Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. Крещение Руси (988 год) является одним из наиболее знаменательных событий для территории всей страны и дальнейшей культуры нашей Родины.
Крещение Господне: история праздника от истоков до современного понимания
КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ | один из 12 главных христианских праздников. Это церковный праздник считается одним из самых древних в христианской культуре и связан с крещением Иисуса в реке Иордан. |
Доклад на тему Крещение Руси сообщение | Доклад Крещение Руси сообщение. Примерно до середины Х века нашей эры на территории Древней Руси во всю было развито язычество, оно господствовало во всех сферах жизни. |
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань - МК Черноземье | как возник праздник. Крещение — один из древнейших праздников в христианстве и связан он важнейшим событием в жизни Иисуса Христа — его крещением Иоанном Предтечей в реке Иордан. |
Традиции и современность — Крещение Господне | Доклад на тему город великий новгород. Слово «крещение» означает «погружение». |
Крещение суть праздника и традиции | Своим крещением в Иордане Иисус Христос положил начало таинству крещения одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. |
Главные крещенские традиции
один из 12 главных христианских праздников. Это церковный праздник считается одним из самых древних в христианской культуре и связан с крещением Иисуса в реке Иордан. Проект "Мама может все!" расскажет вам историю праздника Крещение Господне от истоков до современного понимания. как возник праздник. Крещение — один из древнейших праздников в христианстве и связан он важнейшим событием в жизни Иисуса Христа — его крещением Иоанном Предтечей в реке Иордан. Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. На Крещение, после вознесения определенных молитв, которые призывают благодать Святого Духа, каждый правоверный выпивает крещенскую воду и омывает ей лицо.
Крещение: история праздника и традиции
История праздника и традиции Крещения | В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, это называлось «хождение на Иордань». |
Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2024 году | Связано оно с тем, что при крещении Иисуса было особое явление всех трёх лиц Бога (Отец, Сын и Святой Дух). |
Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть | Проект "Мама может все!" расскажет вам историю праздника Крещение Господне от истоков до современного понимания. |
Принятие христианства на Руси | Новости «Живой Кубани». Жизнь. Феномен освященной воды и смысл купания в проруби: объясняем традиции праздника Крещения. |
Детям о Крещении Господнем: история, обычаи, традиции | Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. |
Крещение Господне: история, особенности и главные традиции праздника
Другой известный факт из летописных источников свидетельствует о распространении христианства в середине X в. В ПВЛ пишется о том, что в 957 г. Княгиня Ольга многое сделала для христианизации Руси. Она неоднократно пыталась уговорить принять крещение и Святослава. Однако ее сын будучи наследником получил языческое воспитание и, став князем, наотрез отказался принимать новую веру, хотя и не чинил препятствий княгине в ее пропаганде христианства. Данные факты позволяют сделать вывод о том, что процесс христианизации начался задолго до 988 г. Крестителем Руси считается князь Владимир Святославич. Принимая христианство от Константинополя, Владимир выдвинул условие: взять в жены родную сестру правящего императора Анну. В ответ император запросил военную помощь против взбунтовавшихся малоазийских вассалов.
Эта просьба была удовлетворена, и брачное соглашение состоялось. Владимир принял христианство и обвенчался с византийской императрицей Касьянов, 2017. После официального крещения христианство на Руси утверждалось с большим трудом. Основная масса населения Руси - крестьяне. А между тем, легко принять христианство могли только жители городов. Объяснение этому видится достаточно простое. Земледельческий труд предполагает существование тесной связи с природой. В силу этого верования жителей села всегда носят пантеистический характер, то есть они рассматривают Бога как природу.
Отсюда происходит обожествление сил природы, поклонение Матери земле, Небу и т. Крестьяне зависят от капризов погоды: засухи и чрезмерные дожди могут вызвать неурожаи, которые приведут к голоду или даже смерти. В силу этого крестьянин относится к природе с большим почтением и видит в тех или иных ее явлениях волю богов, которых он боится и стремится задобрить, вызвать расположение к себе и своему племени. Особый характер религиозных верований земледельцев формирует и особый склад культуры. Религия крестьян складывается согласно трудовым циклам и циклам отдыха. Так, празднования приурочиваются к окончанию сбора урожая, покосу трав для скота, севу и т. Ясно, что в этих условиях христианство должно было либо слиться с прежними представлениями земледельцев на Руси, дав лишь новое название старым по своей сущности праздникам, либо остаться чуждой основной массе населения. Сельская Русь все-таки восприняла христианство, но процесс его принятия был очень сложный.
Он заключался в том, что прежние празднования крестьян из языческих превратились в христианские, а покровителями тех или иных видов работ стали христианские святые, вместо прежних языческих божеств. Эволюция внедрения христианства в русскую культуру состояла в тот период времени лишь в этом, формальном его принятии. Перенятие непосредственно самих христианских ценностей, христианской морали, догматики было очень слабым Касьянов, 2017. Этот вывод подтверждается источниками. Авторы поучений давали подробное описание того, как крестьяне справляли праздники совершенно в духе языческих времен, несмотря на формальную принадлежность к христианской церкви Милюков, 2004. Христианство в рассматриваемый период прочно утвердилось в городах. Город представляет из себя культуру несколько иного типа, чем село. Прежде всего в нем совершенно по другому строятся трудовые отношения.
Человек в трудовом производстве оторван от природы, не зависит от нее. Окончательные результаты его труда складываются не из ожиданий дождя или, напротив, сухой погоды, а исключительно из собственных умений и навыков. Кроме оторванности от природы, важно указать на индивидуалистический характер труда в городе. Если в сельской местности имеет место преимущественно коллективный труд, то в городе ремесленники и торговцы зависят от себя. Исходя из этого, в городе легче формируется индивидуальная личность. Личность же менее зависима от окружения и легче может принимать новшества, в том числе и в области религии. Принятие христианства требовало некоторого разрыва с традиционными нормами и представлениями, и в городах процесс этого разрыва протекал более быстрыми темпами и менее болезненно. Другой важный момент христианизации Руси, отличающий процесс принятия христианства в городской и сельской местностях, заключается в том, что жители городов более восприимчивы к культуре.
А ведь христианство явилось тем фактором, который способствовал развитию оригинальности и самобытности русской культуры, поднимая ее на новый, в сравнении с язычеством, несоизмеримо более высокий уровень развития. В городах после принятия христианства начинаются учреждаться школы. В первую очередь потребность в них объяснялась в необходимости подготовки профессиональных и грамотных служителей культа. Однако помимо этой функции церковь на Руси занималась и образованием самых широких слоев населения. Найденные историком Яниным при раскопках Новгорода «берестяные грамоты» восточные славяне писали на коре березы позволяют увидеть, что грамотность была распространена широко практически во всех слоях населения Самыгин, 2018. Сама образовательная деятельность церкви осуществлялась на основе церковнославянского литературного языка, который пришел на Русь также вместе с христианством. Христианизация Руси обуславливала необходимость издания книг религиозного содержания. И вот здесь можно отметить уникальность нашей культуры.
Уже в XII в. Между тем аналогичное обстоятельство произошло в странах Западной Европы лишь в XVI столетии, на четыре века позже. Издание христианской литературы также сделало возможным развитие светского литературного творчества и издание законов, регулирующих правовую жизнь общества. В последнем случае христианство косвенным и прямым образом содействовало становлению форм государственной жизни на Руси. Итак, христианство развивалось прежде всего в городах. Однако преувеличивать степень легкости его усвоения не стоит. Это было бы существенным искажением реальности. Так, например, ПВЛ свидетельствует о том, что в Новгороде народ первоначально отказывался принимать христианство, не хотел порывать с язычеством, и дяде великого князя Добрыне, который руководил процессом крещения новгородцев, пришлось применить вооруженную силу.
Был заключён союз между Русью и Византией, для подавления мятежа князь Владимир отправил в помощь русское войско, за что получил бы в жёны царевну Анну, а сам должен был принять христианство. После подавления мятежа Константинополь не выполнил обещаний, в связи с чем Владимир Красное Солнышко осадил и взял Корсунь Херсонес. Позже он всё же женился на царевне и крестился, точная дата и место не известно, чаще всего считается, что в Крыму в 988 или 989 г. Крещение Владимира было в большей степени шагом политическим. Византийское христианство представляло организованный институт управления, оно отлично сочеталось со славянскими обычаями, уже была создана христианская литература на славянском языке и культурное влияние Византии уже распространилось по Руси. Началось распространение христианства с крещения бояр, затем и всех жителей Киева, которых сгоняли к Днепру. Языческие капища разрушали идолов и сбрасывали в воду. Новая вера насаждалась «огнём и мечом», только в некоторых племенах язычество сохранялось ещё несколько веков. В остальном новая религия смешивалась с языческими обычаями и суевериями. Киевский митрополит являлся главой русской церкви, однако назначался Византией.
На протяжении долгого времени митрополиты и большая часть священников были греками.
Это отличное решение, но крещение это настолько что-то большее, чем просто обряд, что нельзя легкомысленно к нему относиться. Быть может у вас родился ребенок, и вы решили крестить его, потому что вы хотите ему добра и всего самого лучшего. Мы надеемся, что это действие защитит его от всех бед. И хотя у детей, скорее всего, есть свои ангелы-хранители, которые заботятся о них, само крещение должно совершаться во взрослом возрасте, с принятием собственных решений.
Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. Этот день также часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов" или "святыми Светами" — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. История праздника 2 Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения "отверзлись" небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя.
Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа.
Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции
13 неизвестных фактов про праздник Крещения и обычаи на Руси. Крещение Господне является значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи. Крещение Руси превратило ее в равноправного партнера средневековых христианских государств и тем самым укрепило ее внешнеполитические позиции в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно.
Читать реферат по религиоведению: "Крещение Господне" Страница 1
Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. В Херсонской области российские десантники побывали на службе в часовне, а затем смогли окунуться в купель. Доклад на тему город великий новгород. Слово «крещение» означает «погружение». это Христианский праздник, посвящённый воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. Как подготовить сообщение по теме "Крещение Господне, история праздника, традиции и обычаи" для 5-6 класса? Если на Крещение идёт дождь, дождливо будет до конца января. Если на Крещение видно усыпанное звёздами небо, то летом и осенью можно ожидать большого урожая грибов, гороха и ягод.
Крещение Господне: история, особенности и главные традиции праздника
Однако, несмотря на то, что иордани освящаются, традиция эта народная, а не церковная, и является для верующих добровольным делом. Священники напоминают, что грехи смываются молитвой и покаянием, а не купанием в проруби. Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви службы начинаются вечером 18 января и длятся до утра , исповедоваться, причаститься и принять святую воду. Фото: www. Крещенский сочельник - последний день святочных гаданий и колядок, считалось, что в этот день самое верное гадание на суженого. Для душ предков вечером оставляли немного еды. Девушки умывались крещенской водой, чтобы стать красивыми. Если накануне Крещения выпадал снег, народ считал его целебным и добавлял в корм скоту. В Крещение не нужно заниматься уборкой, а также мыть посуду, стирать и гладить. Всё нужно сделать заранее.
Нельзя креститься только потому, что все вокруг крещеные или потому, что родители заставляют, друзья советуют. Нельзя крестить ребёнка только для того, чтобы он не болел, хорошо учился и слушался родителей. Крещение знаменует собой вступление человека — будь то взрослый или младенец — в Церковь. Приняв Крещение человек становится членом Церкви со всеми вытекающими правами и обязанностями. Крещение — особое событие в жизни человека, не менее значимое, чем рождение на свет Божий. День Крещения — радостный и памятный. Об этом дне можно сказать словами псалма: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! Но не следует думать, что, приняв Крещение или покрестив ребёнка, можно на этом поставить точку. Наоборот, с этого момента путь христианской жизни только начинается. И этот путь — длиною в целую жизнь. Более того, он не закончится смертью, но продолжится в вечности. Порядок совершения Таинств Крещения и Миропомазания В соответствии с традицией Древней Церкви современный чин Таинства Крещения включает в себя две части — оглашение и собственно Крещение. Под оглашением понимается серия молитв и священнодействий, предшествующих Крещению. Оглашение может совершаться и отдельно от Крещения, однако на практике, как правило, происходит непосредственно перед ним. Начало чина оглашения Оглашение начинается молитвой о том, чтобы крещаемый наполнился верой, надеждой и любовью: читая эту молитву, священник возлагает на него руку. Далее следует серия заклинаний — текстов, адресатом которых является не Бог, а диавол: священник в этих заклинаниях требует от диавола, чтобы он отошёл от крещаемого и больше не прикасался к нему. За заклинаниями следуют две молитвы, обращённые к Богу: в них священник просит Бога изгнать нечистых духов из крещаемого, отогнать от него всякое действие диавола, сокрушить сатану под ноги его, даровать ему победу над сатаной и другими нечистыми духами, открыть внутренние очи крещаемого, просветить его светом Евангелия, приставить к нему ангела-хранителя, который будет избавлят его от всякого диавольского действия. Затем священник крестообразно дует на крещаемого, обращаясь к Богу со словами: «Изгони из него всякого злого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его». По учению Христа, сердце является источником не только добра. Но и зла в человеке Мк. Отречение от сатаны Далее совершается чин отречения от сатаны. Священник, повернув крещаемого лицом к западу, обращается к нему с вопросом: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всех слуг его, и всей гордыни его? Затем священник призывает крещаемого дунуть и плюнуть на сатану. Этот древний обряд у некоторых в наше время вызывает улыбку, но он имеет глубокий символический смысл: отрекаясь от сатаны, человек бросает ему вызов и открыто объявляет о том, что с этого момента становится на сторону Бога. Христианская жизнь — это не сладкое времяпрепровождение, но духовная борьба, в том числе с темными и злыми силами. Апостол Павел говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» Еф. Принимая Крещение и тем самым бросая диаволу вызов, человек одновременно получает благодатную силу, которая позволит ему в дальнейшем изживать зло в самом себе и преодолевать искушения, приходящие от диавола. В молитвах чина оглашения подчеркивается что власть диавола над человеком — кажущаяся, иллюзорная: вооруженный силой благодати человек с лёгкостью преодолевает искушения. Соединение со Христом После того как отречение от сатаны завершено, крещаемый оборачивается лицом к востоку то есть к алтарю для торжественного провозглашения своего соединения со Христом. Священник троекратно спрашивает его: «Соединяешься ли с Христом? После этого крещаемый или восприемник от его имени читает Символ веры. Затем священник призывает крещаемого поклониться Богу - Отцу и Сыну и Святому Духу - и читает молитву о том, чтобы Бог призвал его к Таинству Крещения. Этим обряд оглашения завершается. Освящение воды Далее следует само Таинство Крещения, которое начинается с прошений и молитв о воде: чтобы она была освящена силой, действием и сошествием Святого Духа; чтобы на неё была ниспослана благодать избавления и благословение Иордана; чтобы на неё снизошло очистительное действие Троицы; чтобы она получила силу отгонять наветы всех видимых и невидимых врагов. Добавляются молитвы о церковной общине и о крещаемом: чтобы он был достоин Царствия Божия; чтобы был чадом света и наследником вечных благ; чтобы был причастником смерти и воскресения Христа; чтобы до дня Страшного Суда сохранил одежду Крещения и обручение Духа нескверным и непорочным. В Молитвах на освящение воды священник прежде всего, прославляет Бога за Его величие и благодарит за благодеяния к роду человеческому, главным из которых было пришествие в мир Богочеловека Христа.
Позже он всё же женился на царевне и крестился, точная дата и место не известно, чаще всего считается, что в Крыму в 988 или 989 г. Крещение Владимира было в большей степени шагом политическим. Византийское христианство представляло организованный институт управления, оно отлично сочеталось со славянскими обычаями, уже была создана христианская литература на славянском языке и культурное влияние Византии уже распространилось по Руси. Началось распространение христианства с крещения бояр, затем и всех жителей Киева, которых сгоняли к Днепру. Языческие капища разрушали идолов и сбрасывали в воду. Новая вера насаждалась «огнём и мечом», только в некоторых племенах язычество сохранялось ещё несколько веков. В остальном новая религия смешивалась с языческими обычаями и суевериями. Киевский митрополит являлся главой русской церкви, однако назначался Византией. На протяжении долгого времени митрополиты и большая часть священников были греками. Церквям и монастыря отдавались обширные территории, кроме того им обязательно жертвовалась десятина. Церковь сыграла большую роль в централизации Русского государства, оказала влияние на культуру.
После заамвонной молитвы в конце литургии или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» в конце вечерни настоятель в полном облачении как во время совершения литургии , а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе обычно Крест полагается на воздухе. На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды окрест стола трижды , а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии из книги пророка Исаии , в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении Кор. В Евангелии Мк. После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа. По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления спасения , благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну сильную …» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе см. Всенощное бдение праздника Всенощное бдение на праздник Крещения как и на праздник Рождества Христова , в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». На утрени, по полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». В русском переводе: «Никакой язык человеческий не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая, приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем».
Суть крещения человека и его смысл (согласно Библии)
Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира. У праздника Крещения Господня — сложная судьба.
Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его?
На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов.
Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения». Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление. В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью.
Традиционно название происходит из библейских времён, когда после рождения младенца Миссии волхвы пришли к нему на поклон. Тем самым, для народа подчёркивается значимость событий рождения Христа, ведь поклониться с дарами приходили лишь к царским особам.
У католиков праздник Богоявления завершает цикл рождественских торжеств. В Польше Крещение именуется праздником Трёх Королей. Католики верят, что в древности на поклон к Иисусу пришли именно цари с востока, и принесли ему дары: ладан, символ духовного предназначения с его помощью совершается богослужение золото, символ богатства, чистоты издревле считающийся божественным материалом смирну, в древности использовавшуюся во время погребения символ принесения Христа в жертву, как искупление грехов, обретение вечной жизни Граждане Польши в этот день устраивают карнавальные шествия, пир в честь Трёх Королей, в костелах проходят литургии. Как празднование Крещения изменялось со временем Начиная с IV века существуют упоминания об особом отношении к воде, набранной в день Крещения Господня, о почитании реки Нил и других рек. Испокон веков православная церковь Крещение и Рождество отождествляла равно, как единый знаменательный день.
Обоим праздникам были присущи Навечерие, постный стол. Сначала название Епифания с греческого Явление , как термин нынешнего Крещения употреблялся священниками. Позднее его заменила торжество Теофания Богоявление , известная и ныне.
Святая вода На вечерней службе в церкви освящали воду — совершали богосвятие. Вода после чтения над нею специальных молитв называется агиасма или крещенская вода и, как считается, имеет великую силу. Люди бережно хранили ее и считали, что она всегда оставалась свежей. По возвращению домой эта вода добавлялась в пищу, ею опрыскивали дома и даже скотину. В дело шел и крещенский снег — его добавляли в корм животным, чтобы они были здоровыми и приносили больше приплода. Крещенская свеча Еще одной традицией праздника Крещения было бережное хранение свечи, принесенной с праздничной службы — люди верили, что эта зажженная свеча поможет уберечь дом от пожара во время грозы. Крещенские купания Крещенские купания — до сих пор известная и широко используемая традиция среди верующих. Не смотря на самые крепкие крещенские морозы, люди окунаются в специальную прорубь — иордань — в знак того, что они смывают с себя все грехи. Церковь никого не призывает и не принуждает к крещенским купаниям, это дело сугубо личного выбора каждого человека, если он чувствует себя достаточно здоровым для купания в студеной воде. При этом необходимо помнить, что крещенские купания — это занятие достаточно экстремальное — и должно проходить только в специально оборудованных для этой цели местах и со строгим соблюдением техники безопасности. Святки Также среди традиций праздника Крещения есть понятие «святки». Святками называются дни после Рождества и до Крещения. Раньше считалось, что именно в это время открывается дверь в потусторонний мир, откуда могут вернуться души умерших.
Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно.