До Петра I русские отмечали Новый год в марте. Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним – 1 сентября.
От Рождества к «пролетарскому» Новому году
Люсьен Оливье добавлял в состав пряности, но какие именно — никто до сих пор не знает. После Октябрьской революции 1917 г. Поэтому советские повара видоизменили рецепт, «подарив» нам всем известный салат оливье. Впервые этот салат появился в России в канун нового 1919 года, с легкой руки московского купца и трактирщика Анастаса Богомолова. Владелец питейных заведений нес огромные убытки — продукты подорожали, поэтому пришлось поднять цены на закуски, и мужики перестали брать их к выпивке. Поразмыслив, Богомолов приказал одному из своих поваров придумать дешевую, но сытную закуску.
За основу взяли селедку — самый бюджетный на тот момент продукт. Ее мелко нарезали и положили на дно миски. Чтобы показать свою преданность революции, повар решил накрыть рыбу не только картофелем и луком, но и «шубой» свеклой ярко бордового цвета, которая символизировала красное знамя. Новый салат сразу понравился посетителям трактира, и дела купца пошли в гору. К слову, изначально блюдо называлось не «сельдь под шубой», а Ш.
Аббревиатура расшифровывалась как «Шовинизму и Упадку — Бойкот и Анафема! К счастью, впоследствии название упростилось. За счет содержащихся в костях и мясе животных желеобразующих веществ, застывая, он превращался в вязкую массу. Впервые холодец стали делать люди кочевых народов тысячи лет назад. Они брали его с собой в берестяных торбах, разогревали на костре и ели.
Такой ужин отлично согревал в промозглую погоду. Спустя века французы усовершенствовали оригинальный рецепт холодца. Они отварили вместе птицу, дичь, телятину, свинину и кролика. Затем прокрутили мясо в фарш, смешали его со специями и вареными яйцами, слегка развели полученным бульоном до консистенции густой сметаны и выставили на холод. Называлось это блюдо галантином, что в переводе со старофранцузского означает «желе».
Этот галантин и стал «дедушкой» современного русского холодца. В начале XIX в. Россия увлеклась французской культурой.
Ночью все города горели яркими огнями и зажигались фейерверки.
Во дворце устраивался пышный бал. В первое время народ потешался нововведением и наслаждался дарами, но спустя некоторое время появились недовольные в кардинальном изменении года и уклада жизни. Долгое время верующие праздновали приход нового года в сентябре. Сильно изменились новогодние традиции, сформировавшиеся со времен первых славян.
Стали внедряться европейские обычаи и символы. В это время стала формироваться традиция проводить Елки немецкий обычай , на Руси любимым деревом была березка , поэтому и елка стала прерогативой городских жителей и потребностью в связи с переносом праздника на зиму. Традиция наряжать ель не относится ни к языческим, ни к религиозным обрядам и сохранилась до наших дней. Обратите внимание!
При Петре стали проводить городские Елки — дерево наряжали игрушками, которые после праздника раздавали детям. Дни официальных выходных с переносами на 2019 год. Богачи заказывали огромные деревья и украшали их богатыми тканями, лентами и игрушками. К вечеру к ней приезжали дети с няньками, а она уже горела яркими огоньками.
После праздничного стола играла музыка, а дети танцевали. После ребята взбирались на елку и забирали то, что им понравится. Формируется детская традиция — чтение стихотворений и песенок. Постепенно новая традиция прижилась, и праздновать Новый год стали в ночь с 31 декабря на 1 января, а праздник продолжался вплоть до Рождества.
Каждую ночь в городах зажигали смоляные бочки. Кардинальная смена мировоззрения во время советской власти лишь укрепила традиции празднования Нового года и сделала их еще более радостными и веселыми. Конечно, сейчас не осталось всенародных гуляний и шествий, которые оберегали от природных катаклизмов и конфликтов в семье. Зато он стал семейным и теплым, таким, каким мы привыкли его видеть.
Она возникла чуть более 300 лет тому назад, когда по указу Петра I Новый год стали отмечать в ночь на 1 января, а не как обычно в сентябре. По календарю на тот момент шло лето 7208-е. Пётр Первый вычеркнул 5,5 тысяч лет из истории славян Петровский указ предписывал 1 января 7208 лета считать 1 января 1700 года по новому летоисчислению. Таким образом, из народной памяти вычеркнули 5508 лет. Существованию таких, казалось бы, шокирующих древних летоисчислений, мы обязательно посвятим отдельный выпуск на нашем канале. Может возникнуть вопрос: Так-ли это важно, когда встречать Новый год? Ну, подумаешь, раньше отмечали в одно время, сегодня по-другому. Что от этого меняется? Оказывается, очень многое. Основная особенность праздников наших предков состоит в том, что они выступали как общая гармонизирующая основа, обеспечивающая связь между родом и пращурами, родной природой и космосом.
Дело в том, что космические процессы непосредственным образом влияют на организм человека, происходит перестройка многих систем и изменения в режиме их работы. Задача древних праздников как раз в том и состояла, чтобы правильно настроиться на ритмы Вселенной, Планеты и родной природы. Когда отмечали Новый год древние славяне Так, когда же отмечали Новый год наши предки? С каким событием это связано? В первую очередь, с осенним равноденствием - с одним из важнейшим астрономическим явлением года, когда день становится равен ночи. После осеннего равноденствия световой день начитает таять и сокращаться вплоть до зимнего солнцестояния. Но почему все-таки наши предки праздновали начало нового годового цикла именно осенью? Ведь ключевых точек в году четыре — осеннее и весеннее равноденствие, а также летнее и зимнее солнцестояние. Сегодня многие считают, что начало года нужно отмечать на Коляду, поскольку в это время возрождается само Солнце.
