Источник фото: кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны". Когда ей в руки попался роман Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», оказалось, что сценарий по нему автор уже продал «Ленфильму».
50 лет назад вышел мини-сериал "Семнадцать мгновений весны"
На фальшивом допросе Штирлиц, перехвативший Кэт у гестапо, добивается от нее согласия работать на СС. Борман, наконец, проявляет заинтересованность в письме Штирлица. Тем временем Центр торопит Юстаса с проведением операции. Во время бомбежки в здании Управления безопасности остается открытой комната связи с высшим руководством рейха. Воспользовавшись случаем, Штирлиц звонит Борману и договаривается о встрече... Пятница, 18 августа, в 21:45 7-я серия. Штирлиц отвозит Кэт с ребенком в специально оборудованную квартиру, где она должна будет имитировать работу и передавать сообщения в Москву. Надзор за ней осуществляют Барбара Крайн и солдат немецкой армии Гельмут. Штирлиц переправляет Плейшнера в Швейцарию, поручив ему явиться на конспиративную квартиру в Берне и передать шифровку в Центр. Однако «воздух свободы» играет с профессором злую шутку: он не замечает, что явочная квартира, в которую он приходит, «провалена».
Плейшнер забывает условия игры, которым обязательно должен следовать профессиональный разведчик. Гестапо начинает слежку за профессором. Шифровку, составленную для Центра, переправляют в Берлин. Тем временем шеф гестапо Генрих Мюллер с подозрением относится к операции по вербовке «русской пианистки». Он смутно подозревает в чем-то Штирлица. Сотрудники гестапо устанавливают, что отпечатки пальцев на чемодане Кэт и на одном из телефонов правительственной связи идентичны.
А Леонид Куравлев мог сыграть Гитлера, но его природа «была против».
В 2009 году картину раскрасили ко Дню Победы и сократили серии на четверть экранного времени каждую, но оригинальная версия осталась в Сети. ГлавСовет рекомендует.
Например, ему принадлежала идея того, чтобы молодая немка, унтершарфюрер СС Барбара Крайн, была влюблена в него. Уже во время съемок Тихонов попросил актрису Ольгу Сошникову немного по-другому, по-женски смотреть на Штирлица. Не было в сценарии и одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма — сцены встречи Штирлица с женой в кафе «Слон». О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом.
Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами — тайком, провожая взглядом, издалека, — Вячеславу Тихонову рассказал знакомый под одной из версий — легендарный советский нелегал Конон Молодый. Тихонов был глубоко впечатлен рассказом и предложил Лиозновой показать это в фильме, на примере Штирлица и его жены. Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история — у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не «заметит» женщины.
Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, — в этом была задумка Лиозновой. Сцена встречи в кафе «Слон» — одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица ее играла Элеонора Шашкова и человека, который ее приводит в кафе в этой роли Евгений Лазарев. Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами в случае с женой Штирлица и спиной в случае с героем Лазарева. Секрет этой сцены не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в «живой» актерской игре: изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова — к тому же у него в тот день был первый выходной.
Шашковой такая идея совсем не понравилась, и неизвестно, удалось бы ей также впечатляюще сыграть роль, глядя в неживую камеру, если бы в последний момент дверь кафе «Слон» не распахнулась, и туда не зашел бы Тихонов-Штирлиц. На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами. Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно — снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день — так произошло и с Элеонорой Шашковой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.
Большую часть фильма актеру Вячеславу Тихонову, исполнявшему роль Штирица, приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность. Однако актер Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считает эту роль одной из сложнейших в фильме. Благодаря едва заметным мелочам, вроде собаки, которая кладет Штирлицу голову в руки, или влюбленной в него немки, мы можем лишь догадываться о его мыслях, характере, настроении. У каждого героя в фильме есть свои «бзики» — именно так называла их Лиознова — то есть, простые, человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера. У Штирлица такой «правды жизни» практически нет, потому что он человек «дважды закрытый — один раз профессией и второй раз — немецким мундиром».
Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями, мог только актер с «большим внутренним содержанием», говорил Лев Дуров о Тихонове. Рассказывают, что однажды Тихонов раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения — именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как и на войне, все методы хороши. Как закончил Штирлиц? Этот вопрос задавал себе каждый, кто смотрел на заключительную сцену последней серии — задумчивый разведчик Исаев сидит на обочине и смотрит на стаю птиц в небе.
Впереди — дорога в Берлин, впереди — победа, однако он еще об этом не знает. Возможно, по возвращению в Берлин Исаева ждут новые задания от центра, с которыми он блестяще справится, и через 45 дней, после окончания войны, вернется в Россию, к жене. Это самый желаемый финал, и каждый зритель наверняка надеется, что именно так и произошло за кадром, после титров. Режиссер Татьяна Лиознова однажды призналась в интервью, что знает о Штирлице все. И после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец». Помолчав, она добавила задумчиво: «Я при этом присутствовать не хочу.
И не хочу заставлять зрителя это видеть». Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко — в качестве Штирлица она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала, что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: «В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть». Среди претендентов на главную роль были и вовсе неожиданные кандидатуры: например, Арчил Гомиашвили, у которого в ту пору был роман с Лиозновой. Однако к началу съемок этот роман благополучно завершился, плюс к тому же Гомиашвили был утвержден на роль Остапа Бендера у Леонида Гайдая. У Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение.
Есть версия, что Лиознова несколько раз просила Магомаева перепеть, но он отказался. Непростым был и выбор актеров. На роли в фильме «Семнадцать мгновений весны» пробовали много известных артистов. Например, Леонид Броневой мог сыграть Гитлера.
Паул Буткевич рассматривался на главную роль, но его не утвердили. В архивах есть и фотографии Андрея Миронова в образе Вальтера Шелленберга. Документальная хроника, военные сводки, точная реконструкция эпизодов и воссоздание атмосферы, а также музыка Таривердиева и, конечно, выбор актеров. Все это делает фильм бессмертным.
Полувековой юбилей со дня премьеры «Семнадцати мгновений весны»
Исполнилось полвека с 11 августа 1973 года, когда Центральное телевидение начало показ многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». Первая реакция режиссера, Татьяны Лиозновой, на предложение "раскрасить" "Семнадцать мгновений" была категоричной – нет! Сразу после «Мгновений» режиссер взяла перерыв, продлившийся шесть лет.
Малоизвестные факты о съемках легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны»
Права на культовый сериал были выкуплены голландцами в 1996 году в рамках приватизации советского культурного наследия. Традиционный показ эпопеи о Штирлице ежегодно приносил компании около 700 млн евро, однако она решила отказаться от этой прибыли из-за проведения спецоперации на территории Украины. Эфирное время, которое планировали выделить под «Семнадцать мгновений весны», будет заполнено классическими фильмами, такими как «Невероятные приключения итальянцев в России» и «Приключения бравого солдата Швейка».
А мне за картину дали орден Октябрьской революции. Конечно, это был удар, но не хочу сейчас о нем вспоминать. Таких пощечин мне пришлось вынести немало. Лучше уж рассказывать курьезные эпизоды. К примеру, Фидель Кастро какое-то время недоумевал, почему на каждом вечернем заседании кубинского правительства не досчитывается нескольких ключевых министров. Наконец Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, чтобы посмотреть по телевизору новый советский фильм о разведчиках.
Кастро поступил радикально: потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства. Всех двенадцати серий сразу! Что же касается Андропова, то он просил изменить в фильме две детали: убрать из титров фамилии реальных консультантов с Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении Германии. Мол, в сериале слабо отражена роль немецкого пролетариата. Первое пожелание мы выполнили легко, а над вторым пришлось голову поломать. К счастью, вспомнила, что у меня есть кадры хроники с Эрнстом Тельманом. Мы ловко вмонтировали эту сцену в уже готовую серию. Вот и все вмешательство Андропова в фильм.
Еще, помню, телевизионное начальство насмерть стояло, чтобы в картине не появился Молотов. В итоге важную для развития сюжета мизансцену вручения ноты советского правительства английскому послу пришлось снимать в урезанном виде, показывая Молотова со спины. Мы многим рисковали. Тогда ведь о съемках телесериалов все знали понаслышке, но в итоге наш расчет оказался верен. Люди поверили в экранных героев, им понравилась выбранная нами интонация. Зрителей подкупала и иллюзия документальности картины. Чтобы создать ее, пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники -- нашей и немецкой. Иной раз от увиденного становилось дурно, выбегала из зала, чтобы не упасть в обморок, но все равно заставляла съемочную группу, включая артистов, ездить в Красногорск, в архив кинофотодокументов.
Личная жизнь. Создательница «Семнадцати мгновений весны» и «Трех тополей на Плющихе» Татьяна Лиознова на всех производила впечатление железной леди. На съемочной площадке она была беспощадна к актерам, во всех своих интервью советского периода она была необычайно лаконична - никаких подробностей ни то что о личной жизни, а даже об увлечениях и хобби. Отсюда и сложилосьубеждения, что Лиознова была старой девой, никогда никого не любившей. Разумеется, в действительности все было совсем не так. В жизни Лиозновой случались романы, довелось ей пронести через все свою жизнь и большую любовь... И в самом деле , роман между двумя будущими звездами советской кинорежиссуры оказался коротким. Познакомились они на съемках фильма «Земля и люди» в 1954 году.
Он - подающий надежды режиссер, любимец Козинцева, она - его молодая ассистентка, недавно уволенная с киностудии имени Горького. Совместная работа Ростоцкого и Лиознову очень сблизила. Я приехал в Выборг, там был кинофестиваль. Нас встретили устроители, сказали, что Ростоцкий вчера в Выборге умер. Я позвонил Лиозновой, мы минут двадцать говорили на самые несущественные темы. А в конце она сказала: «Ты, наверное, мне звонишь, чтобы сказать, что Ростоцкий умер? И наш разговор закончился.
Например, не понимал, когда нужно остановиться, чтобы не выйти из кадра. Лиозновой было нелегко с ним — но какой успех имела их работа! После выхода картины в какой бы роли Броневой ни играл в театре, его появление на сцене встречали овациями — аплодировали «Мюллеру». Факт 13 — «адъютант» не выдержал напряжения и умер Одна из самых известных цитат из «Семнадцати мгновений весны» — «Штирлиц идет по коридору». Фразу произносит адъютант Мюллера Шольц, которого играл Лаврентий Масоха. Эпизодическая роль стала для актера судьбоносной — и смертоносной… Он должен был сказать: «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц прибыл». Произнести сложные, непривычные слова чисто, с нужной скоростью и интонацией у него не получалось и Лиознова вспылила. Объявила перерыв, во время которого Броневой успокаивал коллегу. А после съемок Масоха, чтобы сбросить напряжение, отправился в ресторан, заказал водки и умер прямо за столом… Факт 14 — Куравлев должен был играть Гитлера Леонид Куравлев сыграл Курта Айсмана. Смелое решение — взять на роль оберштурмбаннфюрера СС артиста, знакомого зрителям по ролям Шуры Балаганова и Хомы Брута. Но изначальный замысел Лиозновой был куда более дерзким: она хотела, чтобы Куравлев сыграл Гитлера! Факт 15 — «Гитлера» пришлось уговаривать Роль Гитлера исполнил немецкий актер Фриц Диц, игравший фюрера несколько раз и в кино, и в театре, в том числе и в знаменитой советской киноэпопее «Освобождение». Быть актером одной роли, да еще такой, Дицу надоело, и от работы в «Освобождении» он отказывался — уговорили с огромным трудом, благодаря самому Эриху Хонеккеру. Для поездки за границу требовалось разрешение выездной комиссии. На собеседовании в райкоме партии актера попросили описать советский флаг. Актер удивился: ну как может взрослый человек не знать, как выглядит флаг страны, в которой он живет? Поэтому Дуров пошутил: «Череп на черном фоне, а под ним две скрещенные кости». Затем ему предложили назвать входящие в Советский Союз республики и их столицы — Лев Константинович снова решил посмеяться: «Малаховка, Таганрог…» Последствия шутки оказались серьезными: артист был признан невыездным. Узнав об этом, он предложил Лиозновой: «Пусть Тихонов застрелит меня здесь! Факт 17 — Тихонову достались чужие руки Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Руки Штирлица, раскладывающие фигурки из спичек, которые мы видим в фильме — это руки художника-постановщика и актера Феликса Ростоцкого.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
17 мгновений весны: история создания
штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра. РИА Новости, 1920, 11.08.2023. Режиссер, писатель Семенов, оператор Петр Катаев и Вячеслав Тихонов получили за «Семнадцать мгновений весны» Государственную премию. Вообще съемки "Семнадцати мгновений весны" проходили и за границей, и в разных городах Советского Союза. Юбилей сериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» отметит Первый канал. Режиссер Татьяна Лиознова с киностудии имени Горького столкнулась с "Семнадцатью мгновениями весны", читая отрывок из нее в журнале "Знамя"; она решила, что адаптирует его для экрана.
Штирлиц, Мюллер и компания. Как снимали «Семнадцать мгновений весны»
Режиссер Татьяна Лиознова с киностудии имени Горького столкнулась с "Семнадцатью мгновениями весны", читая отрывок из нее в журнале "Знамя"; она решила, что адаптирует его для экрана. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» / 1973 год. Первая реакция режиссера, Татьяны Лиозновой, на предложение "раскрасить" "Семнадцать мгновений" была категоричной – нет! Смотреть онлайн сериал «Семнадцать мгновений весны». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Когда вышел на ТВ фильм "Семнадцать мгновений весны" на улицах было безлюдно, все сидели у экранов телевизоров семьями, с соседями, с друзьями.
Как снимали «Семнадцать мгновений весны»
Оба супруга консультировали актеров и режиссера фильма «Семнадцать мгновений весны». Сразу после «Мгновений» режиссер взяла перерыв, продлившийся шесть лет. Голос за кадром в "Семнадцати мгновениях весны" принадлежит народному артисту СССР Ефиму Копеляну. Скриншот сериала "Семнадцать мгновений весны", 1973, режиссёр Татьяна Лиознова.
50 лет началу показа фильма "Семнадцать мгновений весны"
А еще были Иран и Афганистан, поездки на фронт для организации разведывательных операций в тылу врага. Ставки в битве разведок двух противоборствующих стран были весьма велики. Центр посылает к своим европейским агентам, у которых уже давно сели запасные батареи на маломощных рациях, одного радиста за другим, но они в большинстве случаев гибнут, так и не успев преступить к исполнению своей опасной работы. Но информация была нужна срочно. Близилось время начала летней кампании.
И вдруг радиостанция советской разведки в Куйбышеве получила из Берлина шифровку от посланного на связь с «Красной капеллой» радиста Роберта Барта. Казалось, это удача. Центр принимает решение передать на связь с Бартом и Лемана. Увы, итогом этого стал провал лучших агентов советской разведки в Европе.
Радист под пытками в гестапо выдал имена 18 агентов советской разведки. Он согласился сотрудничать с германской контрразведкой и до 1944 года передавал в Москву дезинформацию решением суда в 1948 году за предательство и пособничество врагу Роберт Барт, схваченный советской контрразведкой, был приговорен к расстрелу. В ту же ночь в подвале гестапо его расстреляли. Своим палачам «Брайтенбах» не назвал ни одного имени.
В «Мгновениях» сюжет разворачивается вокруг явного провала Штирлица, связанного с радисткой Кэт. История этого образа весьма интересна. Первоначально в повести Семенова все было гораздо проще. Радистка попадает под бомбежку, на развалинах дома находят ее знаменитый чемодан с отпечатками пальцев.
Никаких младенцев в первоначальном сценарии вообще не было. Этот сюжетный ход, кстати, очень понравившийся Семенову, придумала режиссер фильма Татьяна Лиознова. Но это не было творческим вымыслом автора. Именно эта женщина стала прообразом легендарной радистки Кэт.
Ей не на экране, а в реальной жизни пришлось рожать во вражеском тылу. Но это, как говорится, совсем другая история. Ею руководил полковник Александр Коротков. В задачи спецподразделения входил поиск оставшихся в живых агентов советской разведки.
На развалинах здания Имперской службы безопасности Коротков обнаружил документ об аресте «Брайтенбаха». Кого-то история Штирлица-Брайтенбаха может и разочаровать. Как так, прообразом идола советской эпохи стал не советский человек, а завербованный сотрудник гестапо? По этому поводу следует заметить, в те годы русскому человеку путь в гестапо был заказан.
Отбор в тайную полицию проводился жесточайший. Перед вступлением в СС родословная претендента проверялась в буквальном смысле до седьмого колена. Мало того, желающего вступить в ряды СС подвергали специальному обследованию, включающему в себя измерение размеров черепа и других антропометрических показателей. Но это было реальностью третьего рейха, провозгласившего расовое превосходство немцев.
Одно воспоминание, тем не менее, перебило все остальные и врезалось в память без всяких бумажек. Из воспоминаний Т. Лиозновой, которыми она поделилась со мной в телефонном разговоре в один из зимних вечеров 2004 года: «Первый показ был особенно запоминающимся. Семен Кузьмич приехал вечером, мы усадили его в первый ряд нашего просмотрового кинозала, рядом поставили небольшой столик, на котором была стопка листов бумаги, несколько ручек и настольная лампа.
Я объяснила Семену Кузьмичу, что когда по ходу просмотра у него будут замечания, то пусть он включает лампу — там еще такой звонкий выключатель был на нашу беду — и записывает. То есть мы, по возможности, не прерываем показ, а обсуждаем все замечания уже после просмотра. Я с группой уселась на задний ряд, и просмотр начался. В зале темно, на экране летят журавли.
Вдруг «щелк! Мы замерли в недоумении. Ничего же еще не происходит, просто птицы летят. Что с ними не так?
Они летят не в ту сторону? Или неправильный клин? В этот момент лампа выключилась, но ненадолго. Не прошло и минуты, как прозвучал очередной «щелк» и Цвигун снова стал что-то сосредоточенно записывать.
Настроение мое стало портиться, мы все очень напряглись, не понимая, что могли сделать не так, что могло не понравиться главному консультанту из КГБ. В общем, к концу серии этих «щелчков» набралось столько, что мы были уверены в полнейшем провале. Подавленные, но всячески стараясь держаться мужественно, мы пригласили Семена Кузьмича в соседнюю комнату, где был накрыт стол с бутербродами и стояла бутылка коньяка. Было уже очень поздно, мы предложили Семену Кузьмичу перекусить, а самим кусок в горло не лезет, не знаем, чего ждать.
Он, можно сказать, «курировал» проект, поэтому к достоверности всего, что происходило в кадре, предъявлялись беспрецедентные требования. У фильма было сразу несколько консультантов: военные историки, агенты КГБ и бывшие разведчики «уровня Штирлица». В титрах, кстати, все они значатся под вымышленными именами. Младенцы в сцене с допросом радистки Кэт Еще один набор разнообразных версий относится к сцене, где гитлеровцы пытают радистку Кэт, выкладывая ее новорожденного ребенка на столик у открытого окна. Одной из самых популярных версий является такая: сцену снимали долго возможно, неделю или больше , младенцы быстро росли, поэтому за время съемки их сменилось шесть штук. Упоминается даже, что одним из грудничков якобы была будущая актриса Мария Миронова что вряд ли соответствует действительности — она родилась в мае 1973 года, когда фильм был уже смонтирован. По другой версии, съемки шли всего несколько дней, но для малышей в кино существовали строгие правила: не более двух часов работы, регулярные пеленания и кормления, причем за кадром всегда должна была находиться мать младенца. Третья версия повествует, что детей и вовсе брали из ближайшего детдома как только один малыш уставал, несли следующего , и, таким образом, в эпизоде снялось целых 18 грудничков. Один факт, правда, сообщают практически все, кто рассказывал об этой сцене: в павильоне из-за софитов было так жарко и душно, что дети наотрез отказывались плакать, а просто лежали, улыбаясь, или вовсе засыпали.
В итоге звукорежиссеру пришлось ехать в ближайший роддом или дом малютки , чтобы там записать крики плачущих младенцев. Кстати, вместо Екатерины Градовой радистку Кэт вполне могла бы сыграть Ирина Алферова, она тоже проходила пробы, но в итоге получила отказ. Поэтому Тихонов частенько прятал кисть татуированной руки от камеры, а когда нужно было показать, как он выкладывает из спичек фигурки или рисует «боссов» рейха, «руки Штирлица» играл художник Феликс Ростоцкий. Эту деталь упоминают несколько актеров, снимавшихся в «Семнадцати мгновениях», а вот Лиознова в одном из своих интервью, наоборот, говорит, что это нелепый слух, который почему-то стал очень популярен, а никакой наколки у Тихонова никогда не было. Куравлев в одном из интервью признавался, что долго репетировал, «но роль этого антихриста не осилил». А главу рейха в итоге сыграл немецкий актер Фриц Диц, который идеально подходил под типаж в роли Адольфа Гитлера он снялся в семи фильмах! Впрочем, далеко не все актеры соглашались играть роль фашистов. Юрий Визбор, который сыграл рейхсляйтера Бормана, сначала был категорически против этой роли. Василий Лановой, звезда фильма «Офицеры», тоже решительно отказывался от роли обергруппенфюрера Карла Вольфа.
Лиознова смогла переубедить его, сказав, что Вольф — не тупой злобный враг, а умный, сильный противник.
Она вошла в историю советского кино, в анекдоты, в жизнь нескольких поколений. Предлагаем вашему вниманию подборку кадров, цитат и интересных фактов о фильме. Сцены в помещениях здания Главного управления имперской безопасности снимались в Бутырской тюрьме. Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой сыграна Инной Ульяновой , снимался в московском кафе «Лира», расположенном в дальнем конце Новопушкинского сквера, в конце Большой Бронной. Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Катрин Кинн и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.
Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера. Мюллер — первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала, но очень похож на уже ранее известный советскому зрителю образ Мюллера из популярного польского сериала «Ставка больше, чем жизнь», вышедшего в 1968 году.
11 фактов о сериале «Семнадцать мгновений весны»
В 2009 году картину раскрасили ко Дню Победы и сократили серии на четверть экранного времени каждую, но оригинальная версия осталась в Сети. ГлавСовет рекомендует.
Сцены свидания в кафе в романе не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, настоящим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными. Сперва Лиознова собиралась показать не только жену Штирлица, приехавшую на встречу, но и маленького сына, которого разведчик еще якобы не видел. Но после кинопроб Татьяна Лиознова поняла, что ребенок будет отвлекать внимание, и отказалась от этой идеи.
А ребенка радистки Кэт играли сразу шесть младенцев — съемки шли долго, а дети росли. А это выдержка из интервью Татьяны Лиозновой : -- Говорят, первым картину показали Андропову? Якобы ему на дачу возили по две-три смонтированные серии, и глава КГБ решал, что убрать, а что оставить. Мне об этом ничего неизвестно. Знаю другое: Брежнев каждый вечер неотрывно сидел у телевизора, не пропуская ни одной серии, после чего звонил председателю Гостелерадио Лапину. Очень переживал из-за происходящего на экране. Случалось, даже плакал.
Однажды так расчувствовался, что побежал к домашней аптечке, желая выпить сердечных капель, но по ошибке схватил слабительное... Еще был случай, когда Леонид Ильич позвонил актрисе Градовой, игравшей радистку Кэт. Стал расспрашивать о здоровье, о детях, успокаивать. Он не видел разницы между артисткой и ее героиней. За совершенный подвиг. Правда, Социалистического труда. А мне за картину дали орден Октябрьской революции.
Конечно, это был удар, но не хочу сейчас о нем вспоминать. Таких пощечин мне пришлось вынести немало. Лучше уж рассказывать курьезные эпизоды. К примеру, Фидель Кастро какое-то время недоумевал, почему на каждом вечернем заседании кубинского правительства не досчитывается нескольких ключевых министров. Наконец Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, чтобы посмотреть по телевизору новый советский фильм о разведчиках. Кастро поступил радикально: потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства. Всех двенадцати серий сразу!
Что же касается Андропова, то он просил изменить в фильме две детали: убрать из титров фамилии реальных консультантов с Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении Германии. Мол, в сериале слабо отражена роль немецкого пролетариата. Первое пожелание мы выполнили легко, а над вторым пришлось голову поломать. К счастью, вспомнила, что у меня есть кадры хроники с Эрнстом Тельманом. Мы ловко вмонтировали эту сцену в уже готовую серию. Вот и все вмешательство Андропова в фильм. Еще, помню, телевизионное начальство насмерть стояло, чтобы в картине не появился Молотов.
В итоге важную для развития сюжета мизансцену вручения ноты советского правительства английскому послу пришлось снимать в урезанном виде, показывая Молотова со спины. Мы многим рисковали. Тогда ведь о съемках телесериалов все знали понаслышке, но в итоге наш расчет оказался верен. Люди поверили в экранных героев, им понравилась выбранная нами интонация.
Но не все актеры смогли выехать в командировку в Берлин - режиссер планировала снять там сцену убийства Клауса. Поэтому эпизод пришлось снимать недалеко от Москвы. Почему отказали Магомаеву, а Кобзона не указали в титрах? Оригинальную музыку к сериалу написал известный композитор Микаэл Таривердиев.
По его словам, он хотел донести зрителям ностальгию героя по дому. В "17 мгновениях... Как отмечал сам Микаэл Таривердиев, такое количество песен в итоге не понравилось им с режиссером, поэтому оставили только две, которые максимально отражали драматургию картины. Тогда появился вопрос, кто будет их исполнять. Муслим Магомаев был первым кандидатом, чей голос хотели услышать. Певец проходил пробы и даже записал свои версии исполнения, но они не устроили Татьяну Лиознову. В итоге песни, которые быстро стали хитами, доверили Иосифу Кобзону. Он тоже вспоминал строгость режиссера картины: "Меня привели в студию на кастинг, я такого не испытывал никогда.
Все проходили кастинг". Главной просьбой Лиозновой было "сделать так, чтобы в голосе не узнавался Кобзон".
По разным оценкам, в дни премьеры "Семнадцать мгновений весны" посмотрело около 70 миллионов человек. И все это откликнулось в сердцах поколения, участвовавшего в войне и помнившего эту войну очень хорошо. А спустя десятилетия - в их внуках и правнуках, которые сегодня смотрят "Семнадцать мгновений весны". Спустя много лет после премьеры народный артист СССР Олег Табаков, сыгравший в фильме, говорил: "Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из уст немцев было высказано уважение к маленькой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками.
Она увидела и отразила на экране сильных, умных завоевателей, замахнувшихся покорить весь мир". К юбилею многосерийной картины Первый канал снова покажет ее начиная с 11 августа.