В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств.
Вся суть эмоционального интеллекта
Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Что такое эмоциональный интеллект и почему высокий EQ важен для личности и для бизнеса? В блоге Авито — советы по развитию эмоционального интеллекта. Под EQ или эмоциональным интеллектом часто подразумевают понимание эмоций других людей, сопереживание и умение наладить контакт. Более высокий эмоциональный интеллект помогает людям лучше общаться, стимулировать командные усилия и решать проблемы с людьми, когда это необходимо, и стимулировать командные усилия. Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле. Из статьи вы узнаете, что такое эмоциональный интеллект, какие компоненты в него входят, как можно провести диагностику эмоционального интеллекта и улучшить его.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Важно использовать полученный опыт с пользой для дела. Неудача — это масса полезной для бизнеса информации. Ей нужно уметь распорядиться; Вы хорошо знаете себе цену. Для вас не являются тайной собственные сильные и слабые стороны. Вы умеете применять первые для развития компании и управлять вторыми, не позволяя им мешать делу. К примеру, ваш лучший сотрудник, на котором держится конструкторский отдел, абсолютно бестактен. Человек с низким EQ станет обижаться и мстительно уменьшать каждый раз премию некоммуникабельному интроверту. К чему приведет такой подход, очевидно. А руководитель с развитым EQ поможет важному для успешной работы специалисту наладить общения с коллективом. В некоторых случаях достаточно поговорить.
Иногда целесообразно привлечь специалиста, который поможет конструктору и другим членам команды научиться общаться. Средства здесь вторичны. Важно понимать проблему и иметь представление о том, как можно ее разрешить; Вы умеете управляться со своими эмоциями. Для этого нужно научиться определять саму эмоцию грусть, злость, раздражение, тревога и ее причины. Если человека тревожит что-то смутное, негативное, но он не понимает, что это и откуда пришло, он не сможет справиться. А значит будет вольно или невольно выплескивать отрицательные эмоции на других людей. При этом важно понимать, что пытаться совсем не реагировать на негатив бессмысленно и неправильно. Мы неизбежно обижаемся, расстраиваемся. Стремиться «отключить» живые человеческие реакции не нужно.
Важно уметь правильно реагировать. Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства. Разобравшись, в чем проблема, ее можно будет легко решить.
Важно не оценивать эмоции как «негативные» или «позитивные», а научиться анализировать, что это за сигналы для психики, о чем нам говорят эти реакции. Попробуйте отследить моменты, в которых вы реагируете чрезмерно остро, или, наоборот, закрываетесь, начинаете избегать возникшей проблемы.
Екатерина рекомендует завести привычку хотя бы раз в день спрашивать себя: «Что я чувствую? Если сложно с называнием чувств, можно использовать « Ромашку Плутчика ». Дальше важно научиться распознавать свои эмоции в общении с другими людьми. Это поможет ориентироваться в том, как действовать в сложных ситуациях. Выработка новых реакций После этого «потестируйте» разные способы реагирования на ситуацию — не только те, к которым вы прибегали всегда.
Пробуйте по-разному оценивать ситуации, размышлять — а правда ли люди имели в виду то, что вы думаете? Что ещё они могли пытались сказать, могли ли у них быть другие намерения? Что будет, если вы сообщите другому человеку о своих эмоциях? Поможет ли это вам лучше понять друг друга? Если вам сложно говорить о своих чувствах другим людям, можно попробовать построить фразу по «формуле», которую предлагает Екатерина Егорова: «Когда ты… делаешь что-то , я чувствую… назвать чувство , и я прошу тебя сделать что-то.
Для начала это можно проговорить про себя, а затем уже озвучить собеседнику».
Константин Остер карьерный психолог, психотерапевт Саморефлексия и тренировка умения выделять, называть и отслеживать влияние собственных чувств на себя, на других постепенно позволит делать это быстро и почти на автомате. Тот, кто развивает EQ, меньше времени тратит на попытки договориться, донести свои идеи, настроить тёплые плодотворные отношения как раз потому, что умеет обращаться не только с разумом, но и понимает, какие эмоции испытает другой человек. Это сокращает количество ошибок и делает жизнь лучше. Характерно, что всё больше людей понимают ценность таких навыков, а эмоциональный интеллект — это именно навык, который можно развивать тренировками. Как прокачать свой EQ Способов для прокачки эмоционального интеллекта множество: одни помогают лучше понимать себя и свои эмоции, другие тренируют навыки их выражения и общения. Опрошенные «Секретом» психологи посоветовали следующие работающие способы. Обращайте внимание на свои и чужие эмоциональные реакции. Фиксируйте и оценивайте эмоции, которые возникают в ответ на любые раздражители, будь то громкий звук, яркий свет или чужая речь.
