В федеральный закон "Об образовании в российской федерации".
Подписан указ об эксперименте по изменению уровней профессионального образования в РФ
IT-компании хотят сделать ответственными за качество обучения студентов | Замглавы Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Минпросвещения опубликовало приказ об изменениях в школьной программе сенатор Екатерина Алтабаева так объяснила причины нововведения: «[Программа по обществознанию]. |
Реформа образования 2023: нововведения в школах с 1 сентября | Редактор статей и новостей об образовании и EdTech. |
Новости образования РФ – Telegram | Рассказываем, что изменится в школьном образовании в 2023 году. |
Минобрнауки готовится ввести новую систему высшего образования в 2024 году / Skillbox Media | Что изменится в системе высшего образования в России в 2025 году. |
Цифровизация, гибкость, специалитет. Эксперты — о будущем системы образования в России
Приоритетными направлениями подготовки в ясельных и детсадовских группах будет: социальное взаимодействие вежливость ; забота о членах совей семьи, домашних питомцах, растениях ; любовь к Родине начальный этап патриотического воспитания. Школьное образование Масштабные изменения ожидают в 2024 году российских школьников, ведь Минпросвещение продолжает работу над модернизацией системы образования. Более детально о том, какие новости есть в школьном образовании в связи с реформой государственного стандарта и что изменится для классов, которые уже в 2023-2024 учебном году перейдут на ФГОС III поколения мы разбирали в материале « Новые требования к рабочим программам ». Новые предметы Актуальные новости образования говорят о том, что в 2024 году в рамках усиления патриотического воспитания школьная программа может получить сразу несколько новых обязательных предметов, таких как: основы безопасности и защиты Родины; черчение предмет станет обязательным для специализированных классов технологического профиля ; основы духовно-нравственной культуры народов России обучение предполагает знакомство учеников 5-9 классов с основами разных религий и светской этикой ; начальная военная подготовка как модуль в рамках предмета ОБЖ. Модернизация учебников Реализовать заложенные в новый стандарт нормы будут по новым учебникам, поэтому можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время Федеральный перечень учебников, рекомендованных для школ России, может существенно измениться.
Некоторые книги получат незначительные изменения с упором на практическую деятельность и межпредметность, а некоторые как учебники истории 5-9 классов будут кардинально пересмотрены. Наряду с классическими бумажными допускается использование электронных учебников. Военнослужащим разрешили подавать заявление на прохождение ЕГЭ по месту службы. Закреплена возможность сменить предмет или уровень ЕГЭ по математике даже после завершения приема заявок.
Поделиться Выпускники Московского государственного университета имени М. Ломоносова после церемонии вручения дипломов. Тестовый период продлится три года — с 2023-го по 2026-й, и только потом на новую систему перейдут все российские университеты и институты. Новая система, описанная в Указе документ опубликован на сайте Кремля , — реализация того, что Президент говорил в послании Федеральному собранию в феврале: вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов в вузах. И эта система очень похожа на ту, что презентовал недавно глава Минобрнауки Валерий Фальков. В ней три уровня. Первый — базовое высшее. Заменит бакалавриат, который мы позаимствовали из Болонской системы, и специалитет. Сроки обучения - от четырех до шести лет в зависимости от специальности. Второй уровень — специальное высшее, или магистратура.
Будет длиться от года до трех лет, в зависимости от направления подготовки, специальности. Важный момент — после специалитета можно будет перейти в магистратуру на бюджет сейчас — только платно. И третий уровень — аспирантура, которая, по замыслу, станет кузницей научных кадров страны. Новую систему протестируют в шести вузах.
Механизация процессов производства высвобождает руки тех, кто склонен к ручному труду.
При этом следует отметить, что конвейер не делает труд творческим. С другой стороны, тенденции современного образования многих стран в существенной степени подвержены влиянию рыночных отношений, благодаря чему оно становится все более дифференцированным, но не творческим. Производство и сбыт товаров требуют динамичного развития рынков сбыта, где конкуренция не оставляет места здравому смыслу и логике. Механизация процессов ведет к увеличению объемов производства, что сказывается на менталитете потребителей. Обретение новых модных товаров требует их демонстрации, что способствует развитию индустрии развлечений, которая, в свою очередь, требует от человека дополнительных затрат.
Китайский прозаик Лао Шэ в рассказе «Удачный почин» пишет: «В наше время, если хочешь получать доходы, нельзя забывать о массах. Если не брать деньги с массы, то с кого же их брать? Массы тратят не только деньги, но и время. Время — невосполнимый ресурс — в бесконечной череде шопингов и шоу расходуется бездарно. Признак современного общества Псевдозанятость — признак современного общества.
По целому ряду причин российское образование стало одной из форм такой псевдозанятости. Одним из характерных признаков псевдозанятости в сфере образования является синдром «дипломной болезни». Получить диплом о высшем образовании, а то и два, три или даже четыре, стало уже само по себе обязательным — по умолчанию, хотя само получение диплома не гарантирует получения знаний. В результате псевдообразования из добротного дуэта теории и практики, которые определяют индивидуальную неповторимость специалиста, остается иногда только ущербная практика. При этом практика часто носит скорее интуитивный характер, хотя и предполагает наличие компетенций, разработка и тиражирование которых так же стали одной форм псевдозанятости.
В лабиринте компетенций легко заблудиться. В системе высшего образования 34 компетенции, а вот в системе подготовки моряков Конвенция ПДНВ с Манильскими поправками их уже 66. Для апологетов компетентностных подходов словоблудие вокруг самого понятия «компетенция» превратилось в кормушку. Нюансы, столь характерные и важные в образовании, в расчет не принимаются: «У реформаторов есть представление, что любого изменения можно достичь одним лишь грубым здравомыслием» — Джордж Бернард Шоу. Затраты на процессы, «сопутствующие» образованию, отнимают огромное количество времени.
Как предупреждение звучат слова из «Живой этики»: «Остерегайтесь не имеющих времени. Ложная занятость, прежде всего, указывает на неумение пользоваться сокровищем времени и пространства. Такие люди могут исполнять лишь первичные формы работы. Невозможно их привлечь к созиданию. Мы уже говорили о лжецах сроков, крадущих чужое время, теперь скажем о мелочных лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни.
Они заняты как сосуд, наполненный перцем; у них всегда горечь от работы; они важны как индюки, ибо пересчитывают количество смрада курения, они предоставляют место работы одурманиванию. Выдуманы сотни предлогов, заполняющих щели гнилой работы. Они не найдут часа для самого неотложного. В тупости своей они готовы стать дерзкими и отринуть для них самое существенное. Они бесплодны так же, как воры чужого времени.
Следует исключить их из новых построений. Для них можно оставить переноску кирпичей». Откуда же берется эта армия «лентяев и скудоумов»? Ее источник — современный вуз. Диплом гарантирует право претендовать на более высокий статус, чем «переносчик кирпичей».
Парадоксальность современного российского образования заключается в том, что после сдачи ЕГЭ дальнейших препятствий к получению диплома о высшем образовании нет. Вариантов получения высшего образования много, от легального до криминального, а между этими полюсами размещается множество вариаций, которые и учесть-то вряд ли возможно. Сами же вариации определяют участники «учебного процесса»: администрация вуза, преподаватели, студенты и… государство. В Законе компетентность учителя сведена до уровня «стандарта учителя». И в то же самое время, стремясь привлечь мужчин в сферу школьного образования, чиновники предложили отменить конкурс для юношей при поступлении в педагогические вузы.
Что это, дискриминация по гендерному признаку? Выстрел в прошлое Расул Гамзатов сказал: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». В российское образование такой выстрел был произведен в 1990-е годы. В стране наметился устойчивый спад в экономике: предприятия закрывались, росла безработица. Без работы остались специалисты высокой квалификации, а тут еще подрастало новое поколение, о котором нужно было думать — чем занять молодежь.
Решение пришло со стороны наиболее предприимчивых преподавателей вузов. Стали открываться коммерческие высшие учебные заведения. Такой выход на тот момент устраивал всех. Государство получало доход в виде налогов, решался вопрос безработицы среди преподавателей. Родителей устраивало то, что дети получают какое-никакое образование, к тому же высшее.
Вчерашних выпускников устраивало то, что они плавно пересаживались со школьной парты за студенческий стол. Как это казалось тогда, решался вопрос занятости. Деклассированного элемента в стране и так хватало, росли и множились преступные группировки. Вузы служили некоторым сдерживающим фактором их роста. В этом неоценимая роль коммерческих вузов.
Слабая правовая база а точнее, отсутствие таковой в «правовом государстве», рост фирм-однодневок потребовали армию юристов и экономистов, тем более что особой изощренности и не требовалось. Процесс криминализации пошел с двух сторон. До вхождения зарождающегося криминала во власть криминализировалась сама власть. В том числе и в сфере образования. Численность вузов стремительно выросла.
В Советском Союзе было 600 вузов, а Российской Федерации их стало около трех тысяч. Точное число вузов так и осталось неизвестно. Параллельно с самими вузами росло число филиалов и филиалов филиалов. По образному выражению М. Горбачева — «процесс пошел».
В результате высшее образование стало доступным. Мы не являемся в этом смысле первооткрывателями. На Западе это явление широко применяется и получило термин «колледж открытых дверей». Колледж открытых дверей — учреждения высшего образования, доступ в которые открыт для любого человека, обладающего основами квалификации и иногда без каких-либо формальных параметров. В этом качестве термин прямо противоположен элитарным заведениям.
Учреждения открытых дверей ориентируются на «обслуживание» своих клиентов, обеспечивая скорее то, что требуется, чем то, что в идеале они желали бы достичь. В этом есть плюсы и минусы, поскольку заказывает музыку студенческая культура, а не академические критерии в целом. Вполне вероятно, что современные системы сохранят отдельные элитарные академические заведения для получения разнообразного высшего образования. Например, во Франции в большинство университетов для поступления требуется только заявление и подтверждение, что будущий студент проживает в данной местности. Созданная еще при Наполеоне высшая школа страны, Эколь Политехник, находящаяся в ведении Министерства обороны Франции.
Конкурс среди поступающих жесточайший — в Эколь Политехник поступают только лучшие. Отчисления очень редки. Образование дается широчайшее от генетики до современной физики, химии и информационных технологий. Но на этом отбор не заканчивается. По окончании Эколь Политехник 50 лучших выпускников поступают в специальную магистратуру, и вот им уже по окончании обеспечено трудоустройство в госаппарате Франции с солидной зарплатой и перспективой карьерного роста.
Французы шутят, что у них существует «мафия Эколь Политехник», но это мафия клан знания и таланта, а не мафия блата» [Александр Просвирнов. Один с сошкой — семеро с ложкой. Журнал «Атомная стратегия». Дифференцированный подход к вузам сложился и в России. Для всех категорий установлено дифференцированное бюджетное финансирование, что ударило по тем вузам, которые готовят кадры для отраслей, вносящих основную лепту в ВВП России.
Вот и возникает вопрос — чтобы финансировать 40 вузов, деньги должны заработать силами тех вузов, где финансирование осуществляется по остаточному принципу? Более того, эти 40 вузов выпускают специалистов, которых и так наблюдается переизбыток, а некоторые виды специальностей и вовсе не востребованы. В самих же элитных вузах так же не все благополучно. Проректор МГУ им.
Все это повлияло и на аспирантуру. Систему подготовки начали воспринимать, как «еще три года вы слушаете курсы, не понятно зачем, хотя нужно уже специализироваться на конкретной теме и ее вести». Кто четыре года, кто шесть лет, по сути, теперь выбирает вуз.
Некоторые университеты действительно говорили, что у них есть программы шестилетки, и им будет сложно перестраиваться. Но я лично не понимаю трату государственных денег на это. Лучше б увеличили бюджетные места, которые из года в год сокращаются. Потратили бы эти средства сюда, особенно на актуальные специальности. Ну, нечего гуманитарию в вузе читать книги шесть лет.
Целевое обучение в вузах и колледжах будет расширяться
- Вам может понравиться
- Зачем потребовался пилотный проект по переходу на новую систему образования - Ведомости
- Образование будущего: тренды, перспективы и компетенции в России и мире
- В России хотят сделать образование полностью бесплатным
- «Попытка найти компромисс»: Профессор прокомментировала проект реформы высшего образования
«Как в СССР, к этому возвращаемся»: все школы страны переведут на новую программу обучения
Новости образования РФ. На конкурсе «Учитель года России» стартовало «Воспитательное событие» Министерство просвещения Российской Федерации. В России 14:55, 12 мая 2023. Подписан указ об эксперименте по изменению уровней профессионального образования в РФ. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. Молодежь России. Реформа системы высшего образования идет полным ходом.
«Как в СССР, к этому возвращаемся»: все школы страны переведут на новую программу обучения
На заметку абитуриентам 2023: что будет с высшим образованием в РФ? * Новости образования | Что Владимир Путин сказал про образование в России в послании к Федеральному собранию 29 февраля 2024 году, читайте на ФедералПресс. |
На заметку абитуриентам 2023: что будет с высшим образованием в РФ? | В России идёт реформа системы высшего образования, инициированная Президентом Владимиром Путиным. |
Новости образования РФ – Telegram | В России будет создана новая система образования с традиционным сроком обучения в вузах – от четырех до шести лет. |
Новости образования 2024 года
Показателем образования стало не качество, а количество машиночитаемых баллов, – выразил уверенность зампред Госдумы России Пётр Толстой. Для России это означало отказ от непрерывного пятилетнего специалитета и переход на обучение по схеме «бакалавриат + магистратура». Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Образование - 20 марта 2023 - Новости Екатеринбурга - О том, введут ли в России распределение после вузов и колледжей, кого хотят обязать отрабатывать свой диплом и как предлагают наказывать за отказ, – в материале «В России в 2024 году планируется ввести государственный стандарт на школьную форму.
Подписан указ об эксперименте по изменению уровней профессионального образования в РФ
РАПСИ проанализировало предпосылки отказа от действовавшей в России последние 20 лет Болонской системы образования, а также разобралось, какой будет. Рассказываем, что изменится в школьном образовании в 2023 году. Комитет по образованию и науке Государственной думы предыдущего созыва создал специальную рабочую группу по возвращению трудового воспитания в Закон «Об образовании», но эти попытки оказались безрезультатными: юристы утверждали, что сделать это невозможно. Образование - 20 марта 2023 - Новости Екатеринбурга -
Вместо экономики и права — основы духовной культуры? Власти отменяют уроки обществознания в школах
Принципиальное решение по сохранению ЕГЭ в рамках существующей образовательной системы принято. Профессиональное сообщество в целом позитивно воспринимает ЕГЭ, учитывая, что экзаменационная процедура действительно постоянно модернизируется и уже не является обычным «натаскиванием», как это часто пытаются представить критики системы. Между тем, именно вопрос ЕГЭ в последнее время становился едва ли не ключевым способом пиара отдельных политиков и политических сил. Фактически в медиа-пространстве наблюдались перманентные спекуляции на тему острой необходимости отмены госэкзамена. При этом противники процедуры регулярно апеллировали к якобы имеющему месту общественному запросу на перемены.
Актуальная социология по этому вопросу действительно представляется противоречивой: выход России из Болонской системы вновь актуализировал вопрос о Едином госэкзамене. Рособрнадзору пришлось даже опровергнуть слухи о его отмене. По их наблюдениям, введение унифицированного тестирования резко снизило уровень коррупции при поступлении в вузы и сделало высшее образование более доступным для школьников из регионов. Обе модели показали небольшое совпадение в ответах между мартовской и июньской версиями, причем Стэнфордские исследователи объясняют несоответствия "эффектом дрейфа логической цепочки шагов".
Так появляются «эффективные менеджеры» из числа недоучек. А между тем: Жизнь, эту лучшую из книг, Мы невнимательно читаем, А если что в ней подмечаем, То забываем в тот же миг [Мигель Агустин Принсипе-и-Видауд. Старая испанская эпиграмма]. Отношения преподаватель — учащийся Отношения преподавателя и учащегося в последнее время претерпели существенные изменения. Дистанция между ними стала более значительной и качественно новой. В прежние годы важным обстоятельством было то, что соблюдалась преемственность поколений преподавателей. Преподаватели были разного возраста, что весьма существенно для определения дистанции. Вчерашние учащиеся становились аспирантами и ассистентами, так что со старшекурсниками они были почти ровесниками и в то же время почти ровесниками с доцентами, доценты почти ровесники с молодыми профессорами. Иерархия выстраивалась динамичная и предсказуемая. Чаще всего контингент преподавателей формировался из выпускников вуза, те же, кто появлялся со стороны, не могли ощутимо повлиять на традиции.
Преемственность обеспечивала близость. Особенно это было характерно для морских учебных заведений, когда приходило время для плавательных практик на учебных судах. Несение ходовых вахт проходило под наблюдением руководителей практики, когда и складывались более доверительные отношения. Сегодня говорят об упущениях в воспитательной работе. Однако мероприятия прямого действия неэффективны или малоэффективны. Воспитательная работа дает ощутимый результат тогда, когда она ведется исподволь. Например, во времена СССР у иностранных студентов большим доверием пользовались не преподаватели марксизма-ленинизма почему-то, а преподаватели русского языка и других дисциплин, не связанных с политическими науками. В современных условиях дистанция между преподавателем и учащимся увеличивается вследствие возрастных причин — «отцы и дети». Отстояние культуры и субкультуры стало более значимым. С одной стороны, многие молодые люди не в состоянии освоить учебный материал, на котором базируются современные технологии, а с другой, отток молодых и перспективных преподавателей в сферы бизнеса в 1990-е годы сказался на знании современных компьютерных технологий старшим поколением.
В прежние времена такое соотношение воспринималось бы как нонсенс. Возрастное дифференцирование среди преподавателей позволяло плавно переходить в области более продвинутых технологий и не создавало условий снисходительного отношения учащихся к преподавателям. Однако некоторая продвинутость в области пользования компьютером, но без базовых знаний в области естественных наук не дает преимущества при изучении наукоемких дисциплин. Процесс обучения усугубляется снижающимся уровнем вербального интеллекта и интеллектуальной лабильности, а также снижением уровня общей осведомленности. В результате в процессе общения непосредственный диалог не встраивается в общее фоновое пространство, что и ведет к непониманию друг друга, потому что фоновое пространство не сформировано должным образом. Нет общего вербального пространства. Чиновники от образования упрекают преподавателей в их неспособности осознать важность перехода от технологических форм образования к информационным что это за формы, затрудняюсь ответить , о чем говорили участники дискуссии и ведущий программы «Агора» М. Швыдкой на телеканале «Культура» 25. При рассмотрении вопросов образования превозносятся западные стандарты, но здесь усматривается некое противоречие в суждениях. Ежедневно с экрана телевизоров слышим о прогнившей американской демократии, в то же самое время восхищаемся и насаживаем американскую систему образования у себя в России.
Что-то тут не вяжется?! Бывший министр образования А. Фурсенко призывал отказаться от косной системы советского образования, «упорно пытающегося готовить человека-творца». Экс-министр призывал взращивать потребителя, «который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими». Иного мнения придерживается западный ученый Карл Саган [«Драконы Эдема»]: «Сегодня, когда перед человечеством встает много сложных и нерешенных проблем, особо остро необходимо умение широко и непредвзято мыслить. Нужно выработать какой-то способ, совместимый с демократическими идеалами, чтобы оказать поддержку интеллектуальному развитию наиболее одаренных молодых людей — проявить по отношению к ним особую заботу и внимание. Вместо этого процесс образования в большинстве стран, особенно система экзаменов и директивный способ преподавания, предельно ритуализирован, то есть основан на почти рептильном следовании раз и навсегда установленным порядкам. Иногда мне приходит в голову, что столь частое обращение к сексу и агрессивности, свойственное современному американскому кино и телевидению, отражает тот акт, что Р-комплекс хорошо развит в каждом из нас, а вот функции неокортекса, частично из-за подавления их школой и обществом, выражены слабее, менее освоены и недостаточно ценятся». Современные информационные системы позволяют эффективно получать и хранить информацию, «многое знать еще не значит быть мудрым; разум — это не только знания, но также суждение, способы, которыми информация упорядочивается и используется. И все же объем доступных нам сведений служит одним из показателей разумности».
В другой книге «Космос» Карл Саган пишет: «Кора головного мозга дает нам свободу. Мы больше не обречены следовать генетически наследуемым схемам поведения ящериц и павианов. Каждый отвечает за то, чем он заполнит свой мозг… Не находясь больше во власти рептилии, мы можем изменять себя сами, но нас не призывают следовать этому». Набоков, когда в «Отчаянии» написал: «Я глядел на вывески, находил слово, таившее понятный корень, но обросшее непонятным смыслом». Народное образование в Японии всегда было наиболее эффективным каналом распространения того, что принято называть национальной идеей. Ключевой фигурой в российском образовании всегда был учитель, и, как говорил Н. Рерих: «Учитель является проводником идей позитивно творящего правительства». Вот только с национальной идеей мы пока что не определились. Отношение к преподавателю сложилось потребительское — он должен. И это «должен» далеко выходит за рамки этических норм.
Болезненные реформы Всякие изменения реформы в России носят болезнетворный характер. В качестве защитной реакции против страха чиновники создают новую терминологию, препятствуют позитивным изменениям, поскольку эта терминология имеет вид положительной обратной связи. Поясню свою мысль — это когда вместо устоявшихся терминов вводят их новых эквиваленты, например, термин «тест» заменяют «емкой» аббревиатурой КИМ контрольные измерительные материалы. Рисунки, которые преподаватель раньше сам рисовал на доске, заменили компьютерной графикой — результат «новые информационные технологии», «инновация». И уж совсем карикатурно смотрится сплошной текст на слайде; роль преподавателя сводится к тому, чтобы его зачитать. Многие преподаватели стремятся представить излагаемый материал во всех подробностях. На слайде рекомендуется помещать 5—7 строк, этого достаточно для создания опорного тезиса-посыла, а далее у преподавателя должна быть свобода интерпретации. Интерпретация очень важная компонента в процессе приобретения знаний. Преподаватель должен иметь возможность маневрировать в зависимости от ситуации. Ганс Селье в книге «От мечты к открытию» пишет, что «у лектора объем знаний по теме должен превышать объем излагаемого материала в пять раз.
Это позволяет лектору маневрировать, реагировать на реплики. Лектор подобно фокуснику, чтобы извлечь из шляпы какой-либо предмет, должен его сначала туда положить и «извлечь» в зависимости от ситуации». Во время лекции у хорошего преподавателя, не связанного «путами» конспекта, появляются новые идеи, новое видение, которые позволяют излагать материал, сообразуясь с ситуацией. Об этом говорят многие великие писатели, что мысли появляются откуда-то сами, а их задача — эти мысли записать. Импровизация — ценное качество преподавателя, но ей следует долго учиться, да и не всем это дано. Когда говорят об инновационных образовательных технологиях, то часто подменяют понятие «инновация» по сути — революция банальным методом постепенных улучшений. Например, на смену одномачтовым судам пришли двухмачтовые, трехмачтовые, китайцы строили даже одиннадцатимачтовые парусники — это все метод постепенных улучшений. Инновация — это появление пароходов. Во время штиля все парусники, независимо от числа мачт и парусного вооружения, ложились в дрейф. При встречных ветрах парусник мог двигаться, совершая галсы, что удлиняло путь.
Пароход же может двигаться независимо от ветра и при этом не менять курса. Аналогично замена мела на цветные фломастеры, а затем на слайды — это все метод постепенных улучшений. В образовательном процессе инновация — это Учитель, а инновационными могут быть мел и доска, если участники процесса едины в желании — к концу занятия «сделать открытие»! Мел и доска вовлекают в работу зеркальные нейроны, которые активизируются у учащегося во время наблюдения за действиями преподавателя, и при повторении за ним тех же самых действий, и при ведении конспекта. Хорошо, если при этом лектору удается установить диалог со слушателями. При соучастии рождается творческий коллектив. Учитывая сегодняшний уровень школьного образования, было бы целесообразно численность лекционных потоков минимизировать. По факту сегодня, с целью экономии на образовании, лекционные потоки, наоборот, увеличивают. Экономия на образовании и подушевое финансирование вузов наносят серьезный вред образованию. Учить следует тех, кто следует душевному порыву получить знания, а не тех, кто «высиживает» диплом.
Чем такой диплом отличатся от купленного в переходе метро? С небольшой аудиторией преподавателю легче установить контакт с учащимися и контролировать аудиторию. Знания рождаются в процессе обоюдного рассуждения. Проблема качества образования заключается в том, чтобы мотивировать зеркальные нейроны к учебной деятельности. Многое способен сделать хороший преподаватель, но и он бессилен, особенно в вузе, если у учащегося отсутствует мотивация. Если человек поступил в данный вуз, потому что он близко от дома, или родители настояли, или не захотелось расставаться со школьными приятелями, или… усилия напрасны. Отношения преподавателя и учащихся — это двухсторонние отношения. Однобокость не даст желаемого результата, и выстроить эти отношения бывает непросто, и порою они не зависят от педагогического мастерства. Примером тому может послужить опыт русского учителя-новатора Василия Водовозова, который с 1847 по 1851 год работал учителем грамоты в реальной гимназии в Варшаве. Об этом периоде у него остались тягостные воспоминания.
Успех каждого ребенка Успех каждого ребенка Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. Молодые профессионалы Молодые профессионалы Повышение конкурентоспособности профессионального образования Федеральный проект «Молодые профессионалы Повышение конкурентоспособности профессионального образования » направлен на обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда. Цифровая образовательная среда Цифровая образовательная среда Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Проект стартует уже в этом году и продлится до 2026 года. Что изменится?
Как будут поступать абитуриенты? Сколько учиться? Для возвращения к базовой системе недостаточно просто снять академические шапочки.
В 2026-м он завершается. Думаю, что массовый переход - это 2025 год", - отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Но уже в сентябре 2023 года в шести ведущих российских вузах обучение будет поставлено на "новые колеса".
Участники "пилота" - Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт национальный исследовательский университет , Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. Магистратура вовсе не обязательный вектор в получении высшего образования Новая система высшего образования - это три уровня: базовое высшее от 4 до 6 лет - в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.
Анатомия развала российского образования. Что же будет построено на месте развала?
Однако обучение можно продолжить на следующем уровне высшего образования — в магистратуре. Формально двухлетняя магистратура предназначена для выпускников бакалавриата, намеренных двинуться в науку либо заняться работой аналитического характера. Но на деле бывает по-всякому. Так, социологи отмечают, что в ряде случаев в магистратуру идут ребята, не стремящиеся к трудоустройству и предпочитающие сидеть за партой как можно дольше. Впрочем, суть в другом. Количество мест в магистратуре значительно уступает числу выпускников бакалавриата. По некоторым прикидкам, туда может попасть лишь каждый пятый бакалавр.
Это главное, за что критикуют современную систему высшего образования России. Но не единственное. Чтобы попасть в магистратуру, выпускникам бакалавриата надо заново сдавать вступительные экзамены. Причем не факт, что продолжишь учебу за счет бюджета, как это было в бакалавриате. Многие места в магистратуре стали платными. А выпускникам специалитета после 2012 года и вовсе не видать бюджетных мест как своих ушей.
Для них магистратура считается вторым высшим образованием, а значит, учиться там можно только за свой счет. Подвергается критике и понижение статуса аспирантуры. Если до перехода на Болонскую модель подготовка кандидатской диссертации в нашей стране считалась научной работой, то ныне степень PhD «разжалована» до уровня образования. А это, по мнению многих экспертов, принципиально неверно. Впрочем, есть у сегодняшнего высшего образования и положительные моменты. К их числу прежде всего относится практикоориентированность программ бакалавриата.
Производственные практики наконец-то перестали быть формальностью, и лучшие студенты находят рабочие места еще до завершения учебы. Разбитые на два уровня обучения вузовские программы стали более короткими и гибкими, а значит, более соответствующими сверхскоростным изменениям современного мира. Важно и другое. Открывшаяся с введением многоуровневого образования возможность продолжать учебу и после окончания вуза в магистратуре, аспирантуре, на программах бизнес-школ МВА, DBA и т. А право выбирать не совпадающие направления подготовки в бакалавриате и в магистратуре расширило возможности столь популярного сегодня в науке и образовании междисциплинарного подхода. Все эти бонусы Болонской системы достались нашей стране большим трудом.
Лишиться их в ходе новой реформы системы высшего образования очень бы не хотелось. Что нас ждет Первое, на что нацелена предстоящая реформа, — сохранение многоуровневой структуры высшего образования в нашей стране. Как и сейчас, она будет состоять из трех ступеней — базового, специализированного образования и аспирантуры.
Обе модели показали небольшое совпадение в ответах между мартовской и июньской версиями, причем Стэнфордские исследователи объясняют несоответствия "эффектом дрейфа логической цепочки шагов". Некоторые предполагают, что OpenAI работает над оптимизацией экономической эффективности запуска ChatGPT, что может объяснять различия. Реакция моделей на чувствительные или дискриминационные запросы заметно изменилась с марта по июнь, причем в июне обе модели решили отказаться отвечать на такие запросы. В анализе также вспоминаются случаи ошибочных ответов Bing Chat после запуска, вызвавшие скептицизм пользователей и попытки Microsoft оперативно исправить ситуацию. Стэнфордские исследователи подчеркивают важность постоянного анализа и оценки поведения моделей обучения языку Language Learning Models, LLM в производственных приложениях. Они подчеркивают, что пользователям и компаниям, которые полагаются на услуги LLM, необходимо проводить аналогичный анализ мониторинга. Однако понимание этих тенденций еще только начинается, и для подтверждения этих выводов необходимы дальнейшие испытания.
Исследователи планируют обновить полученные результаты в рамках долгосрочного исследования, регулярно оценивая GPT-3. Следите за обновлениями!
Именно там в 1999 году встретились министры образования 29 европейских стран, чтобы подписать Болонскую декларацию.
Растущая глобализация и рост конкуренции на рынке образовательных услуг подтолкнули европейские страны создать такую систему образования, которая, во-первых, способствовала бы повышению привлекательности европейского высшего образования, а, во-вторых, расширяла бы возможности мобильности студентов и преподавателей и обеспечивала бы успешное трудоустройство выпускников. Однако на самом деле во главу угла в европейской системе образования ставятся другие механизмы, позволяющие достигать вышеупомянутых целей. И в первую очередь это единые сопоставимые образовательные программы и системы сопоставимых академических квалификаций, в том числе, через внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании.
К другим механизмам можно отнести систему зачетных баллов кредитов по типу ECTS для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Так, в баллах оценивается работа на семинарах, подготовка проектов и другие промежуточные работы: просто вызубрить материал и рассказать на экзамене недостаточно. Достижению целей также случат содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий, содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании.
Введение единых стандартов образования повысило в Европе мобильность студентов, которые могут без потери времени и баллов перейти из вуза одной страны, где учились на бакалавра, в вуз другой страны и получить там степень магистра. Ценна система и тем, что, получив образование в одной стране, можно было рассчитывать на получение работы в другой стране без утомительных процедур подтверждения качества образования. Учитывая постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка, к плюсам системы также относят возможность менять свой профиль подготовки - окончить бакалавриат по одной специальности, а потом поступить в магистратуру на другую образовательную программу, но в России этот механизм критикуется, так как квалификация таких специалистов нередко оставляет желать лучшего.
Введение Болонской системы в России Изменения в социальной, политической и экономической сфере, происходившие в России на рубеже XX—XXI веков, не оставляли сомнений в необходимости реформирования имеющейся на тот период системы высшего образования. Позади были «лихие» 1990-е годы, родившие множество коммерческих вузов, квалификация выпускников которых зачастую оставляла желать лучшего, что в свою очередь вело к своеобразной девальвации российского высшего образования как внутри страны, так и в мире. Предпосылками для введения Болонской системы стали также процессы глобализации, что обуславливало необходимость интеграции отечественной системы образования в общемировую.
Допереходный период и сам переход России на Болонскую систему образования сопровождался горячими дискуссиями между российскими западниками и консервативным крылом российского ректорского корпуса. Основными доводами противников обучения «по-болонски» были риски потери ценного образовательного опыта в истории национального российского, а скорее советского, высшего образования, а также риски снижения уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке. Российский специалитет готовил студентов 5 лет и высказывались мысли о том, что дать необходимую квалификацию обучающимся за 4 года невозможно без потери качества.
Именно эти убеждения породили до сих пор имеющейся у работодателей скептицизм к соискателям-бакалаврам. Но плюсы принятия системы были очень привлекательны: западные партнеры заверяли, что «болонизация» российского образования автоматически приведет к признанию отечественных дипломов за рубежом. Этот аргумент так, впрочем, и не претворенный в жизнь мог бы дать огромное конкурентное преимущество отечественным вузам.
В общем, причины закрыть глаза на возможные риски были, и в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу. Впрочем, за 20 лет работы «по-болонски» цели, которые ставил Болонский процесс, в России достигнуты не были, в части автоматического безусловного признания российских дипломов и повышения конкурентоспособности вузов Россия также к успеху не пришла. Выйти на международный рынок труда с российским дипломом все также сложно, на российском рынке труда образование бакалавров воспринимают как неоконченное высшее, а за магистерской степенью в вузы приходит не так много студентов в силу того, они стремятся быстрее часто не по специальности начать работать и получать деньги.
Присущая ранее фундаментальность высшего образования в России в немалой степени была утрачена. Население России осталось не в восторге от «болонского» образования.
Нововведения также никак не отразиться на уже дипломированных специалистах — пересмотра уровня подготовки и дипломов по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры не будет. Новая система образования, по мнению президента, должна представлять собой «синтез лучших практик советской системы и последних десятилетий». Это ни в коем случае не возврат к прошлому. Президент прямо сказал: надо взять лучшее, что было в советском периоде, посмотреть лучшие наработки, лучшие практики, которые были у нас последние 20 лет», — прокомментировал слова президента глава Минобрнауки Валерий Фальков. Что подразумевалось под «синтезом лучших практик» стало понятно с принятием указа президента от 12 мая 2023 г. N 343, которым был запущен пилотный проект перехода на трехступенчатую систему высшего образования. Пилотный проект Указ президента «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» стал закономерным продолжением линии отказа от Болонской системы образования.
Пилотный проект, введение которого предусмотрено указом, предусматривает установление двух уровней высшего образования: базовое высшее образование, специализированное высшее образование и отдельно установление уровня профессионального образования — аспирантура. Указанные вузы будут осуществлять образовательную деятельность по данным программам на основании уже имеющихся у них лицензий и государственных аккредитаций. Критерии выбора конкретно этих учебных заведений не разглашались, но обращает на себя внимание тот факт, что для эксперимента отобрали именно технические альма-матер. Предполагаем, что это связано с тем, что именно инженерное образование понесло наибольший ущерб от введения Болонской системы. Как заявлял глава Минобрнауки, главной задачей базового высшего образования станет обеспечение междисциплинарного, практико-ориентированного подхода к подготовке кадров. Целью специализированного высшего образования станет углубленная подготовка для тех, кто прошел первую ступень. Аспирантура же станет тем уровнем, где будут формироваться научные и научно-практические кадры. Срок освоения программ базового высшего образования будет составлять от четырех до шести лет. На уровне специализированного высшего образования будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Срок освоения программ магистратуры устанавливается от одного года до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности и или профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы. Получить образование по программам магистратуры специализированного высшего образования смогут и лица, имеющие высшее образование — специалитет, при этом такое обучение не будет являться для указанных лиц получением второго или последующего высшего образования. Сейчас это невозможно. Это необходимая вещь, потому что фактически дает возможность ребятам, которые себя попробовали на производстве и которые испытывают потребность в получении уникальных знаний, получить их, имея уже определенный опыт», - рассказал в эфире радио «Спутник в Крыму» председатель комитета по образованию, науке и молодежной политике Госсовета РК Сергей Додонов. В то же время, учитывая риторику депутатов и чиновников Минобрнауки последних дней, есть сомнения, относительного того, что магистров в стране станет больше. Скорее, наоборот. Так, «Ведомости» пишут, что со слов зампреда думского комитета по науке и образованию Александра Мажуги «Единая Россия» , магистратура в новой системе высшего образования не должна быть повсеместной и в рамках запущенного пилотного проекта еще только будут определяться, по каким направлениям базового высшего образования будет возможно продолжение обучения в магистратуре. То есть, вполне вероятно, что будут специальности, для которых продолжение образования в магистратуре в принципе предполагаться не будет.
Минобрнауки готовится ввести новую систему высшего образования в 2024 году
Что ждёт школы и вузы? Анзор Музаев подвёл итоги и озвучил планы на 2024-й | Аргументы и Факты | Платная медицина и советское образование: что меняется в России с сентября 2023 года. |
С 2025 года Россия возвращается к национальной модели вузовской подготовки | Участие в отборочном этапе профессионального конкурса «Флагманы образования» для студентов, планирующих связать профессиональную деятельность с системой образования России. |
Что ждёт школы и вузы? Анзор Музаев подвёл итоги и озвучил планы на 2024-й | Аргументы и Факты | Таким образом, высшее образование в России продолжит существовать на ступенчатой основе, в определенной градации. |
IT-компании хотят сделать ответственными за качество обучения студентов
Образование - 20 марта 2023 - Новости Тюмени - Владимир Путин предложил вернуться к традиционной для нашей страны системе высшего образования. Пилотный проект изменения уровней высшего образования в России пройдёт в 2023-2024 и 2025-2026 учебных годах. Об этом говорится в указе «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», который подписал Владимир Путин. Министр просвещения подвел итоги года в сфере образования в эфире телеканала «Россия 24». В этой статье мы рассмотрим, как проходит реформа высшего образования в России в 2023 году, что нужно знать и к чему подготовиться абитуриентам.
Мишустин: системе образования нужны качественные изменения
Новости Ирано-израильский конфликт Выставка "Россия" Военкоры Игры Отдых в России Наше кино Украина: сводка Происшествия Афиша. Главная» Новости» Новости об образовании в россии. В Госдуме заявили, что новую систему образования нужно создать на основе лучших практик России и СССР. В России будет создана новая система образования с традиционным сроком обучения в вузах – от четырех до шести лет. Госдума в первом чтении приняли изменения в закон об образовании.