В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. Среди команды были 10 женщин и двое детей. 80 лет назад затонул пароход «Челюскин». Из заранее выгруженных кирпичей и досок строительная бригада построила временные бараки.13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Ледокол "Челюскин": история и судьба
1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров. "Челюскин" затонул 13 февраля 1934 г. между мысами Северный и Уэлен: 104 человека, в том числе десять женщин и два ребенка, сумели высадиться на льдину, где был разбит лагерь Шмидта. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин»
Гибель студии Каролко. Сергей Николаев. 1K просмотров. По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход «Челюскин». В настоящее время ледокол Северного флота «Илья Муромец» направляется к острову Врангеля. Ответ: пароход "Челюскин" затонул в Чукотском море. 3.
Мыс Челюскин: Край земли, где остановилось время
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин». Героическая история спасения экипажа и пассажиров известна всему миру. Само же судно так и осталось на дне. И вот, спустя почти 90 лет, в Арктику отправилась команда единомышленников. Короткая планерка с видом на Анадырский залив. От Москвы до самых до окраин, чтобы добраться до легендарного «Челюскина», залегшего на дно в Арктике.
Пароход «Челюскин» должен был за один сезон навигации пройти от Ленинграда до Владивостока. Экспедицию возглавлял начальник Севморпути Отто Шмидт, уже знакомый с этим маршрутом. Но в сентябре 33-го «Челюскин» намертво застрял во льдах в Чукотском море. Пять месяцев дрейфа. В феврале 34-го стало понятно: пароходу не вырваться.
Понимая, что судно погибнет, экипаж заранее выгрузил провизию, дрова и топливо. Лагерь на дрейфующей льдине 104 человека в палатках арктической зимой. Казалось бы, все силы должны уходить на борьбу за выживание. Но челюскинцы, наладив быт и связь с берегом, даже делали газету вручную, цветными карандашами. Вокруг ледовая пустыня, а челюскинцам хватает духа иронизировать над своим положением.
Тем временем, на материке готовится план спасения, невероятный, как вся эпопея. Помочь должны лучшие полярные летчики Советского Союза. Летим к Чукотскому морю и отчасти повторяем путь пилотов-участников спасательной операции 1934 года. Глядя на бескрайнюю тундру, понимаешь, какой это был на самом деле рискованный перелет. Николай Каманин вспоминал: на две тысячи километров от Олюторки до лагеря Шмидта не было аэродромов и горючего, а у самих летчиков навигационных средств и даже точных карт.
Историки получат много новых материалов для изучения. Для работ используют спасательное судно «Лазурит». После завершения работ члены экипажа отдали почести погибшему «Челюскину» и отправились к месту постоянного базирования. С момента выхода из порта Владивостока судно прошло более четырёх тысяч морских миль, ещё предстоит преодолеть около трёх тысяч морских миль до базового порта при хорошей погоде. Как сообщал «Русский мир», «Челюскин» отправился в плавание в 1933 году через весь Ледовитый океан для освоения Северного морского пути.
Последними с «Челюскина» сошли Шмидт и Воронин. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек, по разным причинам вынужденные вернуться, покинули пароход ещё у мыса Челюскин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом. Остальные ответы.
Еще заранее экипаж подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Были спасены все 104 человека, включая начальника экспедиции Отто Шмидта, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов. За спасательную операцию челюскинцев 5 марта - 13 апреля 1934 года семь летчиков стали первыми Героями Советского Союза.
Челюскин где - фото сборник
Несколько погружений были организованы ещё в советское время, но тогда не было той аппаратуры, которая есть сейчас. Исследование проводится в рамках проекта морской инженерной компании «Фертоинг» по сохранению морского исторического наследия России. В экспедиции приняли участие представители научного и поискового сообществ России: Музей Мирового океана, НП «Разведывательный водолазный клуб», Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Морская спасательная служба. Напомним, что пароход был назван в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Челюскина и затонул 13 февраля 1934 года в Чукотском море в условиях полярной ночи и сильного сжатия льда после почти пятимесячного дрейфа в арктических льдах. На лёд высадилось 104 человека, включая 10 женщин и двух детей.
Поэтому нет ничего удивительного, что вслед за «Челюскиным» могли вести баржу с заключенными.
При одном «но»! Они были обнаружены после 1935 года. В нынешнем веке эта информация получила некое продолжение. Эдуарда Белимова «Тайна экспедиции «Челюскина»». Здесь с легкой руки автора был введен в обращение миф о существовании судна «Пижма», построенного по тому же проекту, что и «Челюскин», и шедшего вместе с ним в составе экспедиции.
На его борту якобы находилось 2 тысячи заключенных для работы на оловянных рудниках. И после гибели «Челюскина» это второе судно было якобы потоплено. В короткое время эта информация была перепечатана многими изданиями и Интернет—сайтами, а благодаря усилиям не слишком ответственных за свои слова журналистов версия получила свидетелей, а то и участников, в памяти которых якобы сохранились события тех далеких лет. Позже в питерской газете «Версты» появилась схожая версия, на этот раз — от лица гражданина Израиля Иосифа Закса, который утверждал, что зимой 1934 года в Чукотском море по указанию Сталина было взорвано судно «Пижма», сопровождавшее легендарного «Челюскина». По словам Закса, на его борту находились 2 тысячи заключенных, которых везли на рудники Чукотки.
Среди них находилось несколько классных радиолюбителей—коротковолновиков, которые после не только уцелели, но еще и сумели добраться до запасного судового радиопередатчика, а с его помощью передать сигналы о помощи. Их услышали на базе американской авиации Фербенкс на Аляске , чьи пилоты спасли несколько заключенных. Позже все они, в том числе и отец Иосифа Закса, будто бы приняли другое гражданство. Версия любопытная, но после ее прочтения любой здравомыслящий историк повторит слова нашего классика: «Не верю! И главное — ничем не подкрепленные, а порой — настолько перепутанные, что к первому недоверию можно добавить откровенное сомнение в знакомстве авторов новых «сенсаций» с иными источниками информации о плавании «Челюскина» и с документами той поры.
Все началось с публикации в казанской версии газеты «Труд», которая через год после питерских «Верст» привела рассказ казанского радиолюбителя В. Гурьянова о перехваченных в феврале 1934 года радистом Полярной авиации СССР радиопереговорах американских летчиков с Аляски. Речь там шла о спасении неких русских неподалеку от района гибели «Челюскина», которые не были членами его команды и не участвовали в научной экспедиции Отто Шмидта. Но с той поры — ни одной более или менее правдоподобной версии или гипотезы. Итак, перед нами прекрасный пример противостояния советской «закрытости» информации и совершенно «безоглядных» устремлений в гонке за сенсацией средней руки «исследователей», характерный для новой России конца 1990—х — начала 2000—х годов.
При этом последние могли «уцепиться» за словосочетание «снабдить колонию», которое было указано среди задач «Челюскина» Владимиром Визе в вышеупомянутой книге «Моря советской Арктики». В своих устремлениях так называемые «исследователи» могли и не знать, что «колония» — это не только исправительно-трудовое учреждение общего, усиленного или строгого режима в СССР, но еще и поселение совершенно вольных людей, которые пришли осваивать окраинные земли, в нашем случае тогда еще Союза ССР. Или, ради сенсации, могли об этом просто забыть. Хотя, конечно, вполне реально могло быть и некое судно с заключенными из прибрежных сибирских лагерей ГУЛАГа, которое шло вслед за «Челюскиным» и затонуло на переходе к месту выгрузки, допустим, в Чаунской губе или в Анадырском заливе. И документов об этом можно и не увидеть: их могло не быть вовсе, или они были уничтожены.
Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД уже давно не тайна. Были неоднократно документально подтверждены случаи казни и убийств заключенных, в том числе и путем затопления их в старых баржах или судах. Правда, это не было преднамеренным убийством: официально считается, из? Однако и в этом случае до конца 1990—х годов их гибель оставалось закрытой в СССР информацией. Даже несмотря на то, что еще в 1971 году японцы установили на берегу пролива, рядом с японским селением Сарафуцу, памятник более чем 700 русским морякам и политзаключенным.
Поэтому о существовании и гибели «Пижмы», может быть, мы еще узнаем! В 1932 году в структуре Главного управления строительства Дальнего Севера Дальстроя была создана Особая северо-восточная полярная экспедиция Наркомвода. Кроме «Индигирки» в разные годы в ее составе состояли: грузо—пассажирские пароходы «Анадырь», «Колыма», «Красный партизан», «Микоян», «Север», «Ставрополь», «Сучан», «Томск», «Урицкий», ледокол «Казак Хабаров», ледорез «Литке» и парусно—моторная шхуна «Темп». По планам Дальстроя особая экспедиция обслуживала приморские лагеря ГУЛАГа, перевозила людей и грузы из Владивостока и Ванино на Колыму и в устье Лены для развития местной «промышленности». Иногда за одну навигацию они не успевали пройти до Лены и вернуться обратно, в этом случае зимовали во льдах.
И возможно, что там когда? Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Выходит — попали в «тупик»? Однако попробуем зайти с иной стороны. Для этого пришлось порыться в в различных российских архивах: от Центрального государственного архива народного хозяйства до архивов Мурманского и Архангельского морских пароходств.
И вот что здесь удалось отыскать. В 1933 году для Совторгфлота «Burmeister and Wain, Copenhagen» построила 2 судна—рефрижератора, 2 грузовых судна и 1 пароход, предназначенный для плавания в арктических морях the ice breaking type —это была «Лена». После переименования в «Челюскин» в регистре была сделана новая запись под номером 39034, но все основные характеристики были повторены. В ведомости погибших судов регистра Ллойда «Челюскин» за вышеназванным регистрационным номером занесен с указанием следующей причины гибели: «Разрушен льдами на северном побережье Сибири 13 февраля 1934 г. Других записей, относящихся к этому периоду, в регистре нет.
Но главное! В 1933 году других пароходов для ледового плавания фирма не строила, не строила она их и позднее. Правда, среди прочих, построенных тогда, был пароход «Sonja», внешне напоминающий «Лену». Но при строительстве здесь не применялось ледовые подкрепления, а следовательно, для плавания среди льдов «Sonja» не предназначалась. Новая передача судов советской стороне произошла только в 1936 году, когда «Burmeister and Wain» построила для СССР 3 судна—лесовоза.
Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина». Казалось бы, ответ на этот вопрос должен был быть ясен. Эти координаты были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения скорейшего поиска и спасения людей с льдины и стали известны каждому экипажу самолета, участвовавшему в спасении полярников. Однако в августе 2004 года экспедиция по поиску «Челюскина» с борта научного судна «Академик Лаврентьев» закончилась неудачей.
Постоять на мостике "Челюскина" И вот спустя 86 лет водолазы погружаются на дно Чукотского моря, к легендарному "Челюскину".
Константин Богданов первый спустился в ледяную воду. Признаётся, что такого волнения не испытывал уже давно. Представлено ООО "Фертоинг" — Первые 20 метров казалось, что нам повезло: поверхность прозрачная, бирюзовая вода, через которую пробивается яркое солнце. Но ниже началась плотная коричневая полоса и ночь. Видимость на объекте — порядка полуметра, дальше всё мутится.
Из-за того что в воде очень много взвеси, весь наш свет, который мы брали с собой, был малоэффективен: он даёт отражение — и ты ничего не видишь. Словно одновременно побывал и на Чёрном море, где абсолютная ясность воды, и на Балтике, помноженной на озёра или реки периода дождей, — рассказывает участник экспедиции. Корпус "Челюскина" глубоко зарыт в грунт, оброс ракушками и актиниями. Но водолазы смогли определить, что находятся, скорее всего, на палубе верхнего открытого мостика. На нём кода-то всматривался во льды капитан Владимир Воронин.
Водолазы смогли получить первые достоверные кадры с "Челюскина". Представлено ООО "Фертоинг" Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съёмки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представления о примерных разрушениях корпуса. На модели, сделанной командой Артёма Мельникова директор компании "Фертоинг" , хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для водолазов. То, что видит камера, видит зритель.
А 3D-модель, на которую наложено это изображение, даёт представление в целом об объекте. Как он лежит, какие у него повреждения, на левый или на правый борт крен, в каком он состоянии. А видео и фотографии уже дополняют. И этот формат — тот язык, на котором нужно разговаривать сегодняшним исследователям с будущими исследователями, — поясняет Константин Богданов. Изображение предоставлено Константином Богдановым "Марлин" обследует "Челюскин" В сентябре 2020 года к месту гибели "Челюскина" пришёл ледокол "Илья Муромец", на борту которого находилась комплексная экспедиция Русского географического общества и Северного флота.
По иронии судьбы, судно исследовали в 87-ю годовщину, когда его зажало льдами. Фото: Леонид Круглов — В отличие от "Челюскина" мы шли по чистой воде без единой льдины, причём на всём Северном морском пути, — рассказывает участник экспедиции кандидат исторических наук Павел Филин. При сильной качке и ветре капитан скорректировал план. Вскоре увидели "Челюскин": система трёхмерной анимации отчётливо изобразила судно, сразу показав его длину — около 100 метров. Судя по изображению, оно без серьёзных повреждений.
Непонятно только, в каком состоянии мачты, система наблюдения не смогла их распознать в деталях. Фото: Леонид Круглов С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трёхмерную акустическую съёмку парохода "Челюскин". Затем удалось произвести видеосъёмку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Удалось увидеть немало интересных деталей. Название "Челюскин" не сохранилось.
Рассмотрели другие интересные детали. Например, прямоугольные вырезы, возможно, иллюминаторы. Разглядели упавшую мачту или другую часть корабля, лежащую поперёк него и выходящую за пределы борта. Сомнений, что это "Челюскин", нет. Трёхмерная картинка показала все особенные детали.
И изображения с "Марлина" также показывают характерные формы корпуса, — перечисляет Филин. В качестве "трофея" с "Челюскина" экспедиция привезла более-менее качественные съёмки парохода.
В экспедиции «Челюскина» молодого физика уважительно прозвали Фарадеем, или Фарадейкидовым. У него была задача: разобраться в возможностях «Челюскина», так как предполагалось строительство группы подобных пароходов. Он, установив на корабле точнейшую измерительную аппаратуру, впервые проводил изучение усилий противодействия ледокола движению льдов. Кстати, даже оказавшись на дрейфующей льдине после крушения корабля, Ибрагим Факидов продолжал наблюдения. И сделал открытие: даже если в безветренную погоду на Севере льды кажутся неподвижными, у них происходят бесконечные колебания. Зимовка на льду На льдину команда «Челюскина» высадилась 13 февраля, когда стало понятно, что пароход всё сильнее сжимают льды в Чукотском море. В ледовый плен пароход попал ещё в сентябре у острова Колючин. Зажаты льдами.
Но оказалось, что лёд дрейфует, и нас относит к востоку с медлительностью пол-мили в час. Это - шаг задумчивого пешехода. Сегодня спустились на лёд Боевский, Трояновский, Ширшов и я. Бегали по торосам нагромождение обломков льда до 20 метров высотой. На обратном пути лёд стало заметно отжимать. Появились полыньи. К кораблю подойти было уже невозможно. Нам бросили доски, концы канат , и мы подтянулись. Дрейф неожиданно прекратился. Мы оказалась смёрзшимися с неподвижной снеговой площадью».
Напрасно группы в том числе и сильный Сельвинский с тяжеленными бочками взрывчатки, ползком, проваливаясь сквозь молодой лёд, добирались до кромки плена, стараясь взрывами очистить путь пароходу. Лёд оказался сильнее. С берега пришли на собаках чукчи, сообщившие, что давно ждали, когда же корабль обратится за помощью. Было решено, что первая партия экспедиции сойдёт, пройдя 400 километров до чукотского села Уэлен, проведёт разведку и подготовку для остальных.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Арктика — суровая хозяйка Неприятности начались ещё в Карском море. В трюме открылась небольшая течь. Капитан парохода "Челюскин" Владимир Иванович Воронин на мостике. Между тем подходил срок высадки на остров Врангель. Однако решить эту задачу не получилось: Воронин, уже освоивший воздушную разведку, вместе с Бабушкиным облетел маршрут и сделал очевидный вывод: льды слишком плотные, не пройти. Однако Чукотское море забито льдами.
В середине сентября "Челюскин" пробивался сквозь торосы. Лёд вокруг корабля сжимался. Скорость упала до нескольких сот метров в сутки. В 20-х числах сентября корабль замирает в Колючинском заливе, зажатый льдами. Оказавшись у чёрта на рогах в плотном льду, Шмидт и Воронин не потеряли головы.
Для начала они попытались взорвать лёд вокруг "Челюскина". Однако с тем же успехом можно было пытаться взорвать Луну. Аммонал оставлял на льду только небольшие воронки. Винт смёрзся. Льды дрейфовали и тащили обречённый корабль назад, затем ветра переменились — "Челюскин" мотало кругами.
На помощь "Челюскину" пытался выйти ледорез "Литке", но ледовая обстановка ухудшалась день ото дня: попытки ледореза прорваться к "Челюскину" быстро стали опасны для самих спасателей, и операцию свернули. На "Челюскине" ввели режим жёсткой экономии. Выдачу угля сократили, сооружали кустарные печки, питавшиеся от машинного масла и отходов. Тем не менее температура в каютах упала до 10 градусов. Продовольствие и тёплую одежду выгрузили на лед на случай внезапной гибели корабля.
Предстояло ждать июля будущего года. Восьмиметровая гора льда двигалась как живая. Шмидт и Воронин тут же распорядились о выгрузке с корабля людей и всего, что было необходимо для выживания. Работа ещё шла, когда льдина вдавила левый борт, и начала разрушать "Челюскин". Сначала разрушилась надводная часть корабля, но затем льды проломили пробоину и ниже ватерлинии.
В машинное отделение пошла вода. На разгрузку "Челюскина" осталось всего несколько часов, но их использовали с толком. Экипаж выносил всё, что могло пригодиться для завершения зимовки. Решения принимались быстро, команды выполнялись, состояние корабля чётко отслеживалось. В 15:50 "Челюскин" повалился на нос и пошел под лёд.
Погиб один человек — завхоз Борис Могилевич, неудачно зашибленный сорвавшейся бочкой и отброшенный на палубу, когда команда покидала "Челюскин".
Поискам экспедиции мешали очень плохие погодные условия, особенно сильный туман. Ляпидевский совершил подвиг, он сумел сесть в 40-градусный мороз на площадке 150 на 400 метров. В первый раз удалось вывезти 10 женщин и двоих детей. Во второй раз подвёл самолёт, и Ляпидевский вынужден был остаться на льдине. Лётчики, принимавшие участие в спасении экспедиции с парохода «Челюскин». Всех эвакуировали за 24 рейса.
Страна высоко отметила подвиг спасателей. Это были первые Герои Советского Союза. Остальные участники спасения были награждены орденами и медалями. Были награждены и все участники экспедиции. Ликующие толпы москвичей встречают участников ледовой эпопеи «Челюскина».
Эрнест Кренкель безуспешно возился с радиостанцией при свете фонаря.
Наконец он услышал знакомые позывные, и в Москву сразу полетела первая радиограмма о гибели парохода «Челюскин ». Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки. Но тогда Сталину нужна была поддержка. Великий комбинатор придумал гениальный ход. Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос - спасение челюскинцев. Сразу же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым.
Весь мир должен был знать что СССР не жалеет на заботу своих граждан ни сил, ни средств. Освещение прессой жизни лагеря Шмидта можно смело назвать предтечи современных реалити-шоу. Весь мир следил, как 103 человека выживают в условиях Крайнего севера. И в действительности никто из челюскинцев не чувствовал себя обреченным. Люди сплотились в одну сплошную семью, которая помогала друг другу физически и морально. Шмидт читал лекции в палатке.
В Москве поняли, что единственным спасением людей станет авиация, но нужен аэродром. Подходящую льдину нашли в нескольких километрах от лагеря. Каждый день челюскинцы приходили расчищать лед. Эта работа была крайне тяжелая. Люди работали в три смены. Кроме того челюскинцам пришлось 13 раз находить новые льдины площадью 40000 кв.
Сложно описать ту радость которую они испытали. Первыми вывезли женщин и детей. Спустя несколько дней семь летчиков в труднейших условиях, по неисследованной воздушной трассе совершали рейс за рейсом, ведь взять на борт могли только 2-3 человека. Пока отправляли одного за другим челюскинца , Отто Юльевич Шмидт серьезно простудился, и заболел туберкулезом. Воспаление легких могло привести к гибели великого ученого, поэтому Куйбышев приказал ему немедленно прибыть в Москву, а начальником экспедиции был назначен Бобров. Несколько тысяч километров добирались спасенные челюскинцы с Дальнего Востока до Москвы.
На каждой станции люди сбегались поприветствовать национальных героев. В их честь состоялся митинг и праздничная демонстрация. Семи летчикам впервые было присвоено звание Героя Советского Союза, а все челюскинцы получили орден Красной Звезды. Рискованное плавание на неприспособленном для арктических льдов пароходе сделало много в освоении Северного морского пути. Вслед за пароходом «Челюскин » прошли десятки судов, а береговая линия вскоре обросла портами и научными станциями. Кроме того челюскинцы стали последними гражданами огромной страны, о жизни которых так позаботилась советская власть.
После убийства Кирова начались репрессии, которые уничтожили сотни тысяч «политических», миллионы унесла война и больше человеческая жизнь не станет у нас выше интересов государства, хотя «Челюскин » принес советской власти не малые политические дивиденды. На корабле было 112 человека на борту. На зимовку на остров Врангеля направлялись геодезист, научный сотрудник Всесоюзного арктического института Василий Гаврилович Васильев с женой Доротеей Ивановной, по специальности модельщицы, участницы чукотско-анадырской экспедиции 1931-1932 годов. В походе на «Челюскине», 31 августа 1933 года, у них родилась девочка, которую назвали в честь места, где она появилась - Карского моря - Кариной. Карина Васильевна Васильева в замужестве, Микеладзе жива и сейчас! Ей 84 года.
Мы ее нашли! Она участница героической челюскинской эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода «Челюскин» пришлось спасать, по Северному морскому пути «Челюскин» так до конца и не прошел. Лагерь Шмитда по имени руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта остался жить на льду. Эвакуировали челюскинцев по воздуху. Уэлен сразу 10 женщин и двух детей. Среди них была и Карина Васильева вторая девочка Алла Буйко была чуть постарше Карины, родилась она в августе 1932 года в Ленинграде и ехала с родителями на «Челюскине» тоже на остров Врангеля; на пароходе она стала ходить и начала говорить!
В красный день календаря, 7 ноября 2017 года, мы поговорили с Кариной Васильевной о челюскинцах и их судьбах. Карина Васильева живет в Санкт-Петербурге - колыбели революции, по профессии - геолог, пошла по стопам отца, но работала не на севере, а на юге. И в жизни никогда не воспользовалась статусом «участницы челюскинской эпопеи». Вывез нас со льдины 5 марта 1934 года на самолете Анатолий Ляпидевский, дальше подвез Иван Доронин, ехали мы и на собачках, а вот о том, что в бухту Провидения нас доставил летчик-пограничник Александр Светогоров - я не знала, - говорит Карина Васильевна, которой мы рассказали о забытом участнике спасательной операции Александре Светогорове, и о том, что обошли его наградой, и о том, что разбился он в 1935 году в тайге Хабаровского края и восемьдесят лет не был захоронен, и только в 2016 году последний челюскинец обрел покой на погосте в Хабаровске. О том, что Александр Светогоров «доставил в бухту Провидения первым рейсом челюскинцев, среди которых была женщина с девочкой Кариной», мы сами узнали лишь недавно из исторического формуляра за 1934 год Второго ныне Пятого объединенного авиационного отряда ФСБ России в г. Елизово Камчатского края.
Именно летчики-пограничники Камчатки были отправлены на спасение челюскинцев. Фрагмент формуляра мы и зачитали Карине Васильевой. Понимаете, каких-то подробностей помнить я не могу, - говорит Карина Васильевна. Я там была, присутствовала. Такой исторический факт, не более того. Я ведь такой маленькой была - крохой, ничего не помню, ничего не знаю.
Мне потом мама рассказывала, как все было, а недавно я перечитывала ее записи. Когда была еще жива моя мама, Доротея Ивановна умерла в 1994 году , они интересовались судьбой челюскинцев, поддерживали с некоторыми связи, им было интересно общаться, - продолжает она. Но ее уже несколько лет назад тоже нет в живых. Я в общем-то осталась одна из челюскинцев, можно сказать, последняя из могикан. Карина Васильевна говорит, что в свое время поддерживала отношения с челюскинцами: летчиком и первым Героем Советского Союза как раз за спасение челюскинцев Анатолием Ляпидевским, художником Федором Решетниковым, ставшим академиком и вице-президентом Академии художеств СССР, автор знаменитой картины «Опять двойка», Виктором Гуревичем - мотористом с «Челюскина», механиком Александром Погосовым - комендантом взлетно-посадочной полосы в лагере Шмидта, он принимал и отправлял самолеты, руководил действиями строительных бригад и последним вылетел из ледового лагеря, с летчиком и Героем Советского Союза Василием Молоковым. Видела Карина и самого академика Отто Юльевича Шмидта - начальника экспедиции парохода «Челюскин», конечно не тогда, когда родилась и он ее даже мог нянчить, а уже во взрослом возрасте.
По словам Карины Васильевны, «было это в 1952 году, когда Шмидт приезжал в Ленинград, в университет, и читал математические лекции «о сотворении мира» смеется ». И еще из воспоминаний: «Он попросил аудиторию, чтобы я подошла к нему после лекции, так как знал моих родителей и что я тут учусь, но после лекции его окружил народ, а я была стеснительная, и подойти не смогла... Но все они давно умерли.. Возраст, извините!.. У нас же там каждый год, 13 февраля, в день, когда затонул пароход «Челюскин», в ресторане «Прага», что на Арбате, собирались челюскинцы. Отмечали второй день рождения.
Теперь эту вахту подхватили родственники челюскинцев. Но я их уже не знаю, меня с ними ничего не связывает... Вспоминает Карина Васильевна, как побывала уже во взрослой жизни на Чукотке, там где терпел бедствие пароход «Челюскин». Было это в 1984 году - на пятидесятилетие челюскинской эпопеи. Туполева, корреспонденты. Мы были в Анадыре, в Ванкареме, в Уэлене, на мысе Шмидта, словом, в тех точках, где проходила спасательная операция.
Помню как самолет пролетал вдоль береговой черты еще тогда Советского Союза, Чукотского моря. Так вот, позвали меня в какое-то время во время полета в кабину к летчикам и показали ту точку координаты парохода , где и когда я родилась в Карском море... С тех пор никто ничего не организовывал. Но забытой Карина Васильевна себя не чувствует. Говорит, есть люди, которым до сих пор интересно узнать что-то про челюскинцев. Мы не забыты!
Вы делаете большое дело - сохраняете память о нашей стране и подвигах нашего народа. Константин Пронякин. Это было интересное событие и все принимали участие в выборе имени. Было много разных предложений. Но вот прошло имя Карина. Посчитали что это самое удачное имя, поскольку я родилась в Карском море.
У меня даже в паспорте записано - место рождение, Карское море. Рождение мое случилось до того, как «Челюскин» попал в ледовый плен. Но родилась я на борту корабля. Тогда сложилась тяжелая ледовая обстановка. Когда случилось сильное сжатие, разорвало борт, и экспедиция высадилась на лед. Через огромную пробоину можно было выходить на лед.
Первые 3 дня было очень сурово, так как все жили в тряпичных палатках при температуре ниже 30 градусов мороза. Потом был готов барак. Его утеплили снегом и льдом. Сделали печку из бочки. Нас с мамой разместили около печки. Воду топили изо льда.
Меня в ней купали. На льдине мы жили 21 день. Елизово, Камчатский край , публикуется впервые: «…В феврале 1934 года эскадрилья послала на помощь челюскинцам три самолета: два АШ-2 и один «Савойя-С62бис, пилотируемый летчиком Светогоровым. Желающих было гораздо больше, желающими лететь были все, но - «товарищи - говорил помполит - мы должны обеспечить неприкосновенность наших границ, а тем самым и успех операции по спасению челюскинцев». И все понимали, что помполит прав и еще больше работали, учились, осваивали новые места. На его борту находились мощные спасательные средства: два дирижабля, аэросани, нарты, самолет Болотова.
Наша экспедиция погрузила на борт парохода самолет «Савойя» С-62 бис - летчик Светогоров, летнаб - Тесаков, техник - Лукичев, стрелок-моторист - Жук. Пытаясь пройти на север, пароход попал в тяжелое положение. Сжатие доходило до такой степени, что в носовой части было повреждено 27 шпангоутов. Можно было ожидать, что экспедиции самой придется высаживаться на лед. Но ветер повернул, и в ледяном поле образовались разводья.
Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение.
Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР. Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных. Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г. Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О. О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году.
Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике. За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом. С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой. Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход.
С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г.
Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью. Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков. Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал.
Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы». Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было. Это имя не встречается среди участников соревнований коротковолновиков в1930-33 гг. Остановимся на некоторых менее существенных деталях рассказа Э. Белимова, плохо согласующихся с реальностью. Явная неувязка связана с названием корабля.
Автор указывает, что на небольшой медной пластинке по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года». Фиксированная строителем дата спуска парохода на воду — 11 марта 1933г. При спуске на воду пароход имел другое имя - «Лена». О втором корабле аналогичной информации вообще не приводится, хотя по сути очерка Белимова именно она была необходима. С математикой у филолога Белимова, по-видимому, дела обстояли неважно. Об этом, в частности, говорят следующие два эпизода. Он пишет: «Во встрече приняло участие пять человек: четверо мужчин и одна женщина».
И сразу вслед за этим говорит, что выступила мать Карины, а за ней и сама Карина. Уже после гибели «Челюскина» по версии Белимова новым домом для женщин и детей оказывается «Пижма»: «14 февраля вечером к правому борту "Пижмы" подкатили аэросани, сначала одни, а потом и вторые. Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов». И это притом, что на корабле были только две девочки, одной из которых было меньше 2 лет, а второй несколько месяцев. Документальный очерк, на форму которого претендует «Тайна экспедиции «Челюскина», требует точности в определении действующих лиц. У Белимова нет ни одного человека с именем, отчеством и фамилией. Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков.
Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле. Поэтому для этого не видно объективных оснований. В противоположность этому капитан «Пижмы» имеет только фамилию Чечкин без имени и отчества. Попытка в составе северного флота найти такого капитана, водившего суда в 30-е годы, не дала результата. В некоторых эпизодах характер изложения материала в «Тайне экспедиции «Челюскина» подобен случаям изготовления фальшивых долларов с собственным портретом изготовителя. Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником.
В 1933 году И. Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем. В 2000 году И. Факидов возмущался: «Это какое-то колоссальное недоразумение! Ведь, если бы все было правдой, я, будучи на "Челюскине", не мог об этом не узнать. У меня со всеми на корабле был тесный контакт: я был большим приятелем капитана и начальника экспедиции, знал каждого научного сотрудника и каждого матроса.
Два корабля попали в переделку, и их до смерти ломает льдами, а они не знают друг друга - чушь какая-то! Последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года. Награждение челюскинцев имеет несколько любопытных особенностей. Наградили не участников экспедиции за выполнение каких-то заданий и научных исследований, а участников лагеря Шмидта, «за исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин", обеспечившие сохранение жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения».
Завершилась экспедиция к месту гибели парохода «Челюскин»
Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход ушёл на дно за два часа. Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб. Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Под их руководством на льдине был обустроен лагерь.
Таймыр мыс Челюскин на карте. Крайние точки мыс Челюскин на карте. Крайняя Северная точка — мыс Челюскин. Карта мыс Челюскин на карте.
Мыс Челюскин на полуострове Таймыр на карте. Мыс Челюскин на полуострове Таймыр на карте России. Поход Челюскина 1934. Маршрут парохода Челюскин. Героический поход Челюскина. Место гибели Челюскина на карте России. Семён Иванович Челюскин карта. Семён Иванович Челюскин исследователи Арктики.
Челюскин Таймыр. Полярная станция мыс Челюскин. Мыс Челюскин метеостанция. Мыс Челюскин Красноярский край. Мыс Челюскина на карте. Таймыр мыс Челюскин. Крайняя Северная точка России мыс Челюскин на карте. На карте Северная точка России мыс Челюскин.
Мыс Челюскин Дежнева. Челюскин самая Северная точка. Северная Экспедиция. Команда путешественников. Челюскин 1742. Мыс флигели на карте России. Мыс Челюскин на карте России. Мыс Челюскин и мыс Дежнева на карте.
Хатанга мыс Челюскин. Северная точка России мыс Челюскин. Мыс Челюскин крайняя точка. Крайняя Северная материковая точка России мыс Челюскин находится. Шмидт Отто Юльевич Северный морской путь. Отто Юльевич Шмидт пароход Челюскин.
Впервые удалось произвести видеосъемку парохода «Челюскин» с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин-350».
Ранее еще не удавалось сделать качественные съемки парохода — район, где на глубине 50 метров затонуло судно, находится недалеко от Берингова пролива, и здесь очень мощное течение и мутная вода. На видеоизображении отчётливо видны носовая и средняя части судна, прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось.
Сорвал трубопровод, идущий к спасательной насосной системе, перекосил и зажал клапаны. К счастью, не произошло взрыва, так как пар сам быстро вышел через многочисленные разрывы. Пароход был обречен. Его жизнь измерялась часами».
Большая часть моряков и зимовщиков перебрались на лед. Они оттаскивали выгруженные запасы подальше от судна, которое могло бы их увлечь с собой на дно. На пароходе оставалось 15 человек, в том числе руководители, продолжавшие сбрасывать грузы. В 15 часов 50 минут 18 февраля 1934 года «Челюскин», освободившись из окружающего льда, стремительным рывком вперед пошел в свое последнее самостоятельное плавание. Правда, уже форштевнем вниз. На гибнущем судне оставались капитан В. Воронин и завхоз Б.
Люди, стоявшие на льду, кричали завхозу, стоящему на планшире: «Могилевич, прыгай на лед! Тут его и настигли сдвинувшиеся бочки с бензином. Нас обдало гарью и сажей, выброшенными воздухом парохода. Это было последним вздохом «Челюскина». Корабль стремительно пошел ко дну. Воронин, взмахнув, как огромная летучая мышь, полами тулупа, сорвался вниз на лед. Дальнейшая героическая эпопея челюскинцев хорошо известна и всемерно освещена в советской и мировой печати.
Она закончилась успехом — к 13 апреля 1934 года все моряки и зимовщики были спасены и вывезены советскими самолетами на Аляску и в Ванкарем. Одновременно все они были награждены орденами Ленина. Были награждены также все бортмеханики, включая двух американских. Все участники экспедиции, находившиеся на льдине, кроме детей, были награждены орденами Красной Звезды. Челюскинская эпопея стала одной из первых кампаний сталинской пропаганды, подчеркивающей советский героизм народных масс. Пусть и в ситуации провала задуманной экспедиции. Но так казалось до конца 1990—х годов.
Потом появились новые гипотезы! Порой вполне реалистичные, а порой — совершенно наивные. В 1997 году в газете «Известия» появилось первое публичное упоминание о некой тайне экспедиции «Челюскина». Его автором стал историк Анатолий Прокопенко, ранее руководивший знаменитым Особым архивом ныне Центр хранения историкодокументальных коллекций , где хранились многие закрытые трофейные документы, работавший заместителем председателя Комитета по делам архивов правительства РФ. Одновременно он был консультантом Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте России. В своей статье он рассказал о знакомстве с личным архивом знаменитого полярного летчика Василия Молокова, откуда и удалось узнать, почему Сталин не захотел воспользоваться иностранной помощью при спасении экипажа и зимовщиков с «Челюскина», хотя большую их часть вывезли на Аляску. Якобы — потому что поблизости находилась вмерзшая в лед баржа с заключенными.
Любопытно, что поблизости от Чаунской губы и Анадырскою залива, мимо которых должен был пройти «Челюскин», действительно находились рудники для добычи оловянной руды — «Валькумей» и «Ильтинский» из состава «Чаунчукотлага» , куда можно было добраться лишь по морю. Поэтому нет ничего удивительного, что вслед за «Челюскиным» могли вести баржу с заключенными. При одном «но»! Они были обнаружены после 1935 года. В нынешнем веке эта информация получила некое продолжение. Эдуарда Белимова «Тайна экспедиции «Челюскина»». Здесь с легкой руки автора был введен в обращение миф о существовании судна «Пижма», построенного по тому же проекту, что и «Челюскин», и шедшего вместе с ним в составе экспедиции.
На его борту якобы находилось 2 тысячи заключенных для работы на оловянных рудниках. И после гибели «Челюскина» это второе судно было якобы потоплено. В короткое время эта информация была перепечатана многими изданиями и Интернет—сайтами, а благодаря усилиям не слишком ответственных за свои слова журналистов версия получила свидетелей, а то и участников, в памяти которых якобы сохранились события тех далеких лет. Позже в питерской газете «Версты» появилась схожая версия, на этот раз — от лица гражданина Израиля Иосифа Закса, который утверждал, что зимой 1934 года в Чукотском море по указанию Сталина было взорвано судно «Пижма», сопровождавшее легендарного «Челюскина». По словам Закса, на его борту находились 2 тысячи заключенных, которых везли на рудники Чукотки. Среди них находилось несколько классных радиолюбителей—коротковолновиков, которые после не только уцелели, но еще и сумели добраться до запасного судового радиопередатчика, а с его помощью передать сигналы о помощи. Их услышали на базе американской авиации Фербенкс на Аляске , чьи пилоты спасли несколько заключенных.
Позже все они, в том числе и отец Иосифа Закса, будто бы приняли другое гражданство. Версия любопытная, но после ее прочтения любой здравомыслящий историк повторит слова нашего классика: «Не верю! И главное — ничем не подкрепленные, а порой — настолько перепутанные, что к первому недоверию можно добавить откровенное сомнение в знакомстве авторов новых «сенсаций» с иными источниками информации о плавании «Челюскина» и с документами той поры. Все началось с публикации в казанской версии газеты «Труд», которая через год после питерских «Верст» привела рассказ казанского радиолюбителя В. Гурьянова о перехваченных в феврале 1934 года радистом Полярной авиации СССР радиопереговорах американских летчиков с Аляски. Речь там шла о спасении неких русских неподалеку от района гибели «Челюскина», которые не были членами его команды и не участвовали в научной экспедиции Отто Шмидта. Но с той поры — ни одной более или менее правдоподобной версии или гипотезы.
Итак, перед нами прекрасный пример противостояния советской «закрытости» информации и совершенно «безоглядных» устремлений в гонке за сенсацией средней руки «исследователей», характерный для новой России конца 1990—х — начала 2000—х годов. При этом последние могли «уцепиться» за словосочетание «снабдить колонию», которое было указано среди задач «Челюскина» Владимиром Визе в вышеупомянутой книге «Моря советской Арктики».
Полярные дайверы нашли затонувший "Челюскин"
На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. В ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота удалось произвести видеосъемку парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами и затонул в 1934 году в Чукотском море. Об этом сообщили в пресс-службе РГО. Ровно через два часа «Челюскин» затонул в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. Гибель "Челюскина". К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. В 2024 году Команда планирует отправиться к месту, где погиб пароход «Челюскин», чтобы продолжить изучение затонувшего корабля.