Новости блокада ленинграда эвакуация

А почему ольга Бегольц из блокадного Ленинграда не уехала, хотя могла бы в Москву эвакуироваться? Первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, пока немецкие войска не перерезали дороги, связывающие Ленинград с восточными областями. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции.

За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал

Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории.

На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года.

А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали.

И основная часть заявлений связана с просьбой помочь решить жилищный спор. Из этих документов видно, как постановления городских властей в сфере жилья применялись в каждом конкретном случае.

Была, например, долгая судебная тяжба — одна из сотен — между гражданами Л. Герцман и В. Началась она в 1945 году, продолжалась восемь лет, и всё это время городское законодательство постоянно менялось.

Жилищный вопрос в то время стоял во всей остроте. Ведь были еще разрушены, сожжены тысячи жилых зданий, деревянные дома во многих районах в лютые зимы разобрали на дрова. Возвращавшимся людям нередко заселяться было некуда.

Практически всё обустройство сотрудников ложилось на плечи работодателей. Обеспечить людей жильём — это было в те дни самым главным. Не помню, как наша семья переживала то время.

Осенью 1942 года мы с мамой и старшим братом уехали к бабушке. Она жила на Украине, на оккупированной территории, но мама повезла нас туда, потому что хотела оставить у родного человека. Мы добирались не одну неделю.

Вскоре мама умерла — не смогла оправиться после истощения. В 1944 году погиб от взрыва снаряда мой брат. Не вернулся с войны отец.

Бабушка и дядя уговаривали его съехать. Но он отказывался. Кто-то посоветовал пожаловаться домоуправу.

И нам помогли: домоуправ написал в прокуратуру заявление. Было проведено расследование. Оказалось, что комнату заняли незаконно, и через десять дней по предписанию прокуратуры друг нашей семьи вынужден был съехать.

Городские власти передавали разрушенные дома предприятиям. Они должны были восстанавливать их за свой счет, после город принимал эти здания в эксплуатацию. Сложно было купить самые простые предметы: инструменты для ремонта, качественную одежду, обувь, посуду.

В 1944-1945 годах в мастерских Ленинграда делали обувь на деревянной подошве — не имелось возможности использовать другие материалы, фабрики работали на нужды тыла. Поэтому вернулись к технологии XIX века.

Память о подвиге железнодорожников На Финляндском вокзале Петербурга состоялась театрализованная реконструкция прибытия в город первого после прорыва блокады Ленинграда поезда. Участники реконструкции - сотрудники Октябрьской железной дороги и актеры, исполнившие роли ленинградцев - воссоздал...

Мама вернулась, но не успели мы ничего съесть, как объявили посадку в эшелон», — вспоминает Ильин. Во время давки при посадке в теплушки какой-то вор разрезал мамину сумку, висевшую у неё на локте, и теперь продуктов у них не было….

От расстройства у мамы случился сердечный приступ, она потеряла сознание. А их везли дальше, через Череповец, Вологду, Ярославль… «К тому времени, когда мы познакомились с соседями по теплушке, изголодавшиеся ленинградцы уже съели все свои продукты, и поделиться с нами было нечем. Этой последней голодовки мой маленький брат не перенёс и вскоре умер», — рассказывает Ильин. Мама лежала без сознания, а юный Иван очень боялся, что она умрёт... Но потом выдали суп и полбуханки хлеба. Мама пришла в себя, и сын буквально выходил её.

Мы попали в станицу Ново-Пашковскую. Я слез с подводы и впервые в жизни увидел цветущую вишню и заплакал.

Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде

Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Мы с мамой вернулись из эвакуации в Ленинград в 1944 году после снятия блокады. Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. 27 января 2024 исполняется 80 лет. День снятия блокады с Ленинграда: какого числа, как это было.

Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде

В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались.

Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя.

После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла...

Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Из директивы «О будущем города Петербурга» Население, которое, по мнению А. Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера.

После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде.

На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней.

В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны.

Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд.

Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена.

Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В.

Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда".

Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность.

Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих.

Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там.

Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем.

Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы.

Как и другой, не менее очевидный факт: все дети, вывезенные в тыл и остававшиеся там до конца войны, были так же организованно и оперативно возвращены в Ленинград в 1945 году. Моя сестрёнка, например, ходила в круглосуточный детский садик, где она жила на будних днях.

Так вот, в первую же пятницу после начала Великой Отечественной, когда я забирала её домой, мне дали расписаться в бумаге, которая обязывала меня принести в следующий понедельник набор одежды, предметов гигиены, а также пару обуви в накрепко зашитом картофельном мешке. Валентине Николаевне 5 лет - Почему в картофельном? Сверху должна была быть нашита белая тряпка с именем, фамилией и номером садика для того, чтобы багаж не потерялся в дороге.

В понедельник, то есть 30 июня я отдала всё, что требовалось воспитательнице, а когда 4 июля пришла за Лидой, то её уже не было. На воротах висел большой амбарный замок и объявление о том, что все дети эвакуированы. Причём, куда именно - не сообщалось, единственное, что было сказано: информацию о новом месте дислокации этого учреждения доведут до нас дополнительно.

Нынешней молодёжи или людям среднего возраста, которые привыкли к тому, что принятие различных незначительных решений у нас зачастую растягивается на многие месяцы, наверное, сложно представить, как можно так быстро всё устроить, да ещё не поставив в известность родственников. Но тогда это особого удивления не вызвало, хотя некоторые матери, узнав о предстоящей разлуке со своими детьми, в буквальном смысле этого слова кидались под колёса и не давали их увозить. Судя по всему, эвакуация проходила в обстановке строгой секретности именно для того, чтобы подобные эксцессы не носили массовый характер и не сорвали её.

Валентина Николаевна с внуком - А когда эвакуировали Вас? Точно так же сообщили о том, чтобы я собрала вещи, зашила их в картофельный мешок и взяла с собой документы. К месту назначения, в Ярославскую область нас доставили в «телятниках» или «теплушках», как их сейчас чаще называют.

Это товарные вагоны, переоборудованные для перевозки людей, с окошком для того, чтобы легче дышалось, и двухярусными нарами внутри. Железная дорога тогда работала в особом режиме. В приоритетном порядке пропускались поезда, следующие на фронт.

Вторая по значимости категория была — это порожняк с фронта, а третья, по крайней мере, на нашем направлении, - дети из Ленинграда. Так что добрались до конечной станции мы довольно-таки быстро. На разгрузку нам отвели ровно час, сразу после этого состав должен был отправиться обратно, за новой партией школьников.

Ярославль ведь находится сравнительно недалеко от Петербурга и теоретически такая возможность, наверное, существовала? Личных автомобилей, как вы понимаете, тогда ни у кого не было, добраться даже в соседний регион и вернуться обратно за сутки, было довольно проблематично. Особенно учитывая, что пассажирские поезда стали ходить гораздо медленнее из-за необходимости пропускать военные эшелоны.

Тем не менее, многие матери действительно договаривались с начальством, брали отгулы и ехали к своим детям, забирали их обратно в Ленинград. Их, конечно, можно было понять. Несмотря на то, что немец шёл довольно быстро, жизнь в городе изменилась только в сентябре.

Летом же всё оставалось по-старому, в связи с чем у многих действительно возникала иллюзия, будто война идёт в какой-то параллельной реальности. Единственное, в небо по вечерам поднимались заградительные аэростаты, которые создавали помехи фашистской авиации. Вот собственно и все отличия.

Да и мы, не осознавая, насколько печально может закончиться наше возвращение, писали домой слёзные письма о том, как скучаем, как нам плохо без родителей. Мою мать, слава Богу, не отпустили с работы, а вот за другой девочкой, которая жила в нашей парадной, мама приехала. И забрала её.

Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?

Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались.

За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.

Но судно попадает в шторм, а на сигналы о помощи первыми прилетают вражеские самолеты. Бомбежка, больше тысячи погибших. А когда режиссер Алексей Козлов начал снимать кино, родственники погибших буквально завалили его письмами. Катастрофа, военная драма и история любви — три года съемок, больше 3 тысяч человек на площадке, тонны декораций, опасные трюки почти все актеры выполняли без дублеров. В сцене шторма, например, которая длится больше 10 минут, всего один кадр снят с участием каскадеров.

Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально.

Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано?

Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых.

Дополнен 7 лет назад Да всем мы знаем про блокаду. Отрезаны пути.

Но вот видео посмотрела, где сказано, что некоторые предприятия города были эвакуированы из города, с рабочими этих предприятий и их семьями. Лучший ответ.

Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули

27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. Жители блокадного Ленинграда покидают разрушенные дома. В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады.

В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее

Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Длинная история сложного переселения: в Перми открылась выставка, посвященная эвакуации из блокадного Ленинграда. Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники.

