? 10 февраля – день памяти Александра Сергеевича Пушкина. Он скончался в 1837-ом году, через два дня после смертельного ранения на дуэли. 10 февраля 1837 года перестало биться пламенное сердце великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837). 187-ю годовщину со дня гибели поэта Александра Пушкина отмечают в России сегодня, 10 февраля.
«Не мстить за меня! Я все простил!»
День памяти Александра Сергеевича Пушкина отмечается в день смерти поэта 10 февраля (29 января – по старому стилю) 1837 года, умер в 37 лет от ранени. 10 февраля мы вспоминаем день смерти а. День памяти Пушкина - одесский анекдот дня. 10 февраля 1837 года, получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, умер Пушкин. 21:00 ул. Пречистенка, 12/2, ст. м. «Кропоткинская».
Портал правительства Москвы
В день смерти Александра Сергеевича Пушкина "Родина" публикует отрывки из забытых воспоминаний о поэте. 10 февраля 2023. 8 февраля в этот день в библиотеке №131 состоялась встреча любителей творчества великого поэта, посвящённая памяти А.С. Пушкина. Зрительный зал был полон желающими соприкоснуться с творчеством гения отечественной словесности! Ежегодно 10 февраля в нашей стране отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина — русского поэта, прозаика, драматурга, литературного критика, основоположника русского литературного слова.
10 февраля - ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА!
10 февраля в России отмечают День памяти Александра Пушкина. 10 февраля в Областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина г. Саратова состоялось торжественное открытие Пушкинской декады «Дорога к Пушкину», посвященной 185-летию со дня смерти поэта, с онлайн-трансляцией на Youtub-канале. В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть. 10 февраля (по новому стилю) в России отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина.
День памяти со дня смерти А. С. Пушкина (1799 – 1837)
Два дня медики боролись за жизнь Пушкина, но так и не смогли ему помочь: серьезное ранение в бедро оказалось смертельным, и в полдень 10 февраля 1837 года поэт умер. Тяжело раненный на дуэли, Пушкин умер 10 февраля 1837 года в два часа сорок пять минут пополудни. Ежегодно 10 февраля мы вспоминаем о смерти Пушкина. 29 января [10 февраля] 1837 года произошла смерть Пушкина знаменитого русского поэта. Смерть Пушкина наступила в доме 12 на набережной реки Мойки от раны, полученной на дуэли с Жоржем де Геккерном (Дантесом). 10 февраля – день смерти Александра Сергеевича Пушкина 8 февраля 1837 года произошла трагическая дуэль великого поэта России с кавалергард-поручиком французом Жоржем Дантесом.
10 февраля 1837 года Смерть поэта А.С. Пушкина
День смерти поэта — 10 февраля — стал Днём его памяти, в который миллионы поклонников творчества Пушкина стараются освежить в памяти его бессмертные произведения: он памятник себе воздвиг нерукоткорный, к нему не зарастёт народная тропа. Тяжело раненный на дуэли, Пушкин умер 10 февраля 1837 года в два часа сорок пять минут пополудни. В России 10 февраля отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина. 10 февраля — день памяти а. 10.02.202210.02.2022. В этот день в 1837 году умер великий русский поэт после ранения на дуэли. Символично, что именно в эти дни в Музее изобразительных искусств Карелии начала работу новая выставка «Сказки а. 10 февраля день памяти пушкина мероприятия в библиотеке. Это день скорби и печали, ведь именно 10 февраля в 1837 году умер после ранения на дуэли великий русский поэт.
10 февраля – 185 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837)
Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности.
Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам.
Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти».
Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?
Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа.
В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя.
Петербургский комический актер, водевилист и переводчик Петр Андреевич Каратыгин 1805-1879 вспоминает о своей первой встрече с Пушкиным весною 1818 года: на оконном подоконнике сидел "кто-то с плоским приплюснутым носом, большими губами и с смуглым лицом мулата. Мулат снял с себя парик и начал им махать над своей голой головой... Эта фарса нас всех рассмешила"3. После опасной болезни, едва не унесшей юного поэта в могилу, Пушкину обрили голову, и он какое-то время носил парик. Жена эконома Кишиневской духовной семинарии Пелагея Васильевна Дыдицкая 1805 - не ранее 1882 рассказывает о своей встрече с поэтом в Кишиневе в 1822 году: "Пушкин был еще совсем молод. Был он не то что черный, а так, смуглый, загоревший. Был добрый, хороших правил, а только шалун. Я, бывало, говорю ему: "Вы настоящее дитя! Бывало, говорю ему: "Вы будете ревнивы".
