Новости бомбардировка ленинграда

19 сентября 1943 года произошла самая тяжелая бомбардировка города – было сброшено 528 фугасных и 2 870 зажигательных бомб. Ниже выложена немецкая карта бомбардировок Ленинграда. В этот день 39 снарядов попали в жилые дома, из них. Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения.

День снятия блокады Ленинграда: история освобождения и подвиги

Предположительно, взрыв произошёл в районе железной дороги. В распоряжении журналистов Авиа. Судя по всему, взрыв был достаточно мощным, однако, видео не позволяет раскрыть все подробности произошедшего инцидента. Портал 78.

Блокадный дневник Лены Мухиной стал одним из самых известных свидетельств ужасов блокады наряду с дневником другой ленинградской школьницы — Тани Савичевой. В отличие от последней, Лене повезло: она выжила. В начале июня 1942 года в состоянии сильного истощения девушка была эвакуирована в город Горький. Там она поступила в фабрично-заводское училище, отучилась на мукомола, а после Победы вернулась в Ленинград, где поступила в художественно-промышленное училище и стала мастером мозаичных работ. Многие пытались покинуть Ленинград еще до начала блокады. Так, решение о вывозе детей из города в Ленинградскую и Ярославскую области было принято еще 29 июня, предполагалось эвакуировать 390 тысяч детей.

Была создана специальная городская комиссия, которая занималась вопросами эвакуации, а также проводила разъяснительную работу среди жителей, так как в то время многие еще отказывались покидать свои дома. В июле началась эвакуация промышленных предприятий вместе с сотрудниками и их семьями. По плану, каждый день из города должно было вывозиться 30 тысяч человек. Эвакуация происходила в три этапа: первая волна длилась с 29 июня по 27 августа 1941 года, вторая — с сентября 1941 по апрель 1942 года и третья — с мая по октябрь 1942 года. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Путь через замерзшую Ладогу был трудным и опасным: грузовики, нагруженные людьми, рисковали в любую секунду уйти под лед или попасть под вражеский обстрел.

Это было днем. К ночи нас повезли по лесной узкоколейке, потом посадили на машины и везли по Ладоге. Ехать было страшно, нас обстреливали. Мой брат Женя нам говорит: «Мама, Тося и Коля, закрывайте глаза, чтобы не так было страшно тонуть». Воды на льду было много, машинам ехать трудно, но мы, слава Богу, до берега доехали, после нас еще несколько машин доползли, а потом раздался страшный крик. На берегу была огромная беда — кричали, плакали, что на дно Ладоги ушло семь машин с людьми, а может, и больше», — писала в своем дневнике ленинградская школьница Антонина Григорьева.

В блокаду ей было всего 11 лет. Однако невзирая на все тяготы, вездесущие голод, холод и смерть, ленинградцы не падали духом. Многие уже с конца сентября 1941 года стали ждать скорого снятия блокады. Никто не верил, что это надолго. Эту веру подпитывали в том числе и первые попытки прорыва блокады, предпринятые в сентябре-октябре, а позднее — успех советских войск в битве за Москву. После того, как немцев отбросили от столицы, все в Ленинграде ждали, что вот-вот и их город будет освобожден от карателей.

Но ждать пришлось долго. По разным данным, за годы блокады погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек, по большей части — дети, женщины и старики. Причиной гибели большинства мирных жителей стали не обстрелы и авиаудары, а голод и болезни. И все-таки Ленинград выстоял, навеки оставшись символом мужества, стойкости и воли. За самоотверженность и отвагу, проявленную его жителями в годы войны, Ленинграду было присвоено звание города-героя, а подвиг и жертва блокадников остались воспеты во многих бессмертных творениях.

Фото: Bundesarchiv, wikimedia. Из нее-то и получали авиационное топливо, которое шло на заправку самолетов, совершавших вылеты в район Ленинграда. С результатами исследований Александр Дмитриевич прорвался на прием к заместителю генерала Куцевалова, который был тогда командующим ВВС Северо-Западного фронта. Петрову действительно пришлось прорываться — начальству приходилось решать гораздо более серьезные вопросы, чем те, с которыми мог появиться какой-то там химик. Генерал чуть было не отмахнулся от назойливого посетителя, но тот был настойчив и почти груб.