В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города

Понятно, что в таких условиях никто особенно не следил за тем, кто и где жил и на каком основании это делал. Ремонта требовало буквально все. Семьи часто переезжали в чужие квартиры, которые уцелели, а вот их хозяева — нет. Как правило, это делалось без никакого на то разрешения, самовольно. Иногда это согласовывалось с местными властями, но чаще всего это происходило вынужденно и все это понимали. Самовольно же горожане изменяли систему отопления, просто потому что не было иного выхода. Никакой помощи от коммунальных служб, работа которых была парализована, ждать не приходилось. По городу были развешены плакаты с призывами подготовиться ко второй военной зиме самостоятельно, а именно установить печь сложив ее из кирпичей, добытых от разрушенных домов , почистить дымоход, заделать щели, вставить окна и стекла.

Трубы рекомендовали обернуть бумагой или паклей, чтобы они не лопнули от мороза. Причем подобные призывы преподносились как гражданский долг и обязанность. В кровельщиках женщины и дети Восстанавливали как могли. Восстановительные работы в Ленинграде велись постоянно, так называемый заплаточный ремонт проводился регулярно, после каждого обстрела старались оперативно заделать кровлю, чтобы не было протечек — они бы дальше разрушали и без того уменьшающийся жилой фонд. О том, чтобы привлекать к таким работам квалифицированных рабочих или хотя бы взрослых мужчин даже думать не приходилось — город был полон лишь стариков, женщин и детей. Эта работа легла на плечи мальчишек-подростков и женщин. Создавались настоящие бригады кровельщиков из мальчишек 14-15 лет.

Несмотря на то, что восстановительные работы в Ленинграде велись в условиях постоянных обстрелов, и нередко случалось так, что только что отремонтированное здание снова оказалось разрушенным после бомбежки, ленинградцы не опускали руки. К зиме 1943-44 года большинство домов уже имели свои водопроводы, наладилась система электроснабжения. В тесноте и немного в обиде Люди из разрушенных домов переезжали в те, что уцелели. В первые месяцы после окончания войны попасть в город можно было только по пропускам. Чтобы заехать в город, нужно было суметь доказать, что тебя там ждут родственники или на работе. Делалось это из-за катастрофической нехватки жилья. Многие эвакуированные долгое время не имели возможности вернуться, поскольку большие потери жилфонда, война и линия фронта, находившаяся рядом, последствия блокады — все это делало город весьма сложным для жизни, даже учитывая военные условия, в которых находилась вся страна.

Понимая, что жилье тех, кто был эвакуирован в дальние районы, уже занято, власть и принимает столь неоднозначное решение по ограничению въезда в родной город. Жилье же сохранялось за военными, согласно постановлению правительства, а также за деятелями науки и искусства, которые находились в оккупации. Они могли вернуться без ограничений. Вернуться из бомбоубежища можно было найти не дом, а руины. Кроме того, ограничение въезда в город давало время для того чтобы где-то восстановить жилой фонд, где-то решить вопрос размещения возвращающихся в ручном режиме. Последнее подразумевало использование резервов имеющейся жилой площади. Были даже пересмотрены нормы жилищно-санитарных требований.

Так, если раньше на одного человека должно было приходиться 9 квадратных метров жилья, то в 1944 году этот норматив был снижен до 6 квадратов. Излишки же, должны были изыматься. Как изъять «лишние» квадратные метры? Безусловно, подселив в квартиру новых жильцов. Возражать принято не было. Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью.

Мы попали в станицу Ново-Пашковскую. Я слез с подводы и впервые в жизни увидел цветущую вишню и заплакал. Я понял, что мы с мамой остались живы…» «Между тем в южном ночном небе, с западной стороны, стали появляться всполохи взрывов приближающегося фронта. И мы снова засобирались…» — делится детскими воспоминаниями Иван Дмитриевич. Это была уже вторая эвакуация. Собрались за полдня. Но… на станции Тихорецкая поезд разбомбили. Ленинградцев поселили в двухэтажных бараках. В сентябре 1942 года Иван, как и часть других ленинградских детей, не смог пойти в школу, потому что вырос из старой одежды, а новую купить было не на что. Потом пришли холода, вновь наступил голод.

Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено. Голод в блокированном городе В блокированном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты. В ноябре — декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным — на 75, — изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику.