Осознавайте причины эмоций. Если вы реагируете — значит, произошедшее важно для вас. Задавайте себе вопросы: «почему я так реагирую» и «зачем мне эта эмоция нужна». Возможно, ситуация затронула ваши глубинные ценности, и эмоция — просто способ напомнить о них. Задействуйте свое тело. Обращайте внимание на то, как ваш организм реагирует на разный эмоциональный фон, ищите закономерности. Например, регулярное изображение перед зеркалом различных эмоций с помощью мимики или одного только взгляда позволит вам быстрее считывать эти эмоции по лицам окружающих и более эффективно выражать собственные. Не подавляйте и не игнорируйте эмоции. Если всё держать в себе и не позволять себе проявлять негативные эмоции, вскоре вы можете потерять контакт с самими собой и перестать понимать, что вы на самом деле чувствуете.
А ведь это губительно для личности. Вытаскивайте чувства из подсознания. Для этого помогут различные практики, например «утренние страницы». Сразу после пробуждения можно сесть и записать всё, что приходит в голову, — сны, мысли, планы, стихи. Так вы очистите сознание и сможете потом отрефлексировать написанное. Учитесь слушать, наблюдать и спрашивать. Помимо того, что так ваша коммуникация автоматически улучшится, это поможет видеть чужие эмоциональные реакции и сопоставлять их с тем, что испытываете вы сами. Так вам будет проще проявить себя в роли хорошего, понимающего собеседника. Будьте дружелюбны.
Другие люди — не враги, которых надо переиграть и от которых надо защититься, а потенциальные помощники, друзья, учителя, источники важной информации. Вместо того чтобы обвинять и отталкивать их, вовлекайте их в решение ваших общих проблем. Практикуйтесь в своих реакциях. Если вы где-то сорвались из-за пустяка, обдумайте случившееся, придумайте лучшую реакцию и в следующий раз постарайтесь вести себя иначе. Так вы научитесь реагировать адекватно и не истощать себя негативными эмоциями. Собирайте фидбэк. Обратная связь от людей, с которыми вы общаетесь ежедневно, поможет посмотреть на себя их глазами и осознать, как вы проявляете свои эмоции вовне. Заручитесь поддержкой близких и попросите их вместе с вами отслеживать ваш прогресс. Ставьте себя на место собеседника.
Особенно это касается коммуникации в письменной форме, когда нельзя оценить чужое настроение и показать лицом дружелюбный настрой. Одна и та же фраза от коллеги, партнёра, мамы и начальника может восприниматься как обычное замечание, похвала или непрошеная критика. Прежде чем отправить сообщение, задайте себе вопрос, кто вы своему собеседнику и что от вас будет уместно. Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, лучше не додумывать, а честно сказать: «Я тебя не понимаю. В последнем случае процесс пойдёт, возможно, более систематизированно, хотя и менее приближенно к реальной жизни. По словам психотерапевта Константина Остера, подобные тренировки напоминают ролевые игры, в которых моделируются ситуации конфликтов, переговоров, откровений. В процессе участники стараются подмечать, что происходит с ними, их собеседниками и их эмоциональным состоянием.
Эмоциональная чуткость. То, насколько человек способен увидеть эмоциональное состояние ближнего и понять, какое оно. Антипример: вы говорите другу: «Я расстроен», а в ответ слышите: «Да ладно, это у тебя просто настроение плохое! Или в момент, когда вы уже злитесь на своего партнера, он этого не замечает и начинает тормошить: «Эй, ну чего скисла-то? Это примеры, когда ваши эмоции остались незамеченными другим человеком. Но мы ведь и сами иногда не замечаем эмоции других. Управление отношениями. Это уже возможность влиять на других людей и на их эмоциональное состояние насколько это возможно. Развивая способность замечать свои эмоции, вы учитесь замечать и понимать эмоции других. Существуют два пути тренировки этого навыка: Путь паравербалики. Эмоции всегда выражаются телом мимика, интонации, поза, движения. Можно научиться их читать при помощи справочников эмоций, это простой механический способ, который легко тренировать. Другой путь: замечать, какое чувство рождается у вас в ответ на чувство человека. Например, вы его видите и почему-то хотите утешить. Вероятно, это сигнал, что он в печали. Конечно, есть возможность приписать свою собственную печаль другому, но это другой этап изучения. Важно, что у вас есть свой эмоциональный отклик на проявления другого человека. Хочу убежать или напасть — возможно, человек агрессивен и хочет нападать. Если хочу похвалить — возможно, человек до этого испытывал стыд. Всегда существуют такие пары, совпадения эмоций. И можно пойти дальше, подумав: «Так, он злится, какая потребность у него не удовлетворена? Высказать свою гипотезу и проверить ее: «Слушай, похоже, ты злишься, что происходит, почему? Что можно сделать до возникновения эмоции До возникновения эмоции можно использовать разные стратегии переговоров ,чтобы не дать человеку войти в нее. При помощи гарвардской модели переговоров win-win, win-lose вы заранее сможете погасить часть эмоций, удовлетворяя потребность человека. Если эмоция уже возникла, ее нужно назвать, осознать, разделить с кем-то и выразить: Называем: — Да! Разделяем: — Да, если честно, я тоже не в восторге от этой ситуации человек видит, что он не один. Даем возможность выразить: — Ну расскажи, что случилось! Причем это может помочь уже на стадии обозначения тем, кто не может сам себе назвать свои эмоции. Что точно не надо делать — говорить людям: «Эй, давай-ка соберись, не злись, давай нормально поговорим». Это только раскачает эмоции: чужие чувства нельзя отвергать или игнорировать. Если эмоция есть — нужно работать с ней, а не отмахиваться. После того, как вы снизили градус эмоции, человек готов дышать и с вами разговаривать, включайте коммуникативные техники. Они, в основном, связаны с прояснением ситуации. Если вы хотите влиять на эмоциональное состояние людей, приготовьтесь задавать много вопросов, чтобы прояснить позицию, узнать, чего они хотят, какие пути и препятствия видят.
В подкасте вы узнаете
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- Способы развития
- Эмоциональный интеллект (EQ)
- Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
Эмоциональный интеллект и его функции в мозге
- Что такое эмоциональный интеллект: объяснение простыми словами
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? - Блог Викиум
- Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса
- Самые частые вопросы по теме:
- Что такое эмоциональный интеллект
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный | Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни. |
Эмоциональный интеллект | Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать. |
Эмоциональный интеллект: что это, как его использовать в работе и бизнесе | Также под эмоциональным интеллектом понимается наличие эмпатии, умение распознавать мотивацию, желания и намерения других людей. |
Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны.
Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то.
Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота. Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс.
Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего. А мотивация — это не исполнительность. Многие путают мотивацию и исполнительность: типа мотивированный ученик — это ученик, который делает всё, что ему говорят. Но это не совсем так, это разные свойства. Ирина — А кто такой мотивированный ученик? Сергей — Мотивированный ученик — это ученик, которому интересно что-то делать, и этот интерес внутренний. То есть у него есть внутреннее свойство хотеть что-то узнать.
Ирина — Мотивацией могут быть деньги? Сергей — Мотивацией не могут быть деньги. Мотивацией может быть то, что ты получаешь за деньги.
Эмоциональный интеллект был впервые исследован психологами Питером Саловеем и Джоном Майером в 1990 году, а позже популяризирован писателем и научным журналистом Дэниелом Гоулманом. По словам Гоулмана, существует пять основных компонентов эмоционального интеллекта: 1. Саморегуляция — эффективное управление своими эмоциями, умение контролировать импульсивное или деструктивное поведение, способность направлять эмоции на продуктивные и позитивные действия; 3. Мотивация — стремление к достижению поставленных целей, несмотря на неудачи и препятствия, способность использовать эмоции для поддержки решимости и стремления к личностному росту и успеху; 4.
Эмпатия — способность воспринимать и разделять чувства других, умение сочувствовать и сопереживать, возможность поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию с его точки зрения, без осуждения; 5. Социальные навыки — способность выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, эффективное общение, поиск компромиссов, улаживание конфликтов, умение хорошо работать в команде. Преимущества высокого эмоционального интеллекта Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает относительно небольшое количество людей, независимо от их социального статуса, образования, положения в обществе и достатка. Это большой труд над собой, который длится всю жизнь. Купить рекламу Отключить К характерным преимуществам высокого эмоционального интеллекта можно отнести: 1. Здоровое общение. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и передают свои эмоции, а также читают и реагируют на эмоции других.
Это делает их лучшими коммуникаторами и позволяет построить и поддерживать здоровое общение. Гармоничные отношения. Высокий эмоциональный интеллект проявляется в понимании чувств, эмоций, взглядов и мыслей оппонентов в диалоге.
Они могут выдавать неожиданные эмоциональные всплески, которые выглядят преувеличенными и неконтролируемыми. Сложности в поддержании дружеских отношений Люди с низким ЭК часто черствы и бесчувственны, поэтому им трудно поддерживать дружеские отношения. Близкая дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки, то есть, всего того с чем борются люди с низким ЭК. Отсутствие эмпатии Поскольку люди с низким уровнем эмоционального интеллекта не понимают эмоции других людей, им мало свойственно сопереживание. Они не способны принять чувства других, а значит, не могут поставить себя на место другого человека.
Слабый эмоциональный интеллект грозит неприятностями в разных сферах человеческой жизни. Школа, работа, семья, дружба и романтические отношения — вот лишь несколько областей, где человек с низким ЭК может испытать большие проблемы. Так что же нужно, чтобы стать «эмоциональным интеллектуалом»? Психолог и автор бестселлеров Дэниел Гольман Daniel Goleman считает, что существует пять обязательных составляющих эмоционального интеллекта. Взгляните на них и, возможно, над отдельными аспектами вы решите поработать. Только осознавая свои эмоции, можно знать о влиянии ваших собственных действий, настроения и эмоций на других людей. Для того чтобы выработать самоосознание, вам необходимо контролировать ваши собственные эмоции, распознавая различные эмоциональные реакции, и затем правильно идентифицировать каждую конкретную эмоцию. Люди с самоосознанием видят взаимосвязь между чувствами и поступками.
Эти люди способны определить свои сильные стороны и свои пределы, они открыты для новой информации и опыта, также они учатся при взаимодействии с другими людьми. Гольман считает, что у людей, обладающих самоосознанием, хорошее чувство юмора, уверенность в себе и своих способностях, и есть понимание того, как их воспринимают окружающие.
Если вы уверены в себе, напротив, говорите громче, а своей позой стараетесь занять больше пространства. Не подавляйте чувства. Вы имеете полное право злиться на человека, который отдавил вам ногу в метро! Анализируйте свои негативные чувства и постарайтесь найти факторы, которые их вызывают. Делайте выводы. Слишком эмоционально отозвались о работе коллеги? Извинитесь и в следующий раз постарайтесь выдать более правильную реакцию.
Эмоциональный интеллект: что это, как его использовать в работе и бизнесе
Раннее развитие эмоционального интеллекта способствует формированию здоровых эмоциональных реакций, что влияет на их психологическое и эмоциональное благополучие. В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя. По словам Екатерины Егоровой, у людей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем во взаимоотношениях — как в личных, так и в рабочих.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и принимать свои эмоции и как следствие – управлять ими. Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен, и как поможет ребенку в будущем, мы разбирались с экспертом. Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence)? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей.
Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика
Emotional intelligence переводится как эмоциональный интеллект, означает способность человека осознавать свои эмоции, определять причины поступков, мотивацию. Эмоциональный интеллект – это единение эмоционального с интеллектуальным, иными словами, эти две составляющие только лишь при совместном действии могут дать результат. Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”. Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать,определять, понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Что такое эмоциональный интеллект простыми словами.
Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
Значение словосочетания ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Что такое ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ? | Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами. |
Эмоциональный интеллект | Пикабу | Развитый эмоциональный интеллект отличает всех лидеров от остальных людей: они более продуктивны в любом деле, лучше мотивируют своих коллег. |
Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта | Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году. |
Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен и как его развить | Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! |
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен, и как поможет ребенку в будущем, мы разбирались с экспертом. Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен, и как поможет ребенку в будущем, мы разбирались с экспертом. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты.