Больше всего изменений внесли в единый экзамен по русскому языку и литературе. Если вбить запрос в поисковик, то можно обнаружить такие заголовки: «революционные изменения в ЕГЭ по литературе», «учителя протестуют против изменений в экзамене» и так далее. Обзор новой спецификации ЕГЭ по литературе 2024 от ФИПИ: ключевые изменения в структуре и содержании экзамена, рекомендации по подготовке, полезные ресурсы и советы от экспертов.
Пелевин вместо Пушкина и Гоголя? Преподаватели — об изменениях в ЕГЭ по литературе
Новости ЕГЭ / ОГЭ. Главная > Новости регионов > Москва: «Эксперты о ЕГЭ-2024 по литературе». ЕГЭ по литературе 2024: Особенности экзамена Основные даты Изменения 2024 года Структура КИМов Оценивание Подготовка ДЕМОВЕРСИЯ ФИПИ 2024 (презентация).
Опубликованы изменения в ЕГЭ 2024 года
Образование - 31 августа 2023 - Новости Новосибирска - В 2024 году ЕГЭ по литературе пройдет 22 марта (досрочный период) и 23 мая (основной период). Давайте же разберемся, что нас ждет на ЕГЭ по литературе в 2024 году и как к нему подготовиться. Давайте же разберемся, что нас ждет на ЕГЭ по литературе в 2024 году и как к нему подготовиться. Как только скандал стал публичным, Рособрнадзор сообщил, что произведения золотого века русской литературы не исключены из Единого госэкзамена (ЕГЭ) по литературе в 2024 году и могут быть использованы в части заданий. Изменения ЕГЭ по литературе 2024.
Пересдача и другие изменения в проведении ЕГЭ-2024
В экзамене ЕГЭ по литературе 2024 года произошли изменения: из списка авторов убрали российских классиков, включая Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а также исключили разделы, посвященные древнерусской литературе и произведениям XVIII и первой половины XIX века. Вместо этого в экзамене появятся задания на творчество зарубежных писателей, таких как Умберто Эко и Томас Стернз Элиот. Однако, творчество российских классиков может быть использовано при написании сочинения и попадать в сопоставительные задания.
Заболоцкого в демоверсии ЕГЭ по литературе — 2024 Задания 9. Задание 10 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны.
Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека. Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен для «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте! Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы.
А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову. Вторая часть С этого года имеет 5 вопросов несколько лет назад их было всего 3 , из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов.
Лермонтов, Н. Гоголь, Д.
Фонвизин, Г. Державин, В. Жуковский и А.
Внесено дополнение о том, что недопустимо обращение к таким жанрам, как комикс, манга, фанфик, графический роман. Типичная ошибка при выполнении сопоставительных заданий повышенного уровня сложности — неумение отыскивать и выделять необходимую информацию в тексте при чтении формулировок заданий и инструкций к их выполнению. В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса утверждения. По-прежнему предполагается выбор одной темы из пяти предложенных, но сами темы несколько изменились по сравнению с моделью 2023 года.
Теперь три первые темы 11. По роману И. Тургенева «Отцы и дети» »; 11. Горького «На дне»»; 11. На примере не менее трех стихотворений » В задании 11. Последняя, пятая, тема 11.
Новые правила сдачи ЕГЭ в 2024 году: короткий гайд
Год Литературы. Образование - 31 августа 2023 - Новости Екатеринбурга - В конце прошлой недели был опубликован проект Единого государственного экзамена по литературе на 2024 год. ЛИТЕРАТУРА завершает серию наших обзоров проектов планируемых изменений в КИМ ЕГЭ в 2024 году, представленных ФГБНУ «ФИПИ». Изменения в Единый государственный экзамен по литературе внесены с учетом утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также федеральных образовательных программ. В 2024 году при сдаче ОГЭ и ЕГЭ появилось несколько изменений, которые будут действовать до 2029 года.
Изменения в КИМ ЕГЭ по литературе в 2024году и рекомендации по подготовке к экзамену
А значит, по итогам экзамена школьники должны продемонстрировать, в частности, «сформированность российской гражданской идентичности», «патриотизма», «идейную убежденность», «готовность к служению и защите Отечества» и «осознание духовных ценностей российского народа», пишет «Коммерсантъ». Изменения коснулись также ЕГЭ по обществознанию. Оттуда убрали темы «Демократия», «Гражданское общество и государство», «Международное право» и «Воинская обязанность.
По мнению Никиты Малашенко, очень многое при подготовке зависит от учителя и репетитора. Мое предчувствие, что так оно и будет. Однако в действительности проблема может быть устранена в будущем.
Как ни крути, но литературу сдают те, кто потом, в вузе, снова с ней столкнется в том или ином виде. А уж высшая школа, думаю, незнание Пушкина не простит и накажет пересдачами. Кому действительно придется много думать о сложившейся ситуации, так это вузам, потому что именно им придется работать с тем, насколько образованными к ним придут студенты. Эксперт надеется, что большинство преподавателей литературы проявят здравомыслие, когда будут составлять программу обучения. Поэтому изучение Пушкина в 5—9-м классе не равно его изучению в 10—11-м.
Как минимум с возрастом появляется возможность осветить больший круг тем. Каждому знакомо чувство, которое возникает при перечитывании классики уже после школы. В этом-то и заключается разница изучения в средних классах и в старшей школе. Александр Соколенко отмечает, что изменения не должны испортить качество знаний школьников, потому что, как правило, ЕГЭ по литературе сдают те, кто уже сдал ОГЭ, где убранные авторы были обязательными. Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель.
А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен. А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться. А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса.
Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный. Отдельно экс-преподаватель литературы отвечает на вопрос о том, могут ли введенные в кодификатор авторы «заменить» классиков. Что-что, а Пушкина ни Пелевин, ни Прилепин не заменят, да и сами они вряд ли хотели бы для себя такой незавидной судьбы и вряд ли имеют такие амбиции. А вот что касается представления относительно современной литературы, то здесь есть о чем подумать. Вряд ли это было бы плохим нововведением, но при условии что нам не придется отказаться от чего-то более раннего.
И, конечно, это требует предварительной очень тщательной подготовки на всех уровнях: от учебников до педагогов.
Чем бы ни объяснялась такая реформа ЕГЭ по литературе, ситуацию эту необходимо срочно "отыгрывать обратно", считает Владимир Орехов. Иначе урон для филологического образования будет просто огромным. Пушкин — наше все? Нововведение, предложенное ФИПИ, мягко говоря, поражает своей бессмысленностью, удивляется доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии КФУ Ирина Александрова. Авторы тестов для ЕГЭ, вероятно, ставили перед собой задачу разгрузить учащихся, но этой цели они не достигли. Он нуждается лишь в повторении, что не представляет большой сложности для ученика. Если же после 9 класса этот экзамен не сдавался, то все исключенные писатели и произведения фактически прошли мимо", - сетует профессор Александрова. На странице 15-й опубликованного "Кодификатора" представлены вопросы о том, что такое классицизм, романтизм, сентиментализм — основные течения в литературе и искусстве XVII — XIX веков. Но чтобы ответить на них, человек должен ориентироваться в литературном процессе того времени.
Изменились критерии оценивания. В демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе критерии «Понимание текста» и «Привлечение текста для аргументации» теперь объединены в один. Второй критерий посвящен логике, соблюдению речевых норм и грамматике.
Важно: критерий по грамматическим ошибкам в ЕГЭ 2024 по литературе теперь оценивают во всех сочинениях. Первичные баллы сократились с 53 до 48. Одна ошибка теперь стоит аж пяти вторичных баллов.
Изменения в ЕГЭ на 2024 год
Наталья Александровна напомнит выпускникам общие характеристики контрольно-измерительных материалов, ознакомит с изменениями их структуры и содержания, расскажет о системе оценивания экзаменационных работ. Напоминаем, что в рамках проекта «Учимся вместе на все 100» каждую субботу школьников Чувашии ждут практические занятия, онлайн-консультации по подготовке к государственной итоговой аттестации ОГЭ, ЕГЭ , проводимые высококвалифицированными учителями, преподавателями Чувашского республиканского института образования, вузов, техникумов и колледжей.
То есть вся русская литература до середины 19 века "снесена под ноль". Ее больше нет и знать ее не полагается", - написал доцент Карпов. При этом абитуриентам предлагается изучать творчество таких прекрасных западных писателей, как Умберто Эко и Томас Стернс Элиот. Изучать литературу второй половины XIX века вне контекста предыдущей истории — это все равно, что зубрить алгебру, не зная таблицы умножения. У человеческой памяти есть прекрасное защитное свойство — забывать информацию, которая не используется.
Именно поэтому, если человек поступает в вуз на гуманитарную специальность, ему нужно актуализировать все знания по литературе в комплексе. Проще говоря — нужно вспомнить все, почти как в известном голливудском фильме. Потому что литература — это беспрерывная традиция. И для того, чтобы понять русскую литературу, школьник, абитуриент или студент должен понимать ее истоки", - говорит крымский ученый, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии КФУ Владимир Орехов.
При этом ЕГЭ по обществознанию уже несколько лет остаётся самым массовым экзаменом по выбору — в этом году его сдавали около 270 тысяч выпускников. Кодификатор был полностью обновлён, вводится большое количество новых тем, а в формулировке и группировке старых произошли серьёзные изменения. Очевидно, что готовиться к этому предмету в текущих реалиях выпускникам 2024 года станет сложнее, ещё большее количество семей вынуждены будут оплачивать репетиторов». Ольга Дёмина учитель истории и обществознания К числу новых тем, вызвавших наибольшее количество вопросов у преподавателей, относятся, в частности, «Влияние российской культуры на ценности общества» «Духовные ценности российского общества. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества», «Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века», «Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации» и многие другие.
Из-за этого учителям придётся переделывать все учебные материалы для подготовки, презентации и конспекты, а времени на это просто нет, — продолжает Ольга Дёмина. Это приведёт к тому, что количество выпускников, не справившихся с этим вопросом, возрастёт. Сейчас идёт общественное обсуждение проектов. Мы очень надеемся, что удастся убедить чиновников отложить введение изменений до 2025 года, но шансов на это немного. Изменения в ЕГЭ по истории в 2024 году будут не столь значительными. Главное нововведение — появление вопросов, связанных со специальной военной операцией СВО и присоединением к России новых регионов. Однако сама формулировка заданий по новым темам, представленная в проектах КИМ, показалась педагогом весьма нелогичной. Например, в задании на установление соответствия между событиями и их участниками спецоперация ставится в один ряд со сражениями, ограниченными во времени, такими как Ледовое побоище или Полтавская битва, а полковник Народный милиции ДНР Ольга Качура, погибшая в ходе СВО, — с Александром Невским и Андреем Боголюбским. Задание, связанное со спецоперацией, вводится также на ОГЭ по русскому языку.
В качестве материала для собеседования школьникам предлагается прочитать текст о фельдшере Екатерине Ивановой из Белгородской области, в ходе СВО спасавшей раненых на передовой. В контексте изменений в едином экзамене по литературе бурную реакцию общественности вызвало исключение из кодификатора литературы первой половины XIX века, в частности из обязательного для изучения списка пропали произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
В процессе подготовки к экзамену рекомендуется использовать Навигатор самостоятельной подготовки и Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе. Требования к объему условные: при умении четко формулировать мысль, оформить ответ можно достаточно лаконично. Задания с развернутым ответом могут: 4. Островского определение «самодур»? Добролюбов назвал город Калинов и его обитателей «темным царством».
Как эта оценка соотносится с содержанием приведенного фрагмента? Чтобы успешно выполнить задания по выбору повышенного уровня сложности, учащимся нужно иметь навыки читательской грамотности, уметь анализировать фрагмент предложенного текста и правильно построить ответ на проблемный вопрос. В новой модели 2024 года в них внесли ограничение на выбор привлекаемого для сопоставления произведения по хронологическому принципу. В чем схожи или чем различаются взаимоотношения персонажей в выбранном Вами произведении и в приведенном фрагменте? Изучение предмета призвано сформировать у школьников понимание о литературе как о непрерывном процессе, поэтому анализ произведений, изучаемых в старших классах, рассматривается через призму творчества классиков первой половины XIX века, XVIII века, древнерусской литературы.
Опубликованы проекты тестовых заданий ЕГЭ 2024 года: кем заменят Пушкина и Гоголя
В структуре экзамена возможны такие направления: обзор литературы; анализ связи литературных произведений с другими видами искусства; проблематика произведения; литературоведческое. Большая часть заданий по-прежнему ориентирована на проверку знания и понимания литературных произведений, но добавлены также задания на анализ и интерпретацию текстов. Структура ЕГЭ по литературе в 2024 году включает в себя два блока: Структура первой части: в первой части 10 заданий, 6 из которых необходимо дать краткий ответ, а для 4 написать мини-сочинения. Структура второй части: во второй части 5 заданий с темами сочинений, из них необходимо выбрать только одну и написать подробное эссе, минимальное количество слов в котором не менее 200 слов. Максимальный первичный балл, который можно набрать за экзамен по литературе составляет 48 баллов, при переводе в тестовые - 100. Работа рассчитана на 235 минут или 3 часа 55 минут. Эти задания требуют от экзаменуемого не только знания конкретных произведений, но и умения работать с текстом, проводить его анализ и интерпретацию. В частности, может потребоваться анализировать символику, мотивы, темы и стиль произведений, а также рассматривать их в контексте исторического и культурного фона.