Вначале химик рассмешил предложением уничтожить одним махом пару-тройку немецких аэродромов. Но после предоставленных выкладок у советского командования появился четкий план действий. Только вот зависел он теперь не столько от людей и техники, сколько от погодных условий. За время, пока ждали погоды, в лаборатории Петрова были доставлены еще несколько образцов топлива с разных самолетов, базировавшихся на разных аэродромах. Результаты были почти одинаковы: немцы вынужденно летали не просто на плохом, а на еще и летнем топливе! В самом начале ноября были получены аэрофотоснимки с аэродромов Красногвардейск ныне — Гатчина и Сиверский. В Сиверском кроме уже известного количества самолетов было замечено свежее скопление из сорока бомбардировщиков. Штабом ВВС был разработан план по уничтожению этих самолетов, ведь было ясно, что в годовщину празднования Октябрьской революции Гитлер устроит большую бомбардировку колыбели этой самой революции. Для защиты города от немецких самолётов использовали аэростаты. В преддверии праздника аэродромы и бомбардировщики было решено уничтожить любыми способами с любыми потерями.

Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял.

От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться — работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года.

В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады.

Суперфосфат против супостата. Как спасли Ленинград от авиации нацистов

Первый массированный налет на Ленинград вызвал в городе 178 пожаров, из которых наибольшее впечатление произвело крупное возгорание на Бадаевских складах. В мае 1943 года впервые для бомбардировок города в дневное время были применены немецкие самолеты-истребители. Смутили бомбёжки Ленинграда в июле – августе – вероятно, объединили Ленинград с ленинградским фронтом; насторожили фразы – «беспокоящий характер», а ведь гибли люди. 27 января исполняется 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда Ленинград – единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 9. Гитлеровцы подвергали Ленинград ожесточённым обстрелам и бомбардировкам.

Новости и события Российского исторического общества

Портал 78. В то же время, местные жители делятся информацией о том, как они ощутили «последствия взрыва» и видят проезжающие мимо машины МЧС. На данном аэродроме находятся военные самолёты для ремонта, включая те, которые принимают участие в СВО. На данный момент официальной информации о причинах взрыва и возможных пострадавших не поступало.

По Ленинграду был произведён 331 выстрел. Осажденный город и его жители — в фотоленте Sputnik. Женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках. Всего, по разным данным, за годы блокады в городе скончались от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Дом на Лиговке после бомбежки.

Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта. Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев. Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда. После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона. Начало блокады сентябрь-декабрь 1941 года Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано. Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм. Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г. Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров.

Их размеры и формы выбирались произвольно, неукоснительным было одно требование — они должны были быть абсолютно белыми. Их пристёгивали к верхней одежде приблизительно на уровне груди. Будучи замечены в темноте, они затем хоть как-то помогали различить контуры человеческой фигуры и избежать столкновения. К тому же можно было своевременно подать голос. Потом в ход пошли люминофоры. В ноябре 1941 года ленинградский завод художественных красок освоил производство специальной, светящейся в темноте краски. Теперь на одежде закреплялись небольшие покрытые ею фосфоресцирующие кружки, которые поступили в продажу. Впрочем, пешеходы на улицах в тёмное время суток встречались не так и часто. Уже 29 июня 1941 года в городе был установлен комендантский час с 0 до 4 часов. Через месяц он был расширен: с 22 часов до 5 утра. Находиться на улицах можно было, лишь имея специальный подписанный комендантом города пропуск. Отменён комендантский час был только 15 июля 1944 года. В подъездах домов тоже царила темень. Если лампы ещё и были, то светили они тусклым синим светом. Подымаясь на свой этаж, следовало держаться за перила и считать ступени. Такие же синие лампы включались в тёмное время в вагонах немногих ещё выходящих на линии трамваев. На улицах были отключены светофоры, что дополнительно осложняло проезд через перекрёстки лишённых освещения улиц. Один изобретательный сотрудник ГАИ сконструировал управляемый вручную аккумуляторный светофор с диаметром линз всего в 6 см. Было изготовлено 100 таких аппаратов, используемых на наиболее напряжённых перекрёстках города. А в октябре 1944 года наконец включились и заработали обычные стационарные светофоры. Автомобильные фары дополнялись светомаскировочным устройством СМУ , представлявшим собой колпак с козырьком и узкой горизонтальной прорезью, через которую выходил плоский пучок света, не создающий на полотне дороги наблюдаемого сверху светового пятна. Иногда одна из фар вовсе отключалась. Задние стоп-сигналы отключались либо зачехлялись.

Историк Андрей Рябков подсчитал количество взрывов в блокадном Ленинграде

19 сентября того же года случилась самая тяжёлая бомбардировка – на Ленинград обрушились 2870 зажигательных бомб и 528 фугасных снарядов. "Таким образом, очевидно, что блокада Ленинграда не была вызвана военной необходимостью с целью дальнейшей его оккупации. Недалеко от Санкт-Петербурга прогремел сильный взрыв. 27 января исполняется 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда Ленинград – единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 9.

Новости и события Российского исторического общества

Бомбардировки Ленинграда — серия авианалётов на Ленинград, совершённых авиацией нацистской Германии во время Великой Отечественной войны (1941—1943). В этот день начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Новости Подробности Фото Видео. Историк Андрей Рябков подсчитал количество взрывов в блокадном Ленинграде. 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда.

Следственный комитет Российской Федерации

Недалеко от Санкт-Петербурга прогремел сильный взрыв. Враг был отброшен на 60-100 километров от города — и была полностью снята блокада Ленинграда. За годы блокады Ленинград подвергся бомбежкам и обстрелам не менее 900 раз. Будет высказана просьба к 1-му воздушному флоту держать население Ленинграда в страхе путём беспорядочных бомбардировок и снижения его воли к сопротивлению путём усиления. День памяти жертв блокады Ленинграда | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».

Когда же был самый сильный и продолжительный обстрел Ленинграда?

Население города к тому моменту составляло около двух с половиной миллионов, плюс десятки тысяч беженцев из окрестных сёл и городов. Кроме того, нужно было кормить войска Ленинградского фронта. Нормы выдачи продуктов немедленно снизили. И в течение месяца паёк сокращали еще дважды. В результате к декабрю служащие и дети стали получать по 125 граммов хлеба, 250 — рабочие, солдаты - 300.

Не хлеб, хлеба не было. Вот давали, его - в карман. Пососешь, и всё. Вся хвоя елей съедена нами была.

Остались только стволы, макушки. Вешали они буханки хлеба. Вешали банки консервов. И в рупор: русские, сдавайтесь!

Это было планомерное умерщвление людей. Вот доказательство - директива начальника штаба военно-морских сил Германии, опубликованная после Нюрнбергского процесса. Существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если… будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…" Финский президент Ристо Рюти тоже призывал ликвидировать Ленинград.

Тогда эти планы еще были засекречены, но если бы о них и узнали, город всё равно бы не сдался!

Регулярные артиллерийские обстрелы города велись с 4 сентября 1941. Первое попадание в жилое здание случилось 5 сентября.

Это был дом под номером 13 по улице Глазовской ныне Константина Заслонова. В интернете можно найти исторический фотоснимок этого пролома в стене. В тот же день во взорванном детском садике погибли первые несовершеннолетние ленинградцы.

Обстрелы продолжались с 4 сентября 1941 по 22 января 1944 лишь с небольшими перерывами. Разорвавшиеся за эти годы зажигательные бомбы и фугасы исчислялись десятками тысяч. Особенно активно город бомбардировали первые 4 месяца блокады.

В январе 1942 года наступило временное затишье, но на смену ему уже в апреле пришла так называемая немецкая операция «Айсштосс». Гитлер приказал оперативно уничтожить силы советского Балтийского флота. Он хотел разбомбить вмерзшие в лед корабли до начала навигации, но план провалился.

Здесь свою роль сыграла третья Синявинская операция по освобождению Ленинграда. Фашисты израсходовали на борьбу с солдатами много снарядов, поэтому город ненадолго вздохнул с облегчением. Однако, как только блокаду удалось прорвать, обстрелы продолжились с новой силой.

Раньше они обстреливали понемногу и постоянно, а теперь стали делать перерывы в 5 — 6 дней, зато стреляли очень концентрированно, отправляя до тысячи снарядов в одну цель.

Днем Нева также была прекрасным ориентиром, с ее всем известной излучиной в центре города. А водоканал как раз и находился внутри этой невской излучины.

И потому на карте видно, как часто в том районе падали снаряды. И дело не только в том, что они защищали собственные дома, но и в том, как они это делали: совместно с МПВО грамотно и расторопно. К примеру, 8 сентября, уже спустя два часа после бомбежки, было сообщено, что основные очаги возгораний были ликвидированы.

Исследователь обращает внимание и на свидетельства очевидцев. И это понятно — чуть что, снова надо было бежать в бомбоубежище.

Они заходили со стороны Атлантики — но все-таки севернее, в Заполярье. Они готовы ее поддерживать. Это многозадачный полет. Продемонстрировать всей Европе — мы, американцы, можем и такое. Еще одной целью могло быть: повысить боевую подготовку и полетную выучку и своих пилотов, и пилотов альянса. Мы же не знаем, кто там взлетал с польских аэродромов — может, например, голландцы. И наверняка уши растопырили те, кто пытается контролировать нашу систему ПВО — как там у русских реагируют, на каких частотах? Чтобы вскрыть нашу систему ПВО.

И надо понимать, что у них.

Новости и события Российского исторического общества

Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей.

В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни.

Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра.

Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него.

Взрывались жилые дома, оказавшиеся в зоне «пристрелки», и рушились больницы и школы — «стрельба протекала без инцидентов и помех, по плану». В немецких документах это называлось «беспокоящим огнем» — он и калечил детей, не успевших быстро добежать до ближайшего укрытия, и стариков, из-за немощи также не способных ускорить шаг. Город преимущественно стали обстреливать по утрам в 6-7 часов, затем днем в 17-18 часов и около 22 часов. Время это было выбрано не случайно. В эти часы поражаемость населения была наибольшей, так как жители города шли на работу, возвращались с работы, а к 22 часам собирались в квартирах. С ноября-декабря 1943 года обстрелы стали вести ночью. Цель преследовалась все та же: как можно больше вызвать жертв среди гражданского населения, которое в этом случае застигалось обстрелом в сонном состоянии.

Для обстрела Ленинграда боеприпасы отпускались в неограниченном количестве. В батареях всегда имелся достаточный запас снарядов. Артобстрел города проводился ежедневно, правда иногда были перерывы 2-3 дня. Обстрел происходил в указанное время, причем иногда несколько дней обстрел происходил только утром, а затем только днем или вечером, а в хорошую погоду город обстреливался и утром, и днем, и вечером. Всего из 872 дней блокады Ленинград обстреливался из пушек в течение 611 дней. Последний обстрел наблюдался 22 января 1944 года16. В сентябре-декабре 1941 года от артобстрелов погиб 681 человек, были ранены 2269 человек.

Наибольшее количество жертв составляли люди, попавшие под обстрел на улицах 395 человек , на предприятиях погибли 218 человек. В январе-марте 1942 года бомбежки из орудий стали причиной смерти 519 человек, с апреля по декабрь — 595 человек. В 1943 году во время обстрела погибли 1410 блокадников, из них на улице 788 человек Число погибших возрастало и потому, что ориентиром для ударов артиллерии служили пожары, — тление которых начиналось еще до окончания обстрелов. Среди находившихся в бомбоубежищах жертв, как правило, не было. Обычно крупными фугасными бомбами разрушались полностью только двух- и трехэтажные дома. Если дом был пятиэтажным, то обрушивалась только одна его секция: от пятого до третьего этажа. Впрочем, всё зависело от состояния здания — так, в конце сентября 1941 года бомбой был «пробит насквозь» шестиэтажный Дом текстильщиков.

