«Вечерняя Москва» связалась с режиссером фильма «Брат–3» Валерием Переверзевым. Культура - 18 ноября 2023 - Новости Москвы - Режиссер Юрий Быков в шоу «Белый шум» рассказал о своем отношении к дилогии «Брат» Алексея Балабанова.
Как снимали «Брата»: бандиты подарили Buick LeSabre Круглому, а одного актера чуть не застрелили
Валерий Переверзев, режиссер скандальной ленты «Брат 3», объявил о начале работы над фильмом, который получил название «Брат 4», пишет «КП». Культура - 18 ноября 2023 - Новости Москвы - Ну, а этим вечером — через пару часов, чуть за полночь в нашем эфире концерт к 20-летию фильма «Брат-2». Название фильма принадлежит только тому режиссеру, который снимал». Идею снять «Брат-3» также резко прокомментировала и вдова Сергея Бодрова-младшего Светлана. "Брат" Алексея Балабанова.
Картины "Брат" и "Брат-2" выпустят в повторный прокат в марте
TV Mag вспоминает дилогию «Брат» и пробует разобраться, почему она настолько актуальна и спустя 25 лет, анализирует грандиозный успех обоих фильмов и призывает не ждать наследников славы народного «благородного разбойника». Вдова режиссера Алексея Балабанова Надежда Васильева заявила «», что ее не беспокоит выход фильма «Брат-3». "Брат" Алексея Балабанова.
Режиссер Валерий Переверзев раскрыл подробности своего нового фильма "Брат 3"
Хотел снять картину об отношениях родных братьев, которые перестали быть родственными, – вспоминал режиссёр. За неделю до запланированной премьеры фильм «Брат 3» режиссера Валерия Переверзева не смог получить прокатное удостоверение от Минкультуры. Известный петербургский режиссер Алексей Балабанов ушел из жизни, работая над сценарием к фильму «Мой брат умер». Ожидалось, что премьера фильма «Брат 3» состоится 20 ноября в Тамбове, где снималась картина.
Как снимали «Брата»: бандиты подарили Buick LeSabre Круглому, а одного актера чуть не застрелили
Режиссер Алексей Балабанов вспоминал, что история «Брата» родилась из его старого замысла соединить в одном фильме бандитов и музыкантов, поскольку он общался и с теми, и с другими. Уже нет в живых ни его режиссера, ни самого «брата» Сергея Бодрова-младшего. TV Mag вспоминает дилогию «Брат» и пробует разобраться, почему она настолько актуальна и спустя 25 лет, анализирует грандиозный успех обоих фильмов и призывает не ждать наследников славы народного «благородного разбойника». Премьера фильма «Брат» режиссера Алексея Балабанова состоялась 17 мая 1997 года в Каннах в рамках программы «Особый взгляд» и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Постановщик т.н. "Брата 3", художественного фильма, к дилогии Балабанова никакого отношения не имеющего, отозвался на ситуацию вокруг своей работы.
Им повезло, могли бы и побить… Сеть довольна, что «Брат-3» не выйдет в прокат
Они разговаривают полунамёками, они заряжают своим взглядом и улыбкой так, что этой энергии хватает на год. Главное, это уметь видеть и брать. Например, перформансист, художник Олег Кулик - это просто космический человек. Ещё один человек, который умеет вдохновлять, - это художник-монументалист Антон Кохинор. Современный Караваджо Дмитрий Зуев мне каждый раз даёт понять, что ему известно то, чего не знают другие, он порой может рассказать больше, чем профессиональный гид, а общение с искусствоведом Кириллом Алексеевым даёт мне подтверждение, что я нахожусь на правильном пути. Если да, то что бы это было? Если говорить о будущих планах, то, надеюсь, это будет некая коллаборация с Дамиром Муратовым. Вообще, я неоднократно посещал Омск, приезжал как-то на кинофестиваль, мы много беседовали о кино и показывали свои работы. Мне очень понравились люди, я влюбился в сибиряков.
У них своя эстетика, своё горячее гостеприимство и страсть. Надеюсь, что приеду в Омск с премьерой фильма "Брат 3". Какие качества должны быть у человека, чтобы он адекватно воспринимал ваше творчество? Я не боюсь критики, но она должна быть конструктивная. Зритель вместе со мной делает огромную работу, даже если он сидит на диване. Мой зритель должен верить в меня и моё искусство.
Но, как пишет Кувшинова, не только Тарантино повлиял на популярность Данилы Багрова и других кино-киллеров. Достаточно было оглянуться по сторонам. На том же «Кинотавре-97» его создатель и многолетний владелец Марк Рудинштейн сначала заявил в интервью, что с минуты на минуту ожидает пулю в спину, а затем неожиданно исчез спойлер: все обошлось.
А в его отсутствие, прямо на фестивале, один из кинематографистов, в шутку заказавший песню для Московского РУБОПа, получил ножом под ребро. Криминал стал чем-то обыденным, и именно это отразил в своей картине Балабанов. Кинокритик Сергей Добротворский Интересно, что для Балабанова, во всяком случае на начальном этапе, «Брат» был едва ли не проходной работой. Режиссер не мог найти деньги на фильм «Про уродов и людей» — и придумал нечто более кассовое и доступное. До того времени вся наша культура была обращена назад». Незабытый герой» Кому не нравится Nautilus Pompilius? Но новое новым, а привязку к корням главный герой «Брата» и «Брата 2» все-таки искал. Одним из «якорей» для него стала музыка. В первых вариантах сценария Данила убивал тех, кто не разделял его интереса к Nautilus.
Главным критиком идеи убивать из-за музыки выступил Юрий Шевчук, которому Балабанов тоже предлагал сыграть любимчика Данилы Багрова. С точки зрения человеческой морали, у такого подхода, конечно, нет никакого оправдания. Но в кинематографическом мире Балабанова он вполне жизнеспособен: «Почти у всех его героев есть особая черта — стремление слушать свою музыку. В этом их уникальность, особость, отличие. Из книги «БРАТ. Незабытый герой» Так почему же «Нау» стал «якорем»? Киноведы обратили внимание на то, что Бутусов и компания «староваты» для Данилы. Пик популярности Nautilus Pompilius пришелся на 80-е, а действие фильма происходит в 90-е.
Кадр из фильма «Брат 3» — Как вы соединяли свой сценарий с темой «Брата»? В вашем фильме есть отсылки к фильмам Балабанова? Но, когда художник создаёт произведение искусства, оно предполагает бесконечное количество смыслов и ассоциаций у зрителя. Поэтому мои друзья, а у меня есть небольшая фокус-группа, когда смотрят эту картину, говорят: «Так это как в первом фильме или во втором». Я смотрю и понимаю, что точно: так и есть. Например, если в первой картине преобладают песни группы «Наутилус Помпилиус», то в моей картине звучит, на мой взгляд, единственная группа, которую можно назвать русским роком, — «Дочь Монро и Кеннеди». Или вот подруга семьи живёт в той самой сталинской высотке, где снималась одна из сцен «Брата 2». Однажды мы оказались у неё в гостях. По сюжету наш герой просыпается с девушкой в Москве и отправляется в Тамбов. И эту сцену мы решили снять в квартире подруги, то есть 30 секунд в моём и балабановском фильме — с практически одним и тем же видом. Зритель скажет, что подражание, я скажу, что это такой хулиганский оммаж. Не оказался бы в этой квартире — снял бы в другой, но сложилось всё так, как сложилось. Наверняка кто-то найдёт отсылки даже там, где их и нет. Но я не строил картину на старых сюжетах — ни конструктивно, ни стилистически, ни морально. Скажу больше, мне бы хотелось, чтобы она была совсем другой. Кадр из фильма «Брат 3» — Какой бы вы хотели, чтобы она получилась? Чтобы зритель вышел из зала изменившимся, позвонил близким и сказал: «Я не могу рассказать, о чём фильм, ты должен сам его посмотреть». И раз уж все ждут, что у фильма с названием «Брат» должен быть оттенок криминальной комедии или драмы, то там, в Тамбове, у меня получилось максимально это визуализировать.
В 2019 году на балабановском «Брате» хайповал шоумен Стас Барецкий, объявивший, что снимет продолжение культовой дилогии. Граждане пришли в такой ужас от этой идеи, что адресовали Минкульту петицию с требованием запретить Барецкому съемки.
Им повезло, могли бы и побить… Сеть довольна, что «Брат-3» не выйдет в прокат
Даниле предстоит многое узнать... Ника номинация 1998.
Появившуюся ранее информацию подтвердил режиссер картины Валерий Переверзев.
Фото: pxhere Переверзев заявил, что картина выйдет осенью 2023 года, однако первыми зрителями нового фильма станут участники фестивалей в Африке и Индии. Об этом сообщает Газета. По его словам, они могут «выпустить ее в любой момент».
Я работаю не на количество, а на качество. Если честно, я уже привык к тому, что меня считают негодяем, но со мной всегда те, кто ценит мой взгляд на мир. Эти люди одеты со вкусом, у них светятся лица и сияют глаза. Пускай их будет 20 человек, но у меня от них приятные мурашки по коже - Вы рассказывали, что рефлексия полуживого общества даёт вам силы двигаться дальше. А что вы будете делать, если хейтеры перестанут реагировать?
Это болото, болото безупречных экспертов, которые притаились под слоем тины и ждут ветра, чтобы начать вонять. Чтобы на болоте было всё хорошо, нужна жертва, но собой жертвовать никто не хочет, вот они и ищут, из кого бы на стороне сделать посмешище. Когда появляются такие, как я, всё болото начинает протестовать. На самом деле они боятся, что я добьюсь успеха. Я к этому подходил не один раз, но сейчас понимаю, что так не смогу.
Я несистемный человек, не смогу ежедневно приходить по расписанию на работу и исполнять чьи-то поручения. Сейчас у меня есть заказчики, но мы не общаемся в формате начальник-подчинённый, ну и мне хватило службы в армии, чтобы понять, что такое начальник-дурак. Не дойдя до неё, художник не сможет сделать что-то хитовое, а перейдя через неё, он начинает жестить и нарушать закон. Умение удерживать равновесие и не сваливаться в маниакальность даёт невероятное мастерство мирового уровня. Во-вторых, не каждый готов отказаться от комфорта, от уютного дивана под пятой точкой и автомобиля в гараже.
Но он упрямо настаивает на выбранном названии и неубедительно объясняет, почему решил его сохранить. Одна из причин связана с тем, что под таким названием фильм запомнили на его родине в Тамбове, где проходили съемки, и разочаровывать людей, принимавших участие в создании картины, режиссеру не хочется. Первым об отмене премьеры сообщил питерский продюсер Владислав Пастернак. Он учился у Сергея Сельянова — продюсера знаменитой дилогии Балабанова «Брат» и «Брат-2», много работал с авторским кино и тоже убеждал Валерия Переверзева отказаться от названия «Брат-3», но ничего не добился. Однако согласился на дальнейшее сотрудничество, и это вселяет надежду, что фильм как минимум небезнадежен. Кстати, и актер Юрий Торсуев, когда рассказывал «МК», что вместе с братом Владимиром работает в двух необычных проектах, был оптимистичен: «Мы снимаемся в продолжении фильма «Приключения Электроника», где наши герои повзрослели, и в «Брате-3» Валерия Переверзева. Про него чего только не говорят, заранее ругают, но работа очень интересная. Мы вас еще удивим».
Авторы нового проекта с первых дней заявляли, что их фильм никакого отношения к дилогии Алексея Балабанова не имеет, и накануне несостоявшейся премьеры разослали приглашение, где об этом тоже сообщалось. Тогда зачем дублировать название? Казалось, что затеян безумный пиар на чужом успехе. Валерий Переверзев — прежде всего художник, создатель частных музеев телесных наказаний и проституции, например.
«Брат 3» может сменить название ради выхода в прокат
Поэтому зрители ломанулись дискутировать. И живет он где-нибудь в Омске, и вы точно никогда не встретитесь, да и не очень и хотелось, в общем-то», — пишут в Сети. А третьи и вовсе требуют поменять название. Уберите, не позорьтесь.
Впрочем, сам режиссер Валерий Переверзев относится к этому философски. Ну да, критикуют, соглашается он, но почему все решили, что этот фильм — попытка похайпить на памяти Сергея, когда от него там только одна фраза, да и та лишь в рекламном ролике? Его заявление.
И пусть в нем действительно есть толика какой-то провокативности, это не переходит никаких границ.
Да, времена были такие. Не скажу, что в нашем фильме нет отрицательных героев. Скажу только, что это немассовое кино для думающих людей, фильм уже заявлен на несколько фестивалей. Это бред. На что рассчитывают режиссеры и продюсеры, неизвестно. Стоит вспомнить хотя бы пример с «Бригадой-2», не имевшей ничего общего с «Бригадой» — тогда народ плевался. Так и в этом случае я считаю, что фильм «Брат-3» будет провальным. Зрители, посмотрев в интернете, что герои никак не связаны, просто не пойдут в кино.
Частично сюжет заворачивается вокруг этой коллизии. Как мы помним, в балабановских «Братьях» таких перипетий не было. Зато в «Брате-3», как и в классических «Братьях», обильно присутствует разнообразная уголовщина со стрельбой. При этом повествование построено не линейно, как у Балабанова, а состоит из пяти новелл, разрозненных на первый взгляд.
Также это нашло отражение в диалоговых листах. При этом речи не идет ни о бюрократических ошибках, ни о цензурировании картины, подчеркнул Переверзев.
Он также уточнил, что вопросом даты премьеры фильма занимается прокатная компания. По словам артиста, режиссер также отказывался снимать продолжение, мотивируя это тем, что "не знает этого времени".
У съёмочной команды было около 20 тысяч долларов и фильм делали буквально «на коленке»: съёмочными площадками становились собственные дачи и квартиры, городские съёмки не согласовывали, актёры снимались почти бесплатно, а одежду для своих героев приносили из дома.
Знаменитый растянутый свитер Данилы Багрова художник по костюмам купила в питерском секонд-хенде за 35 рублей. Режиссёру казалось, что Сергей Бодров в нём смотрится излишне брутально, и образ смягчили найденной где-то ветровкой. Тогда никто не мог предположить, что после премьеры этот свитер станет культовой вещью, и в неформальную моду войдёт стиль Данилы Багрова.
Балабанов Актёр Сергей Мурзин очень хотел получить роль бандита Круглого и на пробы надел все атрибуты братков 90-х: чёрное пальто, цепочку, красный пиджак. Балабанов утвердил его прямо с порога. После выхода фильма у Мурзина сразу появились поклонники из мира криминала.
Они демонстрировали ему своё уважение не только на словах, но и делами — однажды прямо к подъезду актёра подогнали новый «Бьюик Лесабр», посчитав, что Круглый не должен ездить на разбитой «пятерке». Балабанов Для роли Светы актриса Светлана Письмиченко специально училась водить трамвай.
Режиссер Переверзев сообщил, что фильм «Брат-3» покажут в Каннах
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Тарковский говорил, что зритель должен страдать. Вот это, я вам гарантирую, будет. Вторая претензия к фильму после «надругательства над наследием» — это его затянутость. И она есть. Зрители и сами потом вспомнили Андрея Звягинцева, который тоже любит в своих произведениях вставлять долгие паузы в стиле Тарковского. Но в «Брате III» это выкручено на максимум.
Герои много ходят туда-сюда с задумчивым видом под аккомпанемент стихотворений. Словом, если вы пришли в кино за балабановским экшеном, вам не сюда. Чего в фильме действительно хватает, так это музыки. Он ей переполнен. Но используется она в сюжете не так, как, например, в оригинальных «Братьях», где музыкальные номера подкрашивают какое-то яркое действие, не нуждающееся в диалогах. Здесь во время «музыкальных пауз» не происходит ничего — мы смотрим не на движение, мы смотрим на картину. С разных сторон, пытаясь разглядеть некий смысл.
Посмотрели — переходим к следующей. RU Новосибирск в итоге оказался ближе к Петербургу, чем к Москве. Несмотря на то, что зал, мягко говоря, не был переполнен, на премьеру пришли те, кто знал, на что идет. И до конца сеанса не досидело от силы человек пять. Хотя знаете… У вас не было искушения назвать его не «Брат 3», а «Борат 3»? Переверзев ответил, что его творение изначально задумывалось как своего рода провокация — в том числе международная. Поэтому за границей фильм будет называться точно так же — Brat англ.
На всякий случай, он это название уже запатентовал. Удивительно, какое бесконечное количество смыслов туда заложено, в эти слова. Но я могу только повторить: ваш зритель, Валерий, это тот, кому стыдно за то, что ему понравилось.
Михаил: Для меня всегда на одной чаше весов было это ощущение мрака, на другой — конечно, калибр его таланта. То, что он снимал, он всегда снимал одухотворенно.
На упреки к репликам его героев он отвечал: «Что плохого с этой фразой, ты что, не слышал, как на улице говорят? Поскреби, и это внутри каждого из нас. Именно тот сентябрь 1999-го? Михаил: Речь о том, что это был период войны с терроризмом. Расцвет национализма по отношению в первую очередь к чеченцам.
Американцев врагами тогда никто не считал. И по фильму они не были врагами. Я сегодня прочел статью какого-то литовца, который написал, что американцы в фильме специально показаны тупыми, их можно использовать как идиотов. Тогда я смотрел на Америку, в которой на тот момент ни разу не был, как на новый мир. Михаил: Мне кажется, здесь важен вот какой акцент.
И первый, и второй фильмы — прежде всего антибуржуазные. Балабанов абсолютно левый художник. Его всегда выбешивали гламур, богатство, олигархия, мещанство. Поклонение золотому тельцу, мир прибыли, барышей — это все зло. Сергей: Героя Маковецкого просто ненавидишь, когда смотришь этот фильм.
Кто в Америке хороший? Хорошие люди — это проститутка, которую спасают. Михаил: А самый замечательный пацан — это водитель-дальнобойщик. Сергей: А самый гондон знаешь кто? Тот, кто Багрову машину сломанную продал.
Михаил: Еврей, да. Который говорит: «Мы, гусские... Михаил: Все складывается в одну картину. Водитель-дальнобойщик — герой, обманщик — еврей. Честно скажу, меня в тот момент это не смущало, это же по замыслу должен был быть комикс.
Но всю жизнь меня коробит от этого тезиса: «В чем сила, брат? Сила в правде, у кого правда, тот и сильней». А что за правда-то? Правда не может быть одна. Бодров ведь ни словом не оговаривается о том, что такое правда, в чем она.
Правда в том, что деньги — зло? В том, что надо любить ближнего? Что жизнь человека важнее всего? Нигде расшифровки такой нет. Сергей: На мой взгляд, дело не в этом.
Помнишь роман Пелевина «Чапаев и Пустота»? Герои выходят из вагона поезда, в котором только что пили коньяк, и Чапаев толкает речь перед красноармейцами.
Адрес: 123298, Москва, ул.
Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич.
Сергей Сельянов об успехе дилогии «Брат»: «Перевыпуски оказались небезнадежной идеей»
Актёрский состав картины ещё более неожиданный, чем само название. Почему нет прокатного удостоверения По словам Пастернака, прокатное удостоверение Минкульт не выдал, так как некоторые художественные решения фильма не встретили понимания. Они рассматриваются, отметил глава HHG, не с художественной, а с правовой точки зрения. Он выразил надежду на продолжение диалога с Минкультом. Он уточнил, что премьеру фильма, намеченную на 18 ноября, придётся перенести. А значит, и сеансы в кинотеатрах тоже придётся переносить.
Это добавит работы всем, не сделав фильм лучше, заметил Пастернак. Деньги за купленные билеты тоже вернут.
Взамен Балабанов выступил режиссером их клипа «Во время дождя», в котором также сыграл Сергей Бодров. Песни Бутусова крепко-накрепко оказались связаны с этим фильмом и ушли в народ. Именно поэтому «Брат 2» во многом разочаровал былых поклонников: «Упрекали не только в предательстве самого себя, но и русского рока — Бутусова больше не слушает, в плеере у него теперь малоизвестные группы, а в мыслях — и вовсе поп-звезда Салтыкова». Незабытый герой» «Нежный, добрый и всех убивает» «Как-то летом сидела я на лавочке у памятника Пушкину, а рядом со мной две девочки-подростка обсуждали что-то свое, девичье. Именно на эту двойственность образа и сделал ставку Балабанов. Вместо брутального актера-профессионала он пригласил на главную роль мальчика из хорошей семьи, без пяти минут кандидата искусствоведения степень Сергей Бодров защитил в 1998-м, через год после выхода «Брата». Режиссер и актер встретились на том же «Кинотавре» за год до победы «Брата» в главном конкурсе.
Балабанов увидел Сергея в картине «Кавказский пленник», снятой Сергеем Бодровым-старшим, поговорил с молодым дарованием и... Там не было каких-то эмоциональных сцен, где бы он, например, плакал. Благодаря исполнителю главной роли неоднозначным получился и главный герой: обаятельный киллер, которому зрители и даже искушенные кинокритики готовы простить многое. Деньги, хорошая одежда ему не нужны. Он не буржуазен бандиты мелкобуржуазны. Кинокритик Юрий Гладильщиков Сломать четвертую стену Рассуждая о том, почему первый «Брат» оказался настолько популярным, критики в один голос говорят о том, что фильм получился «настоящим». В роли города — Петербург, в роли героя-протагониста — непрофессиональный актер. Снимали быстро, легко, без серьезной подготовки со стороны артистов. Сначала думала: ужас, кошмар, что получится.
Впервые я столкнулась с таким проектом — легким, модным, инновационным». По словам актрисы, никто не менял ее стиля, манер, не требовал делать то, чего она обычно не делает: «Было ощущение, что жизнь, какая она есть, будто бы втекала в кадр». Балабанов требовал тотального реализма. Даже концерт «Нау», на который пришли Света и Данила, снимался во время настоящего выступления.
Например, перформансист, художник Олег Кулик - это просто космический человек. Ещё один человек, который умеет вдохновлять, - это художник-монументалист Антон Кохинор. Современный Караваджо Дмитрий Зуев мне каждый раз даёт понять, что ему известно то, чего не знают другие, он порой может рассказать больше, чем профессиональный гид, а общение с искусствоведом Кириллом Алексеевым даёт мне подтверждение, что я нахожусь на правильном пути. Если да, то что бы это было? Если говорить о будущих планах, то, надеюсь, это будет некая коллаборация с Дамиром Муратовым. Вообще, я неоднократно посещал Омск, приезжал как-то на кинофестиваль, мы много беседовали о кино и показывали свои работы. Мне очень понравились люди, я влюбился в сибиряков. У них своя эстетика, своё горячее гостеприимство и страсть. Надеюсь, что приеду в Омск с премьерой фильма "Брат 3". Какие качества должны быть у человека, чтобы он адекватно воспринимал ваше творчество? Я не боюсь критики, но она должна быть конструктивная. Зритель вместе со мной делает огромную работу, даже если он сидит на диване. Мой зритель должен верить в меня и моё искусство. Я работаю не на количество, а на качество. Если честно, я уже привык к тому, что меня считают негодяем, но со мной всегда те, кто ценит мой взгляд на мир.
Кстати, Сергей Бодров окончил с красным дипломом исторический факультет Московского государственного университета. И уже после выхода фильма «Брат» защитил диссертацию «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения». Впрочем, на съемках не обошлось без происшествий. Актер Владимир Ермилов, сыгравший мужа Светы Павла Евграфовича, действительно получил ранение на съемочной площадке. Обычно оружие забивают бумажными пыжами, а у нас были войлочные. Они достаточно твердые, а поскольку Владимир Ермилов и Сергей Бодров стояли довольно близко, актеру досталось. Кажется, он отделался синяками», — вспоминает Сергей Астахов. Ради последней сцены, где дальнобойщик увозит Данилу Багрова в сторону Москвы, в кадр пришлось войти оператору картины. Ему нужна была такая русская рожа. А я человек деревенский и КамАЗ водил, поэтому меня и посадили за руль. Перед съемками я попросил повесить в кабину мою фотографию с дочерью, Алексей согласился», — рассказал он. Брат всем Успех пришел к «Брату» сразу после премьеры, которая состоялась 17 мая 1997 года на Каннском кинофестивале. Некоторые источники уверяют, что концовку фильма встретили бурные овации, которые не стихали почти 15 минут, однако «Петербургскому дневнику» подтвердить это не удалось. Однако в том, что фестивальной публике фильм «зашел», сомневаться не приходится, ведь «Брат» собрал множество наград. В частности, Сергей Бодров-младший получил Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и награду Чикагского международного кинофестиваля в номинации «Лучшая мужская роль». Премия «Золотой Овен» назвала его лучшим актером года. После выхода фильма в кинотеатрах и на российском телевидении стало понятно, что «Брат» понравился не только взыскательной высоколобой публике, но и массовому зрителю. С этого момента картина не покидает разнообразные списки лучших фильмов отечественного кинематографа по сей день.