В кодификаторе ЕГЭ по литературе на 2024 год их нет. Получается, не нужно их читать и осмыслять? Именно такая интерпретация изменений ЕГЭ по литературе стала появляться в Сети. Что произошло? В Рособрнадзоре объяснили: "Все образовательные организации с 1 сентября 2023 года начнут работать по федеральным образовательным программам. Кодификатор ЕГЭ по литературе также приведен в полное соответствие с программой среднего общего образования. Дело в том, что произведения классиков первой трети XIX века - Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя - ребята изучают в основной школе, в 5-9 классах, а не в 10-11 классах". И, видимо, по логике, те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11-м классе, в 9-м классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин, что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя. Это произведения Островского, Тургенева, Толстого, советской литературы и писателей-современников, - уточнили в Рособрнадзоре. Именно это разделение и отражено в перечнях кодификатора: там названы только авторы и произведения, которые в 10-11 классе изучаются впервые. Сама программа по литературе по-прежнему охватывает все значимые эпохи и всех авторов, которые внесли вклад в русскую литературу, - заверили эксперты. Произведения Пушкина, Фонвизина, Гоголя изучают в 5-9 классах, а не в старшей школе.
Он нуждается лишь в повторении, что не представляет большой сложности для ученика. Если же после 9 класса этот экзамен не сдавался, то все исключенные писатели и произведения фактически прошли мимо", - сетует профессор Александрова. На странице 15-й опубликованного "Кодификатора" представлены вопросы о том, что такое классицизм, романтизм, сентиментализм — основные течения в литературе и искусстве XVII — XIX веков. Но чтобы ответить на них, человек должен ориентироваться в литературном процессе того времени. То есть, как минимум, знать творчество основных представителей всех этих направлений, которые при этом из списка заданий исключены. Ирина Александрова задает риторический вопрос: если методисты так уж хотят упростить жизнь учеников, почему не сделать этого за счет математики или химии? По этим предметам не внесено никаких изменений. Кроме того, авторы тестовых заданий не учли психологические особенности восприятия подростков — а это тоже очень важно. Увидеть те проблемы, идеи и смысловые связи, которые в силу возраста закономерно ускользали от внимания, а значит — лучше понять литературу и культуру последующих веков.
Прошлая шкала перевода баллов Прошлая шкала перевода баллов Почему же первичный балл был снижен? Во-первых, количество тестовых вопросов было сокращено. Минус один вопрос. Следовательно, минус один первичный балл за задание базового уровня сложности с кратким ответом. Во-вторых, задания с развёрнутым ответом 4. Грамотность будут учитывать во всех заданиях с развёрнутым ответом! Ещё одна пугающая и демотивирующая новость. Мало того, что ребятам за 3 часа 55 минут разработчики ЕГЭ предлагают написать пять письменных работ: 4 вопроса и 1 большое сочинение. Как вы понимаете, это очень много: не каждый взрослый справится с поставленной задачей. Так ещё и проверять их надо предельно внимательно, как диктанты, потому что теперь в заданиях с развёрнутым ответом 4. Она ошибка — и минус 6 вторичных баллов! Дети не роботы, они не смогут написать за короткое время идеальные в содержательном отношении и абсолютно грамотные сочинения. Учителя и репетиторы это понимают, а разработчики, видимо, нет. Все грамматические ошибки с примерами и исправлениями. Русский и Литература17 января 2021 3. Изменение кодификатора и количества произведений, которые могут попасться в тестовой части О том, что новый кодификатор пока только проект превратился в ловушку, я уже писала здесь: Кодификатор ЕГЭ по литературе без Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Куда дальше плыть?
Из ЕГЭ по литературе 2024 года убрали Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Изменения в КИМ ЕГЭ по литературе в 2024году и рекомендации по подготовке к экзамену | ЕГЭ по литературе с 2024 года будет внесено несколько изменений, которые затронут как формат заданий, так и требования к выпускникам. |
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя | Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) также претерпел изменения. |
Telegram: Contact @obrnadzorru | В экзамене ЕГЭ по литературе 2024 года произошли изменения: из списка авторов убрали российских классиков, включая Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а также исключили разделы. |
Без Пушкина и Гоголя. Что изменится в ЕГЭ по литературе в 2024 году
Что еще нового Число заданий уменьшилось. Теперь их 11 вместо 12: 6 "тестовых" и 5 сочинений. Убрали 1 "тестовое" задание в самой первой части. Изменились критерии оценки: теперь первичных баллов не 53, как в прошлом году, а 48. Во все задания с развернутым ответом в последний критерий оценки добавился пункт с грамматикой. Если будет хотя бы по одной ошибке трех видов логическая, речевая, грамматическая , это приведет к потере балла. ЕГЭ по литературе не является обязательным для поступления в вузы, поэтому по всей стране его сдают не так уж и много выпускников. Что касается новых материалов, то из них все-таки следует, что произведения Пушкина и Лермонтова знать надо и использовать придется.
А что в действительности будет происходить, еще только предстоит разобраться. Лично я положительно отношусь к изменениям, потому что теперь меньше обязательных к прочтению произведений, а ушедшие дополнили список желательных. Никто не отменяет знание классики и не выкидывает ее из программы. Как и раньше, учащиеся могут приводить примеры из нее, но в тесте и темах сочинений эти произведения не попадутся. По моему мнению, экзамен по литературе стал даже проще и понятнее.
Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр — ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах. При этом сами вопросы в проектном КИМе составлены таким образом, что ответить на них без знания "золотого" века будет не так просто. Например, формулировка задания 5 на сопоставление в демо-версии звучит так: "Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы с указанием автора , в котором представлен образ купца. В чём схожи или чем различаются персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой? Можно, конечно, вспомнить Лопахина из "Вишнёвого сада" и, например, купца Феропонтова из "Войны и мира", но тот крохотный эпизодик с ним мало кто помнит. Я уж молчу о том, что чтение "Войны и мира" и "Тихого Дона" становится практически обязательным условием, потому что теперь вероятность того, что фрагмент в первой части попадется именно из этих эпопей, сильно возросла, да и вариативность большого сочинения тоже резко сократилась. То же самое видно в задании 10 на сопоставление лирики. Формулировка следующая: "Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. В чём схожи или различны выбранное произведение и приведённое стихотворение Н. По всей видимости, подобным образом обращение к первой половине XIX века будет постоянно педалироваться: образ маленького и лишнего человека, проблема отцов и детей, историчность и т. Отсюда возникает вопрос: а почему, собственно, в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т. Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа. Останутся ли вообще такие ограничения в утвержденном проекте, пока непонятно, но если останутся, то хоть как-то тогда можно будет оправдать все изменения, потому что сейчас цензурных слов для объяснения своей позиции по поводу этого всего, поверьте, ни у одного преподавателя и репетитора, готовящих к ЕГЭ, нет. В спецификациях тоже не все гладко На самой последней странице в сноске мелким шрифтом написано следующее: "В формулировки тем сочинения 11. В их число могут быть включены следующие писатели, творчество которых было изучено по программе основного общего образования: Д. Фонвизин, В.
Основная информация место проведения — сертифицированный пункт ЕГЭ электронное распределение дата экзамена — единая для выпускников разных регионов России устанавливается расписанием ГИА 2024 ; экзамен по литературе традиционно идет первым, готовьтесь отведенное на выполнение работы время — 3 часа 55 минут 235 минут дополнительных материалов и оборудования не предусмотрено Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий. Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Ответ записывается в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 включает в себя 5 заданий 12. На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут 235 минут.
А если ты не читал «Капитанскую дочку» — однозначно провалишься. В произведениях серебряного века нужно знать литературный стиль, литературное направление. То есть если есть тема родины, то вы можете писать по Маяковскому, вы можете писать по Пушкину. Вы можете тему поэта раскрывать на творчестве Лермонтова или на творчестве Маяковского. Но писать по золотому веку проще, потому что он более просчитан и рассмотрен. Школьники будут хуже знать Пушкина и Лермонтова? По мнению Никиты Малашенко, очень многое при подготовке зависит от учителя и репетитора. Мое предчувствие, что так оно и будет. Однако в действительности проблема может быть устранена в будущем. Как ни крути, но литературу сдают те, кто потом, в вузе, снова с ней столкнется в том или ином виде. А уж высшая школа, думаю, незнание Пушкина не простит и накажет пересдачами. Кому действительно придется много думать о сложившейся ситуации, так это вузам, потому что именно им придется работать с тем, насколько образованными к ним придут студенты. Эксперт надеется, что большинство преподавателей литературы проявят здравомыслие, когда будут составлять программу обучения. Поэтому изучение Пушкина в 5—9-м классе не равно его изучению в 10—11-м. Как минимум с возрастом появляется возможность осветить больший круг тем. Каждому знакомо чувство, которое возникает при перечитывании классики уже после школы. В этом-то и заключается разница изучения в средних классах и в старшей школе. Александр Соколенко отмечает, что изменения не должны испортить качество знаний школьников, потому что, как правило, ЕГЭ по литературе сдают те, кто уже сдал ОГЭ, где убранные авторы были обязательными. Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель. А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен. А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться. А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса. Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный. Отдельно экс-преподаватель литературы отвечает на вопрос о том, могут ли введенные в кодификатор авторы «заменить» классиков.