Жаркое получило название «Императрица» и стало очень популярным у петербургской знати. При Екатерине II появилась традиция дарить на Новый год подарки. Павел I и Александр I ратовали за воздержание в еде, при них в аристократической среде стало модным готовить на новогодний стол простые блюда — соленые огурцы и грибы, салат из редьки, правда, поросята тоже не выходили из моды. Шампанское - традиционный напиток Нового года. Шампанское стало популярным новогодним напитком только в начале XIX в. Хозяйка не препятствовала этому, предвидя то, что «Россия покроет убытки». И правда, уже через 3 года ей поступало больше заказов из России, чем из Франции. Рождественская елка в Александровском дворце Царского Села, 1908 Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I. Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в.
Новый год до XVIII века
- Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год
- Сколько дат празднования Нового года было на Руси в допетровские времена
- Николай Стариков
- Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
- Новую систему тарифов на электроэнергию вводят в Мурманской области
Новый год, старые времена
Как пояснил Петрушко, после революции 1917 года Россия перешла на григорианский календарь, по которому Новый год предшествует Рождеству, а у православных христиан в это время идет пост. Для верующих в этом есть элемент неудобства и нарушения церковных традиций. В результате появился еще один праздник - Старый Новый год, и в этот день у верующих уже нет ограничений, связанных с постом", - объяснил Владислав Петрушко в интервью РИА Новости. Еще историк напомнил о том, что Россия начала праздновать Новый год 1 января по указу Петра I. Указ о переходе страны на новое летоисчисление и переносе начала года с 1 сентября на 1 января был подписан 20 декабря 1699 года. Документ предписывал поздравлять друг друга с Новым годом и украшать дома сосновыми и можжевеловыми ветками.
После Октябрьской революции Новый год отменили как религиозный праздник. Правда, люди все равно продолжали его отмечать, но уже более тихо и скромно, тайно наряжая запрещенную елку. Одновременно вернулась традиция украшать елку и устраивать шумные танцы. Однако стол тогда был очень скромным, и главным его лакомством была разве что «нарезка» из вареной колбасы. В это время французский повар Люсьен Оливье совместно с купцом Яковом Пеговым открывает ресторан «Эрмитаж».
Шикарное заведение очень быстро завоевывает популярность у местной знати: богачи со всей страны съезжались сюда, чтобы отведать соус майон предшественник современного майонеза и другие кулинарные шедевры знаменитого француза. Однако вскоре гостям приелись все кушанья, и чтобы вернуть интерес к своему ресторану, Люсьен придумал совершенно новое блюдо — «Майонез из дичи» салат оливье. Оригинальный рецепт автор держал в строгом секрете, поэтому отведать угощение можно было только в «Эрмитаже». Лишь спустя несколько лет после смерти повара другие кулинары узнали его. В первоначальный рецепт изысканного угощения входили рябчики, телячий язык, паюсная осетровая икра, раки и другие ингредиенты. Однако главный секрет салата канул в Лету вместе с создателем. Люсьен Оливье добавлял в состав пряности, но какие именно — никто до сих пор не знает. После Октябрьской революции 1917 г. Поэтому советские повара видоизменили рецепт, «подарив» нам всем известный салат оливье. Впервые этот салат появился в России в канун нового 1919 года, с легкой руки московского купца и трактирщика Анастаса Богомолова.
Владелец питейных заведений нес огромные убытки — продукты подорожали, поэтому пришлось поднять цены на закуски, и мужики перестали брать их к выпивке. Поразмыслив, Богомолов приказал одному из своих поваров придумать дешевую, но сытную закуску. За основу взяли селедку — самый бюджетный на тот момент продукт. Ее мелко нарезали и положили на дно миски. Чтобы показать свою преданность революции, повар решил накрыть рыбу не только картофелем и луком, но и «шубой» свеклой ярко бордового цвета, которая символизировала красное знамя. Новый салат сразу понравился посетителям трактира, и дела купца пошли в гору. К слову, изначально блюдо называлось не «сельдь под шубой», а Ш. Аббревиатура расшифровывалась как «Шовинизму и Упадку — Бойкот и Анафема! К счастью, впоследствии название упростилось.
Дерево появилось в здании Екатерининского Московского вокзала. Позднее традиция укоренилась и елки начали устанавливать повсеместно. Отмена праздника Новогодние и рождественские традиции во многом были вдохновлены Германией. Именно потому в годы Первой мировой войны император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество. Попытки отмечать праздник вызывали критику среди населения и в прессе. Запрет отменили после Октябрьской революции. Тогда же страна перешла на новый стиль. Первый Новый год, совпавший с европейским календарно, пришелся на 1919 год. Традиции отмечать Рождество и Новый год сохранялись до 20-х годов. Отменить их было решено в 1929 году в рамках масштабной кампании по борьбе с религиозными предрассудками.
Совершаемое здесь молебное пение с водосвятием исполнялось государевыми и патриаршими певчими, и присутствовавшие с благоговением внимали велелепному исполнению церковного служения, особенность которого составляло, между прочим, троекратное осенение святым крестом четырех стран света и умилительное чтение Евангелия Лк. По окончании молебна царь подходил к святому кресту, при чем патриарх произносил приветственную царю речь, после краткого ответа на которую царь прикладывался к святому евангелию и иконам. Затем, возвратившись в Успенский собор, патриарх соборне со всем именитым духовенством совершал чин литургии. В этот день приносили поздравление царю бояре и иноземные послы. Царь приветствовал благочестивый народ и по русскому обычаю разделял бедным богатую милостыню, в чем усердными подражателями ему являлись бояре и богатые купцы. Чин летопровождения отправлялся и в городах и селах, только гораздо проще; особенность его составляло троекратное обхождение вокруг церкви в торжественной церковной процессии см. Во всей России первый день сентября как новолетие праздновали по чину церковному единовременно только до 1700 года. Петр Великий в декабре 1699 года повелел в своей империи, по примеру других христианских государств, начинать новый год с января и считать годы не от сотворения мира, но от Рождества Христова. Тогда празднование Нового года по-старому прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония 5 в первый день января, особенно в 1700 году. Уже накануне января царь приказал украсить улицы и дома заготовленным для того ельником 6. В полночь началась утреня и за ней Божественная литургия, совершенные митрополитом Рязанским Стефаном в присутствии многочисленного духовенства. Между тем находившиеся в Москве войска в строевом порядке спешили в Кремль с распущенными знаменами и расположились на Ивановской площади. По окончании литургии ученый митрополит произнес речь, в которой доказывал нужду и пользу перемены года, и затем совершил благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением. При возглашении многолетия царю открылся колокольный звон во всей Москве, сопровождаемый пушечными и ружейными выстрелами. После своего поздравления с Новым годом и столетием царь пригласил бояр, духовенство и иностранных особ к парадному столу, а для народа были предложены угощения на площади; вечером была затейливая иллюминация улиц, домов и фейерверки. Впрочем, сначала многие были недовольны нововведением Петра I и долго считали новый год по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государстве начали от января писать новый год. В нашей Православной Церкви церковный год, однако, и доныне начинается с сентября. Следуя летосчислению от Рождества Христова, Церковь наша хранит летосчисление и от сотворения мира, и на книгах церковных, равно церковных грамотах означается год от сотворения мира и от Рождества по плоти Бога Слова. Для счисления времени у нас принят так называемый юлианский календарь, составленный Юлием Цезарем при содействии александрийского астронома Созигена за 46 лет до Рождества Христова приспособительно к солнечному году, при чем годы определены простые в 365 дней — три года сряду и високосные в 366 дней — четвертый год. Но общепризнано, что юлианский год не соответствует истинному солнечному году, которого он длиннее на 11 минут и 14 секунд.
История Нового года от Древнего Египта до наших дней
Некоторые мужчины под шумок ухитрялись отправиться домой с незнакомой девушкой или чужой женой. По некоторым данным, копты — потомки древних египтян, проживающие в Египте, Джибути и Нигере, — отмечают Новый год по александрийскому календарю, 29 или 30 августа. Их предки связывали его с разливом Нила, который приходится на конец лета — начало осени. Впрочем, праздник этот неофициальный, государственный же наступает, как и в большинстве стран, 1 января. Новогодняя осень И снова копты — на этот раз христианская община. Это первый день месяца тота — первого в коптском календаре. Как правило, в сентябре же наступает и еврейский Рош ха-Шана «голова года» — иврит , с которого начинается календарный цикл в иудаизме. Здесь дата плавающая, иногда она может прийтись и на октябрь, но в 2023 году Рош ха-Шана праздновался с 15 по 17 сентября. Хотя в этот период зажигают свечи и собираются всей семьей на торжественное застолье, атмосфера царит не столько праздничная, сколько религиозная. В эти дни положено по возможности меньше спать и больше молиться.
Рош ха-Шана. Да-да, сейчас мы знаем его как Хеллоуин — День всех святых. В этот период граница между нашим и потусторонним миром, по мнению кельтов, становилась особенно тонкой, и возникала возможность встретить духов и фейри. Чтобы они не набедокурили, для них готовили особую еду и питье. Кроме того, накрывали стол для умерших родственников, которые в этот день могли заглянуть на огонек в свой прежний дом. И конечно же, во время Самайна активно гадали — возможность достучаться до потустороннего мира обещала особую точность в предсказаниях будущего. В ноябре Новый год приходит на Гавайи. В этот день полагается танцевать хулу — это, по сути, пластический мини-спектакль, посвященный сотворению мира. На костре или в земляных печурках готовятся праздничные блюда — молодой поросенок с зеленью, рыба в кокосовом молоке, плоды хлебного дерева.
Одна из непременных традиций — подарить цветочную гирлянду лей. Получить ее — особая честь, и дарителя непременно надо вознаградить поцелуем. Картина гавайского хулы, написанная российским художником Хорисом Андреевичем, во время экспедиции на Гавайи в 1822 году.
Вместе с христианством на Руси 988 г. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии, в конце 15 века, а по другой, в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.
Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековье, установление христианства как религиозной идеологии вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский Новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому Новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно в ознаменование покоя от всех житейских забот. Таким образом, Новый год стали вести с первого сентября.
Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена-летопроводца. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Пётр I не мог, так как церковь жила по юлианскому.
В результате появился еще один праздник - Старый Новый год, и в этот день у верующих уже нет ограничений, связанных с постом", - объяснил Владислав Петрушко в интервью РИА Новости. Еще историк напомнил о том, что Россия начала праздновать Новый год 1 января по указу Петра I. Указ о переходе страны на новое летоисчисление и переносе начала года с 1 сентября на 1 января был подписан 20 декабря 1699 года. Документ предписывал поздравлять друг друга с Новым годом и украшать дома сосновыми и можжевеловыми ветками.
Однако нововведение прижилось далеко не сразу. А до революции 1917 года страна жила по юлианскому календарю: тогда Рождество праздновали 25 декабря, по окончании поста.
А верите ли вы в великое будущее нашей страны? Новые правила стали традицией не скоро, спустя несколько столетий, и от празднования старой даты не отказались. В сентябре устраивали широкое гуляние, а в марте — народные пляски и встречали лето. Как Новый год праздновали на Руси в период раннего христианства Как и сегодня, сентябрьский праздник начинался в ночь с 31 августа. Семья, близкие и друзья собирались за одним столом и угощались торжественными блюдами и медовухой.
Ушедший год обсуждали до полуночи, с громом пушек и колокольным звоном наступал новый год. Поздравлением был троекратный поцелуй, которым мы поздравляем друг друга на Пасху. В 1698 россияне отметили торжество 1 сентября в последний раз, когда на главной площади восседал Петр I. Раньше на ней собирались царь и глава церкви, которые обращались к народу. Патриарх благословлял на новое правление царя и народ. Это был последний год , когда русский царь встречал год на площади с народом. Интересно, что поздравление родных и близких с новым годом также сформировалось не сразу, а лишь к началу XVIII столетия.
До этого праздник был лишь церковным обрядом. Нововведения Петра I в празднование Нового года Один из главных реформаторов России Петр I решил по-своему устроить Новый год, и переводя наши традиции на европейские стандарты , отменил существующее летоисчисление и указом 1699 года установил начинать отсчет лет от Рождества Христова, а год с 1 января. По указанию царя праздник начинался с молитвы, звона колоколов и пушечных выстрелов. Тогда же началось формирование европейского обычая поздравлять друзей и близких. Улицы и дома украшались еловыми ветками. Устраивался и торжественный военный парад. Государь вместе с войском шел на литургию в Успенский собор.
После всех православных обрядов царь поздравлял народ и принимал поздравление. Высшее духовенство удостаивалось чести сидеть за торжественным столом с государем.
От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи
День 10 сентября в истории В 1492 году, который был 7000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел своим царским указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Эта традиция продержалась на Руси до 1700 года. Изменения в дате празднования связаны с именем Петра I. Чтобы синхронизировать российское летосчисление с европейским, он своим указом в 1699 году предписал считать первое января 7208 года от сотворения мира первым января 1700 года от Рождества Христова, а начало гражданского нового года перенести на 1 января.
Технически, год у мусульман начинается 3 октября, в первый день месяца мухаррам, когда пророк Мухаммед бежал в Мекку из Медины. Но как таковых торжеств в этот день нет в некоторых мусульманских странах, как, например, в Брунее, Сомали и Таджикистане , публичное празднование Нового года по христианскому или китайскому обычаю вообще запрещено. Возможен был и альтернативный подход — кельты, например, вели отсчет нового года не с начала аграрного сезона, а с его окончания. В Самайн, пик которого приходится в ночь на 1 ноября, отмечался праздник сбора урожая; главным ритуальным действием было разжигание священного огня — во всех светильниках огонь следовало погасить и символически зажечь снова, причем нужно было дождаться, пока сначала это сделают в королевском дворце. Что-то от этого обычая есть в нашей традиции ждать удара часов именно на кремлевской башне. Самайн Фото: V. David-Martin Как и во многих других культурах, Самайн был еще и днем мертвых, днем, когда в мир людей пробирались духи из потустороннего мира — дни праздника не принадлежали ни старому году, ни новому, они как бы выпадали из цикла времени, и поэтому граница между мирами приоткрывалась.
В итоге получился хорошо нам знакомый аттракцион под названием Хеллоуин — христианское название, демоническое содержание, ну, а от сельскохозяйственного значения остались только тыквы со свечкой внутри. Иудеи тоже имеют собственный взгляд на календарь. Идею Нового года евреи переняли у вавилонян, но использовали при этом не весенний, а осенний праздник, приуроченный к концу сезона, Реш Шаттим, позднее трансформировавшийся в Рош а-Шану. Отмечается он в первый день месяца Тишрей Ташриту в Вавилоне , то есть примерно в сентябре, дата непостоянна. Праздник Рош а-Шана с течением веков наполнился множеством сложных религиозных смыслов, а также уникальных обычаев, таких как ташлих — выворачивание карманов в реку, море или колодец, что символизирует очищение от грехов. Вакханалия на века У каждого народа существовали свои божества, в честь которых с наступлением весны устраивались ритуалы и празднества — у славян, к примеру, Новым годом была Масленица на границе зимы и весны , связанная в первую очередь с Велесом, а также Мокошью; ее основные ритуалы сохранились в общих чертах и сейчас. Древние греки отмечали праздник пробуждения природы, Антестерии, в середине одноименного месяца антестериона, примерно в середине февраля, когда подрезалась виноградная лоза.
