Новости спасение челюскинцев 1934

Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике. Митинг в честь прибытия челюскинцев в Москву открыл В.В. Куйбышев: «Сегодня знаменательный день: мы встречаем челюскинцев, исторический поход и спасение которых составляют героическую эпопею. 14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы. 13 февраля 1934 года судно все-таки не выдержало тягот ледового плена и в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен затонуло.[4] Челюскинцы были готовы к этому!

Спасённые из ледового плена

Ляпидевский доставил инструменты, оленину, и, самое важное, аккумуляторы для радиостанции, которые были уже на исходе. Обратно в Уэлен Ляпидевский увёз 12 женщин и детей. При запуске моторов чуть не произошла трагедия — капитану «Челюскина» едва не снесли голову винтом, но, к счастью, лишь задели шапку. Источник фото Это был единственный раз, когда Ляпидевский пришёл на помощь лагерю. Четырнадцатого марта у него лопнул вал одного из моторов. АНТ-4 сел на вынужденную, после чего самолёт чинили на месте почти полтора месяца. Но на успех и аварию пришлось целых 36 полётов — как попыток спасти челюскинцев, так и косвенно-логистических по немаленькой Чукотке. Очень мешали полярная ночь, барахлящие моторы и переменчивая погода. Да и малая освоенность края играла роль — как-то раз в Уэлене закончился сжатый воздух для запуска моторов, и его целую неделю везли на собаках.

Американская миссия Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры.

А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта.

Это послание было отправлено уже из ледового лагеря. Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич. В ледовом лагере, посреди полярной ночи, остались 104 человека, в том числе двое маленьких детей. Пока в Москве готовились к спасению челюскинцев, те налаживали свою жизнь во льдах.

Их главной задачей стала расчистка большого пространства, на которое могли бы садиться самолёты. Все понимали, что вывезти их на большую землю возможно только по воздуху. Ледовый аэродром постоянно заносило снегом, на нём возникали трещины, и на поддержание его в постоянной готовности уходили все силы полярников. По вечерам Шмидт читал челюскинцам лекции по философии. В лагере, как и в любом советском коллективе, регулярно выходила стенгазета. Граждане Советского Союза с замиранием сердца следили за эпопеей челюскинцев. Срочно готовилось перебазирование на Чукотку лучших лётчиков страны. Самолётов для них не хватало и поэтому в феврале уполномоченный комиссии по спасению Георгий Ушаков, лётчики Сигизмунд Леваневский и Маврикий Слепнёв были отправлены в США, чтобы закупить там самолёты, предназначенные для работы в полярной обстановке.

Почти месяц лётчики искали в ночной снежной мгле дрейфующий лагерь челюскинцев. Александр Ляпидевский совершил 29 безрезультатных поисковых вылета. И только 5 марта посадил свой самолёт на ледовом аэродроме. Он доставил в лагерь продовольствие и увёз на большую землю десять женщин и двух детей. Ухудшившаяся погода на месяц прервала начавшуюся было спасательную операцию. Как только погода улучшилась, 2 апреля лётчик Бабушкин и бортмеханик Валавин на маленькой амфибии перелетели в чукотское становище Ванкарем, расположенное в полутора сотнях километров от лагеря. Маврикий Слепнёв по специальному распоряжению советского правительства эвакуировал заболевшего Шмидта в больницу на Аляске. Сигизмунд Леваневский не смог принять участие в спасении из-за поломки самолёта.

Почтовая марка с изображением покинутого лагеря челюскинцев. Оттуда специальный литерный поезд повёз их через страну, в которой бушевала челюскинцемания.

Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута.

Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив. Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад. Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике. Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы. Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…».

Это послание было отправлено уже из ледового лагеря. Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич. В ледовом лагере, посреди полярной ночи, остались 104 человека, в том числе двое маленьких детей. Пока в Москве готовились к спасению челюскинцев, те налаживали свою жизнь во льдах.

Их главной задачей стала расчистка большого пространства, на которое могли бы садиться самолёты. Все понимали, что вывезти их на большую землю возможно только по воздуху. Ледовый аэродром постоянно заносило снегом, на нём возникали трещины, и на поддержание его в постоянной готовности уходили все силы полярников. По вечерам Шмидт читал челюскинцам лекции по философии. В лагере, как и в любом советском коллективе, регулярно выходила стенгазета. Граждане Советского Союза с замиранием сердца следили за эпопеей челюскинцев.

Срочно готовилось перебазирование на Чукотку лучших лётчиков страны. Самолётов для них не хватало и поэтому в феврале уполномоченный комиссии по спасению Георгий Ушаков, лётчики Сигизмунд Леваневский и Маврикий Слепнёв были отправлены в США, чтобы закупить там самолёты, предназначенные для работы в полярной обстановке.

После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторком с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда.

В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев.

Не сдрейфили: как советские летчики спасали челюскинцев

Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. 13 февраля 1934 года он затонул у берегов Чукотки. Героическая история спасения экипажа и пассажиров известна всему миру. В самый разгар операции по спасению челюскинцев в конце марта 1934 года Леваневский и другие члены миссии вылетели из Нома в Ванкарем. 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и ушел на дно пароход «Челюскин».

Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев

Лётчики, участвовавшие в спасении экспедиции, моментально стали известны во всём мире. Восхищение мастерством советских пилотов высказывала даже пресса Третьего рейха и фашистской Италии. Впервые в отечественной истории последовало присвоение участникам спасательной операции «высшей степени отличия, связанной с проявлением геройского подвига»: 16 апреля 1934 года ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Высокого звания первыми были удостоены семь человек — лётчики А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н.

Командиром парохода был опытный капитан В. Собственно экипаж судна составлял 52 человека, члены экспедиции - 29 человек, остальные полярники и рабочие, которые направлялись на остров Врангеля. Костяк экипажа составляли 19 моряков и научных работников во главе с капитаном В. Ворониным и штурманом М. Марковым, которые участвовали в экспедиции «Сибирякова». Самым опытным полярником, не считая капитана Воронина, был радист Э. Кренкель он был специалистом радиосвязи в арктических условиях.

Кроме того, на борту судна было 9 женщин. В том числе беременная жена геодезиста В. Васильева, семья направлялась на остров Врангеля. Начальник зимовки на острове Врангеля П. Буйко также отправился с женой и маленькой дочерью. Надо отметить, что работа на Севере тогда была столь же престижной и почётной, как в будущем космонавтика. Арктические достижения стали одной из героических страниц молодого советского государства.

Подвиги и достижения полярников тогда не сходили со страниц газет и книг. Возвышенное и прагматичное сочетались в освоении Севера. Одной из задач экспедиции была смена зимовщиков на острове Врангеля его обитатели уже 4 года были без связи с Большой землёй. Также хотели закрепить опыт предыдущей экспедиции. Для проводки в тяжелых льдах экспедиции выделили ледокол «Красин». Кроме того, «Челюскину» придали для разведки самолет-амфибию Ш-2 с опытным пилотом М. Математик Отто Юльевич Шмидт стал тем человеком, который смог сделать решающий вклад в развитие Северного пути.

Блестящий математик, принявший активное участие в создании советской системы образования, Шмидт был основателем и главным редактором Большой Советской Энциклопедии. Учёный увлекался альпинизмом и должен был принять участие в Таджикско-Памирской экспедиции. Однако экспедиция не состоялась и Шмидту предложили принять участие в исследовании другого малоисследованного района — Земли Франца-Иосифа. Острова находились в пределах русских полярных владений. Все известные и неизвестные земли между меридианами Берингова пролива — на востоке и полуострова Рыбачий — на западе были объявлены русскими позднее советскими владениями. Но для практического узаконивания этого объявления необходимо было начать хозяйственное освоение этих территорий. В ходе экспедиции на Землю Франца-Иосифа в 1929 году Отто Шмидт, который имел полномочия правительственного комиссара, впервые в жизни получил полярный опыт.

Это новое направление деятельности целиком захватило его. Через год Шмидт исследовал Северную Землю. Затем в качестве директора Всесоюзного арктического института Севера он на судне «Сибиряков» впервые в истории одолел Севморпуть без зимовки. Это был большой успех, который отметил лично Сталин. Шмидт возглавил его. Его задачей окончательно проложить путь и оборудовать его от Белого моря до Берингова пролива. Переход через Карское море сопровождался несколькими событиями.

Было уточнено расположение острова Уединение. Теперь экипаж мог рассчитывать только на себя. Поначалу ледовая обстановка в целом благоприятствовала экспедиции, но при входе Восточно-Сибирское море ледовая обстановка ухудшилась. Капитан Воронин отметил в дневнике: «Как трудно идти среди льдов на слабом «Челюскине», к тому же плохо слушающемся руля…». Однако самые сложные испытания ждали экспедицию в Чукотском море, куда судно вошло в середине сентября. Воздушная разведка показала невозможность посещения острова Врангеля, путь был плотно закрыт тяжелыми льдами. К тому же вскоре судно оказалось зажатым льдами.

С берега к нему на собачьих упряжках пробрались чукчи.

И вот так была установлена связь», — прокомментировал сын полярного радиста Эрнеста Кренкеля Теодор Кренкель. Ежедневно Кренкель связывался с большой землей и передавал координаты.

Лагерь на льдине постоянно дрейфовал. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам. И весит она около 100 килограммов.

Но, до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям. Зато, в музее имени Эрнеста Кренкеля вот такой интересный экспонат.

Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц. Ориентировка по местности.

Все это белое, лед. Можно не увидеть эти торосы. Лететь там, конечно, я не представляю, как это можно лететь», — рассказывает внук советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Михаил Болдырев.

Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.

Завершено спасение Челюскинцев в Арктике

Спасение «челюскинцев» стало настоящим триумфом советской авиации. Самолет спасателя челюскинцев Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трех направлений. Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли.

13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин»

Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений. 13 апреля 1934 завершилась операция по спасению челюскинцев. 13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике.

Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах

Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. Операция по спасению челюскинцев была завершена 13 апреля 1934 года, и ледовый лагерь перестал существовать. Спасение челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина. В самый разгар операции по спасению челюскинцев в конце марта 1934 года Леваневский и другие члены миссии вылетели из Нома в Ванкарем. Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года. 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и ушел на дно пароход «Челюскин».

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев

Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков. Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле. Поэтому для этого не видно объективных оснований. В противоположность этому капитан «Пижмы» имеет только фамилию Чечкин без имени и отчества. Попытка в составе северного флота найти такого капитана, водившего суда в 30-е годы, не дала результата.

В некоторых эпизодах характер изложения материала в «Тайне экспедиции «Челюскина» подобен случаям изготовления фальшивых долларов с собственным портретом изготовителя. Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником. В 1933 году И.

Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем. В 2000 году И. Факидов возмущался: «Это какое-то колоссальное недоразумение!

Ведь, если бы все было правдой, я, будучи на "Челюскине", не мог об этом не узнать. У меня со всеми на корабле был тесный контакт: я был большим приятелем капитана и начальника экспедиции, знал каждого научного сотрудника и каждого матроса. Два корабля попали в переделку, и их до смерти ломает льдами, а они не знают друг друга - чушь какая-то! Последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года.

Награждение челюскинцев имеет несколько любопытных особенностей. Наградили не участников экспедиции за выполнение каких-то заданий и научных исследований, а участников лагеря Шмидта, «за исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин", обеспечившие сохранение жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения». В списке нет восьми участников и специалистов, прошедших весь нелегкий основной путь во время экстремального плавания и работы, но не оказавшихся в числе зимовщиков на льдине. Все участники лагеря Шмидта — от руководителя экспедиции и капитана затонувшего корабля до плотников и уборщиков — были награждены одинаково — орденом Красной Звезды.

Аналогично, всем летчикам, включенным первоначально в группу спасателей, были присвоены звания Героев Советского Союза, включая Сигизмунда Леваневского, который из-за аварии самолета не принимал непосредственного участия в спасении челюскинцев. Аналогично поступили с механиками самолетов, наградив их всех орденами Ленина. При этом пилот Ш-2 и его механик, обеспечивавшие авиационной поддержкой весь маршрут плавания и самостоятельно перелетевшие на материк, были награждены только как участники зимовки. В связи с награждением С.

Леваневского было высказано предположение, что он умышленно совершил как бы вынужденную посадку, чтобы не позволить американскому механику Клайду Армстеду увидеть корабль с заключенными. В этом варианте становится трудно объяснимым участие в полетах второго американского механика Левари Уильяма практически в тоже время вместе со Слепневым. По совету одной из участниц поиска Екатерины Коломиец, предполагавшей наличие своего родственника-церковнослужителя на «Пижме», мы связались в США с представителями Русской православной церкви за рубежом РПЦЗ. Нам не удалось получить дополнительной информации.

Аналогичный запрос был сделан нашей корреспонденткой в кругах Московского патриархата — тоже с нулевым результатом. Участие Е. Коломиец и ее информация очень типичны для попыток восстановить истину по воспоминаниям. В первом письме она написала: «В моей семье из поколения в поколение передавалась история о прадеде, который был на "Пижме" в момент его крушения среди политзаключенных, он был православный священник, жил в Москве и, по словам, занимал высокий сан.

В 1933 г. Конкретность информации позволяла надеяться на нее как на путеводную нить. Однако в дальнейшем оказалось, что предание противоречит фактам. Через некоторое время в ответ на наши вопросы корреспондентка написала: «Я узнала такой факт, что двоюродный прадед был знаком с Кренкелем Э.

Тот часто приезжал к ним в Кимры. А сам Николай Георгиевич сын прадеда , ему сейчас 76 лет, все время работал в мореходке по протеже Папанина». На смену легенде пришла жизненная правда, в которой не оказалось места ни «Челюскину», ни «Пижме». Конкретно, она сама признала, что эти данные не имеют отношения к "Челюскину" и "Пижме".

Это проблемы еще одной семьи, затянутой в водоворот сталинских репрессий. Многие люди, вовлеченные в околочелюскинские проблемы после публикации работы Э. Белимова, хотели бы выяснить серьезные вопросы в общении с автором. Я также предпринял настойчивые попытки найти возможность выяснить соотношение литературного вымысла и факта непосредственно у автора.

Никакие попытки установить контакт с автором Э. Белимовым за годы, прошедшие с момента опубликования его работы, не увенчались успехом, что нашло отражение на многих сайтах и интернетовских форумах. Безответными остались мои обращения к редактору «Хронографа» Сергею Шраму, считавшемуся первым публикатором материала, и в редакцию еженедельника «Новая Сибирь». К сожалению, могу сообщить, что узнать мнение Э.

Белимова уже никому не удастся. По сведениям его старых сослуживцев он умер в Израиле в 2002 году. Проверка всех основных положений работы Э. Белимова или израильской версии, как называют ее некоторые авторы, - закончена.

Рассмотрены факты и публикации, заслушаны воспоминания свидетелей. Это позволяет на сегодняшний день поставить точку в расследовании «тайн» экспедиции «Челюскина». Пришел конец действию презумпции невиновности. В соответствии со всеми известными на сегодня сведениями можно утверждать, что версия «Пижмы» является литературным вымыслом.

В современных условиях большей открытости была сделана попытка узнать, не было ли в семьях участников экспедиции предположений о наличии в зоне дрейфа «Челюскина» какого-либо корабля или баржи с заключенными. В семьях О. Ю Шмидта и Э. Кренкеля однозначно ответили, что никогда такой версии не возникало.

Кроме ледяных торосов вокруг корабля ни в последний период плавания, ни при дрейфе лагеря ничего и никого не было — ледовая пустыня. Нам не удалось найти никаких фактов и сведений, подтверждающих наличие второго парохода, шедшего в составе одной экспедиции с «Челюскиным». Хочется процитировать Конфуция: "Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет". Мы проделали эту тяжелую работу и ответственно свидетельствуем: ее там не было!

Не было корабля с заключенными в составе экспедиции «Челюскина». Специально спроектированный усиленный для плавания во льдах грузопассажирский корабль «Челюскин» под руководством сильных и смелых людей попытался решить задачу прокладки Северного морского пути для кораблей не ледокольного типа. Задача была в полушаге от решения. Но не поддалась.

Ни капитан, ни Шмидт не заметили его и в самый последний момент спрыгнули на лед... Будет поздно! Видимо, его подвели сапоги, скользнувшие по обледенелой и накрененной палубе. В этот момент сорвались с мест бочки, бревна, ящики. Они покатились по судну, сбили с ног Могилевича и увлекли его за собой". Жизнь на льду На лед высадились 104 человека. Сначала жили в палатках, потом соорудили бараки из стройматериалов, которые везли на Врангеля. Кренкель наладил связь с материком.

Энциклопедист Шмидт читал лекции на любые темы. На льдине выпускали газету "Не сдадимся", играли в футбол и преферанс. Лагерь Шмидта. Первая ночь. Фото: "Родина" За челюскинцами следил весь мир. Пресса изо дня в день сообщала о том, что происходит на льдине, - это было "реалити-шоу" своего времени. О чем-то, конечно, вслух не говорили. Например, о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской, у которой в сентябре 1934 года родится сын Александр.

Обсудив различные варианты спасения собаки, дирижабли, ледоколы , комиссия во главе с членом Политбюро ЦК ВКП б Валерианом Куйбышевым высказалась за авиацию. Имелся хороший пример: в октябре-ноябре 1933 года, когда "Челюскин" уже начал свой дрейф, летчик Федор Куканов эвакуировал с вмерзших в льды пароходов "Анадырь", "Хабаровск" и "Север" свыше 90 человек. Национальным героем он не стал потому, что это были возвращавшиеся домой ссыльные, - история для пропаганды неподходящая... Предлагали помощь американцы - на Аляске имелись десятки самолетов, но Москва ответила отказом. Белые пятна челюскинской эпопеи". Вместе с уполномоченным от правительства Георгием Ушаковым они отправились в Штаты - пароходом через Атлантику. Тем временем в тундру завозили на собаках бензин, а челюскинцы готовили аэродром. Лед ломало, змеились трещины, громоздились торосы - то и дело площадку приходилось готовить заново.

Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно. Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей - дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика, радиста Петра Буйко. Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца. Мешали то непогода, то капризы техники. Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Фото: "Родина" Даже просто добраться до Чукотки было подвигом.

Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт. Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации.

Чувствую режущую боль в лице. Стащил перчатку, приложил к лицу. А тут ещё хлопает левый мотор. Нет, надо возвращаться, иначе — гроб.

Начинаю планировать, перчатку уносит на ропаки. Стиснул зубы от страшной боли, стараюсь удержать штурвал, посадить машину. Посадил, подруливаю. Бортмеханик хватает из фюзеляжа снег, трёт мне лицо. Подбегает врач Леонтьев, говорит, заикаясь: "Ай-ай-ай. Ты же отморозил нос, щёки".

На другой день сижу с перевязанной физиономией. Кожа горит, кровоточит... Будто кто-то насмехается надо мной! Выть хотелось от злости. Душа горела". Анатолий Ляпидевский и др.

Николай Каманин. А перед нами таких вопросов не стояло. Мы знали, что ни одного аэродрома нет, горючего нет, никаких средств навигации нет и даже карты, точно отражающей обстановку местности, тоже не было". Василий Молоков. В первый раз я взял двух человек, потому что непонятно было, поднимется опять машина или не поднимется. Дальше я брал по четыре человека.

Когда аэродром стало ломать, то стал возить по шесть человек". Сигизмунд Леваневский. Без дела ему всегда было скучно. Он услышал по радио сообщение о гибели "Челюскина" и тотчас же побежал на почтамт и телеграфировал о том, что готов лететь на помощь челюскинцам. А на следующий день получил правительственную "молнию": "Немедленно выезжайте в Москву". Чтобы понять, с какой оперативностью работала в те дни правительственная комиссия, достаточно сказать, что решение отправить с Аляски на Чукотку два закупленных в Америке самолёта было принято через три дня после кораблекрушения в Чукотском море...

Воздушные корабли были одинаковые, и чтобы не спутать их, на крыльях кроме советских опознавательных знаков сделали надписи: "СЛ" — Сигизмунд Леваневский и "МС" — Маврикий Слепнёв. Машины были выкрашены в ярко-красный цвет, а надписи вывели огромными чёрными буквами. Таким образом, в первый и в последний раз советским пилотам довелось летать на самолётах своего имени". Маврикий Слепнёв. Там было много народу — накурено, чай пьют. Оказалось, что Валериан Владимирович собрал различных специалистов, которые могли бы дать советы, каким образом нужно организовывать спасение челюскинцев.

Тут были дирижаблисты, лётчики, моряки, полярники, охотоведы, специалисты по езде на собаках.

До села Ванкарем, где расположился штаб спасательной операции около 150 км от лагеря Шмидта , добраться удалось не всем летчикам: пурга, поломки, вынужденные посадки... Счастливая развязка Второй успешный рейс на льдину совершил 7 апреля Слепнев, доставивший челюскинцам ящик американского пива и собак - возить багаж от лагеря к аэродрому при посадке на лед он повредил шасси, чиниться пришлось на месте. В тот же день в лагерь прилетели, ориентируясь на столб дыма, Каманин и Василий Молоков. Большую часть челюскинцев - свыше 80 человек - эвакуировали всего за четыре дня 10-13 апреля Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев и Иван Доронин. Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску.

Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "... Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут.

И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять". Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями.

Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев.

Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Разные награды и судьбы Уже в апреле 1934 года учредили звание "Герой Советского Союза". Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет.

Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов.

Не сдрейфили: как советские летчики спасали челюскинцев

После получения радиограммы в Москве, на помощь челюскинцам были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза.

Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца.

Мешали то непогода, то капризы техники. Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Даже просто добраться до Чукотки было подвигом. Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт. Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации.

Никаких аэродромов, никаких радиомаяков. Мы знали только, что в Анадыре и бухте Провидения должно быть для наших машин горючее, но и это не наверняка", - вспоминал Каманин. Из записок летчика Михаила Водопьянова, летевшего с Галышевым: "Путь... Никто еще не летал в этих местах зимней порой". До села Ванкарем, где расположился штаб спасательной операции около 150 км от лагеря Шмидта , добраться удалось не всем летчикам: пурга, поломки, вынужденные посадки... Счастливая развязка Второй успешный рейс на льдину совершил 7 апреля Слепнев, доставивший челюскинцам ящик американского пива и собак - возить багаж от лагеря к аэродрому при посадке на лед он повредил шасси, чиниться пришлось на месте. В тот же день в лагерь прилетели, ориентируясь на столб дыма, Каманин и Василий Молоков.

Большую часть челюскинцев - свыше 80 человек - эвакуировали всего за четыре дня 10-13 апреля Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев и Иван Доронин. Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску. Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "... Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана.

Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять". Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями.

Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев.

О чем-то, конечно, вслух не говорили. Например, о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской, у которой в сентябре 1934 года родится сын Александр. Обсудив различные варианты спасения собаки, дирижабли, ледоколы , комиссия во главе с членом Политбюро ЦК ВКП б Валерианом Куйбышевым высказалась за авиацию.

Имелся хороший пример: в октябре-ноябре 1933 года, когда "Челюскин" уже начал свой дрейф, летчик Федор Куканов эвакуировал с вмерзших в льды пароходов "Анадырь", "Хабаровск" и "Север" свыше 90 человек. Национальным героем он не стал потому, что это были возвращавшиеся домой ссыльные, - история для пропаганды неподходящая... Предлагали помощь американцы - на Аляске имелись десятки самолетов, но Москва ответила отказом. Белые пятна челюскинской эпопеи". Вместе с уполномоченным от правительства Георгием Ушаковым они отправились в Штаты - пароходом через Атлантику. Тем временем в тундру завозили на собаках бензин, а челюскинцы готовили аэродром. Лед ломало, змеились трещины, громоздились торосы - то и дело площадку приходилось готовить заново. Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно. Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей - дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика, радиста Петра Буйко.

Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца. Мешали то непогода, то капризы техники. Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Фото: "Родина" Даже просто добраться до Чукотки было подвигом. Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт. Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации. Никаких аэродромов, никаких радиомаяков.

Мы знали только, что в Анадыре и бухте Провидения должно быть для наших машин горючее, но и это не наверняка", - вспоминал Каманин. Из записок летчика Михаила Водопьянова, летевшего с Галышевым: "Путь... Никто еще не летал в этих местах зимней порой". До села Ванкарем, где расположился штаб спасательной операции около 150 км от лагеря Шмидта , добраться удалось не всем летчикам: пурга, поломки, вынужденные посадки... Счастливая развязка Второй успешный рейс на льдину совершил 7 апреля Слепнев, доставивший челюскинцам ящик американского пива и собак - возить багаж от лагеря к аэродрому при посадке на лед он повредил шасси, чиниться пришлось на месте. В тот же день в лагерь прилетели, ориентируясь на столб дыма, Каманин и Василий Молоков. Большую часть челюскинцев - свыше 80 человек - эвакуировали всего за четыре дня 10-13 апреля Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев и Иван Доронин. Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску. Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "...

Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана.

Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии.

Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий