Участники клуба узнали о истории празднования Масленицы, ее традициях, играх и забавах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением. Культурологи предполагают, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя, случилось это в IX веке. Как положено на празднике веселились от души, гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а. Возвращаемся к новинке этого масленичного сезона — в Ялуторовске впервые сделали гигантский фаршированный блин. Масленица – 2023: как отметить праздник и испечь самые вкусные блины.
Когда начнётся Масленица в 2023 году, как её отмечают и почему едят блины?
В первый день Масленицы особое внимание обращали на первый блин. Масленица — лучшее время для продвижения блинов. «Отвлекись от новостей на блинчики Скоро Масленица#масленица #пекиблины #блины» от автора Natalia Zhdanova с композицией «Love You So» (исполнитель The King Khan.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Масленая неделя завершится дегустацией легендарных блинов по рецепту московских рестораторов, яичных блинчиков с груздем, припеком из Владимирской области. Сгенерированный нейросетью Маск празднует Масленицу. Во время традиционных масленичных гуляний новосибирцы угощались блинами, перетягивали канат, сжигали чучело, участвовали в различных конкурсах. Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом.
Масленичный фестиваль блинов
Пятый день Масленицы - пятница — «Тещины вечерки». В этот день тещи отправлялись в гости к зятьям. Блинами в этот день занимались их жены. А зятья обихаживали своих тещ, стараясь им во всем угодить. Тещины вечерки — это их праздник. Соколово в этот день ходили с Масленицей друг к другу в гости с играми, загадками, шутками. Тихоновка и п. В народном гулянье приняли участие Скоморохи, Зима и Весна. Сказочные герои проводили задорные игры и конкурсы.
За конкурсы взрослым и детям вручались памятные сувениры. Закончилось гулянье сожжением чучела масленицы. Мастерицы напекли блинов, украсили стол, чтобы угостить детвору и рассказать о днях масленичной недели. На Масленицу - девушки, женщины на посиделках не только водят хороводы под русские песни, играют в игры, а занимаются рукоделием, делами. И Карагайлинская сельская библиотека с детьми отгадывали загадки, прославляли стишками масленицу, дегустировали блины, запивая ароматным чаем. Весна-Красна и ее помощница Марфуша познакомили гостей с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о народных традициях. Звучала веселая музыка, и проводились различные конкурсы и игры. В заключение присутствующие посмотрели мультфильм "Ишь ты, Масленица".
Шарап прошел праздник масленицы «Масленица идет — весну под руку ведет! Под веселую музыку и канат то перетягивали, и на лыжах да санках соревнования устраивали, и гири пудовые поднимали, призы за это получали да песни веселые слушали. Лакомились блинами да пирогами, да всё горячим чаем запивали. А затем чучело Масленицы сожгли, чтобы весна поскорее настала. Они приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно — игровой программе. Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику. Веселые хороводы, петушиные бои, игра в снежки и другие народные игры раззадорили гостей, а в конце мероприятия было сожжено чучело Зимы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое. Всех присутствующих угощали вкусными блинами и горячим чаем.
С самого утра на площади у Дома культуры играла веселая музыка. Всем посёлком, от мала до велика, спешили односельчане на Масленичное гуляние. Гостей встречали весёлые Скоморохи Наботова С. Началось гуляние театрализованным представлением, в котором зашёл спор о том, как Зиму провожать да Весну встречать надо. А по народному обычаю встречать ее нужно - весело да задорно, и обязательно прощения у всех попросить. Односельчане водили хоровод, пели песни, частушки, и, конечно же, участвовали в состязаниях — перетягивали канат, бились мешками, кидали гирю, бегали в валенках, соревновались в ловкости выполняя задания многочисленных конкурсов, за которые каждый участник получил памятные призы. Настоящим развлечением для детей и взрослых стало катание на санях, которые везла запряженная в нарядные узды с бубенцами лошадь. Не обошлось на празднике и без шашлыков и чаепития с горячими блинами.
Завершилось гуляние традиционным сожжением чучела - символизирующего прощание с Зимой и приход Весны, и пожеланиями добра и счастья всем присутствующим. За правильный ответ — вкусный блинок! С вареньем, да медком! Не смотря на то, что погода была не весенней, земляки с огромным удовольствием отвечали на вопросы и угощались блинами. Дети и молодежь с удовольствием ходили на ходулях и лыжах, сражались боем мешков на бревнах, перетягивали канат. Самые сильные парни села поднимали гирю. Жителей и гостей села угощали блинами с чаем. Между конкурсами участники художественной самодеятельности «Селяне» дарили музыкальные подарки.
Соколово состоялся заключительный праздник «Ух ты, Масленица! Жители села состязались в играх, конкурсах, для молодежи и детей подготовлена программа отдельным блоком «Ой, блин, Масленица! Особо интересны и занимательны конкурсные и командные соревнования: «Забей гол! А также совет ветеранов и жители села порадовали угощеньем, блинами и сладостями.
Как правило, среди основных продуктов, которые входят в состав теста, - молоко, яйца, мука, растительное масло. Если говорить об ажурных блинах, которые жарит практически каждая хозяйка, считается, что в 100 граммах готового продукта содержится 238 килокалорий: 7 грамм белков, 11 грамм жиров и 29 грамм углеводов. Это порядка четырёх-шести блинов. За счёт высокого содержания углеводов и жиров калорийность блинов высокая. Но помимо этого, в состав блинов входят витамины и минеральные вещества за счёт наличия их в яичном желтке и муке.
Это витамины группы В, фолиевая кислота, клетчатка, калий, магний. Сколько блинов можно съесть за раз? В качестве одного из приёмов пищи или перекуса можно съесть без каких-либо последствий для организма одну порцию блинов без начинки четыре штуки. При этом всё очень индивидуально и зависит от состояния здоровья, интенсивности обмена веществ, наличия хронических заболеваний нарушения жирового и углеводного обмена, нарушения функций щитовидной железы. Если человек худощавый, с интенсивным обменом веществ, ведущий активный образ жизни, он может съесть и восемь блинов с начинкой или без, а через три-четыре часа полноценно пообедать. А другие могут пить один чай и поправляться. Если у человека наблюдается избыточный индекс массы тела, ожирение, ему лишние калории не нужны. Но в честь праздника можно себе позволить один-два блинчика.
Основные ингредиенты сильно подорожали. Ценник значительно подрос и на начинки: от сладких джемов, сметаны и сгущенки до красной икры. Заметили опечатку?
Самая популярная традиция Масленицы — бесспорно, выпекание блинов. Еще с древности считалось, что каждый блин символизирует Солнце Источник: Юлия Ермоленко По традиции, чем больше блинов испечет человек, тем больше радостных и солнечных дней принесет ему этот год. RU На смену Масленой недели придет Великий пост, который продлится с 27 февраля до 15 апреля Источник: Ольга Ченцова Ранее в Новосибирском дельфинарии решили накормить рыб и акул блинами в честь Масленицы.
Конкурс масленичных блинов
Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Блины на Масленицу: история блюда. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, что употребление блинов в масленицу не скажется на спасении души. Культурологи предполагают, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя, случилось это в IX веке.
Конкурс на лучший масленичный блин «Пальчики оближешь – 2023»
В Тюменской области на приготовление такого блина без разрывов потребовалось 16 лет. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia. Организаторы под руководством мэра Николая Хрычова готовились к такому событию целый месяц. Мастер железных дел Александр Мазуренко изготовил очаг и сковороду диаметром в три метра.
Объемы ингредиентов, что полагаются по рецепту, впечатляют. На «блинчик» потребовалось 30 литров теста, 90 яиц, 17 литров молока, 20 кг муки, 3 кг сахара, масло, сода и соль по вкусу.