Это был один из дионисийских праздников, так называемые Старые Дионисии существовали также и малые или сельские Дионисии, отмечавшиеся по окончании сезона сбора винограда , одновременно служивший и днем поминовения усопших. Если у вавилонян царь в Новый год символически вступал в брак с богиней плодородия, то у греков за Диониса «выходила замуж» супруга архонта. Праздник длился три дня, в первый из которых дома украшались цветами и вскрывались бочки с вином предыдущего года. Граждане устраивали в честь Диониса карнавальные шествия, театральные представления и, конечно, обильные возлияния, в том числе соревнования по скорости и количеству выпитого; традиционным подарком служили кувшины для вина. Вакханалия перед изваянием Пана Фото: Никола Пуссен, около 1634-1635. Затем, в IV в. В эти дни бурно расцветал театр, проводились спортивные состязания; чтобы все могли принять участие в веселье, узников выпускали на поруки, а должников не трогали.
С марта же начинался отсчет первого известного нам римского календаря; он был назван в честь бога Марса, который, с одной стороны, считался отцом основателя города Ромула, а с другой, первоначально был богом земледелия, а уж после — войны. Но по смыслу, главным земледельческим праздником у римлян были скорее Сатурналии, совпадавшие с зимним солнцестоянием, то есть отмечавшиеся в конце декабря по случаю не начала, а окончания аграрного сезона. В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам. Именно Сатурналии впоследствии оказали большое влияние на европейские традиции новогодних празднований. С течением времени календарь оказался невероятно запутан, что создавало проблемы для государственных дел, и Юлий Цезарь, как известно, был вынужден провести тотальную реформу с участием египетских астрономов. Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее.
Его молили об удаче в наступающем году — и до сих пор мы в новогоднюю ночь загадываем желания, хоть уже не вспоминая античных богов. Люди также обменивались подарками, которые в Древнем Риме назывались strenae — по имени богини благоденствия Стрении, ветви из священной рощи которой приносили удачу.
Рождество также осталось нерабочим днем, то есть фактически 6 января было единственным рабочим днем в недельной череде зимних праздников.
Во-вторых, вместо 7 ноября нерабочим было объявлено 4 ноября, которое предписали считать "Днем народного единства". Рабочим днем стало 2 мая до этого в честь Дня весны и труда нерабочими были два дня: 1 и 2 мая. Также рабочим днем объявили День Конституции 12 декабря.
В 2012 году график новогодних каникул снова изменился Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. С этого времени отдых длится с 1 по 8 января. Однако на поверку это означает не удлинение, а уменьшение каникул.
Дело в том, что одновременно было решено переносить выходные дни, совпадающие с новогодними праздниками, не на следующий рабочий день, а присоединять к любому из других праздничных дней по усмотрению Правительства РФ. Теперь за счет "лишних" новогодних выходных удлиняются майские праздники. Это решение было принято в связи с тем, что слишком длинные новогодние каникулы вызывали недовольство немалой части населения.
Кто-то утверждал, что его близкие за 10 дней выпивают слишком много спиртного. Кто-то сетовал по поводу отмены выходного 2 мая. Ранее с учетом переноса выходных майские праздники становились достаточно длинным периодом отдыха, и дачники использовали его для посевных работ.
Теперь же, утверждали владельцы огородов, праздничные дни отобраны у них и отданы любителям "просто побездельничать" на Новый год. Также высказывалось мнение, что новый график праздников рассчитан на тех, кто может зимой улететь отдыхать в теплые страны. Малообеспеченные граждане при этом потеряли возможность лишние пару дней погреться на майском солнышке.
Новая редакция ТК РФ должна была удовлетворить и любителей Нового года, и сторонников майских праздников. Зимние каникулы почти не уменьшились, а весенние на пару дней увеличились. Однако голоса недовольных до сих пор не смолкают.
Отдельным гражданам кажется, что длинные новогодние каникулы — это в принципе слишком большая роскошь. Да и вообще россияне, по их мнению, слишком много отдыхают. В начале декабря 2014 года Госсовет Республики Татарстан внес в Госдуму законопроект 1 , отменяющий перенос праздничных дней, совпавших с выходными.
Авторы документа указывают, что за 1992-2014 годы число нерабочих праздничных дней выросло с девяти до 14. С учетом переносов их количество увеличивается почти до двух десятков в год. В Госсовете Татарстана считают, что это негативно влияет на производство и экономику.
Критики этой позиции заявляют, что там, где работу прерывать объективно нельзя, она и не прерывается. Магазины не закрываются, предприятия непрерывного цикла не останавливаются, предприниматели не откладывают важные встречи и переговоры, платные клиники и учреждения сферы услуг продолжают работу. Для многих компаний, занятых в индустрии развлечений и туризма, зимние праздники, наоборот, являются авральным периодом.
Фактически единственная сфера, где каникулы действительно обычно длятся больше недели без всяких оговорок, — это госструктуры не считая экстренных служб.
Правда, люди все равно продолжали его отмечать, но уже более тихо и скромно, тайно наряжая запрещенную елку. Одновременно вернулась традиция украшать елку и устраивать шумные танцы. Однако стол тогда был очень скромным, и главным его лакомством была разве что «нарезка» из вареной колбасы. В это время французский повар Люсьен Оливье совместно с купцом Яковом Пеговым открывает ресторан «Эрмитаж». Шикарное заведение очень быстро завоевывает популярность у местной знати: богачи со всей страны съезжались сюда, чтобы отведать соус майон предшественник современного майонеза и другие кулинарные шедевры знаменитого француза. Однако вскоре гостям приелись все кушанья, и чтобы вернуть интерес к своему ресторану, Люсьен придумал совершенно новое блюдо — «Майонез из дичи» салат оливье. Оригинальный рецепт автор держал в строгом секрете, поэтому отведать угощение можно было только в «Эрмитаже». Лишь спустя несколько лет после смерти повара другие кулинары узнали его. В первоначальный рецепт изысканного угощения входили рябчики, телячий язык, паюсная осетровая икра, раки и другие ингредиенты.
Однако главный секрет салата канул в Лету вместе с создателем. Люсьен Оливье добавлял в состав пряности, но какие именно — никто до сих пор не знает. После Октябрьской революции 1917 г. Поэтому советские повара видоизменили рецепт, «подарив» нам всем известный салат оливье. Впервые этот салат появился в России в канун нового 1919 года, с легкой руки московского купца и трактирщика Анастаса Богомолова. Владелец питейных заведений нес огромные убытки — продукты подорожали, поэтому пришлось поднять цены на закуски, и мужики перестали брать их к выпивке. Поразмыслив, Богомолов приказал одному из своих поваров придумать дешевую, но сытную закуску. За основу взяли селедку — самый бюджетный на тот момент продукт. Ее мелко нарезали и положили на дно миски. Чтобы показать свою преданность революции, повар решил накрыть рыбу не только картофелем и луком, но и «шубой» свеклой ярко бордового цвета, которая символизировала красное знамя.
Новый салат сразу понравился посетителям трактира, и дела купца пошли в гору. К слову, изначально блюдо называлось не «сельдь под шубой», а Ш. Аббревиатура расшифровывалась как «Шовинизму и Упадку — Бойкот и Анафема! К счастью, впоследствии название упростилось. За счет содержащихся в костях и мясе животных желеобразующих веществ, застывая, он превращался в вязкую массу.
От Рождества к «пролетарскому» Новому году
Для того чтобы объяснить, какое место занимал Новый год в традиционном календаре даже не столько русском, сколько вообще в восточнославянском или славянском в допетровскую эпоху, нужно вспомнить, что первоначальный, дохристианский календарь у славян был календарём земледельческим, ориентированным на естественную смену времён года. Поскольку для земледельца очень важно знать сроки начала пахоты, начала сева, сбора урожая, он практически полностью зависел от смены годовых сезонов. Тот традиционный календарь, которым пользовались люди ещё в дохристианскую эпоху, в общем-то, не предполагал наше современное деление года на четыре сезона. Он скорее был ориентирован на два сезона, причём эти два сезона располагались не в тех календарных точках, как у нас сейчас. Эти точки были связаны с началом вегетативного сезона, началом вегетации растений, с началом весны, когда начинается возможность пахоты, сева, высаживания культурных растений, и с концом вегетативного сезона, когда вся природа замирает, урожай уже собран, и начинается зимний период. Поэтому самый древний Новый год у славян, в том числе у восточных славян, к которым принадлежат русские, начинался первого марта, когда начиналась весна. И этот самый старый Новый год, который праздновался первого марта, сохранялся до конца XV века, до 1492 года, когда царь Иван III своим указом переместил Новый год на первое сентября. В этом тоже была своя логика, тоже связанная с сельскохозяйственным циклом, потому что понятно, что начало сентября — это момент сбора урожая, когда проходят очень важные обряды, связанные с празднованием конца жатвенного сезона, так называемые дожинки, и освещение первых плодов нового урожая.
Второй новый год, праздновавшийся первого сентября, не был оформлен большим количеством обрядовых действий или праздничных мероприятий. Это была всё-таки достаточно техническая дата. И если мы с вами посмотрим на то, как оформляются празднования Нового года в каких-то других культурах, мы увидим, что это практически всегда так — некоторая техническая дата для отсчёта нового годового периода, нового времени. Никакого гипертрофированного веселья, никаких гипертрофированных специальных ритуальных действий всё-таки с ней не связывается. Иван III Васильевич Такое положение вещей сохранялось до 1699 года, когда Пётр I, съездив и в Голландию, и в Германию, увидел, как там празднуют рождественский период, Рождество; мы должны поговорить о том, что это, прежде всего, празднование Рождества. Он повелел своим указом — это было буквально 20 декабря, за десять дней до события — приблизить русскую календарную систему к европейской. Это выразилось в двух актах.
В том, что с этого момента мы начали исчислять годы не от сотворения мира, как было до этого, а от Рождества Христова. То есть, внезапно для всех жителей России наступил 1700 год от Рождества Христова. И при этом он наступил не первого сентября, как все привыкли за эти столетия, а вдруг, внезапно, первого января. То есть, он был буквально вклинен, инкорпорирован в эту святочную обрядовую систему. Как всегда у нас это всё делается совершенно внезапно. Но при этом, что очень важно подчеркнуть для наших с вами дальнейших рассуждений, Пётр оставил юлианский календарь. Собственно, с этого момента в России появилось исчисление времени от Рождества Христова и празднование Нового года первого января, но при этом остался старый юлианский стиль, отставший от григорианского стиля на 13 дней.
Пётр I Алексеевич Что интересного было в петровских календарных реформах. То, что он впервые попытался донести до своих подданных мысль, что время наступления нового года нужно каким-то образом маркировать разными атрибутами. И, естественно, атрибутом который единственный содержится в его указе от 20 декабря 1699 года было то, что богатые люди должны ставить перед дверями своих домов еловые, сосновые или можжевеловые деревца, а люди небогатые хотя бы по еловой веточке прикреплять к крышам или стенам своих домов. Нужно обратить внимание, что, то, что предлагал сделать Пётр, в общем, не имело никакого отношения к новогодней или рождественской ёлке, которая сформировалась позже, в XIX веке, потому что для него ёлка была не украшением пространства внутри дома, а скорее украшением улиц города. Особого значения для формирования святочного и новогоднего обряда этот указ Петра не имел, потому что вскоре после смерти Петра это установление было благополучно забыто.
В эпоху Сасанидов праздник, впрочем, уже стал официальным и приобрел элитарные черты — празднование длилось пять дней и было раздельным : в первые дни полагалось праздновать простым людям и знати, затем наступала очередь жрецов, лишь в самом конце — царской семьи. Так же, как в христианство на Руси оказались потом «встроены» языческие праздники, так и Навруз остался важным элементом «народного ислама», несмотря на свою языческую природу. Технически, год у мусульман начинается 3 октября, в первый день месяца мухаррам, когда пророк Мухаммед бежал в Мекку из Медины. Но как таковых торжеств в этот день нет в некоторых мусульманских странах, как, например, в Брунее, Сомали и Таджикистане , публичное празднование Нового года по христианскому или китайскому обычаю вообще запрещено.
Возможен был и альтернативный подход — кельты, например, вели отсчет нового года не с начала аграрного сезона, а с его окончания. В Самайн, пик которого приходится в ночь на 1 ноября, отмечался праздник сбора урожая; главным ритуальным действием было разжигание священного огня — во всех светильниках огонь следовало погасить и символически зажечь снова, причем нужно было дождаться, пока сначала это сделают в королевском дворце. Что-то от этого обычая есть в нашей традиции ждать удара часов именно на кремлевской башне. Самайн Фото: V. David-Martin Как и во многих других культурах, Самайн был еще и днем мертвых, днем, когда в мир людей пробирались духи из потустороннего мира — дни праздника не принадлежали ни старому году, ни новому, они как бы выпадали из цикла времени, и поэтому граница между мирами приоткрывалась. В итоге получился хорошо нам знакомый аттракцион под названием Хеллоуин — христианское название, демоническое содержание, ну, а от сельскохозяйственного значения остались только тыквы со свечкой внутри. Иудеи тоже имеют собственный взгляд на календарь. Идею Нового года евреи переняли у вавилонян, но использовали при этом не весенний, а осенний праздник, приуроченный к концу сезона, Реш Шаттим, позднее трансформировавшийся в Рош а-Шану. Отмечается он в первый день месяца Тишрей Ташриту в Вавилоне , то есть примерно в сентябре, дата непостоянна.
Праздник Рош а-Шана с течением веков наполнился множеством сложных религиозных смыслов, а также уникальных обычаев, таких как ташлих — выворачивание карманов в реку, море или колодец, что символизирует очищение от грехов. Вакханалия на века У каждого народа существовали свои божества, в честь которых с наступлением весны устраивались ритуалы и празднества — у славян, к примеру, Новым годом была Масленица на границе зимы и весны , связанная в первую очередь с Велесом, а также Мокошью; ее основные ритуалы сохранились в общих чертах и сейчас. Древние греки отмечали праздник пробуждения природы, Антестерии, в середине одноименного месяца антестериона, примерно в середине февраля, когда подрезалась виноградная лоза. Это был один из дионисийских праздников, так называемые Старые Дионисии существовали также и малые или сельские Дионисии, отмечавшиеся по окончании сезона сбора винограда , одновременно служивший и днем поминовения усопших. Если у вавилонян царь в Новый год символически вступал в брак с богиней плодородия, то у греков за Диониса «выходила замуж» супруга архонта. Праздник длился три дня, в первый из которых дома украшались цветами и вскрывались бочки с вином предыдущего года. Граждане устраивали в честь Диониса карнавальные шествия, театральные представления и, конечно, обильные возлияния, в том числе соревнования по скорости и количеству выпитого; традиционным подарком служили кувшины для вина. Вакханалия перед изваянием Пана Фото: Никола Пуссен, около 1634-1635. Затем, в IV в.
В эти дни бурно расцветал театр, проводились спортивные состязания; чтобы все могли принять участие в веселье, узников выпускали на поруки, а должников не трогали. С марта же начинался отсчет первого известного нам римского календаря; он был назван в честь бога Марса, который, с одной стороны, считался отцом основателя города Ромула, а с другой, первоначально был богом земледелия, а уж после — войны. Но по смыслу, главным земледельческим праздником у римлян были скорее Сатурналии, совпадавшие с зимним солнцестоянием, то есть отмечавшиеся в конце декабря по случаю не начала, а окончания аграрного сезона. В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам. Именно Сатурналии впоследствии оказали большое влияние на европейские традиции новогодних празднований. С течением времени календарь оказался невероятно запутан, что создавало проблемы для государственных дел, и Юлий Цезарь, как известно, был вынужден провести тотальную реформу с участием египетских астрономов. Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее.
Разве что, появился на несколько десятилетий постарше. Так что начнем с появления Санты. Реклама — двигатель… традиций В средневековой Европе Рождество и Новый год считались домашними праздниками. Собственно, именно Рождество было главным событием, наступление же через несколько дней календарного нового года ажиотажа уже не вызывало. Отмечалось оно в целом примерно одинаково, а вот новогодние персонажи в разных странах отличались. Во Франции в ночь перед Рождеством к послушным детям приходил Пэр Ноэль а к непослушным Пер Фуэтар и оставлял в башмачках подарки. Его заманивали, украшая дом свечами и игрушками. С европейскими колонистами рождественские традиции попали в Америку, где стали причудливым образом смешиваться и трансформироваться. Поскольку Нью-Йорк изначально был голландской колонией и именовался Новый Амстердам, его жители традиционно использовали нидерландский вариант Синтерклаас святой Клаас, то есть Николай. Но когда выходцы из Британии постепенно вытеснили голландцев и составили большинство населения, то они на английский манер переделали его в Санта-Клауса. К середине века в Америке уже все знали, кто такой Санта, поскольку его образ стал широко использоваться торговцами в предновогодней рекламе. Санта-Клаус отправился в «кругосветку» поздравить детей Получается, что именно американским рекламщикам XIX века мы и должны быть благодарны за появление образов Санта-Клауса, а потом и Деда Мороза. Бизнесмены поняли, что если раскрутить традицию рождественских подарков, да еще взять в союзники детей, их доходы многократно возрастут. Каждый потенциальный покупатель будет просто вынужден приобретать подарки, порой совершенно бесполезные. Незаметно произошла подмена понятий: реклама сделала факт подарка важнее его содержимого. Кстати, и привычный образ Санта-Клауса, который мы уже ни с кем не спутаем, имеет прямую связь с рекламным бизнесом — его фактически канонизировала компания «Кока-Кола». Уже сформировавшимся рекламным образом Санта пересек океан в противоположном направлении. В одних странах он прижился, в других трансформировался с учетом местных традиций. Так произошло и в России. Кто впервые использовал рекламный образ Деда Мороза как русский новогодний символ, доподлинно не известно, но он регулярно стал появляться в рекламных журналах и на рождественских открытках с конца XIX века, а вскоре рядом с ним стали изображать и Снегурочку. Примерно с этого же времени в городской обиход стал входить обычай дарить подарки не только детям и наряжать в домах ёлки. Так что реклама — двигатель не только торговли, но и некоторых традиций. И создатель привычного нам образа Деда Мороза. Сначала их проводили благотворительные организации в сиротских приютах, но постепенно, эта традиция ушла в народ. А вот в престижных учебных заведениях были распространены рождественские балы — без «плебейских» Дедов Морозов и Снегурочек, но с красиво украшенными ёлками. В годы мировой и гражданской войн было не до праздников, хотя в мемуарах многих жителей обеих столиц есть рассказы о том, что крупные города на Рождество были буквально завалены елками — крестьяне окрестных деревень привозили их в надежде продать или обменять. Пользовались отсутствием власти. После Гражданской войны ёлки как праздник объявили пережитком буржуазного прошлого, Дед Мороз и Снегурочка оказались вне закона. Новогодняя елка прошла в Русском культурном центре в Дамаске Но всё изменилось 28 декабря 1935 года, когда газета «Правда» опубликовала открытое письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям «ёлку». Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какието, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Наши предки началом года считали март. Так продолжалось до тех пор, пока в 1699 году Петр I не издал два именных указа. Как Новый год начали отмечать 1 января До 1700 года в России действовала византийская система летоисчисления, совпадающая с юлианским календарем. Новый год встречали в марте и провожали в последний день февраля. Отмечать Новый год 1 января по примеру европейских христианских государств начали по указу Петра I в 1700 году. При этом вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению и праздновать Новый год на 11 дней позже других государств, уже перешедших на григорианский календарь. Именно Петр I ввел традиции украшать главные улицы и знатные дома хвойными деревьями и ветками. Все остальные могли «учинить» по древцу или ветви на воротах или «над хороминою своею». Главное торжество, согласно указу, проходило на Красной площади. В честь Нового года там устраивали фейерверк, пушечный и ружейные салюты и выпускали ракеты.
Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года
Такой порядок отмечания Нового года сохранялся вплоть до Петра I, поменявшего все указом о новой дате празднования. Мы не всегда праздновали Новый год с таким размахом, как сегодня. Когда и почему стали праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января.
Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому
Если Новый год отмечают практически повсеместно, то со Старым Новым годом все немного сложнее. В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Традицию праздновать Новый год с 1 января, как известно, ввел Петр I. До него Русь встречала каждый следующий год, отчитывая от Сотворения мира. К этому времени относят возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским.
История Нового года от Древнего Египта до наших дней
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси | Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. |
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси | Согласно тексту указа Петра, 1 января положено поздравлять друг друга с Новым годом и устраивать пиротехнические забавы. |
Когда впервые начали отмечать Новый год в России? | Ранее новый год праздновали 1 сентября, которое было установлено в 1492 году Иваном III. |
Новый год на Руси до указа Ивана | отгуляла,или вот новый год праздновать,когда от старого еще два месяца осталось.,,Что же касается даты 1 марта, то не исключено, что славяне переняли ее у римлян. ". |
История Нового года. Каким он был до Петра I? | В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. |
История Нового года от Древнего Египта до наших дней
В преддверии наступления нового, 2017-ого года редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории новогоднего праздника в России. В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю. Если Новый год отмечают практически повсеместно, то со Старым Новым годом все немного сложнее. Есть и те, кто отмечает Новый Год ближе к общепринятому сейчас празднованию, то есть — во время Коляды.