Александрийская Церковь осталась единственной Православной Церковью в Африке, после того как Карфагенскую уничтожили арабы, а Эфиопская Церковь отпала в монофизитство. Титул "всея Африки" стал добавляться к имени Александрийского патриарха только в 1830 году, хотя в реальности в Африке южнее Сахары греческое православное присутствие не было обозначено. И если владыка Леонид поведет дело правильно, то в скором времени в мировом Православии может возродиться былая слава Африки как одного из форпостов Церкви. Титул "всея Африки" стал добавляться к имени Александрийского патриарха только в 1830 году, хотя в реальности в Африке южнее Сахары греческое православное присутствие не было обозначено. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид прокомментировал в интервью RT утверждения в западных СМИ о том, что рост влияния РПЦ в Африке воспринимается некоторыми как попытка России укрепить своё влияние на континенте.
Русская Православная Церковь создала Патриарший экзархат в Африке
Интерфакс: В Русской православной церкви указали на вынужденный характер ее прихода на каноническую территорию Александрийского патриархата, отметив, что присоединение сотни африканских приходов стало ответом на просьбы самих верующих. Ранее Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор Второй признал раскольническую Православную церковь Украины (ПЦУ) и внес имя ее главы Епифания Думенко в диптих. Издан православный молитвослов на языке ачоли (Уганда, Южный Судан) сообщает Патриарший Экзархат Африки. Патриарший экзарх Африки совершил чин освящения закладного камня в основание храма свт. Митрополит Клинский Леонид 18 декабря совершил первые хиротонии в истории Патриаршего экзархата Африки.
Африканский соблазн
Выступая на II Саммите Россия — Африка в Санкт-Петербурге, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, что Русская Православная Церковь, откликаясь на просьбы верующих православных людей в Африке, ради духовного окормления. Интерфакс: В Русской православной церкви указали на вынужденный характер ее прихода на каноническую территорию Александрийского патриархата, отметив, что присоединение сотни африканских приходов стало ответом на просьбы самих верующих. РИА Новости, 16.11.2022. Африка» в Санкт-Петербурге, передает РГ. Образован экзархат был после разрыва евхаристического общения РПЦ с патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II из-за того, что тот признал легитимность и каноничность Православной церкви Украины (ПЦУ).
ГКУ "Московский дом соотечественника"
- Африканский соблазн — Русская вера
- В Африке христиане выразили солидарность народу Руанды в 30-летие геноцида
- Пугаются икон и любят русские имена: как живет перешедшая в РПЦ община в Южной Африке
- Появление Русской Церкви в Африке – историческое событие
- Африканский соблазн — Русская вера
Православные священники из Африки посетили Тамбовскую область
А окрестные жители приносят в храм свои мобильные телефоны: подзарядить. Прихожане храма прп. Антония Великого в Ишамаре с настоятелем, о. Филиппом Гатари. Тяжелая жизнь учит их делиться с ближним последним куском хлеба, никому не завидовать, довольствоваться тем, что есть, и радоваться малому. Возможно, именно поэтому православие оказалось кенийцам так близко. В 1952 году, когда в стране началось освободительное движение против колонизаторов, православные священники и прихожане приняли сторону повстанцев. Считая их дикарями-язычниками, власти арестовывали кенийских батюшек: так, отец Георгий, первый кенийский епископ-африканец, отсидел за решеткой около 10 лет, равно как и будущий президент страны Джомо Кениата, который очень симпатизировал православию. Отец Марк Мванги с детьми из приюта, которым он руководит вместе со своей матушкой Элис Мванги.
В стране издают книги с текстами служб и молитвами на местных языках, но далеко не каждый храм может себе позволить такую роскошь. Поэтому чаще всего кенийские священники используют тексты, переписанные от руки. Протоиерей Петр — старейший священник и духовник кенийского округа Ниери, служит священником с 1970 года. В качестве помещения для храма ему предоставили… сарай. Очень важное значение придается проповеди, поскольку решение о принятии той или иной веры африканцы принимают именно исходя из того, что слышат от священников. Хотя в некоторых кенийских храмах можно увидеть ряды лавочек, как в костелах, сидеть принято только во время проповедей и апостольских чтений. На сегодняшний день в Кении около 700 000 православных граждан, более 200 священнослужителей и один епископ.
Поэтому то, что в Африке тоже есть православные храмы, в которых служат местные батюшки — хотя и удивительно, но в принципе объяснимо. Православие на этом континенте — очень интересное, самобытное и колоритное. А вера у африканцев — не менее искренняя, чем у европейских православных. Просто немного другая… Это удивительно, но в Африке насчитывается примерно 5—7 млн. Храмы в африканских странах имеют очень простой вид — это может быть даже старый сарайчик. Да и внутри — не так шикарно, как в европейских приделах. Полунищие государства Африки не могут себе позволить возводить богатые церкви. Власти не запрещают православие — уже хорошо. Храм в Кении. Тем не менее, это тоже православие, просто не совсем привычное европейцу — с африканским колоритом. И, если поближе пообщаться с темнокожими батюшками и православными мирянами, оказывается, что они не менее преданы христианской вере, чем их европейские собратья. Причастие в кенийском храме. Это произошло только в прошлом веке, однако православие здесь развивается стремительными темпами. Крещение малышей в Долизи Конго. При храмах, как правило работают средние и воскресные школы. Например, православная школа в Ишамаре Кения настолько востребована, что многие дети ходят в нее из соседних деревень, каждый день преодолевая по несколько километров.
Так делают не просто боевики-сторонники ИГИЛ запрещенная террористическая организация — ред. О судьбах африканских христиан, которым в буквальном смысле режут глотки за веру, — Манижа и ее коллеги в ООН почему-то молчат. В уже упомянутой ЦАР с 2013 года действует… как бы правильнее сказать… общественная организация под названием «Анти-балака». В дословном переводе — «анти-мачете». Именно этим оружием стали вырезать христиан радикальные исламисты, захватившие власть в части регионов многострадальной страны. Один из лидеров «Анти-балаки» — Максим Моком. Брутальный темнокожий христианин, который вместо того, чтобы «подставить щеку» — с советским АК-47 в руках защищает родные селения от «игилоидов» запрещенная в РФ организация. Через третьи руки, узнав, что готовлю репортаж из Африки, мне пересылают письмо от Мокома. Которое тот полгода назад отправил… в Московскую Патриархию. Я читаю этот трогательный документ — написанный по-французски и без обратного адреса. У могучих, мускулистых африканских мужчин есть что-то детское, наивная вера в чудо… Или в Великую Россию, которая, как во время борьбы с западными колониалистами в XX веке, протянет руку помощи. Письмо от лидера Анти-балаки - Максима Мокома. В письме Максим Моком почти прямо говорит, что готов вместе с десятками тысяч сторонников перейти в лоно Русской Православной Церкви. Так в чем же проблема? Когда подобный вопрос поднимается — церковные дипломаты отвечают примерно так: «Церковь не может поддерживать одну из сторон в братоубийственной бойне. Тем более, есть вопросы канонической принадлежности». Формально Африка, включая ЦАР, находится в юрисдикции Александрийского Патриархата Православной Церкви, и мы, строго говоря, не имеем права играть на чужом духовном поле. Правда, тот же самый Александрийский Патриархат три года назад поддержал киевских раскольников и их самопровозглашенную «Украинскую православную церковь» не зависимую от Московского Патриархата.
Приходится объяснять, что это и есть настоящая древняя христианская традиция. Миссия идет гораздо живее и быстрее, чем у греков за сто лет. Катехизацию проводить будем. Там бывший пастор, он хочет быть православным, готов собрать людей, вместе молиться. Каждый четверг у нас проходит онлайн-катехизация для людей со всей ЮАР Каждый четверг вечером у нас проходит онлайн-катехизация для людей со всей ЮАР. Там и православные, и протестанты, и вообще все, кому интересно. В процессе ведем разные уроки, читаем молитвы — чтобы церковная жизнь была не только в храме. Каждую среду служим акафист. На Рождество Христово планируем ярмарку и концерт. На Крещение Господне все православные собираются на море. Тут мы следуем греческой и болгарской традиции — крест бросается подальше в море, и прихожане должны доплыть до него. В ноябре следующего года проведем детский православный лагерь дней на пять. У нас около 20 детей и подростков. Из Йоханнесбурга еще, может быть, около 30-ти приедет. Это будет на ферме в полутора часах езды отсюда. Мы там строим маленький храм в честь Преображения Господня. У нас несколько людей собираются принять монашество, в том числе упоминавшийся мною Моисей. Они поедут в Россию в монастырь, а потом, дай Бог, вернутся сюда. И этот храм предназначен именно для будущего монастыря. Без куполов — Кстати, о храме. Ваш храм очень сложно найти, если не знать о нем точно. С виду это обычное кафе. Часто ли сюда попадают случайные люди? Просто туристы, допустим, русские? Эскиз храма — Обратите внимание, что кафе называется «The ladder» «Лествица». Да, случайные люди иногда приходят в кафе, видят меня в подряснике, узнают, что у них над головой храм, и сильно удивляются. Может быть, когда мы построим золотые купола, они будут привлекать больше людей.
Православная Африка
На Мадагаскаре двух наших клириков сегодня арестовали", - написал митрополит Леонид в своем Telegram-канале. В этом случае предварительное обвинение - использование греческих религиозных предметов за богослужением, заявление на своих бывших священников написал епископ Александрийской церкви Продромос, уточнил экзарх. Он заверил, что Русска я православная церковь своих людей не бросит. Синод решил принять в юрисдикцию Московского патриархата более ста священнослужителя Александрийского патриархата из разных стран Африканского континента с их приходами после соответствующих прошений.
Свое участие в мероприятии подтвердили 49 стран. Первый саммит подобного формата прошел в Сочи в 2019 году.
Джо Байден и патриарх Варфоломей - Насколько интересы лидеров мировой политики влияют на принятие решений предстоятелей православных Церквей? Каковы рычаги этого влияния? Рычаги влияния различны: политические, финансовые и иные. Нам же очевидно, что коллективный Запад сейчас насаждает культуру отмены всего русского, или русофобию как одну из форм расизма. Существуют ли религиозные корни русофобии?
В Православной Церкви расизм возникнуть не может, если для этого не образуется этнофилетическая почва. Всё всегда зависит от людей, которые ведут свою паству к спасению. Многие публикации в интернете сейчас направлены на то, чтобы стравить православные народы как в Европе, так и на африканском континенте. В первую очередь я говорю об иерархии, поскольку большинство архиереев Александрийского Патриархата — этнические греки. Со всей ответственностью заявляю: греки — это братский народ.
У нас нет никаких проблем с греческим народом, но много вопросов к иерархам Константинопольского, Александрийского, Элладского, Кипрского Патриархатов. Поэтому все обвинения Русской Православной Церкви в ереси этнофилетизма со стороны Греческих Церквей — это явная попытка переложить вину с больной головы на здоровую. Касаясь причин возникновения в среде греческих иерархов представления о себе как о носителях особо «этоса Православия», скажу об этнофилетизме как о тенденции приносить общецерковные интересы в жертву национально-политическим. Напомню, что заря греческого освобождения началась с Чесменской победы русского флота, первое независимое греческое государство Нового времени было основано на Ионических островах святым адмиралом Феодором Ушаковым. В результате русско-турецкой войны 1828-1829 гг.
Османская империя признала независимость греческих земель, из которых было образовано королевство Греция. Её суверенитет был оплачен, в том числе и кровью русских солдат и офицеров. По меткому выражению современного российского историка, сказанному об императоре Николае I, «пепел греков стучал в его сердце». Не лишним будет вспомнить и о Крымской войне, начатой этим монархом с целью восстановления поруганных османским правительством прав греческого Иерусалимского Патриархата. Наша страна была не готова к этой войне, сполна испила горькую чашу, но вновь заступилась за греческих единоверцев.
Однако такая добродетель, как благодарность, очевидно, не входит в круг ценностей многих современных греческих иерархов. Святой адмирал Фёдор Ушаков, освободитель Греции Пусть их слова о русском этнофилетизме останутся на их архипастырской совести. Если, конечно, она у них ещё есть. Насколько фанатизм и ощущение своей избранности первых пуритан до сих пор живо в головах и душах американских политиков? Этот полуграмотный актёр, игравший на протяжении восьми лет роль американского президента, был близко связан с лидерами евангелистов, проповедовавших учение о близком конце света и о последней битве народов, в которой будут сокрушены силы антихриста.
При этом под «царством антихриста» понималась Россия и её народ. Близко знавший Рейгана председатель сената Калифорнии Джеймс Миллс писал, что выражение «Империя зла» «было не простой фигурой речи, которая должна была привлечь религиозных и политических фундаменталистов, а выражала взгляды президента». Тот же Миллс объяснял стремление Рейгана к наращиванию гонки вооружений его глубокой верой, что Армагеддон никак не может произойти в разоружившемся мире. С этой же позиции Рейган оценивал и проблему с государственным дефицитом США. Он считал, что нечего заботиться о долгах, если со дня на день произойдёт конец света.
Перед этим снова читает молитву. Теперь уже по-русски. Конечно, с акцентом, но главное, что тот, к кому обращены все молитвы, ее понимает. Церковное имя Матрона ей дали в России. Сделал это лично патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид Горбачёв. В Русской православной церкви не придали значение ее цвету кожи и тому факту, что она рождена на другом континенте.
Главное, на что обратили внимание, — духовное содержание. И Господь мне дал понимание, что это будет глубоко и символично и будет прослеживаться связь с нашим Отечеством. И конечно, было принято правильное, на мой взгляд, решение, назвать ее в честь великой московской подвижницы — блаженной матушки Матроны», — рассказывает митрополит Клинский Леонид, патриарший экзарх Африки.
РПЦ oткрыла бoлее 200 прихoдoв в Африке за пoлтoра гoда
Александрийский патриарх отказался признавать 63 легитимность канонической территории, а значит, по мнению русского духовенства, Александрийская церковь и сама стала не очень-то легитимной. Миссионер иерей Георгий Максимов пояснил : «Видя то, что Александрийская церковь вступила на путь раскола, наша церковь была вынуждена предпринять шаги по восстановлению своей юрисдикции в Африке… Если бы они православные верующие и священники в Африке — прим. Георгий Максимов о миссионерстве. Нюансы религиозной легитимности понимают и чернокожие священники в Африке. Однако, появилась не Митрополия - своего рода религиозная провинция, а именно Экзархат - структура по статусу несколько иная. Так что РПЦ ещё оставляет место для диалога с Александрийским патриархом. Раскол среди православных Церквей пролегает через Украину. Это каноническая территория Русской Церкви и по церковным правилась без разрешения РПЦ там не может появиться новая автокефальная структура. Он признал украинских раскольников и дал им свою «крышу».
По словам этого упорного и верного православию человека, приход в Африку Русской православной церкви "очень положительно" сказался на ситуации дал возможность не отступить от истины и канонов веры тем, кто этого для себя не допускает и обернулся настоящей человеческой поддержкой не только в вере, но и в жизни. Важен вклад РПЦ в образование африканских священников - И конечно, Африка очень много получила с точки зрения образования, - подчеркивает архимандрит Захария. По его словам, многие африканские священники не имели в детстве возможности учиться. И первое, что получили такие священники от РПЦ - поддержку и возможность учиться. В том числе, и в Москве.
В Александрийской церкви таких возможностей не было, церковь не проявляла активности в желании помочь африканским священнослужителям получить хорошее образование, отмечает архимандрит Захария. Посещая исторические места, я все более и более убеждаюсь в величии русского православия Результатом открытости и заботы со стороны Русской церкви, выдачи ею стипендий на богословское образование, по его словам, стало резко выросшее желание многих молодых африканцев быть православными священниками и монахами. Еретики по неграмотности - Я женился в этом году и милостию Господней получил возможность отправиться в Россию учиться, - рассказывает диакон Даниил Агбаза из Нигерии. Помимо занятий теологией сейчас он активно посещает русские церкви и монастыри. Мне особенно запомнился монастырь, где находятся мощи святой Матроны.
