В эфире местного телевидения он объявил о запуске процедуры по переходу Молдовы к новой форме правления и изменению конституции. • Форма правления: Социалистическая республика. • Политический режим: Социализм • Законодательная власть: Верховный Совет Молдавии. •. Молдавия войдет в состав Европейского союза (ЕС) только в случае соблюдения условия, согласно которому все население государства объявит себя румынами.
Вопреки нынешнему парламенту Молдова переходит к президентской форме правления, - Додон
Но Санду очень боится, что Молдавия может быть таким образом втянута в водоворот военных событий между РФ и Украиной. Допускаю, что именно по этой причине Санду могла тайно попросить Гуцул, чтобы она очень категорично высказалась по поводу интеграции Молдавии в Румынию и намекнула на помощь со стороны РФ. Это позволит выиграть время по всем направлениям, — предположил Марков. Спикер уточнил, что у Кишинева одна задача — сохранить свои земли, но не упустить шанс объединиться с Румынией. Однако молдавским властям хочется это сделать без кровопролитий.
В 1989 году появились организации, выступающие за национальное возрождение молдаван: «Клуб А.
Матеевича», «Молдавское демократическое движение», «Демократическая лига студентов», «Ассоциация историков» и другие, которые впоследствии объединились в Народный фронт Молдовы. Вначале эти организации выступали за придание официального статуса молдавскому языку, за переход на латинскую графику , принятие в качестве государственного флага румынского триколора и т. Но очень скоро из молдавского национального это движение превратилось в прорумынское [51]. Конфликт между молдавскими и приднестровскими властями , начавшийся в 1989, в 1992 привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон. Боевые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России.
В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы Российской Федерации, Республики Молдова, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины наблюдатели отозваны из Приднестровья 17 марта 2022 года [52] [53]. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья пока не удалось; отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными. В 1994 году принята Конституция , действующая до сих пор. В апреле 2009, после выборов в Парламент, в столице Молдавии вспыхнули массовые беспорядки ; итогом стало назначение новых выборов, в результате которых компартия потеряла большинство в парламенте и перешла в оппозицию, было сформировано новое правительство. С 2016 года в Молдове выборы президента проходят всеобщим голосованием, а не избранием на заседании парламента.
В 2019 году его партия победила на парламентских выборах. В ноябре 2020 года состоялись вторые президентские выборы на которых победила кандидат от ПДС — Майя Санду. После президентских выборов в отставку подал премьер министр — Ион Кику что привело к выборам нового премьер министра. Санду выдвигала кандидата из партии ПДС а парламентское большинство в лице ПСРМ отклоняло, Санду распустила парламент и начались внеочередные парламентские выборы которые прошли в июле. На них из 100 депутатов 63 получила ПДС.
Председателем парламента стал Игорь Гросу, а премьер министром Наталья Гаврилица.
С мая 1991 года принято название - Республика Молдова. В сентябре 1990 года учрежден пост президента. Государственный язык - молдавский, из других языков распространены русский и украинский. Молдавия - парламентская республика.
Президент избирается парламентом на четырехлетний срок и является главой государства. В стране действуют Верховный суд и Конституционный суд. Столица - Кишинев , другие крупные города - Тирасполь , Дубоссары , Унгены.
Тогда в Гагаузии началась мобилизация, но кровопролитие удалось предотвратить.
Непризнанная Республика Гагаузия просуществовала с 1990 по 1994 годы, а потом была мирно реинтегрирована в состав Молдовы, где получила особый статус. Тем не менее регион остается оппозиционным по отношению к официальному курсу Кишинева, выступает за улучшение отношений с РФ и против объединения с Румынией, оставляя в этом случае за собой право на самоопределение. О ситуации, сложившейся в Молдове после выборов башкана Гагаузии, мы поговорили с политологом, в прошлом сотрудником министерства госбезопасности Приднестровья, Дмитрием Соиным. Победа Евгении Гуцул во многом связана с тем, что партия Шора подвергалась репрессиям со стороны властей, и это выглядело как преследование за позицию, альтернативную прозападной политике Санду.
Она будет предпринимать какие-то радикальные шаги в отношении автономии? Она нервничает. Гагаузия — небольшой, но важный в стратегическом отношении регион. Это территория компактного проживания народа, который в определенной ситуации имеет право даже заявить о своей самостоятельности.
Мой прогноз — власти попытаются отменить результаты выборов через суд. Это первый возможный сценарий.
Курсы валюты:
- «Максимальное отталкивание от России»: Молдавия начинает процесс вхождения в ЕС
- Молдавия — Рувики: Интернет-энциклопедия
- В Молдавии пытаются изменить форму правления — бывший судья КС
- Telegram: Contact @maiasandumd
- Форма поиска
Глава Гагаузской автономии назвала политическим возбужденное против нее в Молдавии дело
Далее последовал пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР в 1940 году присоединил, в частности, румынские земли от Прута до Днестра и разделил их между Украинской и новосозданной Молдавской советскими республиками, оставив это разделение и после Второй мировой войны. А искусственно созданный "молдавский язык" оставался официальным в МССР вплоть до конца 1980-х годов, когда национальное движение в Молдавии начало требовать от властей восстановления исторической правды и, в частности, отмены "кириллической графики". По решению парламента МССР от 31 августа 1989 года в Молдавию вернулась латинская графика и, соответственно, румынский язык, а этот день из-за его значимости до сих пор является государственным праздником и выходным днем. В декларации о независимости Молдавии от двадцать седьмого августа 1991 года также говорится о "провозглашении румынского языка государственным языком". Если все так однозначно — то из-за чего ломают копья? К сожалению, после 1991 года однозначность в Молдавии исчезла.
Москва не могла смириться с потерей контроля над бывшими республиками и перешла к влиянию на них. Языковой вопрос, в том числе переход на латиницу, стал инструментом пропаганды для возникновения так называемого "приднестровского конфликта", который в конечном итоге вылился в прямые военные действия между армиями РФ и Молдавии, с поражением последней; это позволило РФ оставить свою военную базу на оккупированной территории. Гибридное влияние РФ начало расти и в Кишиневе. В 1994 году, когда принимали конституцию Молдавии, по требованию левых сил в нее внесли упоминание о "молдавском языке" вместо румынского. А во времена правления коммуниста Владимира Воронина, который был президентом Молдавии в 2001—2009 годах, лингвистически абсурдный вопрос о названии языка превратился в вопрос идентичности.
Не отрицая того, что языки одинаковы, они настаивали, что Молдавия имеет более древнюю историю, чем Румыния, а потому название языка должно оставаться. Эту концепцию поддержало также немало рядовых молдаван, а вопрос названия языка вошел в перечень раздражающих общество. Из-за этого, например, правилом хорошего тона для госслужащих стало избегать называть язык в принципе. На заседании суда или во время визита в госорган можно услышать, например, вопрос: "Владеете ли вы государственным языком? Ничего не изменило на практике даже решение конституционного суда Молдавии еще в 2013 году, который постановил, что декларация о независимости с "румынским" языком имеет больший вес, чем конституция с "молдавским".
Практика опасения указывать название государственного языка осталась неизменной. Хотя доля людей, которые против того, чтобы называть свой язык "румынским", доподлинно неизвестна. Об этом давно не спрашивали в соцопросах. Эта тема стала табу, и партия власти в Молдавии решила его разорвать. Возможно, даже ценой рейтинговых потерь для себя.
Учитывая то, что партия Санду имеет большинство — нет никаких сомнений, что принятие закона завершится, а решение, имеющее незаурядное влияние, вступит в силу. А при чем тут Украина? Дело в том, что Украина — это, наверное, единственное государство кроме, собственно, самой Молдавии до нынешних времен , которое на законодательном уровне системно поддерживает миф о "существовании молдавского языка". Это восходит к 1990-м годам и особенно к 2000-м годам. И причиной является не только то, что соседи никак не могли определиться с тем, какое название имеет их государственный язык — но и еще в большей степени то, что на этом настаивала молдавская диаспора на Украине.
Ее представители, в значительной степени имеющие пророссийские настроения, публично выступали против своей "румынизации", настаивали на молдавском, а не румынском языке обучения в школах и тому подобное.
Это, конечно, не значит, что вслед за началом переговоров Молдова обретёт реальную перспективу с конкретной датой по вступлению в ЕС. Но не в этом и дело. А оно в том, что сразу встаёт чрезвычайно ответственный вопрос: что будут делать коллективный Запад и Румыния как непосредственный патрон нынешних молдовских властей в условиях раскола бывшей Молдавской ССР с 1990 года? Очевидно, что уход на Запад или в Румынию отвергается как Приднестровской Молдавской Республикой, так и находящейся в составе Молдовы с 1994 года Гагаузской Автономией, ориентирующейся на Россию и рассчитывающей на помощь Турции в борьбе против прозападного и одновременно прорумынского режима в Кишинёве. До 2014 года ещё можно было теоретически искать какой-то общий внешнеполитический подход Кишинёва, Тирасполя и Комрата, основанный на нейтралитете и одновременном развитии отношений со всеми странами и международными организациями — строго на основе равноправия и взаимовыгоды. Но с 2014 года Кишинёв сам уничтожил такую возможность, подписав с Евросоюзом Соглашение об Ассоциации и полностью подчинив свою политику западным интересам.
Во-первых, для ПМР это не подходит, так как 1 декабря 1991 года и 17 сентября 2006 года в Приднестровье прошли всенародные референдумы, которые суммарно подтвердили курс Тирасполя: независимость и союз с Россией. Сейчас часть кишинёвских пропагандистов получила новую методичку: она начала заявлять в социальных сетях, что евроинтеграционные идеи завоевали популярность среди приднестровцев, симпатии к России якобы уменьшились, а потому необходимо провести новые референдумы в ПМР. Возможно, под эгидой «международных организаций». То есть всё того же Запада. Это абсолютно ущербный подход, потому что, в отличие от Приднестровья, в Молдове соответствующие референдумы вообще никогда не проводились. Поскольку кишинёвские власти боятся, что избиратели отвергнут прозападный курс и выскажутся за дружбу с Россией и членство Молдовы в СНГ.
Непрофессионализм занявших правительственные кресла случайных людей ярко проявляется при бюджетном планировании», — написал он в Telegram. По его словам, баланс исполнения госбюджета на конец марта показывает дефицит в более чем 2,238 млрд леев. Он отметил, что налоговая и таможенная службы, отвечающие за сбор доходов, не смогли достичь запланированных показателей.
Президент участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени республики, по предложению правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет промульгацию законов. К числу других полномочий президента относятся: награждение государственными наградами, присвоение воинских званий, решение вопросов гражданства, назначение на государственные должности, осуществление помилования. При осуществлении своих полномочий президент издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. Проведение внутренней и внешней политики государства обеспечивается правительством, которое состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов. Программа деятельности и состав правительства обсуждаются на заседании парламента. Парламент выражает вотум доверия правительству большинством голосов избранных депутатов. На основании вотума доверия президент назначает правительство. В случае невозможности формирования правительства президент после консультации с парламентскими фракциями вправе распустить парламент. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Судьи назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Должность судьи несовместима с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской и научной деятельности. Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 10 лет. В компетенцию Высшей судебной палаты, в числе прочих, входит судебное разбирательство в случае возбуждения парламентом обвинения против президента. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых — 5 лет. В него входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, Генеральный прокурор, а также — 6 выборных членов. Высший совет магистратуры призван обеспечивать назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер. В конституции закреплены и основные требования к судопроизводству. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Судебное разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры. Судопроизводство ведется на молдавском языке, но лица, не владеющие молдавским языком или не говорящие на нем, имеют право ознакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика. В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе. Решения суда могут быть обжалованы заинтересованными сторонами и компетентными государственными органами в соответствии с законом. Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищают законность, права и свободы граждан, содействуют осуществлению правосудия. Генеральный прокурор назначается парламентом, нижестоящие — генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров — 5 лет. Единственным органом конституционной юстиции в республике является Конституционный суд, который независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции. Конституционный суд: — осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, — дает толкование Конституции, — высказывается по предложениям о пересмотре Конституции, — подтверждает результаты республиканских референдумов, — подтверждает результаты выборов парламента и президента, — констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента, — разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой, — принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии. Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения, а сами решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых на шестилетний срок, при этом двое судей назначаются парламентом, двое — президентом и двое — Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий. Административно-территориальное устройство. Новый закон об административно-территориальном устройстве был принят 27 декабря 2001. В соответствии с ним страна делится на 32 района, 5 муниципалитетов Кишинев, Бельцы, Тирасполь, Бендеры, Комрат , автономное территориальное образование Гагаузия и административно-территориальные единицы Левобережья Днестра, которым могут быть предоставлены особые формы и условия автономии и на которых в настоящее время существует непризнанная Приднестровская Молдавская Республика ПМР. Гагаузия — это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, решает вопросы политического, экономического и культурного характера. Закон об особом правовом статусе Гагаузии был принят парламентом Молдовы 23 декабря 1994. На начало 2002 в Молдавии насчитывалось 1678 населенных пунктов, из них городских поселений — 66. Неопределенная ситуация сложилась с муниципалитетом Бендеры, который, за исключением пригородного поселка Варница, признает юрисдикцию ПМР, но при этом новый закон не включил город в состав территорий, где может быть создана приднестровская автономия. Существуют и другие территории спорной юрисдикции. Политические партии. Ведущей политической партией Молдавии после выборов 2001 стала Партия коммунистов Республики Молдова. Запрещенная в 1991 компартия в апреле 1994 зарегистрировалась под новым названием, а в декабре 1994 состоялся ее I съезд, принявший программу партии. Первым секретарем ЦК на организационном пленуме, состоявшимся после съезда, был избран Владимир Николаевич Воронин. В 1998 партия впервые после запрета в 1991 приняла участие в парламентских выборах, завоевав 40 депутатских мандатов из 101. Через год коммунисты получили свыше 2000 мандатов в местных органах власти. По инициативе ПКРМ летом 2000 парламент внес изменения в Конституцию страны, позволившие перейти к парламентской форме правления. На досрочных парламентских выборах партия завоевала 71 мандат, получив таким образом квалифицированное большинство, дающее право при необходимости вносить изменения в Конституцию. Воронин был избран президентом Республики Молдова. Христианско-демократическая народная партия была создана 20 мая 1989, является идейной преемницей Народного Фронта Молдовы 1989—1992 и Христианско-Демократического Фронта Молдовы 1992—1998. Входит в Христианско-Демократический Интернационал. Является главным оппонентом компартии. Другими крупными партиями являются Аграрно-Демократическая партия Молдовы создана в 1991 , Социалистическая партия, Демократическая партия, Социально-политическое движение «Forta Noua», Социал-либеральная партия, Социально-политическое движение «Равноправие», Центристский союз Молдовы и некоторые другие. Социал-либеральная партия — правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социального либерализма. Выступает за строительство демократического государства с конкурентоспособной рыночной экономикой, за интеграцию в Европейский союз. Партия была создана 9 мая 2001 День Европы , ее первым президентом был избран доктор Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы. Объединяющей доктриной организации стал социальный либерализм. Динамика политической жизни. С 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политический кризис конца советского периода создали крайне тяжелую ситуацию. Со стороны радикальных партий появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки большинства населения. В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья. Эта непризнанная Кишиневом республика была образована в сентябре 1990, еще во время существования СССР, ее жители выступили против выхода из состава Советского Союза вместе с Молдавией. Власти Молдовы пытались вооруженным путем занять территорию мятежной республики с конца 1991 до середины 1992, однако эта попытка не удалась, автономия устояла. В конце 1992 — начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния националистов Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов членов фракции независимых депутатов заняла доминирующую позицию в парламенте. В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. Молдавские национальные прорумынские партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено. Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья. В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП. Остальные партии и избирательные блоки не преодолели необходимого избирательного барьера. Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется министерству внутренних дел, вооруженные силы — министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной независимости и Приднестровьем, в Молдове была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, более 11 тыс. Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, составляет ок. В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе с молдавской территории складов 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта с Приднестровьем. Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997. В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск. Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. Однако спустя некоторое время, особенно после выборов 1994, отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения межэтнического конфликта. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам автономии как свидетельство пророссийской ориентации. Соответственно оппозиция румынскому вмешательству в дела Молдавии возросла, а недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией привели к волне враждебной риторики в парламенте Румынии. ЭКОНОМИКА В досоветский период Молдавия была сугубо аграрной страной, в 1940-х ее экономика базировалась главным образом на сельском хозяйстве и производстве товаров народного потребления. В советский период началась индустриализация, в первую очередь в Кишиневе и Приднестровье. Наряду с пищевой появились текстильная промышленность, машиностроение и электроника. Экономика Молдавии, не имевшей практически никаких минеральных ресурсов, в значительной степени зависела от импорта. Например, электростанции работали исключительно на привозных энергоносителях нефти, нефтепродуктах и угле. После выхода страны из состава СССР и несмотря на проведение рыночных реформ, экономическое развитие Молдавии сдерживалось из-за непрекращавшейся нестабильности как внутри страны, так и за ее пределами. Региональные конфликты препятствовали установлению надежных торговых связей Молдавии с другими бывшими советскими республиками. По данным Всемирного банка, в 1995 валовый национальный продукт ВНП составлял примерно 3,9 млрд. В первой половине 1990-х ВВП страны ежегодно сокращался и в 2002 оценивался в 11,51 млрд. В 1996 правительство выступило инициатором введения трехлетней программы, ориентированной на ускорение перехода к рыночной экономике. Молдавии удалось получить кредиты от МВФ, которые обеспечивали возможность осуществления этой программы. Сельское хозяйство остается наиболее значимой сферой экономической деятельности. Частная собственность на землю была легализована лишь в 1991, однако продажа сельскохозяйственных земель началась только после 2001. Мягкий климат и плодородные почвы позволяют выращивать большое число культур. Молдавия — крупный производитель винограда и продуктов виноделия. Ее фруктовые сады приносят большие урожаи слив, абрикосов, вишни и персиков. Выращивание фруктов сконцентрировано на севере, в центральных районах и в долине Днестра. Важной коммерческой культурой является табак. В стране повсеместно выращивается сахарная свекла, которая дает сырье для многочисленных сахарных заводов. Подсолнечник выращивается для получения растительного масла. Повсеместно высеваются кукуруза и пшеница; они потребляются на внутреннем рынке, идут на фураж и экспортируются. Производство мяса составляет менее половины общего объема сельскохозяйственного производства. Около половины мясопродуктов приходится на долю свинины, далее следуют говядина, мясо птицы, баранина. В Молдавии развиты некоторые отрасли тяжелой промышленности, возникшие в советский период, а также легкая и пищевая промышленность. Ведущая отрасль тяжелой промышленности — машиностроение, основной продукцией которого являются электромоторы, электро- и сельскохозяйственное оборудование. Имеется химическая промышленность производство пластмасс, синтетических волокон, красок и лаков , а также строительных материалов и цементная. Среди товаров народного потребления выделяются ткани, одежда, холодильники, мебель, телевизоры, радиоприемники. Большое значение имеет пищевая промышленность. Пищевая промышленность выпускает большой ассортимент продуктов, включая консервированные овощи и фрукты джемы, желе, фруктовые соки , рафинированный сахар и растительное масло. Молдавия известна своими винами, в том числе игристыми и коньяками. Промышленность, включая добычу полезных ископаемых, строительство и производство энергии, в начале 1990-х составляла постоянно увеличивающуюся значительную долю в экономике Молдавии, несмотря на общее падение производства. Во второй половине 1990-х происходило существенное сокращение промышленного производства. Основные средства сообщения Молдавии — железные и автомобильные дороги. Линии железных дорог соединяют главные экономические центры — Кишинев, Бендеры, Тирасполь и Бельцы. В 1992 общая длина железных дорог Молдавии составляла 1328 км. Низовья рек Прут и Днестр судоходны, но водный транспорт не имеет большого значения.
Молдавия как государство скоро исчезнет
Власти Молдавии объявили, что начали работу денонсацию соглашений с Содружеством независимым государств в феврале этого года. При этом президент Молдавии Майя Санду активно развивает европейский курс, прямо говоря о том, что Кишинев должен отказываться от сотрудничества с РФ. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков указывал на то, что молдавские власти стараются сделать свою страну недружественной Москве, проявляя русофобию.
Это первый возможный сценарий. Второй сценарий: прямо сейчас в Конституционном суде решается вопрос о запрете партии Шора. Это тоже поставит под сомнение легитимность Евгении Гуцул, так как она выдвинута от партии, которая может быть запрещена. Поэтому итоги голосования в Гагаузии, на мой взгляд, это лишь промежуточное звено в цепи дальнейшей борьбы между прозападными и пророссийскими силами в Молдове.
Эта борьба будет обостряться по мере приближения 21 мая, на которое Санду наметила проведение крупного мероприятия — Великого Национального собрания за Европу. Возможны любые сценарии, вплоть до начала уже открытых репрессий в отношении оппозиции. Прорумынские лозунги там, скорее всего, тоже прозвучат. Но если раньше молдавские националисты ориентировались на объединение с Румынией, то сейчас задача выглядит более масштабно и внешне привлекательно: это интеграция в Европу. Но все понимают, что эта интеграция возможна только через Румынию. Но гагаузов в автономии осталось всего около 100 тысяч человек.
Основная масса трудоспособного населения давно выехала из региона на заработки.
По его словам, сейчас начались юридические процедуры по денонсации еще 70 договоров с СНГ. Власти Молдавии объявили, что начали работу денонсацию соглашений с Содружеством независимым государств в феврале этого года. При этом президент Молдавии Майя Санду активно развивает европейский курс, прямо говоря о том, что Кишинев должен отказываться от сотрудничества с РФ.
На референдуме будет один вопрос - о вхождении Молдовы в Европейский союз. То есть они идут на такие действия, лишь бы удержаться у власти.
Но это им не поможет", - сказала лидер Гагаузии. Поэтому они сейчас стараются удержаться у власти.
Кишинев бросает вызов России. Молдавия хочет присоединиться к санкциям ЕС
Для этого государство должно снижать налоги для семей с детьми и развивать бизнес. Третий пункт: «Рост доходов пожилых». Санду обещала поднять уровень пенсий до прожиточного минимума, до 2 тысяч леев 9 тысяч рублей. Четвертый пункт: «Улучшение жизни сел». Для улучшения жизни сел планируется запустить национальный проект «Европейское село», который позволит остановить процесс деградации и улучшить жизнь жителей.
Для этого из бюджета ежегодно будет выделяться 2 млрд леев. Пятый пункт: «Снятие международной изоляции». Санду хочет приблизить страну к Европейскому союзу. По ее мнению, действующий президент Игорь Додон работал только над улучшением отношений с Россией, но действовал он в своих интересах, а не в интересах страны.
Поэтому Санду взяла курс на интеграцию Молдавии и ЕС. Что не нравится противникам Санду? Майа Санду придерживается образа сильной и независимой женщины, которых сейчас так ценят на Западе. К тому же у нее нет мужа и детей, что настораживает консервативную часть населения страны.
Однако сейчас, в разгар боевых действий на Украине и антироссийской истерии в молдавских СМИ, момент для выхода из СНГ может показаться подходящим. Как нельзя вовремя произошло 5 мая и голосование в Европарламенте о поддержке молдавской заявки на вступление в Евросоюз. Буквально в начале марта, подписывая письмо с заявкой в адрес Брюсселя, президент Майя Санду сказала: «Когда мы достаточно далеко продвинемся по европейскому пути, мы рассмотрим и подходящий момент, когда Республика Молдова должна будет отказаться от СНГ». Судя по заявлениям её однопартийцев, это «далеко» уже гораздо ближе, чем казалось.
Рынок, который потеряем Очевидно, что в самом правительстве PAS конкретного решения и даты выхода и разрыва отношений с СНГ всё ещё нет. Однако подготовка почвы ведется. Министерство экономики Молдавии, например, поделилось с журналистами, что изучает порядок и процедуры переоформления торгово-экономических отношений после выхода из формата Содружества независимых государств. То есть, несмотря на желание уйти и хлопнуть дверью, стремление задержаться и заработать денег на экспорте яблок, сливы, персика и других молдавских фруктов, все же сохраняется.
Вопреки официальной статистике, повествующей о перераспределении большей части молдавского экспорта в сторону Евросоюза, подавляющее большинство молдавских аграриев фактически зависит от хороших отношений с Россией.
Бендеры с прилегающими селами, а также села Слободзейского района: Копанка, Кицканы, Меренешты, Кременчуг. Приднестровье граничит с запада с Республикой Молдова по реке Днестр 411 км , на юго-востоке с Украиной по суше 405 км. Прямого выхода к морю не имеет. Протяженность границ — 816 км. Население — 465,1 тыс. Столица — город Тирасполь 127 тыс. Большинство населения исповедует христианство Русская Православная Церковь. Денежная единица — приднестровский рубль. Государственная система и административно-территориальное устройство ПМР Приднестровская Молдавская Республика Приднестровье — суверенное, независимое, демократическое, правовое и светское государство.
Приднестровское государство имеет собственную Конституцию, контролируемую территорию, законодательство, рыночную экономику, развитую финансовую и налоговую системы, современную коммуникационную инфраструктуру, армию, милицию, службу безопасности, государственный флаг, герб и гимн. Начало формированию приднестровского государства и системы органов государственной власти было положено на всенародных референдумах, проведенных на всей территории Приднестровья, а также на съездах народных депутатов всех уровней. Приднестровская Молдавская Республика была провозглашена 2 сентября 1990 года на Втором съезде народных депутатов всех уровней. Это официальная дата восстановления государственности на территории Приднестровья 2 сентября отмечается государственный праздник ПМР — День Республики. Первая Конституция независимого Приднестровья была принята 2 сентября 1991 года.
Если в Брюсселе примут решение отложить переговоры о принятии Молдавии в ЕС, то оппозиционные партии РМ отыграют это в избирательных компаниях и получат дополнительные голоса. Потому накануне декабрьского саммита ЕС в Кишиневе делаются всевозможные прогнозы. Политик написал в соцсетях: «Среди основных причин отложенного решения то, что Молдова идет в «пакете» с Украиной. Я неоднократно предупреждал: на европейском пути нельзя зависеть от каких-либо других стран, особенно страны в состоянии конфликта». Между тем политический аналитик Корнелиу Чуря считает, что «если ЕС откажется начать переговоры о вступлении, то не полностью, а предоставив какой-то запасной аэродром». А если этого не будет, она скажет, что мы получили статус кандидата и нам предоставили этот запасной аэродром, о котором мы сейчас еще не знаем и с которого мы якобы очень легко перешагнем на переговорную площадку. В любом случае европейцы, даже если и будут отказывать нам, то в таком виде, чтобы дать Санду возможность показать определенный козырь», — сделал вывод эксперт. В то же время исполнительный директор Института европейской политики и реформ Юлиан Гроза также допустил, что решение о начале переговоров о вступлении Молдовы и Украины в Евросоюз может быть отложено. По мнению евродепутата Евгения Томака, «Европейский союз не может ничего гарантировать, когда мы обсуждаем расширение или меры, которые обязывают все государства голосовать, тем более в отношении расширения, в таком деликатном контексте, с множественными контекстными интересами со стороны некоторых государств». Украинский политтехнолог Владимир Фесенко по этому поводу заметил: «Правительство Виктора Орбана ведет торг с Брюсселем. Цель Венгрии не в том, чтобы заблокировать, а в том, чтобы выбить больше уступок — и от Украины, и от ЕС. С Украиной Орбан ведет торг относительно прав венгерского меньшинства, а с ЕС — о получении финансирования, которое было заблокировано. Виктор Орбан может заблокировать начало переговоров с Украиной, но не совсем, а до весны.
Цитаты о СНГ
- Газета «Суть времени»
- Игорь Додон собирается изменить форму правления в Молдове
- Молдавия - Страна ТАСС
- Молдова нацелилась на выход
- Молдавия денонсировала 29 соглашений с СНГ в 2023 году — 29.10.2023 — В мире на РЕН ТВ
- Содержание
Игорь Додон собирается изменить форму правления в Молдове
вывод людей на площадь. • Форма правления: Социалистическая республика. • Политический режим: Социализм • Законодательная власть: Верховный Совет Молдавии. •. Топ-5 главных новостей в Молдове на утро субботы, 27 апреля 2024. это попытка руководства страны нанести удар по оппозиции в преддверии президентских выборов. Власти Молдавии в 2023 году денонсировали 29 соглашений с Содружеством независимых государств (СНГ), сообщает Sputnik Молдова со ссылкой на пресс-секретаря кабинета министров республики Даниэла Водэ.
Долговая яма или могила? Режим Майи Санду добивает экономику Молдовы кредитами
Форма правления там – парламентская республика, поэтому от выборов буквально зависит, кто будет руководить государством. Санду: До конца года 80 семей ликвидаторов получат квартирыПрезидент Молдовы подтвердила намерение государства предоставить семьям ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС бесплатное жилье. Премьер Гаврилица сообщила, что Молдавия пока не планирует выходить из СНГ. Оппозиционная партия социалистов Молдавии обвинила президента Майя Санду и правящую партия "Действие и солидарность" в бездарном правлении.
Курсы валюты:
- Форма поиска
- Последние новости Молдовы на сегодня - Новости
- Вопреки нынешнему парламенту Молдова переходит к президентской форме правления, - Додон
- Почему Молдова проводит досрочные выборы в парламент?
«Максимальное отталкивание от России»: Молдавия начинает процесс вхождения в ЕС
Полиция Молдавии отпустила возвращавшихся из РФ членов делегации Гагаузии после допроса. Избиратели Молдавии не поддержат политика, который провалит старт евроинтеграции. Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. Состояние экономики Молдовы стало показательным маркером на экваторе правления прозападного режима Майи Санду.