает компенсацию и оплачиваемый больничный. Выплачиваются пособия по уходу за ребенком.
Переквалификация договора ГПХ в трудовой Еще одним правовым риском при найме физлиц по гражданско-правовому договору является возможность переквалифицировать его в трудовой договор. Это может произойти, если в договоре ГПХ: Не прописано индивидуальное задание для исполнителя. Исполнителя обязывают соблюдать локальные акты заказчика правила, регламенты, должностные инструкции. Гражданско-правовой договор заключается на длительный срок в том числе через подписание дополнительных соглашений. Вознаграждение выплачивается на постоянной основе, вне зависимости от факта выполнения работ или оказания услуг. Все это, а также обустройство исполнителю рабочего места, предоставление ему для выполнения работ или оказания услуг оборудования, спецодежды, мобильной связи, ККТ и так далее может привести к переквалификации гражданско-правового договора в трудовой.
В 2019 году министр финансов Антон Силуанов заявил, что начиная с 2020 года налоговики будут выявлять компании, прикрывающие фактически трудовые отношения с помощью гражданско-правовых договоров. Нарушителям будут доначислены все неуплаченные страховые взносы и НДФЛ. Поэтому предпринимателям следует проявлять особую осмотрительность при оформлении гражданско-правовых договоров с физлицами. Любое упущение или нарушение увеличивают вероятность переквалификации такого договора в трудовой. Это касается и самозанятых граждан, которые в случае переквалификации будут обязаны оформить работника в соответствии с трудовым законодательством. Имейте в виду, что датой начала трудовых отношений будет считаться день вступления в силу гражданско-правового договора, а не дата его переквалификации. Помимо уплаты штрафов, компенсаций и доплаты страховых взносов, самозанятый утратит статус плательщика НПД с даты начала трудовых отношений то есть с даты заключения гражданско-правового договора. В этом случае пострадают и его заказчики предприниматели и юридические лица , которые будут обязаны удержать подоходный налог и перечислить страховые взносы со всех сумм, выплаченных ему начиная с даты лишения статуса плательщика НПД.
Но разве рядовой гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, может быть признан работодателем? Да, может.
Можно ли принять на работу самозанятого: позиция налоговой
Найм самозанятых — как компании правильно нанять, заключить договор с самозанятым, уменьшить налоги | Таким образом, ответ на вопрос «Может ли самозанятый нанимать сотрудников?» однозначен – да, может. |
Специальный налоговый режим для самозанятых граждан: Налог на профессиональный доход | ФНС России | Поэтому факт сотрудничества с лицом в рамках его деятельности как самозанятого не запрещает перевести такое сотрудничество в сферу трудовых отношений, применять после этого режим самозанятости в отношениях с Вами он разумеется не сможет. |
20 бизнес-ниш для самозанятых | Вправе ли самозанятый нанимать сотрудников. |
Самозанятые: вопросы и ответы | Деятельность самозанятого отличается от деятельности индивидуального предпринимателя тем, что самозанятость это не статус, а специальный налоговый режим, который вправе применять как ИП, так и физические лица, ими не являющиеся. |
Можно ли совмещать самозанятость и работу в найме
Оформлять по ГПХ: как самозанятым вести бизнес с "сотрудниками" и не нарваться на штрафы | Нанимать нельзя, НО привлечь к работе физлицо, заключив с ними договоры гражданско-правового характера, можно. |
При каких видах деятельности нужна самозанятость в 2023 | Самозанятый не может нанимать сотрудников по трудовому договору, все работы нужно выполнять самостоятельно либо заключать договор подряда. |
Самозанятость в 2024 году: плюсы и минусы, виды деятельности, налоги | Может ли ИП оформить самозанятость. Самозанятые и ИП отличаются по таким критериям. |
Может ли самозанятый брать помощников?
Хочу принять на работу самозанятого: как составить договор и подтверждать расчёты | Работодатель обеспечивает работника по найму всем необходимым в отличие от самозанятого. |
Найм самозанятых как фактор развития бизнеса | Может ли самозанятый выполнять ту работу, которую ему планирует поручить заказчик в рамках договора? |
Может ли самозанятый брать на работу сотрудников? — БизнеСинергия | Могут ли самозанятые сдавать в аренду транспорт, технику и другое движимое имущество. |
Можно ли официально работать и быть самозанятым :: | Вправе ли самозанятый нанимать сотрудников. |
Самозанятый или ИП: что выбрать и чем отличаются
Может ли самозанятый гражданин нанимать людей по ТК РФ? Может ли самозанятый нанимать на работу работников? Может ли самозанятый привлекать третьих лиц по договору ГПХ? Может ли самозанятый нанимать работников сотрудников по ГПХ? Закон о самозанятых не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления, соответственно ничто не мешает самозанятому нанять подрядчика, нанять рабочего рабочих или даже другого самозанятого.
Самозанятый гражданин не вправе выступать в качестве работодателя по отношению к другим лицам и заключать с ними трудовые договоры. Стоит заметить, что это не мешает привлекать третьих лиц на основе договоров ГПХ, например, договоров оказания услуг.
Допускаются также расчеты наличными. Прием платежей для самозанятых Чтобы принимать платежи, самозанятым не нужна касса. После получения денег от клиента самозанятый должен войти в приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС и указать, за что получил деньги и от какой категории клиентов физлицо, ИП, юрлицо , а затем отправить чек клиенту. Чек формируется автоматически. При безналичной оплате передать чек необходимо до девятого числа, следующего после осуществления расчетов месяца.
При этом, как правило, компании и ИП прописывают в договоре с самозанятыми предоставление чека не позднее следующего после оплаты дня. Отправить заказчику и клиенту чек можно любым удобным способом: на электронную почту, через мессенджеры, дать клиенту считать QR-код или распечатать и вручить в бумажном виде. Самозанятый не обязан выдавать бумажный вариант документа. Для компании важно получить чек от самозанятого. Так бухгалтерия убедится, что самозанятый точно заплатит налог за начисление денег. Если при проверке выяснится, что исполнитель не сформировал чек, за это получат штраф и самозанятый, и компания. Самозанятый самостоятельно не рассчитывает сумму налога, это автоматически делает налоговая.
Уведомление от ФНС должно прийти до 12-го числа месяца, следующего за расчетным, а заплатить налог нужно до 25-го числа текущего месяца. Если сумма налога менее 100 рублей, уведомление не придет, а сумма добавится к налогу за следующий период. При этом в приложении «Мой налог» можно настроить автоплатеж. Как отказаться от самозанятости Отказаться от статуса самозанятого можно теми же способами, что и встать на учет. В приложении «Мой налог» для этого необходимо зайти в раздел «Прочее», затем — в раздел «Профиль» и нажать кнопку «Сняться с учета НПД». После этого необходимо выбрать причину отказа от самозанятости и подтвердить свое решение. Уведомление о снятии с учета должно прийти не позднее следующего дня.
Датой снятия с учета будет считаться дата подачи заявки в налоговый орган. Позднее можно снова зарегистрироваться в статусе самозанятого, никаких ограничений на это нет, если нет недоимок и штрафов по налогу. Если доход самозанятого превысит 2,4 млн рублей, он лишится статуса автоматически и будет переведен на уплату НДФЛ. Облагаться НДФЛ при этом будут лишь доходы, полученные сверх лимита. Самозанятый индивидуальный предприниматель в этом случае будет переведен на общую систему налогообложения. Частые вопросы Можно ли стать самозанятым, если я уже ИП? Индивидуальные предприниматели по закону также могут быть самозанятыми, то есть платить налог на профессиональный доход.
Отказаться от льготных режимов необходимо в течение месяца с даты регистрации в качестве самозанятого, иначе самозанятость будет аннулирована. При этом в статусе самозанятого ИП, как и физические лица, имеют лимит на доход в 2,4 млн рублей в год и не могут нанимать сотрудников. Нужно ли сообщать заказчику, если потерял статус самозанятого? Когда компания сотрудничают с физлицами, они выступают их налоговыми агентами, а потому по договору должны удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы. Чтобы не подводить заказчика, лучше сообщить ему об изменении налогового статуса.
Но вот как обстоят дела с официальным трудоустройством? После увольнения принять бывшего подчиненного на НПД получится только через 2 года. Отношения оформляют трудовым или гражданским договором. В соглашении указывают статус сотрудника, предусматривают обязанность информировать об его изменении. Единственный документ, подтверждающий оказание услуг и оплату. С кем можно работать Законодательство не содержит запрета. Самозанятые могут быть наемным персоналом. Оформляют с ними обычный трудовой договор. Работодатель за них в полном объеме оплачивает все налоги и сборы. А деятельность, в связи с которой оформлен льготный режим, может осуществляться в свободное время. Фото: никто не запрещает совмещать основную работу и приносящую дополнительный доход. Источник: freepik. Такими могут быть даже государственные служащие, которым запрещено заниматься иной деятельностью. Но относится это только к жилым помещениям, другую недвижимость сдавать нельзя.
Но его надо корректно составить. Плюс наниматель становится налоговым агентом по отношению к исполнителю. То есть ему нужно платить за него подоходный налог и страховые взносы. Самозанятому же будут перечислять только его вознаграждение, так что это сокращает расходы. Не надо сдавать отчёты Если физлицо всё-таки хочет заплатить налоги, но не получило статус самозанятого, то ему ежегодно до конца апреля надо заполнять и сдавать налоговую декларацию за предыдущий год в ФНС. Потом необходимо отдавать налог со всего задекларированного заработка до 15 июля. Для предпринимателя набор бумаг зависит от системы налогообложения. При патентной системе налогообложения сдавать ничего не нужно. Однако если у ИП есть наёмные работники, придётся оформить документы за них. Самозанятому ничего этого не нужно. Он просто выписывает клиентам чеки в приложении, и данные сами попадают в налоговую. Необязательно платить страховые взносы Предприниматели даже при отсутствии дохода должны платить обязательные взносы на пенсионное и медицинское страхование. В 2022 году в сумме это чуть больше 43 тысяч рублей. А если самозанятые захотят перечислять деньги в ПФР на формирование пенсии, то это разрешается делать на добровольной основе. Это позволит получить стаж и пенсионные баллы. Но ещё для них есть налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей. Самозанятость с этой точки зрения выглядит выгоднее всего. Хотя есть нюанс, его мы разберём в минусах. Можно обойтись без кассы Самозанятому не нужно использовать кассу. Чеки формируются в приложении «Мой налог», их можно отправлять заказчику в электронном виде или распечатывать в бумажном.
Бизнес для самозанятых: список из 20 бизнес-ниш
Можно ли совмещать официальную работу с самозанятостью. Работодателям нанимать на постоянную работу самозанятых даже выгоднее, чем ИП на упрощенной системе налогообложения, говорит гендиректор юридической фирмы Urvista Алексей Петропольский. Чтобы сохранить льготный налоговый статус, самозанятые должны работать самостоятельно — нанимать сотрудников запрещено. Можно ли одновременно работать официально и быть самозанятым, сдавая в аренду имущество работодателю.
Как самозанятому законно нанять работника
Можно ли одновременно быть самозанятым и официально трудоустроенным? самозанятые именуются сотрудниками или удаленными работниками. То есть обычный гражданин, который стал применять НПД, при найме другого гражданина (не самозанятого и не ИП) должен платить страховые взносы.
Может ли самозанятый нанимать людей на работу?
Могут ли самозанятые нанимать сотрудников? ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам. Можно ли самозанятому нанимать работников? Да, самозанятый может нанять себе помощников, но оформлять трудовой договор нельзя. Можно ли работать и быть самозанятым одновременно? Как получить самозанятость, особенности налогообложения при наличии ИП, трудового договора или статусе официального наёмного работника. Самозанятый обязан выполнять все работы самостоятельно либо заключать договор подряда, нанимать дополнительно сотрудников по трудовому договору нельзя. Чтобы сохранить льготный налоговый статус, самозанятые должны работать самостоятельно — нанимать сотрудников запрещено.
Из самозанятого в работники: в чем опасность такой «переквалификации»
Теперь разберемся, должен ли самозанятый, который привлекает к работе помощников, делать за них какие-то выплаты в бюджет. Если заказчик — самозанятый без статуса ИП, исполнитель обязан сам уплачивать налоги со своих доходов. Стилист и визажист из нашего примера получают гонорар за свои услуги и сами должны отчитаться перед бюджетом за заработок в зависимости от статуса: ИП платят по своей системе налогообложения, самозанятые — НПД, а физлица — НДФЛ. Если заказчик — ИП на НПД, а исполнитель — самозанятый или ИП на любой системе налогообложения, исполнитель сам платит налоги со своего дохода.
В приложении «Мой налог» есть возможность привязки банковской карты, с которой будет производиться выплата налогов. После входа в приложение нужно выбрать способ регистрации: по паспорту, с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС и через учетную запись на интернет-портале «Госуслуги». Регистрация по паспорту Для этого нужны паспорт и возможность сделать фото на телефоне. В первую очередь нужно ввести номер телефона, на который придет СМС. Введите полученный код, а далее следуйте инструкции: выберите регион; отсканируйте или сфотографируйте вторую и третью страницы паспорта; сделайте свое фото в приложении; подтвердите корректность ИНН.
После этого ваше заявление уйдет на проверку в ФНС. Налоговый статус вы получите в течение одного рабочего дня. Регистрация с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС Для этого потребуется личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС : введите в приложении номер ИНН и пароль, которые вы используете для доступа к личному кабинету; подтвердите регистрацию. Заявление рассматривают, как правило, в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Для этого понадобится регистрация на портале «Госуслуги». При выборе данного способа приложение «Мой налог» переадресует вас на страницу входа портала «Госуслуги». Нужно дать разрешение использовать личные данные из портала для действий в приложении «Мой налог», а после подтвердить выгруженные из «Госуслуг» персональные данные. Регистрация через банк — партнер налоговой службы Вместо приложения «Мой налог» можно выбрать сервис от одного из банков — партнеров ФНС.
Интерфейсы у банковских приложений разные, но схематично инструкция выглядит так: Скачать мобильное приложение банка или зайти в личный кабинет на сайте банка в некоторых банках регистрация самозанятых возможна только в приложении. Найти в приложении банка раздел, в котором находится специализированный сервис для самозанятых. Ввести требуемые данные и подать заявку на регистрацию. Банк самостоятельно передаст данные в ФНС и уведомит о постановке на учет. Можно также лично прийти в банк и зарегистрироваться в качестве самозанятого офлайн, но лучше уточнить возможность предоставления такой услуги у каждой конкретной кредитной организации. Для этого нужно заполнить заявление на специальном бланке, в котором указываются следующие данные: ИНН; персональная информация — Ф. Для отказа от статуса самозанятого в этом случае нужно будет подавать аналогичное заявление о прекращении деятельности. ФНС проверяет заявление на постановку на учет до шести рабочих дней, но, как правило, гораздо быстрее.
Отказать в постановке на учет налоговый орган может в случае неверно предоставленных данных или при наличии штрафов и долгов по налогам. Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет Самозанятому не нужно открывать специальный расчетный счет. Все поступления заказчики могут перечислять на уже действующие карты. Нужно лишь отчитываться: это делается в приложении «Мой налог» либо в приложении банка — партнера ФНС. Вы формируете чек, после чего ФНС принимает это как доход, по которому нужно начислить налог по режиму для самозанятых. Бояться блокировки карты банком из-за частых поступлений на нее не следует: Центральный банк России специально рекомендовал финансовым организациям проверять статус владельца, чтобы не блокировать карты самозанятых. Но для дополнительного спокойствия для доходов от самозанятости можно завести отдельную карту. Допускаются также расчеты наличными.
Прием платежей для самозанятых Чтобы принимать платежи, самозанятым не нужна касса. После получения денег от клиента самозанятый должен войти в приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС и указать, за что получил деньги и от какой категории клиентов физлицо, ИП, юрлицо , а затем отправить чек клиенту.
Для продвижения своего бренда в сфере оказания услуг- маркетолога, и т. Главное грамотно составить договор. В нём обязательно должны быть указаны: -Весь перечень работ или услуг. Количество обращений тоже может быть любым: на постоянной основе или на один раз. Гражданско-правовой договор заключают для оплаты конкретной разовой услуги. Его нельзя продлевать и таким образом заменять трудовой договор. Надо ли платить налог и сколько?
Запрашивайте чеки после каждой сделки После того, как самозанятый выполнил работы или услуги, он должен прислать чек из приложения «Мой налог». Чек — подтверждение оплаты и гарантия того, что работодателю не надо платить НДФЛ и взносы. Без чека вы не можете отнести сумму, которую перевели самозанятому, к расходам и провести её в бухгалтерии. А если налоговая во время проверки на увидит чеки по выплатам, то обяжет работодателя доплатить за сотрудника НДФЛ и страховые взносы, а также оштрафует. Чек из приложения «Мой налог» По закону самозанятый обязан отправить чек не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Например, если вы оплатили работу в марте, самозанятый должен прислать чек не позднее 9 апреля. Но лучше договориться, чтобы сотрудник отправлял чеки после каждой оплаты: так вы не запутаетесь в документах. Проверьте чек. Получив чек, убедитесь, что он верный. Если вы заплатили самозанятому 5 тысяч рублей, а он выдал чек на 4 тысячи, то вы не сможете подтвердить расходы в бухгалтерии.
Проверьте на чеке вид работ, сумму, ИНН заказчика и исполнителя. Если обнаружите ошибку, попросите самозанятого аннулировать чек в приложении «Мой налог» и выбить его заново. Как хранить чеки. Самозанятый может выдавать чеки в электронном и бумажном виде. Хранить чеки вы можете в любом удобном формате.
Например, можно складывать электронные чеки в папку сотрудника в облачном хранилище. Так вы не рискуете потерять документы при переустановке системы или очистке компьютера от вирусов. Сколько хранить чеки. ИП обязаны хранить чеки четыре года, а компании — пять лет.
Сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Можно набрать весь штат фирмы из самозанятых?
Можно ли работать официально и быть самозанятым: может ли самозанятый оказывать услуги работодателю или быть госслужащим, как самозанятому платить налоги, если он работает по найму. В рамках данной статьи нас интересует подпункт 4 п. 2 ст. 4: плательщики НПД не имеют возможности нанимать работников по трудовому договору. Разберемся, может ли самозанятый нанимать сотрудников и как это правильно сделать.