Председатель Центрального банка (ЦБ) РФ Эльвира Набиуллина заявила о стабильной работе национальной системы платежных карт (НСПК — оператор платежной системы «Мир»). Московская компания «Элемент-технологии», которая является разработчиком высокотехнологичного оборудования, в 2024 году выпустит первый отечественный платежный терминал. Российские банки в 2024 году продолжат развивать технологии, которые стали актуальными в 2023-м.
Сергей Ентц: российские платежные сервисы могут заместить ушедших из России иностранцев
Информация о продажах продукции всех категорий, весовых в том числе, отображается в личном кабинете. А интеграция с программами 1С: Бухгалтерия и 1С: Управление торговлей позволяет вести учет и работать с отчетностью быстро, без риска ошибок. То есть, покупатель сможет сначала посмотреть товар и только потом принять окончательное решение. Все операции по смене статуса заказа контролирует менеджер магазина, курьер только принимает окончательную сумму к оплате. Это делает весь процесс работы с транзакциями максимально безопасным. По данным компании, одно из главных достоинств LIFE POS — это четкая и своевременная аналитика, а также автоматизированная сверка платежей между программой и системами учета. Еще одно, которое подчеркивали клиенты, — увеличение платежной способности в 1,4 раза из-за расширенных возможностей приема платежей через смартфон курьера функция Soft POS и интегрированных в приложение опций приема оплаты по СБП по QR-коду или платежной ссылке.
Да, платежные PAY-сервисы ушли из России, но возможность приема оплат с помощью касания телефона осталась. А что в других странах? В сообществе высоких технологий, как правило, достаточно большой пользовательский опыт использования PAY-сервисов. Но в широком сегменте пока еще не все перешли на светлую сторону комфорта. В Европе продолжают свайпать, а не прикладывать. Во многих странах до последнего опасались уязвимости системы и того факта, что мобильные платежные сервисы смогут заменить альтернативные инструменты.
Да, не везде.
Фото: istock Kred. Space составил рейтинг ТОП технологий в области Pay-tech, которые имеют наибольший потенциал в создании замен Pay-сервисов, приостановивших работу на рынке РФ в 2022 году.
Также она рассказала о поиске кандидатуры на пост главы НСПК. Там сейчас временный исполняющий обязанности генерального директора.
Как говорилось ранее, национальная платежная система является «кровеносной системой» экономики Российской Федерации, она должна быть устойчивой и стабильной. Этого можно достичь только если «идти в ногу со временем», принимая цифровизацию. Рассмотрим документ Банка России «Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы». Основные направления развития НПС представлены на рисунке 2. Рисунок 2. Основные направления развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы [5]. Если рассмотреть данные направления, то можно заметить, что для достижения почти каждого требуются соответствующие цифровые технологии или улучшение уже существующих. Регулирование в НПС достаточно сложный процесс в нынешних реалиях, так как цифровые технологии могут использоваться как во благо, так и против существующей системы. Банк России указывает на необходимость создания правовых баз для осуществления расчётов, в большей мере это касается цифровых технологий инициирования и приема платежей, для электронных платежных счетов, для инновационных продуктов и сервисов. Банк России указывает, что основой для обеспечения платежного суверенитета и развития российского платежного рынка выступает стабильно функционирующая и открытая к взаимодействию национальная платежная инфраструктура. Вместе с этим, делается акцент на доступности платежной системы Банка России, расширении инфраструктуры СПБ, развитии цифровых технологий в рамках платежной системы «Мир». Банк России акцентирует также внимание на доступных, безопасных и высококачественных платежных услугах, на повышении доли безналичных расчетов. Как мы видим, выше перечислена только часть аспектов, выделенных в рамках стратегии развития национальной платежной системы. Но многое направлено именно на цифровое развитие, так как сейчас технологии — это основное конкурентное преимущество и безопасность. Немного отойдем от основных направлений развития НПС. Рассмотрим график 1, иллюстрирующий объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России за 2012-2022 годы. График 1. Объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России млрд. Как можно увидеть из графика 1 объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России постепенно возрастал с 2012 года, в 2021 году составив 2 018 178,6 млрд. Это свидетельствует о положительной динамике развития НПС. Во многом данный рост также можно связать с внедрением цифровых технологий, обеспечивающих безопасность денежных средств. Рассмотрим графики 2 и 3, отражающие объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям, а также данный объем в разрезе того, сколько было снято наличных денежных средств и сколько расчетов за товары и услуги произведено в безналичной форме за 2010-2022 годы. График 2. Объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям млрд. График 3. Операции, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям млрд. Изучив данные графики, можно увидеть, что объем использования карт вырос в 2022 году в сравнении с 2010 годом более чем в 16 раз.
2. Оплата по QR-коду
- 2. Оплата по QR-коду
- Крупные банки в России тестируют создание альтернативной платёжной системы
- Прозрачность и финтех: как с точки зрения технологий устроен современный банкинг
- Современное состояние рынка электронных платежей в России
- Московские новости
- Epic Games потребовала исполнить судебное решение 2021 года против Apple
Платежи и DeFi: как российский FinTech продолжит развиваться в 2023 году
Алексей Трефилов , директор ELMA , рассказывает, что автоматизация уже выходит «за пределы» банка и распространяется на внешние ресурсы, которые на первый взгляд, не подвластны ИТ-службам кредитного учреждения. Благодаря новым технологиям, таким как симбиоз BPM и RPA, банки все чаще будут строить качественное взаимодействие за границами своих формальных «зон ответственности». В этом направлении движется, например, « Тинькофф Банк ». У него нет собственных ипотечных продуктов, он перепродает чужие. Клиенты заполняют форму на сайте «Тинькофф Банка» — он с помощью софтверного робота рассылает заявки по другим банкам, собирает ответы и за короткое время предоставляет продукт. То же самое происходит, когда банкам нужно подавать отчеты в госслужбы. Просто пишется робот, который автоматически отправляет бумаги куда надо, - поясняет директор ELMA.
Из презентации 2019 года "Глобальные вызовы для банковских ИТ-систем. Сергей Путятинский , заместитель председателя правления Московского кредитного банка Блокчейн Опрошенные TAdviser эксперты считают, что в ближайшие пару лет блокчейн-технологии перейдут из области спекуляций и «хайпа» в область, где лидеры рынка, в том числе банковского, начнут их промышленное внедрение. По сообщению испанского банка, применение распределенного бухгалтерского учета сократило время переговоров на кредит в размере 75 миллионов евро с «дней до часов», - приводит пример Юрий Гольцер из Navicon. Антон Головатый , директор по развитию бизнеса « Ланит-Интеграция » входит в группу компаний « Ланит » , уверен, что в ближайшие несколько лет мы увидим не меньший объем проектов на блокчейне, чем тот, что в свое время был при интересе к Big Data. Эти ожидания подтверждаются вектором развития группы компаний «Ланит»: в марте было объявлено о создании DTG входит в группу компаний «Ланит» , которая выступит центром компетенции по формированию новых бизнес-моделей на базе технологий блокчейн, распределенных реестров и цифровых платформ, - добавляет он. Технологии удаленной идентификации Рынок завоевывают технологии удаленной идентификации и «умной» аутентификации пользователей.
Процессы цифровой аутентификации во многих банках полностью автоматизированы: уже довольно давно распознаются голос и лицо клиента, сканируются отпечатки пальцев и даже сетчатка глаза. Новый этап идентификационной «революции» - распознавание паспортов для того, чтобы клиенты из любой страны могли пользоваться всеми услугами банков по всему миру без ограничений. Вскоре мы, возможно, увидим мир «без банков», когда любую услугу можно будет оформить и получить онлайн. Более того, на рынке появляются совершенно новые инструменты, такие как идентификация пользователя по «клавиатурному почерку». Например, компания IDF Eurasia ID Finance экспериментирует с программами поведенческой биометрии, способными распознать пользователя сайта или приложения по индивидуальным особенностям набора текста: скорости, опечаткам, особенностям движения пальца или мыши по экрану, - рассказывает Юрий Гольцер. По разным оценкам переход на XBRL для банков может состояться в 2020 или 2021 году.
Как показал опыт некредитных финансовых организаций, которые с начала 2018 года уже сдают отчетность в XBRL-формате, новая технология позволяет регулятору моментально выявлять ошибки в передаваемых данных. Безопасность из облака В планах многих финансовых учреждений — более активное применение облачных технологий. В сфере безопасности использование облаков также дает свои преимущества. Все больше финансовых организаций осознают, что собственных мощностей их оборудования недостаточно для анализа данных и организации полноценной защиты, и начинают привлекать внешние масштабируемые решения. В зависимости от роста и модификации внешних угроз в будущем индустрия будет двигаться в сторону специализированных сервисов для защиты от сетевых атак, - уверен Артем Гавриченков , технический директор Qrator Labs. По его словам, акцент уже сместился в сторону комбинирования решений на стороне клиента с другими — облачными и операторскими.
Компании начали заменять используемые ими средства ИБ в случае, если уровень защиты, обеспечиваемый этими решениями, оказывается недостаточным, что подтверждается внешними инцидентами или пентестами. Другие нововведения В силу тех же экономических причин, которые обусловливают текущие тренды банковской автоматизации снижение маржи традиционной банковской деятельности , будут развиваться новшества, относящиеся к окружающему ландшафту классической деятельности банков и позволяющие либо извлечь дополнительную прибыль, либо снизить себестоимость обслуживания клиентов и банковских продуктов. При этом, одним из самых актуальных предложений являются разнообразные стратегии цифровой трансформации. Банку помогают определить, будет ли он создавать цифровое отделение и оцифровывать там все бизнес-процессы. Это не означает, что в нем не останется сотрудников, но операционные затраты при диджитализации могут быть сильно оптимизированы. Другое направление — dual brand, создание рядом с традиционным банком цифрового онлайн-банка.
Еще одна возможная стратегия — white label banking, предоставление клиенту банковских услуг там, где он бывает: на бензоколонке, в магазине и так далее. И наконец, банк должен осознать, что он является игроком в экосистеме, партнером других участников этой новой экосистемы. Все это должно помочь финансовой организации остаться на плаву в стремительно меняющемся цифровом мире и занять новую нишу на рынке финансовых услуг, - поясняет Алексей Катрич. Это новшество наиболее актуально для систем ДБО , так как наличие подобного рода систем позволит в дальнейшем клиенту банка получать информацию обо всех своих счетах во всех банках, например, в одном приложении, - поясняет эксперт. Алексей Колесников , директор по продажам iSimpleLab , отмечает, что новые технологии, которые сейчас так или иначе развиваются в мире ИТ рано или поздно придут в банковскую сферу. Это виртуальная и дополненная реальность , а также повсеместное использование искусственного интеллекта.
ИИ будет использоваться на всех стадиях работы банка — начиная от первого контакта с клиентом, заканчивая анализом больших данных и выработкой на их основе концепций работы с клиентами, - говорит представитель iSimpleLab. Юрий Гольцер, технический директор департамента CRM компании Navicon, считает, что взаимодействие с клиентами становится максимально удобным для всех сторон. Так, проводить транзакции через Facebook Messenger и ряд других мессенджеров пользователи могли еще с прошлого года. В этом — ситуация упрощается для самих корпораций, которые выпускают платежные продукты, но не становятся при этом банками: к примеру, в Великобритании поддержали инициативу Open Banking, которая позволяет крупным компаниям получить доступ к учетным данным клиентов банков с их согласия.
Речь идет о классическом POS-устройстве принимает банковские карты с чипом, магнитной полосой и бесконтактные карты, а также другие устройства, которые имеют бесконтактное сопряжение - прим. Осведомленный источник заявил, что руководство «Элемент-технологий» уже нашли заказчика на свои устройства, им стал крупный российский банк. При этом он не уточнил, идет ли речь о Сбербанке, ВТБ или другом кредитном учреждении.
Вместе с этим, делается акцент на доступности платежной системы Банка России, расширении инфраструктуры СПБ, развитии цифровых технологий в рамках платежной системы «Мир». Банк России акцентирует также внимание на доступных, безопасных и высококачественных платежных услугах, на повышении доли безналичных расчетов. Как мы видим, выше перечислена только часть аспектов, выделенных в рамках стратегии развития национальной платежной системы.
Но многое направлено именно на цифровое развитие, так как сейчас технологии — это основное конкурентное преимущество и безопасность. Немного отойдем от основных направлений развития НПС. Рассмотрим график 1, иллюстрирующий объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России за 2012-2022 годы. График 1. Объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России млрд. Как можно увидеть из графика 1 объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России постепенно возрастал с 2012 года, в 2021 году составив 2 018 178,6 млрд. Это свидетельствует о положительной динамике развития НПС. Во многом данный рост также можно связать с внедрением цифровых технологий, обеспечивающих безопасность денежных средств. Рассмотрим графики 2 и 3, отражающие объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям, а также данный объем в разрезе того, сколько было снято наличных денежных средств и сколько расчетов за товары и услуги произведено в безналичной форме за 2010-2022 годы. График 2.
Объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям млрд. График 3. Операции, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям млрд. Изучив данные графики, можно увидеть, что объем использования карт вырос в 2022 году в сравнении с 2010 годом более чем в 16 раз. Также можно увидеть, что люди, в большей степени предпочитают оплачивать товары и слуги посредством карт, нежели снимать наличные деньги. Однако, тем не менее, значительный процент людей в нашей стране предпочитает осуществлять расчеты наличным путем, это во многом связано с тем, что, особенно в регионах, не во всех торговых точках принимают оплату через банковскую карту. Также это связано с недоверием к банковской системе в ряде случаев и боязнью потерять карту или данные с карты, что повлечет пропажу денежных средств со счета. Однако, наблюдается положительная динамика перехода на оплаты банковскими картами. Во многом люди предпочитают сейчас покупать все необходимое онлайн, используя такие известные приложения, как «Ozon», «Wildberries», «Утконос» и другие. В нашей жизни во многом преобладают цифровые технологии, процесс цифровизации активно происходит во всех сферах жизнедеятельности.
Рассмотрев основные направления развития национальной платежной системы, можно сделать вывод, что в данной сфере также активно происходит процесс перехода на цифровые технологии, активно разрабатываются платформы и интерфейсы, идет работа над правовой базой для регулирования этих цифровых технологий. Сегодня существует также множество цифровых валют. Конечно, многие из них на данный момент затруднительно отследить, однако, есть и официальные валюты. Так, например, был разработан цифровой рубль, который будет выпускаться в дополнение к существующим формам денег.
Фото: istock Kred. Space составил рейтинг ТОП технологий в области Pay-tech, которые имеют наибольший потенциал в создании замен Pay-сервисов, приостановивших работу на рынке РФ в 2022 году.
Финансовые технологии: почему новые платежные сервисы популярнее в России, чем в других странах
Внешнеэкономические приоритеты стран-партнеров не всегда совпадают с внешнеполитическими. Сближение с Вашингтоном обусловлено историческими разногласиями с Пекином, которые очень сложно преодолеть. Идти на санкционные риски в этих условиях Ханой не станет. Но сам факт неприсоединения к санкциям и сохранения участия в соглашении о свободной торговле оставляет двери для развития отношений открытыми. Санкционный режим объективно влечет негативные последствия для российской внешней торговли, и, прежде всего, это касается расчетной системы.
Отчасти вынужденный переход на расчеты в национальных валютах сам по себе — шаг в правильном направлении, дедолларизация необходима не только нам, но и всей мировой экономике. Однако изменения такого масштаба — фактически слом устоявшейся десятилетиями мировой финансовой системы, основанной сначала на золотом стандарте доллара, а потом на так называемом нефтедолларе, не могут проходить безболезненно. Конкурирующие между собой за стратегическое первенство в уже скором будущем азиатские гиганты Китай и Индия также ведут переговоры с ЕАЭС где 80 с лишним процентов экономики и внешней торговли приходится на Россию о создании зон свободной торговли. Такие же переговоры ведутся с другими странами, например, с Египтом.
Китайская экономика способна почти полностью поглотить российскую в течение краткого исторического времени. Поэтому определенные защитные меры, осторожность и взвешенность здесь необходимы. Важен и позитивен сам факт аккуратного сближения сторон по вопросу создания зон свободной торговли, а также пробы их реализации, пусть даже пока на региональном уровне. Экономического не политического, в этой части российско-китайские отношения общепризнано находятся на пике оптимизма добавляет востребованность юаня.
Это означает, что в торгово-экономических связях с КНР переход на расчеты в национальных валютах себя полностью оправдал. Читайте также В борьбу за вкладчика вступают новые силы.
Поскольку доступность и эффективность платежной инфраструктуры во многом определяет благоприятные условия для бизнеса и населения, а в условиях нестабильной геополитической реальности возрастает необходимость в обеспечении стабильности и развития национальной платежной системы далее — НПС , Банк России уделяет реализации этой стратегической цели особое внимание. В 2013 году для определения векторов развития НПС регулятор впервые утвердил Стратегию такого развития.
Но поскольку многие ее положения уже воплощены в жизнь, а за период действия существенно изменились международные и российские тренды платежного рынка, Банк России решил актуализировать документ. На прошлой неделе он представил на своем официальном сайте новый вариант Стратегии развития национальной платежной системы далее — Стратегия. Она рассчитана на период с 2021 по 2023 годы и определяет не только текущее состояние НПС, но и тенденции и вызовы платежного рынка, направления развития НПС на ближайшие годы, а также ожидаемые результаты и риски при реализации Стратегии. Кроме того, в отличие от прошлой Стратегии в новый акт дополнительно включены ключевые количественные показатели ее реализации.
На важных моментах, касающихся современных тенденций, планов по развитию НПС и предполагаемых результатов реализации Стратегии, остановимся более подробно. Современные международные и российские тренды За последнее десятилетие платежная система осуществила большой скачок, хотя совершенствование клиентских интерфейсов происходило без фундаментальных изменений самих платежных инструментов. Но в последнее время наметился ряд новых тенденций, требующих более взвешенного подхода при выработке концептуальных решений. Самыми значимыми, по мнению Банка России, являются: цифровая трансформация государства и общества; использование новых технологий для встраивания процесса платежа в другие услуги и сервисы; повышение роли новых игроков, крупнейших финтех- и IT-компаний в платежной отрасли в противовес традиционным платежным институтам; усиление потребности в бесшовном взаимодействии и операционной совместимости всех участников платежного рынка; возрастание рисков доминирования крупнейших игроков, требующее создания условий для поддержания конкуренции в платежной сфере; усиление роли регуляторов в сохранении бесперебойности оказания платежных услуг, создании условий для перехода на цифровые платежи с высокими стандартами безопасности, поддержании доверия потребителей к безналичным платежам.
Могут ли кредитные организации осуществлять перевод денежных средств без открытия банковских счетов с использованием электронных средств платежа? Узнайте из "Энциклопедии решений. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно! Так, трансформация клиентского опыта обусловила потребность в осуществлении операций моментально в режиме онлайн и повысила спрос на быстрые, безопасные, доступные и удобные платежи с использованием упрощенных идентификаторов — посредством мобильного телефона, адреса электронной почты, социального ID и т.
Наибольший интерес для потребителей платежных услуг представляет тренд по применению новых технологий в платежах. Между тем внедрение новых технологий в платежной сфере усиливает позиции новых участников платежного рынка, которые зачастую не поднадзорны финансовым регуляторам. Лидирующие позиции здесь уже занимают глобальные IT-компании — так называемые бигтехи, которые выводят на платежный рынок новые высокотехнологичные продукты и сервисы. В настоящий момент благодаря существенным финансовым ресурсам, высоким компетенциям, технологичной инфраструктуре и большой клиентской базе они претендуют на ведущие роли в цифровизации розничных платежных услуг.
На базе бигтехов могут формироваться и укрупненные структуры — платформы и экосистемы, предлагающие своим клиентам единую среду для получения целого спектра услуг. Они способны улучшать клиентский опыт, предоставляя больший выбор продуктов и сервисов на более выгодных условиях, но при этом вредят конкуренции, ограничивая за счет своих стабильных позиций доступ независимых поставщиков услуг к клиентской базе и информации. А на развитии конкуренции Банк России тоже делает акцент, поскольку создание условий для поддержания конкуренции в платежной сфере является важнейшим фактором для появления новых продуктов и услуг, снижения издержек потребителей и общества в целом. Пока на российском платежном рынке, хоть и представленном большим количеством поставщиков платежных услуг, основную долю занимают лишь 1-2 крупнейших участника.
А это, по мнению регулятора, может привести к тому, что клиенты будут ограничены в выборе продуктов и услуг других поставщиков, так как они станут экономически невыгодны по сравнению с аналогичными продуктами и услугами основного игрока на платежном рынке. Кроме того, по всему миру расширяется деятельность небанковских поставщиков платежных услуг, оказывающих обширный перечень услуг — от эквайринга торгово-сервисных предприятий и обслуживания POS-терминалов, процессинга электронных платежей и заканчивая передачей финансовых сообщений, поддержкой банкоматных сетей и т.
Pay-сервисы в перспективе могут почти полностью заменить карты, как карты когда-то почти полностью заменили наличку», — рассказал Рябцев. Еще один вариант платежной технологии — биометрия: эксперт считает, что привычка платить биометрией может сложиться лет через пять. Второе — это скорость обработки данных. Покупатели привыкли к быстрым оплатам, поэтому необходимо создать условия, чтобы обработка данных проходила мгновенно.
Во-первых, наблюдается повышение технологической грамотности населения, обусловленное развитием Интернета и интересом клиентов к использованию новых технологий и дистанционных каналов обслуживания.
Исследование PricewaterhouseCoopers «Новые цифровые технологии: переломный момент» выявило, что большинство клиентов готовы платить за технологичные банковские услуги по данным опроса, около 10 фунтов стерлингов в месяц , если для них будут очевидны их удобство и польза. Во-вторых, предложение банками новых сервисов позволит их клиентам совершать операции быстрее и удобнее. В-третьих, Федеральный закон от 27. В-четвертых, стремительное развитие рынка смартфонов, в том числе с NFC-чипом, предоставляет банкам возможность внедрять ряд новых технологий, таких как мобильный банк, nfc-банковская карта [7]. Рассмотрим основные инновационные платежные технологии, которые используются в настоящее время и имеют огромные перспективы дальнейшего развития рисунок 1. Рисунок 1. Инновационные платежные технологии Совершение платежей с помощью пластиковых банковских карт уже стало довольно обычной процедурой и инновационной не является, поэтому рассматривать данную платежную технологию не будем.
Интерес представляет новые бесконтактные технологии Visa payWave и MasterCard PayPass, которые позволяют оплатить покупки и услуги в одно касание. Расплатиться ими можно в любой торговой точке, где принимают карты PayPass или payWave, просто поднеся карту к терминалу с символом бесконтактной оплаты. Но даже если отсутствует возможность провести бесконтактный платеж, то можно воспользоваться такой картой как обычной пластиковой картой. Использование данной технологии позволяет совершать платежи быстрее, безопаснее и проще [1]. Технологии Visa payWave и MasterCard PayPass можно использовать не только в картах, но и в мобильных телефонах, наручных часах и различных стикерах, оборудованных nfc-технологией, то есть совершать платежи с помощью любого из этих устройств.
В Центробанке РФ оценили работу национальной системы платежных карт
Организация выпускает семь типов карты, среди которых, например, есть JCB Ladies Card, с помощью которой женщины могут воспользоваться специальным пакетом услуг; Diners Club International - это американская компания, которая выпускает пластиковые карточки. Она является первой в мире независимой кредитной компанией, начавшей работать с кредитными картами, которые, прежде всего, ориентированы на оплату услуг, связанных с развлечениями и поездками. Национальная платежная система "Мир" Особенности национальной платежной системы Национальная платежная система "Мир" так же, как и другие, позволяет проводить операции, связанные с платежами, и выпускает банковские карты, имеющие поддержку овердрафта, оплаты в "одно касание" и интернет-оплат. Оператором "Мира" является АО "Национальная система платежных карт" НСПК , созданная в июле 2014 года, однако массово карты "Мир" начали выпускаться только спустя три года. Преимущества национальной платежной системы Эти карты пользуются большой популярностью среди россиян: так, например, в сентябре 2023 года в стране их было выпущено более 228 млн. При этом глобальных различий между отечественной и зарубежными системами нет, однако "Мир" все же имеет ряд преимуществ: На данный момент карты этой системы являются единственными в России, которые имеют бесконтактную оплату, но это доступно только пользователям смартфонов на базе Android со встроенным NFC; Программа лояльности, участниками которой, в том числе, являются поставщики коммунальных услуг и крупные торговые сети; Получение кэшбэка и скидок по картам.
Например, при покупке билетов в павильоны ВДНХ или же при пополнении лицевого счета "Москвенок"; С помощью "Мир" пользователь может идентифицировать свою личность для того, чтобы войти на порталы государственных органов и некоторых других организаций. У НСПК есть несколько карт разных категорий. Помимо стандартных дебетовой, зарплатной и кредитной, имеются следующие: Социальная региональная: она предоставляет льготные услуги отдельным гражданам, проживающим в определенных регионах. Сюда, в частности, относятся Социальная карта москвича и Единая карта петербуржца; Социальная федеральная: благодаря ей можно приобретать социально значимые товары со скидками и оплачивать льготный проезд в общественном транспорте; Mir Supreme: премиальная банковская карта, которая предоставляет повышенный кэшбэк и доступ к бизнес-залам в аэропортах; Кобейджинговая: это карта "Мир-UnionPay", которую обслуживают обе платежные системы.
На сегодняшний день самыми известными из них являются следующие: Mastercard International. Это транснациональная финансовая корпорация, главная штаб-квартира которой расположена в Нью-Йорке. Она включается в себе две компании - Visa Inc. Более 200 стран мира могут принять карты этой ассоциации. Более того, она находится на третьем месте по количеству точек приема карт. Организация выпускает семь типов карты, среди которых, например, есть JCB Ladies Card, с помощью которой женщины могут воспользоваться специальным пакетом услуг; Diners Club International - это американская компания, которая выпускает пластиковые карточки. Она является первой в мире независимой кредитной компанией, начавшей работать с кредитными картами, которые, прежде всего, ориентированы на оплату услуг, связанных с развлечениями и поездками. Национальная платежная система "Мир" Особенности национальной платежной системы Национальная платежная система "Мир" так же, как и другие, позволяет проводить операции, связанные с платежами, и выпускает банковские карты, имеющие поддержку овердрафта, оплаты в "одно касание" и интернет-оплат. Оператором "Мира" является АО "Национальная система платежных карт" НСПК , созданная в июле 2014 года, однако массово карты "Мир" начали выпускаться только спустя три года. Преимущества национальной платежной системы Эти карты пользуются большой популярностью среди россиян: так, например, в сентябре 2023 года в стране их было выпущено более 228 млн.
Тинькофф Банк предлагает инструмент отправки реквизитов платежа по номеру телефона клиенту банка. Получатель реквизитов при входе в мобильный банк увидит уведомление о том, что с ним хотят поделиться платежом, затем принять и оплатить или отклонить его. Социальная экономика Бартер и цифровые валюты: будущее платежей на горизонте 30 лет Искусственный интеллект и большие языковые модели «ИИ-инструменты становятся базовым элементом функционирования бизнеса, побуждающим финансовые организации заниматься разработкой собственных больших языковых моделей или внедрять решения крупных игроков рынка, чтобы оставаться конкурентоспособными», — говорит Данилина. Она добавляет, что ИИ продолжит свое развитие, приобретая всепроникающий характер. Эта технология работает вместе с генеративным ИИ — типом ИИ, который может создавать новый контент. По мнению Кривошеи, технология сейчас находится на пике хайпа, поэтому банки будут проводить большое количество экспериментов с ней. Уже сейчас свою LLM создал Сбербанк и открыл к ней доступ сторонним разработчикам. Банки часто внедряют большие языковые модели в виртуальных помощников, чтобы улучшить их взаимодействие с клиентом. Такой чат-бот не просто отвечает на запрос по заранее заданному шаблону, а анализирует большой объем информации для подготовки более персонального ответа. В целом ИИ вместе с машинным обучением может использоваться для скоринга клиентов, создания индивидуальных приложений, например по кредиту или в программах лояльности, встраивания алгоритмического трейдинга и инструментов работы с фондовым рынком, перечислил Кривошея. Фокус внимания рынка будет направлен на демократизацию генеративного искусственного интеллекта. Технология становится общедоступной, когда любой пользователь может применять инструменты ИИ, которые ранее были доступны ограниченному кругу специалистов. Такие инструменты будут направлены на решение широкого круга задач — от оптимизации операционной эффективности компаний до повышения уровня лояльности клиентов, прогнозирует Данилина. В качестве примеров таких инструментов можно привести платформу AI Builder от Microsoft, позволяющую компаниям легко внедрять ИИ в свою деятельность, а также нейросеть YandexGPT 2, которая способна анализировать любые тексты длиной до тысячи символов, отвечать на вопросы к ним и структурировать информацию. Существуют барьеры для внедрения нейросетей. По мнению Александры Власовой, это доступность и стоимость технологий, согласованность с требованиями безопасности в банковской сфере и отсутствие четкого понимания области применения. Они предоставляют клиентам общую справочную информацию там, где не справляются боты.
Сейчас в магазинах преимущественно установлены китайские платежные устройства. Ожидается, что первый российский терминал будет поддерживать все современные технологии, включая оплату по лицу, NFC-метки и отображение QR-кода для оплаты по СБП. Однако эксперты опасаются, что отечественный продукт будет дороже аналога из КНР. Чтобы Минпромторг признал изделия отечественным, оно не обязательно должно полностью собираться в России и из российских компонентов.
Финансовые технологии: почему новые платежные сервисы популярнее в России, чем в других странах
Поэтому нам не пришлось обновлять старые системы, внедряя в них новые сервисы. У нас всё создавалось с чистого листа и сразу соответствовало последним требованиям. Например, чековые книжки так и прошли мимо нас, а в Европе это до сих пор привычный инструмент. В результате мобильные приложения крупных розничных банков в России сейчас намного удобнее, чем у зарубежных конкурентов, а платежи проходят быстрее и нагляднее», — отметил Кивкулис. Также по теме Открытый расчёт: как запрет на пополнение анонимных интернет-кошельков может отразиться на рынке платежей России По данным Центробанка, за последние семь лет число операций с использованием электронных кошельков в России выросло в пять раз, а... Примечательно, что развитие цифровых сервисов и бесконтактных платежей в России заметно ускорилось на фоне пандемии коронавируса в 2020 году. Такое положение дел эксперты объясняют резким увеличением объёмов онлайн-торговли.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли АКИТ , в 2020 году россияне оплатили покупки в онлайн-магазинах на общую сумму свыше 3,2 трлн рублей. В ближайшие годы этот тренд сохранится.
Этого можно достичь только если «идти в ногу со временем», принимая цифровизацию.
Рассмотрим документ Банка России «Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы». Основные направления развития НПС представлены на рисунке 2. Рисунок 2.
Основные направления развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы [5]. Если рассмотреть данные направления, то можно заметить, что для достижения почти каждого требуются соответствующие цифровые технологии или улучшение уже существующих. Регулирование в НПС достаточно сложный процесс в нынешних реалиях, так как цифровые технологии могут использоваться как во благо, так и против существующей системы.
Банк России указывает на необходимость создания правовых баз для осуществления расчётов, в большей мере это касается цифровых технологий инициирования и приема платежей, для электронных платежных счетов, для инновационных продуктов и сервисов. Банк России указывает, что основой для обеспечения платежного суверенитета и развития российского платежного рынка выступает стабильно функционирующая и открытая к взаимодействию национальная платежная инфраструктура. Вместе с этим, делается акцент на доступности платежной системы Банка России, расширении инфраструктуры СПБ, развитии цифровых технологий в рамках платежной системы «Мир».
Банк России акцентирует также внимание на доступных, безопасных и высококачественных платежных услугах, на повышении доли безналичных расчетов. Как мы видим, выше перечислена только часть аспектов, выделенных в рамках стратегии развития национальной платежной системы. Но многое направлено именно на цифровое развитие, так как сейчас технологии — это основное конкурентное преимущество и безопасность.
Немного отойдем от основных направлений развития НПС. Рассмотрим график 1, иллюстрирующий объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России за 2012-2022 годы. График 1.
Объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России млрд. Как можно увидеть из графика 1 объем переводов денежных средств в платежной системе Банка России постепенно возрастал с 2012 года, в 2021 году составив 2 018 178,6 млрд. Это свидетельствует о положительной динамике развития НПС.
Во многом данный рост также можно связать с внедрением цифровых технологий, обеспечивающих безопасность денежных средств. Рассмотрим графики 2 и 3, отражающие объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям, а также данный объем в разрезе того, сколько было снято наличных денежных средств и сколько расчетов за товары и услуги произведено в безналичной форме за 2010-2022 годы. График 2.
Объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям млрд. График 3. Операции, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациям млрд.
Изучив данные графики, можно увидеть, что объем использования карт вырос в 2022 году в сравнении с 2010 годом более чем в 16 раз. Также можно увидеть, что люди, в большей степени предпочитают оплачивать товары и слуги посредством карт, нежели снимать наличные деньги.
В США только действительно богатые люди могут себе позволить не использовать кредитную карту. Это одна из причин, почему на кассе практически любого магазина у покупателя спросят, какой картой он будет расплачиваться: дебетовой или кредитной. И опять: почему? Ведь в России уже давно работают POS-терминалы, которые принимают платежи обеих систем и бесконтактную оплату. В США, как это ни странно, все намного консервативнее. Даже в таких крупных моллах, как Walmart и Costco, сотрудники до сих пор пользуются устройствами с магнитной лентой и принимают выписанные чеки на оплату. Что уж говорить про Apple Pay. Да, в России все, что связано с технологиями в сфере приема платежей, происходит быстро.
Помимо современных POS-терминалов, с которыми работают в том числе и в сферах услуг, активно внедряются новые инструменты по приему оплат. Оно работает на Android-смартфонах и позволяет принимать платежи в соответствии с 54-ФЗ любым способом: наличными, картой или по QR-коду. Достаточно просканировать штрихкод Data Matrix на этикетке, и товар автоматически попадает в систему «Честный знак» где выходит из оборота. Информация о продажах продукции всех категорий, весовых в том числе, отображается в личном кабинете. А интеграция с программами 1С: Бухгалтерия и 1С: Управление торговлей позволяет вести учет и работать с отчетностью быстро, без риска ошибок. То есть, покупатель сможет сначала посмотреть товар и только потом принять окончательное решение.
Также важно обеспечить целостность информации, передаваемой в рамках платежных систем. Это означает, что данные не должны быть изменены или повреждены во время передачи. Надежность и доступность платежных систем являются важными факторами обеспечения безопасности. Системы должны быть доступны для пользователей в любое время и не должны прерываться из-за технических проблем или кибератак, что, в свою очередь, предполагает совершенствование систем обнаружения вторжений СОВ или атак СОА , позволяющих проводить обнаружения различных аномалий, которые могут быть признаками действий злоумышленника. Продолжится совершенствование и технологий контактной и бесконтактной оплаты в России. Контактная оплата - это способ оплаты, при котором покупатель расплачивается за товар и услугу, используя карту и пин-код. Данный способ применяется уже многие годы и остается популярным, но в течение последнего года он постепенно вытесняется бесконтактной оплатой. Бесконтактные платежные системы кредитных и дебетовых карт, брелоки, смарт-карты или различные устройства, включая смартфоны и другие мобильные устройства, используют метод радиочастотной идентификации RFID или ближней радиосвязи малого радиуса действия NFC, например Samsung Pay, Apple Pay, Google Pay, Fitbit Pay для совершения безопасных платежей. Встроенный чип с интегральной схемой и антенна позволяют потребителям расплачиваться за товары и ус- луги, не прикасаясь своей картой, брелоком или портативным устройством к считывателю в терминале торговой точки. Бесконтактные платежи осуществляются в непосредственной физической близости от терминала, в отличие от других видов мобильных платежей, которые используют широкополосные сети сотовой связи или WiFi и не предполагают близкого расположения считывающего устройства. Эти технологии имеют два основных преимущества: скорость расчетов в силу сокращения действий кассира и плательщика и безопасность за счет снижения риска получения конфиденциальной информации сторонним лицом. Развитие технологий позволяет использовать бесконтактную оплату также через мобильные устройства. Например, после ухода из России популярных систем электронных платежей Google Pay и Apple Pay многие банки приступили к разработке аналогичных сервисов. Они будут доступны для смартфонов на базе Android и держателей карт «Мир» - таким образом, клиенты смогут расплачиваться телефоном везде, где принимается бесконтактная оплата. Экономическая нестабильность в значительной степени стимулировала внедрение технологий в сфере расчетов. И банки, и их клиенты заинтересованы в простоте, доступности и невысокой стоимости платежных сервисов. Главными трендами года и ближайших лет станут внедрение искусственного интеллекта, распространение OpenAPI, развитие биллинговых технологий и совершенствование методов кибербезопасности. E-mail: zubov iep.
Путин высказался в поддержку цифрового рубля и ЦФА
Разберем, какие направления платежных технологий станут фокусными в России в течение ближайших лет. Однако недавно клиентам криптобиржи Binance из России вернули возможность пополнять депозиты российскими банковскими картами, а также с цифровых кошельков Qiwi. Председатель Центрального банка (ЦБ) РФ Эльвира Набиуллина заявила о стабильной работе национальной системы платежных карт (НСПК — оператор платежной системы «Мир»). Новости, кейсы, статьи по тегу #Платёжные системы в интернет-журнале Секрет фирмы. СБП — это платёжный сервис, созданный ЦБ РФ и Национальной платёжной системой. Москва прогнозирует создание новых платежных карточных систем, которые не будут зависеть от финансовой архитектуры западных стран, заявил РИА Новости директор.
Современное состояние и перспективы развития электронных платежных систем в России
Уйти от долларовой системы в долгосрочной перспективе можно с помощью создания новой платежной единицы между Россией и дружественными ей государствами. Разработкой первого российского платежного терминала занимается отечественная компания «Элемент‑технологии». Новые платежные технологии уже активно тестируются банками. Еще одним фокусом платежного рынка станет создание инфраструктуры для трансграничных расчетов, которые актуальны для экономического роста России и стран БРИКС и ШОС, говорится в исследовании трендов российского финтеха в 2023 году, проведенном АФТ.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Что происходит
- Платежные системы в 2024: что это, как работают, международные и национальная - Российская газета
- Что еще почитать
- Финансовые технологии: почему новые платежные сервисы популярнее в России, чем в других странах
- Современное состояние и перспективы развития электронных платежных систем в России
- В ЦБ прогнозируют увеличение доли безналичных платежей в России до 75%
Современное состояние и перспективы развития электронных платежных систем в России
«В дальнейшем вполне вероятно появление новых российских платежных систем, которые смогут конкурировать с пионером рынка отечественных банковских карт. В России появится первый отечественный платёжный терминал, причём это должно произойти уже в 2024 году. Платежные технологии в России. Перечень новых платежных технологий и инструментов, реализуемых на рынке.