одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. 2877живопись Михаил Врубель символизм художник.
«Демоны» Михаила Врубеля
Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором | Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» – у него нет крыльев, это фигура человеческая – человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Врубель. |
Демоны Михаила Врубеля | Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Среди ценителей искусства ходит множество историй о том, как знакомые их знакомых сошли с ума, потому что увидели Демона Врубеля. |
Картины демонов Михаила Врубеля | 1. Демон сидящий, эскиз, 1890 2. Демон сидящий, 1890. Одновременно с иллюстрациями к Лермонтову Врубель работал над собственной картиной «Демон сидящий». В ней проявились все уникальные особенности живописи Врубеля. |
Ответы : Кто-нибудь знает, о чем эта картина? | Врубель М.А. 1856-1910 Демон (сидящий). |
Четыре демона Михаила Врубеля
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. "Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Врубель никогда не рассматривал "Демона (сидящего)" как финальную точку в попытке воплотить то, что его беспокоило. Демон (сидящий) Михаил Врубель (1856-1910). потустороннее существо он изображал в разных позах. У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка.
Демон (сидящий)
- Наши проекты
- «Демон летящий» (1899)
- Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
- Четыре демона Михаила Врубеля
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Считается, что «Демон» Врубеля — это отражение особой атмосферы Русского Ренессанса. И дело тут не только в том, что тогда творили множество отличных русских художников — для творчества нужны заказы. Художники хотят кушать каждый день и подстраиваются под вкусы покупателей. Тогда во Флоренции процветали торговля и ремёсла, там жило множество богатых людей, которые стали всерьёз интересоваться искусством , что привлекало в этот город художников и скульпторов.
Но заказчикам не очень-то были интересны классические иконы, которые заказывали деятели церкви — священники и высшее духовенство, для украшения храмов Божьих. То, что хорошо в церкви — стилизованные изображения, глухие наряды, не очень-то пригодно для светской жизни, для того чтобы повесить картину в гостиной, которую не стыдно будет показать гостям. Потому и художники стали изображать Мадонн более человечными, похожими на очень красивых земных женщин, в обычной одежде, даже с открытыми плечами.
Таковы многие Мадонны Рафаэля Санти. Мадонна в зелени фрагмент Это способствовало развитию живописи, появлению картин в технике сфумато, которую изобрёл Леонардо да Винчи. В России было нечто похожее.
Заказчикам — богатым купцам и фабрикантам уже не очень-то были интересны классические картины передвижников , обличающие пороки общества. А Третьяков , который был покупателем картин передвижников, и под чьи вкусы художники подстраивались, не мог приобретать все представленные на рынке искусства картины. Потому и появилось множество картин, написанных не для Третьякова — например, «Садко» Репина или «Неизвестная» Крамского.
Иван Крамской. В русской живописи росло и национальное самосознание, художники стали больше интересоваться русскими сказками и языческими образами, как, например, Виктор Васнецов. Виктор Васнецов.
Смотрите ролик, чтобы узнать, какой путь от Лермонтова до Платона прошли врубелевские демоны, как в них отразились философские размышления художника о месте в мире и как на его картинах сосуществуют модерн и элементы древнерусских мозаик.
I suffered from the inability to explain this to her. I suffered, but when I cut myself, the suffering diminished.
She disgusted him: "This demon seemed to me evil, sensual... Vrubel Sr. Serov recalled how he worked on the background of the picture: he obtained several photographs with mountain landscapes and laid them out in different sequences to imagine the perfect backdrop for a gloomy figure. The whole picture is like one huge gem, shimmering in thousands of faces.
Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «...
Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.
Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
Со дня знакомства художника в 1889 до ареста Мамонтова в 1899-м они не только тесно сотрудничали, но и дружили. Врубель находился под покровительством этого всесильного мецената. Именно Мамонтов знакомил Врубеля с известными московскими промышленниками, помогал ему реализовывать самые смелые идеи, благодаря чему Врубель еще при жизни стал заметной фигурой в культурной жизни Москвы. Но удивительным образом в портрете «С. Мамонтова» художник рассказал не о русском Медичи как называли Мамонтова современники , а о той злой доле, что ему была уготована. В этой работе знаменитый покровитель искусств выглядит испуганным, а итальянская скульптура плакальщицы на заднем плане, которую Мамонтов привез с собой из заграничной поездки, стала печальным символом грядущих перемен в жизни известного промышленника. Ровно два года спустя после создания портрета Мамонтова обвинили в государственных растратах при строительстве железной дороги, и, хотя в конце концов суд его оправдал, но вернуть былую славу и репутацию он уже был не в силах. Дополняют портрет Мамонтова на выставке два керамических горельефа в форме морды льва — это работа Врубеля для ворот московской усадьбы С.
Мамонтова во время судебного разбирательства Мамонтовы вынуждены будут продать этот дом с молотка. Изображения этих львов в свое время использовали как эмблему керамической мастерской Абрамцево на всех рекламных листовках. Благодаря Мамонтову Врубель познакомился с главной музой свой жизни — оперной певицей Надеждой Забелой, поэтому следующей точкой на маршруте экспозиции стал зал с ее изображениями. Здесь есть и самые первые портреты Забелы, созданные Врубелем после первой встречи с Надеждой во время репетиции оперы «Гензель и Гретель». Он сразу влюбился и сразу сделал предложение. Надежда дала согласие, но попросила сначала написать ее портрет. В итоге Врубель написал не один, а целых три варианта Надежды с напарницей по театру Татьяной Любатович.
На выставке есть и знаменитая «Сирень», созданная по фотографии с Надеждой Забелой, и сценические образы жены, как «Снегурочка» или «Царевна Волхова».
Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов — он считал, что после них в литературе русской был упадок. Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы.
Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем». Максимилиан Волошин поэт, переводчик : Максимилиан Волошин. Точно дух переступил запретную грань и уже не мог вернуться в темницу тела. Рядом с картинами Врубеля смеялись и негодовали каждый раз элегантно одетые господа и светские дамы. Неужели же невежество петербургской публики простирается до того, что она ничего не знает о безумии и слепоте Врубеля, о трагедии, достигшей русское искусство?
Разве не подобает перед этими полотнами такое же молчание; как в той комнате, в которой умер Пушкин? У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел до конца. Его сродство с Лермонтовым в том выражении глаз, которое он ищет в лице «Демона», и в горьких, запекшихся губах. Врубель — живописец одного взгляда. Это страшно чувствуется на большом, незаконченном эскизе «Демона» на выставке «Нового общества», где закончены лишь одни глаза. Незаконченный эскиз «Демона сидящего» Врубель, как и Лермонтов, действительно понимал горы.
В России Врубель единственный живописец гор. Я старался вспомнить, кто в живописи понял и воплотил горы.
Но изначально это было слово, похожее по значению своему на слово «даймон». И когда мы читаем в современных учебниках, что поклонялись, обожествляли римских императоров сограждане, это не совсем так. Обожествляли именно гения императоров.
Вот перед нами одна из таких статуй гения императора Августа, которую можно отличить от статуи просто императора по тому, что у него рог изобилия в руках, чаша для жертвоприношений. Это такая иконография, которая сложилась в те далекие времена. Гений — это то, что рождается вместе с мальчиком у девочки есть своя Юнона и ведет его по пути достижения к победам, дает ему жизненную силу, мужскую мужчине, женскую женщине, и потом уже то, что в более поздние времена приобретает смысл именно особенных способностей и талантов, которыми наделены не все люди, а именно те, кого мы называем гениями. На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий» Говоря сегодня о Врубеле, я хотела бы познакомить не только со взглядом искусствоведческим, но и взглядом таким неожиданным, который с иной точки зрения мы можем бросить на Врубеля. Это взгляд писателя Даниила Андреева сына знаменитого писателя Серебряного века, Леонида Андреева , который написал, наверное, самую необычную книгу XX века под названием «Роза мира».
Они разные: это миры и светлые, миры и демонические. И, в частности, он пишет о даймонах как об особом населении земли, которое когда-то было создано раньше человечества, которое представляет собой некие крылатые существа. И Врубель, когда только приступал к своей знаменитой картине 1890 года — перед нами один из акварельных эскизов одноименной картины, — написал своей сестре Анне, эти строки сохранились в его письме: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Как видите, уже и в эскизе картины, в окончательном ее варианте мы не видим крыльев, и мы скорее видим в этом эскизе не цветы, а что-то такое, что напоминает пространство, где плавятся некие формы, которые, как будто сталактиты, застывшие со временем, и сталагмиты, струятся по некоему невидимому стеклу или границе. Состояние пребывания на границе миров ощущается в этом эскизе, где найдено почти все, но окончательный образ будет все-таки иным.
И вот то, что пишет Андреев о даймонах, то, что было явлено ему в его путешествиях. Это особенная судьба. Он был, как и многие люди, подвергнут аресту в сталинские времена, причем было это уже после Великой Отечественной войны. Мы не имеем с вами опыта подобных путешествий, поэтому можем либо принять их на веру, либо нет, но для нас в данном случае важно, какой свет бросают сведения, которые дает нам книга Даниила Андреева «Роза мира», на произведения Врубеля. Он пишет как раз о том, что даймоны, поколение более древнее, чем люди, одной из своих задач имеет вдохновлять людей: если есть даймон свой у человека, то действительно этот человек развивает свои творческие способности, он может пробудить тот талант, который в нем спит.
И вот эта титаническая особенная нота, которая есть в произведениях Врубеля, прежде всего в его «Демоне сидящем», действительно рисует существо не столько человеческое, сколько существо, которое как будто бы сохранило родство свое с некоей скалой, из которой оно вырублено. Любимый метод работы Врубеля — когда он работает мастихином или широкой кистью. Это создает ощущение работы скульптора, который буквально вырубает из огромной скалы мощную фигуру Демона. Кажется, что цветы за его спиной здесь не протягивают ветви, как пишет Врубель своей сестре, а кристаллами переливаются за спиной, будто их тоже вырубил какой-то грандиозный ювелир. Можно представить Господа Бога в этой роли.
Закат, который выложен за спиной Демона, похож на мозаичный. Возникает ощущение некоей хрустальной оболочки, в которую заключена душа. Идея эта очень созвучна эпохе романтизма, а символизм, представителем которого и родоначальником стал Врубель у нас в живописи, на новом этапе эту волну возрождает. Ощущение прозрачного хрусталя, в который заключена душа, — это идея была особенно ярко явлена еще в эпоху романтизма, когда и в поэзии, и в живописи этого времени например, в женских портретах Кипренского есть очень ясное ощущение того, что душа, как в плену, заключена в телесной оболочке, она тоскует о той небесной родине, которую когда-то покинула. Это пребывание как бы на границе двух миров очень ощутимо в картине Врубеля.
Ощущение тоски о чем-то несбыточном, чью реальность ощущает персонаж картины, кем бы он ни был, душа ли это или действительно демон, потому что, как бы то ни было, мы живем в эпоху христианской культуры, когда уже другой смысл придается этому слову, и зритель, и сам Врубель не могли, конечно, не впитать это сознание. И здесь перед нами персонаж, как говорил сам Врубель, «скорбный и страдающий». Очень многие историки искусства совершенно справедливо сравнивали этот образ с лермонтовским, который действительно был исходным мотивом для Врубеля. Это был любимый поэт художника. Он знал «Демона» наизусть, он цитировал его постоянно, и многие сценки ставились им еще в Академии художеств по его инициативе на тему «Демона».
И здесь тот самый образ, о котором мы читаем у Лермонтова: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет! И хотя в данном случае действительно это вечер, закат, но тем не менее это не мрак, а еще свет. И, наверное, не такое очевидное сопоставление, но тем не менее оно тоже здесь приходит в голову. Это другое стихотворение Лермонтова, которое все мы в школе еще с вами учили: Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. То есть познание порождает сомнение, а сомнение создает состояние бездействия, потому что непонятно, куда идти. И вот это драматическое противоречие, которое здесь уже очень ясно ощутимо, тоже становится важной темой в образах Демона, которые создает Врубель на протяжении всей своей жизни, возвращаясь к ним и в акварелях, и в иллюстрациях к Лермонтову, которые до сих пор остаются непревзойденными, и в скульптурных образах. Предельная меланхолия: параллели с «Падшим ангелом» Одилона Редона Опять же неоднократно приводилось сравнение среди историков искусства того состояния, в котором пребывает Демон, состояния тоски о несбыточном, о непонятном, о недостижимом, со знаменитой гравюрой Альбрехта Дюрера, которая называется «Меланхолия». Множество инструментов, как видим мы здесь, и научных, и иных, казалось бы, способны разобрать мир буквально по мелким частичкам, по косточкам, и тем не менее фигура пребывает в состоянии глубокой неудовлетворенности и непонимания того, куда идти дальше, потому что все эти инструменты, видимо, уже использованы.
И вот это состояние тупика некоего, когда все использовано для того, чтобы мир познать, но тем не менее он остается непознаваемым, ощущается в гравюре. Это, кстати, и тема Фауста, и цена познания. Тема Фауста — это тоже тема, которую затрагивает Врубель в своих знаменитых панно в особняке Алексея Викуловича Морозова. Похожая есть работа у Одилона Редона, одного из ведущих символистов западноевропейских, которая носит то же самое название, что и работа Дюрера. Она также называется «Меланхолия».
Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира. Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб. Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем. Картина написана в 1880 году, то есть за 10 лет до «Демона сидящего» Врубеля.
И вот здесь очень интересно привести слова о несохранившемся, первом варианте Демона, которого мы, к сожалению, увидеть уже никогда не сможем, он был уничтожен самим художником. Но его видели очень многие современники, и многие были этим образом потрясены. Здесь перед нами слова Владимира Дедлова — это один из писателей, который под псевдонимом Кигн создавал свои книги. Вот что он пишет об этом несохранившемся, первом варианте Демона Врубеля: у него было «одутловатое скопческое лицо без возраста, выпуклые тусклые глаза с безумным выражением тупой, холодной, но невыразимо тяжкой тоски. На безобразном неподвижном лице — та же печать каменного отчаяния».
Тамару погубил такой Демон, а не неосторожная интрижка с черноусым восточным человеком. И здесь видно, что Одилон Редон, вероятно, пошел тем самым путем, от которого Врубель в конце концов отказался. Он пишет падшего ангела как того, кто сгустил, затемнил свою светоносную материю — потому что Люцифер означает «несущий свет», то есть изначально он был несущий свет, — а здесь перед нами существо даже неприятное на вид, почти с дебильным оттенком на лице, с косным телом, которое словно не владеет само собой. Это то, от чего Врубель отказался, но что тоже может быть в этой теме, и именно к этому обращается Одилон Редон в своей работе. Еще знаменитейшая работа на тему Люцифера, как раз на тему Демона, то есть Демона уже именно в его дьявольском смысле, — это работа Франца фон Штука, знаменитого художника, который был одним из самых известных мастеров своей эпохи среди символистов.
Вот его Люцифер. Он совершенно иной, чем у Врубеля. И здесь видно, что он очень театральный, что здесь почти театральный свет, прямо прожектор ощущается за его спиной. Видно опять же очень хорошо, что он написан с натурщика. Этюд натурщика здесь вы видите рядом.
Это знаменитый силач того времени, который послужил моделью. Глаза светятся опять же как прожекторы. Но образ, конечно, достаточно литературный, театральный. Мы видим, что это просто постановка, а не Люцифер настоящий. Жесты раздумья и созерцания И еще одно сопоставление, которое тоже важно для Демона Врубеля, — это «Мыслитель», потому что, как уже говорилось, это процесс познания прежде всего, процесс познания души, путь души на этом пути познания.
И «Мыслитель», уже самим своим названием направляет нас в эту сторону. Он здесь представлен в схожей позе с Демоном в картине Врубеля. Но здесь жест его руки совершенно иной. Разница жестов достаточно значимая, потому что прижатая к подбородку рука — это древнейший символический жест. Это олицетворение именно раздумья, причем не вообще раздумья, а созерцания, то есть раздумья о том, что невидимо, что, может быть, непознаваемо, что можно увидеть только внутренним взором.
Он признавался сестре, что был одержим этой идеей, мечтал сказать что-нибудь новое в живописи. Эта работа стала первым выразительным и масштабным живописным произведением русского символизма. Художник был убежден, что это полотно сделает его известным, и оказался прав. Судьба художественного произведения Картина Врубеля была встречена другими художниками и способными ее приобрести коллекционерами холодно и даже агрессивно. Только внимательный и добродушный Константин Коровин сначала разглядел в ней не устрашающий и мистический смысл, а душевные муки художника. Со временем полотно начало привлекать все больше внимания со стороны публики. Картину купил московский фабрикант Гиршман.
Она стала одной из первых покупок этого предпринимателя, который в это время только начинал коллекционировать живописные произведения. В 1917 году, после революции, Гиршман попытался организовать музей живописи, однако через год он эмигрировал в Европу, оставив в России свою коллекцию. Все картины из коллекции Гиршмана были национализированы. Полотно «Демон сидящий» оказалось в Третьяковской галерее. Как сохраняют живопись в Третьяковке? В настоящее время это живописное полотно, являющееся гордостью музейного комплекса, находится в отдельном зале с работами Врубеля. Автор создал картину с помощью многослойного наложения красок.
Эта техника оказалась очень хрупкой, слои красок постепенно теряют частицы и холст местами обнажаются. Поэтому реставраторам приходится периодически выполнять мельчайшие тонировки в цвет использованных автором красок и осуществлять грунтовое укрепление живописного полотна. Сверху полотно прикрыто антистатическим, небьющимся, легким стеклом. Оно максимально прозрачно, отталкивает пыль и гасит возникающие блики, поступающие от внешних источников света, фактурных мазков картины и покрывающего ее лака. В настоящий момент, приобрести репродукции картин Михаила Александровича Врубеля «Демон сидящий» , «Демон летящий» , и заключительное произведение «Демон поверженный» вы можете в нашей Арт мастерской - «Твой постер». Картину можно исполнить в любом понравившемся вам формате: картина маслом на холсте, интерьерный постер или модульная картина разделяющая произведение на несколько связанных частей. Произведения Врубеля из серии о Демоне Демон Сидящий 1890 г.
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.
Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «...
Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи.
Словно плененный своим "героем" Михаил Александрович изображал его на обрывках писем, на полях газет, на кло чках бумаги, часто декламируя лермонтовские строки "печальный демон, дух изгнанья". По обыкновению присутствуя на спектаклях своей жены, и по воспоминаниям современников, всегда волнуясь и жадно следив за ее игрой и пением, как только заканчивалось очередное действие, "Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так - до конца оперы…Он ее обожал! Когда же на сцене Русской Частной оперы в 1897 году состоялась премьерная постановка оперы А. Рубинштейна "Демон", Врубель смотрел ее "как израненный человек", не обращая внимания на Надежду Ивановну, исполняющую роль Тамары, он ждал главного героя спектакля! Как только на сцене появился исполнитель партии Демона, Врубель "закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: "Не то, не то! В 1902 году на выставке журнала "Мир искусства" был представлен эскиз к будущему полотну "Демон поверженный" 1901, Третьяковская галерея , который хоть и был приобретен Советом Третьяковской галереи, но получил неоднозначную оценку публики и художественной критики. Так, живописец Н. Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас".
Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое.
И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик. Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен».
Иллюстрация к поэме М. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован. Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб.
На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи.
Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта.
Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный.
В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань.
В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь.
Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.
Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы.
С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина.
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля
картина Михаила Александровича Врубеля, являющаяся одним из центральных произведений художника. Этот шедевр написан в качестве иллюстрации к произведению М. Лермонтова "Демон" и входит в "демонический" цикл художника. Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» – у него нет крыльев, это фигура человеческая – человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Врубель. «Демон сидящий» — это пришелец, сидящий на краю иной Вселенной, где цветут прекрасные и безжизненные кристаллические цветы. Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты. Михаил Врубель "Демон сидящий", 1890. Врубель, изначально иллюстрировал поэму Лермонтова «Демон».
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника Михаил Врубель, "Демон поверженный". одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Первый демон – это «Демон» (сидящий) 1890 года представляет переживания человека эпохи fin de siècle. Врубель говорил, что его «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом а «демон» с греческого означает «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося. Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный.
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма — направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий. Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности.
Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях. Трагедия в семье живописца В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела.
Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный". Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей. Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей.
Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором. Прожил мальчик всего два года.
До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства — у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.
По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего». Второй кризис Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины.
Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было.
Смерть И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий". Врубель написал эту картину в 1890 году. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами.
На написание "Демона сидящего" Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма? Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон". Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций.
Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства.
Мамонтов советует ему: самый простой способ избавиться от сновидений - нарисовать образ. Ему стоит согласиться с предложением издателей иллюстрировать поэму Лермонтова и в ней отобразить Ангела со своих снов. Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое. Врубель увидел и окаменел. Он знал, что будет наказание, но не ожидал, что такое. Врубель молча поцеловал мальчика и тихо вышел из комнаты.
Затем он закрылся в своем кабинете и не выходил оттуда несколько дней. Врубель намерен отомстить своему Демону единственно возможным для него оружием - кистью и красками. Через несколько дней перед родственниками стоял уже совсем другой Врубель: непричесанный, с диким взглядом, он бормотал что-то невнятное. На нем была разорванная одежда, а под ней - следы от порезов. На мольберте стояла новая картина - "Демон поверженный". Это был последний Демон Врубеля. Картина уже висела на выставке, а художник каждое утро, пока еще не пришли посетители, дорисовывал ее. Современники вспоминают, что ежедневно лицо Демона становилось еще более страшным. Посетители с ужасом и отвращением выходили из зала.
В конце-концов организаторы силой удаляют Врубеля с выставки.
И Михаил едет в Одессу, в гости к приятелю, затем отправляется в путешествие по Италии — лечить сердечные раны и знакомиться с лучшими образцами итальянской живописи. И он снова и снова возвращается к образу падшего ангела, который, как говорил сам художник, «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе…» Еще цитата: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…» Что ж, так бывает: отворачиваясь от Христа, люди часто оказываются нос к носу с лжепророками и демонами, способными принимать самые пленительные и романтические образы. Собственно, и сам образ демона в мировой культуре стал следствием наваждения эпохи романтизма, когда люди, отворачиваясь от официальной и порядком наскучившей церкви, стали искать источник вдохновения в столкновении страстей и характеров. Ведь в библейских текстах практически нет наглядного описания сатаны — собственно, слово «сатана» означает всего лишь «противник». В Средневековье, изображая дьявола, художники стали наделять его исполинским телом уродливых пропорций, животными чертами, многорукостью — это была метафора всепроникающего зла. Но в начале XIX века образ сатаны — как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу и небесной монархии — становится почти положительным. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов, — и у Байрона, и у Гёте, и у Лермонтова, соблазнявших не одно поколение молодых душ. Например, не случайно в культовом советском романе «Молодая гвардия» приговоренные к смерти подпольщики читают наизусть лермонтовского «Демона» — как молитву нового мира.
Увы, слишком поздно многие обманутые люди понимали, что за всей этой пафосной мишурой на деле таится пустота и бездна. Там находилась собственная дизайн-студия миллионера Саввы Мамонтова, занятого разработкой русского народного стиля. Миллионер даже поселил художника в мастерской при своем особняке на Садовой-Спасской улице. Как утверждали некоторые современники, приглашение было сделано «не без внимания к его гувернерским навыкам». Впрочем, отношения с покровителем складываются далеко не безоблачно: супруга миллионера совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей». Поэтому Врубель довольно быстро переехал жить к новому заказчику — Алексею Морозову, выходцу из старинной купеческой семьи, который самым старательным образом вытравливал из себя какие бы то ни было следы русского и купеческого происхождения. Будь это возможно, он бы исправил и имя с отчеством: Алексей Викулович — разве это звучит по-европейски? Они с Врубелем словно нашли друг друга, и специально для эстетствующего миллионера Михаил Александрович взялся оформить кабинет хозяина особняка во Введенском переулке в «готическом» стиле — с иллюстрациями сцен «Фауста» Гёте. Под крылом Морозова Врубель вновь вернулся к своим демонам — его в составе целой группы художников пригласили иллюстрировать юбилейный, к пятидесятилетию со дня гибели поэта, двухтомник сочинений Лермонтова.
Оригинальное издание. Задумано было своего рода приношение мастеров изобразительного искусства гению поэзии. Каждый живописец мог выбрать наиболее близкие себе сюжеты, и Врубель взялся иллюстрировать «Демона» — поэму о соблазнении монахини скучающим посланцем преисподней. Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное — Люби меня!.. Иллюстрация М. Врубеля к поэме М. Лермонтова «Демон». Тамара и Демон Одновременно с акварельными рисунками для книги он начал рисовать и огромное — метр на два — полотно «Демон сидящий», которое словно бы иллюстрировало лермонтовские строки: Как часто на вершине льдистой Один меж небом и землей Под кровом радуги огнистой Сидел он мрачный и немой… В письме к сестре Врубель пишет: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Крылатая фигура?!
Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» — у него нет крыльев, это фигура человеческая — человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Нам, нынешним, испорченным современным дизайном и разнообразными «инсталляциями», возможно, это сложно понять, но люди того времени а среди критиков Врубеля были весьма образованные люди воспринимали живопись не как художественный стиль декаданса или графическую метафору поэзии, но как ребус или шараду — наподобие тех картинок-загадок, в которых нужно найти какой-то символ, спрятанный художником, допустим, в густом переплетении древесных ветвей. Ребусы Врубеля раздражали, даже близкие к нему художники порой не понимали зашифрованного послания, которого вообще-то там никогда и не было. Однажды друзья спросили Михаила Александровича, зачем в его акварели на небе изображены какие-то «черненькие червячки». Художник засмеялся: «Это дает рисунку атмосферу». Зато эти неразрешимые загадки привлекали к нему людей искусства, склонных наполнять его полотна своим собственным смыслом и вымыслом. Так, Александр Блок, как и многие современники, увидел в «Демоне» страшное предсказание судьбы русской интеллигенции, словно погружающейся в лиловый мрак наступающей ночи. Вся Россия спит. В столовой много народа.
Икона выполнена с учётом всех канонических требований, но необычайно выразительна и, безусловно, может быть отнесена к искусству модерна. Лицо Богоматери запоминается не только необычными чертами, но и выражением страдания — она-то уже знает, для какой миссии родила ребенка… Строгий критик Михаил Нестеров оценил эту икону так: "писал он их в Венеции под впечатлением старинных мастеров и приложил к этому свой удивительный талант, и вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но главное — это чудная, строгая гармония линий и красок". Кстати, важный момент — у Эмилии Львовны глаза были синие, у Богоматери они тёмно-карие. По мнению специалистов, образ сборный, там присутствуют черты также Елены Праховой. Пребывая в Италии, Врубель постоянно переписывался со своей моделью. Эмилия Прахова пережила его на 17 лет. Перед смертью она уничтожила всю переписку со своим несчастливым кавалером. Историки страдают, но восхищаются — очень уж это было… по-человечески. Киев и Одесса.
Сразу по возвращении он направился к Адриану Викторовичу и… стал просить у него руки его жены! Совершенно фантастический случай, впрочем, вполне в духе фантазёра и романтика Врубеля. Разумеется, ничего из этого плана не получилось. Праховы, конечно, были несколько удивлены, но сочли этот инцидент проявлением специфического темперамента художника впрочем, нам-то не мешает помнить, что он закончил свои дни в психиатрической больнице…. Он даже не был отлучён от дома, зато, по воспоминаниям художника Константина Коровина, порезал себе грудь — "я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались". Пробыв в Киеве два месяца, он отправился в Одессу, где его старый товарищ Борис Эдуардс организовывал художественную школу. Позже к нему присоединился Серов. В Одессе Врубелю не очень понравилось — отношение к искусству там было слишком коммерческим.
Зато именно там он написал первую версию своего "Демона" — монохромную точнее — белилами и сажей. К сожалению, видел этот набросок только Серов — позже, в Киеве, Врубель его уничтожил. И снова Киев Увы, из этой затеи ничего не вышло. Смелые наброски Врубеля а он создал не менее шести вариантов "Надгробного плача" — росписи на сюжет, отсутствующий в Евангелиях и не характерный для православной иконописи, но встречающийся в искусстве итальянского Возрождения оказались "непроходимыми" через церковно-государственную цензуру. Там трудно было реализовать идеи даже вполне классического Виктора Васнецова. Так что Врубелю в соборе принадлежат только растительные орнаменты, которые, однако, сами по себе являются шедевром, и "Дни творения" в одном из плафонов по эскизам братьев Сведомских. Впрочем, Врубель общался с кружком "соборян" так называли себя художники, работавшие во Владимирском соборе , знакомился с новыми людьми.
Михаил Врубель
Именно картина «Демон» Врубеля удачно соединила в себе черты романтизма, грусти и многозначности. Многие ценители искусства пытались объяснить, что же представляет собой данное изображение, какой смысл оно несет и что именно хотел передать автор этими мазками. Картина «Демон» «Демон» Врубеля — это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Суть ее в том, что благородная личность выступает за сторону добра, но ничего не может поделать с силами тьмы. Зло все равно побеждает, оно затягивает бессильного и управляет им в корыстных, мерзких целях.
Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. У первого демон — это не создатель зла, а лишь его порождение, и Михаил Александрович это прекрасно понимает. Он пытается изобразить контраст цветов на холсте, чтобы каждый увидевший картину сразу и безоговорочно понял, где зло, а где добро. Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля - это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы.
Конечно же, каждый человек сам решает, что могущественней, и некоторые утверждают, что автор отдает предпочтение силам тьмы. Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. Он сильный, мощный, уверенный, и по воле событий у него нет выбора. Герой должен созерцать происходящее.
От этого он становится бессильным об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, - обхватив колени руками. Мужчина не хочет находиться в данном месте, но у него нет выбора, и он наблюдает, как возникает демон. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Так он подсознательно не дал много места злу, то есть демону тесно, и от этого он кажется еще более устрашающим.
Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Он устал, обессилел, подавлен… Но все равно Врубель делает его своим идеалом прекрасного человека. Суть «Демона» в творчестве Врубеля Сюжет, который нарисовал Врубель «Демон сидящий» , повествует о его усталости и бессилии.
Но тем не менее автор оживляет картину кристаллами, которые сверкают на одеянии героя в голубом и синем тонах. Также можно увидеть потрясающий пейзаж, который некоторым может показаться причудливым, но в этом его и прелесть. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей совершенно разный вид при разном освещении. Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя.
Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво. Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. А он таков: демон — это символ сложного, несправедливого, реального мира, который рушится и вновь собирается как мозаика. Это страх за людей современных и будущих, которые не могут найти выход в жизни, где царят зло и ненависть.
Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках, и значение изображения будет трактоваться также по-разному. Но большинство исследователей считает, что автор хотел передать грусть, тревогу, которая переплетается со скорбью и депрессией, тревогу за человечество и его дальнейшее существование. Именно такой была тема картины художника, именно в таком направлении он работал последние свои годы творчества. Возможно, поэтому живопись Врубеля считается одной из самых сложных, в некоторой степени жестоких, но справедливых и трогательных.
Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью; умелым сочетанием красок и фона. История создания картин «Демон» Картина, которую написал Врубель «Демон сидящий» , была создана в 1891 году. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович детально изучил творчество Лермонтова. К некоторым его работам он нарисовал чудесные картины, на одной из них и был изображен демон.
Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. Только в 1917 г. Через некоторое время она стала привлекать к себе внимание, а сегодня считается настоящим шедевром. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон».
Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Удивительно то, что разница в их написании - девять лет. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. За ней последовала новая работа.
В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель — «Демон летящий». Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей.
Плитка, из которой Врубель делал свои керамические изделия, изготовлялась в гончарной мастерской Саввы Мамонтова. Кстати, Врубель придумал маску льва, которая стала эмблемой керамической мастерской Саввы Мамонтова. Он одним движением отсек льву гриву, и получилась просто львиная морда. Фёдор Осипович Шехтель часто приглашал Врубеля для работы над особняками, которые он строил. Так, особняк Морозовых в Подсосенском переулке Врубель украсил панно на тему Фауста. В последующие несколько месяцев работал, чтобы расплатиться с трактиром в Охотном Ряду.
Дом Залогиных, Фото автора Сохранился только старинный фасад дома, надстройка была сделана позже. В этом доме на Лубянке Михаил Врубель проживал со своей женой Надеждой Забелой и сыном Саввой, это его последний московский адрес. Отсюда его увезли в клинику после смерти сына психическая болезнь резко обострилась , где он провёл последние годы жизни. Памятной доски на доме нет, поэтому последний московский адрес Врубеля мало кто знает. Известно, что, когда его жена Надежда Ивановна приходила в клинику с аккомпаниатором и пела, художник, который, как отмечали врачи, был невменяем, приходил в себя. Также он становился абсолютно нормальным, когда брал в руки карандаш и бумагу. Он мечтал, чтобы здесь был не ресторан, но театральный комплекс.
Под влиянием такого негативного отзыва Михаил уничтожает набросок. Врубель возвращается к картине в 1889 году, когда приезжает в Москву, а в 1890 году заканчивает ее. Художник, сам того еще не понимая, в некоторой мере отобразил в «Демоне» себя. Вечно больной, страдающий от неразделенной любви и тяжелых мыслей о смысле жизни, но при этом стойкий к критике публики, считающий себя достойным того, чтобы его работы увидели свет. Однако публика не приняла новые работы, выполненные в черных тонах. Врубеля критиковали за излишнюю уродливость картин. Иллюстрация к «Демону» Лермонтова Новые испытания и «Сказочный цикл» В 1892 году, прямо перед свадьбой с оперной певицей Надеждой Забелой, Врубель заражается сифилисом, но, погруженный в работу, не придает значения первым его симптомам. Видимые окружающим изменения обнаруживаются лишь в 1898 году. Коллеги и родственники стали замечать несвойственную Михаилу Александровичу ранее раздражительность и жалобы на головную боль, которую он глушил огромными дозами обезболивающего. К симптомам прибавилась и бессонница. Все признаки говорили о нейросифилисе — бактериальном заболевании, поражающем головной и спинной мозг. В период с 1898 по 1902 год художник создает «Сказочный цикл» картин, последний перед тем, как болезнь возьмет верх и внесет свои зловещие изменения в его творчество. Искусствоведы говорят о том, что картины Врубеля до «Демона летящего» можно отнести к светлым и здоровым работам, хотя и подмечают, что в палитре цветов, выбранных для них, уже отражаются изменения физического и душевного состояния автора. Врубель в своей картине «Портрет сына» 1902 года отразил всю тревогу, которую испытывал. После появления на свет ребенка вся ответственность за семью легла на плечи Врубеля. Он рисует еще усерднее, не выходит из мастерской по пятнадцать часов. Каждый день, работая над картиной, он добавляет лицу Демона все боле страшные и мучительные черты. Психическое состояние Михаила Александровича становится все хуже. Работу он дописывает уже на выставке, до самого дня ее открытия. В этот день художника помещают в психбольницу Первого Московского университета в состоянии перевозбуждения, которое вызвала недавняя выставка.
Предки Михаила Александровича происходили из Западной Белоруссии фактически из Польши , а в России делали военную карьеру. Как и в нынешние времена, военные часто переезжали. Из Омска отца перебросили в Астрахань, в 1860-65 годах семья жила в Харькове, а потом — в Саратове. Мать художника умерла в 1859 году, в дальнейшем его воспитанием занималась мачеха — Елизавета Вессель-Врубель. Ещё в Саратове Михаил начал заниматься рисованием, в гимназию же пошёл в Петербурге, где отец учился в Военно-юридической академии. Занятия рисованием продолжались в школе при Обществе поощрения художников. В 1870 году семья направилась в Одессу, где будущий художник учился в Ришельевской гимназии. В 1874 году Врубель поступил на юрфак Петербургского университета, но не смог защитить конкурсную работу и вышел из него со званием "действительного студента". Гораздо меньше известно, что эту гимназию окончил художник Николай Ге В школьные и университетские годы интересы Врубеля были разносторонними, но он больше тяготел к театру, музыке и литературе, чем к живописи. Ему, например, посчастливилось познакомиться с Модестом Мусоргским и родственниками Михаила Глинки. В 1880 году, отбыв воинскую повинность, он поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Павла Чистякова и некоторое время у Ильи Репина. Во время учёбы он подружился с Валентином Серовым. Академию Врубель тоже не окончил, хотя его работа "Обручение Марии с Иосифом" была отмечена второй серебряной медалью Академии. Перелом в судьбе наступил в 1883 году. К Чистякову в поисках исполнителя работ в Кирилловской церкви приехал Адриан Прахов. С одной стороны, ему понравились его работы, да и мнение известнейшего педагога, учителя целой плеяды будущих звёзд Васнецова, Репина, Сурикова, Поленова , Павла Чистякова дорогого стоило. С другой стороны, статус Врубеля был невысок, и его гонорар можно было уместить в пределы не слишком богатой сметы. Решение оказалось правильным. Более того, в Кирилловской церкви Врубель выполнил основной объём работ. Чего стоит только прорисовка ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков. А ведь он реставрировал старые фрески, рисовал новые и сделал четыре главные иконы для иконостаса. Кроме того, он занимался реставрацией фигуры ангела в куполе Софийского собора. Одно из самых значимых произведений Врубеля при росписи Кирилловской церкви — фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" на сводах хора. В этой вполне зрелой работе соединились и классические византийские принципы, и традиции древнерусского искусства, и новые модерновые мотивы. Изображение во многом портретное. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы Ершовой она вышла замуж за одного из художников-участников реставрации , второй апостол от левой руки Богородицы — с протоиерея Петра Лебединцева , преподававшего в Ришельевской гимназии, второй апостол от правой руки — с киевского археолога Виктора Гошкевича, третий апостол — с настоятеля Кирилловского прихода Петра Орловского , который, собственно, и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество, четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — с Адриана Прахова. Ну и автопортрет — апостол Лука — третий справа от Богородицы.
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
«Демоны» Михаила Врубеля : НОВЫЙ МИР | Просматривающиеся из главного зала большой рисунок «Голова Демона» (1890, ГТГ) и гипсовый бюст «Демон» (1894, ГРМ) раскрывают поразительные детали процесса подготовки и переосмысления картины «Демон (сидящий)» (1890, ГТГ). |
Чего боялся Врубель: экскурсия по выставке в Новой Третьяковке - Ведомости.Город | Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». |
Михаил Врубель. Картины Врубеля на тему Демона | Врубель никогда не рассматривал "Демона (сидящего)" как финальную точку в попытке воплотить то, что его беспокоило. |
Печали и демоны Михаила Врубеля | Демоны художника Врубеля История, Живопись, Картина, Музей, История России, Картина маслом, Художник, Длиннопост, Демон. |
Demon sitting | Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро. |
Демоны Михаила Врубеля
«Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN | Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. |
Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором | Аргументы и Факты | Создание картин «Демон сидящий» и «Демон повержденный», работа в Санкт-Петербурге, жанр живописи, выставка в честь 165-летия. Причина смерти на 24СМИ. |
«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля
Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». В сервисе "Google Искусство и культура" собраны экспонаты из более чем 2000 ведущих музеев и архивов, которые захотели показать сокровища мировой культуры в Интернете с помощью Google Cultural Institute. потустороннее существо он изображал в разных позах.