Благодаря упорному труду, патриотическому настрою тружеников села в годы Великой Отечественной войны в районах области был увеличен валовой сбор зерна, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, увеличилась продуктивность скота. Предлагаю вашему вниманию кадры, сделанные во время Великой Отечественной войны – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, женщины, после войны на развлекательном портале они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях. Беспримерный подвиг магнитогорцев в годы войны стал олицетворением героического труда всего советского тыла.
«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан
История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. Сколько бы лет не прошло с окончания Великой Отечественной войны, не забыт подвиг тружеников тыла, рабочих, конструкторов, организаторов производства, обеспечивавших снабжение фронта. В фильме рассказывается о самоотверженном труде в тылу, трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ
Среди железнодорожников, своевременно и бесперебойно обеспечивавших воинские перевозки и проявлявших героизм и мужество, насчитывается немало имён. Самоотверженность и творческая инициатива с особой силой проявились в работе машинистов. Бесчисленны примеры героизма и высокого профессионализма бригад машинистов в те тяжёлые годы. Вождение поездов превращалось в искусство — в условиях светомаскировки, под бомбёжками или прицельной охотой немецких лётчиков. Уходя от вражеских налётов, паровозники постоянно изобретали новые методы маневрирования, применяли экстренное торможение, прятали поезда в лесополосах. При этом постоянно помнили об обеспечении безопасности движения. Ремонт производился на паровозе силами его бригады.
Так, на железных дорогах Тамбовской области развернулось соревнование за увеличение скорости движения поездов, экономию топлива и смазочных материалов, вождение тяжеловесных до 1800 тонн составов. На высоких скоростях, часто без отдыха, водили поезда машинисты паровозного депо Тамбов Дмитриев, Мещеряков, Ильин, Самохвалов, Богданов, а также депо Моршанск — Киршин и др. Машинисты Дегтярёв, Мордовцев, Сова, а за ними и весь коллектив паровозного депо Россошь обязались довести суточный пробег паровозов до 500 км. Замечательный трудовой подвиг совершил помощник машиниста депо Кочетовка Григорий Каширин. Во время чистки топки паровоза провалились колосники. Чтобы поставить их на место, надо было охлаждать паровоз, но это задержало бы на несколько часов отправку срочного военного груза.
Рискуя жизнью, Каширин влез в огненную топку и установил выпавшие колосники. Его мужество и выносливость позволили своевременно отправить эшелон с военным грузом. Бригада елецкого машиниста Никифора Афонина доставила срочный воинский эшелон на станцию Ефремов. Развернув на поворотном круге паровоз, приготовились в обратный путь. В это время на станцию ворвались немецкие автоматчики и открыли огонь. Составителя и стрелочника на месте не оказалось, и Афонин решил спасти стоявшие на разных путях вагоны с грузом.
Машинист передал управление своему помощнику Закревской, а сам с кочегаром Лицеровым переводил стрелки и сцеплял вагоны. Сформированный состав потянули на перегон. Но неожиданно из-за стрелочной будки у выходных стрелок выскочил фашистский диверсант и перевел стрелку в тупик. Прилагая все силы и внимание, Афонину пришлось применить экстренное торможение. Поезд был остановлен, стрелка переведена на правильный путь.
Обмундирование — фуфайка, ватные штаны, кирзовые сапоги, шапка-ушанка. А вот для машин, чтобы они всегда были в боевой готовности, в специальной бочке постоянно грели воду и машинное масло. Два человека там всегда дежурили, дрова в печку подкладывали. Голод тоже донимал — кормили плохо.
Когда перешли границу, с питанием стало лучше». Победу Мария Васильева встретила под Кенигсбергом. В мирной жизни, однако, шофером не стала. Профессию в мирной жизни тоже выбрала самую мирную — учитель. Красивое решение Мстислав Всеволодович Келдыш на пресс-конференции в московском Доме ученых «Одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки», — считал физик и академик Сергей Вавилов, ставший в 1945 году президентом советской Академии наук. Находки и решения русских исследователей сразу же внедрялись в производство. Так, в середине 30-х годов ведущие конструкторы всего мира бились над проблемой флаттера — нарастающей тряской, из-за которой при переходе на высокие скорости самолеты буквально разваливались. Проведя ряд математических расчетов, Келдыш сформулировал причины флаттера, разработал метод расчета критической скорости и доступные практические приемы для гашения возникающей при этом вибрации. А еще через несколько лет он же сумел преодолеть эффект шимми — сильных самовозбуждающихся колебаний шасси самолета, приводящих к поломке во время взлета и посадки.
Математики всего мира до сих пор называют эту работу «красивой» и важнейшей для развития советской авиации. Результат — две Сталинские премии и орден Трудового Красного Знамени. Изобретатель менисковой оптической системы, носящей его имя, которая в настоящее время широко используется в телескопостроении. Лауреат двух Сталинских премий Во время войны свою работу не прерывали и астрономы, исследования которых имели в первую очередь оборонное значение. Сотрудники Государственного астрономического института МГУ составляли для штурманской службы бомбардировочной авиации специальные таблицы восхода и захода солнца и луны. Кроме того, в военное время была изобретена менисковая система телескопов, которая сыграла огромную роль в оптическом приборостроении. Дмитрий Максутов, автор изобретения, вспоминал, что эта идея пришла ему в голову в дороге, во время эвакуации, когда Государственный оптический институт эвакуировали из Ленинграда в Йошкар-Олу. Иван Николаевич Назаров — советский химик-органик. Лауреат двух Сталинских премий Чинить сломанные бензобаки, корпуса аккумуляторов, сверла, цилиндры на танках и машинах на фронте помогало новое изобретение советского химика Ивана Назарова — карбинольный клей.
За разработку чудо-клея в 1942 году Назаров получил Государственную премию. Клей и после войны широко использовали в оптике, в разных отраслях техники, даже для склеивания мрамора в метро. Борис Яковлевич Эльберт слева — советский ученый в области микробиологии.
До своих они добирались 22 дня. Ему было 24 года, когда он стал дважды Героем.
До него в стране этой чести удостаивались всего сорок человек. Кроме того, улица Кунгурцева есть в Воткинске. В Бердянске, на доме, где жил Кунгурцев до смерти, также установлена мемориальная доска. Там же есть улица его имени. Татьяна Барамзина Татьяна Барамзина — уроженка Глазова.
Когда началась война, Таня просилась на фронт, но ей отказали. Тогда она пошла работать воспитателем в детском саду для эвакуированных и учиться на курсы медсестер. В итоге она добилась того, что в 1943 году была зачислена в Центральную женскую снайперскую школу, после окончания которой в апреле 1944 года была направлена в 3-й Белорусский фронт. В боях она уничтожила из снайперской винтовки 16 солдат противника, но вскоре у нее стало падать зрение. Демобилизоваться Барамзина отказалась и переучилась на телефонистку.
На марше возле деревни Пекалино батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою Таня под огнем оказывала помощь раненым.
Металлурги освоили выплавку броневой и многих десятков других марок спецсталей, варили их в мартеновских печах. Феррохром получали в домнах. Броневой лист катали на блюмингах. Златоустовцы внедрили в производство более 170 марок высококачественной стали. Выросла выплавка меди, других цветных металлов, была развернута добыча бокситов и редкоземельных элементов. Единственный в стране Саткинский завод «Магнезит» обеспечивал своими изделиями не только всю советскую промышленность, но и поставлял их союзникам. Несколько месяцев 1942 года Челябинский цинковый завод был единственным в СССР производителем электроцинка и кадмия.
Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был изготовлен из магнитогорской стали, каждый второй танк — одет в магнитогорскую броню. Американский журналист М. Вернер в своей книге «Восточный фронт» констатировал — «Магнитка победила Рур». С большим напряжением работали транспорт и связь. Южно-Уральская железнодорожная магистраль обеспечивала интенсивные воинские, грузовые, пассажирские перевозки. Кроме того, за годы войны на ЮУЖД было уложено более 300 км. Выросла горнорудная отрасль. Удвоилась добыча угля и достигла в 1945 году 11,5 млн. Производство электроэнергии увеличилось в 2,2 раза, превысив в последний год войны 4 млрд.
Сельское хозяйство области снабжало фронт и тыл продовольствием и сырьем. На предприятиях рабочих рук катастрофически не хватало. В трудовую деятельность были вовлечены десятки тысяч подростков и пожилых людей. Невероятную физическую и психологическую нагрузку несли на своих плечах женщины. Режим рабочего времени удлинился за счет увеличения продолжительности рабочего дня, внедрения сверхурочных работ, отмены очередных отпусков, нерегулярности выходных дней. Увеличение выпуска военной продукции шло как за счет интенсификации труда, так и за счет внедрения прогрессивных методов работы, рационализации производства, экономии материальных ресурсов, а также мер по подготовке и обучению рабочих кадров. Широко были распространены различные формы обучения молодых рабочих: стахановские школы, курсы целевой подготовки, курсы подготовки новых рабочих, бригадно-индивидуальное ученичество. Девизом были слова: «Работай так, чтоб от каждой детали фашистские гады на воздух взлетали». Широкое распространение получили комсомольско-молодежные бригады, на железной дороге создавались фронтовые паровозные колонны.
В области зародились многие патриотические трудовые почины — фронтовые бригады, фронтовые гвардейские бригады и др. Их инициаторы: танкостроители Е. Агарков и В. Гусев, металлурги В. Амосов и Г. Бобров, шахтеры Е. Подорванова и П. Томилов, строители А.
Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной
В поля выходили в основном женщины, старики и дети. Несмотря на нечеловеческие условия, урожай первого года войны был убран в срок. Кировская область заготовила для СССР 356 тысяч тонн зерна, 72 тысячи тонн картофеля, 19 тысяч тонн мяса, 73,1 тысячи тонн молока и много другой сельскохозяйственной продукции. В уборке урожая деревенским жителям помогали горожане: безработные, рабочие заводов, а также школьники и студенты. По документам, хранящимся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области, дневная норма на уборку хлебов серпом составляла 12 соток.
Враг не дошел до Саратова. Но в дни битвы на Волге саратовская земля стала оперативным тылом фронтов, сражавшихся под Сталинградом, а территория города и области неоднократно подвергалась бомбардировкам вражеской авиации. В годы войны в Саратове размещался штаб Приволжского военного округа — одного из центров формирования частей и соединений для фронта. В период войны фронт и тыл слились воедино.
Будучи прифронтовым городом, имея крупный медицинский институт, тысячи замечательных врачей, Саратов сыграл поистине выдающуюся роль на гуманном поприще восстановления здоровья раненным бойцам и офицерам.
Иными словами, страна повзрослела, окрепла и в тяжелую годину была готова к самопожертвованию. Впредь до особого распоряжения наземными войсками границу не переходить»[1]. Из документа видно, что в Генштабе Красной армии еще не обладали полной и достоверной информацией о случившемся.
Молотов с заявлением советского правительства. Выступление было кратким и заканчивалось провидческими словами: «Враг будет разбит. Победа будет за нами! Шверником, его заместителями стали А.
Косыгин который фактически и руководил работой Совета и М. Совет разработал порядок эвакуации. Готовая продукция, неустановленное и иное оборудование, сырье, кабельные изделия и основные материалы подлежали эвакуации в первую очередь. Затем необходимо было вывезти технологическое оборудование, которое предстояло установить на действующих заводах, энергооборудование, станки и только потом вспомогательные материалы, транспортные средства и прочее имущество.
Совет также разработал подробное положение об эвакуации рабочих, служащих и их семей. В положении были отражены даже такие детали: каждый работник при эвакуации имел право взять с собой 100 кг багажа и до 40 кг на каждого члена семьи. На время эвакуации за работниками предприятий полностью сохранялась зарплата и выплачивались подъемные. С 14 октября 1941 года по 3 марта 1942 года Совинформбюро находилось в Куйбышеве ныне — Самара.
На предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли теперь могли устанавливаться обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. В директиве также говорилось: «При вынужденном отходе частей Красной армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно уничтожаться» [2].
Согласно ему полностью из Москвы переводилось 18 наркоматов и главков, а частично 23. Возглавил ГКО И. Его заместителем стал В. Молотов, членами ГКО — К.
Ворошилов, Г. Маленков и Л. За время своей работы ГКО принял 9971 постановление [3]. Это было вызвано необходимостью быстро решать оперативные вопросы, связанные с выполнением возложенных на народные комиссариаты задач, и, в первую очередь, с выполнением планов выпуска военной продукции.
В своем выступлении он ответил на все главные вопросы, которые задавал себе каждый гражданин Советского Союза: Как так получилось, что мы заключили с Германией мирный договор, а она на нас напала? Почему Красная армия отступает? Что делать? Когда мы сможем изгнать врага?
План содержал мероприятия по развитию всех отраслей военной экономики, а также эвакуации на Восток промышленных предприятий из прифронтовых районов и восстановления их на новом месте в кратчайший срок. Надо отдать должное разработчикам документа — им удалось разработать такой план, который стал основой деятельности в условиях военного времени в начальный период войны. Причем сделано это было в условиях полной информационной неопределенности: не было ясности, какими силами наступает противник, какие потери понесла Красная армия, какие предприятия разрушены, что фронту нужно в первую очередь. На земле было уничтожено около 800 и в воздухе более 400 самолетов [4].
Как видим, уже в первые дни и месяцы войны были приняты документы, охватывающие все сферы жизнедеятельности страны и ставшие фундаментом, на котором ковалась Победа. Эвакуация Надо отдать должное умению советского руководства в сжатые сроки мобилизовать все ресурсы страны для сопротивления агрессору. Основная трудность в перестройке экономики на военный лад состояла в том, что все мобилизационные мероприятия пришлось проводить в условиях уже начавшейся войны, вынужденного отступления Красной армии и потери огромной территории, насыщенной крупными промышленными предприятиями. Эвакуации подлежали важнейшие промышленные и оборонные предприятия с территории Европейской части СССР.
Конечно, они переводились не в чистое поле. Для предприятий в восточных регионах страны заранее были подготовлены площадки, создавались резервы мощности, обеспечивалось резервирование по потреблению электроэнергии и готовились помещения, как для размещения заводского оборудования, так и для эвакуированных работников и членов их семей. При этом учитывался опыт Первой мировой войны, в ходе которой пришлось эвакуировать предприятия Варшавского и Прибалтийского промышленных узлов. В течение июля — ноября 1941 года на Восток было эвакуировано 1523 промышленных предприятий.
Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыло более 10 млн. Большинство эвакуированных предприятий были размещены в Омске, Новосибирске, Кирове, Нижнем Тагиле, Кемерово, Чебоксарах, Челябинске, Красноярске, Казане и другие промышленные центры страны. Огромная нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который с началом войны был переведен на военный график работы.
В октябре-ноябре фашистские бомбардировщики сбрасывали авиабомбы на железную дорогу, до сих пор вдоль нее есть заросшие воронки. Когда раздавался сигнал тревоги, жители из ФУБР и Горбачихи с узлами бежали за среднюю школу и скрывались в мелколесье. Хлеб выдавали по карточкам, этого было мало. На нас, детей, — по 300 граммов, рабочим — по 600. И больше — ничего.
Мы искали хотя бы крошку хлеба. Мама работала на фабрике ткачихой по 12 часов в день и, уходя на смену, не каждый раз брала с собой кусок хлеба. Мы, двенадцати-тринадцатилетние девочки и мальчики, ездили за продуктами в Чувашию, на Украину. Нас так и называли «мешочники»,» — вспоминает ветеран труда, Зинаида Павловна Понасенкова. Днем и ночью по несколько раз били тревогу,» — вспоминает Полина Ивановна Ершова. А из рассказов Адольфа Андреевича Кунайкина мы можем представить себе первые дни войны: «Помню первые дни войны. Провожали на фронт. К вокзалу идет группа мужчин с белыми и синими наспех сшитыми вещмешками.
По краям — плачущие женщины и дети, держащие за руку своих отцов. Не могу забыть первую бомбежку. И до нашего тыла докатился огонь войны. Самолеты с устрашающим воем один за другим пролетали в районе вокзала. Побежал к вокзалу смотреть — ведь мальчишка был, ничего не боялся. Сначала с самолета посыпались листовки. Одну положил в карман, потом прочитал. Там немцы оповещали о своих «грандиозных» успехах на фронте.
Потом полетели бомбы. Сначала было видно, как падает бомба, несколько секунд — ничего не видно. А затем — взрыв. Когда самолеты улетели, то мы, мальчишки, побежали смотреть, куда упали бомбы. Около железнодорожного полотна увидели воронки диаметром пять метров. Вставай на смертный бой! Под музыку этого знаменитого гимна каждую неделю родные и близкие провожали на фронт отцов, братьев, сыновей и дочерей на защиту Родины от фашистских захватчиков. Во всех цехах и отделах фабрики, жилых помещениях и других учреждениях города Дрезны организованы отряды местной противовоздушной обороны.
Фашистскими самолетами сброшены первые бомбы на железную дорогу, станцию Дрезна, на деревню Савостьяново зажигательные бомбы. Враг был близко от Москвы. Во главе с партбюро организован партизанский отряд. Для эвакуации оборудования начался демонтаж автоматических ткацких станков в новом корпусе второй ткацкий цех. На строительство оборонительных сооружений 360 тружеников фабрики направлены под город Серпухов, 500 человек под город Наро-Фоминск. В декабре 1941 года фашистские армии на подступах к Москве были разгромлены и отброшены. В сооружении оборонительных рубежей у г. Серпухова и г.
Наро-Фоминска участвовали трудящиеся Дрезны. Мобилизованные по повесткам, где было указано: «На основании постановления комитета обороны о привлечении населения к трудовой повинности вы мобилизованы на 15 дней. Обязываем Вас явиться в Штаб военного строительства в г. Захватите с собой лопату, топор, одеяло, подушку, мыло, полотенце, одежду теплую котелок, ложку, кружку. Питаньем и жильем будете обеспечены. За уклонение привлекаетесь к ответственности по закону военного времени…» Их силами возводились противотанковые рвы, окопы, огневые точки. Об этом вспоминает Клавдия Федоровна Сизова: «На запасном пути погрузились в товарный эшелон.
Трудовой подвиг советского народа 1941-1945 г.г.
Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов! Студия "Школфильм". Документальная лента для уроков по истории в 10 классе 1970-е годы не потеряла своей актуальности и сегодня. В фильме рассказывается о са. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Во время Великой Отечественной войны т. Веселов вновь вернулся в строй и занял своё место у плавильных горнов в литейном цехе.
10 советских детей, проявивших особый героизм в Великую Отечественную войну
Вклад жителей Удмуртии в победу в Великой Отечественной войне огромен. Цель работы: сохранение исторической памяти о трудовом подвиге новоторъяльцев в годы Великой Отечественной войны через воспоминания живых свидетелей. Во время войны свою работу не прерывали и астрономы, исследования которых имели в первую очередь оборонное значение.
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
Оцифровано и введено 22 млн карточек учетной наградной картотеки и картотеки награждения орденами Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы. ОБД «Подвиг народа» продолжает ежегодно наполняться информацией. Только в 2015 году внесено 6 млн записей о награждении медалями за оборону, освобождение, взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией. В записи о награждениях добавлены сведения о дате совершения подвига и месте службы военнослужащего. Это дало возможность потомкам самостоятельно восстанавливать боевой путь своих близких — участников Великой Отечественной войны. В 2015 году в ЦА МО РФ было оцифровано 19 млн записей из протоколов о вручении и корешков временных удостоверений к наградам. Благодаря этим данным были выявлены 500 тысяч наград, не врученных их владельцам в период Великой Отечественной войны. Так постепенно восстанавливается историческая правда и справедливость.
Кирова, Ишимской обувной фабрики, Тобольского мясокомбината. Наркомат внешней торговли СССР оценил хорошую работу Тобольского зверосовхоза, пушнина которого поступала на экспорт. Условия работы на производстве в военное время были жесткими. Работники трудились без отпусков и выходных по 10-12 часов в сутки. Фото музея «Городская Дума» Тем не менее, Великая Отечественная вызвала большой патриотический подъем, в промышленности широко развернулось социалистическое соревнование. Движение двухсотников переросло в движение трехсотников, пятисотников, тысячников… Фото музея «Городская Дума» Многие мужские профессии в годы войны вынужденно освоили женщины. Овладев профессией машиниста паровоза, тюменки водили поезда на тюменском отделении железной дороги. Непотопляемые: тюменские торпедные катера Рассказывая о тюменской промышленности военного времени нельзя обойти вниманием тему судостроительного завода и его продукции. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота — выпуск торпедных катеров. В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. Также судостроители ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Фото предоставлено Музеем «Городская Дума» В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Изготовлены катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Подбили только 14 машин. Катера были маневренные и быстрые. Более 300 сотрудников предприятия удостоены наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Памятник торпедному катеру «Комсомолец».
Будем работать самоотверженно, покажем чудеса трудового героизма, как покажут чудеса воинского героизма те, кто с оружием в руках защищает священную землю нашей Родины» [10]. Патриотический митинг 22 июня 1941 г. Выступления рабочих были полны любви к Родине и ненависти к врагу. Стахановец Бравин заявил: «Фашистские бандиты напали на нашу страну. Пусть помнят гитлеровские головорезы, что они пожалеют о содеянном. Наша могучая Красная Армия даст сокрушительный отпор любому врагу, уничтожит его на его же территории». Вот что заявила работница этого предприятия Каплан: «Мы должны еще лучше работать, будем стойкими, выдержанными, организованными…» [13]. Нельзя обойти вниманием выступления рабочих московского завода «Калибр». Вот несколько строк из речи стахановца Графкина: «Весь наш народ, как один человек, встал на оборону своего социалистического Отечества. В Великой Отечественной войне советские люди покажут еще раз всему миру, что врага, посягнувшего на страну социализма, ждут разгром и гибель. Наше дело правое, мы победим! В любую минуту, по первому призыву партии и правительства каждый из нас готов взяться за оружие и биться до последней капли крови. А работая на заводе, мы еще больше укрепим трудовую дисциплину, сохраняя выдержку и спокойствие, постараемся работать как можно лучше, продуктивней». Вероломное нападение гитлеровской Германии вызвало гнев и возмущение украинского народа. Вот один из ярких примеров: весь коллектив Киевского завода «Большевик» собрался на цеховой митинг. В чугуно-литейном цеху выступил мастер Милашов, который заявил: «Мы являемся свидетелями невиданного кощунства. Обнаглевший враг напал на наши границы, посмел поднять свою грязную лапу на Советский Союз. Видно, немецкие фашисты плохо знают историю. Они забыли, как на полях России сломал себе голову Наполеон, как на полях Советской Украины были разгромлены войска кайзеровской Германии и другие оккупанты. Видно, этих уроков мало. Наша доблестная Красная Армия и Военно-Морской флот, весь советский народ сумеют остановить агрессора…» Многочисленные митинги прошли на заводах им. Сталина, «Ленинская кузница» и других предприятиях столицы Украины [16]. В выступлениях звучала непоколебимая вера в победу. Советская интеллигенция, видные ученые также заявили о своей беззаветной преданности Родине и уверенности в победе над врагом. Герой Социалистического труда академик С. Чаплыгин, академики В. Вернадский, В. Хлопни, П. Маслов, Ф. Наштаянц заявили: «Мы защищаем священную землю страны Советов, ограждаем от варварского нашествия передовую науку, прогресс, свободу. Сегодня советские ученые идут плечом к плечу со всем народом…» [11]. Против фашистских варваров гневно выступали профессорско-преподавательский состав и студенты медицинского института им. Сталина в Симферополе. Высказывая мысли и чувства всего коллектива института, профессор Торгуев заявил: «…Каждый из нас готов по первому призыву партии и правительства вступить в ряды Красной Армии. Но и находясь на своем посту, мы сейчас будем работать особенно самоотверженно и организованно, как этого требует переживаемый нами исторический момент.
Комаровского 7 февраля 1943 г. Про то, что стыдливо замалчивалось Военные строители в годы войны испытывали значительные трудности в хозяйственно-бытовом, медицинском обслуживании, снабжении продовольствием и вещевым имуществом. Поскольку в сознании партийно-военного руководства был широко внедрен принцип их вспомогательной и ничтожной роли. Кстати он каленым железом искоренялся лично верховным Главнокомандующим И. Но об этом отдельный разговор, который состоится в преддверии Дня Строителя. Пока придется ограничится краткой аннотацией. Особенно неблагоприятным для них был первый период войны. Выполнение оборонных задач «любой ценой» приводило к потерям здоровья, а зачастую и жизней военных строителей. Документальные источники свидетельствуют о тяжелом материально-бытовом положении строителей ряда УОС в 1942 г. Лагунов сообщил о смерти в мае—августе 1942 г. Из них 100 человек умерли от сердечной слабости из-за недостатка питания. Вследствие полной потери трудоспособности из УОС в райвоенкоматы откомандировали 1640 человек. В мае—июне было госпитализировано 2,5 тыс. Среди личного состава строительств инженерного отдела КБФ в декабре 1941 г. Из 1,5 тысяч флотских строителей Ленинграда в начале февраля 1942 г. Все больные работали на строительстве с июля—августа 1941 г. Такое трагическое положение строителей было вызвано рядом причин. В целом по всем строительным колоннам УОС Красной Армии общая заболеваемость личного состава за период с января 1942 г. Авитаминоз и дистрофия строителей особенно усиливались в зимние месяцы. По решениям военных советов фронтов строителям было выделено дополнительное количество продовольственных пайков, однако полностью проблему с питанием эта мера решить не могла. Положение резко изменилось с 21июня 1943 года, когда военные строители стали бойцами Народного Комиссариата обороны нарком маршал И. Реорганизованные УОСы получали определенное количество продовольственных пайков по списочному составу. Общая калорийность пайка должна была составлять 2200 калорий в сутки. По суточной норме стройармейцу полагалось получать: хлеба — 800 г, круп — 66 г, мяса или рыбы — 73 г, масла — 20 г, сахара — 16 г. В действительности строители из-за неполного обеспечения мясом и овощами получали паек, не превышавший 2000 калорий. Поэтому было разрешено иметь подсобные хозяйства в ВСО и изыскивать дополнительные источники питания. Положения стабилизировалось когда на фронт стали массово поступать американские мясные или на солдатском лексиконе «второй фронт» Военные строители стали получать вещевое довольствие по нормам РККА. К 1943 г. В строительных организациях имелись 52 лазарета на 40—50 коек и 159 изоляторов на 3—5 мест каждый. В последующем сеть медицинских учреждений продолжала расширяться. В 1944 г. Некоторые УОС, учитывая возрастной состав строителей, открыли у себя зубопротезные мастерские. В течение этого года свыше 59 тыс. Оплата по труду Если кто думает что во время войны товаро- денежные отношения исчезли то это не так. Везде и по всюду происходила оплата по труду. С начала войны оплата труда рабочих-строителей и мобилизованного населения составляла 8—12 рублей в день. Конкретный размер оплаты устанавливался для каждого строящегося рубежа и зависел от продолжительности рабочего дня Уже в первые месяцы войны органы полевого оборонительного строительства столкнулись с задачами нормирования фортификационно-строительных работ, так как при отсутствии норм невозможно было решать вопросы низового планирования, организации производственных процессов и оплаты труда.