Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей.
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность. Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист.
Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля. Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции. Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим? После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается.
Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить. И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации. В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила.
Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера. Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать». Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице. Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет.
Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример. Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта. Понимаемые таким образом субличности с точки зрения идеальной интеграции подлежат «рассасыванию». В предельном абстрактном идеале должна получиться личность, синтезированная из всех возможных субличностей, а они в ней должны раствориться или синтезироваться. Но это не единственная возможность. Еще одно направление работы можно было бы назвать воспитанием субличностей. Приведу еще один личный пример.
При каком-то раскладе я обнаруживаю в себе в качестве отдельной субличности четырехлетнего мальчика, имеющего совсем другой опыт, нежели мой собственный: по определенным причинам он в свои четыре-пять лет был отсечен от дальнейшего развития и сохранился во мне в таком виде, каким был в то время.
Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом. Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник.
В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется».
Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще. Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог. Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга.
После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией. Сложности в использовании техники Возникают сильные эмоции — и это нормально.
Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе. При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции.
Задача терапевта — поддерживать аутентичное столкновение частей «Я» или «Я» и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. В процессе работы терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления 1. В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и преложить договориться.
Терапевт при этом будет играть роль посредника.
Мы же нормально общались. Теперь хочу выяснить, что было не так». Почему возникает гештальт Гештальт в традиционном понимании, то есть объединение разрозненных данных в одно целое, возникает из-за особенностей работы мозга. Пока ученые не могут точно сказать, как ему удается создавать цельные образы, но предполагают, что так работает предсказательное кодирование. Когда человек получает какую-то информацию от органов чувств, например зрения или слуха , быстрее всего реагируют нейроны, отвечающие за выстраивание цельного образа, и только потом подтягиваются другие нейроны, распознающие детали. Кроме того, мозг не просто обрабатывает полученный сигнал, а как бы предсказывает, что поступит от органов чувств, и потом сопоставляет свой прогноз с реальностью.
В случае если предсказание оказалось успешным и гештальт сложился, происходит подкрепление в виде выделения дофамина. Если же нет, нейроны активизируются, чтобы обработать новую информацию.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии.
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы
Гештальттерапия | это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. |
Пустой Стул - значение символики | Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. |
Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.
Если они находились достаточно близко друг от друга и загорались последовательно с небольшим интервалом, человек воспринимал их как один движущийся светящийся объект. По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь. Впоследствии гештальтпсихология развития не получила, хотя ее идеи до сих пор используются в других направлениях психологии, а принципы применяются в дизайне и искусстве. А вот понятие незакрытого гештальта пришло из другого направления — гештальттерапии.
Оно появилось в середине 20 века и почти не связано с гештальтпсихологией. Гештальттерапия — это именно практический подход: она не изучает, как устроена психика, а предлагает техники для работы с эмоциями пациента и улучшения его состояния.
Одна из основных задач в работе с ним - это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере о том человеке, который умер и т. Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул». Другой путь, помогающий человеку соприкоснуться с собственными чувствами, — использование фотографии или памятной вещи, помещаемых на стул напротив 1. Терапевт может попросить клиента выразить то, что он испытывает, когда представляет умершего и высказать эти чувства непосредственно умершему. Он терапевт может задать вопросы типа: «Что ты хочешь взять с собой от этого человека и что ты хочешь похоронить», «Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?
Например, можно выбрать свое критическое «Я», своего отца, будущего себя, свою совесть и т. Расположить стулья. Расположите два стула так, чтобы они стояли напротив друг друга на небольшом расстоянии. Один — ваш, другой — собеседника. Вы должны четко представить, что на пустом месте сидит ваш оппонент, и обратиться к нему по имени или по роли. Начать диалог. Начните диалог вслух, высказывая свои чувства, эмоции, претензии, причины ваших поступков. В этот момент говорите от первого лица, в настоящем времени.
Будьте искренними, открытыми, честными, когда высказываетесь. Вообразите оппонента. Смотрите на пустой стул, как будто смотрите на собеседника, и обращайтесь к нему на «ты» или на «вы», в зависимости от степени близости. Сменить стулья. После того, как закончите свою речь, смените стулья и займите место собеседника. Вы должны вжиться в роль другой стороны и ответить на то, что он сказал. Говорите от первого лица, в настоящем времени. Продолжить диалог.
Продолжайте отвечать, меняя роли, пока не почувствуете, что достигли желаемого результата. Слушайте, задавайте вопросы и отвечайте на них, высказывайте свои претензии, спорьте и соглашайтесь, уточняйте и углубляйте, просите и давайте, извиняйтесь и прощайте, благодарите, помогайте и принимайте. Воображайте, ярко представляйте оппонента. Стремитесь к отпусканию обиды и страха, пониманию и примирению. Не мешайте себе. Каких результатов можно ожидать? Использование упражнения «Пустого стула» часто дает разные результаты в зависимости от темы, собеседника, задачи и продолжительности диалога. Например: Освобождение от негативных эмоций, гнева, вины, стыда, страха, грусти, обиды, ревности, психологических конфликтов и проблем.
Вы сможете выделить и выразить свои эмоции, дать им выход, пережить и отпустить их. Повышение самооценки, самоуважения, самолюбия, доверия к себе. Вы сможете увидеть свои достоинства, способности, ценности, достижения, признаете свою уникальность, целостность, полную ответственность. Разрешение внутренних конфликтов, противоречий, проблем, дилемм.
Разрешение конфликта: клиент исследует различные аспекты проблемы, ищет новые понимания и способы разрешения конфликта. Завершение: клиент делает заключительные выводы, обсуждает полученные понимания и планы действий с терапевтом. Важно отметить, что техника «Пустой стул» может быть эффективной не только в гештальт-терапии, но и в других направлениях психотерапии, таких как психоанализ или когнитивно-поведенческая терапия. Она предоставляет клиенту возможность взглянуть на свои проблемы с новой точки зрения и найти новые решения. Преимущества техники «Пустой стул»: Помогает клиенту лучше понять свои эмоции и мысли. Позволяет клиенту визуализировать и вступить в диалог с объектом.
Предоставляет пространство для экспериментирования с разными решениями. Не подходит для всех клиентов или проблем. Может быть эмоционально интенсивным для некоторых клиентов. Требует профессионального обучения и руководства для правильного применения. Кого можно посадить на пустой стул Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии предлагает посадить на пустой стул воображаемые или реальные объекты или людей, чтобы создать ситуацию диалога или конфронтации. Рассмотрим несколько вариантов, кого можно посадить на пустой стул. Внутренний критик Внутренний критик — это внутренний голос, который постоянно критикует и осуждает наши действия и мысли. Посадив внутреннего критика на пустой стул, можно взглянуть на его доводы и увидеть их источник. Такой диалог поможет осознать и преодолеть негативные убеждения и ограничения, наложенные внутренним критиком.
Родительская фигура На пустой стул можно посадить родительскую фигуру, которая может символизировать отца, мать или другого взрослого, играющего значимую роль в жизни человека. В процессе диалога с воображаемым родителем можно выразить свои чувства и обсудить проблемы, связанные с отношениями с родителем.
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом».
Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т.
Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул». На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула.
Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой.
Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
Мне не идут такие модели, которые в обтяжку по фигуре. Нет, просто у неё такой стиль общения. Она не умеет иначе. А я сразу завожусь и ору в ответ. Но давай посмотрим. У мамы свое видение мира.
Да, оно отличается от твоего и сильно. Как думаешь, почему она так делает? В её понимании. Но я очень бурно реагирую. А я не хочу, чтобы мной командовали. Хочу, чтобы мы нормально говорили. Как с вами.
Но у нас вечный ор. На следующих встречах Юля действовала также. Элина писала письмо, приносила и они разбирали его пункт за пунктом. На пятой неделе Элина принесла письмо, которое написала от лица мамы себе самой. Мне трудно принять нашу разницу. Но я тебя люблю и не хочу ссориться. Просто у меня такой характер.
