погиб 15 декабря 1938 г. при проведении испытательного полёта на новом истребителе И-180. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск).
ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
Чкалов Валерий Павлович | Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля по новому стилю) 1904 года в селе Василево в семье Павла Григорьевича Чкалова, крестьянина Балахнинского уезда деревни Высоково и жены его Арины Ивановны. |
2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Валерия Чкалова | 9,1 тыс. км. Погиб при испытании нового истребителя вблизи моск. |
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова | «Правда» №345, 16 декабря 1938 года Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. |
Обстоятельства гибели
- Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
- 2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Валерия Чкалова
- 15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
- 75 лет назад погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов
- Валерий Павлович Чкалов
- Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
Возможно ли, что пилота «убрали» специально? В докладе спецкомиссии от 17 декабря 1938 года крушение объяснили отказом мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом. Вторая комиссия, работа которой началась лишь в 1955 году, в целом согласилась с выводами предыдущей, но внесла и свои коррективы. Специалисты под руководством генерал-полковника авиации Громова посчитали, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, а также в самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день было опасно. Наиболее вероятной причиной катастрофы назвали отказ мотора из-за переохлаждения. Но вот что странно: 2 декабря 1938 Чкалов сам осматривал И-180 и заметил, что у самолета неисправны шасси, однако все равно настоял на полете через две недели. Возможно, не холод, а именно заблокированное шасси привело Чкалова к гибели. Если бы его можно было убрать, пилот посадил бы машину на брюхо. Кроме того, известно об отсутствии защищавших мотор от холода жалюзи.
Чкалов даже уточнил, как так вышло, на что ему ответили: «Жалюзи не предусмотрены». По другой версии, кто-то срезал жалюзи накануне полета, и об этой неприятности пилот узнал уже в воздухе. Охота на самого известного летчика Небывалая популярность Чкалова породила массу слухов относительно его гибели, опровергнуть которые не удалось по сей день. С этого момента Валерий Чкалов стал не просто героем и отважным летчиком, но и влиятельным политиком.
Краткая биография Валерия Чкалова Валерий Павлович Чкалов родился в 1904 году в Нижегородской губернии в семье столяра.
С детства мечтал стать летчиком. В 1923 году поступил в Егорьевскую авиашколу, после окончания которой начал работать пилотом в различных авиаотрядах. В 1930 году был зачислен в отряд испытателей Центрального аэрогидродинамического института. Проявил себя отважным летчиком-испытателем, установившим много мировых авиационных рекордов. Валерий Чкалов стал популярным героем после совершения в 1936-1937 годах беспосадочных перелетов из Москвы на Дальний Восток через Северный полюс и в США через Северный полюс.
За эти подвиги ему присвоили звание Героя Советского Союза. Обстоятельства гибели Трагический инцидент произошел 15 декабря 1938 года во время испытательного полета на новом истребителе И-180 конструкции Н. Согласно официальной версии, из-за переохлаждения мотор отказал на высоте около 100 метров, и Чкалов совершил вынужденную посадку на территории дровяного склада недалеко от аэродрома. При ударе о землю Чкалов получил смертельные травмы. Однако таинственные обстоятельства гибели первого летчика страны сразу породили множество версий и слухов.
Рассмотрим основные из них подробнее. Версия 1: несчастный случай Согласно официальному заключению следственной комиссии 1938 года, причиной катастрофы стал отказ мотора из-за переохлаждения. Этот вывод подтвердила и экспертиза 1955 года. А как погиб Чкалов в действительности? Сторонники этой версии считают, что Чкалов, имея богатый опыт, пошел на неоправданный риск, вылетев на технически не подготовленном самолете в сложных погодных условиях.
Это и привело к трагической случайности. Версия 2: умышленное убийство Однако многие не верят, что гибель легендарного летчика могла быть случайностью. Существует версия об умышленном убийстве. Дети Чкалова утверждают, что за год до гибели на отца было совершено несколько покушений. По этой версии, Чкалов был неугоден кому-то.
Анализ улик: за и против Чтобы разобраться в противоречивых версиях гибели Чкалова, рассмотрим основные аргументы сторонников каждой из них. Почему Чкалов нарушил запрет на полет? Могла ли одна техническая неисправность привести к катастрофе? Аргументы сторонников версии убийства: Якобы было несколько покушений на жизнь Чкалова Самолет могли специально подготовить для диверсии Слабые места этой версии: Неясно, кто конкретно мог стоять за убийством Многие факты основаны на слухах К сожалению, однозначно установить истинную причину гибели Валерия Чкалова по имеющимся на сегодня данным не представляется возможным. Обе версии имеют сильные и слабые стороны.
Похоже, эта тайна еще долго будет вызывать споры и домыслы. Неоднозначные выводы комиссий Хотя обе официальные комиссии 1938 и 1955 годов пришли к выводу, что причиной катастрофы стало переохлаждение мотора, их заключения вызывают множество вопросов.
С нашим городом его связывает всего лишь один визит в 1937 году, родственники, жившие в Куйбышеве, а также улицы, названные в честь Валерия Чкалова. Погиб Чкалов на самолёте конструкции Поликарпова, и его смерть, как считают историки, не была случайной.
Популярность лётчика в массах и дружба со Сталиным беспокоила окружение вождя, которое через катастрофу могло ликвидировать опасного конкурента. Результаты до сих пор засекречены. Впрочем, погубить Чкалова могла и несовершенная техника того времени , и конкуренция между КБ… Сейчас из России до Америки лететь 12 часов, в конце 30-х годов 63 часа. Фото: tvzvezda.
В воздухе они пробыли 63 часа, преодолев 8500 километров над океаном и льдами. В Вашингтоне советские лётчики были встречены восторженными жителями и лично приняты президентом США Франклином Рузвельтом. А полёт, хоть и назывался исследовательским, носил весьма практические цели воздушной разведки перспективного маршрута. Ту-95, выпущенные в Куйбышеве, летали по маршруту, проложенному Чкаловым.
Рисунок: Pinterest Спустя несколько недель после экспедиции Чкалов посетил Куйбышев, где проживали его родственники. В областном центре летчик провел два крайне насыщенных встречами и митингами дня. Встречать Чкалова вышли десятки тысяч жителей, которые следили за полётом геройского экипажа, читая репортажи в газетах. Самолёты, лётчики, полёты на рекорд — тогда это всё было крайне интересно и популярно.
Военные же летчики в разное время повторяли опасный, но весьма эффектный пролёт истребителя под мостом, который первым в СССР совершил Чкалов. На речном вокзале Валерия Чкалова встречали тысячи жителей Куйбышева. Фото: bangkokbook. Приведём выдержки из заметки 1937 года: «Вчера с утра город жил радостным ожиданием: сегодня из Горького приезжает Чкалов.
Весть распространилась мгновенно. Задолго до прихода парохода на дебаркадер, украшенный приветственными лозунгами, стали стекаться делегации фабрик и заводов, представители общественных организаций. Трудящиеся Куйбышева пришли сюда, чтобы достойно встретить славного сталинского питомца, который вместе со своими отважными товарищами по воле народа и партии по маршруту, начертанному Сталиным, совершил беспримерный в истории беспосадочный перелет из Москвы в США. Совсем недавно пролетарская столица с любовью и восхищением приветствовала этих трех богатырей социалистической родины, возвратившихся после перелета на родную советскую землю.
Ведь после Октябрьской революции США долгое время отказывались признавать молодое советское государство. За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени. Тогда протяженность маршрута составила 9374 км. Полет длился 56 часов 20 минут. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Через два часа он скончался в Боткинской больнице. Это был первый полет одномоторного истребителя-моноплана. Многие элементы конструкции были опытными и раньше не проходили проверку в воздухе.
Официальной версией авиакатастрофы считается отказ мотора. Спустя всего год разбился еще один опытный И-180 — лопнул маслорадиатор. Оба происшествия поставили крест на образце самолета. К концу следующего года в Заполярье будет создана основа отечественной авиагруппировки Трагическая смерть Чкалова мгновенно обросла множеством слухов и догадок. Некоторые считали, что летчику «помогли» разбиться.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь. Его начинают приглашать на кремлёвские банкеты. Однажды Сталин даже лично провозгласил тост в честь Чкалова, назвав его "талантливым человеком, каких мало не только в СССР, но и во всём мире". Несколько месяцев Чкалов отдыхал от полётов, выполняя обязанности депутата. Тем временем к испытаниям готовился новый самолет И-180, который должен был стать более совершенным продолжением уже начинавшего устаревать И-16. Самолёту уделялось первостепенное внимание, однако на заводе не успевали подготовить новинку к полётам.
Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года. В начале декабря Чкалова вызвали из отпуска для испытаний. При этом заводской технический контроль отказывался подписать акт о готовности, ссылаясь на множество дефектов. Однако боявшийся выволочки сверху директор завода настаивал. Дошло даже до жалоб на сторону.
В конечном счёте пришли к компромиссному варианту: техконтроль дал добро на полёт со строгими ограничениями по скорости и дальности, а самого Чкалова предупредили о наличии дефектов. Тем не менее он желал лететь. Однако в тот день полёт так и не состоялся. Во время рулёжки сломалась тяга газа, и вылет пришлось отложить. К 15 декабря поломку починили, а также устранили в авральном темпе несколько имевшихся дефектов.
Перед вылетом директор завода даже позвонил Кагановичу, чтобы подстраховаться и получить от него разрешение на полёт в таких условиях. Чкалов был прекрасно осведомлён о том, что самолёт недоделан. Тем не менее это не пугало его. Во-первых, никаких фигур пилотажа не планировалось, это был простейший полёт на 10—15 минут на небольшой высоте с выпущенными шасси над аэродромом. В таких условиях это, казалось, не предвещало никакой опасности для столь опытного пилота.
Полёт проходил без эксцессов. Первый круг пилот сделал над аэродромом, а вот второй что он не должен был делать зачем-то решил сделать побольше и удалился от аэродрома на несколько километров. Это и стало фатальной ошибкой, стоившей ему жизни. При возвращении и заходе на посадку мотор самолёта заглох примерно за километр до ВПП. Если бы полёт проходил строго над территорией аэродрома, как и планировалось, Чкалов мог бы спокойно посадить машину и всё обошлось бы.
Но он улетел достаточно далеко, и ему не хватало запаса высоты, чтобы спланировать до ВПП. К тому же не было подходящих мест для посадки, и в итоге самолёт приземлялся на территории захламлённого досками и брёвнами склада, врезался в этот хлам, после чего Чкалова выбросило из кабины, он пролетел несколько метров и ударился головой об арматуру. Хотя в перестроечное время появились версии о причастности к гибели лётчика Сталина и Берии, будто бы завидовавших его популярности, эти версии представляются ерундой. Чкалов не лез в политику, был хорошим пилотом и вдохновлял своим примером миллионы советских подростков. Ничего загадочного в гибели Чкалова нет.
Новые моторы, только готовившиеся к испытаниям, нередко глохли двигатели вообще были далеко не самым сильным местом советского авиапрома. Об этом были прекрасно осведомлены все лётчики-испытатели и по этой причине во время первых полётов старались не вылетать за пределы аэродрома, чтобы в случае непредвиденной ситуации иметь возможность приземлиться. Лётным заданием Чкалову было предписано не покидать территорию аэродрома, но он нарушил запрет на втором круге. При заходе на посадку отказал двигатель М-88, едва созданный и ещё не доведённый до ума. Двигатель отличался большой ненадёжностью и даже ещё не прошёл государственных испытаний к моменту полёта.
Позднее во время дальнейших испытаний двигателя у него был выявлен серьёзный дефект.
Затем на высоте ста метров самолет стал внезапно заваливаться влево и скрылся за постройками. Впоследствии комиссия выяснила, что у него заглох двигатель. Валерий Чкалов изо всех сил пытался увести истребитель в сторону от жилых домов.
И-180 зацепился за провода и врезался в дровяной сарай возле Хорошевского шоссе. При ударе пилот вылетел вперед на 15 метров вместе с сиденьем и панелью управления. Чкалова быстро отправили в больницу, но спустя несколько минут пилот скончался. На следующий день после катастрофы началось расследование, арестовано было 60 человек, связанных с подготовкой И-180 к полету.
Через два дня после трагической гибели Валерия Чкалова спецкомиссия составила доклад, согласно которому причиной крушения истребителя стала неисправность двигателя и морозная погода. Однако нарком обороны Климент Ворошилов не согласился с выводами, посчитав их сомнительными. Постепенно распространился слух о том, что Чкалов лично виноват в катастрофе, поскольку в нарушение инструкции пошел на второй круг. Эта версия дискредитировала погибшего пилота и вызвала вопросы у тех, кто знал Чкалова лично.
Возможно ли, что пилота «убрали» специально? В докладе спецкомиссии от 17 декабря 1938 года крушение объяснили отказом мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом.
Валерий окрещенный Валерианом, а дома прозывавшийся попросту Аверьяном родился 2 февраля 1904 года. Мать Валерия, Арина Ивановна, скончалась в 1910 году. Спустя год мальчик отправился учиться в местную начальную школу, которую окончил в 1916 году.
Валерий хотел пойти по стопам отца, интересовался обработкой металлов и даже прошел обучение работе на токарном станке. Видя это, Павел Григорьевич отправил сына в Череповецкое ремесленное техучилище. Однако время было неспокойное, и в 1918 году ресмесленное училище закрыли, а Валерий, так и не окончив его, возвратился домой. Четырнадцатилетний широкоплечий невысокий парнишка был не по годам силен, и отец устроил его подсобным рабочим к себе на завод. Проработав полгода молотобойцем, молодой Чкалов устроился на должность кочегара в Волжское пароходство.
Самолет он впервые увидел в 1919 году на Волге. Любуясь кружившимся в небе летательным аппаратом, у него возникло непреодолимое желание пережить ощущения полета, почувствовать себя в небе. После этого Валерий Чкалов всерьез «заболел» авиацией. Изначально его желание казалось несбыточным. Уволившись с работы, он отправился в Новгород и вступил в ряды Красной Армии.
Через некоторое время ему удалось получить направление в местный авиационный парк на должность слесаря-сборщика самолётов. Чкалов покрывал фюзеляжи и самолетные плоскости лаком, плел тросы и наблюдал за опытными мотористами, ремонтировавшими летную технику. Работа ему нравилась, он успевал и свои задания выполнять, и помогать другим, параллельно изучал техническую документацию. За любознательность и усердие Валерия полюбили механики и летчики. Иногда его даже брали в полет.
Побывав в небе, Чкалов ясно понял, что иной жизни быть у него не может. И, наконец, его мечта осуществилась — в 1921 году он добился направления в Егорьевскую авиашколу. Там начался трудный перид, Валерию необходимо было изучить не только специальные предметы, но и общеобразовательные, такие как физика, математика, русский язык, политграмота. Чкалов учился упорно и настойчиво, старался не отставать от своих товарищей. Весной 1923 теоретическая школа ВВС была им успешно окончена, все выпусники получили звание краскома красного командира и были сразу же направлены в Борисоглебскую военную авиашколу для практических занятий.
В Борисоглебск Чкалов прибыл 16 апреля 1923 года. В числе преподавателей и летчиков-инструкторов школы было немало участников гражданской войны. От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах. Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом. Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора.
Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке. Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол. Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль».
Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей. Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года.
В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять. Хорошо чувствует скорость полета и самолет…». Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа. Здесь же будущий авиатор учился командовать группой.
В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека. В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым. Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал.
Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха. Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения». В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова.
Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис». Упорядоченная повседневная служба вскоре начала угнетать Чкалова. Молодому летчику было не под силу ограничиться подчинением приказу — в воздухе он ловил вдохновение, страстно нуждался в творчестве, проявлении себя. Несмотря на имевшиеся в те годы запреты, он самостоятельно начал отрабатывать фигуры высшего пилотажа, а кроме того совершенствовать методику обучения личного состава. Уже через неделю двадцатилетний Чкалов за рискованные полеты на стареньком «ньюпоре» оказался на гауптвахте — в первый, однако далеко не в последний раз.
Необходимо отметить, что огромную роль в его судьбе сыграл командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин, ставший впоследствии начальником Одесской авиашколы. Подумал Иван Панфилович и о безопасности Чкалова, пересадив его на более современный и прочный немецкий истребитель «Фоккер Д-7». Во время полетов Валерий Павлович всегда ставил, на первый взгляд, невыполнимые задачи, старался выжать все возможное из себя и из машины. И за это имел серьезные проблемы с начальством.
Здесь он построил большой добротный дом, где и родился младший сын Валерий. Однако в Высокове оставался не один десяток двоюродных братьев и сестер Чкаловых, которых прославленный летчик не раз навещал. Он появился буквально через год после его гибели в 1938 году. Родная школа оказалась на дне Волги С детства маленький Валерий тяготел к точным наукам. В дом-музее летчика в городе Чкаловске до сих пор сохранились учебники, тетради и ранец будущей звезды советской авиации. С ним Чкалов бегал в местную пятиклассную школу рядом с домом.
С этим ранцем и учебниками маленький Валерий бегал в местную школу. Сейчас она, как и большинство старинных зданий Чкаловска находится на дне Волги. В момент создания Горьковского водохранилища львиная доля поселка была затоплена. Даже дом самого «сталинского сокола» пришлось убирать на 50 метров вглубь сада. Разбирать избу не стали — просто «перекатили» на катках и трубах. Мечту увидел в небе После окончания местной школы Чкалов поступил в Череповецкое техническое училище. Но, не закончив его, вернулся в родное село и устроился кочегаром на пароход.
Валерий Чкалов
Вот вывод комиссии: «15. Чкалов после нормального полета по кругу на самолете И-180, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 метров от него, в результате чего произошла гибель летчика и разрушение самолета». Причиной вынужденной посадки назвали отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом. Летчик до последнего управлял самолетом и пытался сесть и сел! Чкалов был еще жив. Кстати, нам, мотористам, даже не дали посмотреть на то, что осталось от И-180 и его двигателя. Чкалова любили все и сам Сталин, назвавший Валерия Павловича «великим летчиком нашего времени». Комиссия тех лет просто не могла написать иначе.
Это понимал и Сталин. Может, именно поэтому не был репрессирован Поликарпов. Супрун говорил мне, что на объяснительной Поликарпова рукой Сталина было написано: «Не трогать! Уже после смерти Сталина дела на них были прекращены. Но только ли технические причины вызвали катастрофу? Непонятно, зачем понадобилось снимать одну бензопомпу с двигателя, когда механизм шасси потом специально «законтрили»? Значит, освобождать место таким образом для гидравлики, в чем меня убеждал Лазарев, не было необходимости.
Если бы летчик мог хотя бы убрать шасси, чтобы уменьшить лобовое сопротивление самолета, все закончилось бы иначе… А с двумя бензопомпами наш двигатель М-88, скорее всего, и не заглох бы. Его докладная не была показана ни одной комиссии. А на второй день его сбросили с электрички. Он умер, не приходя в сознание. Никто до сих пор не знает, куда исчез в тот день бортмеханик самолета И-180 Куракин. А через пять лет после ареста выпустили начальника главка наркомата авиапромышленности Беляйкина, и через день он был убит в своей квартире. Игорь Валерьевич не отрицал, что катастрофа была подстроена.
Он рассказывал о непростых отношениях отца с вождем.
Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия …» Отбывал наказание Чкалов не год, а 16 дней, с 3 по 19 января 1928 года. По ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова наказание было заменено на условное. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и до ноября 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме , где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Гагарин восхищался Чкаловым и считал его своим покровителем. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков.
Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года. АНТ-25 в полёте Первое издание 1939 г. Осенью 1935 года лётчик Г. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский , опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г.
Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина.
В приказе начальника ВВС Белорусского военного округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов, но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Он был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на 1 год лишения свободы, а также был уволен из Красной армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.
Алксниса и К. Ворошилова, менее чем через 1 месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Смерть Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении 1-го испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.
Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.
Впоследствии, после тщательного осмотра всей машины, планировалось осуществить испытательный полёт и 1—2 полёта по 30—60 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7 000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только 1-й, самый дорогой по оплате полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С.
В СССР планировали отправить туда и людей. С группой был и Юра Гагарин, в день возвращения «Зонда» у него как раз был день рождения.
В назначенное время «Зонд» вошёл в атмосферу, возвращение оказалось успешным. И тогда на радостях собрались отметить его вместе с днём рождения Гагарина. А Юрий Алексеевич «подарил» тогда городу дворец спорта, что ныне носит его имя. Штопор МиГа Обычная тренировка.
На выполнение задания отводилось не менее 20 минут, но уже в 10. После связь с самолётом прервалась. Причины расследуются на месте правительственной комиссией», - сообщили тогда. Все выводы комиссии сразу засекретили, причину гибели двух лётчиков официально назвали уже в наши дни: «Наиболее вероятной причиной катастрофы является последствие резкого манёвра по отвороту от шара-зонда» - беспилотного аэростата, оказавшегося на пути.
Но десять лет назад космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов рассказал, что самолёт Юрия Гагарина и Владимира Серёгина попал в возмущённый поток сверхзвукового истребителя. Причём источники их были, как мы поняли, два разных объекта. Однозначно причиной гибели стал истребитель Су-15, опустившийся ниже 400 метров под облака, включивший форсаж и прошедший рядом на расстоянии 10-15 метров на скорости звука.
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
Сталин, самолет или инопланетяне: кто виноват в гибели Валерия Чкалова | Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции рпова. |
Дело темное / Выпуски программы / «Тайна гибели Валерия Чкалова» / Передачи НТВ | 15 декабря 1938 во время испытательного полета разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. |
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
Всемирно известный летчик Валерий Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180. Валерий Чкалов и явился главным демиургом пролетарского флота. За испытание самолета И-16 Валерий Чкалов вместе с конструктором Поликарповым были награждены высшей наградой того времени — орденом Ленина. Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве. Валерий Чкалов родился в селе Василево, 2 февраля 1904 года.
В гибели Юрия Гагарина, по-видимому, виновато расписание полетов
Отряд им. Валерия Чкалова ВВС (1984) сторона АВозвращение к звездамФионаКоролева МаргоСверхпроводимостьАэлитаРазбитый компасТехнология любви (I)сторона ВТехнология любви (II) Ты не царица Грязные руки Как сообщила сегодня газета Мальчики. день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова. 15 декабря 1938 года во время испытательного полёта погиб Валерий Чкалов. Спустя год Валерий Чкалов погибнет во время испытания истребителя И-180 конструкции Поликарпова. Важная дата для тех, кто ценит историю отечественной авиации — 115 лет со дня рождения выдающегося летчика-рекордсмена и испытателя Валерия Павловича Чкалова.
Как погиб Валерий Чкалов
Валерий Чкалов (2 февраля 1904 - 15 декабря 1938) , советский летчик, Герой Советского Союза | Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. |
Чкалов, Валерий Павлович — Википедия | «Правда» №345, 16 декабря 1938 года Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. |
Самый дерзкий полет Чкалова | Валерий Чкалов: как погиб лучший лётчик советского союза? |
Кто убил Валерия Чкалова? – Военное оружие и армии Мира | Погиб Чкалов на самолёте конструкции Поликарпова, и его смерть, как считают историки, не была случайной. |
Последний полет Чкалова: кто на самом деле был виновен в его гибели
Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика казенных мастерских. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск).