«Однажды епископ Леонид прибыл впервые к своему подчиненному священнику-иностранцу (чилийцу), — вспоминает диакон Михаил, переехавший с Леонидом из Каира в Буэнос-Айрес. Повторное заседание Высшего Общецерковного Суда по делу митрополита Леонида (Горбачёва) переносится на неопределённый срок. В открытии экспозиции приняли участие Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид, атташе по вопросам культуры и образования посольства Буркина-Фасо в России Тимбкьета Даниель Савадого. Митрополит Клинский Леонид 18 декабря совершил первые хиротонии в истории Патриаршего экзархата Африки. Итак, митрополит Леонид (Горбачёв) не пришёл в понедельник на заседание церковного суда, где его предполагалось обвинить в каких-то финансово-хозяйственных нарушениях при передаче дел Патриаршего подворья – церкви Всех Святых на Кулишках (бывшего Подворья.
Митрополит Клинский Леонид встретился с группой учащихся из стран Африки
В конце декабря Синод РПЦ учредил экзархат на территории Африки, куда были приняты многочисленные священники, не согласные с созданием неканонической церкви Украины ПЦУ , признанной Александрийским патриархом Феодором. На сегодня в РПЦ перешло более полутора сотен клириков континента, что вызвало острое недовольство Александрийского патриархата, канонической территорией которого является Африка.
Московский Патриархат, отметил он, разорвал общение с патриархом Александрийским Феодором в ответ на беззаконное признание неканонической раскольнической «Православной церкви Украины», а образование Африканского экзархата РПЦ стало ответом на тогда еще единоличные преступные действия предстоятеля АПЦ, к которым впоследствии присоединился и ее Синод. После наших тщетных ожиданий исправления, изменения ситуации, покаяния греческого епископата, отказа АПЦ от признания украинской псевдоцеркви, в ответ на многочисленные обращения африканских клириков был образован Патриарший экзархат Африки, и духовенство, не желавшее ассоциировать себя с расколом, было принято в лоно Русской православной церкви», — добавил архиерей. Поминовение патриарха Московского и всея Руси в АПЦ, как сообщило агентство Romfea, было прекращено «после многомесячного игнорирования и молчания патриарха Московского Кирилла на письменные протесты папы и патриарха Александрийского по поводу отзыва его «экзархических органов» из Африки». В ответ на это митрополит Леонид указал, что более чем исчерпывающий ответ патриарху Феодору по этой теме был дан 5 марта 2022 года святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом, и опубликован на сайте Московского патриархата.
В связи со случившимся экзарх направил официальное обращение руководству Пограничной службы ФСБ России с просьбой разобраться в «уже не первом случае» такого отношения к будущим священникам в Африке. Подписывайтесь на «Газету.
Где есть возможность использовать какие-то площадки, бывшие наши, например, ненужные здания торгпредства, еще что-то — мы об этом с властями РФ разговариваем», — пояснил архиерей.
Митрополит Клинский Леонид: На Украине люди в беде, их нужно спасать
Рукополагал африканцев сам патриарший экзарх, митрополит Леонид, который находится в Марокко с визитом. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид отреагировал на информацию о переговорах о встрече папы римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Конечно, вряд ли митрополита Леонида лишат африканского экзархата, хотя слухи об этом ходят.
Другие новости
- Другие новости
- Последние публикации
- Экзарх Африки заявил, что Александрийская церковь не может лишить его сана
- В РПЦ прокомментировали переговоры о встрече папы римского с патриархом Кириллом - МК
- Православная Африка
В РПЦ прокомментировали переговоры о встрече папы римского с патриархом Кириллом
Деструктивные секты, которые тащили людей и в леса, и в подземелье… На все это, конечно, каноническая Церковь, которая несет пастырскую ответственность, должна обращать внимание — не запускать эти пагубные влияния на паству, как это было в Екатеринбурге с небезызвестным Сергием Романовым. Вспышки этого существуют по всему миру. Поэтому, конечно, задача Русской Православной Церкви на Африканском континенте — не допустить того, чтобы эти деструктивные зерна, которые будут разрушать души наших прихожан-африканцев, не попали никуда, и уж тем более — в наши общины. Будет ли это храм, культурный центр, образовательное учреждение, больница или что-то еще? Как Вы знаете, и Русская Православная Церковь, и российское государство на африканском направлении сейчас реализуют очень много программ. Это программы прежде всего социальные, гуманитарные, образовательные — в них задействовано много ведомств.
Это и Министерство образования, и Министерство просвещения, и Министерство иностранных дел, и Русская Православная Церковь, и Минздрав, и наш бизнес, который сейчас плотно входит в африканское направление. Мы на пороге второго международного саммита Россия — Африка, который состоится в июле этого года. Мы серьезно готовимся к этому саммиту, я думаю, что будет высокий уровень присутствия первых лиц африканских стран. Поэтому касательно точечного ответа — когда мы будем реализовываться по Конго — вопрос отрабатывается и в ближайшее время будет открыт с тем, чтобы как можно более слаженно запустить программы, на которые мы нацелены. Господин посол, скорее всего, имел в виду курсы русского языка и связанные с этим образовательные процессы.
Российская Федерация готовит преподавателей, Русская Православная Церковь в повестке. Относительно степени вовлеченности — за многими вузами нашей страны закреплены африканские страны, и осуществляется прямое взаимодействие. На некоторые страны есть по несколько вузов, и эти учебные заведения напрямую отрабатывают поставленные им задачи. Получается очень хорошо, работа начата. Но до строительства типовых храмов мы пока еще нигде не дошли, ведутся переговоры.
Там, где есть храмы, священники служат, там, где греки отобрали здания, мы выходим из положения — покупаем большие тенты, благо климатические условия позволяют нам это делать. Там мы проводим собрания и богослужения, там существуют престолы — таким образом, большие шатры играют роль храмов.
Это его первый визит в качестве экзарха Африки на Клинскую землю. В сопровождении Главы округа Алёны Дмитриевны Сокольской Митрополит Клинский Леонид побывал в Успенском храме Усадьбы Демьяново и посетил некрополь Чайковских, прогулялся по историческому центру Клина, осмотрел восстанавливающийся Троицкий Собор, Воскресенский храм и Скорбященскую церковь. Алена Сокольская рассказала Владыке о работах по возрождению порушенных святынь округа и о проектах по благоустройству города. Уже вечером Митрополит Леонид побывал по приглашению Главы на концерте Международного фестиваля искусств П.
При этом для Русской церкви чужды методы прозелитизма и экспансионизма. Она открывает двери для всех, кто жаждет духовного обновления в рамках христианской традиции. В то же время она расположена к сотрудничеству с иными конфессиями и религиозными общинами.
У нас обширная повестка для взаимодействия: защита традиционных основ человеческой жизни, морали и нравственности, утверждение религиозных свобод, миротворчество, гуманитарная работа. Стоит отметить, что в политической жизни Африки имеют место конфликты, для эскалации которых нередко пытаются использовать религиозный фактор. Происходят гонения на христиан в ряде африканских стран. Мир — это то, в чём особенно нуждаются сегодня многие страны и народы, и Русская православная церковь приходит в Африку с вестью о мире, добрососедстве и взаимопонимании. Как отзывается у африканских народов принципиальная позиция Русской церкви и Российского государства по защите традиционных духовных, в том числе семейных, ценностей? Одним из важнейших направлений работы Патриаршего экзархата Африки является защита канонического порядка, традиционных христианских ценностей и религиозных свобод, о чём особо упомянул Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём выступлении на пленарном заседании Второго саммита Россия — Африка 27 июля 2023 года в Санкт-Петербурге. Сегодня мы находимся в процессе цивилизационного перехода, который сопровождается неизбежными катаклизмами и конфликтами, однако ведёт к нашему общему преображению. Русская цивилизация проходила уже не раз через различные метаморфозы. И мы понимаем, что за последнее тридцатилетие наша страна достигла того момента, когда, если бы мы продолжили двигаться по инерции в навязанной нам извне парадигме, мы бы уже утратили себя, свою субъектность, цивилизацию по имени Россия.
У нас очень много общего с теми здоровыми силами в мире, с которыми мы сегодня должны укреплять наше сотрудничество. Сейчас мы находимся также в процессе борьбы двух ценностных систем. И наступает время для того, чтобы мы с вами наконец-то определились в своём выборе. Мы никогда не рассматривали Африку как источник доходов, не вели колонизаторскую политику на этом континенте. Африка всегда была для нас полновесным, равным партнёром. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать стремление каждого государства ориентироваться на собственные национальные интересы, этнокультурные особенности. И в этом смысле, конечно же, мы продолжаем линию, начатую некогда Советским Союзом, внёсшим решающий вклад в деколонизацию африканского континента. Мы — не Запад. Мы не торгуем дружбой и совершенно на других основаниях выстраиваем наши международные отношения.
Мы не хотим по примеру наших западных соседей заново колонизировать африканские и любые другие страны под видом экономического сотрудничества на капиталистических принципах. Это не в наших интересах. Наш президент ещё в своей мюнхенской речи 2007 года сказал, что мы вышли на путь созидания многополярного мира, который должен выстраиваться на взаимовыгодных уважительных основаниях. Нас объединяет историческое стремление к справедливости и независимости. И мы хотим пройти свой собственный уникальный путь развития. Мы должны в этом помогать друг другу. У нас есть широкие возможности для того, чтобы это осуществить. Мы понимаем также, что христианство даёт нам фундамент для выстраивания справедливого мироустройства с акцентом на равноправное сотрудничество и взаимное уважение. Мы можем по-разному рассматривать целый ряд основополагающих вопросов как военно-политического, так и экономического характера.
Мир сегодня находится в турбулентности, делится на регионы, в каждом из которых выявляются и формируются собственные лидеры. И если мы говорим об африканском континенте, то этот процесс здесь очень серьёзно виден. Ощущается обретение большей субъектности, и народ России это горячо приветствует. Какие точки соприкосновения у нас есть и могут быть? Конечно, прежде всего, хотелось бы сказать о гуманитарной сфере. Объединение вокруг общечеловеческих ценностей, в их правильном понимании и как сегодня мы продолжаем их понимать, несмотря на то, что Запад отказался от них.
Уганда входит в состав Южно-Африканской епархии патриаршего экзархата Африки, кафедра которой находится в Йоханнесбурге. Ранее, согласно сообщениям в Telegram-канале митрополита Леонида, после встречи миссионерской группы во главе с иереем Георгием Максимовым в Московский патриархат из Александрийского в Уганде перешли еще десять священников, которым были переданы сотни икон, нательных крестиков, антиминсы напрестольные платы, на которых в храме совершается Божественная литургия, без которых ее по православным канонам нельзя служить , наперсные кресты и священное миро. А в приходе святого Архангела Михаила в районе города Гулу на севере страны ранее при содействии экзархата открылась воскресная школа.
Патриарший экзарх Африки прокомментировал рост влияния РПЦ на Африканском континенте
Притом что мы прекрасно понимаем, что в предыдущие годы на крестный ход выходили и по 100, и по 200 тысяч человек. Я думаю, что если бы руководство УПЦ взяло на себя ответственность и вывело бы людей на улицы с Крестным ходом гражданского неповиновения, гражданского несогласия, в защиту своих конституционных прав и свобод, то ничего бы не было. Потому что против мирных людей, выражающих свою позицию, нельзя было бы поступать так, как многие видели бы — силовым вариантом разгонять их. Никто бы не стал. Но здесь вмешались другие факторы. Вы абсолютно правильно сказали. На мой взгляд, это симбиоз. Первое — это человеческий фактор, трусость. Плюс — это мое субъективное мнение — там соответствующая у многих была почва.
Почва сепаратизма, давно уже зревшая под различными соусами, компонентами. Когда представилась такая возможность выйти из-под крыла Москвы — они это сделали. Но дело в том, что никто эти выходы никогда не признает. Потому что в Грамоте, дарованной УПЦ, четко прописаны условия, которые они не в праве самостоятельно в одностороннем порядке менять. Прежде всего, одно из первейших условий — что общение с Вселенской церковью, со Вселенским православием, проходит через Русскую православную церковь. Настроения монастырей, рядового священства, рядовых мирян — что известно по этому поводу? Там пятьдесят на пятьдесят, в церковной среде. И в зависимости от областей, чем западнее — тем мнения превалируют в пользу неканонических решений.
Чем восточнее — тем люди более тяготеют к соблюдению канонического строя. Здесь мы понимаем, что все будет зависеть от того, как до людей удастся достучаться. Конечно, для всех для нас это большая трагедия. Время очень неспокойное, к сожалению, УПЦ не выстояла так, как она должна была выстоять. Мы понимаем, что сопутствующих факторов много, прежде всего, это давление греческих церквей, давление Константинополя, Фанара, патриарха Варфоломея, эти все нелегитимные томосы, которые были дарованы так называемой ПЦУ — шайке самосвятов, к большому сожалению. Это вопрос очень сложный, есть де-юре, есть де-факто, с ним придется в перспективе разбираться. То, что было допущено УПЦ — это абсолютно неканоничные действия, которые ни одна поместная Церковь в здравом порядке не признает. Почему элладская церковь русскую церковь.
Если мы можем только фрагментировано представлять себе — хорошо было бы, если бы так. Но, к сожалению, имеем, что имеем. Для них это все нормально и естественно. Если вопрос будет стоять о том, поддержать ли несправедливого грека, либо стоять с русским за правду — они будут стоять рядом с несправедливым греком.
Митрополит Клинский Леонид со своей стороны поздравил марокканцев с успешным выступлением сборной страны на чемпионате мира в Катаре. Митрополит Леонид также подписал антиминсы для приходов нескольких стран Африканского континента. По окончании богослужения состоялись концерт, на котором выступили ученики воскресной школы, и встреча архипастыря с прихожанами и соотечественниками. Далее митрополит Леонид посетил посольство России, где рассказал о задачах Патриаршего экзархата и ответил на вопросы сотрудников дипломатического представительства.
За 1 год и 9 месяцев мы достигли серьезных результатов, 25 стран Африканского континента", - рассказал иерарх. Он считает, что это очень печально для будущего Церкви. Греки "лишили его сана", а теперь и родная Церковь в лице предателей Церкви потакает им и Ватикану, под надуманными предлогами, с сентября отрезая кусок за куском, издеваясь и насмехаясь, вынося свои сфабрикованные "приговоры". Мы не должны сдавать своих! Я назову вещи своими именами - это предательство! Предательство Церкви и Отечества.
Куда интереснее было то, что с этим же самым Александрийским патриархом прервало общение огромное количество священников Александрийской Церкви. И не просто прервало, а очень захотело перейти в РПЦ. В свою очередь, Русская Церковь несколько лет «тормозила» этот процесс перехода. И вот здесь снова нужно прояснять термины и особенности взаимоотношения Поместных Церквей в Православии. В церковной жизни и политике есть такое понятие, как «каноническая территория». Это, скажем так, та территория, где активно действует та или иная Поместная Церковь. При этом одной Поместной Церкви вторгаться на каноническую территорию другой — нельзя. Если происходит такое «вторжение», то это значит, что такие церковные структуры находятся в состоянии раскола. Грубо говоря, не признают друг друга в качестве легитимных Православных Церквей. Экзархат же, в свою очередь, — это как раз некая церковная территория за пределами страны, где находится административный центр той или иной Церкви. И Африканский экзархат появился явно за пределами России, это раз. А два — именно на канонической территории Александрийского Патриархата. При том, что, повторимся еще раз: молитвенное общение Русская Церковь разорвала только с главой Александрийской Церкви, но не со всей этой Церковью целиком. Но тут, что называется, в силу вступила коллизия момента. Ровно потому, что несколько лет подряд африканские священники в количестве более сотни человек просились именно в РПЦ. Как разрешила для себя этот вопрос Московская Патриархия? Скажем прямо: изящно и с большой пользой и для Русской Церкви, и для африканских священников. А вот АПЦ стало не очень хорошо, о чем чуть ниже.
Патриарший экзарх Африки митрополит Леонид встретился со студентами Академии
Также члены Синода постановили принять в юрисдикцию Русской православной церкви 102 клирика Александрийского патриархата из восьми стран Африки и назначили патриаршим экзархом Африки архиепископа Ереванского и Армянского Леонида, который стал митрополитом Клинским. Как рассказывал летом этого года РИА Новости митрополит Леонид, «в дальнейшем, конечно, если мы будем развиваться такими темпами, какими мы развиваемся пять месяцев, у нас встанет вопрос по западу и по востоку, но это перспектива, это будущее». Год спустя после учреждения Патриаршего экзархата Африки можно сказать, что темпы его развития хорошие, и это вызывает острую реакцию Константинопольского патриархата, взявшего на себя роль «защитника» Александрийского патриархата. Оба эти патриархата относятся к «греческим Церквам», отстаивая эллинизацию мирового православия. Сто лет назад, в 1920-е годы Фанар и Александрийский патриархат заключили сделку — признание за первым ответственности за православную диаспору во всём мире в обмен на закрепление за вторым всей территории Африки». До недавнего времени Московский патриархат признавал статус Александрийского в Африке, а между русскими и александрийским патриархами царило согласие. Но после того, как предстоятель Александрийской православной церкви патриарх Феодор II выступил союзником константинопольского патриарха Варфоломея, вмешавшегося в церковную жизнь на Украине и благословившего создание Православной церкви Украины, Русская православная церковь разорвала с александрийцами отношения. Сейчас ряд экспертов сводит исключительно к «украинскому фактору» конкуренцию Московского и Александрийского патриархатов в Африке. Однако проблемы скрыты глубже. Как отмечает заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин, комментируя переход священников Александрийского патриархата в Патриарший экзархат Африки, «помимо признания Православной церкви Украины, у них были и другие поводы уйти.
Лишить меня сана может только та Церковь, в которой я несу своё служение", - заявил митрополит в интервью "Интерфаксу". По словам экзарха, другая поместная Церковь не имеет права его низлагать: "это всё равно, как если бы президент России своим указом уволил министра обороны Великобритании". Причиной такого решения Синода в Каире стал отказ Московского патриархата отозвать из Африки русских миссионеров. До недавних пор этот континент считался канонической территорией Александрийской церкви.
В связи со случившимся экзарх направил официальное обращение руководству Пограничной службы ФСБ России с просьбой разобраться в «уже не первом случае» такого отношения к будущим священникам в Африке. Подписывайтесь на «Газету.
До 2019 года Русская православная церковь признавала Африканский континент исключительной канонической территорией Александрийского патриархата. По состоянию на июль 2023 года общины экзархата действуют в 25 странах Африканского континента. Последнее в разделе.
Африка переходит в РПЦ
О том, как Александрийский Патриархат «отлучает от Церкви» русского епископа и африканского экзарха, о том, как православная Африка связана с событиями на Украине, и почему дело уже практически дошло до еще одного церковного раскола, выяснял. Поэтому, возвращаясь к сегодняшнему состоянию африканского епископата, новоназначенный русский экзарх митрополит Леонид (Горбачёв) подчеркнул: «Кадровый вопрос – один из приоритетнейших сегодня». Патриарший экзархат Африки Русской православной церкви (в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий) возглавил митрополит Клинский Леонид.
Бывший экзарх Африки не считает себя виновным перед РПЦ
Никакого антагонизма с украинцами со стороны России нет, но есть жесточайший антагонизм со стороны той маргинальной шайки, которая захватила власть на Украине и совершает насилие над своим народом, считает Патриарший Экзарх Африки митрополит Клинский Леонид. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки. Патриаршим экзархом был назначен митрополит Леонид (Горбачев), которому был усвоен титул «Клинский». Главная» Новости» Митрополит иларион последние новости. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки. Здесь митрополит Леонид уже затронул интересы преемника митрополита Илариона на посту главы ОВЦС, митрополита Антония (Севрюка), курирующего европейские структуры РПЦ и до 2022 года бывшего экзархом Западной Европы. читайте последние и свежие новости на сайте.
" Прошу вас всех о молитвах. Мне они очень нужны и важны."
Как рассказал Леонид в интервью ТАСС, сегодня Уганда вполне способна стать духовным хабом РПЦ на Востоке Африки. О буднях и праздниках православных людей на континенте рассказал в беседе с радио Sputnik Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид. 30 июня в Клину с официальным визитом побывал Митрополит Клинский Леонид Патриарший экзарх Всея Африки. Повторное заседание Высшего Общецерковного Суда по делу митрополита Леонида (Горбачёва) переносится на неопределённый срок. Митрополит Клинский Леонид отправлен на покой. ОВЦС работает в интересах иностранных разведок и Ватикана? — Владыка Леонид, Вы также являетесь временным управляющим Ереванско-Армянской епархией — как продвигается решение вопроса с кафедральным собором в Ереване?
Ваш каминг-аут, "митрополит"Леонид!
Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей. Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.
Именно эти священники первыми вошли в образованный в декабре 2021 года африканский экзархат. Митрополит Леонид затруднился ответить на вопрос, как отразится решение Александрии на его отношениях с духовенством других Православных церквей. Время очень показательное ныне, и в очередной раз мы скоро увидим истинные лица наших друзей и братьев во Христе", - сказал он, напомнив, что неканоническую Православную церковь Украины признали только Константинопольская, Александрийская, Греческая и Кипрская церкви. По словам митрополита, несмотря на противодействие со стороны Александрийской церкви, "русский" экзархат Африки продолжает расти: если изначально в него вошло 102 клирика из восьми стран континента, то сегодня это уже 186 священнослужителей из 15 стран.
Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать.
Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все. Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают в блогосфере волны ответных становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Наследие Депутат Евгений Примаков: «Я — нанятый вами сотрудник» Как возникла «Русская гуманитарная миссия» и какими проектами она занимается? В чем смысл работы депутата и как в жизни появилась вера? Наследие Артём Оганов: «Ученый, который нечестен - это мертвый ученый» Наука не прощает нечестности.
Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора ВРНС , религиовед Роман Силантьев добавляет, что проблемы с Александрийским патриархатом начались после гибели в сентябре 2004 года всей делегации этой церкви, направлявшейся на Святую гору Афон на военном вертолете, который потерпел крушение. Кадровый резерв небольшой, а гибель патриарха и его ближайших сподвижников сильно подкосила церковь и привела к полной зависимости от Константинополя. А до этого у них была в большей степени независимая политика», — напомнил Силантьев. Эксперт отметил, что приходы Александрийской церкви существуют в разных странах, есть целые народы, принявшие православие, например в Кении. Переход свидетельствует о том, что отношения Константинополя портятся с другими церквями, говорит он. Во всяком случае, это не намек, а прямое указание на то, что Русская православная церковь будет отвечать на подобные вещи.
Все материалы с ключевыми словами
- Тысячи христиан гибнут в странах Африки южнее Сахары – митрополит
- " Прошу вас всех о молитвах. Мне они очень нужны и важны."
- Для многих митрополит Леонид стал символом перемен в РПЦ...: kalakazo — LiveJournal
- Патриарший экзарх Африки посетил Марокко
- Митрополит Леонид – Telegram
Последние выпуски
- Патриарший экзарх Африки посетил Марокко
- Экзарх Африки призвал Ватикан извиниться за обвинения патриарха Кирилла в ереси
- Newsletters
- Курсы валюты:
- Newsletters
- Синод РПЦ освободил от должности Патриаршего экзарха Африки - ИА "Африканская инициатива"
В российских монастырях появятся послушники из Африки
17 декабря 2022 года Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид прибыл в столицу Королевства Марокко Рабат. Митрополит Клинский Леонид 18 декабря совершил первые хиротонии в истории Патриаршего экзархата Африки. «Однажды епископ Леонид прибыл впервые к своему подчиненному священнику-иностранцу (чилийцу), — вспоминает диакон Михаил, переехавший с Леонидом из Каира в Буэнос-Айрес. ↑ Леонид, митрополит Клинский (Горбачев Леонид Эдуардович)