Эта дебютная дипломная работа режиссера Георгия Данелия была признана лучшим фильмом по опросу журнала "Советский экран" в 1961 году.
Советское кино 1966-1980 гг.: расцвет в эпоху застоя?
Лидеры советского кинопроката — кинофильмы, которые в советских кинотеатрах посмотрело за прокатный год наибольшее количество зрителей. Сервис подбора фильмов поможет подобрать Советские фильмы на ваш вкус и подскажет где их можно посмотреть ка содержит более 9600 интересных советских фильмов. Смотрите BigPicture кино Лучшие фильмы по версии журнала «Советский экран».
Советское кино 1966-1980 гг.: расцвет в эпоху застоя?
Многие фразы из этого советского фильма разошлись на хорошо знакомые нам всем цитаты. Смотрите фильмы, сериалы, и мультфильмы из списка "Фильмы и сериалы (СССР)" в нашем онлайн-кинотеатре. 1941, США, Фильм-нуар. 96 минут. Мальтийский сокол. Теги: Лучшее Отечественное Кино Фильмы Лучшие Фильмы Кино 1980-Х Киношедевры Популярные Фильмы. Сервис подбора фильмов поможет подобрать Советские фильмы на ваш вкус и подскажет где их можно посмотреть ка содержит более 9600 интересных советских фильмов.
Советское кино
Но бывшая жена Маргарита Павловна и примкнувший к ней новый муж считают, что неприспособленный к жизни Хоботов не должен жениться, так как погубит и себя, и девушку. В борьбу за счастье влюбленных включаются соседи: молодой шалопай Костик, пожилой артист эстрады Велюров, страдающий от алкоголизма и интриг в Мосэстраде, а также таинственный мотоциклист.
Вскоре Джордж Вашингтон отправляет отважного моряка во Францию, где лично для него и его команды строят новое судно, на котором он совершает военные вылазки в Англию.
Оттепель в истории сообразно с явлением природы обозначает таяние снегов, установление плюсовой температуры после долгих зимних морозов, однако это еще не свидетельствует о наступлении весны. И в этом смысле определение подобрано очень точно.
Либерализация во всех сферах жизни наступила, но это вовсе не означало дарования полной свободы. По-прежнему был контроль, цензура, экономика развивалась по пятилеткам, то есть существовал намеченный план, утвержденный в верхах. Но многое и изменилось. Помимо всех формальных трансформаций, поменялось мироощущение. После смерти Сталина многие поняли: эпоха окончилась, грядут перемены. У большинства был страх за будущее, но были и те, кто рад «освобождению».
В любом случае люди начали задумываться о собственном предназначении, о своем месте в мире. Теперь не возбранялось показывать искренние чувства, эмоции, переживания. С приходом к власти Н. Хрущева в 1953 г. В целом улучшение социальной сферы было одним из главных достижений оттепели. Вдобавок к этому политика открытости по отношению к другим государствам, установка на сотрудничество, новые достижения в области науки и техники, освоение космоса.
В культурной сфере также происходит множество событий. Булгакова, М. Зощенко, появляются поэты-шестидесятники, выступавшие со своими стихотворениями в Политехническом музее: Б. Ахмаду-лина, А. Вознесенский, Р. Культурная жизнь буквально ожила.
Несмотря на экстенсивный характер реформ, децентрализацию управления, ситуации напряженности на мировой арене, в целом значение эпохи заключалось в поднятии «железного занавеса», в перелистывании новой страницы в истории государства. Литература об оттепели носит преимущественно мемуарный характер. Картина эпохи ярко представлена в книге «Поколение оттепели» Л. Алексеевой, в 1960-х активно протестовавшей против ареста А. Синявского и Ю. В воспоминаниях Людмилы Михайловны оживают судьбы тех, кто прошел через жернова сталинского террора, оттепели, застоя и, наконец, перестройки.
Так она говорит о поколении шестидесятников: «Это люди, которые встретили XX съезд уже в возрасте по крайней мере двадцати или тридцати лет, то есть в сознательном возрасте. К этому времени они могли осознать, что такое тоталитаризм, что такое сталинизм, могли утвердиться в негативном отношении к этим явлениям, могли выработать в разных областях какую-то активную позицию» [1]. Впервые люди начали задумываться, а не живут ли они по навязанным критериям, а также осознавать, что свои настоящие чувства можно показывать. И этим стремлением к «искренности» отличается мысль и искусство эпохи. Пережив сталинизм, мы уже не смогли бы принять никакое «прогрессивное» учение, навязываемое сверху» [1]. Своего рода зеркалом эпохи стал кинематограф.
Несмотря на то что оттепель в политике и культуре тесно взаимосвязаны, кинооттепель пришла гораздо позже политической середина - конец 1950-х гг. Хронологические рамки определяются исходя из стилистических особенностей и самого кинопроизводства. Эпоха «оттепели» в истории советского кинематографа получила название «новая волна». Она характеризуется обширной деятельностью талантливых молодых режиссеров, выпускников ВГИКа, школы И. Савченко, которые в своих картинах показывают новое видение мира, привносят больше реалистичности. Дискурс, посвященный советскому кинематографу оттепели, в основном был связан с темой разрыва со сталинской традицией.