Железная дорога тогда работала в особом режиме. В приоритетном порядке пропускались поезда, следующие на фронт. Вторая по значимости категория была — это порожняк с фронта, а третья, по крайней мере, на нашем направлении, - дети из Ленинграда. Так что добрались до конечной станции мы довольно-таки быстро. На разгрузку нам отвели ровно час, сразу после этого состав должен был отправиться обратно, за новой партией школьников. Ярославль ведь находится сравнительно недалеко от Петербурга и теоретически такая возможность, наверное, существовала? Личных автомобилей, как вы понимаете, тогда ни у кого не было, добраться даже в соседний регион и вернуться обратно за сутки, было довольно проблематично. Особенно учитывая, что пассажирские поезда стали ходить гораздо медленнее из-за необходимости пропускать военные эшелоны. Тем не менее, многие матери действительно договаривались с начальством, брали отгулы и ехали к своим детям, забирали их обратно в Ленинград. Их, конечно, можно было понять. Несмотря на то, что немец шёл довольно быстро, жизнь в городе изменилась только в сентябре. Летом же всё оставалось по-старому, в связи с чем у многих действительно возникала иллюзия, будто война идёт в какой-то параллельной реальности. Единственное, в небо по вечерам поднимались заградительные аэростаты, которые создавали помехи фашистской авиации. Вот собственно и все отличия. Да и мы, не осознавая, насколько печально может закончиться наше возвращение, писали домой слёзные письма о том, как скучаем, как нам плохо без родителей. Мою мать, слава Богу, не отпустили с работы, а вот за другой девочкой, которая жила в нашей парадной, мама приехала. И забрала её. Как я узнала после войны, обе они умерли во время блокады от голода. В классы принесли панцирные кровати, и мы на них спали. Скучать, кстати, несмотря на отсутствие занятий, нам не приходилось, уже на третий день всех эвакуированных ребят отправили в поле вязать снопы льна. Поначалу, конечно, ни у кого ничего не получалось, но постепенно мы освоили это нехитрое ремесло и начали работать не хуже взрослых. Тем временем фашисты подходили всё ближе и ближе. Так что совсем скоро, наверное, в августе, сейчас уже точно не помню, нас отправили за Урал, в Тюменскую область. Поселили в одном из интернатов, где мы и жили вплоть до 45-го года. Кстати, к моменту окончания войны парней в нашей группе практически не осталось. Как только им исполнялось 18 лет, их сразу же забирали в военкомат. Не знаю, куда отправляли — в училище или на фронт, нам, конечно, никто об этом не сообщал. И чем вы топили здание зимой? Сейчас учителя, например, не имеют права оставить ученика после уроков для того, чтобы тот прибрал класс или прилегающую территорию. Это считается дикостью, грубым нарушением прав ребёнка. Ну, а мы для того, чтобы в интернате было тепло, должны были сами валить лес в тайге и заготавливать дрова. И никто, понятное дело, никаких заявлений о нарушении своих прав не делал.

Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения

Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам.

По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства.

Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались.

Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба.

Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов.

Мужество и стойкость ленинградцев стали символом непобедимости советского народа. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны города посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ. Вокруг города, вдоль бывшей линии фронта, растянулся «Зеленый пояс Славы». В 2020 году Главархив Москвы реализовал несколько важных проектов. В преддверии 9 Мая совместно с центрами госуслуг «Мои документы» был открыт виртуальный музей «Москва — с заботой об истории». Это первый онлайн-музей, который практически полностью собран из документов и предметов, переданных горожанами. Ко дню воинской славы России в музее начали публиковать имена москвичей, которые совершили трудовой подвиг в тылу во время битвы за Москву. Уже размещено более семи тысяч имен жителей столицы, все они были награждены медалью «За оборону Москвы».

Кроме того, в декабре Главархив совместно с Госинспекцией по недвижимости запустил проект по выявлению уникальных документов, связанных с историческим обликом столицы.

История Анели Иосифовны - это история блокадного детства. Авторы фильма познакомят Вас с потрясающими героями- свидетелями блокады, людьми, которые смогли в это страшное время обрести любовь и сохранить невероятную любовь друг к другу и, главное, к жизни. Премьера фильма 26 января в 20.

В вагонах многие простывали. Заболела и младшая сестра Валерии. Её определили в госпиталь в тяжёлом состоянии. Мать девочек устроилась работать на мясокомбинат, определив Валерию в детский сад, но вскоре заболела и умерла. Младшую сестру отдали в детдом и удочерили.

Девочки потерялись на долгие годы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий