Сенатор Андрей Клишас в ответ на конкретный вопрос о ЧВК «Вагнер» заявил, что обсуждаемый закон не касается никаких ЧВК. Иноагенты могут вернуться в Россию в любое время, так как это их конституционное право, заявил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и. Сенатор напомнил, что смертная казнь предусмотрена в пяти статьях УК РФ.
Клишас: Военное положение не позволяет ввести смертную казнь
Ответы на эти и другие вопросы ищем в программе Андрея Клишаса "Сенатор Клишас. Как заявил 2 ноября глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, «возврат к смертной казни при действующей Конституции. Как заявил 2 ноября глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, «возврат к смертной казни при действующей Конституции.
Новости по тегу: Андрей Клишас
Новые нормы направлены на обеспечение проведения эффективного и безопасного голосования на территориях новых субъектов РФ, сказал газете ВЗГЛЯД сенатор Андрей Клишас. Сенатор Клишас призвал не спекулировать на теме смертной казни. Вот и у сенатора Клишаса оказалось какое-то нездоровое количество элитной недвижимости и других активов; интересующихся отсылаем к расследованию сенаторского экс-однокурсника, а. Сенатор Андрей Клишас заявил, что в Совете Федерации не обсуждается никаких инициатив по ужесточению наказания за незаконные валютные операции. Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас призвал не спекулировать на теме смертной казни. Сенатор Клишас назвал тему суверенитета главной в "Итогах года" с Путиным.
Клишас: снятие моратория не позволит приговорить боевиков к смертной казни
Андрею Клишасу продлили полномочия сенатора от правительства Красноярского края. Трофеи сенатора Клишаса: от "порванной ж пы" Михаила Прохорова до теневой империи со штабом в "Федерации". Сенатор Клишас назвал антиконституционным законопроект о прекращении гражданства по рождению. Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас призвал не спекулировать на теме смертной казни.
Сенатор Клишас допустил возможность введения ограничений для уехавших за границу россиян
новости, совет федерации, андрей клишас, частичная мобилизация. Всё заработано законно, налоги уплачены, — ответил тогда сенатор Клишас изданию РБК. Лидер Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный опубликовал новое расследование, на этот раз о сенаторе Андрее Клишасе. Трофеи сенатора Клишаса: от "порванной ж пы" Михаила Прохорова до теневой империи со штабом в "Федерации". Сегодня, 21 июля, группа сенаторов из новых территорий внесла в Госдуму законопроект о лишении российского гражданства за «действия, создающие угрозу национальной. Клишас Андрей Александрович. Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному.
Инаугурация Путина состится 7 мая, сообщил сенатор Андрей Клишас.
Ранее другой российский сенатор - Андрей Климов - заявил, что некоторые из уехавших из страны и осудивших спецоперацию на Украине граждан РФ могут в перспективы быть признаны иностранными агентами. Однако Клишас и спикера Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко поспешили заявить о том, что в настоящее время введение подобных мер российскими властями совершенно точно не прорабатывается и всерьез не рассматривается - при признании граждан иноагентами будет работать прежний перечень предусмотренных для этого оснований. При этом не исключено, что если им будут соответствовать некоторые из уехавших из страны граждан, то они в список иноагентов все-таки попадут.
Учился Андрей хорошо, а потом влюбился. В школьника Эдика, сына своего научного руководителя, известного юриста Виталия Еремяна. Так он попал на работу в Российский фонд федерального имущества РФФИ , причем оказался там в нужное время, в стране как раз начиналось «поле чудес» для серьезных людей — залоговые аукционы. Собственно, этим и объясняется обилие лиц нетрадиционной ориентации среди топ-менеджмента «Интерроса». Не имея своей семьи, как евнухи при турецком султане или китайском императоре, они становились верными слугами своего господина, а со временем некоторые из них превращались во влиятельных фигур.
Андрей Клишас был правой рукой или верным псом Потанина долгие годы не из страха, а прежде всего, по зову сердца. Клишас руководил юридическим департаментом «Интерроса», был президентом «Норникеля», долгие годы выступая доверенным лицом могущественного олигарха, а когда его хозяин посчитал, что основная работа выполнена, в 2012 году Клишас был «отпущен в политику». Начал с депутатского кресла Норильского городского совета, и быстро дорос до сенатора от Красноярского края. Стоит заметить, что политическая карьера сенатора-юриста складывается не в пример удачнее, чем у Михаила Прохорова, которому Клишас во время раздела активов между Прохоровым и Потаниным , по его собственному выражению, «порвал жопу», несмотря на долгие годы совместной работы и какой-никакой дружбы. Ныне Андрей Клишас позиционирует себя как главного эксперта и защитника российского конституционного строя, авторитетнейшего юриста, хотя все его научные работы написаны его «тестем» Виталием Еремяном. Более того, из—за Крыма он даже умудрился попасть под санкции США, Евросоюза и Австралии, вместе с записными государственниками и патриотами. Данное обстоятельство не только изрядно его повеселило, но и невероятно подняло Клишасу самооценку и он, видимо, окончательно морально созрел для самых ответственных поручений и государственных должностей.
Ощущение власти творит с людьми настоящие чудеса, теперь Андрей Клишас заявляет, что именно он «кошелек» главы администрации президента России и буквально «кормит Сергея Иванова с руки». Кто в теремочке живет?
При этом Клишас напомнил, что препятствовать возвращению граждан в Россию невозможно, так как это противоречит Конституции. Предлагать за это какие-то дополнительные плюшки? Я считаю, что нет. Почему мы должны тем людям, которые сбежали от мобилизации, доплачивать, чтобы они вернулись? Сенатор добавил, что, по его мнению, ограничения для работы из-за рубежа стоит ввести «для [сотрудников] чувствительных сфер» экономики.
В качестве примеров таких отраслей он привел транспортную безопасность и госсектор. Но этот подход гораздо более сложен в администрировании».
Занимал пост до 2008 г. Одновременно занимался научной деятельностью. С 2001 по 2012 г. В 2002-2009 гг. В 2008 г.
В том же году был назначен вице-президентом, председателем совета директоров компании "Интеррос". С 2008 по 2011 г. В 2010-2012 гг. В 2011 г. По итогам распределения депутатских мандатов после выборов 4 декабря 2011 г. Андрей Клишас был избран в Норильский городской совет депутатов IV созыва от красноярского регионального отделения партии "Единая Россия" баллотировался в составе общей части партийного списка под вторым номером после главы Норильска Сергея Шмакова. Депутатские полномочия исполнял на непостоянной основе.
Инаугурация Путина состится 7 мая, сообщил сенатор Андрей Клишас.
Но проект «ОСАГО: общественная экспертиза», цитируя представителей союза, сообщает: — Не по всем маркам автомобилей удалось наладить параллельный импорт. Запасы деталей на складе при этом стремительно сокращаются, а аналогов по ним еще нет, что, безусловно, сказывается на цене. Поэтому для некоторых деталей увеличение цены за истекший год составило двух- и даже трехкратные величины. В качестве примера РСА приводит фару для неуказанной модели Hyundai, которая в прошлом марте стоила 72 тысячи рублей, сейчас — 138 тысяч. Для Mitsubishi наценка еще больше: было 69 тысяч — стало 165 тысяч. Сильнее всего подорожали детали кузова, стёкла, оптика, приборные панели. Но пик инфляции пришелся на весну и лето 2022 года. Доцент РЭУ имени Плеханова Юлия Мягкова считает, что ситуация на рынке запчастей постепенно стабилизируется: — В перспективе это должно снизить нагрузку на тарифы ОСАГО и сдержать стоимость полисов в 2023 году, однако говорить о полном налаживании и возвращении рынка к докризисным показателям мы, конечно, не можем.
Новые цепочки поставок будут появляться и совершенствоваться, а период скачков цен на запчасти при отсутствии прочих негативных факторов пройден.
Там он и начал изучать процессы приватизации, занимая различные должности в структуре при правительстве РФ. С 1997 года по 2012 год Клишас входил в органы управления крупнейших российских инвестиционных и промышленных компаний, банков. С 1998 по 2010 год Клишас был директором по юридическим вопросам, заместителем генерального директора, генеральным директором, председателем правления, вице-президентом, председателем совета директоров ЗАО «Холдинговая компания Интеррос». С 2001 по 2008 год он был председателем совета директоров, а с 2008 г.
