Гротеск (от французского grotesque, от итальянского Grotesko – причудливый) – художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях. Гротеск проявляется максимально, когда майор Ковалёв, владелец носа, понимает, что чиновник-нос выше него чином. Гротеск — смысл слова, его краткое и понятное определение. Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы. Гротеск – это всегда некое отклонение от общепринятых норм, намеренная карикатура, нереальность образа или ситуации.
Что такое гротеск и откуда произошло это слово?
Гротеск (Grotesque, Grottoesque) – тип художественного образа, являющегося контрастным смешением реальности и выдумки. это стиль в искусстве, который отличается своей эксцентричностью и необычной формой. Гротеск появился в XV в. Великий художник Рафаэль обнаружил при раскопках древнеримских гротов причудливые орнаменты. гротеск – поиск в словарях русского языка на справочном-информационном портале Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. разберем в этом материале.
Определение термина «гротеск»
Гротеск это в литературе кратко. Гротеск из произведений. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. Гротеск – это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.
Гротеск - примеры из литературы
Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Всегда является преувеличением, карикатурой, поэтому он широко используется для создания сатирических произведений. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые, однако многие литературоведы, например, Алексей Бушмин, опровергли этот стереотип.
Химера, являющаяся двухголовой помесью льва и козла, со змеёй вместо хвоста - гротеск. Описанные в произведениях Г. Лавкрафта гибриды людей и морских монстров тоже являются гротеском. Монструозные мифические создания вроде драконов не относятся к гротеску, так как не являются гибридом. В литературе понятие гротеск несколько отличается от изобразительного искусства и воспринимается как нечто фантастическое, эксцентричное или просто странное с внешней стороны. Эдакий, намеренно нереально-карикатурный образ, вписанный в правдоподобную историю.
Благодаря гравюре, тиражировавшей орнаментальные композиции, гротеск распространился в Европе. Происходящее от орнамента. Гротеск наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир, таящий в себе многозначную содержательность, фантастически публицистическое средство обличения социальной действительности творчествово Ж. Калло, Ф. Гойи, О. Домье и др. В модернистском искусстве гротеск пронизан ощущением абсурдности бытия нагромождение чудовищных, агрессивно-враждебных человеку форм в сюрреализме и др. Острую социальную и политическую направленность имеют элементы гротеска в творчестве многих прогрессивных художников 20 в. Гроса, карикатуры Кукрыниксов и др. Другие определения гротеска Гротеск - тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Фигуры животных перемешаны с человеческими, жизнь - с неодушевленной природой, технические предметы выступают как части человеческого тела"" Гротеск - разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее часто в фантастических формах подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдоподобия изображениелюдей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного.
Оно появилось после того, как в XV веке в Риме были найдены странные пещерные изображения, в которых в причудливой форме сочеталось прекрасное и ужасное. Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. Классическим примером гротеска в русской литературе обычно считается сатирическая повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос».
Гротеск это простыми словами кратко
Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов. Значение слова «Гротеск» по Ожегову: «Гротеск» - Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях «Гротеск» в Энциклопедическом словаре: «Гротеск» - устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур древней,плакатной, рубленой и др. Резко смещая формы самойжизни, создает особый художественный мир, который нельзя пониматьбуквально или расшифровать однозначно , как в аллегории: гротеск устремленк целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблемчеловеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению мифология,произведения Ф. Рабле , Н.
Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов. Позже возник целый жанр, построенный на гротеске, — карикатура. Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи. Он делал наброски людей, намеренно уродуя их облик. Например, рисовал огромный нос, выдающуюся челюсть, искажал мимику. Такие изменения во внешности делали характер героя более ярким и вызывали у зрителей смех.
Гротеск стал популярным приемом и в литературе.
Роль гротеска в литературе сложно переоценить. В истории развития искусства именно умело созданные гротескные персонажи заставляют читателя задуматься, запоминаются надолго, дают пищу для размышления. Необычный способ описания героев, используя прием гротеска, дается не каждому: на это способен только настоящий мастер, вне зависимости от того, идет ли речь о литературе или другом виде искусства.
Литературная энциклопедия даёт объяснение термину, как понятию, пришедшему в литературу из живописи: «Так называлась древняя стенная роспись, которую Рафаэль использовал как образец для украшения лож Ватикана». В словаре синонимов гротеск представлен в виде шаржа, карикатуры и пародии. Подробнее художественный приём гротеска рассмотрен в художественной литературе, как приём, который унаследовал свои черты не только из живописи, но и из музыки и архитектуры. Гротеск в литературе Этот приём считается комическим, он необходим в литературе для подчёркивания абсурдности происходящего. Необходимо было обратить внимание читателя на то, что считалось важным, но было скрыто за смешным явлением. Гротеск был призван сделать сюжет абсурдным, доведя ситуацию до крайности. В литературе, как в живописи и архитектуре, нельзя многое увидеть, можно только представить. Гротеск помогает воздействовать на воображение читателя, он его будит и заставляет мыслить в том направлении, которое ему предлагает автор. Основа гротеска Гротеск основывается на контрасте, на конфликте. Что такое «конфликт»?
«Гротеск» – приём, которым пользуются избранные
Визуальный язык В отличие от словесного языка, визуальный язык не использует слова и предложения, а основывается на геометрических формах и цветах. Он позволяет передавать эмоциональное и ассоциативное значение без использования слов. Основными элементами визуального языка являются: Форма — геометрическая форма может быть использована для передачи определенного значения или ассоциаций. Например, круг может ассоциироваться с гармонией и совершенством, а треугольник — с активностью и динамикой. Цвет — цвета могут вызывать различные эмоции и ассоциации. Например, красный цвет может ассоциироваться с энергией, страстью или опасностью, а синий цвет — с миром, спокойствием или прохладой. Линия — линии могут передавать различные значения в зависимости от их формы и направления. Например, прямая линия может ассоциироваться с рациональностью и стабильностью, а кривая линия — с гибкостью и органичностью. Текстура — текстура может добавить к изображению тактильные ощущения и подчеркнуть его содержание.
Например, грубая текстура может ассоциироваться с силой и мужеством, а гладкая текстура — с элегантностью и изяществом. Визуальный язык активно используется в графическом дизайне, рекламе, современном искусстве и других областях. Он позволяет создавать сильные и эмоциональные впечатления, а также точно и наглядно передавать информацию. Понимание визуального языка поможет улучшить коммуникацию, анализировать и интерпретировать графическую информацию. Вопрос-ответ: Что такое гротеск? Гротеск — это стиль или рисованная, скульптурная или литературная работа, которая имеет комическое или искаженное изображение. Гротеск часто используется для передачи сатиры, пародии или высмеивания определенных образов или ситуаций. Какими способами используется гротеск?
Гротеск может быть использован различными способами, включая искусство, литературу, театр, кино и музыку. Например, в искусстве гротеск может быть изображен через искаженные или преувеличенные формы и образы. В литературе гротеск может проявляться в виде смешных или странных персонажей или ситуаций. В театре и кино гротеск может использоваться для создания комического эффекта через игру актеров или специальные эффекты. Какой язык говорит гротеск? Гротеск может использоваться на разных языках, так как его красота заключается в искажении и преувеличении образов и ситуаций.
Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова Одним из таких приёмов можно считать гротеск, широко используемый как литераторами прошлого, так и писателями-современниками. Что такое гротеск и история этого термина Гротеск — это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска — контраст. Конфликт что это?
В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами. Поразительная живопись подземных пещер породила моду на сочетание странных персонажей и фигур в убранстве жилищ, отделке мебели, посуды, украшений. Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, перевитый плющом, — это типичные образы гротескного искусства. Гротеск в литературе — это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением. В отличие от гиперболы что это? В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа. Примеры гротеска в литературе Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск — это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха. Поэты ругают друг друга, критикуя старый и новый способ сложения стихов, а заодно и пороки современников. Вместо классического античного хора, который обычно сопровождал реплики героев, у Аристофана появляется хор лягушек, чьё кваканье звучит как смех.
Самое интересное, что Нос воспринимается окружающими как вполне серьёзный господин, а вот покинутый им майор Ковалёв не может выйти из дому. Получается, что обществу важен не человек, а его атрибуты: чин, статус, облик. Гротескный образ разгулявшегося носа На гротеске построены сатирические сказки М. Например, герой одноимённого произведения Карась-идеалист олицетворяет философствующего интеллигента, оторванного от реальной жизни. Карась проповедует всеобщую любовь и равенство, тогда как хищные рыбы продолжают глотать мелкую рыбёшку.
Это в высшей степени необычное и фантастическое изображение чего-либо, как правило уродливое или забавное, соединяющее в себе реальность и вымысел. Термин происходит от французского слова grotesque, что переводится как «причудливый» или «комичный». Гротеском как средством выразительности пользовались еще в Античности, в частности в изобразительном искусстве. Например, стены Золотого дома Нерона в Риме расписаны гротескными сюжетами с участием фантастических существ — призрачных чудовищ, полулюдей-полуживотных, грифонов и драконов. Термин «гротеск» появился именно благодаря этим фрескам. Памятник случайно обнаружили в XV веке, и исследователи обратили внимание на росписи. С тех пор художники стали использовать в своих работах сюжеты с выдуманными созданиями, подражая древнему живописцу.
Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. Булгакова, М. Произнося в разговоре слово «Гротеск», человек подразумевает под его значением «странный, фантастический, эксцентричный или уродливый», таким образом, данное слово часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб их правильно называть гротесками или химерами, а не горгульями. Слово гротеск перешло в русский язык из французского.
«Гротеск» – приём, которым пользуются избранные
Впервые это слово было употреблено в Италии в конце XV века после нахождения подземных комнат «Золотого дома» императора Нерона. Происхождение термина в этой области связывают со словом «грот», где и была обнаружена первая подобная лепнина. Художники эпохи Возрождения переосмыслили приемы гротеска и использовали его в дальнейшем при отделке фресок Ватикана. Такие росписи применял Рафаэль и его последователи при оформлении апартаментов Борджиа в Апостольском дворце, вилл Мадама и Фарнезина. Впоследствии гротеск стал любимым жанром у художников эстетики маньеризма, экспрессионизма и сюрреализма.
Через преувеличение, искажение и противопоставление, гротеск воплощал в себе смешное, нелепое и абсурдное. Он отображал иронию и непоследовательность обыденной жизни, позволял относиться к ней с улыбкой и наблюдать за ней со смешками на лице. Сатира, как один из ключевых элементов гротеска, была способом высмеивания недостатков и недостаточностей общества, политики и культуры. Через насмешку и разоблачение, гротеск оказывался мощным инструментом критики и вызывал социальное размышление. Он помогал людям воспринимать истину в перевернутом и перекрученном виде, акцентируя внимание на проблемах и вызывая смех и, порой, даже шок у зрителей. Чувство юмора и сатира играют важную роль в гротеске, делая его не только забавным и развлекательным, но и позволяющим глубже понять и осознать многие стороны жизни и общества. Благодаря этим элементам, гротеск становится мощным и эффективным способом передачи сложных и важных идей, моральных ценностей и политических установок. Примеры гротескной и художественной архитектуры Один из знаменитых примеров гротескной архитектуры — это Саграда Фамилия в Барселоне, Испания. Этот незаконченный собор, разработанный архитектором Антонио Гауди, сочетает в себе разнообразные стили, включая готику, модерн и гротеск. С его невероятными формами, органическими линиями и эксцентричными украшениями, Саграда Фамилия уникально обращает на себя внимание и представляет собой полное воплощение гротескной архитектуры. Еще один пример — знаменитый Дворец Договорности во Флоренции, Италия. Этот замок, построенный в XV веке, обладает кривыми формами, фантастическими деталями и украшениями, необычными статуями и скульптурами. Внутренние залы дворца украшены известными фресками Микаэлаццо и Бийондо, которые добавляют еще больше театральности и гротескности архитектуре. Еще одним примером гротескной архитектуры является Дом построенный вверх ногами в Сицилии, Италия. Это строение буквально развернуто вверх ногами, с крышей, которая становится фундаментом, и окнами и дверями, которые выглядят вниз. Эта необычная архитектура создает ощущение живого гротескного объекта, который подчеркивает художественную свободу и оригинальность. Таким образом, гротескная архитектура предлагает нам возможность увидеть мир в необычных формах и измерениях. Она вызывает любопытство, вожделение и восхищение, делая нас задумываться о возможностях и границах художественных выражений. Гротеск в архитектуре Древней Греции и Рима Одним из примеров использования гротеск в архитектуре Древней Греции являются фрески, найденные в семиотическом кладбище в Помпеях. Эти фрески содержат различные изображения, такие как фантастические существа, растения и геометрические узоры, что делает их чрезвычайно изысканными и изящными. В архитектуре Римской империи, гротеск был широко использован в домах и виллах.
Wikimedia Foundation. Термин Г. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» grotte подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия гротеск — а, м. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей. Картина, живописная вещь из многих красок и худых фигур. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления … Словарь литературных терминов Гротеск — франц. Практический справочник. Произведение искусства, исполненное в причудливо фантастическом, уродливо комическом стиле иск. Название стенной живописи в римских гротах. То же, что гротескный… … Толковый словарь Ушакова ГРОТЕСК — французское grotesque, буквально причудливый; комичный , 1 орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы растения, животные, человеческие формы, маски. В искусстве: изображение чего н. Гротескный стиль. Гротесковая роль. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова Источник Что такое гротеск в литературе и примеры его использования Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Художественная литература успешно пользуется приёмами и средствами, зародившимися в недрах других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры. Одним из таких приёмов можно считать гротеск, широко используемый как литераторами прошлого, так и писателями-современниками. Что такое гротеск и история этого термина Гротеск — это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска — контраст. Конфликт что это? В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами. Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» «причудливый, смешной». Как сообщает этимологический словарь М. Фасмера, в основе лежит итальянское «grotta» «пещера». В XV столетии существовало определение «гротовый», относившееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животного и растительного орнамента. Подобные декоративные фрагменты были обнаружены в римских катакомбах. Предполагают, что по времени создания они относятся к эпохе правления императора Нерона. Поразительная живопись подземных пещер породила моду на сочетание странных персонажей и фигур в убранстве жилищ, отделке мебели, посуды, украшений. Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, перевитый плющом, — это типичные образы гротескного искусства. Гротеск в литературе — это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением. В отличие от гиперболы что это? В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа. Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить. Поэтому гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на то, чтобы разбудить воображение читателя. Примеры гротеска в литературе Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск — это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха. В комедии «Лягушки», принадлежащей великому греческому драматургу, высмеиваются вещи серьёзные: судьба души после смерти, политика, стихосложение, общественные нравы.
Брехт , М. Маяковский , Э. Ионеско , С. Беккет , Е. Шварц , М. Булгаков и др. В европейском изобразительном искусстве гротеск распространился в эпоху Средневековья скульптурный декор готических соборов, рисунки на полях рукописей , позднее проявился также в произведениях И. Босха , П. Брейгеля Старшего , Ж. Калло , О. Домье , О. Дикса , Дж.
Что такое гротеск. Гротеск в «Истории одного города»
Главная» Новости» Что такое гротеск в литературе кратко. Можно кратко перечислить некоторые известные примеры гротеска в литературных произведениях. Гротеск в литературе В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин. Давайте разбираться. Гротеск — это художественный прием, в основе которого лежит сочетание несочетаемого. Гротеск вносит в произведение элементы непредсказуемости, абсурдности и делает реальность похожей на сновидение. Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.