Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. В 1969 году Сезария Эвора получила известность на национальном уровне благодаря своему дебютному альбому «Африканский Могикан». сезария эвора биография. После первого альбома, выпущенного в 1988 году, Сезария практически каждый год выдает новый. всемирно известная кабовердианская певица.
Мои встречи с Сезарией Эворой
Самой большой радостью ее личной жизни были трое замечательных детей, которых она, как и ее мать в свое время, воспитывала одна. Интересные факты о Сезарии Эворы Мировая слава принесла Сезарии больше 50 миллионов долларов. Она не стала строить фешенебельных особняков и покупать виллы на Майами. Все деньги певица потратила на содержание начального образования и системы здравоохранения своей страны.
Благодарные земляки хотели при жизни поставить Сезаре памятник, но она отказалась тратить деньги на увековечивание своей персоны, распорядившись отдать их детям. Сезария Эвора умерла ровно в 70 лет, оставив после себя не только уникальные песни и баллады. Она оставила верность своей земле, любовь и сострадание к людям.
Обладая всего одним языком — креольским, не имея специального образования, она доказала, что успех приходит тогда, когда человек искренне любит свое дело и остается верен ему всегда. Сезария Эвора: 10 фактов, которые стоит узнать Ее голос можно описать множеством прилагательных: теплый, страстный, завораживающий. Ее вокал можно разложить на музыковедческие термины: сценическое обаяние, вокальная гибкость, природная постановка.
Даже ее поздний успех можно проанализировать с точки зрения грамотности маркетинга. Но все это ни в малейшей степени не приближает нас к разгадке великой тайны по имени Сезария Эвора. Как эта грузная женщина, которую мы никогда не знали молодой и прекрасной — а в юности она была именно такой!
Не так даже важно, откуда она взялась, гораздо важнее, откуда взялся ее абсолютно гипнотический дар погружать слушателей в мир той самой светлой печали, которая позволяет примириться с тяготами обычной жизни? Так кто она, Сезария Эвора? Не слишком счастливая.
Не богачка, не красавица — просто женщина, каких миллионы, — вот как она описывала себя, стряхивая сигаретный пепел и едва уловимо пожимая плечами. Даже если это «все» — боль и одиночество». А еще она говорила: «Меня легко понять — тому, кто умеет слушать».
Сегодня, 27 августа, Сезарии исполнилось бы 75 лет. Вопреки устойчивому мифу о сиротстве Сезарии, она родилась в бедной, но достойной и дружной семье. Ее мать была поваром, отец — музыкантом.
Единственная девочка, Сезария росла вместе с четырьмя братьями и была любимицей отца. Ей было семь, когда он умер, и эта потеря преследовала Сезарию всю жизнь. Три года, проведенных в обществе католических монахинь, Сезария всегда вспоминала как настоящий ад: нет, сестры были к ней добры, и она, в отличие от большинства жителей Кабо Верде, получала вдоволь еды.
Но не было того, что Сезария с самого детства ценила превыше всего — свободы. В возрасте тринадцати лет она соврала бабушке, что в приюте ее преследуют призраки. Суеверная бабушка, разумеется, забрала ее к себе, о чем глубоко пожалела буквально через пару лет, когда Сезария начала петь — и пользоваться успехом у мужчин.
Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину. Он был гитарист, как ее отец, и моряк, как большинство мужчин Кабо Верде. Встретились они в одном из баров Минделу, где шестнадцатилетняя Сезария болталась в надежде, что ей позволят спеть — бесплатно или за пару сигарет.
Эдуарду не был ее первым мужчиной, но стал тем, кто «расслышал» ее голос. Увидев юную девушку, застенчиво прячущуюся за гитаристами, он сказал: «Вы поете слишком тихо. Люди ждут».
Именно Эдуарду превратил Сезарию в местную знаменитость. Он договаривался с владельцами баров, с музыкантами, и в конце концов собрал ансамбль, который работал именно с Сезарией. А потом сел на корабль и уехал из Минделу — у него были большие планы на материке.
Больше они никогда не увиделись. За свои первые записи Сезария не получила ни гроша. Люди, оплатившие студию и выпустившие ее первый винил, сказали, что запись плохая, успеха нет — а значит, нет и денег.
Каково же было изумление Сезарии, когда однажды, проходя мимо музыкального магазина в Сан Висенте, она услышала собственный голос. Оказалось, что пластинку покупают, и очень охотно.
Да Не сейчас 17 декабря 2011, 21:17 Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины Своим голосом она покорила весь мир. Много раз приезжала с концертами и в нашу страну. Обладательница самых престижных музыкальных премий всегда выходила на сцену босой - напоминая, в какой бедности живут её соотечественники на Островах Зелёного Мыса.
Она записала множество успешных альбомов, включая «Мисс Пререйра» 1990 , «Кеса Манина» 1992 и «Зульмейра» 1994. Ее песни рассказывали истории о любви, потере и силе женщин. Сезария Эвора продолжала выступать и записывать песни до своей смерти 17 декабря 2011 года.
Она была признана национальным сокровищем Кабо-Верде и получила множество наград за свою музыку и вклад в культуру своей страны. Сезария Эвора оставила наследие, которое продолжает вдохновлять и волновать людей на всем мире своей красивой и уникальной музыкой. Она начала свою музыкальную карьеру в 1959 году, исполняя мелодии, написанные в стиле морну, традиционной музыки Кабо-Верде. Своим неповторимым голосом и страстными выступлениями, Сезария Эвора смогла завоевать сердца слушателей по всему миру. В течение многих лет певица пела на различных языках, включая португальский, французский и испанский. Ее песни рассказывают о любви, тоске, традициях и жизни в Кабо-Верде. Благодаря своей уникальной талантливости и страсти в исполнении, Сезария Эвора получила множество наград и почетных званий. В 1992 году певица выпустила свой самый известный альбом «Miss Perfumado», который стал международным хитом.
Продукция Сезарии Эворы была выдана на нескольких языках и принесла ей мировое признание. Она не только прославила свою страну, но и стала важной фигурой в мировой музыкальной индустрии. Сезария Эвора ушла из жизни 17 декабря 2011 года, оставив своему народу и поклонникам огромное наследие.
В своей стране она полностью содержала всю систему образования. Из-за проблем со здоровьем осенью этого года певица объявила о завершении эстрадной карьеры.
Сезарии Эворе было 70 лет.
Мои встречи с Сезарией Эворой
— Я Сезарию почти не помню, маленькая была, когда меня к ней в гости привозили, в Кабо-Верде, — рассказывает Катя Эвора. Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь Когда слова не важны. Cesária Évora), по прозвищу «босоногая дива», родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу – втором по величине в крошечном островном государстве Кабо-Верде. В 1969 году Сезария Эвора получила известность на национальном уровне благодаря своему дебютному альбому «Африканский Могикан». Сезария Эвора. Cesaria Evora.
Сезария Эвора: история жизни великой певицы
Но и в унылости есть своя красота». Спасающий голос После смерти отца семилетнюю Сезарию отдали в приют — мать, работавшая кухаркой, не могла прокормить шестерых. В 16 лет девочка вернулась в семью — надо было помогать матери поднимать остальных. Вскоре Сизе как ее до сих пор по-свойски называют в Кабо-Верде пела для гостей кафе и ресторанов Минделы. По крайней мере, это позволяло семье не голодать; но условия жизни оставались ужасающими. Хуже всего, мать почти ослепла и им приходилось направлять почти каждый ее шаг. Не голодали они только потому, что Сезария пела в барах и зарабатывала почти достаточно. Ее голос спас их всех», — рассказывал годы спустя очевидец. Чуть надорванный певица всю жизнь курила и не отказывала себе в алкоголе , с невероятной глубиной интонаций и силой.
В 1960-е Эвора начала петь для пассажиров круизных лайнеров, проходивших через Минделу, и рассказы об удивительной босоногой певице потихоньку распространялись по Европе и Америке. Но лишь в 1988 году 47-летней Сезарии удалось сделать первую профессиональную запись; спустя четыре года альбом Miss Perfumado сделал ее звездой мирового масштаба.
Молодой человек был тронут и поражен. Большого труда стоило убедить Сезарию поехать во Францию.
Наконец певица сдалась, и Хосе да Сильва увез ее в Париж для записи сольного альбома. Это было началом сотрудничества с "Lusafrica". В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus. Далее — работа над Distino di Belita 1990 г.
Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома "Мисс Перфумаду" 1992 г. Исполняя португальский фолк, переплетенный с блюзом и джазом, на креольском диалекте, Сезария Эвора стала 52-летней поп-звездой. Только во Франции количество проданных дисков составило 200 000 экземпляров.
Певица была обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также самой престижной награды — ордена Почетного легиона, преподнесенного ей министром культуры Франции Кристи Альбанель. Сезара записала 18 альбомов, неоднократно бывала с гастролями в России и на Украине. Сезария в последние годы жизни Сезария Эвора пела душой. Мягко, глубоко и проникновенно.
Так может петь только человек с чувственным и ранимым сердцем. А она была такой.
Но первые плоды независимости, как часто бывает, оказались гнилыми: отток туристов губительно сказался на хилой экономике. Эвора бросила петь и принялась пить — как никогда прежде. Все время: «Пой, пой, пой! Я больше не могла», — такую версию своего бегства в алкоголизм предпочитает она сегодня. В середине 80-х подружка-аптекарша Изаура, ставшая активисткой одной из комиссий ООН, обхаживавших новорожденную Республику, сосватала Эвору в компанию кабо-вердских музыкантов, сопровождавших местную знаменитость, певца Бана, в его концертах перед кабо-вердской диаспорой Нью-Джерси.
Именно там ее услышал продюсер Жозе Да Силва — и влюбился в ее голос. Он предложил сменить самолет до Кабо-Верде на парижский рейс и записать альбом, который впоследствии станет известен как «La diva aux pieds nus» — «Босоногая дива». Один везунчик вернулся навестить семью и подарил мне флакон в виде Эйфелевой башни. Когда я взяла его в руки, я сказала: «У меня родилась мечта, и она исполнится: когда-нибудь я увижу тебя вблизи, во всей твоей красе». Так и получилось». Первые пластинки Эворы пользовались спросом только среди кабовердцев. Но их оказалось достаточно разбросано по свету, чтобы организовать международный тур.
На концертах совершался ритуал: земляки Эворы, наслышанные о сказочной бедности артистки, выставляли вдоль сцены вместо цветов ненужную обувь. Однако PR-машина, запущенная Да Силвой, делала свое дело: благодаря интервью, газетным статьям и ротации лучших песен к середине 90-х Эвора стала во Франции звездой. Бывает — иду в парикмахерскую, бывает — по магазинам. А бывает — сажусь в такси и катаюсь без цели. Больше никого. После всемирного успеха пластинки «Cesaria» предыдущие диски были переизданы — их ждал огромный коммерческий успех. Продюсерский гений Жозе Да Силвы заставил его пойти на эксперимент — окружить Эвору кубинскими и бразильскими музыкантами.
Последние диски Эворы — «Cafe Atlantico» и «Sao Vicente di Longe» — представляют собой волшебную смесь трех культур, настолько же волнующую в музыкальном плане, как креольский язык — в плане лингвистическом. Среди соратников Эворы оказался величайший бразильский исполнитель Каэтано Велозу. Сказать правду, я боготворила его. Когда в 1994 году я в первый раз приехала в Сан-Паулу, мне сказали, что он большой мой поклонник, что не проходит дня, чтоб он не послушал мою пластинку, что он мечтает выступать со мной. Я согласилась, ничего не сказав Каэтано про мое увлечение его музыкой. Мы даже записали вместе песню для компакт-диска, посвященного борьбе со СПИДом. Всю дорогу он целовал мне руки, а я уехала в Париж.
Мы не созванивались, не переписывались. Два года назад пластинка была уже готова, оставалось только записать наш дуэт. Только тогда, после четырех номинаций на Grammy, я призналась Каэтано, что всегда любила его песни. Он был изумлен и тронут». Эвора берет со стола упаковку «Чудо-йогурта» и снимает фольгу. Прежде чем начать основательно и нерасторопно, как все, что она делает есть, она отрывает серебристую крышку и слизывает с нее налипший йогурт. Только убедившись, что на серебристой поверхности не осталось ни грамма, она отправляет крышку в мусорное ведро.
Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. История жизни Сесарии Эвора Цесария Эвора - тетушка Цизе для близких друзей - родилась 27 августа 1941 года в г. Ее отец умер рано, оставив жену с семью детьми. В отличие от сверстников, рано или поздно эмигрировавших с острова, Цесария осталась верной месту своего рождения и не покидает его надолго даже до сих пор. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера - медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул "королевы морны". С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников.
Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине. Известная в тех краях певица Бана и женская ассоциация Кабо-Верде не раз приглашали ее для записи в Лиссабон, но ни один продюсер почему-то не заинтересовался ею. И вот в середине 80-х Хосе Да Сильва, молодой француз кабо-верденских корней, был так тронут пением Цесарии, что убедил ее поехать с ним в Париж для записи пластинки.
Русский след Сезарии Эворы
Cesaria Evora – одна из самых известных уроженок Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. Телеграм-канал @news_1tv.
Русский след Сезарии Эворы
Изучи биографию Cesária Évora и познакомься с его песнями, альбомами и историей чартов. Получи рекомендации других исполнителей, которые тебе наверняка понравятся. Юная Сезария Эвора. 2. Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину. Около семи лет назад мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ «босоногой бабушки» с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире. Сеза́рия Э́вора — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Пела на кабо-вердианском креольском. Акустическое обрамление голосу составляли рояль. Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал. Gооglе посвятил новый дудл певице Сезарии Эвора — женщина покорила слушателя не только глубоким голосом, но и поразительными личными качествами.
Памяти Сезарии Эворы
Сезария Эвора. бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь Когда слова не важны. 27 августа 1941 года в Минделу (Кабо-Верде) на свет появилась Сезария Эвора (Cesária Évora) — певица с Островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Cesaria Evora – одна из самых известных уроженок Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. 27 августа исполняется 80 лет со дня рождения Сезарии Эворы, удивительной африканской певицы, которую так любят в России.
Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом.
Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир.
Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», — расскажет она.
Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще — гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди — богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была.
Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, — курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», — смеялась она.
Ей был 51 год. В 53 она записала шестой по счету диск, ставший во Франции золотым.
В 54 получила первую номинацию на премию Grammy. В 60 она впервые приезжает в Москву. Столица России станет четырнадцатой из двадцати пяти остановок Эворы в рамках мирового турне, покрывающего пространство от Рейкьявика до Харькова. В Москву она прилетит из Марокко, из Москвы улетит во Францию — и повсюду ее афиши будет сопровождать наклейка «Все билеты проданы». В начале нового века пожилая жительница африканских островов, поющая на никому не понятном креольском языке, заняла в мировой индустрии развлечений место Марлен Дитрих, Лайзы Миннелли, Далиды — дивы, поющей с живым оркестром. Алексей Васильев встретился с Эворой в номере гостиницы «Украина». Фотографии Игоря Мухина.
Сезария Эвора комкает в огромной, желтой от никотина ладони пустую пачку из-под Marlboro. Вдоль руки вздуваются три длинных глубоких шрама — такие может оставить острый нож или саблезубый тигр. Ее взгляд блуждает в поисках сигарет — а может, так кажется из-за ее глаз. О них она рассказывает историю, похожую на простецкую народную песню, каких много в репертуаре Эворы. Тот глаз, который видит, она называет Паулино; тот, зрачок которого вслепую дрейфует по озерцу белка, — Камуче. Паулино и Камуче — братья; Паулино видит, но парализован, Камуче слеп, зато ходяч. Так и идут они по жизни, помогая друг другу двигаться в верном направлении.
На груди и запястьях Эворы — золотые браслеты, цепи и брелки, на голове — импровизированная чалма, какие умеют сооружать из чего придется африканские женщины, за чалмой — вид на Белый дом, открывающийся из окна ее номера в гостинице «Украина». Стоит апрель; Эвора в первый раз в Москве, она дает закрытый концерт в новом здании Театра Анатолия Васильева. Сейчас ее мысли заняты чемоданом, который порвался под тяжестью подарков, собранных ею в ходе турне. Ей обещали поход в большой московский магазин, где она сможет сколь угодно долго выбирать чемодан. Но вначале ей придется отвечать на мои вопросы. За полчаса белая чайная чашка наполнилась окурками до краев. Впереди еще час, а сигарет у Эворы уже не осталось.
Я вспоминаю слова мэра города Мандела, где Эвора родилась 27 августа 1941 года и жила безвылазно до середины 80-х: «Она — олицетворение независимой от мужчины и несгибаемой под ударами судьбы кабо-вердской женщины; в Японии гораздо больше людей знают о ней и ее песнях, чем о существовании президента Кабо-Верде». Я протягиваю послу кабо-вердской культуры Lucky Strike и вспоминаю другую фразу мэра: «Не скрывая своих пороков и дурных привычек, она никогда не оставляла окружающим возможности поставить их себе в упрек. Она не из тех, кого можно подчинять или переиначивать; она всегда отстаивает право быть самой собой до конца». Мандела — город с населением в 47 тысяч человек; рассказывая о жительнице вверенной ему вотчины, мэр поведал о человеке, чья жизнь прошла перед его глазами. Гордясь артисткой, рассказавшей миру о Кабо-Верде, он гордится талантом известной распутницы из квартала красных фонарей Ломбо, который в пору ее молодости конкурировал по спектру услуг и уровню разврата с Амстердамом. Матери троих детей от разных отцов, ни с одним из которых она не оформляла отношений. Пьяницы, которой принадлежат слова: «Если я заказываю в баре виски и слышу шиканья за своей спиной, я заказываю следом двойной — чтобы дать достаточно веский повод для злословий».
Городской сумасшедшей, которая в середине 70-х отмечала дарованную Кабо-Верде независимость, шарахаясь голой по улице и бормоча бессвязные слова. Мандела — слишком маленький город, чтобы полвека жизни его обитательницы не прошли перед глазами остальных как сенсационная история на первых полосах газет и не превратились бы по ходу в миф. Езжайте в Манделу, разговорите продавца в лавке или официантку в кафе — услышите и не такие подробности. Позавчера после концерта в Харькове, — продолжает она, глубоко затянувшись, — мне подарили восемь блоков Marlboro.
И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки. Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле, где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт - тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам. Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым. Морны - так назвали эти музыкальные плачи - один из самых распространенных на острове жанров. Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме - не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют. Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. Ее никто не учил нотной грамоте - впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ. Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие - кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке. Есть еще коладеры - они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый - Distino di belta - был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми». А Сезария пела душой - к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли. И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности - кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, - признавалась она. К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», - скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны - «Олимпии»; В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США - хитом продаж 150 тыс. Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, - скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки.
В репертуаре Эворы много песен, посвященных близким. Она была очень домашним человеком и все свободное время старалась проводить с семьей в родном Минделу. В своих интервью она не переставала говорить о любви к матери, о том, как скучает по ней и как благодарна ей за все. Мужчины в жизни Сезарии Первая любовь, по воспоминаниям Сезарии, случилась с ней в 14 лет. Певица вспоминает, что ей очень нравился запах избранника, и что долгие годы он оставался ее другом. Через пару лет она влюбилась в моряка и гитариста Эдуарду Жуау Шалину, который по-настоящему «расслышал» ее голос и посоветовал застенчивой девушке «открыться» и петь громче. Они начали выступать вместе, появился ансамбль, успешно гастролировавший по местным клубам, а потом… Эдуарду просто сел на корабль и уехал на материк навстречу большим надеждам. День за днем королева морны набирала силу, но все также продолжала искать любовь, тоскуя по преданному сердцу. Она честно признавалась в своей любви к футболистам, в том, что у нее было «столько мужей», что она сбилась со счета, и что никогда не думала о замужестве. Ее замечание — ну, вот такая я женщина: влюбляюсь в одного и уже приглядываюсь к другому — настоящий камин аут!
Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, мать отдала Сезарию в приют. Повзрослев и малость окрепнув, девушка вернулась домой и стала помогать матери. Чистила, мыла, стирала, готовила, напевала и украдкой поглядывала на фотографии отца-музыканта. Какие чувства пробуждали они в ней, неизвестно. Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой таверне Сезария впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом, которому был присущ особенный магический тембр.
Слушатели сразу полюбили юную певицу и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами. С 1958 года, то есть с 17 лет, Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу, однако свой первый сольный альбом певица записала лишь в 43 года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» где собирался клуб лиссабонских кабовердцев , её услышал Жозе да Силва, француз с кабо-вердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой.
Нас ожидают удивительные открытия и непревзойденные моменты, которые помогут нам понять, какой путем шла эта талантливая женщина, чтобы достичь всего, чего она смогла. Не упускайте возможности познакомиться с Сезарией Эворой и узнать ее историю из первых рук! Сезария Эвора — удивительная женщина, чья жизнь и карьера оставили неизгладимый след в мире музыки. Она родилась в 1941 году на Кабо-Верде, в то время колонии Португалии. Ее детство было полно противоречий и трудностей. Она выросла в маленькой деревне, окруженной бедностью и нищетой.
Но даже в таких условиях, Сезария ощущала в себе силу и страсть к музыке. С детства она проявляла активность и интерес к искусству. Маленькая Сезария часто выступала перед своей семьей и соседями, исполняя народные песни. Именно в раннем детстве родилась любовь к музыке и желание свободно выражать свои эмоции через пение. Юные годы Сезария пришлось провести в непростых условиях. Она не получила формального музыкального образования и не посещала консерваторию. Однако, это не остановило ее. Сезария самоучка и талантливая певица, она научилась петь на интуиции и почувствовала, что в этой музыке ее душа нашла долгожданный выход. Уже в юности Сезария начала выступать в различных барах и клубах, даря людям свои неповторимые эмоциональные песни. Ее голос был глубоким и проникновенным, словно отражая сложную историю ее жизни.
За несколько лет Сезария стала известной в своей маленькой родной стране, и ее талант обратил на себя внимание музыкальных продюсеров. Детство и юность Сезарии были временами сложными, но это не сломило ее волю и страсть к музыке. Они сформировали ее характер и помогли ей развить сильный и независимый дух, который впоследствии пронизывал каждую ее песню. Детство и юность Сезарии Эворы — это история о том, как с маленького острова аутсайдер может вырасти в международную знаменитость. Но это лишь начало, история ее жизни простирается гораздо дальше, включая музыкальную карьеру, личную жизнь, семью и наконец, неизбежную смерть. Еще с детства она проявила свою любовь к музыке и начала петь в церковном хоре. Этот опыт подарил ей не только музыкальные навыки, но и сильное чувство религиозности, которое отразилось в ее глубоко эмоциональном исполнении. Стремясь развить свои таланты, Сезария начала выступать в различных местных клубах и барах.
Основными добытчиками были братья, которые работали за границей и присылали нам деньги. Семья вынуждена была сдать в аренду часть дома, кормились также с огорода бабушки. Кукуруза, фасоль, арбузы. Все это собиралось и делилось между соседями. И все же Сезарию пришлось отдать в приют. Приютский хор стал первым местом, где услышали её голос. Эвора очень любила свою маму и, несмотря на мировую славу, оставалась домашним человеком, любила только свой Минделу, детей и внуков. Одна из песен её посвящена маме, она называется «Старушка-мама». Ты вырастила нас возле кухонной плиты Твоя чёрная юбка и маленькая косынка напоминали нам, кто мы такие. Мама, мама, старушка мама, Я пою тебе эту песню, чтобы порадовать тебя. Ты научила нас, что этот мир создан для жизни, Что он создан для любви, Но он создан также для смерти и страданий… Страданий в жизни Сезарии было немало. Мужчины, моряки, прибывали в этот городок и покидали его вновь, оставляя разбитые сердца на берегу… И много детей оставляли. Эвора начала петь в клубах с 16 лет, когда влюбилась в местного моряка Эдуарду. Он первый восхитился её голосом, обучил многим песням, а потом уехал навсегда в другую страну. В клубах Сезарию любили и очень хвалили, она нашла свою нишу, ну а уж голос и тембр и что-то ещё, чему нет названия, как будто родились вместе с ней. Но… Ни гонораров, ни пластинок. Потом Сезария надолго замолчала. Неудачная личная жизнь, алкоголь… Она никогда не была замужем, рожала детей от разных мужчин, в которых влюблялась… Скрытая страсть очень чувствуется в ней и видна на лице, приглядитесь… Слышна в её глубоком с богатейшим интонированием голосе… И может быть, эта смесь страсти, горечи, бесконечной тоски по счастью, обещания себе, а значит и нам, этого неуловимого счастья — одна из бесконечных загадок Эворы. Я думаю вот о чем. Люди, говорящие на одном языке, самые близкие, порой, абсолютно не понимают друг друга, часто не могут достучаться ни до разума, ни до души ближнего. А эта «бабушка», не очень здоровая, а потом очень больная, неграциозная, не отвечающая никаким стандартам и трендам, естественная, никем не хотела казаться, только собой, просто пронзает сердца совсем незнакомых людей, говорящих на других языках, с чуждым ей менталитетом.. Феноменальный посетил нашу планету человек. Утешала нас, горевала вместе с нами, пела так, как будто разговаривала только с тобой. К слову, о менталитете. У Сезарии есть развеселый популярный клип Sangue de Beirona. Кто бы мог подумать, что это название означает кабоверденскую идиому «кровь девственницы». На той маленькой земле у моря своя знаковая система, поэтому петь о табуированном в других культурах не то что говорить — петь! Но вернёмся в семидесятые, когда певица на десять лет замолчала, вела жизнь матери-одиночки. До восьмидесятых годов, когда в её судьбе произошёл волшебный перелом, она так и оставалась в своём городке, внутри своей закрытой, познавшей боль душе.
Спокойно, буднично, без эмоций, словно инопланетянка, осознающая, что лучший для нее способ пообщаться с местной публикой, — петь, петь и еще раз петь. Это действует. Песня от песни «втягиваешься» все больше и постепенно понимаешь, что готов слушать индифферентную африканскую бабушку бесконечно. И еще раз бесконечно. Удивительно, но она совершенно не пытается понравиться, словно пребывая в законной уверенности, что и этот полный публики зал падет к ее ногам уже через парочку композиций. А может, для нее это неважно. Она просто поет, немного сонливо и даже безучастно. Производимый этим нехитрым способом эффект вполне сравним с колдовством. Действие ее голоса, ритмов «морны» — завораживающее, почти гипнотическое. Гипноз — абсолютно массовый: зритель со всей очевидностью не желает отпускать босоногую диву со сцены. На прощание, на бис, она исполняет легендарную Bessa Me Mucho так, что слезы восторга выползают на щеки отдельных зрителей… Музыкальное сопровождение — два гитариста-универсала, один с акустической, второй — с гавайской гитарой, два перкуссиониста, пианист и сладкая, импозантная парочка в лице скрипача и саксофониста. Оба последних время от времени берут на себя и функции подтанцовки, выделывая незамысловатые па столь же спокойно, сколь изящно и заразительно. На Кабо-Верде существуют два основных песенно-исполнительских стиля: коладейра — довольно ритмичные песни, заслышав которые, трудно удержаться от того, чтобы не пуститься танцевать, и морна — протяжные, тягучие, исполненные ностальгии баллады. Именно они и принесли Сезарии славу. Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновнию, сердцу или душе. А на смеси африканских национальных языков и португальского, чуть приправленного еще и французским, так называемом креольском языке — криуло на нем, кстати, на Кабо-Верде в основном и говорят морна означает «слово». Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово — тоска. Тоской, однако, здесь и не пахнет… Про Эвору, уроженку Островов Зеленого Мыса, можно сказать то же самое, что произнес некий ливерпулец, когда умер Джордж Харрисон: «Он поместил наш город на карту». На сегодняшний день Сезария Эвора, босоногая дива, как ее прозвали журналисты, записала полтора десятка дисков, не считая компиляций и концертных записей. Америка узнала о певице из Кабо-Верде благодаря кинофильму «Подполье» Эмира Кустурицы, в котором звучит ее песня Ausencia.