Главная История Россия в 16-17 веке Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица). Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации.
Первые шаги к свободе
- Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
- Воссоединение Украины с Россией в 17 веке или присоединение
- Казак лихой: как Богдан Хмельницкий вернул украинцев в Россию | Статьи | Известия
- «Дальше – история рассудит…»
Русская История 19Воссоединение Украины с Россией
Впоследствии, в 20 веке, в официальной советской пропаганде и истории Переяславский собор официально рассматривался и именовался актом "воссоединения Украины с Россией". Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. В год 365-летия воссоединения России и Украины редакция "Родины" открывает рубрику, которая напомнит читателям об общем и славном прошлом двух братских народов.
Воссоединение Украины
Казак лихой: как Богдан Хмельницкий вернул украинцев в Россию | Статьи | Известия | § 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая). |
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ | § 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая). |
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад
Территория Украины в XVII столетии находилось под властью Речи Посполитой. Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем? Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. В XVII веке представители Малороссии неоднократно обращались к русским государям с просьбами принять малороссов «под свою высокую руку». Под предводительством Богдана Хмельницкого было поднято последнее из них, охватившее практически всю территорию Украины XVII века. Подписанию договора о воссоединении Украины с Россией в 1654 году предшествовало государственное образование, которое вошло в историю под названием гетманщина.
Вы точно человек?
На самом деле в XVII веке никакой Украины как государственно-политического образования не было. В XVII веке процесс воспринимался именно как воссоединение – воссоединение территорий, воссоединение этноса, который несколькими столетиями ранее оказался разделён монгольским нашествием с востока и литовским – с запада. Воссоединение Украины с Россией вызвало смятение польских феодалов и привело в ярость крымского хана. Значимость воссоединения Украины с Россией в разные времена оценивалась неодинаково как современниками, так и историками.
История России. Воссоединение Украины с Россией История. Россия в X-XVII веках
В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства. Мы объективно показали исторический процесс на Украине с VI по XXI век. Некоторые люди, опираясь на советскую историографию, называют Переяславскую раду «воссоединением Украины с Россией».
Воссоединение Украины с Россией в XVII в
Мол, «за великого государя веру учинити, николи не бывало и впредь не будет; и ему, гетману, и говорить было о том непристойно, потому что всякой подданный повинен веру дати своему государю». Для украинского казачества это было удивительным, потому что в предыдущие времена, когда польский король подписывал какие-то соглашения с украинцами, он присягал и подтверждал клятвенно права подданных. На это Бутурлин отвечал: «польские короли подданным своим чинят присягу, и тово в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы…». То есть украинцы наперед ставились в ранг, который был совсем другим, чем раньше, при польских королях. Не на то они рассчитывали, когда обращались к единоверному православному царю за помощью. Правда, Бутурлин убедил казацких старшин присягнуть: мол, наш царь справедливый, добрый, вы к нему обращайтесь после того, как присягнете как подданные, и он удовлетворит все ваши просьбы. Поэтому мы сегодня должны констатировать: на Переяславской раде не принято было никакого документа; соответственно, никакого договора тогда никто не подписывал.
А как же «мартовские статьи»? А самих статей в январе и феврале 1654 года еще не было. Насколько нам известно, все требования Хмельницкого и казачества были удовлетворены? Нет, в том-то и дело. Во-первых, до сих пор в московских архивах нам говорят, что нет оригинала статей Богдана Хмельницкого. Если мы хотим узнать, что же он просил от Москвы, нам нужно знать оригинал.
Все документы, касающиеся переговорного процесса, связанного с «мартовскими статьями», сохранились в московском архиве. А самого оригинала, который привезли в Москву наши послы с Украины, нет. Нам говорят, что есть так называемый список с белорусского письма. Это 23 статьи. Что было в оригинале, к сожалению, мы не знаем. Это обращение Богдана Хмельницкого, но уже переписанное дьяками Посольского приказа Московского государства.
Но так ли было в оригинале? Это как сегодня с российской стороны говорят, когда идет речь о пакте Молотова-Риббентропа: а где оригинал? И все. Так вот то же самое можно сказать и в данном случае — где оригинал статей Богдана Хмельницкого, тот, который писался им, с его подписью? Потому что то, что нам предлагают из Москвы, — это список с «белорусского письма», то есть то, как дьяки Посольского приказа уразумели текст Богдана Хмельницкого и переложили его для того, чтобы царь понимал, что это такое. Короче говоря, если идет речь о появлении «мартовских статей», то сперва нужно говорить о статьях Богдана Хмельницкого, оригинала которых мы не имеем, и остается только догадываться, что было в них.
Но есть еще один документ — письмо Богдана Хмельницкого украинским послам, находившимся в Москве. Поскольку тот документ, что привезли из столицы Украины, не понравился в Посольском приказе Московского государства, ему не дали хода. Во всяком случае больше месяца царского ответа не было. Послы не знали, что делать, ибо должны были получить новые инструкции от Богдана Хмельницкого в связи с тем, что их документ не был принят. Они посылают гонца, чтобы получить новые указания. Гетман 21 марта 1654 года пишет Алексею Михайловичу о том, чтоб тот быстрее подтвердил права и вольности украинского народа и отпустил казацких послов.
Отправляя с этим письмом гонца Филона Горкушу, Богдан Хмельницкий также передает своим послам через него инструкцию: «Однако помните, ваша милость, и сами, как Василей Васильевич Бутурлин словом его царского величества нас утвержал, что его царское величество не токмо нам права и привилея, от века данные, подтвердити и при вольностях наших стародавних сохранити, но и паче еще особные свои всякого чину людям показовати имеет милость. Делайте ж тако ваша милость и о том всем прилежанием тщитеся, чтоб все по наказу было, и привилия его царского величества тотчас без всякого переводу чтоб чрез вашу милость присланы были». То есть стойте на том, что обещал Бутурлин в Переяславе в январе 1654 года. Отдельный наказ имел и Филон Горкуша: «Буде посланцов своих застанет на Москве, чтобы говорил именем всее старшины, чтоб договаривались о вольности казатцкие, шляхетцкие, духовные и всякие чина, чтоб на все тотчас и привилия взяли, как о том пространнее в листех, к ним писанных, и соображено есть». Но Филон Горкуша прибыл в Москву только 7 апреля, когда царь уже утвердил в своей редакции просьбы украинского народа, что получили наименования «мартовских статей». В отредактированном виде?
В отредактированном. Из всех 23 статей остается 11. И таким образом, «мартовские статьи» — это уже не статьи Богдана Хмельницкого. Это уже царские статьи. Точнее то, что царь оставил из того списка с белорусского письма. Но тем не менее, когда мы смотрим эти «мартовские статьи», мы видим, что казацкие просьбы там как будто бы удовлетворены.
Поскольку мы видим, что гетмана можно избирать. Раз гетман, значит, своя власть на территории трех воеводств. Финансы в руках казачества, суд также. Войско как гарант государственности — сохраняется. А здесь казаки просили царя 60 тысяч. И ответ был такой: «И великий государь наш его царское величество на то изволил им, числу списковым казаком быть велел».
Мол, пусть будет и больше, государю от этого никакого убытка не будет, потому что это войско будет содержаться за счет Украины. Короче говоря, войско есть, все есть. Территория, финансы, но, если речь идет о государственности, должна быть еще одна важная черта: имеет ли право Войско Запорожское на международные отношения? Потому что если нет международных отношений, то нет полноценного государства. Это квазигосударство. А до этого момента?
Украина имела международные отношения. Она подписала в 1649 году договор с Турцией, Зборовский договор — признание Украины на территории трех воеводств со стороны Польши... То есть это уже было после начала восстания Хмельницкого? Потом Богдан Хмельницкий в 1650 году писал письмо турецкому султану, что он готов быть его данником. Для украинцев, повторяю, было важно, есть ли право на международные отношения, то есть чтобы была возможность принимать иностранных послов и направлять своих к чужеземным монархам. В статьях Богдана Хмельницкого, если верить списку с белорусского письма, есть пункт, где казаки просят, чтобы им разрешили иметь контакты с другими державами.
Есть и ответ царя: эта просьба остается, только дописывается одно предложение — «А с турским салтаном и польским королем без указу царского величества не ссылаться». То есть запрет на самостоятельные отношения с Польшей и Турцией. Скажите, пожалуйста, какая страна в то время была самым большим южным соседом Украины? На западе — Польша. На востоке и севере — Москва. То есть этой строчкой Украине запрещены дипломатические отношения с другими государствами.
Это подтверждается тем, что в мае 1654 года, когда украинское посольство пошло в Швецию через Москву, его не пропустили туда, а завернули обратно. Другими словами, Москва действительно запретила Украине дипломатические отношения. Правда, потом Богдан Хмельницкий найдет выход в Швецию — через Европу... Но это при Выговском, кажется, уже было? Иван Выговский , гетман Войска Запорожского с 1657 по 1659 год Нет, послы в Швецию будут ездить от Богдана Хмельницкого, это потом при Выговском подпишут первый украинско-шведский договор. Но готовиться он будет еще при Богдане Хмельницком.
Он сначала, кстати, готовил украинско-шведско-венгерский договор против Польши. А потом остался украинско-шведский, поскольку венгры хотели забрать Подолию себе. Так вот, таким образом, мы с вами понимаем, что «мартовские статьи» оказались документом, подтверждающим, что московский царь не сдержал свое слово, которое в Переяславе от его имени давал Бутурлин. Далее: все пять лет — с 1648-го по 1653-й — Хмельницкий просил военной помощи от Москвы. Да, есть запись в «мартовских статьях», что московское войско в количестве трех тысяч ратников будет стоять на границе с Украиной, готовое в любой момент оказать помощь против поляков. Но это войско почему-то оказалось в Киеве.
Не в Путивле, на границе, а в Киеве, на монастырских огородах Софии Киевской.
В августе 1649 года под городом Зборовом союзники разбили армию поляков. По итогам победы был заключен Зборовский договор. Запорожским казакам предоставлялась автономия. Но Польша, сильная в то время, не смирилась с этим, и военные действия велись вплоть до 1654 года.
Стало понятно, что в одиночку с врагом казакам не справиться. В июне 1651 года казаки получили от поляков сокрушительное поражение под Берестечком. Осенью 1653 г. Хмельницкий третий раз обращается к московскому царю с челобитной о подданстве. Россия, хотя и не совсем окрепла после Смуты, но откликнулась на просьбу братского народа, тем более что с Речью Посполитой у нее были свои счеты.
Утверждение Земским Собором После согласия царя Алексея Михайловича просьба запорожских казаков о воссоединении была рассмотрена Земским Собором. Положение осложнялось тем, что земли гетманщины формально входили в состав Польши, о чем был подписан Зборовский договор. Казаки официально давали присягу польскому королю. Нужна была веская причина, которая бы сделала присягу не действительной. Выход был найден.
Это неисполнение пункта веротерпимости польской стороной, что также являлось нарушением договора и делало присягу казаков не действительной. Русское правительство принимало под свое покровительство вольных жителей. Переяславская Рада В начале января 1654 г. Хмельницким, и других слоев населения. Это была открытая Рада, на которой присутствовали казаки, жители городов всех сословий, крестьяне.
На ней было зачитано решение Земского Собора, привезенное московским посольством во главе с Бутурлиным. Рада единогласно приняла встречное решение всего народа гетманщины о вхождении в подданство Российского государства и принимает присягу царю. После этого посольство объехало 177 городов и населенных пунктов, принимая присягу на верность русскому царю. Отказались принять ее 4 сотника казацких полков и несколько населенных пунктов. Подавляющее большинство жителей принесли присягу русскому царю.
Договор между Россией и Украиной После принятия решения Радой казацкие старшины принялись за составление условий вхождения в состав государства Российского. Всего в прошение вошли 11 пунктов. По дороге они добавили в челобитную еще 12 пунктов. Все они были рассмотрены и полностью удовлетворены.
С другой стороны, Россия стремилась к лидерству в регионе и расширению своей территории. Присоединение Украины предоставляло Москве доступ к Днепру, важной торговой магистрали и ключевому элементу военной стратегии. Также, Россия видела воссоединение с Украиной как возможность усилить свои армии и усилить свое государственное устройство. Однако, вопросов и проблем, мешающих воссоединению двух стран, было множество. Религиозные различия между православными украинцами и православными русскими влияли на политическую ситуацию. Польский король Казимир II Ягеллончик предлагал более выгодные условия сотрудничества Украине, в то время как Россия стремилась заключить более выгодные договоры и соглашения с Украиной. Исторические разногласия также влияли на процессу воссоединения. Украина рассматривала себя как отдельную нацию и не всегда была готова отдаться под влияние России полностью. Государеву Русь предстояло найти компромисс между своими интересами и интересами Украины. В результате, процесс воссоединения между Украиной и Россией не был легким и у включал в себя множество сложностей. Однако, к январю 1654 года, было достигнуто соглашение между сторонами — Переяславская рада, которая официально признала присоединение Украины к России. Тем не менее, даже после этого есть были протесты и оппозиция против этого решения. В целом, воссоединение Украины с Россией имело большое значение для обеих сторон. Для Украины это означало защиту своих интересов и независимость от Польши. Для России это означало расширение своих территорий и усиление своего влияния в регионе. Итоги воссоединения После воссоединения Украины с Россией, гетманство было включено в состав Московского государства и стало его частью. Были проведены договоры и соглашения между Москвой и Украиной, регулирующие вопросы политического и экономического сотрудничества. Одним из главных итогов воссоединения было укрепление русского военного присутствия на территории Украины. Это позволило Москве контролировать ключевые геополитические и стратегические регионы и обеспечить собственную безопасность. В условиях воссоединения Украины с Россией, произошло и расширение прав местного населения и развитие земского самоуправления. Были созданы учреждения, в которых русские и украинцы участвовали в процессе государственного и общественного управления. Этот процесс оказал влияние на дальнейшее развитие обоих народов и политическую систему Российского государства. Они стали более устойчивыми в регионе и смогли вести более независимую политику. Однако, этот процесс также вызвал новые проблемы и вызовы, которые понадобилось решать в дальнейшем. Одним из ключевых было участие украинцев в Битве на Синих Водах в 1654 году. Это было важное победоносное сражение, в котором украинско-русское войско под предводительством Богдана Хмельницкого одержало победу над польско-литовской армией. После этого события начался процесс восстановления государственной независимости Украины и формирования Запорожской Сечи, которая стала важным фактором в вопросе объединения. Наконец, Виленско-Радомская уния 1659 года стала точкой отсчета для установления политических и дипломатических связей между Украиной и Московским царством, что впоследствии привело к воссоединению. Какие предпосылки привели к вхождению Украины в состав России? Вхождение Украины в состав России было предопределено рядом факторов. Конфликты с этими государствами приведшие к их фактической колонизации Украины, стали одной из ключевых причин ее идентификации с Россией. Во-вторых, воздействие русской культуры и православия на украинскую этническую группу сделали эти народы близкими. В-третьих, русские императоры активно поддерживали украинских казаков и поддавались императиву объединения славянских народов. Все эти предпосылки и создали основу для вхождения Украины в состав России. Одним из таких событий было включение русской короны Криворожья и Донбасса.
Коренные народы Сибири: эвенки, ханты, манси якуты, чукчи и др. Присоединение Западной Сибири произошло в к. Постепенно в Сибирь проникают землепроходцы и промышленники, за ними следуют представители царской власти. Основываются поселения и крепости. Остроги — Енисейский 1618 , Илимский 1630 , Иркутский 1652 , Красноярский 1628. Создается Сибирский приказ, Сибирь делится на 19 уездов, управляются воеводами из Москвы. Ерофей Хабаров, в 1649 осуществил поход в Даурию, составил карты земель по Амуру. Владимир Атласов, в 1696 — экспедиция на Камчатку. Напряженные отношения России с Крымом. Постоянные набеги на русские земли, дань Крыму. Чтобы обеспечить безопасность строится засечная черта на южных рубежах городки. Русско-турецкая война 1677-1681гг. С 1677 года бои за Чигирин. С1679 г.
Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины
Объединяло русский и украинский народы: язык, религия, культура Слайд 11 В начале XVII века земли Украины и Белоруссии находились под властью Речи Посполитой 1569 Создана униатская церковь 1596 Крепостной , религиозный и национальный гнет Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 12 Задание С какой целью была принята Брестская церковная уния 1569г. В чьих это было интересах? Целью принятия Брестской церковной унии было подчинение православной церкви Папе Римскому и завладение церковной собственностью. Это было в интересах польского короля и шляхты, католической церкви. Руководители: атаманы и гетманы Свободные и крепостные крестьяне Украинское крестьянство оказалось в двойной зависимости от польской шляхты и своих панов Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 15 Положение крестьян на Украине Постепенно земля на Украине сосредоточилась в руках польских панов. Крестьяне вынуждены были нести повинности в их пользу.
Паны были католиками, украинские крестьяне — православными. Как сказывались религиозные различия на отношениях между панами и крестьянами? Это дополнительно ухудшало отношения между панами и крестьянами, поскольку те и другие считали друг друга еретиками. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 16 Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Недовольные польским господством казаки бежали в Запорожскую сечь — вольное казацкое поселение ниже днепровских порогов. Сначала Сечь располагалась на о.
Хортица, позднее несколько раз меняла место. Земледелие в Сечи было запрещено, женщины туда не допускались. Для отражения набегов здешние литовские власти старосты стали создавать из вольных казаков, населявших степные земли, военно-служилое сословие. Такие казаки сочетали крестьянский труд с вооруженной охраной государственных рубежей. Они назывались городовыми казаками.
Украинские казаки Слайд 18 Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Казаки делились на полки и сотни. Верхушку казачества, старшину , составляли полковники, сотники, есаулы знаменщики. Главой казачества считался гетман. Представители казачьей старшины постепенно сами стали превращаться в землевладельцев-панов, хотя сохраняли православную веру. Слайд 19 Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Часть украинского городового казачества состояла на польской военной службе, получая королевское жалование.
Такие казаки назывались реестровыми, так как входили в польский казачий реестр список. К середине XVII в. Многие украинские казаки оставались вне реестра, так как их численность значительно превышала число тех, кому Польша готова была платить жалование.
Казаков, служивших короне, записывали в специальные списки-реестры, но большую часть казачества составляла голытьба-беднейшие казаки. Правящим сословием в Речи Посполитой была шляхта-дворяне, но привилегии распространялись только на католиков, поэтому знать на украинских землях переходила из православия в католичество. В 1596 году была провозглашена Брестская уния, по которой православная церковь Украины и Белоруссии подчинялась Папе Римскому.
Таким образом, население Украины подвергалось тройному гнёту, феодальному, национальному и религиозному. В 1648 году освободительное восстание начал гетман глава запорожских казаков Богдан Хмельницкий. Ему удалось разбить поляков под Жёлтыми Водами, Корсунем и в 1649 году под Зборовым. Затем война продолжалась с переменным успехом, понимая, что силы не равны, на Переславской Раде, Хмельницкий в 1654 году присягнул Московскому царю.
Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями. Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г.
Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске — она была сдана без боя польским войскам под предводительством «Димитрия» — человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства почти ровно через год начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее «междуцарствие» привели к невиданному ранее разорению страны. Смута заканчивается с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие. Сочетанием «старины и новизны» отмечены архитектура и изобразительное искусство. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек второй половины XVII в.
Увеличивается число общественных зданий государственного и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре. В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые храмы, приобретавшие все большую декоративность. Стремление к внешней красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского начала в архитектуре. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным узорочье. Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге.
В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др. В конце XVII в.
Гапоненко, И.
Греков, К. Гуслистый, А. Касименко, В.
Королюк, А. Сидоров, П.