Тяжелая бомба поразила и большой пятиэтажный дом на углу канала Грибоедова и Невского проспекта, «вырвав все этажи снизу доверху трубой диаметром метров в 10». После обстрелов замечали, как покосились двери и оказывались выбитыми оконные рамы в домах. В октябре 1943 года наблюдались самые варварские, беспощадные многочасовые обстрелы города. Одной из попыток уменьшить число жертв было предупреждение блокадников о том, какая из сторон улиц являлась наиболее опасной. Во время обстрелов от горожан требовали укрыться в убежищах, «щелях», подворотнях, арках, подвалах и, наконец, за выступами домов, если вблизи не находилось более безопасного места. Тем, кто не успел дойти до домовых убежищ, рекомендовали прятаться в нижних этажах — надеялись, что бомба не сможет пройти через крышу до фундамента. Считались безопасными лестницы, поскольку видели, что они оставались целыми в полностью разрушенных домах.

В парадных укрывались не только потому, что они оценивались как нечто более прочное, «солидное», массивное, чем квартиры, но и вследствие внезапности тревоги — здесь быстрее всего можно было укрыться тем, кто оказался в минуту опасности на улицах. О налетах и началах обстрела многие узнавали по звуку метронома — он начал работать 26 июня 1941 года. Во время тревог мерные удары метронома учащались, при отбое — замедлялись. Когда читаешь описания сцен обстрела вернее сказать, расстрела горожан, кажется, что прикасаешься к незаживающим ранам. Искалеченным, окровавленным, испытывавшим невероятные муки раненым людям было не до пафосных слов. Прибежал папа, мы где-то раздобыли носилки, и вдвоем понесли маму в больницу. Я видела, как она страдает, она лежала на брезентовых носилках в луже крови, которая с каждой минутой становилась все больше».

Главным средством спасения от бомб считались бомбоубежища. Их готовили и проверяли еще до начала войны, и, как, выяснилось, делали это зачастую плохо, игнорируя многочисленные инструкции. Во многих бомбоубежищах в 1941 — 1942 годах было холодно, сыро, темно — «спали… одетыми, на отсыревших матрацах».

Метроном Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей.

Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном , вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Об уровне смертности В декабре 1941 г. Смертность от голода стала массовой.

Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Е. Скрябина в дневнике записала: Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают [14] Смерть хозяйничает в городе.

Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт.

Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти.

Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня — завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице.

Трупы долго лежат, так как некому их убирать [15] Воздействие холода Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных. Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Несмотря на привычный уровень температуры, из-за отсутствия оттепелей и продолжительных периодов низкой температуры зима была суровой, что для ослабленных голодом людей несло в себе смертельную опасность.

В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва , о годах блокады сказано: холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла Печки-буржуйки. Коллапс транспортной системы Основная статья: Буржуйка Главным отопительным средством стали особые мини-печки. Они стояли в большинстве квартир.

В них жгли всё, что могло гореть, в том числе и мебель и книги. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности. По свидетельству Д.

Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено. Ухудшение ситуации «Ленинградской болезни» — дистрофии Январь и начало февраля 1942 г.

Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. Более того, в течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 и ниже. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Блокада Ленинграда. Ситуация на фронте с июня по декабрь 1941 Попытки прорыва блокады. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд.

Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Один из командиров вспоминает в своих мемуарах, как в начале 1942 г. Выяснилось, что у большинства силы иссякали через 400 метров, а по плану командования нужно было пройти 800 метров. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм , несли тяжелейшие потери. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

В январе же 1943 крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осаждённого города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шоферов, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу.

Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась по водой.

Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий