Художник Александр Пономарёв рассказал о своём проекте «Уроборос» для биеннале современного искусства Forever is Now в Египте. Выставка Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее. Художник в очередной раз показал, что он вне шторма, ветра и прочих стихий, а также вне времени и пространства. В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка современного российского художника, организатора первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Александр Пономарев и Михаил Крокин — о персональной выставке и проектах Александра Пономарева.
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее
Его работы выставляют в галереях и музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина, Лувр, Центр Помпиду. Почти все его инсталляции связаны с водой и кораблями.
На Второй московской биеннале современного искусства весна 2007 года Пономарев показал свой проект "Секретный фарватер" со всплывающей подводной лодкой. Ранее эту инсталляцию видели парижане: Пономарев устраивал ее при содействии Лувра в Тюильри. Посольство Франции тоже поддерживало работу Пономарева.
Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства.
Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Экспозиция даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях.
Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев? Как принимает современная аудитория подобную форму общения? Об этом и о многом другом узнаем в программе «Культурное время».
Выставка Александра Пономарева «Без берегов» пройдет в Музее Москвы
Сейчас появился рынок, обилие всего, — прокомментировал архитектор. Момент авантюрности ушёл. Если брать какую-то коммерческую историю, она стала предсказуемая. Архитекторам нужно учиться по-другому работать с заказчиками, потому что на данный момент, считают эксперты, профессия «прижата» строительным комплексом. Фото: Татьяна Алексеева, Светлана Разумовская.
Пономарев в миланскую галерею притащил поваленные штормом деревья и соорудил из них свою фантасмагорию: конструкции, напоминающие перископы, в которые смотрят манекены в форме российских моряков. Этот проект занятно срифмовался с концептуальными практиками ведущих художников постсоветского пространства: Франциско Инфанте, того же Монастырского и даже Ильи Кабакова, в последних инсталляциях которого тоже фигурируют кукольные персонажи, которых надо наблюдать в разные оптические приборы, например подзорную трубу. И отрадно, что, нарушая чистоту жанра, отказываясь быть только концептуалистами или только формалистами, художники предлагают куда более богатую культуру зрения, не зашоренного социальными, политическими установками. Графика Пономарева напоминает дрожащие в океанических бликах узоры, ускользающие от однозначного толкования. Сам художник с удовольствием цитирует Вернадского, считавшего нашу жизнь чем-то вроде тончайшей пелены на поверхности планеты. И саморастворение в природе очень важно. Еще интереснее в данной связи высказывание любимого поэта Александра Пономарева и известного художника, работающего со словом, Эрика Булатова — Всеволода Некрасова.
Необычный объект специально для выставки в Третьяковке создал Александр Пономарев. Даже для того, чтобы ее сюда занести, потребовались сложные инженерные решения. Пространство вокруг корабля занимают различные графические работы художника, а также макеты его проектов, которые он делал на протяжении последних 20 лет. Заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова рассказала, что они во второй раз делают выставку Александра Пономарева. Первая экспозиция состоялась больше 25 лет назад.
В чем суть проекта? Но в одном из своих кодексов — Лестерском — он написал, что специально не раскрывает способ долго оставаться под водой, дабы это не использовали для «убийства на дне морей». И засекретил свое изобретение. Он же рисовал машину для покорения и исследования пространства. И вот я, маленький художник по сравнению с Леонардо, попал в закрытую зону на Севере, на базу подводных лодок, и проделал обратное действие — на некоторое время поменял функцию боевого корабля. Ведь что главное для подводной лодки? А я лишил ее этого. Таким образом я как бы возвратил художникам художническое. Когда эта лодка проделала путь в Северном Ледовитом океане, там остался условный след — я назвал его «Северный путь Леонардо». А потом уже начал строить флот добрых подводных лодок для защиты интересов арт-сообщества. Это же под трибунал можно попасть. Это мальчишки, когда-то из бумаги сделавшие кораблик или самолетик. C ними иногда легче разговаривать, чем с кураторами: потому как деятели искусства — люди снобские, каждый создает свою зону, которую надо огородить. А моряки совсем другие. К тому же когда я затевал свой проект, на дворе стояли 90-е — флот был в плачевном состоянии. Я думал, если у нас нет возможности кому-нибудь пригрозить, то мы их напугаем или обрушим их восприятие. Вот они увидят раскрашенную подводную лодку, обалдеют и скажут: «Ну, русские! До сих пор балдеют. Кстати, у многих адмиралов, которые уже в отставку ушли, дома висят фотографии моей первой подводной лодки. А в городе Полярном, где я эту лодку расписывал, мы организовали первый музей — собрали картинки у друзей, РОСИЗО нам выделил работы из своих запасников… Потом я в Баренцевом море острова уничтожал — тоже с флотом в 1997 году Александр Пономарев провел акцию, в ходе которой на время «стер с лица земли» остров Седловатый. Так что там уже привыкли ко мне. Потом стали художником. Но море вас не отпускает. Моряки бывшими не бывают? Единственное место, где чувствую себя спокойно — палуба корабля. Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты. Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть, и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется. Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами? Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них.
Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест"
Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. Александр Пономарёв — художник, моряк, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. Александр Пономарев родился в 1957 г. в Днепропетровске.
Художник — Александр Пономарёв
О том, как ее смотреть, mos. Об авторе Выставка «Без берегов» знакомит с 40-летним периодом творческой деятельности художника. В Музее Москвы можно увидеть рисунки, сделанные во время морских экспедиций, видеоинсталляции, фотографии и чертежи изобретенных им сложных конструкций. Читать биографическую справку Александра Пономарева можно как увлекательный приключенческий роман. Окончив Высшее инженерное морское училище в Одессе, всю юность он провел на флоте, а в 1980-х полностью ушел в сферу искусства. Но с первой профессией не порвал окончательно: Пономарев-художник работает с мотивами стихий воды, воздуха, земли и энергией открытого пространства. Площадками для его художественных акций и перформансов становились Балтийское море, Северный Ледовитый и Атлантический океаны. Член-корреспондент Российской академии художеств, офицер ордена Искусств и литературы Франции, автор более сотни художественных проектов по всему миру, Пономарев придумал и осуществил первую биеннале современного искусства в Антарктиде, участвовал во Всемирной выставке в Лиссабоне, представлял Россию на 52-й Венецианской биеннале современного искусства. Расписанные им подводные арт-лодки всплывали в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а инсталляции стояли рядом с египетскими пирамидами. Работы Пономарева демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. Он классический моряк-путешественник и свободный, романтический художник и поэт.
Его тоска по дальним странам, сочетание видео, инсталляции, звука, работа с разными стихиями создают в пространстве музея ощущение свободы, — говорит директор Музея Москвы Анна Трапкова. Инсталляции Пономарева в классических архитектурных формах нашего Красного зала читаются по-новому. Такое сочетание современного искусства и архитектуры мы привыкли видеть, например, на биеннале в Венеции». Во-первых, просторные залы отлично подходят для демонстрации крупных объектов, а во-вторых, здесь есть внутренний двор. Именно в нем разместился первый экспонат — «Икар». Гигантская ландшафтная инсталляция из цемента и металла выглядит легкой и воздушной, хотя на самом деле весит три тонны.
Пушкина, Лувр, Центр Помпиду. Почти все его инсталляции связаны с водой и кораблями. Воду художник использует во множестве объектов в разных формах: это и жидкости, в которых плавают небольшие модели подводных лодок и субмарин, и пар, который превращается в лед.
И если мы осваиваем наши территории, движемся по Северному морскому пути, то надо заботиться и о культурной составляющей. Именно художники ставят эти вопросы — формируют подход, идеологию работы с пространством. Насколько вам это близко? Художник должен глубже цеплять мир. А говорить «у меня философские работы» или «у меня экологическая тематика» — это смешно. Художник всегда размышляет о взаимодействии человека с бесконечностью и природой. Первые купюры можно будет продать в несколько раз дороже номинала — На днях была новость, что рынок современного искусства побил очередной рекорд, показав самые большие суммарные продажи за год в мире. Вы чувствуете подъем этого рынка? У нас, на мой взгляд, нет рынка изобразительного искусства в том виде, в каком он существует в мире — в западных странах и в Китае. Он так и не сложился, но постепенно все же складывается благодаря усилиям конкретных людей.
Я говорю даже не про художников, а про галеристов, организаторов аукционов, директоров музеев. Их человек 50, ну, может быть, 100. Мне не приходится жаловаться хотя бы потому, что я всю жизнь свободный художник и живу только за счет продажи своих произведений искусства. А у нас обычно такого не бывает. Скорее скажут: «Мы же тебе даем возможность осуществить проект» — мол, и будь этим доволен. Но молодежь уже не такая, как мы, — они действуют более современно, освоились в этих условиях, уже научились зарабатывать. А мы всегда такие лопушки были. Но вообще-то мне скучно вести финансовые переговоры. Это не моя история. Главное — реализовать нетривиальную идею.
В основном NFT используют в сфере digital-арта. Хотя у нас до сих пор даже видеоарт не стал сколько-нибудь заметным явлением рынка. Те немногие коллекционеры видеоарта, которые появились, в основном его не покупали, а получали в подарок. Я реализовывал это произведение как сложную инсталляцию, климатрон, хотя ее пытаются все время превратить в какой-то аттракцион. Вообще такого рода объекты у нас почему-то отчуждаются от автора, хотя формально у меня сохраняются авторские права. В процессе работы в «Зарядье» я вспоминал миф о пещере Платона и не имитировал природный объект, а создавал изоморфную художественную конструкцию. Людям, которые имеют визуальное мышление, это страшно нравится.
Где дно? Мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников — все это для художника символы вечности и метафоры безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Участники биеннале, среди которых было около ста художников, архитекторов, исследователей, поэтов и музыкантов со всего света, отправились в арт-экспедицию из Аргентины на российском научно-исследовательском судне «Академик Сергей Вавилов».
Этот корабль на несколько дней стал плавающей студией и площадкой для дискуссий. После завершения биеннале все объекты демонтировали, чтобы на континенте не осталось следов пребывания человека, пусть и высокохудожественных. Расписные подводные лодки Александр Пономарев. Как и многие моряки, художник уверен, что у кораблей есть душа, и в конце их срока службы наступает маленькая смерть. В 1995 году он отправился в очередное плавание — к кладбищу кораблей в Балтийском море. Добравшись до цели, художник расписал хранившиеся там обломки плавательных судов, тем самым вернув их к жизни. Также у Пономарева есть целый флот подводных лодок, которые в рамках акции «Утилизация стай» появляются в самых разных местах. Расписанные Пономаревым лодки уже всплывали в Баренцевом море, Северном Ледовитом океане, озере Байкал, Средиземном море и других водоемах. Портреты в соавторстве с океаном Александр Пономарев.
Музей Москвы
Выставка Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее. Художник в очередной раз показал, что он вне шторма, ветра и прочих стихий, а также вне времени и пространства. В 2014 году Александр Пономарев участвовал в параллельной программе 5-й Биеннале современного искусства в Марракеше, представив публике проект «Голос в пустыне». Интервью с современным российским художником Александром Пономаревым. Описание: Автор инсталяции, художник Александр Пономарев на открытии павильона «Ледяная пещера» в природно-ландшафтном парке «Зарядье».
Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
По какому принципу вы их выбирали? Он египтолог, настоящий исследователь. Именно Максим предоставил материалы, которые российская археологическая экспедиция Института востоковедения Российской академии наук в течение пятнадцати лет добывала на плато Гиза: это тексты в гробницах, различные поучения. Данные тексты дали возможность еще раз обернуть петлю времени, петлю уробороса и вспомнить простых людей, которые жили несколько тысяч лет назад. Это удивительно, что через столько лет мы, как они и хотели, вспоминаем их имена, они присутствуют на керамическом панно. То есть корабль времени кружится между солнечным царством и царством ночным: система кровообращения останавливается, а душа продолжает жить. В пресс-релизе указаны три страны: Россия, Новая Зеландия и Египет. Как шло проектирование и производство? Сначала художник придумывает идею, образ, концепцию, потом делается очень много рисунков, описаний, архитектурных чертежей. Из тумана сознания нужно превратить все это хотя бы в какие-то приблизительные конструкции.
А для этого нужна большая команда профессионалов. Вместе мы думаем об установке конструкции, ее эксплуатации, надежности, специальных технологиях, находим тех людей, которые помогут это воплотить. Для меня такой командой стала московская галерея Surface Art Lab. Создание инсталляции действительно велось в трех странах.
Общее пространство разделено на две части — холодную и теплую. Теплое пространство — вводит человека в наш «Климатрон». Там, на мой взгляд, должны происходить некие функциональные вещи, то есть человек должен получать специальную информацию, а еще бушлаты, потому что внутри холодно. Надеемся, что у нас будет возможность разработать для них специальный дизайн. Внутри это будет черный объем, на фоне которого развернется вся эта ледяная история.
Думаю, и эти идеи могут постепенно дозреть! Вот самое главное, чего мы не хотим, чтобы пещера была таким банальным аттракционом. Это самое плохое, что может случиться: тогда мы снимем все имена и будем объезжать ее за два километра, чтобы не говорить, что это мы сделали. Лучше это все-таки пытаться дотянуться до Платона, чем до аттракциона. Аттракцион сам по себе — это замечательное слово, и его поднял наш великий режиссер Сергей Эйзенштейн. Аттракция — это важнейший элемент в искусстве современного авангарда, это то, что притягивает внимание человека. И мы включаем эти элементы, но все-таки, я бы сказал, что наша Пещера — это такая более широкая вещь. Они даже хотели, чтобы мы Ледовые Конструкции выпустили на фасад. Да и мне в целом их концепция парка по типу art and science тоже очень нравится.
Пушкина, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду Париж , Национальном фонде современного искусства Париж и других. Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях.
Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций. В залах музея появятся две инсталляции с кораблями. Покрытое льдом судно Concordia, впервые представленное в павильоне Антарктиды в Венеции в 2014 году, и инсталляция «Теория струн» — перевернутый корабль, корпус которого сделан из специального бетона, замешанного на вулканическом пепле. Также в экспозиции посетители впервые увидят 12-метровое керамическое панно с древнеегипетскими текстами и рисунками — подобное панно находится в основании легендарной инсталляции «Уроборос», сделанной в 2021 году для выставки современного искусства Forever is Now и установленное на плато Гиза. Даты проведения: 8 июня — 31 июля 2022 Место проведения: Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы.
На выставке в Третьяковке представили 15-метровую инсталляцию в виде корабля
Александр Пономарев — моряк, инженер и художник, участник Венецианской биеннале современного искусства и организатор первой биеннале в Антарктиде — в этом году отмечает 65-летний юбилей. читайте на Global City Москва. В июне 2022 в Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов». Сергей Чебатков побеседовал с художником о природе стихий, инженерии искусства и масштабах художественных жестов. Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище.
Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
В то же время объект хорошо вписывается в контекст творчества самого Александра Пономарева, современного художника с образованием военного моряка и опытом офицера ВМФ. Современный художник Александр Пономарёв создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля для своей выставки в Третьяковской галерее. Александр Пономарёв — художник, моряк, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. Выставка «морского» искусства современного художника Александра Пономарева открывается в Третьяковской галерее 28 сентября 2023 года. Художник Александр Пономарев — о творчестве между Арктикой и Антарктикой, лодке для фараона и нелюбви к финансовым переговорам. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест».
«Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева
Специально для выставки художник создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля. Большая часть работ Пономарева связана с морем. Художник прослужил на флоте 9 лет, а в 1980-х посвятил себя искусству. В 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а спустя 15 лет арт-объект Пономарева «Уроборос» был установлен на плато в Гизе.
И, конечно, о знаменитой Антарктической биеннале. Послушать рассказ художника можно в новом выпуске подкаста «С искусством на Т», а в Инженерном корпусе Третьяковской галереи - увидеть макеты работ, о которых шла речь.
То есть древние греки понимали, что любые стихии, несмотря на всю их первозданность, подчиняются жестким правилам некоего алфавита. Из букв алфавита мы создаем слова, из слов высказывания, с которыми как с первичными формами уже может работать художник. Для меня взаимодействие со стихиями в реальности: с воздухом, с водой, с огнем, со льдом, со стихией человеческих отношений очень важный процесс.
Например, при создании моей работы «Уроборос» я обращался к древнеегипетскому богу Ра как символу победы над стихиями. Днем он сопровождал солнце, ночью плыл на своей ладье под землей вместе со змеем Мехеном, символом бесконечности, предтечей змея, кусающего свой хвост, Уробороса. И его вечное путешествие по стихиям, это как раз и есть тот процесс, который может ухватить художник и облечь в определенную форму. На фоне египетских пирамид установленные мной замкнутые в петлю ладьи переворачиваются, и находящиеся между ними песочные часы в виде двух пирамидок постоянно сеют песок нашего человеческого личного времени. Вообще, плато Гиза — это то место, где все стихии сталкиваются. Земля, песок, огонь солнца, бесконечное свечение воздуха. Здесь как раз возникает тот самый незримый алфавит, о котором говорили греки. И это очень важно.
Именно поэтому «Уроборос» был установлен на панно, на котором я разместил тексты древних египтян. Считалось, что если кто-то их прочтет, то сможет с правого берега Нила перейти на левый берег, то есть победить стихию смерти и опять возвратиться к этой жизни. Подводное небо, остров Хонжима, Япония, 2016 Ваша работа «Уроборос» и многие другие поражают своим масштабом и сложностью исполнения. Не проще ли было бы отдать предпочтение более камерным формам? Каждый художник должен выбирать пространство, адекватное своему художественному жесту. Я вовсе не страдаю гигантоманией. Просто так сложилось, что в молодости я плотно столкнулся с океаном и неоднократно огибал наш земной шар. И эта бесконечность водного пространства постепенно переместилась внутрь меня, что и определило в последствии мой творческий метод и художественные предпочтения.
У меня очень много друзей. Великолепных, замечательных, чудесных художников, которые во время работы не покидают пределов своей мастерской. Это их пространство, где они создают свои шедевры. Мне же нужно строить подводные лодки, бороться с техническими проблемами, постоянно путешествовать. Для меня это естественно. Многие, когда смотрят на мои работы, говорят мне: «Как ты это вообще мог сделать?
Александр Пономарев: Наша Пещера, которую мы сделали вместе с архитектором Алексеем Козырем, в первую очередь, авторское, художественное произведение, многокомпонентная Инсталляция. А также это некая метафора различных срезов жизни. Платоновский миф о Пещере — краеугольный камень в понимании метафизики.
Пока человек находится в Пещере — он окружен стенами, ледяными или каменными, и ему кажется, что он воспринимает жизнь как истинную реальность, а на самом деле видит только тени реального мира. Выйти и Пещеры и увидеть реальность могут не все, среди них, например, художники и философы. Я очень уважаю Платона и часто ссылался на его принцип обратного плавания, когда человек как бы останавливается, перестает участвовать в цепи реальных жизненных воздействий и реакций и находится в паузе, в которой осмысливает мир и себя в нем. Мы ни в коем случае не имитируем настоящую пещеру, ледник, как пишут некоторые СМИ, потому что имитировать природу невозможно и глупо Но мы создаем некую визуальную поэзию, которая позволяет нам при помощи художественных элементов ощутить себя действительно в пещере, в сложном пространственном образовании. Мне очень нравится название «Климатрон». Оно возникло еще в эпоху русского авангарда. У Малевича, если помните, были архитектоны, а это климатроны. Очень любил климатроны Ричард Бакминстер Фуллер, кстати. Да и само понятие «Климат», как учил Гиппарх, обозначает Наклон-Отклонение от нормы.
Проект еще в процессе движется, подобно кораблю! Мы стараемся сделать некое пространство, которое формировало бы определенным образом поведение и мысли.
«Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева
Культура в Томске, Томские новости, ГМИИ ТГУ образование культура выставка где учат художников обучение В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва». Описание: Автор инсталяции, художник Александр Пономарев на открытии павильона «Ледяная пещера» в природно-ландшафтном парке «Зарядье». “В плакате я делала упор на свои эмоциональные ощущения от работ художника.