Анализируя кинокритику тех лет, можно сказать, что основным ее источником был журнал «Искусство кино», с которым сотрудничали Н. Зоркая, С. Фрейлих и др. Они старались объективно и искренне писать об обстановке в кинематографе. Путь фильма к своему зрителю в СССР был поистине тернист. Это череда переделок, переписываний, пересъемок.
Настоящая удача для режиссера, если его видение полностью совпадает со взглядом чиновников, бесчисленное количество которых он проходит. Но это бывало редко. Впервые описание конфликта в кинематографе периода оттепели между администрацией и ре- жиссерами встречается в прозаическом произведении сценариста Г. Он описывал некоторые случаи, связанные с кино, показывающие, как происходил отбор картин, с какими сложностями сталкивались все участники кинопроцесса. Особенно запомнилась автору фраза одного из киночиновников: «Кто вам сказал, что мы занимаемся искусством?! Помимо разных точек зрения аргумент против выражался еще и в экономическом аспекте.
Дело в том, что львиную долю дохода от проката приносили фильмы, снятые на «Ленфильме», «Мосфильме», «Киностудии имени Горького», а остальные студии фактически оставались на содержании у других. Выделяемая банком ссуда шла на съемку такого фильма, но впоследствии он не окупался. Хотя художественный фильм, с одной стороны, - интерпретация художника, и за чересчур вольное обращение с кадрами, работу над картиной могли остановить в самом начале, либо «положить на полку» уже готовый фильм, он нес в себе огромную ценность как зеркало того времени, как свидетельство очевидца событий. Важной вехой в кинокритике и киноведении стала конференция «Кинематограф оттепели», проходившая в 1991 г. Именно тогда впервые были обобщены все накопленные знания о киноэпохе, что позволило оценить ее как весьма противоречивый процесс [12]. В кинематографе оттепели в связи с некоторыми послаблениями власти в отношении выпуска фильмов в прокат и в целом процесса его прохождения через все инстанции контроля, возникла необычная ситуа- ция - равносильно развивались три важные функции кино, упомянутые ранее: идеологический инструмент, средство развлечения, самоценное искусство.
Раньше режиссерам позволялось в большей степени передавать достоверную жизнь в военных фильмах, потому что многие сюжеты были связаны с судьбой человека. Он совершал смелые поступки, сражался за Родину, проявлял лучшие качества, свойственные настоящему герою. Сама война изображалась достаточно реалистично. Таким образом, хотя бы на этой стезе художнику можно было себя почувствовать свободным от идеологического гнета. Теперь же правдивость присутствовала и в фильмах на гражданские темы, где показана судьба отдельного человека. Произошли изменения в методах киносъемки.
Если раньше сцены находились от зрителей на достаточно далеком расстоянии, то в 1960-е режиссеры все чаще использовали крупный план. Стало возможным экспериментировать с подачей, композицией кадра, фильмы стали более искренними. Многие фильмы того времени снимались оператором Сергеем Урусевским. Его роль в схватывании новых смыслов кинокамерой огромна: внимательность, проницательность, чувство кадра повлияли на создание шедевров советского кино. Картины, снятые им, отличаются натурализмом, живостью, в своей работе он применял метод съемки с рук, тем самым создавалось впечатление, что зритель при просмотре фильма становится очевидцем события, проживает историю вместе с героем. Например, этот метод он использовал как основной в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» 1957.
Реакция зрителей на кино - важный показатель оценки актуальности и интеллектуального уровня фильма, а также общего уровня развития кинематографа. Это нужно и государству, которое отбирает, с од- ной стороны, что можно смотреть советскому человеку, а что недопустимо, а с другой - что для него интересно. Исследования аудитории в СССР основательно начали проводиться лишь с 1960-х гг. Некоторые режиссеры и сценаристы ориентировались на зрительские предпочтения. О громадной роли кино в жизни и досуге советских граждан говорят работы социологов. Грушин в нескольких книгах фундаментального труда обобщил многие исследования отечественных ученых о массовом сознании наших соотечественников во времена правления Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина.
С его точки зрения, свободное время граждане СССР в большинстве случаев проводили за занятиями, предполагающими пассивное восприятие: «речь шла в значительно большей мере о потреблении», а не о созидании [3, с. В первой шестерке самых распространенных развлечений мы находим «посещение кинотеатров» [3, с. Исследования кино как средства проведения досуга отражены и в отчетах о посещаемости: «Абсолютный рекорд за всю историю кинематографа дал 1971 год, когда количество посещений приблизилось к пяти миллиардам 4,8 млрд билетов. На рубеже 60-70-х среднестатистические советские граждане, включая новорожденных и глубоких старцев, ходили в кино от 15 до 19 раз в год. Мы тогда были абсолютными чемпионами Европы» [5]. Но период, благоприятствующий творчеству, быстро закончился.
Его отголоски мы будем наблюдать вплоть до распада СССР, но характер картин поменяется. Наступили «заморозки», власть снова взяла рычаг в свои руки. В 1972 г. В этих рамках должны были работать режиссеры. Многие известные события 1970-х показывали «закручивание гаек»: политика очернения Солженицына в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГ», гонения на диссидентов, движение которых с каждым годом укреплялось. Наказанием для художников, литераторов, режиссеров было теперь не их физическое уничтожение, как это было в 1930-1940-е, а запрет на дальнейшие публикации или изгнание из страны.
Для людей, ранее живших в страхе, это уже не звучало столь ужасающе. Появился самиздат. После постановления 1972 г. Оказалось, что не хватает фильмов, где был бы воссоздан образ борца за идеалы, человека, которого можно было бы поставить в пример советским гражданам. В основном фильмы выпускали на темы, которые больше всего окупаются. Было решено, что картины должны нести в себе воспитательную функцию, зрители должны уходить с сеанса, усвоив моральные, нравственные ценности.
Предпочтительными для власти и для аудитории являлись во многих случаях именно патриотические фильмы. Возврат к активному производству таких фильмов произошел в середине 1970-х годов.
В этом проявляется резкое отличие от фильмов 1950-х - начала 1960-х. В школьной тематике советского кинематографа, где в фильме педагогу следовало поставить в пример хорошего уче- ника и наказать бездельника, разгильдяя, переучить его, теперь ситуация переворачивается. Встает вопрос: а каковы сами учителя, достойны ли они той ответственности, которую на них возложили? Слова Ильи Михайловича в конце фильма в этом смысле являются определяющими: «А если не можем, давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится». Если раньше поощрялось лишь строгое подчинение школьников общей системе, преподаватель выступал как непререкаемый авторитет, то теперь важнее личность педагога и то, чему он может научить. Здесь просвечивает символ эпохи - осознание того, что сами идеалы советского общества могут быть поставлены под сомнение. Лейтмотив фильма - образ одинокого странника, саморефлексия, внутренний диалог. Этот образ напоминает нам лирического героя эпохи романтизма, который не может примириться с реальностью.
Илья Семенович рассуждает о судьбе детей, об учительской миссии, не способен спокойно работать, потому что осознает необходимость перемен, невозможность преподавать, как прежде. Даже в ходе разбирательств по поводу сожжения сочинений и написания стихотворения он оказывается не на стороне коллеги, а на стороне своего ученика, судит по справедливости. Антипод учителя будущего - Светлана Семеновна, представитель старой школы. Мы видим, как она реагирует на сочинения детей на тему «Что такое счастье? Она, как и все прочие, испытывает чувства, однако косность системы делает из людей конформистов, где высшая ценность - коллектив, поэтому индивидуальные переживания не принято выставлять напоказ. Светлану Семеновну саму воспитали по той же методике, которую она использует в об- учении детей. Непривычно, когда рушатся устои, которые формировались десятилетиями. По обыкновению, воспитательная компонента фильмов затрагивала лишь внешнюю сторону личности: ученика убеждали в правильности или неправильности поведения, показывая на негативных или положительных примерах, как нужно себя вести. Этого было достаточно для воспитания человека как части коллектива. Теперь же важно не просто подчинить себе личность ученика, а научить его самостоятельно оценивать собственные поступки, учитель должен не наставлять, а помогать ученику на его пути.
И происходит это в живом разговоре на равных, без приказного тона. Только когда у преподавателя появится уважение к ученику как к личности, учитель сможет объяснить, в чем тот не прав, постараться вместе найти решение проблемы. Учитель не должен быть догматиком, иначе воспитания не получится. Именно благодаря гуманистическому воспитанию вырастают настоящие люди. По мнению режиссера Сергея Урсуляка, «чтобы понять, каким образом получались хорошие люди, нужно посмотреть фильм С. Ростоцкого «Доживем до понедельника». Произошла трансформация педагогического фильма: он стал мелодраматичным. Рассмотрим, какие особенности драматического жанра стали основой фильма 1970-х гг. Фильм Василия Шукшина «Калина красная» 1974 стал лучшим фильмом по версии журнала «Советский экран» за 1975 г. Он занял 14-е место по посещаемости за всю историю советского кинопроката.
Главного героя - Егора Прокудина, вора-рецидивиста, сыграл сам Шукшин. Режиссер выбрал нетрадиционного персонажа для главной роли, и в этом тоже примета времени: в кино появляются образы неисправимых или кающихся грешников. Прежние границы образа героя, су- ществовавшие в 1940-1950-е гг. Многообразие человеческих характеристик в одном персонаже в 1970-е гг. Теперь нет персонажей только положительных или отрицательных, нет черного и белого, появляются полутона, оттенки. На первый взгляд поведение Егора Прокудина непредсказуемо: в сценах разговора с березами он лиричен и сентиментален, пренебрежительно строг, когда люди относятся к нему предвзято из-за его судимости, добр и романтичен в сценах с Любой. Но это не стихийное изменение поведения, все подчинено внутренней логике героя. Именно поэтому образ представляется чрезвычайно правдивым, ведь в жизни люди не всегда действуют так, как ожидают от них другие. Благодаря своему таланту, знанию психологии и жизненному опыту Шукшин создал глубокого персонажа. Такой неоднозначный образ вызывал множество вопросов во время утверждения фильма, Шукшину рекомендовали внести корректировки и убрать некоторые сцены.
Реалистичность - характеристика, которая в полной мере присуща этому фильму. После просмотра картины убежденность в том, что любой человек с судимостью -злой, социально опасный человек, не заслуживающий прощения, не имеющий право на жизнь в обществе, уходит. Вор-рецидивист оказался весьма достойным человеком, потому что действовал, исходя из своей жизненной установки, не прогибался, когда судьба бросала вызов, доказывал не словом, а делом, умел признавать свои ошибки. Благодаря всему этому Егор Прокудин завоевал симпатии зрителей. На протяжении фильма герой задавал вопросы, важные для его дальнейшей судьбы, говорил, что начал заниматься воровством, чтобы как-то заполнить свою душу, но понял, что это не приносит ему счастья, а в конце, уже найдя ответы, свое пристанище, его будто настигает возмездие. Герой принимает смерть спокойно, как крестьянин, прижавшись к березе, на поле. Даже если человек вновь приспособился к обычной жизни, след его пребывания в заключении остается навсегда. Прокудин не прижился в городе, и он отправляется в деревню, где жизнь течет ручьем, сама собой, и также олицетворяет собой свободу, которой так жаждет герой. В фильме герои беседуют по душам возле сарая, на лавочке в проходе, во дворе. Такие уединенные сцены стали привычными.
Появляется голос главного героя за кадром, его рассуждения про себя. Долгий задумчивый взгляд героя в камеру режиссер использует, чтобы показать, о чем думает персонаж в этот момент. Символическая колористика фильмов Шукшина также отсылает нас к более детальному пониманию героев: красная рубашка Егора - знак казни и одновременно жертвы, медальон на груди Любы со знаменитым портретом - символ одухотворенности. Также добавляются методы, которые используются в авторском кино, например, длинный кадр, когда происходящая сцена снимается без монтажа, чтобы добиться максимальной реалистичности и сохранить момент, уловить настроение. Необычно автор обыграл сцену убийства, она не была показана традиционно: герои убежали в поле, за деревья, мы только услышали выстрел и увидели, как птицы резко взлетели вверх. Как будто это была обычная сделка преступников. Этим В. Шукшин, вероятно, хотел показать, что такое и должно было произойти, это закономерность. В картине есть комичные сцены, нравящиеся зрителю, например, когда герой ищет «праздник», когда подбирается ночью к Любе, а его предлагают огреть сковородой. Но одновременно в фильме присутствуют более глубокие смысловые слои, которые превращают его не просто в развлекательное произведение с интересным сюжетом, а в интеллектуальное кино.
Начало 1970-х гг. Персонажи становятся более открытыми и искренними, проблемы личности постепенно становятся важнее проблем коллектива, государства. Люди перестают видеть свое спасение в навязанных извне идеалах, они ищут его в обращении к своему внутреннему миру, к общечеловеческому гуманизму. Усложнение образов героев, их противоречивость свидетельствует о назревающем в стране кризисе. Все реже в фильмах встречаются герои, борющиеся за идеалы социализма. Появляются фильмы-притчи, которые воспаряют над своим временем, что свидетельствует о зрелости кинематографа. Литература: 1. Алексеева Л. Поколение оттепели. Предисловие к русскому изданию.
Бахман Г. О природе ностальгии. Грушин Б. Четыре жизни России. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. Долгов К. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. Дондурей Д.
Зоркая Н. История отечественного кино. XX век. Косинова М. Летопись Российского кино. Разлогов К. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. Свирский Г. На лобном месте: литература нравственного сопротивления 194686 гг. Тарковский А.
Лекции по кинорежиссуре. Трояновский В. Кинематограф оттепели. Указ Президента Российской Федерации от 31. Храмов В. Хренов Н.
Забыть нельзя, смотрим! Топ-10 неизвестных советских фильмов
Предлагаем вашему вниманию подборку из 35 лучших фантастических фильмов 1960-1980 годов, которые по праву считаются классикой жанра и до сих пор пользуются популярностью у зрителей разных поколений. 50 лучших советских и российских фильмов о Великой Отечественной войне. Открытый клуб-салон с уютной атмосферой и дружеским участием для тех кто любит старые добрые фильмы. |. В советском кино во все времена и при любом давлении находилось место гениальным лентам, в которые влюблялись зрители – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, актёры и актрисы, кино на развлекательном портале Смотрите фильмы, сериалы, и мультфильмы из списка "Фильмы и сериалы (СССР)" в нашем онлайн-кинотеатре. Каталог советских, русских и зарубежных фильмов, художественные, документальные фильмы, боевики, комедии, драмы — смотреть онлайн и бесплатно.
10 лучших советских фильмов 1960-х годов по версии зрителей
Впрочем, подобные ситуации, судя по мировой литературе, были, есть и будут всегда. Некоторые советуют смотреть этот фильм всей семьей мамам с детьми-подростками , чтобы не терять равновесия между чувствами и разумом. Иногда даже люди с большим жизненным опытом, желающие только добра, способны ошибаться и делать несчастными собственных детей. Дамы приглашают кавалеров 1980 Главная героиня — одинокая, ищущая счастья женщина.
Кажется, что она просто создана для семейной жизни, но почему-то одна. Подруга выходит замуж за потенциального жениха главной героини, спев одну песню на её смотринах... В этот непростой период жизни героиня решает заявить о себе и отправляется искать сказочного принца, требования к которому, в общем-то, не сильно завышены.
Претендентам многое можно простить... Чудесный фильм, замечательные актеры, прекрасные сочинские пейзажи. Атмосфера 80-х.
Нюра встретит много мужчин, но все они пройдут мимо нее. Очень точно сыграны роли - и кавказского мачо, и курортного дамского угодника, и мошенника-шулера. И женщин, пытающихся поймать женское счастье и преодолеть «серость» повседневной жизни.
Все, как в реальной жизни. Евдокия 1961 О жизни простой семьи Евдокима и Евдокии. На первый взгляд обыденной, наполненной только заботами о семье и детях.
Только внимательный взгляд уже с первых кадров замечает много любви и доброты между строк, и этой атмосферой пропитан весь фильм. Как и в любой жизни, тут будут важные для героев события, и непростые выборы, и тяжелые перемены в жизни страны и каждого отдельного человека. Все трудности герои проживают преодолевают с терпением и мудростью, без надрыва чему стоит поучиться и нам.
Дети у Евдокии и Евдокима приемные, но каждый из ребятишек стал родным и любимым, за каждого переживают и во взрослом возрасте история разворачивается на протяжении лет 20. Очень теплый кинофильм с прекрасным послевкусием, после просмотра на душе становится светлее. Здравствуй и прощай 1972 Женщину с тремя детьми бросил муж — уехал в город искать «смысл жизни».
Героине некогда горевать - она одна справляется со всем, становясь жесткой и недоверчивой. Однако её сердце сумел растопить участковый милиционер и вернул веру в любовь. И только у героини появилась надежда на новую жизнь и семейное счастье, как в деревню вернулся пропащий муж.
Это доброе и местами грустное кино таит в себе неповторимое очарование. Настоящие переживания, настоящие эмоции. Фильм простой, не перегружен философским смыслом.
В нем «жизнь, как она есть», с присущими ей юмором, драмами и проблемами. Время желаний 1984 Энергичная, современная женщина, привыкшая добиваться всех своих целей: благополучия, респектабельности и даже личного счастья. Деловой хватки, связей и трезвого расчета ей не занимать.
Только она совсем не замечает, что ее желания не делают счастливым близкого ей человека. Расплата окажется очень неожиданной и страшной. Невероятная Вера Алентова и Анатолий Папанов заставляют забывать о том, что смотришь кино.
Читайте также: Фильмы 1999 года: топ список самых крутых Золотой теленок 1968 В Арбатове встретились известный комбинатор Остап Бендер и Шура Балаганов. Здесь же два жулика знакомятся с таким же «коллегой» Паниковским. И вот троице становится известно, что в городе Черноморске есть чем поживиться — целый миллион, принадлежащий подпольному миллионеру. Впереди масса забавных афер и невероятных приключений, из которых герои всегда найдут выход.
Берегись автомобиля 1967 Юрий Деточкин берется за ответственное дело — восстановление справедливости, отбирая у богатых, отдавая тем, кто нуждается. Скромный страховой агент угоняет автомобили так, что возникает ощущение, будто действуют профессионалы. В театре художественной самодеятельности он знакомится со следователем по угону авто Подберезовиковым. И они становятся друзьями.
Что же будет дальше? Унесенные ветром 1939 Эта история случилась во время Гражданской войны, когда мир стал меняться до неузнаваемости. А между тем, люди пытались приспособиться и у некоторых это получалось отлично, у других же заканчивалось самым худшим образом. Скарлетт ОХара ненавидела неприятного хитреца Рета Батлера, но именно о нем она постоянно думала.
Как украсть миллион 1966 Бонне — антиквар, который продает на аукционах экспонаты из своей коллекции за невероятные деньги. Благодаря этому, уже долгие годы мужчина является несказанно богатым. Но, что произойдет, когда однажды выяснится, что все экспонаты из легендарной коллекции на самом деле не более чем подделки? Нужно придумать план.
Блеф 1976 Вначале знакомишься с человеком, находясь в одной тюрьме. Потом вы вместе предпринимаете попытку побега, но ему приходится остаться. Герой думал, что больше никогда не увидит нового знакомого, пока к нему не пришли люди, обязавшие его вернуться обратно.
Несмотря на экстенсивный характер реформ, децентрализацию управления, ситуации напряженности на мировой арене, в целом значение эпохи заключалось в поднятии «железного занавеса», в перелистывании новой страницы в истории государства. Литература об оттепели носит преимущественно мемуарный характер. Картина эпохи ярко представлена в книге «Поколение оттепели» Л. Алексеевой, в 1960-х активно протестовавшей против ареста А. Синявского и Ю. В воспоминаниях Людмилы Михайловны оживают судьбы тех, кто прошел через жернова сталинского террора, оттепели, застоя и, наконец, перестройки. Так она говорит о поколении шестидесятников: «Это люди, которые встретили XX съезд уже в возрасте по крайней мере двадцати или тридцати лет, то есть в сознательном возрасте.
К этому времени они могли осознать, что такое тоталитаризм, что такое сталинизм, могли утвердиться в негативном отношении к этим явлениям, могли выработать в разных областях какую-то активную позицию» [1]. Впервые люди начали задумываться, а не живут ли они по навязанным критериям, а также осознавать, что свои настоящие чувства можно показывать. И этим стремлением к «искренности» отличается мысль и искусство эпохи. Пережив сталинизм, мы уже не смогли бы принять никакое «прогрессивное» учение, навязываемое сверху» [1]. Своего рода зеркалом эпохи стал кинематограф. Несмотря на то что оттепель в политике и культуре тесно взаимосвязаны, кинооттепель пришла гораздо позже политической середина - конец 1950-х гг. Хронологические рамки определяются исходя из стилистических особенностей и самого кинопроизводства. Эпоха «оттепели» в истории советского кинематографа получила название «новая волна». Она характеризуется обширной деятельностью талантливых молодых режиссеров, выпускников ВГИКа, школы И. Савченко, которые в своих картинах показывают новое видение мира, привносят больше реалистичности.
Дискурс, посвященный советскому кинематографу оттепели, в основном был связан с темой разрыва со сталинской традицией. Анализируя кинокритику тех лет, можно сказать, что основным ее источником был журнал «Искусство кино», с которым сотрудничали Н. Зоркая, С. Фрейлих и др. Они старались объективно и искренне писать об обстановке в кинематографе. Путь фильма к своему зрителю в СССР был поистине тернист. Это череда переделок, переписываний, пересъемок. Настоящая удача для режиссера, если его видение полностью совпадает со взглядом чиновников, бесчисленное количество которых он проходит. Но это бывало редко. Впервые описание конфликта в кинематографе периода оттепели между администрацией и ре- жиссерами встречается в прозаическом произведении сценариста Г.
Он описывал некоторые случаи, связанные с кино, показывающие, как происходил отбор картин, с какими сложностями сталкивались все участники кинопроцесса. Особенно запомнилась автору фраза одного из киночиновников: «Кто вам сказал, что мы занимаемся искусством?! Помимо разных точек зрения аргумент против выражался еще и в экономическом аспекте. Дело в том, что львиную долю дохода от проката приносили фильмы, снятые на «Ленфильме», «Мосфильме», «Киностудии имени Горького», а остальные студии фактически оставались на содержании у других. Выделяемая банком ссуда шла на съемку такого фильма, но впоследствии он не окупался. Хотя художественный фильм, с одной стороны, - интерпретация художника, и за чересчур вольное обращение с кадрами, работу над картиной могли остановить в самом начале, либо «положить на полку» уже готовый фильм, он нес в себе огромную ценность как зеркало того времени, как свидетельство очевидца событий. Важной вехой в кинокритике и киноведении стала конференция «Кинематограф оттепели», проходившая в 1991 г. Именно тогда впервые были обобщены все накопленные знания о киноэпохе, что позволило оценить ее как весьма противоречивый процесс [12]. В кинематографе оттепели в связи с некоторыми послаблениями власти в отношении выпуска фильмов в прокат и в целом процесса его прохождения через все инстанции контроля, возникла необычная ситуа- ция - равносильно развивались три важные функции кино, упомянутые ранее: идеологический инструмент, средство развлечения, самоценное искусство. Раньше режиссерам позволялось в большей степени передавать достоверную жизнь в военных фильмах, потому что многие сюжеты были связаны с судьбой человека.
Он совершал смелые поступки, сражался за Родину, проявлял лучшие качества, свойственные настоящему герою. Сама война изображалась достаточно реалистично. Таким образом, хотя бы на этой стезе художнику можно было себя почувствовать свободным от идеологического гнета. Теперь же правдивость присутствовала и в фильмах на гражданские темы, где показана судьба отдельного человека. Произошли изменения в методах киносъемки. Если раньше сцены находились от зрителей на достаточно далеком расстоянии, то в 1960-е режиссеры все чаще использовали крупный план. Стало возможным экспериментировать с подачей, композицией кадра, фильмы стали более искренними. Многие фильмы того времени снимались оператором Сергеем Урусевским. Его роль в схватывании новых смыслов кинокамерой огромна: внимательность, проницательность, чувство кадра повлияли на создание шедевров советского кино. Картины, снятые им, отличаются натурализмом, живостью, в своей работе он применял метод съемки с рук, тем самым создавалось впечатление, что зритель при просмотре фильма становится очевидцем события, проживает историю вместе с героем.
Например, этот метод он использовал как основной в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» 1957. Реакция зрителей на кино - важный показатель оценки актуальности и интеллектуального уровня фильма, а также общего уровня развития кинематографа. Это нужно и государству, которое отбирает, с од- ной стороны, что можно смотреть советскому человеку, а что недопустимо, а с другой - что для него интересно. Исследования аудитории в СССР основательно начали проводиться лишь с 1960-х гг. Некоторые режиссеры и сценаристы ориентировались на зрительские предпочтения. О громадной роли кино в жизни и досуге советских граждан говорят работы социологов. Грушин в нескольких книгах фундаментального труда обобщил многие исследования отечественных ученых о массовом сознании наших соотечественников во времена правления Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина. С его точки зрения, свободное время граждане СССР в большинстве случаев проводили за занятиями, предполагающими пассивное восприятие: «речь шла в значительно большей мере о потреблении», а не о созидании [3, с. В первой шестерке самых распространенных развлечений мы находим «посещение кинотеатров» [3, с. Исследования кино как средства проведения досуга отражены и в отчетах о посещаемости: «Абсолютный рекорд за всю историю кинематографа дал 1971 год, когда количество посещений приблизилось к пяти миллиардам 4,8 млрд билетов.
На рубеже 60-70-х среднестатистические советские граждане, включая новорожденных и глубоких старцев, ходили в кино от 15 до 19 раз в год. Мы тогда были абсолютными чемпионами Европы» [5]. Но период, благоприятствующий творчеству, быстро закончился. Его отголоски мы будем наблюдать вплоть до распада СССР, но характер картин поменяется. Наступили «заморозки», власть снова взяла рычаг в свои руки. В 1972 г. В этих рамках должны были работать режиссеры. Многие известные события 1970-х показывали «закручивание гаек»: политика очернения Солженицына в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГ», гонения на диссидентов, движение которых с каждым годом укреплялось. Наказанием для художников, литераторов, режиссеров было теперь не их физическое уничтожение, как это было в 1930-1940-е, а запрет на дальнейшие публикации или изгнание из страны. Для людей, ранее живших в страхе, это уже не звучало столь ужасающе.
Появился самиздат. После постановления 1972 г. Оказалось, что не хватает фильмов, где был бы воссоздан образ борца за идеалы, человека, которого можно было бы поставить в пример советским гражданам. В основном фильмы выпускали на темы, которые больше всего окупаются. Было решено, что картины должны нести в себе воспитательную функцию, зрители должны уходить с сеанса, усвоив моральные, нравственные ценности. Предпочтительными для власти и для аудитории являлись во многих случаях именно патриотические фильмы. Возврат к активному производству таких фильмов произошел в середине 1970-х годов. Именно тогда состоялся условный раскол кинематографа на два фронта. С одной стороны, продолжали творить ставшие известными в период расцвета столпы советского киноискусства - Параджанов, Тарковский, Шукшин, Климов и др. Они остались на своей твердой позиции в отношении кино, и их не пугали условия, в которых им приходилось работать.
С другой стороны, продолжали снимать и конформисты, приспосабливавшиеся к новым условиям. Выходило много хороших фильмов, потому что остались прежние мастера. Поме- нялись лишь обстоятельства и обстановка в стране, что не могло не повлиять и на кинопроизводство [9]. В 1970-х образ героя усложняется, авторы перестали прибегать к прямолинейно-пафосным средствам выражения, характерным для классического соцреализма. Фильмы этого времени, с одной стороны, отдаляются от реальности, появляются фильмы-притчи - завуалированные образы современности, а с другой стороны, режиссеры обращались к критической реальности времени, показывали индивидуальные бытовые проблемы обычных людей. Яркий пример - фильм «Осень» 1974 Андрея Смирнова, который практически сразу положили на полку. В нем затронуты темы, касающиеся личных взаимоотношений людей, которые находятся словно на необитаемом острове наедине со своими размышлениями: в фильме нет ничего о политике, экономике, герои даже не разговаривают о своей работе. В целом кинематограф совершенствуется, усложняется, становится многомерным, к тому же происходит смешение жанров. Ко второй половине 1970-х посещаемость значительно уменьшилась. Публику старались удержать всеми способами [7].
Шестидесятые заканчиваются, главное достижение художников-борцов этого десятилетия - применение неизвестных ранее приемов в основе кинематографа, взращивание почвы продолжения новых настроений -искренних, свободных, правдивых. Наступает время размежевания в кино [6]. Новаторами кино этого десятилетия можно считать тех, кто отказался от служения государственному заказу и бесстрашно пустился в свободное плавание в творчестве. Обстановка накалялась, обострялись противоречия. Как говорила Н. Зоркая: «многомыслие»... Люди продолжали подчиняться режиму, но это теперь проявлялось только внешне, внутренне они думали уже совсем о других вещах - «оттепель» сыграла свою роль.
Кажется, сейчас мы увидим очередную вариацию формулы «Парень встречает девушку» или девушка — парня , но Женя, так зовут владельца куртки, в кадре больше не появится, переродившись в голос из телефонной трубки.
А Лена весь фильм будет наблюдать, как умирают ее чувства к жениху — прагматичному ученому Володе Александр Белявский с массой положительных качеств, про которого она не сможет объяснить родственникам, почему так и не вышла за него замуж. Вернее, двоечник Алеша врет отличнику Коле, что заболела учительница по геометрии. Впрочем, тот и сам обманываться рад, и вместе они проводят целый день, в котором будут и торжество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. А еще невероятная редкость — апельсин родом точно из Марокко, которым так весело перебрасываться вместо футбольного мяча на первом снегу в Екатерининском садике у Александринского театра. Да, этот полифоничный фильм работает как портал в Ленинград 1960-х, когда магазины самообслуживания были чем-то необычным, шляпки покупали в «Пассаже», а танцевать ходили в пришвартованный у Петропавловской крепости теплоход-ресторан. Сценарий картины написал Эдвард Радзинский, которого поколение девяностых и нулевых знает чаще всего по фантазийному циклу телепередач по мотивам реальной истории России, а не лиричным пьесам вроде «104 страниц про любовь». Первые умны, благородны и способны на подвиг ради науки и человечества, вторые — ими искренне восхищаются и снимают про них кино.
50 лучших советских фильмов о войне. Часть I. 1950-1960 годы
Но бывшая жена Маргарита Павловна и примкнувший к ней новый муж считают, что неприспособленный к жизни Хоботов не должен жениться, так как погубит и себя, и девушку. В борьбу за счастье влюбленных включаются соседи: молодой шалопай Костик, пожилой артист эстрады Велюров, страдающий от алкоголизма и интриг в Мосэстраде, а также таинственный мотоциклист.
Так же является самым кассовым за всю историю российского и советского кинопроката. В год премьеры его посмотрело около 90 млн зрителей. Сюжет был основан на реальных событиях. В самом фильме демонстрировалось большое количество военной атрибутики.
История соответствует названию. На советское судно нападают пираты, но первым удается спастись и укрыться на острове, расположенном неподалеку. Но затем действие снова переносится на корабль. Любовь и голуби 1984 Кино в жанре лирической комедии было снято известным режиссером Владимиром Меньшовым. В фильме затрагиваются такие темы, как любовь, насмешки судьбы, неверность и другие острые вопросы. В основе фильма семейная история реально существовавшей пары из города Черемхово Иркутской области.
Обычный деревенский мужчина Василий разводит голубей и спокойно живет с женой и тремя детьми. Иногда выпивает. Однажды он получает травму на работе и отправляется на лечение, где заводит курортную любовь. Об этом узнает жена, которую такое положение вещей не обрадовало. Волга-Волга 1938 Советская музыкальная комедия. В главных ролях такие актеры как Любовь Орлова и Игорь Ильинский.
И это один из немногих советских фильмов, который демонстрировался на территории оккупированных республик СССР в годы Великой Отечественной войны. Музыку из фильма собирали вместе и выпускали на пластинках, а позже и на кассетах. Сюжет показывает историю о двух коллективах артистов, которые направляются в Москву на смотр талантов. Конечно, в таком случае разворачивается самая настоящая драма. Особенно, когда выясняется, что два человека из разных команд влюблены друг в друга. Невероятные приключения итальянцев в России 1973 Наполовину итальянская, наполовину советская приключенческая комедия.
Совместная работа отечественных и зарубежных актеров, талантливо скоординированная Эльдаром Рязановым, позволила получить настоящий шедевр кинематографа. Фильм получил высокие оценки не только в Советском Союзе, но и в других странах. По сюжету, за наследством умершей русской эмигрантки охотится целая группа людей, которые то и дело попадают в комические ситуации. Ждет ли героев полный провал или успех — зависит от ряда обстоятельств. Я шагаю по Москве 1964 Художественный фильм в жанре лирической комедии стал культовым именно из-за неоднозначности отзывов. Его представили на Канском кинофестивале.
Поэтому об экранизации узнал весь мир, а не только советские зрители. По мнению многих кинолента получилась с переизбытком добра и «сахара». В фильме показан один день, наполненный событиями, которые происходят в жизни разных героев. Все действия показаны в виде эпизодов, объединяющихся в одну цепочку. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 1966 Трус, Балбес и Бывалый составляют самую известную в Советском союзе комическую группировку. Они появляются в целой серии фильмов, делая их еще более интересными.
Они стали героями этой невероятной трагедии, где каждая секунда имела значение. История "Вздымающегося ада" рассказывает о том, как в самых темных моментах человеческой жизни, когда вся надежда кажется утраченной, сила человеческого духа и сплоченности может сделать невозможное. Это история о выживании, героизме и солидарности, которая останется в памяти как одна из самых напряженных и волнующих историй о пожарных и спасателях.
Не обошлось без настоящих кинодив, самой известной из которых стала Любовь Орлова.
Государство взяло над ними опеку, забирая их с улиц в специальные приюты и воспитывая в них новых граждан. Первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» и посвящен этому процессу. В нем рассказывается о перевоспитании банды подростков в трудовой коммуне. Которое, правда, не всегда идет успешно. Снял фильм еще малоизвестный тогда режиссер Николай Экк настоящие имя Юрий Ивакин.
Фильм Григория Александрова — о приключениях пастуха Кости, который становится дирижером джазового оркестра, и домработницы Анны, ставшей певицей. В роли Кости выступил один из лучших советских артистов — певец Леонид Утесов. Братья Васильевы взяли за основу одноименный роман Дмитрия Фурманова, который служил под руководством Чапаева. Кино получило признание не только в официальных кругах, но и огромную зрительскую симпатию.
Советское кино 1966-1980 гг.: расцвет в эпоху застоя?
Теги: Лучшее Отечественное Кино Фильмы Лучшие Фильмы Кино 1980-Х Киношедевры Популярные Фильмы. фильмам, снятым в 1970-1980-е годы. Теги: Лучшее Отечественное Кино Фильмы Лучшие Фильмы Кино 1980-Х Киношедевры Популярные Фильмы. Мы решили взять эти данные и с разбивкой на десятилетия и категории показать вам самые популярные фильмы и актёров советских времён. Сегодня начнём с лучших картин 1960-х годов. Плодотворной темой кино 1960-х была личность на войне.