По его словам, благодаря трудам митрополита Леонида, "все у нас в Нигерии складывается хорошо". Люди, желающие стать монахами, могут поехать в Россию и увидеть настоящую монашескую жизнь и среду. Начинают разрешаться фундаментальные проблемы с богословским образованием. В некоторых приходах, по его словам, не соблюдались каноны, не читались христианские книги, а от священников можно было услышать слова, которые "иначе как богохульством не назовешь". Но не по их еретическому настрою, а по неграмотности.
С приходом Русской православной церкви можно надеяться на высокую духовную культуру, настоящую образованность, жизнь по канонам, и с правильными обрядами. Помимо диакона Даниила, в Санкт-Петербурге изучают богословие еще три студента из Нигерии, которые собираются потом вернуться на родину с приобретенном здесь опытом жизни в православной вере. По словам митрополита Леонида, уже прибыли 6 африканских слушателей богословских курсов.
Однако, появилась не Митрополия - своего рода религиозная провинция, а именно Экзархат - структура по статусу несколько иная. Так что РПЦ ещё оставляет место для диалога с Александрийским патриархом. Раскол среди православных Церквей пролегает через Украину.
Это каноническая территория Русской Церкви и по церковным правилась без разрешения РПЦ там не может появиться новая автокефальная структура. Он признал украинских раскольников и дал им свою «крышу». Потому что Православие для всех Православие для всех в мировом Православии именно РПЦ самая крупная, авторитетная и состоятельная структура. Экспансия Русской Церкви сдерживалась тем, что учитывались интересы других Церквей, которые зачастую настолько беспомощны, что ни к какой миссионерской деятельности даже на «своей» территории не способны. При населении в 500 миллионов религиозно неопределившихся людей, уже через поколение там могут быть десятки и даже сотни миллионов прихожан Русской Церкви. И в Америке, где прихожанами русских храмов давно становятся не только потомки русских эмигрантов, но и давние местные жители.
Но это всё досужая конспирология. А по факту, последствия такой «догматической гибкости» принесли самому Феодору II и Александрийской Церкви самые неожиданные и далеко не самые приятные последствия. И дело даже не в том, что РПЦ прервала с Александрийским патриархом молитвенное общение. Это было максимально мягкое решение потому, что общение прекратилось именно с патриархом, как отдельным епископом, а не со всей Александрийской Церковью. Куда интереснее было то, что с этим же самым Александрийским патриархом прервало общение огромное количество священников Александрийской Церкви. И не просто прервало, а очень захотело перейти в РПЦ. В свою очередь, Русская Церковь несколько лет «тормозила» этот процесс перехода. И вот здесь снова нужно прояснять термины и особенности взаимоотношения Поместных Церквей в Православии. В церковной жизни и политике есть такое понятие, как «каноническая территория».
Это, скажем так, та территория, где активно действует та или иная Поместная Церковь. При этом одной Поместной Церкви вторгаться на каноническую территорию другой — нельзя. Если происходит такое «вторжение», то это значит, что такие церковные структуры находятся в состоянии раскола. Грубо говоря, не признают друг друга в качестве легитимных Православных Церквей. Экзархат же, в свою очередь, — это как раз некая церковная территория за пределами страны, где находится административный центр той или иной Церкви. И Африканский экзархат появился явно за пределами России, это раз. А два — именно на канонической территории Александрийского Патриархата. При том, что, повторимся еще раз: молитвенное общение Русская Церковь разорвала только с главой Александрийской Церкви, но не со всей этой Церковью целиком. Но тут, что называется, в силу вступила коллизия момента.
Тысячи людей убивают именно за исповедание Христа
Общество - 27 июля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В ряде стран Африки людей по-прежнему убивают за исповедание христианства, но Патриарший экзархат Русской Православной Церкви активно развивает свою деятельность на континенте. 17 апреля 2024 г. в Замбию с пятидневным визитом прибыла делегация Патриаршего экзархата Африки во главе с Патриаршим экзархом Африки митрополитом Зарайским Константином.