Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
Общая характеристика римского семейного права
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. ~ 10 простых правил | когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. |
Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство | ФемидаКлио | Дзен | Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). |
Виды родства в римском праве доклад | Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. |
Агнатическое и когнатическое родство | Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. |
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть. | Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). |
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики.
Браки в Древнем Риме
- Семейное состояние. Понятие римской семьи
- Агаатическое и когнатическое родство
- Правовые черты римской семьи - Юридический справочник
- Общая характеристика римского семейного права - Римское частное право (2013)
- Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
Римская семья. Агнаты и когнаты
С течением времени власть отца семейства уменьшалась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3. Термин familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть отца семейства над женой и детьми по существу мало отличалось от его прав на раба. Существенное отличие подчиненных домовладыки от права собственности на раба проявилось лишь в момент смерти домовладыки: право собственности на раба переходило к наследнику отцу семейства, в то время как лица бывшие в подчинение домовладыки, переживали capitis deminuto, которая в данном случае означало не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Орг 0.
В случае исполнения должником обязательства выдавался иск о возврате вещи actio fiduciae. Стороны фидуции могли в договоре ставить условия pactum vendendo - - условие дающее право кредитору в случае неуплаты долга продать заложенную вещь и из вырученной суммы погасить долг и lex commissoria - - условие дающее право кредитору в случае неуплаты долга оставить заложенную вещь у себя, при этом кредитор мог пользоваться этой вещью только в целях залога. Способы обеспечения обязательств в римском праве - задаток, неустойка, поручительство и залог. З адаток arra в римском праве — это денежная сумма или иная ценность, передаваемые одной стороной другой в момент заключения договора и обеспечивающие надлежащее исполнение обязательства. Задаток использовался в качестве подтверждения факта заключения договора arra comfirmatoria. Задаток мог иметь штрафной характер, если договор нарушался лицом, давшим задаток, он оставался у получившего его лица, а если лицом, получившим задаток, то лицо было обязано был вернуть двойную сумму задатка. Н еустойка по римскому праву stipulatio poenae — это обязательство должника уплатить определенную денежную сумму или иную ценность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным.
Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились. Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения тем более — утратой свободы или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права. Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.
Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство
В случае ее отсутствия в доме супруга подряд в течение трех ночей за годовой период, она и на следующий год оставалась примерно равноправной с ним. Она могла делать так постоянно, чтобы не подпадать под его власть и не становиться агнаткой. При этой форме брака женщина была в целом в равных правах с мужем, она вела хозяйство по дому и воспитывала детей. Таким путем постепенно разрушалась агнатической семья. Со временем эта форма вытеснила первую. Позже стал практиковаться конкубинат. Он представлял собой сожительство без выполнения правовых процедур для законного оформления брачного союза. Условия вступления в брак Само название римской семьи означает, что сформировать ее имели право только граждане Рима. При этом для законного установления брачного союза следовало соблюсти определенные в праве условия.
Во-первых, они должны иметь установленный законом возраст, который совпадал с совершеннолетием. По отношению к мальчикам он составлял четырнадцать лет, по отношению к девочкам двенадцать. Еще одно установление состояло в согласии на брак. При агнатической семье оно требовалось от домохозяина, которому должна была подчиняться женщина. Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина. Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее.
Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца. Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться. В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои. Агнатический союз заключался двумя способами.
Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей. Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа. Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье.
Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях:в отношении жены детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательс венного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право Новой Европы не реципировало их.
Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права рабовладельческого общества от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения. Отношения между родителями и детьми на всем протяжении римской истории определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней власти отца. По собственному признанию римских юристов, такой власти над детьми, как римляне, не знал ни один доступный их наблюдению народ Gai. I, 55: "Quod jus proptium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt homines, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus". Конечно, с течением времени эта власть значительно изменилась и ослабела, но многие патриархальные заветы сохранили свое значение до конца. Так, прежде всего, римское право знает только patria potestas — только власть отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака никаких родительских прав не имеет — не только при жизни мужа, но и после его смерти. При старом браке cum manu мать, как известно, находилась в положении сестры своих детей, после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала; она сама делалась теперь persona sui juris, но попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще своего же собственного сына.
Лишь с течением времени, с постепенным признанием родства когнатического, ее отношения к детям получают некоторую юридическую физиономию: мать и дети получают взаимные права наследования друг после друга. В период империи признается затем право на содержание алименты , а также, — по крайней мере, в известных случаях, — и право матери быть опекуншей над своими детьми. Но этим все и исчерпывается: каких-либо прав, присущих patria potestas, например прав на пользование известными имуществами детей, она не имеет. Юридические отношения между родителями и детьми мыслятся, далее, только на почве законного брака и законной семьи. Дети незаконные, внебрачные в древнейшем римском праве, построенном исключительно на принципе родства агнатического, стояли вообще вне всяких юридических связей: они были чужими не только своему естественному отцу, но и матери.
Римляне различали и свойства.
Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. Источник Вопрос 29.
Агнатское и когнатское родство. Основные черты семейного строя. Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias.
Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui. В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата.
Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья.
Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.
Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.
С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Семейное состояние. Понятие римской семьи | Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. |
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство. | когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. |
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть. | По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. |
Римская семья. Агнаты и когнаты | ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. |
Римская семья. Агнаты и когнаты | Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии. |
Общая характеристика римского семейного права
Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Агнатическое и когнатическое родство. Особенности этого вида родства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
133. Понятие агнатического и когнатического родства. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство
Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. агнатическое и когнатическое родство в римском праве. Агнатическое и когнатическое родство 2.1. раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству.
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Вытеснение агнатического родства когнатическим. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубс ких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода ег» политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательствен-hofo права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium, хотя внешне, в стороне от его влия-; ния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права рабовладельческого обще-ства от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения.
Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.
Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять. Последние записи:.
Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина.
Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее. Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца. Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться.
В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои. Агнатический союз заключался двумя способами. Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей. Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа. Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье.
Для этого жених и невеста просто взаимно договаривались, не выполнялось никаких формальных установлений. Брак считался оформленным, когда мужчина приводил женщину в свой дом. Приданое и предбрачный дар С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого. Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи. Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец или другой домохозяин. Оно устанавливалось в форме обещания которое было двух видов или непосредственной передачи, когда муж вступал во владение. Существовал закон, по которому можно было потребовать от отца невесты дать приданое, если он хотел воспрепятствовать браку.
Сначала это имущество было в полном распоряжении мужа. Со временем закон установил правило, по которому он только пользовался им, но не становился его владельцем. В случае расторжения брака в зависимости от причин этого приданое в разных размерах возвращалось женщине. Оно полностью передавалось ей, когда развод происходил из-за мужчины. Со временем стал применяться обычай получения невестой предбрачного дара от жениха. Это происходило до заключения брака.
Брак и его виды по римскому праву. Способы заключения брака. Брак matrimonium — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» Модестин. Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права публичного и частного , как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера. Правильный брак — союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз — союз между партнерами разного права между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. Брак характеризовался: — взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; — состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров; — согласием партнера; — наличием половой связи между партнерами в браке; — стремлением партеров заключить именно брачный союз; — постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным. Виды римского брака: — matrimonium justum — законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii; — matrimonium juris gentium — брак между лицами, не имеющими jus conubii. Виды законного римского брака: — cum manu mariti — брак с властью мужа, в силу которой жена uxor поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа; — sine manu mariti — брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею Законы XII Таблиц. Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям порядок заключения, расторжения и т. Способы заключения брака cum manu: — confarreatio — религиозный свадебный обряд; — coemptio — путем покупки жены; — признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Способы заключения брака sine manu: — увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера; — usus — совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей. Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Условия заключения брака: — достижение брачного возраста для мужчин — 14, для женщин — 12 лет ; — согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна; — согласие вступающих в брак; — отсутствие близких степеней родства по прямой линии и не ближе 5 6 степени по боковой или свойства; — если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке; — ius conubii — право вступать в полноценный, признанный законом брак. Правоотношения супругов в римском семье. Личные отношения супругов по римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака: — в браке cum manu жена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.
Семейное состояние. Понятие римской семьи
Виды родства в римском праве доклад | которое следует из общности крови. |
Римская семья. Агнаты и когнаты | Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. |
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — | Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. |
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство | Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). |
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО | это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. |
Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты
- Семья, браки и родство в Древнем Риме
- Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
- Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты
- Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство | ФемидаКлио | Дзен
- Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
- Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Римская семья. Агнаты и когнаты
Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. которое следует из общности крови. Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права.