Я привыкла уже. У меня большая ответственность, бизнес. Да, плохо нести рабочее настроение в дом. Но я такая. Это не значит, что крик и команды главное в моей жизни. Просто я очень устаю, не отдыхаю и мне хочется вашего внимания. Я люблю мою семью и понимаю, что ей нужно моё время.
Только сейчас я не умею общаться с семьёй по-другому. Постарайся меня понять. Я буду очень признательна тебе за это. Как изменить поведение мамы Через две недели Элина пришла к Юле и, плюхнувшись в кресло, с улыбкой сказала: — Мама себе джинсы купила и пошла в них гулять. Мы гуляли вчера почти два часа. Так классно было! Она даже купила мне мороженое, хотя я не просила.
На самом деле, Юля посоветовала Элине изменить отношение к маме и две недели вести себя иначе с ней. Когда мама приходила с работы и начинала привычные уже упреки о внешнем виде или грязной посуде в раковине, Элина спрашивала: — Тяжёлый день? Я хочу чай попить. Налить тебе? В другой раз предлагала маме налить ванну с пеной для неё. Или подговорив папу, ушла с сестрой к бабушке с ночёвкой на выходные, а папа встретил Алису с цветами и ужином при свечах. Её любимые блюда он заказал в её же любимом ресторане.
Эта техника работает, потому что помогает клиенту перейти от мыслей к действию. Основная терапия Суть такой терапии заключается в том, что пациент должен вернуться к источнику своей боли и правильно прожить все стадии. Иллюзия голода Такую технику человек может проделывать дома самостоятельно. Суть ее заключается в следующем: определитесь, в какой момент вы начинаете действовать автоматически; преодолейте себя, чтобы этого избежать; определите чувства, которые у вас в последствии возникают. Таким образом, когда пациент в чем-то себе отказывает, он как будто испытывает чувство голода.
При помощи такой интервенции, вы можете понять, что вами движет, когда вы что-либо делаете. Суть такой интервенции предельно проста, человеку просто надо себя постоянно останавливать и думать о том, нужно ли ему это делать и что оно даст.
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Опыт контакта с собственным процессом и опыт контакта с границей физического мира. Примером начала такого эксперимента будет предложение терапевта: "Вы чувствуете тревогу? Выразите вибрацию, которая вами понимается как тревога, более сильно. Увеличьте амплитуду. Поймите то, что делает сейчас ваше тело, как начало тематически организованного движения. Двигайтесь так, как если бы ВСЕ ваше тело выражало тревогу, которая переживается сейчас вами внутри! Другое предложение терапевта было бы более лаконично: "Усильте это движение! Третий ресурс: грамматические и морфологические правила речи языка.
Владение речью, то есть свободное пользование знаковой системой родной речи, автоматически побуждает носителя языка пользоваться знакомыми, готовыми, признанными грамматически формулами. Чаще всего произнесение связного текста вслух, особенно "с выражением" и адресно, создает дополнительную опору для фокусировки внимания и ясности мысли. Этот эффект подтверждается известным высказыванием "пока рассказал, сам понял! Терапевт может побудить клиента сделать полное высказывание! Этот эффект особенно важен для тех, кто говорит и думает на русском языке. Свобода грамматических норм пользования языком в русском языке сравнительно с романскими языками дает субъекту свободу увеличивать или уменьшать степень ясности высказывания. Вовлечение человека в процесс рассказывания добавляет энергии, субъективное удовольствие от хорошо сформулированной мысли часто дает свободу.
Такое предложение дает субъекту начальный импульс для соединения того, что есть в теле, и того, что есть в данный момент в эмоциях. Четвертый ресурс: энергия движения к контакту и встречи. Работа с феноменами контактной границы. Любое столкновение человека с другим человеком сопровождается возбуждением или переживанием небольшой эмоциональной встряски. Эффект присутствия другого человека оживляет субъекта. Этот эффект имеет специфически человеческий характер. Энергия встречи и развивающий этот процесс опыт новизны и свежести отношений дает уникальный прирост в плане психической энергии и освобождения чувств.
Подводя итоги, заметим, что небольшая прибавка энергии, которую дает любая из перечисленных выше форм эксперимента, достаточно ценна. Но надо напомнить, что эти эффекты существенно снижаются, если клиент выполняет эксперимент только следуя рекомендации следуя предложению терапевта механистически, против собственной воли. В этом случае эксперимент выполняется клиентом как "физическое упражнение", или задание "лечебной физкультуры". К области малополезных мы отнесем и те формы активности, которые называют "отыгрыванием" или "эктинг аут". Хотя клиент проявляется достаточно бурно и живо, отсутствие эффекта осознанности снижает субъективное переживание энергии, заменяя его более примитивным по структуре переживанием опыта возбуждения. Конечно, часть эффекта усиления возбуждения все равно проявляется даже при недобровольном участии клиента в формальном эксперименте. Но такая прибавка энергии не удобна для клиента, который может ее либо игнорировать, либо даже использовать эту "прибавку энергии" для усиления сопротивления терапии.
Поэтому, как указывалось выше, терапевту можно рекомендовать принцип добровольности в ситуациях, когда он предлагает клиенту эксперимент. В этом случае добавка энергии доставляет клиенту удовольствие и создает предпосылки для фокусировки и осознанности. Принцип малых шагов в эксперименте Важно соблюдать принцип: один эксперимент — одна фигура. Увеличение количества фигур, которые могут появиться из развертывания эксперимента, может привлечь терапевта глубиной и полнотой, но исходя из опыта, стоит рекомендовать ограничения в области расширение поля. Позитивное свойство эксперимента чаще всего в том, что ограничение уменьшение свободы и уменьшение вариабельности ситуации условий создает предпосылки для мобилизации энергии. В эксперименте у клиента меньше фигур для наблюдения, чем в жизни, поэтому он за счет увеличения времени и за счет опоры на рамки эксперимента может использовать с большим эффектом для фокусирования то количество энергии, которое у него актуально имеется в распоряжении. Увеличение количества компонентов эксперимента или смена фигуры на более "глубокую" часто запутывает клиента, он теряет нить эксперимента, и на место осознанности "эвэрэнес" приходит некоторое символическое действие типа "эктинг аут".
Дело в том, что эксперимент сам по себе бывает начат чаще всего в ситуации, когда терапевт имеет дело с прерыванием контакта, и сам по себе эксперимент, очевидно, служит инструментом для того, чтобы конфронтировать с этим прерыванием, создавать условия для возвращения свободы и осознанности. Соскальзывание с переживания на переживание для клиента будет не столько опытом "глубины", но и опытом отсутствия границ и отсутствия фокусировки. Что же делать терапевту, если в ходе эксперимента первоначальный план начинает "плыть"? Естественный совет: если появились новые фигуры, стоит остановить старый эксперимент, обсудить его результаты, а потом начинать новый эксперимент с новыми фигурами! Некоторое исключение из предложенных правил могут составлять исследовательские и диагностические эксперименты, которые как раз могут быть направлены на поиск скрытых или избегаемых фигур. Но в этих экспериментах терапевт также помогает клиенту зарегистрировать новые фигуры и после этого фокусированно обсудить их. Ответственность терапевта и ответственность клиента Как правило, терапевт сам начинает эксперимент.
То есть терапевт сам предлагает сделать эксперимент и получает согласие клиента и его заинтересованность в результате этого эксперимента. То есть устанавливает партнерский договор относительно предстоящего действия и поровну распределяет ответственность с клиентом. Частая ошибка терапевта состоит в том, что он начинает спрашивать клиента о содержании будущего эксперимента в плане тематического желания. То есть спрашивает, хочет ли, желает ли клиент сделать эксперимент, по аналогии с тем, как спрашивает клиента о текущих желаниях, мотивах и потребностях. Однако надо понимать, что терапевтический эксперимент — это специальный инструмент терапевта, это особая форма исследования, и нацелен он против сопротивления клиента терапии. Поэтому такое наивное предложение часто вызывает недоумение у клиента. Но я не желал как раз этого действия до того, как мне предложил его терапевт.
Я всегда избегал, наоборот, вспоминать о своих отношениях с прабабушкой! Поэтому обычная формула терапевта — "я предлагаю вам сделать это! Терапевт придумывает композицию эксперимента, это его творческий вклад в сессию. И клиент включается в нее и в игре находит недостающую энергию. Важный этап в проведении эксперимента — это его окончание. В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу. Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию.
Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту начал эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком. Иногда терапевту кажется, что можно, устанавливая контакт и отношения, надеяться, что эффект сохранился после завершения эксперимента. Это не очень разумный подход. Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента. Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента.
Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент. Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать. И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу!
Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было? В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным? Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры? Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента? В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта.
Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!!
Но может быть и сложным, когда требуется восстановление потерянных связей с людьми или с собственным я. Один из методов гештальт-терапии — это диалог с «пустым стулом». Этот метод применяют не только для работы с незавершенными делами, но и для помощи в самых разных ситуациях: от неуверенности до борьбы с тревожностью. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. Рекомендуется проводить ее под руководством терапевта, который поможет взглянуть на проблему под другим углом и обеспечит конструктивный диалог, а также не обращаться к умершим людям — для них лучше писать письма.
Можно попытаться провести упражнение и самостоятельно. Для этого нужно поставить пустой стул напротив себя и представить, что ваш собеседник, с которым у вас остались неразрешенные вопросы, сидит на нем. Если описать его внешность и манеры, то удастся сделать образ более реальным. Затем начинайте говорить все то, что вы хотели бы ему сказать. Несмотря на кажущуюся странность ситуации, важно подходить к упражнению серьезно и откровенно выражать свои мысли. Вложив в это чувства, можно достать из глубин подсознания беспокойство и покончить с ним раз и навсегда.
Если самостоятельно справиться с проблемой не удается, всегда можно обратиться за профессиональной помощью. Необязательно искать именно гештальт-терапевта. Важно выбрать специалиста, чьи методы вам близки и понятны, будь то когнитивно-поведенческая терапия или любая другая подходящая методика. Критика гештальт-подхода 1. Недостаток эмпирической базы Один из основных блоков критики подхода — отсутствие строгих эмпирических исследований, подтверждающих эффективность гештальт-терапии. Критики указывают на необходимость более обширных исследований, проведенных с использованием современных научных методов, для оценки эффективности подхода.
Субъективность методов Гештальт-терапия основывается на принципах интуитивного понимания и личного опыта как терапевта, так и клиента, что может привести к высокой степени субъективности в интерпретации и анализе психологических проблем. Это может затруднить стандартизацию подхода и его применение в различных условиях. Отсутствие структуры Некоторые критики указывают на отсутствие четкой структуры в гештальт-терапии, что, по их мнению, может стать причиной недостаточной сфокусированности на конкретных проблемах клиента и непоследовательности в процессе лечения. Возможное пренебрежение историей клиента Поскольку гештальт-терапия сосредоточена на «здесь и сейчас», критики утверждают, что она может упускать из виду важность прошлого опыта клиента и его влияние на текущее состояние. Это может привести к недооценке долгосрочных психологических травм и проблем. Интенсивность и эмоциональная насыщенность Методы гештальт-терапии часто включают интенсивные и глубокие эмоциональные переживания.
В некоторых случаях это может быть неприемлемо или даже вредно для клиентов: особенно для тех, кто находится в уязвимом или нестабильном состоянии. Тем не менее нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, подчеркнула психотерапевт Анастасия Валуева, так как она активизирует работу головного мозга и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность, стимулирует приобретение нового опыта и приспособление к окружающей среде.
Лечение является открытой терапией, в которой терапевт остается доступным для пациента столько, сколько необходимо. Еще одна цель основной терапии в том, чтобы восстановить доступ пациента к его подавленным чувствам и, следовательно, освободить его от последствий сдерживания эмоций. Более того, клиент может впоследствии использовать эту технику самостоятельно, когда полностью изучит ее. Иллюзия голода Созданная психологом Джорджем Вайнбергом, эта интервенция является одной из самых популярных. Но, что еще лучше — вы сами можете попробовать ее дома без помощи терапевта.
Многие люди решают обратиться за профессиональной помощью, чтобы понять, почему они пьют алкоголь, переедают, используют экспрессивные жесты во время бури эмоций и делают многое другое. Фрейд сказал бы, что у них есть бессознательные мотивы, которые блокируются сознанием. Такие мотивы могут просачиваться через сны, оговорки или свободные ассоциации. Вернемся к Вайнбергу и его определению интервенции «Иллюзия голода»: «Человек, который сознательно останавливает свое шаблонное поведение, подвергается иллюзии, которая становится ярко выраженной в тот момент, когда возникает импульс для возобновления привычки. Я называю это иллюзией голода». Процесс следующий: Определите момент, когда вы склонны действовать автоматически. Не действуйте на автомате. Отмечайте, какие мысли и чувства возникают.
Словом, когда мы пытаемся сознательно изменить автоматическую реакцию, то в эту секунду как будто испытываем голод. Вайнберг говорит, что в такой момент мы возвращаемся в момент формирования этой привычки и, скорее всего, корни уходят в детство.
А Алиса присела на краешек сидения и вопросительно глянула на Юлию. Расскажите о ваших отношениях с дочерью, — попросила Юля. Алиса кивнула и не удержалась от вопроса: — А Элине вы тоже зефир предлагали? Она и так полная, ей худеть надо. Я ей всегда все прямо говорю. Вы видели, как она одевается? Ужас просто! Я ей вчера приготовила платье, специально купила, а она ушла в этих своих джинсах.
Я их только на даче ношу, а она и в мир, и в пир, и в добрые люди! Вечно какая-то сонная, опухшая, вечно ест что-то. Мне прямо стыдно. На работу приходит ко мне и сразу идет чай пить. Знает, что там всегда конфеты, печенье, и лезет за ними. Постоянно шапки теряет, варежки. Если смеется, то неприлично громко. Она никогда ничего не делает вовремя, всегда в последний момент. Я так раздражаюсь от этого! И муж такой же!
Я всегда в школе отличницей была, всегда одевалась как девочка, а не пацанка. Алису не смутило то, что на самой Юле тоже были джинсы. Юля слушала и понимала, что проблема Алисы была в том, что она хотела сделать дочь своей копией во всем и не могла её принять такой, какая она есть. Алиса продолжала критиковать дочь, мужа, даже иногда маму за то, что она приходит в её офис совсем просто одетая и этим ставит Алису в неприятное положение. Но вы не сказали ничего про взаимоотношения с ней. Алиса задумалась и ответила: — У меня есть чёткое понимание того, как должна вести себя девочка, девушка. Пока Элина этого не поймет, я не перестану её критиковать. Вот моя младшая — это ангел, она никогда не спорит со мной, и я с ней просто отдыхаю. И Элине я так и говорю, что с младшей мне комфортно, а с ней нет. И пока она не изменит свой характер, я не изменю отношения к ней.
Ошибки мамы по отношению к дочери Психолог здраво оценила установки, которые сидели в голове Алисы. Я и только Я знаю, как должно быть; Я никому не доверяю, потому что они сделают плохо и я буду переделывать; Я самая красивая, и у меня все должны спрашивать совет. Если вы не согласны, то у вас вкуса нет. Алиса не могла принять, что дочь не такая, как она сама. Не видя в ней личность, она подавляла девочку, та защищалась. Более того, Алиса даже не пыталась понять дочь. Просто хотела заставить её стать своей копией. И не только её, а всех окружающих мечтала загнать в рамки своего видения мира. Очень трудно жить в таким восприятии себя и остальных. Техника пустого стула На новой встрече с Элиной психолог предложила ей провести диалог между ней и мамой.
Один для тебя, второй для мамы. Сначала садишься на свой и говоришь маме всё, что накипело. Все свои доводы.
Психологическая интервенция
Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт.
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт.
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает.
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы
Не смотрите на меня, сконцентрируйте внимание на пустом стуле. Когда смотрите на стул, попробуйте посадить на него в своем воображении кого-то, с кем у вас "не закончен разговор". Попробуйте как можно более отчетливо и точно представить себе этого человека и задержите его образ на несколько секунд". Затем терапевт спрашивает протагониста или членов группы, насколько четкий образ им удалось воссоздать. Часто люди отвечают, что перед ними прошла череда лиц, прежде чем удалось сфокусироваться на ком-то конкретно. Иногда они говорят, что выбранный образ появляется и исчезает.
Терапевт затем продолжает: "Теперь мне бы хотелось, чтобы вы обратились к человеку, которого вы только что представили себе сидящим на стуле, и сказали все, что у вас есть ему сказать".
Дело в том, что эксперимент сам по себе бывает начат чаще всего в ситуации, когда терапевт имеет дело с прерыванием контакта, и сам по себе эксперимент, очевидно, служит инструментом для того, чтобы конфронтировать с этим прерыванием, создавать условия для возвращения свободы и осознанности. Соскальзывание с переживания на переживание для клиента будет не столько опытом "глубины", но и опытом отсутствия границ и отсутствия фокусировки.
Что же делать терапевту, если в ходе эксперимента первоначальный план начинает "плыть"? Естественный совет: если появились новые фигуры, стоит остановить старый эксперимент, обсудить его результаты, а потом начинать новый эксперимент с новыми фигурами! Некоторое исключение из предложенных правил могут составлять исследовательские и диагностические эксперименты, которые как раз могут быть направлены на поиск скрытых или избегаемых фигур.
Но в этих экспериментах терапевт также помогает клиенту зарегистрировать новые фигуры и после этого фокусированно обсудить их. Ответственность терапевта и ответственность клиента Как правило, терапевт сам начинает эксперимент. То есть терапевт сам предлагает сделать эксперимент и получает согласие клиента и его заинтересованность в результате этого эксперимента.
То есть устанавливает партнерский договор относительно предстоящего действия и поровну распределяет ответственность с клиентом. Частая ошибка терапевта состоит в том, что он начинает спрашивать клиента о содержании будущего эксперимента в плане тематического желания. То есть спрашивает, хочет ли, желает ли клиент сделать эксперимент, по аналогии с тем, как спрашивает клиента о текущих желаниях, мотивах и потребностях.
Однако надо понимать, что терапевтический эксперимент — это специальный инструмент терапевта, это особая форма исследования, и нацелен он против сопротивления клиента терапии. Поэтому такое наивное предложение часто вызывает недоумение у клиента. Но я не желал как раз этого действия до того, как мне предложил его терапевт.
Я всегда избегал, наоборот, вспоминать о своих отношениях с прабабушкой! Поэтому обычная формула терапевта — "я предлагаю вам сделать это! Терапевт придумывает композицию эксперимента, это его творческий вклад в сессию.
И клиент включается в нее и в игре находит недостающую энергию. Важный этап в проведении эксперимента — это его окончание. В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу.
Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию. Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту начал эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком. Иногда терапевту кажется, что можно, устанавливая контакт и отношения, надеяться, что эффект сохранился после завершения эксперимента.
Это не очень разумный подход. Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента.
Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента. Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом.
Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент.
Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать. И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу!
Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было? В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен.
Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным? Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры? Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента?
В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта. Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен?
Эксперимент по определению содержит новизну. Поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагают подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций! Отказ клиента от эксперимента или срыв эксперимента Неудачный или слишком сложный для клиента эксперимент скорее вреден, чем полезен, не смотря на энергию чувства.
Важно, чтобы клиент сохранял позицию осознанности и свободы во время выполнения экспериментов. Если осознанность нарушена, эксперимент надо просто завершать! Отказ от эксперимента — это просто повод к свободному диалогу с клиентом о его мотивах, хорошее начало более прямого контакта.
И нет необходимости настаивать на доведении эксперимента до конца. В дополнение обсудим способы проведения эксперимента в сессии и позицию терапевта. Эксперимент обычно предлагает терапевт по своей инициативе.
Бессмысленно спрашивать клиента, "хочет ли он" провести эксперимент. Тем не менее требуется всегда получить согласие на проведение эксперимента, иначе это будет просто насилие. Само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент.
Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место, форму, время начало и место завершения эксперимента, чтобы потом перейти к его обсуждению. Мотивы клиента и тактики терапевта. Как избежать ошибки при постановке эксперимента Возможный мотив клиента для участия в эксперименте: терапевт может пробудить активное любопытство клиента к проведению эксперимента, в котором клиент столкнется с отвергаемым процессом.
Не путать с тем, что клиент обращает внимание на свои жесты и объясняет функции этих жестов. Задача в том, чтобы обратить внимание субъекта к своим собственным тайнам. При этом мы помним, что терапевт делает предложение эксперимента вполне директивно, поэтому клиент выполняет именно распоряжение терапевта, сделанное в повелительной форме.
Пример работы: ситуация в сессии. Клиент затрудняется говорить свободно, испытывает скованность и напряжение. Терапевт не имеет возможности прямо обсудить чувства клиента и обращает внимание на его руку.
Терапевт: "Я предлагаю тебе поговорить от имени руки". Клиент: "Я рука... Я напряжена, я опасаюсь сделать лишнее движение...
Например, терапевт может забыть, что остановка чувства имеет причины. Например, стыд. И предложение просто развернуть эти чувства является рискованным действием для клиента.
Ведь, если посмотреть на ситуацию реально, в действительности сессии, для клиента до начала эксперимента не было достаточно места или энергии для того, чтобы разместить эти чувства в пространстве отношений клиента и терапевта в прямой форме. Поэтому предметом договора между терапевтом и клиентом будет сам интерес к "скрытым чувствам", правда проведения эксперимента, среди которых будет неожиданность для клиента обращения со стороны терапевта, и условия для того, как будут приняты эти пока неизвестные чувства. Терапевт может спросить: "Как ты думаешь, что я могу сделать, и что ты можешь сделать, чтобы эти чувства, которые будут найдены, могли найти себе подходящую форму и место?
Но нас будет интересовать только ЭГО функция. Именно к ЭГО функции будет обращаться терапевт, обсуждая с клиентом эксперимент. Нарушения в этом случае — это обращение со стороны терапевта к клиенту типа "будет ли ему интересно поговорить от имени руки?
Если вдуматься, то это "оксюморон". Человек вряд ли может хотеть в смысле нужды говорить от имени части своего тела.
Первый раз на паре в университете. Мы тренировались по классическому первому способу. Так как запроса особо не было, я тыкнула пальцем в небо и это не дало результата. По-простому, работать без запроса нет смысла. Второй раз мне порекомендовал, в моей ситуации, тренер по гештальту. Я пришла домой и по второму способу поговорила со стулом. На душе мне стало намного легче. Изначально мне даже было смешно и сложно, но потом я вошла во вкус.
Третий раз был продолжением второго спустя пару месяцев. Ситуация таже, но по четвертому способу. Ощущения были смешанными.
Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент. И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».
Техники психодрамы
Эксперимент «пустой стул» | методу, объединившему в себе искусство и науку. |
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике | Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу. |
Техника пустого стула — Студопедия | Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. |
Техника «пустого стула»: как простить близких
Психологическая интервенция - Блог Викиум | Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. |
Техника "Пустой стул" в психологии: инструкция и применение в гештальт-терапии | НАДПО | упражнение «пустой стул». |
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты | В технике «пустой стул», вы можете приглашать субличности, они могут быть, определенными людьми. |
Техники в гештальт подходе. Эксперимент | один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. |
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем.