Перед вторым выходом в свет объединение настиг раскол: каталог был напечатан, но сам показ так и не состоялся (а покинувшие «13» авторы устроили отдельную выставку «Группы молодых художников»). В разговоре о группе «13» нельзя не упомянуть об их увлечении европейским искусством. Это касается как раз действительно региональных художников, потому что то, что художник должен голодать, — это очень устаревшая парадигма. Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Татьяны Мавриной. В Музее русского импрессионизма открывают художников "Группы 13".
В Музее русского импрессионизма откроется выставка «Группа «13». В переулках эпохи»
Купить билет Владимир Милашевский. Общество трезвости. Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Бумага, сепия, тушь, перо, кисть. Государственный музей истории российской литературы им.
Татьяна Маврина.
Что же это были за принципы? Соединить французское с советским Участники группы «13» стремились изображать повседневную реальность как таковую. Их не прельщал ни конструктивизм, ни монументальность ОСТа, ни соцреализм, вскоре утвердившийся в роли магистрального и единственного «официального» течения сталинской эпохи. Милашевский, Даниил Даран, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Борис Рыбченков, Валентин Юстицкий предпочитали писать спонтанно, свободно, неформально, передавая непосредственные эмоции и избегая пафосной серьезности, нарочитого щеголяния мастерством. И на выставке эти параллели постоянно проводятся. Вот, например, акварель «Антиб. Такая же воздушная, динамичная, полная «дыхания» оживленного города. С определенной натяжкой группу «13» действительно можно назвать русскими импрессионистами. И этого европейского следа они не скрывали.
Но вместе с тем в некоторых своих проявлениях, экспериментах с формой, цветом, самим образом герои экспозиции зачастую вплотную подходят к авангарду. Самый яркий пример, конечно, Александр Древин.
Репродукции работ и архивные фото познакомят с основателями группы Владимиром Милашевским и Даниилом Дараном, творческой парой Николаем Кузьминым и Татьяной Мавриной, ленинградскими художниками-самоучками Юрием Юркуном и Ольгой Гильдебрандт-Арбениной. Уточняется, что подробнее узнать о судьбе независимых советских художников, а также увидеть более 350 работ группы «13» и их связь с произведениями европейских мастеров можно до 2 июня на выставке «Группа «13». В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма и одноименном каталоге.
Героем картин становился и Парк Горького.
Стараясь передать скорость нового времени, художники зачастую делали быстрые зарисовки спичкой. В рисунках с натуры они перерабатывали приемы старых мастеров и европейских модернистов. Посетители липовой аллеи на Крымской набережной узнают, какую роль в жизни объединения сыграла главная газета железнодорожников «Гудок» и как стиль советских художников связан с творчеством Винсента Ван Гога и Эдгара Дега.
Описание документа
- Почему советских интеллектуалов из группы «Тринадцать» так любят коллекционеры?
- Многие знакомы с работами художников группы «13», даже не подозревая об этом.
- 5 причин посетить выставку «Группа «13». В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма
- Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Москве
- Художники группы «Тринадцать» - 92 photos. александр кравцов's photos.
В Музее русского импрессионизма открывают художников "Группы 13"
В переулках эпохи» познакомят посетителей с главными представителями группы. Часть экспозиции будет посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом выставки станет книжная иллюстрация. На третьем этаже можно будет увидеть живопись и графику послевоенных лет. Татьяна Маврина.
Начав с отечественных последователей французов, эта сравнительно молодая институция сделала шаг в другую сторону и посвятила целый ряд выставок авангарду первой трети XX века.
И еще одна важная линия — возрождение забытых имен. Будто наперекор существующему тренду на привлечение аудитории за счет «звезд» МРИ раз за разом рискует делать ставку на фигуры, оставшиеся в тени гениев, и как минимум создает тем самым объемный портрет эпохи, а как максимум — предлагает пересмотреть сложившуюся «табель о рангах». Участники художественного объединения — группа «13», появившегося в 1929-м и просуществовавшего всего три года, не особо известны широкой публике. Разве что творчество Владимира Милашевского узнаваемо благодаря оформлению книг это, например, многотиражные советские издания «Конек-Горбунок» Ершова и «Уральские сказки» Бажова , ну а об Александре Древине и Надежде Удальцовой в последнее время много говорят в контексте истории послереволюционного авангарда. Забегая вперед, скажем: пути героев проекта в искусстве и жизни оказались во многом различными, но даже те, кто отошел от первоначальных принципов группы, занялись чем-то другим, потом нет-нет да и возвращались к мотивам своей юности.
Что же это были за принципы? Соединить французское с советским Участники группы «13» стремились изображать повседневную реальность как таковую. Их не прельщал ни конструктивизм, ни монументальность ОСТа, ни соцреализм, вскоре утвердившийся в роли магистрального и единственного «официального» течения сталинской эпохи. Милашевский, Даниил Даран, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Борис Рыбченков, Валентин Юстицкий предпочитали писать спонтанно, свободно, неформально, передавая непосредственные эмоции и избегая пафосной серьезности, нарочитого щеголяния мастерством. И на выставке эти параллели постоянно проводятся.
Несчастливое роковое число, его все боятся, а тут на афише — «13», на каталоге — «13», в статьях — «13». Многие из них ушли в книжную графику и недолгое время сотрудничали с изданием Academia — на выставке этой теме посвящен отдельный зал. Некоторые даже преуспели, как, например, Николай Кузьмин, вдохновлявшийся завитушками на полях рукописей Пушкина: его «Евгений Онегин» получил медаль парижской Всемирной выставки 1937 года. Впрочем, Кузьмину все равно приходилось нелегко. Он вспоминал о работе над книгой: «Директор издательства был большой шутник. Он сказал мне: «Знаете, в Париже молодые художники сами оплачивают расходы по изданию своей первой книги. А мы вам еще платим!
Чтобы продолжать работу над «Онегиным», я стал таскать книжки из своей библиотеки в букинистическую лавку. Затем пришла очередь книг по искусству. Моя небольшая библиотека очень поредела. Мне до сих пор жалко именной экземпляр «Современной русской графики». Жалко из-за воспоминаний. Я выписал его по фронтовому адресу и получил на Рижском фронте весной 1917 года. Раскрыв книгу, я нашел там в статье Радлова и свою фамилию.
Это был первый критический отзыв обо мне». Другим — как, например, Антонине Софроновой — повезло еще меньше.
Первоначальный интерес Надежды Плунгян к художникам «13-ти», по которым она 15 лет назад защитила диссертацию, был, надо полагать, программно-феминистского рода: на протяжении всего XX века группу «13», типичный пример так называемого «тихого искусства», считали явлением маргинальным и малозначительным, но феминистская позиция как раз и состоит в недоверии к истории, составленной из «величайших гениев» и «громких имен». Сегодня опыт «13-ти» актуален как жизненная стратегия «делай, что должно, и будь что будет» — на их поразительную резистентность и способность к выживанию и указывает полемический подзаголовок выставки «В переулках эпохи». Нетрудно догадаться, что в нем обыгрывается название выставки «За фасадом эпохи», прошедшей два года назад в галерее Ильдара Галеева: она посвящалась памяти искусствоведа Ольги Ройтенберг, первооткрывательницы художественного поколения 1920—1930-х годов, раздавленного борьбой с формализмом и надолго забытого. Одним из основных жанров «13-ти» в живописи и графике стал такой городской пейзаж, какой можно было бы назвать «переулочным». Не в том смысле, что они воспевали переулки Арбата, хотя и это случалось, а в том, что пейзаж у них, неважно, загорский он или смоленский, был по духу московским, неуловимо противостоящим пейзажу ленинградской школы: тут все другое — атмосфера, плотность городской ткани, переулочная теснота застройки, интенсивность уличной жизни.
В том, чтобы поймать пульс или, как они говорили, «темп» этой современной жизни, времени здесь и сейчас, они и видели свою задачу, добивались эскизной скорости и точности реакции, когда линия и пятно, не терпящие никаких поправок, являются моментальным снимком зрительного впечатления и внутреннего лирического переживания. Это и был реализм «13-ти» — совершенно неуместный во времена «борьбы за реализм» между различными версиями авангарда и консерватизма, борьбы за единоличное право определять, каким должно быть подлинное искусство пролетарской эпохи. Но подзаголовок говорит не только о специфике московского пейзажа в творчестве группы — куратор предлагает отказаться от исторической модели, согласно которой это потерянное поколение придавило сталинским фасадом так, что и мокрого места не осталось: те из «13-ти», кто пережил сталинский террор физически, переулками и закоулками, минуя площади для митингов и демонстраций, вышли из зоны страха и немоты, пошли дальше, сохранили себя. То есть история группы «13» — это трагедия, но все же оптимистическая, как и полагалось в сталинской системе жанров. Отчасти этот горький оптимизм связан с тем, что ядро группы «13» — Милашевский, Даран, Кузьмин, Маврина — не только уцелело, но и продолжило работать, главным образом — в книжной иллюстрации: пусть золотой век их сотрудничества с издательством Academia был недолог, а в пору борьбы с космополитизмом им, западникам-космополитам, пришлось прикусить язык, но после смерти Сталина они ожили. Лучшую обложку к «Оттепели» Эренбурга, «совписательского» издания 1956 года, нарисовал Даран, самый нежный лирик среди «13-ти». На выставке будет много поздних работ, по которым видно, что ядро «13-ти» умудрялось не изменять себе и в самых тяжелых обстоятельствах.
Группа «13». Как в России выставляют картины художников, гонимых в СССР
Костяк группы сложился в редакции газеты «Гудок» 1920-х годов в беседах трех иллюстраторов: Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана. Друзья решили поэтически переосмыслить саму идею городского скетча, придать ему глубину и блеск искусства старых мастеров, фовизма и постимпрессионизма. К участию пригласили ленинградских художников-любителей и выпускников Вхутемаса, собрав «роковое» число в 13 человек. Бег живой линии они ставили выше конструктивистского фотомонтажа или академических штудий.
Отдельным сюжетом выставки станет книжная иллюстрация. На третьем этаже можно будет увидеть живопись и графику послевоенных лет. Татьяна Маврина. Нина Кашина. Выставка будет работать до 2 июня.
Несчастливое роковое число, его все боятся, а тут на афише — «13», на каталоге — «13», в статьях — «13». Многие из них ушли в книжную графику и недолгое время сотрудничали с изданием Academia — на выставке этой теме посвящен отдельный зал. Некоторые даже преуспели, как, например, Николай Кузьмин, вдохновлявшийся завитушками на полях рукописей Пушкина: его «Евгений Онегин» получил медаль парижской Всемирной выставки 1937 года. Впрочем, Кузьмину все равно приходилось нелегко. Он вспоминал о работе над книгой: «Директор издательства был большой шутник. Он сказал мне: «Знаете, в Париже молодые художники сами оплачивают расходы по изданию своей первой книги. А мы вам еще платим! Чтобы продолжать работу над «Онегиным», я стал таскать книжки из своей библиотеки в букинистическую лавку. Затем пришла очередь книг по искусству. Моя небольшая библиотека очень поредела. Мне до сих пор жалко именной экземпляр «Современной русской графики». Жалко из-за воспоминаний. Я выписал его по фронтовому адресу и получил на Рижском фронте весной 1917 года. Раскрыв книгу, я нашел там в статье Радлова и свою фамилию. Это был первый критический отзыв обо мне». Другим — как Антонине Софроновой — повезло еще меньше.
Билеты и цены Цена билетов на выставку «Группа «13» в Музее русского импрессионизма в Москве с 8 февраля по 2 июня 2024 года: станет известна позднее. Лучшие спектакли в Москве Классика и современная драма, спектакли музыкальные и кукольные, театральные представления для детей — как сориентироваться во всем этом многообразии? Мы выбрали для вас самые интересные постановки.
В Музее русского импрессионизма пройдет выставка художников группы «13»
С 1928 года Борис Рыбченков – член общества художников «Рост», затем один из постоянных участников выставок Группы «13» (1921-1931). Перед вторым выходом в свет объединение настиг раскол: каталог был напечатан, но сам показ так и не состоялся (а покинувшие «13» авторы устроили отдельную выставку «Группы молодых художников»). С 1 по 30 апреля 2024 года Музей русского импрессионизма и Парк Горького представляют фотовыставку о раннесоветских интеллектуалах и эстетах — участниках группы «13». "ГРУППА 13" Приглашаем Вас в Музей русского импрессионизма 21 февраля 2024 года, заглянем в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов, мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13»!
«Лишние люди» XX века: выставка «Группа «13». В переулках эпохи»
В их графических и живописных работах, посвященных динамичной городской жизни, нашло отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма. Одиннадцать тематических разделов выставки познакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Часть экспозиции будет посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом станет книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок.
Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Бумага, сепия, тушь, перо, кисть. Государственный музей истории российской литературы им. Татьяна Маврина.
Бумага, акварель. Собрание Михаила Сеславинского.
После дождя» Николая Кузьмина. Кроме абсорбции опыта прошлого сама «Группа «13» оказала большое влияние на оттепельных художников.
Мастера объединения проложили путь для позднесоветской живописи — их подход к изображению города позднее находит отклик у нонконформистов, например Михаила Рогинского, Анатолия Слепышева, у раннего Анатолия Зверева. Проект в Музее русского импрессионизма — своеобразная выставка-размышление о том, как и почему «Группа «13» стала одной из самых ярких в советское время, превратившись в явление, интерпретирующее портрет интеллектуального сообщества художников. Вопреки тому что группа просуществовала три года, их творческие искания в рамках сообщества художников растянулись на несколько десятилетий вперед. Авторы влияли друг на друга, обменивались идеями, наработками в разных сферах — книжной графике, живописи, литературе.
Выставка развенчивает распространенное представление о советских художественных группах как о чем-то устарелом, относящемся к прошлому. Авторы проекта поставили перед собой непростую экспозиционную задачу — поразмышлять о том, как сегодня показать художественную группу в рамках одного проекта, не скучно и понятно. Им это удалось, хотя с некоторыми оговорками: материал, представленный в экспозиции, огромен. Потребуется не один визит в музей, чтобы досконально изучить детали картин и взаимосвязи их творцов друг с другом.
Обвиненные Борис Рыбченков. Били наотмашь. В одной из московских газет обзорная статья о выставках заканчивалась фразой: «В картине Б. Вот она, философия художника! За что его кормят советским хлебом? Это контрреволюция! Только к концу длинной жизни, почти ослепший, он вернулся к своей прежней легкости. И на выставке можно увидеть эти работы. Валентина Юстицкого, дворянина по происхождению и увлекающегося художника-экспериментатора, арестовали в 1937-м за «антисоветскую агитацию». Почти десять лет он провел в лагерях, работал на лесоповале, на конюшне, в бане, ткал ковры.
После освобождения приехал в Саратов, где до отъезда в Москву преподавал, был профессором саратовских Свободных художественных мастерских. Но после ссылки смог устроиться только преподавателем заводской изостудии, но и оттуда был уволен как неблагонадежный по доносу местных художников. Арестовали его как участника латышского общества «Прометей», которое материально поддерживало художника, поскольку к тому времени Древин с женой Надеждой Удальцовой жили впроголодь — ни заказов, ни выставок, ни возможности преподавать для обвиненных в формализме не было. Сохранились стенограммы его допросов, где Древин признавался в контрреволюционной сущности своего искусства и ориентации на «западных фашистских художников типа Брака и других». Выжившие Татьяна Маврина и Николай Кузьмин — самые знаменитые и самые благополучные из всех художников, связанных с группой «13». О первой выставке группы Маврина вспоминала с радостью и удовольствием: «В 1929 году мне повстречались интересные люди, именно люди, а не художественное знамя, кредо, платформа, течение, направление. Всего этого в те годы было много. Это были графики из Дома печати в Москве.
Группа «13». В переулках эпохи
Кроме абсорбции опыта прошлого сама «Группа «13» оказала большое влияние на оттепельных художников. Посетители Музея русского импрессионизма смогут побывать на выставке «Группа «13». К участию пригласили ленинградских художников-любителей и выпускников Вхутемаса, собрав «роковое» число в 13 человек.
Группа «13»: новый взгляд на советское искусство 1930-х годов
Выставка представляет новое прочтение творчества художников группы "13" отечественного искусства 1930-х годов. Формально «Группа 13» существовала всего три года, с 1929-го по 1931-й, и успела устроить лишь три выставки под своим «логотипом». Группа объединяла преимущественно художников-графи ков, ставящих определенные художественно-стилистические задачи в области рисунка. Группа художников, состоявшая преимущественно из графиков, ставивших целью разработку определенных стилистических задач в области акварели и рисунка; названа по первоначальному числу участников.
Художники группы «Тринадцать»
- Лекция о художниках группы «Тринадцать»
- Месяц подписки бесплатно
- Группа 13. В переулках эпохи
- В парке искусств «Музеон» откроется фотовыставка о художниках группы «13»
- «Лишние люди» XX века: выставка «Группа «13». В переулках эпохи»
- Тихое искусство жить не по лжи Группа «13» и стратегии независимости в советском искусстве
В Музеоне открылась фотовыставка «Группа "13". В переулках эпохи»
Группа «13» (1929–1931), получившая название по количеству участников первой выставки, официально просуществовала лишь несколько лет, однако дружба и творческие поиски художников продолжались до 1970-х годов. Художники группы «Тринадцать» не разработали программы или манифеста. Выставка "Группа "13". В переулках эпохи". Москва, музей русского импрессионизма. В Музее русского импрессионизма — выставка работ советских художников, объединившихся в конце 1920-х годов в группу «13». Подробнее узнать о судьбе независимых советских художников, а также увидеть более 350 работ группы «13» и их связь с произведениями европейских мастеров можно до 2 июня на выставке «Группа “13”. Она считает, что художникам группы «13» уделяется незаслуженно мало внимания.