Масленица всех зовёт! Весёлые скоморохи развлекали гостей шутками, да прибаутками, приглашали всех жителей села принять участие в традиционных конкурсах. Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику.
Непременная традиция Масленицы — угощение блинами. Был организован конкурс среди жителей села на самый вкусный блин. Многие с удовольствием приняли в нем участие. Победила Верёвкина Маргарита, её блины оказались самые вкусные. Для гостей праздника была оформлена фотозона, организованы угощения шашлыками, блинами, травяным чаем.
Для детей проведён мастер класс по созданию куклы — оберега. В конце мероприятия было сожжено чучело Зимы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое. Праздник получился весёлым, ярким и запоминающимся. Жителей и гостей села задорные ведущие развлекали шутками, прибаутками. Хозяйку Зиму провожали с весельем и почестями.
А Баба Яга не хотела пускать Весну, спрятала её, надо было очень постараться присутствующим на празднике, чтобы она вернула Весну, они исполняли её прихоти, отгадывали загадки, участвовали в соревнованиях. Участники вокального ансамбля исполняли для зрителей задорные народные песни. Продолжился праздник традиционными забавами и молодецкими игрищами. Те, кто проголодался и замерз, могли отведать вкусные и пышные блины с горячим чаем. Кульминацией праздника стало торжественное сожжение чучела Зимы, вокруг которого был организован хоровод.
Праздник удался на славу. Гости повеселились, поиграли. После такого праздника Зима обязана уйти, уступив законное место Весне. В селе Тоурак также проводили Зиму, соблюдая традиции русского народа. Артисты показали театрализованное представление, используя народные костюмы.
Желающие получили возможность сфотографироваться на память в вышитых русских рубашках и сарафанах. На улице перед клубом организовали выставку тряпичных кукол и несколько традиционных народных забав. Самые смелые и ловкие состязались по бегу в мешках, другие играли в ручеек, ворота и водили хоровод. Для желающих отведать бублики, баранки и блины с конфетами накрыли столы в клубе, где и наливали ароматный чай из самовара. К этому празднику была оформлена яркая, красочная выставка, под руководством преподавателя филиала детской школы искусств Ширниной М.
Зрителям была показана юмористическая театрализованная программа: «Как баба яга весну не пускала», подготовленная сотрудниками Дома культуры, библиотеки и участниками клубных формирований.
Этот праздник в народе всегда был одним из любимых. Масленица 2023: приметы, традиции и обряды Масленица считалась границей между зимой и весной.
Наши предки праздновали ее широко и целую неделю — народными гуляниями, забавами. Главным атрибутом Масленицы были блины — символ солнца, который дарует людям свет и тепло. Первый блин обычно предназначался умершим родственникам.
Его откладывали или отдавали нищим. Праздничная неделя делится на два периода. Узкая Масленица отмечалась с понедельника по среду.
В это время мужчинам разрешалось трудиться, а женщинам - заниматься домашними делами. Широкая Масленица проходила с четверга по воскресенье, когда все работы прекращались и начинались народные гуляния. В понедельник хозяйки начинали печь блины.
А мужчины строили снежные горки, качели. Из соломы и старых вещей мастерили чучело Масленицы. Его насаживали на кол и возили по улицам.
Во вторник проходили смотрины невест. Молодых людей ставили к столбам и заставляли целоваться, осыпали снегом, катали на санях, забрасывали на счастье лаптями.
Они приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно — игровой программе.
Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику. Веселые хороводы, петушиные бои, игра в снежки и другие народные игры раззадорили гостей, а в конце мероприятия было сожжено чучело Зимы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое. Всех присутствующих угощали вкусными блинами и горячим чаем.
С самого утра на площади у Дома культуры играла веселая музыка. Всем посёлком, от мала до велика, спешили односельчане на Масленичное гуляние. Гостей встречали весёлые Скоморохи Наботова С.
Началось гуляние театрализованным представлением, в котором зашёл спор о том, как Зиму провожать да Весну встречать надо. А по народному обычаю встречать ее нужно - весело да задорно, и обязательно прощения у всех попросить. Односельчане водили хоровод, пели песни, частушки, и, конечно же, участвовали в состязаниях — перетягивали канат, бились мешками, кидали гирю, бегали в валенках, соревновались в ловкости выполняя задания многочисленных конкурсов, за которые каждый участник получил памятные призы.
Настоящим развлечением для детей и взрослых стало катание на санях, которые везла запряженная в нарядные узды с бубенцами лошадь. Не обошлось на празднике и без шашлыков и чаепития с горячими блинами. Завершилось гуляние традиционным сожжением чучела - символизирующего прощание с Зимой и приход Весны, и пожеланиями добра и счастья всем присутствующим.
За правильный ответ — вкусный блинок! С вареньем, да медком! Не смотря на то, что погода была не весенней, земляки с огромным удовольствием отвечали на вопросы и угощались блинами.
Дети и молодежь с удовольствием ходили на ходулях и лыжах, сражались боем мешков на бревнах, перетягивали канат. Самые сильные парни села поднимали гирю. Жителей и гостей села угощали блинами с чаем.
Между конкурсами участники художественной самодеятельности «Селяне» дарили музыкальные подарки. Соколово состоялся заключительный праздник «Ух ты, Масленица! Жители села состязались в играх, конкурсах, для молодежи и детей подготовлена программа отдельным блоком «Ой, блин, Масленица!
Особо интересны и занимательны конкурсные и командные соревнования: «Забей гол! А также совет ветеранов и жители села порадовали угощеньем, блинами и сладостями. Праздник состоялся, все разошлись с веселым настроением и призами.
Бурлаки весело и с размахом проводили Широкую Масленицу. В этом им помогли библиотекари Бурлаковской сельской библиотеки в роли купчих. Вместе с жителями купчихи проводили Госпожу Зиму, встретили Широкую Масленицу и Весну, участвовали в разных играх и забавах.
Даже морозная и ветреная погода не помешала гостям мероприятия получить заряд хорошего настроения для встречи весны. В этот день для гостей праздника прошли веселые конкурсы — масленичные хороводы, игры «Ряженные», «Сковорода», «Скороходы» и другие. Каждый смог в этот день повеселиться от души, испробовать себя на силу, ловкость и смекалку.
А любителям песен было предложено исполнить частушки про весну, масленицу и блины. Согреться можно было у чайного стола, где кроме ароматного чая можно угоститься блинами, пирогами, сладким вареньем и медом. В конце мероприятия прошло традиционное сжигание чучела Масленицы с кричалками, зазывалками и пожеланиями на скорую весну.
Праздник прошел весело и задорно, каждый получил свой кусочек праздничного настроения и вкусный блин. Для гостей на празднике выступали веселые скоморохи с шутками и прибаутками. С танцами и плясками встречали мы весну, играли веселые игры и конкурсы: скакалка, хоккей с метлой, метание снежка в цель, саночные гонки, бег в штанине, дуга, перетягивание канатов, конкурс силачей.
И, конечно же, поедание блинов на скорость, запевание частушек. В конце праздника прощание с зимой — поджигали Чучело и водили хоровод. В воскресенье 26 февраля в поселке Севск, прошли традиционные гуляния, посвящённые прощанию с зимой.
Праздник проходил весело и задорно. Жителей и гостей праздника ожидала насыщенная программа, подготовленная работниками культуры. Они показали театрализованное игровое представление «Прощай, матушка Зима, здравствуй, красная Весна!
Сказочные герои приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно — игровой программе. Игровое театрализованное представление с песнями, прибаутками, с хороводами и призами.
Масленица в 2024 году: 11 — 17 марта
Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание.
По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа.
Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу.
И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий.
Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста.
Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни.
Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей.
Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.
Татьяна Смолкина, участница женского клуба «Берегиня»: — Хозяйка когда куколку закручивала, привязывала желание, чтобы все были счастливы, чтобы детки росли здоровыми, эта куколка хранилась целый год. Куклу хранили в красном углу, через год сжигали и делали новую. Славянские традиции сохраняют в женском клубе «Берегиня».
Его создали пять лет назад. Лидия Мурах, участница женского клуба «Берегиня»: — Мы бы хотели, чтобы наши потомки знали свои корни, силу рода, силу семьи, мы все этим сильны.
Теща в этот день была особенно ласкова к зятю, всячески демонстрировала свое к нему расположение.
Гости смотрели и млели — повезло же парню с родней. Хотя причина такого поведения матери была во многом рациональной — считалось, что чем добрее теща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у ее дочери с новой семьей. Разгуляй, или Широкий четверг С этого дня начиналась Широкая Масленица.
Все работы по дому прекращались, заниматься хозяйством в ближайшие дни считалось дурной приметой. Поэтому народ оставлял все свои дела и шел на площадь, чтобы как следует повеселиться. На Руси существовало множество традиционных развлечений, характерных для масленичного четверга: кулачные бои; катания на лошадях и в повозках; соревнования на ловкость и выносливость; хороводы; штурм и захват снежного городка; разведение костров и прыжки через огонь; песни, пляски и, конечно же, поедание блинов.
Отсидеться дома в этот день не получалось. Верили, что всех, кто по какой-то причине проигнорирует всеобщее веселье, настигнут горести и неудачи. Ну, и осуждение соседей, конечно же.
День 5. Тещины вечерки В пятницу уже зятю было положено со всеми почестями принять тещу. Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя.
Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними, за какого хорошего парня выдала свою дочку. День 6. Золовкины посиделки В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам — сестрам и родственницам мужа.
Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать.
Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.
Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.
Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего.
И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем.
Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи.
Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин.
Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника».
Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».
«Масленичный блин»
История с этой лошадью просто ужас! Я думаю любой родитель, присутствующий там, сейчас сомной согласится. В очереди к этой несчастной стояло пол города, детям не объяснишь, тем более когда нет альтернативы! Все ужасно замёрзли чая и блинов в этом году небыло, поэтому согреться возможности не представилось! Все друг с другом переругались, дети в истерике, родители как с цепи сорвались. Каждый год их было по три четыре штуки!
Неужели администрация никого больше не пустила!? Что это за монополия такая? Какие — то двойные стандарты у нас что — ли?
Заигрыши До нас дошла память о множестве русских традиционных обычаев, посвященных знакомству юношей и девушек. Некоторые дни, такие, например, как вторник Масленичной недели, были полностью посвящены смотринам. Молодежь собиралась, чтобы пообщаться и присмотреться друг к другу. Делалось это с далеко идущей целью. Впереди был Великий пост, во время которого запрещены свадьбы, а вот уже после него, как раз на Красную горку, молодые, познакомившиеся во время заигрышей, уже могли пожениться. Те, кому смотрины были неинтересны, в этот день звали в гости родственников и друзей.
Чем более изобильным был стол, тем больше уважения выказывал хозяин. Во вторник впервые начинали зазывать Масленицу: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Лакомка, или Скоромная среда В середине Масленичной недели зять ходил в гости к теще — на блины, конечно же. И не только он — поесть блинов приходили его друзья и родственники. Теща в этот день была особенно ласкова к зятю, всячески демонстрировала свое к нему расположение. Гости смотрели и млели — повезло же парню с родней. Хотя причина такого поведения матери была во многом рациональной — считалось, что чем добрее теща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у ее дочери с новой семьей. Разгуляй, или Широкий четверг С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все работы по дому прекращались, заниматься хозяйством в ближайшие дни считалось дурной приметой.
Поэтому народ оставлял все свои дела и шел на площадь, чтобы как следует повеселиться. На Руси существовало множество традиционных развлечений, характерных для масленичного четверга: кулачные бои; катания на лошадях и в повозках; соревнования на ловкость и выносливость; хороводы; штурм и захват снежного городка; разведение костров и прыжки через огонь; песни, пляски и, конечно же, поедание блинов.
В этот период мясо есть уже нельзя, но зато разрешены молочные продукты.
Единственное, что Церковь не одобряет, — это разгульное поведение и чревоугодие, которое не чуждо многим во время Масленицы. Но тихо и спокойно проводить зиму и возрадоваться возвращению весны вера совсем не запрещает. Масленичную неделю по-другому ещё называют Сырной или Мясопустной из-за особенностей праздничного рациона.
С размахом. По традиции Масленицу отмечают целую неделю. Причём каждый день большого праздника посвящён какой-то отдельной теме и имеет свои традиции.
Понедельник — Встреча Первый день — это встреча Масленицы. В этот день на Руси было принято готовиться к торжеству: устанавливать праздничные столбы, делать чучела и строить горки. Само собой, начинали печь блины.
Вторник — Заигрыш Со вторника начинаются сами гулянья. В этот день люди катались на горках и ездили на упряжках. Как можно понять из названия, одинокие мужчины оказывали всяческие знаки внимания красивым девушкам.
В этом, кстати, был и практический смысл. Если всё сложится удачно, свадьбу можно сыграть сразу после Великого поста.
В номинации "Самый большой блин" - Тимофей Ч.
В номинации "Самая высокая стопка блинов" - Виктория Ж. В номинации "Самый креативный блин" - Даниил А. В номинации "Блин с припеком" - Андрей П.
Дни Масленичной недели: названия и значения
- Врач-терапевт рассказала о пользе и вреде употребления блинов на Масленицу
- Масленичный блин вышел комом
- Тверские студенты соревновались в приготовлении масленичных блинов
- Конкурс масленичных блинов
- Похожие записи
Масленичная неделя в 2024 году
А чехи лакомятся печеной уткой и кнедликами — вареными шариками из теста и картофеля. У нас традиционно сжигают чучело Масленицы, а в Чехии закапывают в землю, "хоронят" контрабас, символически прощаясь с предыдущим годом и открывая как бы новую страницу", — сказал культуролог Вячеслав Павлов. Традиции Масленицы на Руси Проводы зимы у восточных славян: первые блины медведям и покойникам Изначально Масленица была языческим праздником, никак не связанным с христианством. У восточных славян он символизировал проводы зимы. Некоторые культурологи считают прообразом Масленицы народный праздник — комоедицу. Его проводили в честь пробуждения медведя, или, как этого зверя называли славяне — кома. Считается, что именно поэтому на Руси первые масленичные блины было принято уносить в лес, чтобы задобрить его хозяина. Собственно, "первый блин комам", поэтому есть поговорка, точнее, одна из версий того, что она относится именно к этому", — объяснил историк Александр Дементьев.
Его клали на слуховое окно, чтобы… угостить покойников. Точнее, птиц, которых славяне отождествляли с душами предков. В дохристианские времена на Масленицу поминали умерших. Славяне верили, что их предки, похороненные в земле, могут влиять на ее плодородие. Души усопших старались всячески задобрить. Блины и поминки С языческими погребальными обрядами тесно связано и главное масленичное угощение. У славянских народов блины были основным блюдом на поминках.
Их не жарили, а выпекали в печи, причем — из ржаной муки. Масленица и православие Изначально Масленицу отмечали в день весеннего равноденствия , который в разные годы выпадает на промежуток с 19 по 21 марта. Однако после крещения Руси народные гулянья совпали с Великим постом. Поэтому проводы зимы перенесли на более ранние даты.
Библиотекарь по презентации "Красавица Лада" познакомила их с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о народных традициях. Звучала веселая музыка, и проводились различные конкурсы и игры. О том, что блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, отметили рисунками из круга. На выставке "Всё-всё о блинах" были представлены книги и иллюстративный материал, отображающие традиции праздника. В заключение присутствующие посмотрели мультфильм "Ишь ты, Масленица".
Информацию подготовила Людмила Шумилова. Телефон для справок: 73-77-35. Ребята познакомились с одним из самых любимых праздников русского народа - "дорогой гостьей" Масленицей. Узнали, что празднуется Масленица целую неделю, каждому его дню народ дал особое название. С шутками, песнями, играми, плясками вспомнили дошкольники названия дней недели. В понедельник-"встречу" нарисовали мелком чучело "боярыни Масленицы", во вторник- "заигрыши" - в играх притопывали и прихлопывали под песню, в среду-"лакомку" разгадывали загадки, читали скороговорки, рассказывали докучные сказки, а в "разгульный" четверг - состязались в соревнованиях. Интересно было узнать, почему воскресенье называют "прощеным днем". В ходе мероприятия были использованы аудио- и видеофрагменты, проведен обзор книжной выставки "Вкусное солнышко". На мероприятии присутствовало 25 человек.
Информацию подготовила Алина Флоренцева. Телефон для справок: 73-28-47. В библиотеке семейного чтения им. Маршака 26 февраля состоялся красочный, весёлый и очень вкусный фольклорный праздник, гостями которого стали члены клуба "Гармония" 10 человек.
Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси. Он длится одну календарную неделю. После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется? Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели.
Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица? Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов.
Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы. Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад.
Об этом представители Киева сами рассказали во время переговоров, сообщил Мединский, который возглавлял делегацию России в Стамбуле, в интервью телеканалу «Россия 1» , передает ТАСС. Очень тяжело вести переговоры с тем, кто не может принять решение, кто даже хочет, но не может принять решение, а является при этом стороной тяжелого конфликта», — отметил он. Ранее Мединский раскрыл требования России на переговорах с Украиной. По его данным, тела были найдены со связанными руками и зашитыми животами, что вызывает подозрения в изъятии внутренних органов. Тела завернуты в нейлоновые черно-синие саваны, которые отличаются по цвету от саванов, используемых в Газе, передает ТАСС. Представители чрезвычайных служб считают, что это могло быть сделано с целью повышения температуры тел для ускорения процесса их разложения и сокрытия улик. Также агентство отмечает, что на некоторых телах обнаружены следы огнестрельных ранений в голову. Ранее палестинские экстренные службы обнаружили на территории медицинского комплекса «Насер» в Хан-Юнисе массовое захоронение с 50 телами погибших. По словам польского министра, в таком случае украинцы могут быть депортированы, пишет Financial Times , передает «Московский комсомолец». Косиняк-Камыш добавил, что многие поляки злятся при виде молодых украинцев в отелях и кафе, параллельно слушая о том, сколько «сил они должны прикладывать, чтобы помогать Украине». Отмечается, что к началу 2024 года на территории Польши находились до 200 тыс. Ранее польские власти изъявили готовность содействовать Украине в возвращении на родину украинских граждан призывного возраста, которые сейчас находятся на территории страны. Также сообщалось о запрете выдачи паспортов украинцам за границей. Кимаковский отметил, что отступление вооруженных сил Украины произошло «на одном из наиболее крупных и важных укрепрайонов». Напомним, российские силы прорвали оборону ВСУ и ворвались в Красногоровку. Экс-сотрудник французской контрразведки Николя Чинкуини утверждает, что определение «наемник» в Уголовном кодексе Франции слишком узкое, что позволяет им избежать наказания. МИД Франции отрицает наличие в рядах ВСУ французских наемников, называя заявления об этом якобы «российской дезинформацией». Чинкуини объясняет это тем, что понятие «наемник» во Франции табуировано, так как за это грозит уголовное преследование, передает РИА «Новости». На родине этих людей называют «волонтерами», однако, как подчеркивает эксперт, Россия справедливо называет их наемниками.