Н - Венчание в мечети - Брак из ислама - Брак из мусульманского права - Как в исламском семейном праве называется брак, заключаемый между мужчиной и женщиной?
Как называется молитва мусульман 5 букв. Мусульманские молитвы, читаемые при выходе из дома
Обувь снимается на входе. Женщины должны находиться в мечети с покрытой головой и в длинных одеждах, прикрывающих ноги. Никах По мусульманским традициям, брак действителен только в том случае, если были проведены соответствующие обряды. В Исламе религиозный свадебный обряд носит название «никах». Мулла читает четвертую суру Корана «Женщины» , в которой указываются права мужчины и женщины в браке.
Суннат Суннат — это мусульманский обряд обрезания крайней плоти у мальчиков 7-10 лет. Как видно по названию, данный обычай предписан сунной, которая разъясняет и дополняет Коран.
Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым тахара. Молящиеся могут расстелить молитвенный коврик саджжаду. Во время коллективного намаза молящиеся становятся рядами за имамом, который руководит молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин или становятся сзади. Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, совершать посторонние движения и т. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии.
Больные и инвалиды имеют послабления в обряде намаза и могут совершать его как сидя, так и лёжа, совершая движения мысленно. Обряд намаза одинаково исполняется последователями всех исламских течений, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность. В настоящее время в большинстве мусульманских стран нет строгого контроля за выполнением намаза, и его отправление является делом совести каждого отдельного мусульманина. Мусульманская молитва, совершаемая в определенное время дня. Утренний н.
Затем он перенесся в Иерусалим, к Храмовой горе. Здесь в Отдаленной мечети Байт-уль-Мукаддас Посланник Аллаха мир ему и благословение встретился со всеми пророками, в числе которых были Ибрахим, Муса и Иса, мир им всем, и совершил с ними коллективную молитву в качестве имама руководителя молитвы. Он вознесся к семи Небесам на такую степень, на которую не возносился никто из сотворенных.
На каждом небе он встречал приветствующих его пророков, а затем говорил с Всевышним Аллахом, и Творец был вне времени и места. В эту чудесную ночь Всевышний в качестве особо ценного подарка одарил мусульман обязательным ежедневным пятикратным намазом. Увидев все это, Пророк Мухаммад мир ему и благословение в тот же миг вернулся в Мекку. День свадьбы или рождения ребенка. В эти дни принято собрать родственников, друзей, набожных людей, и угостить их и дарить подарки по возможности. В этих собраниях, как правило, поминают Аллаха, читают Коран, благословляют Пророка мир ему и благословение , поют панегирики, стихи, восхваляющие Пророка мир ему и благословение и призывающие к благочестию. Также разрешены песни и пляски в рамках установленных Шариатом. Мухаррам — это священный, а также и первый месяц нового лунного года, — установлен в память о переселении Пророка Мухаммада мир ему и благословение из Мекки в Медину.
Это один из четырех запретных месяцев. О высокочтимости месяца мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху. Как мы проведем этот первый месяц года, так и пройдет весь год. Имам аль-Газали в своей книге «Ихья» пишет, что если провести месяц мухаррам в поклонении, то можно надеяться, что его благодать достанется и остальным месяцам года. Достоверный хадис, переданный Муслимом, гласит: «После месяца рамадан самым лучшим для соблюдения поста является мухаррам». В другом хадисе, переданном Табрани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца мухаррам, воздастся как за 30 постов». Согласно еще одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу месяца мухаррам.
Мухаррам — месяц покаяния и поклонения Аллаху, прощения грехов и многократного воздаяния за добрые деяния. Есть специальная молитва, которая читается в первый день года. Это дошло до нас от предыдущих поколений праведников. Хотя дуа можно делать в любое время, в начале года она особенна важна. Месяц мухаррам, как было сказано выше, является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. В этот день раздают милостыню, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела. В эти месяцы желательно увеличивать благие деяния, пост, садака и др.
В 2024 году эта дата - 15 июня. День Арафа отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Ад... В 2024 году эта дата - 16 июня. Праздник жертвоприношения Курбан Байрам или Ид аль-Адха является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 2-3 дн... В 2024 году эта дата - 17 июня. Дни Ат-Ташрик — продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам — отмечаются с 11-го по 13-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа. Паломники отправляются в местность Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там... В 2024 году эта дата - 7 июля. В первый день священного месяца Мухаррам наступает Новый год по Хиджре. В этот день в мече... В 2024 году эта дата - 16 июля. На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление апокалипсис, конец света также наступит в день Ашура. Десятый день... В 2024 году эта дата - 5 августа. Сегодня календарь мусульманских праздников и памятных дат вступает во второй месяц года — Сафар Safar , который следует за первым месяцем Мухаррам. Для верующих месяц Сафар традиционно является месяцем ритуалов и спокойствия.
Возникновение
- Полный календарь мусульманских праздников 2023
- Мусульманский религиозный обычай, 5 букв
- Что за мусульманский праздник Мавлид и как его обычно отмечают? | АиФ Ставрополь
- Какой сейчас год по мусульманскому календарю
- Мусульманская молитва
Мусульманский религиозный обычай
Последняя бука буква "д". Сейчас в мире насчитывается более 800 миллионов последователей исламской религии (мусульман). исламская клятва и символ веры, один из Пяти столпов ислама и часть исламского призыва к молитве. В религиозной практике мусульман, помимо обязательных молитв, совершаются также и дополнительные, суннат-намазы. исламская клятва и символ веры, один из Пяти столпов ислама и часть исламского призыва к молитве. Вопрос: Мусульманский обряд, ежедневная 5-кратная молитва с чтением отрывков из Корана.
Полный календарь мусульманских праздников 2023
Главное условие — отказ от воды и еды в светлое время суток. В пост существует только два приема пищи: завтрак до рассвета сухур и ужин после вечерней молитвы ифтар. Традиционно время приема пищи определяли в каждой семье или мечети. Мусульмане полагают, что эта дата имеет отношение к появлению сур Корана.
Последнюю декаду месяца Рамадан пророк Мухаммед провел в молитвах. Однажды к нему явился ангел и передал первые пять аятов суры. Ночь Кадр — это время молитв и обращения к Богу.
Верующие мусульмане считают, что улицы в этот день имеют особый аромат. Ураза-байрам — 10 апреля Ураза-байрам, или Ид-аль-Фитр, — это конец месяца Рамадан, праздник разговения. После окончания поста мусульманам разрешается есть и пить.
Приступать к трапезе можно после коллективной молитвы, Ид-намаза. Перед празднованием следует подготовить дом, не должно быть пыли и грязи. За стол необходимо садиться нарядными.
В этот день принято дарить подарки и ходить в гости. В мусульманских странах день праздника, как правило, является выходным днем, как и в регионах России, где проживает много приверженцев ислама, — Татарстане, Башкирии, Чечне, Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и в Республике Крым. Кроме того, в некоторых странах праздник отмечают не один, а три дня.
Что можно и что нельзя делать в один из главных мусульманских праздников День Арфа — 15 июня Праздник еще принято называть Днем стояния на горе Арафат.
Для многих мусульман-суннитов этот особенный день состоит из дополнительных молитв, еды и веселья. В зависимости от общины проводятся большие парады, а дома и мечети по-особенному украшаются.
Дети в это время читают стихи и рассказы своим родителям. Мавлид это что такое? Это все же государственный праздник в большинстве исламских стран.
Ночь Рагаиб 2023. Что нужно знать? Описание проведения обряда Что такое Мавлид?
Мусульмане всего мира отмечают этот день, который также является официальным праздником во многих частях мира. Маулид ан-Наби на арабском языке переводится как «день рождения пророка» и отмечается 12-го числа месяца Раби-уль-Авваль, третьего месяца исламского лунного календаря, который начинается с появлением Луны. Мусульмане всего мира считают, что этот день имеет особое значение в их календаре.
История праздника восходит к ранним дням ислама, когда несколько последователей Пророка Мухаммеда, известных как Табиун, начали проводить собрания стихов и песен в честь своего лидера. В центре внимания Ид Милад-ун-Наби — прославление жизни Пророка — его учения, страданий и его характера — поскольку он даже прощал своих врагов. Его учения до сих пор продолжают влиять на верующих и вселяют в них волю следовать по пути праведности.
Мусульмане празднуют это событие, надев новую одежду, вознося молитвы и обмениваясь подарками.
Верующие мусульмане считают, что улицы в этот день имеют особый аромат. Ураза-байрам — 10 апреля Ураза-байрам, или Ид-аль-Фитр, — это конец месяца Рамадан, праздник разговения. После окончания поста мусульманам разрешается есть и пить. Приступать к трапезе можно после коллективной молитвы, Ид-намаза. Перед празднованием следует подготовить дом, не должно быть пыли и грязи.
За стол необходимо садиться нарядными. В этот день принято дарить подарки и ходить в гости. В мусульманских странах день праздника, как правило, является выходным днем, как и в регионах России, где проживает много приверженцев ислама, — Татарстане, Башкирии, Чечне, Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и в Республике Крым. Кроме того, в некоторых странах праздник отмечают не один, а три дня. Что можно и что нельзя делать в один из главных мусульманских праздников День Арфа — 15 июня Праздник еще принято называть Днем стояния на горе Арафат. Традиционно в этот день мусульмане могут держать добровольный пост.
Домашние хлопоты необходимо закончить до обеда, вторая половина дня отведена на молитвы. Согласно поверью, грехи в этот день увеличиваются, а добрые дела поощряются. Это десятый день мусульманского месяца Зуль-хиджа — праздник завершения хаджа. Курбан-байрам отмечается несколько дней подряд. Например, в Саудовской Аравии празднование длится две недели. В 2024 году Ид-аль-Адха попадает на ночь с 15 по 16 июня.
Когда Аллах сотворил его, то дал ему сначала две вещи - тело и душу. Этим объясняется утренний двухракаатный намаз. Все четырехракаатные намазы обеденный, послеобеденный и ночной объясняются тем, что при сотворении Адама мир ему Аллах использовал четыре составляющие - воду, землю, ветер и огонь. В завершение своего творения Аллах наделил первого человека тремя ценными качествами - разумом, чувством стыда и верой.
краткое сообщение быт ,обычай и традиции ислама , прошу помогите , даю 20 баллов!!!!!
Сейчас в мире насчитывается более 800 миллионов последователей исламской религии (мусульман). В религиозной практике мусульман, помимо обязательных молитв, совершаются также и дополнительные, суннат-намазы. Ответы на кроссворд. Мусульманская религия, 5 букв, на И начинается, на М заканчивается Слово из 5 букв: Первая буква — И, вторая буква — С, третья буква — Л, четвертая буква — А, пятая буква — М Ответ — ИСЛАМ.
Молитва мусульманина, 5 букв, сканворд
Кроме признанного в суннитском мире кодекса Усмана существует также версия Корана 159 , признаваемая «крайними» шиитами. Основные отличия между двумя версиями Корана заключаются в том, что в указанном списке в ряде мест вставлено имя сугубо почитаемого шиитами Али ибн Абу Талиба, а также добавлена 115 сура, которая называется «ан-Нурайн» «Два светила» , прославляющая Али ибн Абу Талиба вместе с пророком Мухаммадом. Позднее она была признана подделкой 160. В настоящее время большинство шиитов пользуется версией Корана, составленной Усманом и Зайдом ибн Сабитом. Лишь небольшие группы шиитов, проживающих в Индии и Пакистане, продолжают использовать так называемый «список Али». Хронология коранических аятов В целом все аяты делятся на мекканские, ниспосланные Мухаммаду в период его жизни в Мекке, и мединские, связанные с началом хиджры в Медину. Обстоятельства жизни мусульманской уммы накладывали свой отпечаток на содержание откровений. Так, мекканские аяты отличает яркая полемичность с многобожием, призывы к поклонению только Аллаху, напоминания о грядущем воздаянии, рае и адских муках, проклятия в адрес идолопоклонников. С переселением в Медину перед общиной встали новые задачи, связанные с социально-правовой организацией жизни уммы. Соответственно меняется и пафос аятов: теперь в них больше обстоятельных и пространных прозаических периодов, раскрывающих различные стороны жизни и деятельности мусульман.
Суры могут быть составлены как полностью из мекканских сура 2 «Завернувшийся» или мединских аятов сура 3 «Семейство Имрана» , так и сочетать в себе и те и другие. Например, сура 6 «Скот» содержит мекканские и мединские аяты, являясь смешанной. Относительно хронологии ниспослания тех или иных аятов у улемов 161 нет единого мнения. Что касается первых ниспосланных аятов, то здесь большинство комментаторов Корана сходятся в том, что ими стали первые пять стихов, вошедшие в 96 суру «Сгусток»: «Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь — самый великодушный, который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал». Коран 96:1—5 Интересна точка зрения исламских ученых на первую так называемую «Открывающую» суру Корана «аль-Фатиха» 1. По убеждению многих исламских ученых, эти аяты заключали каждое ниспосылаемое Мухаммаду «откровение»: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху — Господу [обитателей] миров, милостивому, милосердному, властителю дня Суда! Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи: веди нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев, и не [путем] заблудших».
Коран 1:1—7 А вот последние ниспосланные строки вызывают немало споров среди богословов. В основном называются либо аяты о наказании за убийство мусульманина Коран 4:93 , либо о боковой линии наследования Коран 4:176 , либо о совершенстве дарованной людям через Мухаммада религии Коран 5:3. Итак, установление точного хронологического порядка сур представляет немалую сложность для коранистики. Суры в Коране, за исключением первой «Фатихи», расположены, как уже очевидно, не в хронологическом порядке их ниспослания, а в основном в порядке уменьшения их длины, но этот принцип соблюдается неточно. Самая длинная сура 2 «Корова» состоит из 286 аятов, а самая короткая — сура 108 «Аль-Каусар» «Обильный» — содержит только три аята. Современный порядок сур в Коране Нет единого мнения о том, был ли он определен при жизни Мухаммада или же сложился позднее. Ряд авторитетных улемов, таких как ан-Наххас, аль-Кирмани, ибн аль-Анбари, склоняются к мысли, что порядок сур в первом письменном экземпляре цельного текста Корана был обусловлен указаниями самого Мухаммада. Они полагают, что именно этот экземпляр — мусхаф Абу Бакра — содержит порядок сур, который более всего угоден Аллаху. Малик ибн Анас, Бакиллани придерживаются мнения о том, что расположение сур в священном тексте было установлено сподвижниками пророка на основании собственных суждений — иджтихада 162.
В любом случае для самих мусульман вопрос возникновения современного порядка сур не является камнем преткновения. Как пишет об этом андалузский улем Ибн аз-Зубайр ал-Гирнати, «если порядок сур был установлен пророком, то этот вопрос не обсуждается; если же он возложил его решение на своих последователей, то каждый из сподвижников приложил все силы для этого. Они прекрасно знали этот вопрос, и тому, как они понимали его, можно доверять» 163. Насх является одним из объектов критики в полемике с исламом. И потому стоит осветить точку зрения самих мусульман по указанной проблематике. По оценкам разных улемов, в Коране насчитывается от 5 до 500 отмененных аятов 165. Так, например, если в 180 аяте 2 суры «Корова» говорится, что имущество мусульманина наследуют родители или близкие родственники, то в аятах 11—13 и 176 суры 4 «Женщины» предлагается долевое деление наследства между всеми членами семьи умершего. Неоднозначно говорит Коран о вине и азартных играх. В одном месте о них сказано, что «и в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» Коран 2:219.
В двух других аятах они названы «скверными деяниями, внушаемыми шайтаном», которых должно сторониться Коран 5:90—91. Впрочем, для мусульман в отмене заповедей и замене их на другие нет ничего удивительного и противоречивого. Главным аргументом улемов является то, что власть Аллаха безгранична и он в своих действиях не обязан считаться с мнением или желаниями людей. Вместе с тем Аллах справедлив и знает лучше, что и в какой момент человеку полезно, а что — нет. Иными словами, Аллах позволяет людям только то, что им полезно, и запрещает только то, что наносит им вред. Устами Мухаммада Аллах говорит в Коране: «Мы не отменяем и не предаем забвению ни один аят, не приведя лучше его или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах властен над всем сущим? Да, большинство неверных не знает [истины]». Коран 16:101 Разногласия среди улемов относительно отмененных и действующих аятов можно объяснить и различием их отношений к тем или иным ситуациям или явлениям.
Сунна Форма и содержание Сунна араб. В целом под сунной понимают совокупность сведений о поступках, изречениях, внешних и нравственных качествах Мухаммада. Пример жизни посланника Аллаха букв. Сунна поясняет смысл аятов Корана, дополняя их подробными разъяснениями о том, каким должно быть поведение мусульманина в различных сферах его жизни. Так, в Сунне Мухаммад объяснял, как именно нужно исполнять предписания Аллаха, как совершать молитву намаз и паломничество хадж , как выплачивать закят милостыню и многое другое. Существовавшая долгое время устно, Сунна зафиксирована в форме хадисов. В шиитской среде хадисы могут еще именоваться хабарами 166. Несмотря на то что сунниты и шииты пользуются разными сборниками преданий, Сунну одинаково почитают все направления традиционного ислама. Как и Коран, Сунна считается частью Божественного откровения.
Но если Коран является таковым и по форме, и содержанию, то хадисы передают Божественное откровение лишь по содержанию. Хадисы: структура, содержание, история записи Хадис араб. Хадис задает верующим образец для подражания, а также восприятия различных религиозно-правовых вопросов с позиций ислама. Структурно хадис состоит из двух частей: информационной части, составляющей собственно содержание хадиса матн , и перечисления людей, участвовавших в цепочке передачи данного хадиса иснад. История записи хадисов началась еще в период жизни Мухаммада, когда его верные сподвижники, а также члены уммы записывали сказанные пророком слова или же описывали его поведение в различных ситуациях. Спустя некоторое время после смерти пророка накопилось огромное количество материала, связанного с жизнью и высказываниями Мухаммада. И очевидно, что среди этого многообразия далеко не все свидетельства соответствовали действительности. Некоторые данные и вовсе являлись фальсификацией. Во времена первых халифов исламские ученые провели огромную работу по систематизации хадисного материала.
Сподвижники Мухаммада, дабы избежать распространения в народе «лживых» хадисов, обязывали каждого, кто рассказывал тот или иной хадис, называть имя того, от кого он услышал его, и возводить цепочку передатчиков хадиса к самому пророку. Именно эта цепочка передатчиков хадиса — иснад — служила главным критерием достоверности рассказа. Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов В результате кропотливой работы исламских богословов хадисы были разделены на достоверные сахих , хорошие хасан и слабые даиф. Первые две группы считаются надежными хадисами и обладают юридической силой, то есть служат доводом для вынесения того или иного религиозно-правового решения. Слабые хадисы считаются ненадежными и не являются источником права, поскольку в иснаде отсутствует какое-либо звено или же содержание хадиса противоречит другим, более надежным сообщениям. Но эти хадисы могут использоваться верующими для духовной пользы и назидания. Особая категория хадисов — это хадисы аль-кудси с араб. В это время появились так называемые «шесть сводов» хадисов, которые приобрели наибольшую известность и авторитет среди мусульман-суннитов 167.
Этот сборник считается самым надежным источником. В его состав вошли только достоверные хадисы. Сборник разделен на тематические главы. Это второй по надежности сборник. Хадисы распределены по тематическим разделам. Похожие хадисы приводятся вместе, это помогает сравнивать их друг с другом. В сборник собраны хадисы, касающиеся в основном вопросов мусульманского права. Помимо высказываний пророка в сборник имама Абу Дауда вошли также высказывания ближайших сподвижников Мухаммада и их учеников. Сборник собрал хадисы, посвященные различным сторонам исламского права.
Обычно подобные сборники называют также «сунан». Потому труд имама ат-Тирмизи известен как «Сунан» ат-Тирмизи. Этот сборник считается мусульманами самым авторитетным после сборников аль-Бухари и Муслима. Данный сборник содержит большое количество слабых хадисов, но несмотря на это, приобрел большую популярность у верующих. Однако авторитетность и достоверность многих хадисов вызывает немало нареканий и вопросов у мусульманских ученых. Приведем пример хадиса из сборника имама аль-Бухари. Сборник аль-Бухари. Книга 1. Хадис 1 Первая часть хадиса представляет собой иснад и указывает на то, что каждый из передатчиков данного рассказа слышал его от своего учителя-шейха.
Цепочка восходит к Умару ибн аль-Хаттабу — ближайшему сподвижнику Мухаммада и второму праведному халифу исламского государства, а от аль-Хаттаба восходит к самому Мухаммаду. Текст хадиса — матн — представляет собой слова Мухаммада, в которых пророк подчеркивает важность благих намерений для мусульманина: любое действие, совершенное не ради Аллаха, не принесет добрых плодов для совершающего это действие. Несмотря на то что все течения ислама признают авторитет и духовное значение Сунны, мусульмане различных направлений пользуются при этом разными сборниками. У шиитов авторитет и популярность получили следующие четыре свода хадисов хабаров : 1. В нем содержатся хадисы, записанные со слов членов семьи пророка. Значение Сунны в жизни мусульманина Изучение Сунны имеет огромное значение для образования и воспитания настоящего мусульманина. Сунна — источник вероучения, права, этических и бытовых норм для любого правоверного. Авторитетом Сунны освящались все последующие нормы административной, религиозной, юридической и бытовой практики. Но вместе с тем историческая достоверность многих частей Сунны вызывает немало споров среди ученых-востоковедов, а также либерально настроенных мусульман.
Это, впрочем, не отменяет духовной ценности хадисов для большинства последователей ислама. Иман включает в себя: 1 внутреннюю убежденность в истине мусульманского учения, 2 свидетельство веры делами, 3 словесное исповедание веры. Каждый верующий мусульманин должен исповедовать определенный набор вероучительных принципов, которые получили в исламе наименование акида с араб. Это закрытый список доктринальных положений, состоящий из шести пунктов и известный как «Шесть основ веры». Шесть основ мусульманской веры 1. Вера в Аллаха Убежденность в существовании верховного Бога, единого и единственного, как в отношении личности, так и в отношении природы. Он не нуждается в помощниках и «сотоварищах». Он Творец и Судия Вселенной, существующий вне времени и пространства. Аллах открывает Себя людям через Свои писания и Своих посланниковпророков.
Коранический текст указывает: «Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним [за кого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он — всевышний, великий». Коран 2:255—257 Первое основание веры имеет особую формулу — шахаду с араб.
Искреннее и убежденное произнесение шахады в присутствии свидетелей-мусульман является актом принятия ислама. Обычно шахада произносится трижды в собрании общины верующих. Мусульманская традиция делает особый акцент на единстве и единственности Аллаха, видя в единобожии центральный стержень ислама. Это вовсе не случайно. Ислам , как было отмечено ранее, возник во многом как реакция на столкновение представителей монотеистических религий иудаизма и христианства с аравийским политеистическим обществом. Исламская традиция приписывает Аллаху 99 имен, которые в совокупности называются аль-асма аль-хусна с араб. В мусульманской среде считается похвальным упоминание имен Аллаха и призывание Его. Вера в ангелов Убежденность в существовании созданных Аллахом из света ангелов. Из света Аллах создал духов с целью исполнения ими служебных функций.
В зависимости от вменяемых им обязанностей ангелы разделены по классам. Они не обладают способностью к творчеству и половыми различиями. Обитают на небесах, но по повелению Аллаха могут нисходить на землю и общаться с людьми. В Коране имеется следующее славословие Создателю мира: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему посланцами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями». Коран 35:1 В рамках исламской традиции некоторые ангельские сущности выделяются особо, поскольку им принадлежит особая роль в замысле Творца. Так, существуют ангелы исполинских размеров, носящие трон Аллаха, ангелы-писцы, приставленные к каждому человеку для фиксации всех совершаемых им дел, ангелы-истязатели покойников о совершенных поступках, ангелы смерти, ангелы-хранители гор и т. Поименно известны следующие ангелы: — Джабраиль Джибрил — отраженный в исламе образ библейского архангела Гавриила. Служит посыльным и доверенным лицом Аллаха; — Микаил — ответственный за рост и продуцирование растений; — Исрафил — возвещатель грядущего Суда, для чего ему надлежит в свое время вострубить в рог. Поскольку только Аллах достоин поклонения, мусульмане не должны поклоняться и молиться ангелам.
Нельзя просить ангелов о помощи и заступничестве. Однако им надлежит оказывать уважение. Кроме ангелов, имеющих световую природу, творениями Аллаха являются еще джинны, созданные из пламени. Джинны, подобно людям, отличаются половым диморфизмом и могут склонять как к добру, так и ко злу. Одним из таковых был Иблис вероятно, от греч. Иблис решился служить Аллаху, но в момент испытания не устоял: отказался по требованию Создателя поклониться человеку Адаму , мотивировав это тем, что Адам создан из глины, а сам Иблис — из огня. Джинны, последовавшие за возмутителем спокойствия, укоренились во зле и стали именоваться шайтаны 168. Они постоянно вредят людям, внушая им дурные мысли и побуждая к скверным поступкам. В то же время часть джиннов не пошла вслед за Иблисом.
Более того, некоторые из них, внимая проповеди Мухаммада, обратились в ислам. Вера в Писания Уверенность в сакральности текстов, ниспосланных Аллахом отдельным своим доверенным лицам с целью наставления в истине. Коран 2:136 Считается, что Аллах даровал Писания 169 следующим пророкам: — Ибрахиму библейскому Аврааму вместе с его потомками Исмаилом, Исхаком и Йакубом библейскими Измаилом, Исааком и Иаковом — сухуф букв. Данный список не является закрытым. Мусульмане полагают, что исторически существовали и другие богооткровенные тексты, которые не известны ныне. Мусульмане не считают перечисленные тексты тождественными по содержанию с библейскими книгами, утверждая, что последние были искажены иудеями и христианами. Поэтому священным статусом обладает только Коран, которому определяется роль вечного и неизменного эталона истины. Докораническим письменным откровениям исламская традиция приписывает узкоэтнический характер, так как они были ниспосланы лишь одному народу. Коран в этом отношении универсален по своему значению и адресату.
Отдельные стихи Библии, впрочем, мусульманские проповедники охотно цитируют в полемических и миссионерских целях, нередко интерпретируя их в выгодном для себя ключе. Например, слова из Второзакония, возвещенные через пророка Моисея: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» Втор. Та же участь постигла в мусульманской среде и слова Иисуса Христа о даровании другого Утешителя см. Вера в посланников араб. Суть профетических слов состояла в утверждении среди народов единобожия. В числе посланников присутствует имя Исмаила Измаила , рожденного, согласно библейскому тексту, от Авраама наложницей Агарью см. Арабы, как мы помним, твердо убеждены в том, что именно Исмаилу принадлежит честь наследования обетований. Некоторые пророки упомянуты в Коране без указания имени. Из этого обстоятельства делается вывод о существовании в истории человечества и других посланников Аллаха, чьи имена неизвестны.
Всем пророкам свойственны следующие атрибуты: 1 опыт Богообщения, при котором были получены богооткровенные сведения; 2 способность творить чудеса; 3 непогрешимость в трансляции другим людям полученных откровений; 4 нравственная чистота; 5 аристократическое происхождение. Примечательно, что последнее качество указывает на высокий социальный статус каждого посланника. Соответственно, простолюдин не может быть призван к профетическому служению, несмотря на свои духовно-нравственные достоинства. В этих отрывках угадываются сюжетные линии евангельских повествований, в значительной степени переосмысленные основоположником ислама. Мусульмане верят, что Иса является Мессией 171 , что Он был рожден вопреки законам естества. Его Мать — Мариам — праведнейшая из всех женщин, зачала сына духом от Аллаха. В Коране Иса нередко именуется Словом Аллаха. Люди обвинили Ее в блуде, однако лежащий в колыбели Младенец тотчас опроверг все наветы. Совершая свое служение, Иса творил изумлявшие всех окружающих чудеса, о которых в Коране говорится следующим образом: «Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха.
Я исцелю слепого или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах». Коран 3:49 Крестная смерть Исы отрицается мусульманами, которые утверждают, что вместо Исы на кресте был распят один из Его учеников. Сам же Пророк был вознесен на небеса, где пребывает и поныне, а перед концом этого мира снизойдет к людям для восстановления справедливости и проповеди истины. Мухаммад и другие посланники Аллаха Мусульмане верят, что Мухаммад отличается от остальных посланников универсальностью своей миссии. Его миссия не ограничена рамками одного этноса или определенным временным периодом. Его послание будет значимо до конца времен, посему он именуется «печатью пророков». Это указывает на полноту ниспосланного ему откровения, после которого нет необходимости в дополнительных пророках и пророчествах. Вера в Судный день араб.
Вера в Киямат — это довольно объемный комплекс богословских положений ислама как частного, так и универсального характера. Основные его элементы суть следующие. Аллах признается нелицеприятным судьей и мздовоздаятелем всех людей. Воздаяние может быть осуществлено в период земной жизни, однако самым непосредственным образом оно бывает явлено после смерти человека. Согласно исламским представлениям, после физической смерти происходит отделение души от тела. Душа попадает в некоторое промежуточное пространство между двумя мирами. Здесь выносится судебное решение относительно дальнейшей ее участи. После того души праведников возносятся на небеса, где пребывают в мире и блаженстве, а души грешников остаются скитаться в земном уделе, ожидая окончательного воздаяния за совершенные преступления. В последний день бытия мира, отмеченный трубным гласом ангела Исрафила, произойдет суд Аллаха над всеми людьми, живыми и мертвыми.
Души людей вернутся в воссозданные из праха тела. Когда наступит этот день, неизвестно никому, кроме Аллаха. В Коране об этом сказано прямо: «Люди спрашивают тебя о [Судном] часе. Коран 33:63 При этом считается, что день тот будет пятница. Это священный день для мусульман. Последователи ислама верят, что в пятницу человек был сотворен и в пятницу человек был изгнан из рая. В Коране указанный суд представлен как образец справедливости: «Никто не вкусит несправедливости — даже на вес горчичного зерна. Ибо никто другой не умеет считать [деяния], как умеем считать Мы! Коран 21:47 Грешники, которые не веровали в Аллаха либо приравнивали к нему других существ или сотоварищей, являясь многобожниками, будут ввергнуты в адский пламень — джаханнам ср.
Иначе говоря, участь их крайне плачевна и вполне однозначна. Далее наступит очередь суда над мусульманами, алгоритм которого следующий. Всем носителям ислама будет предложено пройти к райским обиталищам по мосту — Сират вероятно, измененное лат. Преодолеть его смогут не все, поскольку он крайне узок: тоньше волоса, острее меча и вдобавок чрезвычайно скользок. Кроме того, он пролегает в полной темноте, и путники могут руководствоваться только светом веры и уповать на помощь Аллаха. Грешники из числа мусульман, не отступившие от единобожия, оступятся и упадут вниз в пламенную бездну. Однако пребывание их там не будет вечным. Предстательством пророков и праведников они будут помилованы и изведены в райские обители, ибо сохранили самое главное — веру в Единого Бога, не придавая Ему сотоварищей. Мусульманские представления о посмертных блаженствах и страданиях Наиболее употребительным термином для обозначения места блаженства является джанна с араб.
В Коране есть множество пассажей, посвященных описанию данного предмета 172 : «[Такова] картина рая, обещанного богобоязненным: там текут ручьи из воды, которая не портится, ручьи из молока с неизменным вкусом, ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, и ручьи из чистого меда. В нем — всякого рода плоды и прощение от их Господа. Это — те, на сердца которых Аллах наложил печать и которые потакают своим низменным желаниям. Тем, которые ступили на прямой путь, Он приумножил наставления свои и даровал им благочестие». Коран 47:15—17 Сады, где пребывают праведники, вечно тенистые, здесь нет палящего солнца и мучительного холода. Посреди пышной растительности находятся удобные, роскошно оформленные ложа. Пищей для обитателей рая служат прекрасные плоды деревьев и обитающие в их кронах птицы, а питием — источники, текущие непортящейся водой, молоком, медом и вином! Любопытно, что последний продукт категорически запрещен для мусульман в земной жизни, однако о загробной жизни праведников прямо сказано, что «их будут поить выдержанным вином» Коран 83:25. Особым воздаянием будут служить вечно юные, черноокие девы — хур с араб.
В некоторых местах Корана о них говорится как о супругах, наследующих блаженство вместе со своими мужьями: «Войдите в рай счастливыми — вы и ваши супруги». Коран 43:70 Чувственный характер обетованных наслаждений довольно рано вызвал стремление к символическому их осмыслению. В результате возникло представление, доминирующее в современном исламе суннитского толка, о том, что главным источником грядущего блаженства будет созерцание лица Аллаха. Это, в свою очередь, породило вопрос о возможности созерцать непосредственно Божество лицом к лицу. В конце концов устоялось мнение, что обитатели рая будут способны созерцать Аллаха, однако не уточняется, в каких формах. Про мучения, испытываемые в качестве воздаяния после смерти грешниками, указано, что они вызываются пылающим огнем и продуктами его нагрева кипяток, смола , о чем многократно говорится в различных местах Корана 174. Именно поэтому основное наименование ада — джаханнам. Однако существуют и иные виды мук, например, суровый холод.
Примеры употребления слова намаз в литературе. Наверняка он залез в дом Халима, чтобы затариться гашишем, пока старик вместе с остальными был на намазе. Он был удивлен и поражен, что малыш Жаппар держал в руке папиросу, нисколько не опасаясь близости мечети и медресе, где творили намаз ишаны и муллы, считавшие курение и нюхание табака наивысшим человеческим грехом. Смотрите, Намазов идет,-- сказал Шерхебель и, вынув что-то из-за пазухи, сунул в снег.
В один из внешних углов здания вмонтирован Черный камень, вставленный в серебряную оправу. По преданию, это камень был подарен ангелом Адаму после его изгнания из рая как символ верности в поклонении Единому Богу и изначально был светлым белым , но потом почернел от людских грехов. Здесь участники действа совершают умру 182 — малое паломничество, состоящее из семикратного обхода Каабы, намаза из двух ракаатов, вкушения воды из источника Замзам и восхождения на холм Сафа. Далее творится молитва в сторону Каабы и делаются семь перебежек с холма Сафа на холм Марва и обратно, что знаменует метание Хаджар между этими высотами. С восходом солнца утром 9 числа переходят в долину Арафат, расположенную на расстоянии 22 км от Мекки. Здесь верующие остаются на протяжении всего светового дня у горы Арафат, взывая к Аллаху, а после заката переходят долину Муздалифа, расположенную в 9 км. Здесь проходит еще одна ночь. Утром 10 зуль-хиджа еще до восхода солнца паломники идут в долину Мина, где они должны бросить 7 камешков в каменный столб скалу — символ шайтана. Следующий акт хаджа — жертвоприношение в воспоминание подвига Ибрахима, выразившего готовность умертвить своего сына Исмаила. После этого паломники бреют или стригут волосы, возвращаются в Мекку, для того чтобы совершить еще один обход вокруг Каабы и сделать пробежку между холмами Сафа и Марва. С этого дня состояние ихрама прекращается. Однако наступает самая изнурительная часть паломничества, называемая ташрика с араб. Само название указывает на особенность этого обряда: в течение трех дней необходимо пребывать в долине Мина, бросая после полудня по семь камешков в каждый из трех столбов, символизирующих шайтана. По исходе означенного времени ритуал хаджа считается выполненным, и верующие возвращаются домой. Исключение составляют те, кто не успел совершить жертвоприношение в 10 день месяца. Таковым предоставляется еще одна возможность в конце паломничества. Начиная с 10 числа месяца зуль-хидж и в течение последующих трех дней когда завершается ритуал хаджа проходит один из самых главных мусульманских праздников — праздник жертвоприношения араб. Ид аль-адха; тюрк. Жертву должны принести не только паломники. Для всякого мусульманина, имеющего таковую возможность, это тоже является обязательным предписанием. Жертва приносится из расчета одна овца или козленок за одного человека. Жертва может быть принесена и коллективно, в таком случае приносится верблюд или одна голова крупного рогатого скота за несколько человек до 10. Все животные должны быть определенного возраста и не иметь пороков. Перед актом заклания читаются специальные возглашения, прославляющие Аллаха и призывающие его обратить внимание на поклоняющегося ему человека. Жертва валится на землю в сторону киблы и умерщвляется. Мясо разделяется на три части с тем, чтобы одна часть была использована на праздничной семейной трапезе, а остальное роздано нуждающимся. В Курбан-байрам принято также ходить друг другу в гости, посещать могилы предков, дарить близким подарки. Оформление норм исламской морали К IX веку в исламе сформировался определенный кодекс поведения мусульманина, получивший название адаб с араб. Данный комплекс этических, а во многом даже эстетических норм, восходящих к примеру 184 пророка Мухаммада, составил своеобразный исламский этикет, похвальный образ поведения, следовать которому был обязан всякий воспитанный мусульманин. В современном исламе термин «адаб» чаще всего используется для обозначения должного, верного с позиций мусульманской морали поведения. Исламское право Шариат. Источники исламского права Совокупность юридических норм, принципов правоприменения, обрядовых предписаний, а также норм поведения именуется шариат 185. Буквально это слово переводится с арабского как «правильный, ясный путь». Сущностным или, используя юридические категории, материальным источником мусульманского права признается исключительно воля Аллаха. В то же время Божественная воля не явлена человеку непосредственно, поэтому в качестве формальных источников права, то есть документов, содержащих соответствующие указания, признаются прежде всего Коран и Сунна. Очевидно, что Коран не может содержать исчерпывающих сведений о всех возможных казусах. Более того, его священный текст нуждается в интерпретации и соотнесении его с определенными обстоятельствами, конкретной ситуацией. Более широкий спектр правовых установлений может быть выведен из текстов хадисов. Однако, учитывая факт принадлежности описываемых в ней событий к первым векам существования ислама, поиск в Сунне ответов на вопросы, возникавшие в последующие времена и связанные с новыми условиями жизни, не всегда приносил желаемый результат. Это вызвало необходимость появления следующих по степени авторитетности источников права. Иджма с араб. Логика, действующая в данном случае, основывается на принципе, что коллегия специалистов, притом максимально объемная по числу своих членов, сводит вероятность ошибки к минимуму. Кияс с араб. Однако данная практика нередко приводила к тому, что уподобления заводили слишком далеко и возникали правовые коллизии, разрешить которые удавалось не всегда. В таком случае использовался следующий источник мусульманского права. Истихсан с араб. В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» Коран 2:185. Соответственно, если в результате поиска решения какого-либо дела возник гордиев узел правовых отношений, его следует разрешить одним ударом меча правосудия. Главное, чтобы принятое решение не противоречило Корану. Урф с араб. От урфа следует отличать адат с араб. Если говорить о жизни арабских племен, исторически обитавших близ Мекки и Медины, то для них понятия «урфа» и «адата» слились. Это произошло, поскольку местные традиции активно использовались при формировании собственно исламского права. В отношении же других этносов термин адат означает пережитки доисламских норм, основанных на местных обычаях и не являющихся источником мусульманского права. К нормативно-правовым источникам шариата можно отнести также фетву. Так называется разъяснение по какому-либо вопросу, даваемое официальным лицом муфтием либо знатоком веры факихом, улемом. При этом фетва не должна противоречить Корану, Сунне и иджме. Обычно она представляет собой текст, содержащий постановку проблемы, обоснование вывода и само решение. В силу того что фетвы должны сами основываться на перечисленных выше источниках, некоторые правоведы исключают их из числа источников мусульманского права. Регламентация поведения мусульман Шариат выработал специальную градацию поступков мусульманина. В соответствии с ней любое действие может быть отнесено к одному из следующих разрядов: 1 обязательные фард, ваджиб ; 2 желательные, или одобряемые суннат, мандуб, мустахабб ; 3 нейтральные, или дозволенные мубах, джаиз ; 4 нежелательные, или порицаемые макрух ; 5 запрещенные харам, мазхур. Обрядовые предписания ислама также регулируются шариатом. Это касается в том числе и матримониальных норм. Однако может быть сделано исключение в отношении невест, принадлежащим к иудейской или христианской вере. Свойственная исламу практика полигамии многоженства ограничивает максимально возможное количество жен четырьмя. Шариат настаивает на необходимости равного отношения ко всем женам со стороны мужа, а также определяет порядок развода. Шариатом определяется также совершение похоронных обрядов. Умершего предписывается хоронить в тот же день до заката солнца, завернув в саван и сориентировав его тело в соответствии с киблой. Обряд инициации — обрезания — регламентируется шариатом в отношении мальчиков, а в некоторых мусульманских странах Египет, Йемен, Оман, Саудовская Аравия, Судан и др. Традиционно обрезание проводится на 6—8-м году жизни ребенка. Различные школы исламского права В разных регионах исламского мира сформировались различные правовые школы, именуемые мазхабами с араб. Исторически оформились четыре основных суннитских мазхаба: — ханифитский; — маликитский; — шафиитский; — ханбалитский. В русле шиизма сложился также джафаритский 186 мазхаб. Различия между мазхабами состоят главным образом в терри ториальном распространении, правовых оценках тех или иных явлений, а также в принципах соотносимости перечисленных выше источников права, на основании которых эти оценки делаются. Ваххабизм Ваххабизм является одним из модусов понимания ханбалитского мазхаба. Этот религиозный лидер убеждал своих единоверцев возвратиться к простоте, свойственной раннему исламу, очистить его от нововведений последних веков. Он порицал роскошь, проникшую в среду зажиточных мусульман, призывал к солидарности и братству. Основатель ваххабизма акцентировал внимание своих последователей на необходимости вооруженного джихада для утверждения правоверия. Несмотря на радикализм ваххабитских взглядов, они вполне укладываются в рамки ханбалитского мазхаба. Сами последователи Абд аль-Ваххаба именуют себя салафитами от араб. Сегодня ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Кроме того, он получил широкое распространение в других странах с преимущественно арабским населением, откуда в последние десятилетия проник на территорию Кавказа и Средней Азии. Ислам и запрет на художественные изображения Особых пояснений требует тема, связанная с отношением ислама к созданию художественных изображений живых существ. Прямого запрета на создание изображений в Коране нет. Но вслед за ветхозаветной традицией сохраняется твердый запрет на создание ваяний, поскольку скульптурные изображения могут склонить человека к идолопоклонничеству. В отношении рисунков и высеченных на камне изображений живых существ отсутствует единодушное мнение улемов и нет общих правил. В целом благочестивая традиция считает любые изображения одушевленных существ, особенно пророков, запретными. Как сообщает известный современный исламский богослов шейх Юсуф аль-Кардави, «в каждом конкретном случае выносится свое решение исходя из следующих вопросов: что изображено на картине, где она располагается, для чего она предназначена, какую цель преследовал художник, работая над картиной? Изображение, служащее объектом поклонения или запечатлевшее стремление художника подражать в создании творений Аллаху, есть харам, с точки зрения ислама. И наоборот, «если ктолибо изобразил живое существо не с целью освятить, возвеличить или подражать творениям Аллаха, то это не запрещается» 188. Фотография разрешается при условии, что она не передает запретное. В зависимости от региона и от мазхаба отношение к изображениям может варьироваться. Подтверждением тому является существование феномена восточной миниатюры арабо-месопотамская, персидская, турецкая, индийская миниатюры 189. Мистический ислам. Суфизм Все исследователи суфизма сходятся во мнении, что данный феномен описывать сложно. Вплоть до XIX века понятия «ислам» и «суфизм» просто невозможно было противопоставить друг другу. До этого времени в сознании большинства мусульман суфизм был своеобразной духовно-мистической сердцевиной ислама. Он выражал возвышенные этические и духовные идеалы мусульманства. Именно в суфизме ислам сформировался как религия в прямом смысле этого слова, предлагая человеку пути соединения с Создателем. В XIX веке, когда Аравия — колыбель ислама — окончательно перешла под контроль ваххабитов — сторонников радикального направления в исламе и буквалистского толкования Корана и текстов Сунны, отношение к суфизму кардинально изменилось. За истекшие столетия неоднократно делались попытки дискредитировать это религиозное явление, представлявшие суфизм не более чем одним из многочисленных течений в исламе. История происхождения термина тасаввуф с араб. Суфии имели обыкновение носить одежду именно из этого материала. Исламские мистики, обсуждая, что есть истинный суфизм, любили играть со значениями этих двух слов: «Тот, кого очистила любовь, чист сафи , а тот, кого очистил Возлюбленный, — суфи" 190. Существует и еще две гипотезы относительно этимологии термина. Одна из них гласит, что суфий — это не кто иной, как продолжатель дела ахл ас-суффа букв. Простор для этимологических изысканий намекает и на сложность самого феномена. Так что же такое суфизм? В чем его цель и смысл? Богословие суфизма Один из ведущих европейских востоковедов XX века Ганс Шайдер, отвечая на поставленные вопросы, писал о том, что «исламский мистицизм — это попытка достигнуть индивидуального спасения путем обретения истинного таухида" 191 , то есть личного мистического переживания важнейшего вероучительного положения ислама — единства Бога. И на этом пути суфии всегда оставались в рамках ислама, а их духовный настрой не зависел от мазхаба или теологической школы. Юридические или богословские различия были вовсе не существенны для них и не мешали достижению главной цели. Свою духовную родословную суфии ведут от самого пророка ислама. Как известно, Мухаммад был человеком неграмотным. Суфии усматривают в этом особый замысел Всевышнего, Который пожелал открыться людям через простеца, чей ум не замутнен знаниями других писаний. Главное знание, наука из наук для суфия — это познание Бога. Первым звеном в этой духовной цепочке суфизма стал Мухаммад, подражать которому призван каждый правоверный мусульманин. Особое место в богословии суфизма занимает история с перенесением Мухаммада в Иерусалим и его последующим восхождением на небо. Для исламских мистиков данный эпизод служит некой матрицей мистического опыта мусульманина, прототипом личного духовно-нравственного восхождения человека к совершенству и обретения им личной близости с Аллахом. Средством же достижения этих целей является стяжание искренней и бескорыстной любви. Тема любви вообще является центральной в суфизме, ведь только обретя в сердце истинную любовь, человек становится способным на совершенный таухид. Неслучайно в трудах суфиев и в суфийской мистической поэзии Аллах нередко именуется «Любящим» и «Возлюбленным», что характеризует главную составляющую Бого-человеческих отношений — любовь. Аллах любит истинно верующих, то есть настоящих мусульман, которые возлюбили и его: «Аллаха сильнее любят те, кто уверовал». Аллах — прощающий, милосердный». Первые суфии проявляли стремление к особой аскезе, практикуя дополнительные молитвы, воздержание от семейной жизни и бедность. Этих людей стали называть факирами с араб. Познавать Истину хакикат , то есть Аллаха, можно двумя способами. Внешним, поверхностным познанием является следование законам ислама шариат. Познание же внутреннего принципа вещей есть путь к Истине тарикат. Итак, как пишет американский специалист по исламскому мистицизму Карл Эрнст, «суфизм рассматривался как путь от обычной жизни в ее внешних проявлениях к внутреннему присутствию Бога» 192. Путь мистика — тарика букв. Подобно тому как ни одна тропа не может существовать без центральной дороги, от которой она и берет свое начало, так и мистический опыт невозможно стяжать без неукоснительного следования предписаниям шариата. Но если путь шариата представляет собой большую и широкую дорогу, предлагающую идущему возможность выбора, идти ли по краю или центру магистрали, то путь мистика чрезвычайно узок и полон опасностей: он ведет странника салика через различные «стоянки» макамы , пока тот, наконец, не достигнет своей главной заветной цели — совершенного таухида. Количество «стоянок», их названия и последовательность в разных суфийских братствах могут варьироваться. Перечислим основные макамы, присутствующие в большинстве школ. Ценность этой стоянки макама образно описал известный суфийский поэт Джалал ад-Дин Руми: 1 «Конь покаяния — это дивный конь: до небес галопом домчит он вмиг с низин». Маснави, 6:464 193 Покаяние предполагает не только раскаяние в содеянных грехах. Оно связано и с отречением от всех мирских забот, ведь мир, по представлениям суфиев, таит в себе много опасных ловушек на пути к Богу. И потому первым шагом новоначального должен стать отказ от мирских желаний. Это отречение болезненно и происходит в постоянной борьбе со своей чувственной душой — нафс. Первая обязанность суфия, как писал выдающийся исламский богослов XI-XII веков аль-Газали, — это «очищение души от нравственных пороков и предосудительных качеств, ибо истинная наука — это поклонение Богу сердцем, сокровенная молитва и внутренняя близость к Всевышнему Аллаху» 194. Для борьбы с нафс главными способами оставались строгий пост и бодрствование, то есть воздержание от сна и пребывание в постоянной молитве зикр. Но все же такой серьезной аскезы придерживались далеко не все суфии. Большинство предпочитало следовать средним путем, избегая чрезмерного голодания и обильного потребления пищи. Одна из важнейших «стоянок» — таваккул, то есть полное предание себя в руки Аллаха, совершенное упование на Бога. Достижение этой «стоянки» даровало адепту состояние внутреннего покоя и умиротворенности. Центральным принципом жизни настоящего суфия является бедность 195. Еще одна «стоянка» на Пути мистика — терпение сабр , ибо «воистину, Аллах любит терпеливых» Коран 3:146 и «терпеливым воздается полностью безо всякого счета» Коран 39:10. Вспоминая старую арабскую поговорку «терпение — это ключ к счастью», суфии создавали множество притч о ценности терпения. Немалое терпение требуется для того, чтобы преодолеть все трудности Пути, которые ожидают странника, стремящегося обрести единство с Божественным Возлюбленным. Как писал Руми, терпение — это железный щит, на котором Бог написал: «Победа пришла! Важная веха на мистическом Пути — стяжание благодарности Богу шукр , которая помогает находить радость и божественное благословение в самой глубине горя 197. Достижение «стоянок» страха и надежды — это еще одно продвижение по долгому мистическому Пути. Чувство страха перед Аллахом — неотъемлемая часть мироощущения каждого добропорядочного мусульманина. Но вместе с тем, сохраняя богобоязненность, необходимо твердо уповать на Бога и помнить о Его милосердии. Последние «стоянки» на суфийском духовном Пути — любовь и знание. Знаменитый исламский богослов аль-Газали утверждал: «Любовь без знания невозможна — любить можно только то, что знаешь». Постижение Бога посредством любви — вот главная цель истинного суфия 198. Шиммель приводит следующие стадии суфийской любви: душевное общение унс ; нравственная близость курб , достигнутая путем исполнения Божественного закона; томление по Божественному Возлюбленному шаук и др. По мнению некоторых мистиков, путь к обретению любви пролегал через страдания и переживание бедствий. Как пишет та же Шиммель, «несчастья и бедствия — знак того, что Бог близко» 199. Обретая любовь, мистик полностью «уничтожается» в Аллахе, «растворяется» в нем, начинает всецело пребывать в Боге. Суфии, достигшие такого состояния «божественного опьянения» и полного «слияния» с Аллахом, иногда произносили такие слова, которые шокировали неподготовленных слушателей. Самым известным изречением подобного рода является изречение великого суфия аль-Халладжа, который в порыве духовного экстаза воскликнул: «Я — это Истина! Апеллируя к кораническим строкам, суфии считали Аллаха началом и внутренней сущностью всех вещей в мире: «Он — и первый, и последний, явный и сокровенный». Коран 57:3 Трактуя данный аят, суфии утверждали, что зерна Божественного содержатся во всем. Суфийские пантеистические идеи 202 о всепроникающем присутствии Бога нередко вызывали шквал критики со стороны ортодоксально настроенных мусульман, считавших данную идею не чем иным, как проявлением тяжелейшего в исламе греха — ширка, то есть многобожия. Отдельно следует сказать о такой форме богопочитания у суфиев, как зикр. Зикр с араб. Основанием для появления данной практики стали коранические строки: «О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером». Коран 33:41 Зикр, как утверждают мистики, — это первый шаг на пути любви, ведь как влюбленному человеку естественно и приятно вспоминать имя своей любимой, так и ищущему Божественной любви нравится повторять Божественное имя. Со временем зикр стал довольно сложным обрядом, для участия в котором суфий должен был сначала овладеть особыми ритмизованными движениями, освоить определенный набор поз и научиться использовать специальную психофизическую технику контроля дыхания. По замечанию профессора Е. Торчинова, все это должно было служить «достижению сосредоточения сознания и соотнесенности движений тела с мысленным или речевым повторением формулы зикра аналог мантр индийских традиций , при этом надо было при задержке дыхания усилием воли как бы направлять формулу в определенные участки тела» 203. Повторяя имя Аллаха или шахаду и совершая при этом ритмичные и повторяющиеся движения, суфии легко впадали в состоянии экстатического транса — состояние «божественного опьянения» 204. Сама практикуется, в частности, суфиями, составляющими братство мевлевийя — братство «вращающихся дервишей», духовным центром которого является турецкий город Конья. Суфийские братства С XII века суфии начинают объединяться в ордена и братства, структура которых весьма напоминает католические монашеские ордена, только менее строгие и централизованные. К этому же времени вырабатывается и основная суфийская терминология, кристаллизуется философская концепция исламских мистиков, формируется система главных образов и символов, находящих выражение в том числе и в духовной поэзии. Многие выдающиеся суфии того времени были замечательными поэтами: Джалал адДин Руми, которого его последователи почтительно называют Маулана, или Мевляна с турецк. Суфизм оказал огромное влияние на развитие арабской и персидской поэзии. Можно сказать, что многие идеи и поэтические образы вообще становятся понятны только в суфийском контексте. Так, например, поэзию Омара Хайяма невозможно рассматривать вне идей суфизма. Центры, объединявшие суфиев в братства, назывались ханака. Турки же называли суфийские обители текке. В братстве существовала иерархия, причем, как пишет Шиммель, «иерархическая последовательность должностей тщательно соблюдалась, но это была иерархия добродетелей, а не власти» 205. Во главе ордена стояли шейх или пир духовный наставник. Члены братства мюриды — букв. Примечательно, что суфизм привлекал в свои ряды людей из различных социальных классов: от султанов до нищих. Так, орден мевлевийя вращающихся дервишей пользовался особым расположением османских султанов, а также тех, кого принято называть сейчас артистической богемой музыкантов, поэтов и художников. Орден бекташи состоял в основном из янычаров. А марокканский орден хеддава, наоборот, привлекал нищих и проповедовал абсолютную бедность. Торчинова, «авангардом ислама, в том числе и в миссионерско-проповеднической деятельности» 206. Сегодня практически в каждой стране, где есть мусульмане, есть и суфии. Одним из немногих исключений, пожалуй, является Саудовская Аравия, в которой суфизм официально запрещен, поскольку считается новшеством, противоречащим нормам ортодоксального ислама. Суфизм в этих регионах представлен тарикатами накшбандийя, кадырийя, шазилийя и кубравийя. Течения ислама На протяжении своей истории ислам неоднократно претерпевал разделения, приводившие нередко к формированию отдельных мусульманских групп. Иногда довольно значительные по числу своих членов, эти группы противопоставляли себя остальной массе почитателей учения Мухаммада. Зачастую в них создавались специфические доктрины или религиозные практики, что приводило к серьезным вероучительным конфликтам внутри ислама, доходившим иногда до силового противостояния их адептов. В рамках данного издания перечислим наиболее заметные из существующих в настоящее время течений ислама. Сунниты — наиболее крупное, доминирующее на данный момент течение в исламе. Название происходит от словосочетания «ахль ас-сунна», что буквально переводится как «люди Сунны» 207. Все, что выше говорилось об исламе, относится в первую очередь к суннитам за исключением тех случаев, которые оговаривались особо. Шииты — второе по численности направление ислама, возникшее в VII веке. Течение возникло в VII веке практически сразу после смерти основателя ислама. Его появление было связано с решением вопроса о том, кому в исламской общине умме должна принадлежать верховная власть — имамат. Верховная власть, по представлениям мусульман, едина и не может разделяться на духовную и светскую, поскольку един ее Божественный источник. Сунниты полагали, что имамом может стать любой мусульманин, которого облекут доверием старейшины, что и произошло вскоре после смерти пророка. Однако часть последователей Мухаммада настаивала на передаче власти исключительно наследникам пророка. Точнее говоря, бразды правления при любых обстоятельствах должны находиться в руках потомков Али — двоюродного брата и зятя пророка, женатого на его дочери Фатиме. Шииты убеждены в профетическом даре имама, приписывая ему даже черты непогрешимости в вероучительных вопросах. Большинство шиитов признают историческое существование 12 имамов, последний из которых — Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди — погиб от рук убийцы в IX веке. Однако шииты убеждены, что юный имам, которому на тот момент было всего 13 лет, просто «ушел» от людей. Ныне он по воле Аллаха пребывает «в сокрытии», с тем чтобы в конце времен торжественно вернуться вместе с Исой ради утверждения истины. Почитание имамов привело к тому, что для шиитов местами паломничеств наряду с Меккой, Мединой и Иерусалимом стали также могилы их духовных лидеров. Кроме того, в их религиозный календарь были включены особые дни, связанные с событиями из жизни имамов. Например, Ашура — день скорби и поста в связи с воспоминанием мученической кончины третьего имама Хусейна 208. Другим следствием почитания имамов было то исключительное положение в обществе, которое обрели духовные лидеры шиитских общин, и прежде всего те, что носят высокий титул аятолла с араб. Аятолла считается полномочным представителем «скрытого» имама до момента прихода последнего в мир в конце времен. Именно поэтому авторитет аятоллы чрезвычайно высок. Например, в Иране его общественно-политическая роль вполне сопоставима с ролью главы государства и едва ли не превосходит ее. Сегодня шиизм распространен в Иране, где его сторонники составляют большинство населения. Шиитский ислам является доминирующим вероисповеданием на территории Азербайджана. Алавиты с араб. Кроме общей для всех мусульман священной книги — Корана — алавиты имеют отдельный сакральный текст «Китаб аль-Маджму», по стилю подражающий Корану и состоящий из 16 сур.
Примеры употребления слова намаз в литературе. Наверняка он залез в дом Халима, чтобы затариться гашишем, пока старик вместе с остальными был на намазе. Он был удивлен и поражен, что малыш Жаппар держал в руке папиросу, нисколько не опасаясь близости мечети и медресе, где творили намаз ишаны и муллы, считавшие курение и нюхание табака наивысшим человеческим грехом. Смотрите, Намазов идет,-- сказал Шерхебель и, вынув что-то из-за пазухи, сунул в снег.
мусульманская молитва
Какой сегодня мусульманский праздник, календарь мусульманских праздников и постов на апрель 2024. У мусульман тоже есть свои религиозные праздники и знаменательные даты, которые отмечаются в восточных странах с учетом древних традиций и обычаев. Пять столпов ислама включают пять действий, обязательных для правоверного мусульманина, среди которых[1].
Мусульманский религиозный обычай, 5 букв
Чтобы принять эту религию, необходимо в присутствии мусульманина произнести «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Мусульманская молитва 5 букв сканворд. Ответы на сканворды, кроссворды в одноклассниках. Сканворды дня в контакте, моем мире, майл ру, АИФ. Коран 5 букв. Исламские рукописи.
Поиск по вопрос-ответу
- 5 мусульманских праздников - фото сборник
- Как называется молитва мусульман 5 букв. Мусульманские молитвы, читаемые при выходе из дома
- Смотрите также
- Мусульманская религия.
Мусульманский религиозный обряд, молитва из стихов Корана, 5 букв, сканворд
Пяти основным принципам вероучения соответствуют пять главных религ. обязанностей правоверного мусульманина – исповедание веры, молитва, очистительная милостыня в пользу бедных, пост и паломничество, – известные в мусульм. традиции как пять столпов веры. مولوی ) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец». Здесь вы найдете ответ на кроссворд Мусульманский религиозный обряд содержащий 5 букв, который последний раз был замечен 16 февраля 2022.