Как предприниматель он занимал пост президента публичной горно-металлургической компании «Норильский никель», а как ученый с 2001 по 2016 год занимал разные должности на кафедре теории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов. С 2016 года заведовал этой кафедрой РУДН. Политическая карьера Андрея Клишаса В 2012 году Андрей Александрович вступил в партию «Единая Россия» и в том же году Клишаса выбрали в состав Норильского городского Совета депутатов депутатом на непостоянной основе. В СФ Клишас возглавил комитет по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Андрей Александрович Клишас — автор более 100 научных работ по теории государства и права, конституционному праву и международному праву.
Клишас избран почётным доктором Северного Арктического федерального университета имени М.
В своём Telegram-канале он написал следующий комментарий: «Я уже высказывал свою позицию по данному вопросу и хочу ещё раз подчеркнуть, если федеральный политик, в том числе сенатор Российской Федерации, вносит закон, который противоречит Конституции, Основам конституционного строя, то для такого политика это серьёзное основание задуматься, может ли он занимать свою должность». Постом выше Клишас напомнил, что, согласно статье 6 Конституции РФ, российское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения; каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации; гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Напомним, ранее газета «Совершенно секретно» писала, что бывший вице-губернатор Белгородской области, не справившийся с восстановлением Шебекино и Новой Таволжанки, задержан за взятки. Уважаемые читатели газеты «Совершенно секретно»!
Кроме того, сенатор прокомментировал позицию комитета Госдумы по обороне относительно отсрочки от мобилизации для кандидатов и докторов наук. Профильный комитет счел, что такие меры не отвечают действующим принципам законодательства. Клишас указал, что ранее президент Путин своим указом дал отсрочку аспирантам вузов.
Сенатор Клишас раскритиковал инициативу о шестидневной рабочей недели
По его мнению, отмена моратория на смертную казнь в России стала бы очень плохим сигналом обществу. Дискуссия о моратории на смертную казнь возобновилась после теракта в «Крокус Сити Холле» , где, по последним данным, погибли 139 человек. Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов высказал мнение, что вопрос о необходимости введения в стране смертной казни можно решить на общенациональном референдуме. При этом спикер Госдумы Вячеслав Володин сегодня заявил : для того, чтобы вернуть смертную казнь, достаточно решения Конституционного суда, никакие референдумы на этот счет не нужны. В Кремле же ранее говорили, что не участвуют в дискуссиях о снятии моратория.
У военкомов нет прав действовать в отношении неопределенного круга лиц», - говорит Андрей Клишас.
По его словам, любые «уличные» варианты вручения повесток незаконны. Нельзя всех без разбора хватать на улице, а потом в военкомате разбираться, отвечает ли гражданин критериям мобилизации. И уж тем более недопустимо разбираться после отправки гражданина на сборный пункт», - заключил сенатор.
Высказывание Клишаса стало реакцией на заявление председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, который отметил, что некоторые руководители вместо того, чтобы реально внедрять импортозамещение, пытаются «пересадить нашу промышленность, а вместе с ней экономику на новую, теперь китайскую, "иглу"».
Программа импортозамещения провалена полностью.
Президентские выборы проходили в России с 15 по 17 марта текущего года. По теме:.
Регистрация
- Новый губернатор продлил полномочия красноярского сенатора с дорогими часами и недвижимостью
- Сенатор Клишас заявил о провале программы импортозамещения в России —
- Сенатор Клишас допустил возможность введения ограничений для уехавших за границу россиян
- Сенатор Клишас допустил возможность введения ограничений для уехавших за границу россиян
- Перетащите файлы сюда
- Андрей Клишас. Угроза НАТО, встреча Си и Блинкена, положение украинских уклонистов
Сенатор Клишас: Новых законов об уклонении от призыва в повестке нет
По информации ФБК, на этом участке политик строит настоящий дворец на 9 тысяч кв. Площадь участка составляет семь с половиной гектаров — хватит для содержания тысячи собак. Участок Клишас приобрел у компании «Русская традиция», которая зарегистрирована на офшор с Британских Виргинских островов. На эту же компанию зарегистрирован автомобиль Maybach, в который, судя по опубликованной Алексеем Навальным фотографии, садился Клишас. На этот автомобиль выписано около сотни штрафов, большинство — за неправильную парковку возле Совета Федерации. Из этого Навальный делает вывод, что автомобиль тоже принадлежит Клишасу, хотя в его декларации он не указан. Компанией «Русская традиция» управляет Эдуард Еремян. Человек с таким же именем числится заместителем Клишаса на кафедре конституционного права на юридическом факультете РУДН. Еремян и Клишас также партнеры по НКО «Современная история», которое зарегистривано на кипрский офшор. Навальный обнаружил, что Еремян оформил на свое имя 13 доменных имен со словом Клишас, а также около десятка доменов, посвященных породистым собакам. Навальный также обнаружил у Клишаса коллекцию часов за 163 миллиона долларов.
Самый дорогой экземпляр стоит 32 миллиона рублей.
October 14, 2022, 09:47 AM ЕАН Сенатор Клишас назвал незаконным участие полиции в мобилизационных облавах Проведение сотрудниками полиции повальных «облав» на призывников незаконно. Об этом в своем telegram-канале заявил сенатор Андрей Клишас.
Напомним, информация об участии силовиков в такого рода акциях активно обсуждается в социальных сетях. По словам законодателя, сотрудники полиции имеют право доставить в военкомат только конкретного призывника, на которого есть письменный запрос из военкомата.
Медведев предложил вернуть смертную казнь 26 февраля, 13:42 Он счел уместным применение смертной казни, «особенно в особых случаях», при условии максимальной честности и объективности. Говоря об убийстве семьи в регионе, Балицкий заявил, что следует «сразу на месте решать вопрос». Конституцию России должны соблюдать все, в том числе новые субъекты Российской Федерации», — указывает Клишас.
И мы это видим в праве, мы это видим в политике, мы это видим в Церкви, мы это видим в языке. Если раньше мы с вами говорили «семья» и всегда понимали одно и то же, то сегодня во многих странах юристы, разговаривая о гражданском законодательстве, о семейном праве, произнося это слово, зачастую понимают абсолютно разные вещи под этим. Сейчас это очень интересно. Я вам хочу сказать больше: общество и люди сейчас столь сильно влияют на государственные институты, подталкивая их к трансформации, что профессиональное занятие в сфере государственного управления, мне кажется, сейчас это одно из самых увлекательных занятий, которые можно себе избрать. Согласились, как говорит один мой знакомый. Еще вот что хотел у тебя спросить. В нашей стране многие публичные люди, чаще христиане и чаще политики и чиновники стесняются или не хотят говорить о своей вере. Я в принципе… Во-первых, я понимаю, что в случае с чиновниками и с политиками их вера не должна приводить к тому, что они людям своей веры будут какие-то преференции оказывать, а другим нет, мы об этом сейчас не говорим. И я понимаю, с чем связано это стеснение и нежелание — это инерция советского времени и прочее. Ну, совершенно верно. Я хотел сказать тебе, что ты как-то очень осторожничаешь в вопросе, если бы не эта последняя фраза. Если ты веришь, это не может не сказываться на всем образе твоей жизни и на твоей профессиональной деятельности в том числе. Да, есть много людей, и я не готов их осуждать, которые не то чтобы верят, они просто соблюдают обряд, ходят по праздникам в храм, потому что так положено, потому что принято… И даже, может быть, каждое воскресенье ходят. Да, может быть, даже каждое воскресенье и так далее, и так далее. Но если вера не влияет на их жизнь, на работу, я не говорю, что они должны быть безгрешны абсолютно, нет, но все-таки ты прав в том, что вера — это такое всеобъемлющее абсолютно явление, которое, конечно, сказывается на всем. А у тебя были ситуации, когда ты чего-то не делал, потому что ты понимал: я, как христианин, вот этого сделать не могу —на работе? Я не прошу даже конкретных примеров, но когда было такое понимание и: я этого делать не буду, я христианин. Да, конечно, даже если мы посмотрим на то, как… скажу такое слово — модернизируются многие правовые институты за последнее время, ты понимаешь, что христиане не могут так поступать, не могут вкладывать столь противоположный смысл в те традиционные вещи и институты, которые складывались веками. Что ты имеешь в виду, отношение к браку в том числе? В том числе и отношение к браку. Понимаешь, я скажу, наверное, такую вещь, для кого-то очень удивительную: я ведь внутренне настроен достаточно либерально, я готов допустить, что возможно существование тех или иных союзов между людьми, вот как нам Европейский суд по правам человека сказал, что есть однополые союзы, урегулируйте это как-нибудь, то есть я эту позицию могу понять. Но я не могу понять, когда такого рода союз требуют назвать браком, семьей, распространить на подобного рода отношения все правила, связанные с семейной жизнью, и так далее, и так далее. То есть вот это находится совершенно за пределами моего понимания, причем даже не религиозного, христианского, а именно юридического, потому что я считаю, что это разрушает институт семьи. Такие ситуации бывают сейчас, к сожалению, потому что, как я сказал, трансформация очень многих общественных политических и юридических институтов идет сейчас во многих странах бешеными темпами. Есть разница между «понять» и «принять». Когда ты говоришь, что ты можешь понять позицию ЕСПЧ, ты готов ее принять? С правовой точки зрения — да. Другое дело, что мы должны понимать, что, когда мы говорим о национальном праве, о праве того или иного государства, особенно в тех сферах, где отношения только складываются, люди должны это принять, потому что право — это представление людей о должном и справедливом, а не конструкции, которую выдумывают себе юристы. Когда общество готово будет принять в той или иной форме правовую конструкцию подобного рода сожительства, тогда она может появиться в праве, но это в любом случае не семья. Третий тогда вопрос, поскольку ты профессиональнейшим образом так немножко ускользаешь. Тебе хотелось бы, чтобы общество перешло в эту точку, когда… или ты был бы против, чтобы оно было готово? Я не вижу в обозримом будущем таких возможностей… У нас? Да, у нас, поэтому у меня… Знаешь, я хотел сказать, что у меня нет однозначного ответа на этот вопрос, скажу, наверное, так: нет, не хотел бы, потому что я понимаю, что за этим, к сожалению, может последовать попытка сделать второй, третий и четвертый шаг, и мы придем к тому, что мы семью начнем понимать по-другому. Но я почему сделал паузу, потому что, например, в вопросе смертной казни — у нас есть решение Конституционного суда и не буду вдаваться в правовые детали, — но, по сути дела, у нас смертная казнь невозможна именно в силу позиции Конституционного суда. Так вот очень важно, чтобы в каких-то случаях политики, юристы, судьи такого уровня, как судьи Конституционного суда Российской Федерации, шли впереди общественных представлений о должном и справедливом, потому что если мы с тобой сегодня спросим: «общество поддерживает смертную казнь? Расстрелять, совершенно верно. И ведь посмотрите, это мужество, этот высочайший профессионализм и понимание важности этого вопроса, когда Конституционный суд в течение уже многих лет удерживает эту позицию о недопустимости смертной казни, хотя судьи — люди, и я человек, и я уверен абсолютно, что ты, когда смотришь те или иные кадры, знакомишься с какими-то материалами, все поднимается, и, действительно, хочется самому разорвать этого человека, но важно вот это мужество и готовность зачастую идти впереди общественных настроений. Здесь нет противоречия в том, что ты говоришь, что право — это то, что думают люди и тут же говоришь, что право — это то, что… Только внешне, только внешне, потому что… Что значит «только внешне»? И ты тоже в интервью нередко говорил об этом — о совести, о соотношении совести и закона. И помнишь, эта замечательная история про Плевако, который, защищая священника и будучи…Плевако всегда произносил длинные очень речи, а тут он сказал очень короткую, он сказал: «Господа присяжные, перед вами сидит батюшка, он, конечно, виноват, он признает…» Да, я помню эту историю… Напомню нашим дорогим зрителям, может, кто-то забыл: «…но он тридцать лет на исповедях отпускал вам множество ваших грехов. Я прошу вас один раз простить его один грех» — и священник был оправдан. В нашем обществе с таким отношением к закону всегда будет риск правового нигилизма или есть надежда, что мы из этого как-то вынырнем? Я в ситуации с Плевако не очень поддерживаю решение простить…. Надо было батюшку к ногтю. Потому что, Володь… Все равны перед законом, и, конечно же, закон должен действовать в любом случае, иначе у людей возникнет ощущение, что законом манипулируют в чьих-то интересах, разные лица могут это делать… То есть ты рассматриваешь вот эту речь Плевако как манипуляцию? Конечно, это и есть манипуляция, это и есть манипуляция. Простить и освободить от ответственности — это разные вещи, для юриста точно. Простить и освободить от ответственности — это разные вещи. У нас есть правовая конструкция, давайте уже так немного более серьезно говорить, которая позволяет помиловать преступника, это право есть у президента, Госдума может объявить об амнистии, и я согласен с выражением, что милость выше справедливости… Да, ты говорил об этом. Да, это так, но это не отменяет действие закона, это тоже только такое кажущееся, внешнее противоречие. Но вопрос-то не про это был. Мы с тобой можем соглашаться-не соглашаться с решением присяжных, но оно было, и, на мой взгляд, эта укорененность в русском правовом сознании, в русской правовой культуре от митрополита Илариона, который написал «Слово о законе и благодати». И вот эта вот дифференциация закона и морали, и закона и совести, акцент на совести, который, на мой взгляд, неизбежно является почвой, на которой при определенных условиях формируется и произрастает правовой нигилизм. Вот есть надежда, мы же в теме «Надежда» сейчас, что у нас это поменяется, и надо ли это менять или, может быть, хорошо, что у нас вот такая есть?.. Это поменяется тогда, когда применение закона перестанет быть избирательным. К сожалению, до сих пор в нашей правовой системе это очень распространено — избирательность в применении законов. Избирательность — ты имеешь в виду: несправедливость или что? А это самая большая несправедливость, которая существует в праве, когда закон написан не для всех, вот это самая большая несправедливость. И до тех пор, пока это будет, пока люди будут вот это видеть, они будут требовать ситуации, как Плевако с этим священником: если закон не для всех, то давайте делать бесконечное количество исключений. Сам закон в ситуации со священником и с Плевако предполагал, что священник должен быть осужден. После этого был человек — государь, по всей видимости, в той ситуации, — который мог помиловать его… Помиловать, да. Вот это не отменяло бы действие закона, но наполняло бы полноценным содержанием фразу о том, что милость выше справедливости, и, может быть, он заслуживал эту милость действительно, в силу того, что отпускал грехи. Но до тех пор, пока люди будут видеть, что тот или иной закон применяется избирательно, о том, что мы сможем преодолеть правовой нигилизм, об этом не может быть и речи. То есть в данном случае твой упрек не к отношениям людей, не к архетипам русской культуры, а скорее к поведению власти? Да, конечно, потому что правоприменителю зачастую проще закрывать глаза на нарушение закона, и тогда законодатель не может до конца оценить, какова степень воздействия на общество той или иной нормы. Во многом это проблема правоприменителя, это проблема власти, это проблема государства, потому что, как я сказал, я всегда допускаю, что могут быть исключения, они тоже должны быть вписаны в законе. И право помиловать преступника тоже должно быть, и возможность у государства объявить амнистию тоже должна быть, но закон написан для всех. Если сравнить нашу культуру правовую с другими культурами, я вот вернусь к этому «Как тебя судить — по закону или по совести? Вот так ли это, ведь ты хорошо знаешь правовые системы других государств и есть ли какая-то, в которой тебе кажется это наиболее сбалансированно? Континентальная система права, там это более сбалансировано, а в твоем примере это немцы. Я вот из года в год… Так а что русскому… Я тебе сейчас объясню, в чем разница. Я из года в год рассказывал всегда студентам одну и ту же историю, которую мне рассказал, я считаю, выдающийся наш историк права, профессор Грацианский Павел Сергеевич. Он тоже из года в год студентам, начиная преподавать историю государства и права, пытался объяснить, в чем разница в понимании справедливости в римском праве и в англосаксонском, и рассказывал совершенно конкретную историю, как мы говорим, кейс юридический, когда у двух крестьян зашел поросенок на соседний участок, нанес вред, и в Германии судья, разбирая это дело, конечно, всегда присудит возмещение вреда крестьянину, тем более что там немного усложняются условия задачи, говорят, что выплатить ущерб должен бедный крестьянин, а поросенок богатого соседа зашел к нему на двор, и это справедливо в понимании немца, и это закон. В Англии в такой же ситуации судья, приезжая в эту деревню, — и есть множество документов исторических на эту тему, — всегда решал вопрос в пользу бедного… В смысле: он не должен был компенсировать? Он не должен был ничего платить богатому соседу. Потому что у судьи была базово другая основа для принятия этого решения. Судья писал в решении, что это не в интересах короны, он боялся, что бедняк разорится и не заплатит налоги королю, и это было несправедливо в его понимании, то есть не заплатить королю налоги и разорить крестьянина было несправедливо. И вот это, кстати, глобальное противоречие в понимании справедливости, если говорить о праве в континентальной системе и в англосаксонской. В англосаксонской системе понимание справедливости, оно очень утилитарное, оно всегда во имя чего-нибудь, там даже можно ответственность за тяжкое преступление оценить, потому что это нецелесообразно, нецелесообразно наказывать человека. Слушай, ну мне дилетантским взором хочется тоже согласиться, что не надо бедного заставлять платить богатому, это как-то больше по-русски, нет? Не соглашусь я с этим, что это больше по-русски, ведь его не заставляют платить, потому что его, возможно, разорят налоги королевские, но не сосед. Это такая длинная и очень интересная, на самом деле, дискуссия, каждый год я со студентами много времени тратил на то, чтобы эти истории разбирать. Но я хочу сказать, что, наверное, все-таки немецкая система мне нравится больше. То есть континентальная система права для меня, как для юриста, который закончил в Москве вуз юридический, и базой все-таки мы имеем римское право, эта система представляется более справедливой. Но… является ли представление о справедливости у наших людей таким же, как это в Германии? Ну очевидно, что нет. Очевидно, что нет. Очевидно, что нет и, кстати говоря, возможно, что именно религия, православие, община крестьянская поменяла это представление о справедливости. Более того, я могу, как культуролог, здесь заметить со своей стороны, что вот если взять три основания европейской культуры, говорят: Афины, Рим и Иерусалим. Афины — греческая философия, Иерусалим — христианство, Рим — римское право. Вот мы стоим не на трех ногах, мы стоим на двух, у нас нет римского права, как прямой, мы никогда напрямую его не заимствовали, и поэтому в этом смысле это, конечно, глубинно… Это правда, да. У меня личный еще есть вопрос в этой теме: мы с тобой давно очень знакомы и когда ты человека знаешь, ты всегда предполагаешь какие-то ответы в плане личных вопросов. Здесь я не могу предположить, мне очень интересно узнать: вот есть чувство противоположное надежде — это уныние. Знакомо тебе это чувство? И когда ты был максимально близок, в каких случаях? Уныние… Знаешь, я, наверное, даже скажу тебе, что нет, потому что для меня еще такой момент, что, когда говорят, что человек потерял надежду, у него нет надежды, он погрузился в уныние, это означает, что он не верит в Бога, разве нет? Ну, в моменте — да, но это же не значит, что… Разве можно верить или не верить в Бога «в моменте»? Нет, слушай, ты прав, безусловно, но верующие люди испытывают тяжелые моменты уныния, безусловно, по тем или иным причинам. Да-да, они испытывают, главное, чтобы оно не превращалось в какое-то отчаяние, в отрицание… Ну, ты опять сейчас вот глубоко философски, а тебе лично это знакомо? Ты унывал когда-нибудь так? Конечно, я разочаровывался в людях, и это вызывало у меня зачастую уныние, потому что я, наверное, хорошо… я надеюсь, что я хорошо отношусь к людям и зачастую думаю о них лучше, чем они оказываются на самом деле, и это… Все так говорят. Для меня это, на самом деле, такая вещь сложная, потому что, я надеюсь, это не меняет мое отношение к людям все-таки базово, но зачастую было несколько примеров, когда я сильно очень разочаровывался в людях. И ты от этого унывал? Да, наверное, это единственная причина, которая может меня повергнуть в такое состояние. Что так, с темпераментом связано или с чем? Может быть, с темпераментом связано, мне всегда кажется, что… Мне всегда кажется, что… сейчас опять вернусь, наверное, в свой юридический язык, что те или иные полумеры, они ни проблемы не решают, ни негатив не снимают, который мы должны снять, принимая то или иное решение. Поэтому я всегда склонен к достаточно радикальным решениям той или иной проблемы.