А он: "Нет, никогда, никогда! В митрополию также часто приезжал с Инзовым4 на богослужение. Инзов станет впереди - возле клироса, а Пушкин сзади, чтобы Инзов не видел его. А он станет, бывало, на колена, бьет поклоны - а между тем делает гримасы знакомым дамам, улыбается или машет пальцем возле носа, как будто за что-нибудь журит или предостерегает"5. Первый публикатор рассказа Дыдицкой в журнале "Исторический вестник" в 1883 году отозвался о мемуаристке с большим сочувствием и нескрываемой симпатией: "это душа честная и чистая, и каждое ее показание дышит прелестью наивной исторической правды"6. Станислав Моравский 1802-1853 , сын крупного польского помещика из-под Вильно, воспитанник Виленского университета, избравший медицинскую карьеру и преуспевший на этом поприще в Петербурге, впервые увидел Пушкина в мае - начале июня 1828 года: "Я не спускал глаз с Пушкина, сидевшего прямо напротив меня. Неряшливость его костюма, взъерошенные волосы - он был чуть плешивый - и бакенбарды, совершенно стоптанные каблуки и задние части сапог свидетельствовали более чем о небрежности - об обнищании. Цвет лица Пушкина был особенный. Это объяснялось примесью в его жилах негритянской крови Аннибала, которая даже после нескольких поколений еще продолжала загрязнять своей сажей наше славянское молоко. Много добродушия в обхождении.
Он был низкого роста и при хождении нескладно волочил ноги, и шаг его был косолапый. Портреты его все похожи, но приукрашены"7. Наркиз Иванович Тарасенко-Отрешков 1805-1873 , писатель-экономист и издатель, познакомился с Пушкиным в 1832 году: "Пушкин был небольшого роста, сухощав, с курчавыми, весьма темно-русыми, почти черными волосами, с глазами темно-голубыми.
Мы до сих пор не знаем, кто написал это письмо, и по-прежнему называем его анонимным пасквилем. Если бы хоть один историк представил ясные, четкие доказательства авторства, то руководство музея изменило бы формулировку, но пока оно все еще остается анонимным. Сам же Пушкин по характеру письма, европейской традиции написания таких парфюмных писем, бумаге и почерку определил, что это дело рук Жоржа Дантеса. После этого Александр Сергеевич вызвал Дантеса на дуэль, но этот вызов в тот день не застал его дома, поскольку он был на службе в Зимнем дворце. Приемный отец Дантеса, барон Геккерн, понимал, что если эта дуэль состоится, то в худшем случае его сын будет убит, а в лучшем — будет выслан из России. В любом случае о карьере сына в России можно было забыть.
И Геккерн обратился к Пушкину с просьбой отсрочить дуэль. Пушкин нехотя, но согласился, и за время этой отсрочки состоялась свадьба между Дантесом и Екатериной Николаевной Гончаровой, старшей сестрой жены Пушкина». Миф 3. Дантес был влюблен в сестру Гончаровой Жорж Дантес действительно женился на Екатерине Николаевне Гончаровой, но отнюдь не от большой любви, а чтобы спасти свою жизнь и карьеру. К тому же эта идея принадлежала его приемному отцу. Но, по версии Геккернов, Дантес был настолько смущен, что не мог открыто признаться. Пушкин в этой ситуации выглядел вспыльчивым ревнивым самодуром. На самом деле Дантес, конечно, не любил Екатерину. Во-первых, она была бесприданницей, а Дантес явно хотел себе партию получше.
Кроме того, красотой младшей сестры Екатерина похвастаться не могла — она была худой и смуглой. В свете старших сестер Гончаровых, Екатерину и Александру, называли чуть ли не черенками от швабры. Екатерина, как и многие светские дамы того времени, была влюблена в Дантеса. Молодой красавец-военный, обходительный, да к тому же француз — им многие увлекались. Услышав от Пушкина о предстоящей свадьбе, Екатерина была вне себя от радости. Она с упоением стала подбирать приданое, шить наряды и очень стремилась к этой свадьбе», — рассказывает сотрудница музея. Миф 4. Гончарова любила Дантеса и была холодна к мужу Даже несмотря на сохранившиеся письма Гончаровой к Пушкину и свидетельства современников, до сих пор точно не известно, какие отношения были между Натальей Николаевной и Дантесом. То, что он открыто волочился за ней, а Пушкин злился и ревновал, — это факт.
Однако наличие любовной связи между молодой красавицей и пылким французом ничем не подкреплено. Близкие отношения Гончаровой с императором, в которых ее обвиняет анонимный автор письма, тоже всего лишь домыслы, утверждает наша собеседница: «Что касается Натальи Николаевны, то она, будучи в свете, принимала ухаживания молодого кавалера, ей это было лестно, но обо всех случаях встреч с Дантесом она рассказывала Пушкину. Николай I также благоволил к Гончаровой. Бывало, он проезжал близ дома Пушкиных на набережной и потом журил Наталью Николаевну за то, что у нее опущены шторы. Он назначил Пушкина камер-юнкером, чтобы Наталья Николаевна была обязана бывать на балах в Аничковом дворце. Но все-таки связь Гончаровой с императором — это только домыслы, и никаких фактов, подтверждающих это, нет.
Пушкин с женой на балу Казалось бы, дуэль в прошлом, но 7 февраля 1837 года опекун Дантеса получает письмо от Пушкина. Поэт обвиняет Луи Геккерна в сводничестве сына с женой поэта. Тогда уже сам барон вызывает на дуэль Пушкина, отмечая, что стреляться за него будет Дантес. Поединок назначен на следующий день. Вы, представитель коронованной особы, вы отечески сводничали вашему сыну. По-видимому, всем его поведением руководили вы. Это вы, вероятно, диктовали ему пошлости, которые он отпускал, и нелепости, которые он осмеливался писать. О дуэли жена поэта узнает, только когда его привезли раненым домой, хотя у нее был шанс остановить мужа. Условия смертельной дуэли были прописаны за три часа до этого: противники становятся на расстоянии 20 шагов лицом друг к другу и двигаются к барьерам, между которыми 10 шагов. Стрелять можно сразу, но не переступая барьер. Дантес пускает пулю первым, попадая в живот Пушкину, отчего поэт падает и роняет револьвер в снег. Секунданты заменяют оружие, пока Дантес стоит на месте и ждет выстрела оппонента.
10 февраля - ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА!
По традиции почитатели поэта возложат цветы на его могилу в Свято-Успенском Святогорском монастыре. Музей А. Пушкина в Гурзуфе покажет выставочный проект "Пушкиниана" Нади Рушевой" - художницы, которая стала известна в юном возрасте как иллюстратор произведений поэта. В восемь лет она проиллюстрировала тушью и чернилами "Сказку о царе Салтане", "Русалку" и многие другие произведения. В гурзуфском музее будут представлены копии работ Рушевой из фондов Крымского литературно-художественного музея-заповедника. На Северном Кавказе, который Пушкин дважды посещал в течение своей жизни, в день памяти поэта решили обойтись без массовых мероприятий по соображениям эпидемиологической безопасности. Ставропольский киновидеопрокат проведет встречу в группе в социальных сетях - участникам расскажут о жизни и творчестве поэта и покажут фильм "Евгений Онегин". Студенты Медицинского колледжа Минздрава России в Кисловодске устроят онлайн-марафон по чтению стихов Пушкина, а также возложат цветы к памятнику поэту.
Выставки и показ фильмов начала XX века В музее-заповеднике Пушкина в Большом Болдино Нижегородской области в траурную дату отслужат литию у памятника поэту и возложат к нему цветы после минуты молчания. В этот же день в музее откроется новая выставка, которая представит иллюстрации к болдинским произведениям поэта, выполненным известными русскими художниками - Бенуа, Николаевым, Епифановым, а также редкие книжные издания произведений Пушкина.
Известно, что незадолго до кончины Александр Пушкин послал за священником, чтобы исповедоваться и причаститься. Скончался он 10 февраля 29 января около трех часов дня от перитонита. Из воспоминаний Петра Вяземского: «Прощаясь с детьми, перекрестил он их. С женою прощался несколько раз и всегда говорил ей с нежностью и любовью. С нами прощался он посреди ужасных мучений и судорожных движений, но духом бодрым и с нежностью. У меня крепко пожал он руку и сказал: «Прости, будь счастлив!
В этом году исполняется 185 лет со дня его смерти.
Он умер в возрасте 37 лет, но за свою недолгую жизнь Александр Сергеевич написал множество выдающихся литературных произведений, оказавших решающее влияние на русскую культуру и общество. И конечно - на наш язык.
После ранения Пушкин прожил еще 46 часов и 15 минут, несмотря на все усилия врачей во главе с хирургом Николаем Арендтом, лейб-медиком императора Николая I. В день смерти поэта с его лица была снята гипсовая маска под наблюдением скульптора С. Наибольшую ценность представляют так называемые маски первого отлива, одна из которых хранится в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее. Смерть поэта вызвала немало откликов у деятелей искусства.
Именно в связи с этим трагичным событием В.
«Из одной крайности в другую»
- 10 февраля - день смерти Пушкина и рождения Пастернака – Учительская газета
- Официальный сайт
- 10 февраля - день гибели А.С.Пушкина - YouTube
- 10 февраля - День памяти А. С. Пушкина
- 10 февраля - день смерти Пушкина и рождения Пастернака – Учительская газета
10 февраля – день смерти Пушкина и рождения Пастернака
В этот день для жителей и гостей города был организован бесплатный вход в Музей-квартиру поэта. Каждый час стартовали пешеходные экскурсии «Последний путь Пушкина», а в Концертом зале прошла музыкально-литературная программа.
Смерть неумолимо приближалась. Пульс падал. Ударило два часа пополудни.
Вдруг Пушкин раскрыл глаза и попросил моченой морошки: «Позовите жену, пусть она меня покормит». Когда болезненный припадок аппетита был удовлетворен, Наталья Николаевна вышла из кабинета и произнесла: «Вот вы увидите, что он будет жив». Но поэт то впадает в забытье, то начинает бредить. Тяжело дышать, давит», - последнее, что он произносит.
Речь шла о романе, якобы вспыхнувшем между Натальей Николаевной Пушкиной и поручиком-кавалергардом Жоржем Дантесом, приемным сыном посланника Нидерландов, барона Луи Геккерна. По крайней мере, об этом в последнее время ходили упорные слухи. Пушкин тотчас же отправил Дантесу вызов на дуэль. Однако в то же время Дантес предложил руку и сердце родной сестре Натальи Николаевны — Екатерине Николаевне. Близким удалось отговорить Пушкина от дуэли с будущим родственником… Бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой состоялось 10 января. Меж тем слухи по поводу любовной связи между Дантесом и Натали Пушкиной все продолжали распространяться. В ответ пришел вызов на дуэль. Но барон не мог драться с Пушкиным сам, так как это стало бы угрозой его дипломатической карьере: эта роль отводилась Дантесу. Встреча была назначена на 27 января на Черной речке, возле Комендантской дачи. Первым по жребию выстрелил Дантес и тут же нанес Пушкину серьезную рану: пуля раздробила бедренную кость и угодила в живот. Поэт упал, однако все равно попытался сделать ответный выстрел, сидя на земле. Он легко ранил Дантеса в правую руку, а затем потерял сознание от кровопотери… Его на руках перенесли в извозчичьи сани, затем у Комендантской дачи пересадили в карету, которую послал на место дуэли Геккерн, и отвезли домой, на набережную Мойки, 12. Смерть поэта.
С нами прощался он посреди ужасных мучений и судорожных движений, но духом бодрым и с нежностью. У меня крепко пожал он руку и сказал: «Прости, будь счастлив! Мы за нею послали. Прощаясь с нею, просил он перекрестить его, что она и исполнила. Данзас, желая выведать, в каких чувствах умирает он к Геккерну, спросил его: не поручит ли он ему чего-нибудь в случае смерти касательно Геккерна? Требую, отвечал он ему, чтобы ты не мстил за мою смерть, прощаю ему и хочу умереть христианином».