Пьеса "Бесприданница" принадлежит к числу лучших произвдений выдающегося русского драматурга А. В этой статье представлена история создания пьесы "Бесприданница" Островского.
Александр Островский - Бесприданница (аудиокнига)
Но, у богатых людей свои дела и причуды. Не попрощавшись с Ларисой, Сергей Сергеевич уезжает срочно, чтобы спасти свое имение. Прошло практически полгода, а от возлюбленного девушка не получает ни весточки. Да и мать начала приглашать в дом каких-то сомнительных господ, одним из которых оказался проворовавшийся кассир. Это казус повлиял на их семейство и к ним перестали приезжать достойные господа.
И тогда Лариса Дмитриевна решила выйти замуж за первого мужчину, который сделает ей предложение руки и сердца. Этим человеком оказался незаметный убогий чиновник Карандышев, который любил ее от чистого сердца и ухаживал за ней, только она этого не замечала. Счастливый Юлий Капитоныч начинает подготовку к свадьбе, он покупает Ларисе платье из немецких кружев и устраивает в ее честь званый ужин, куда приглашает Кнурова и Вожеватова. Но эти господа презирают Карандышева, и не желают идти в этот дом.
Только благодаря Огудаловой-старшей они принимают приглашение. Возможно, и вечер бы прошел спокойно, но эту тихую идиллию нарушает известие о том, что в город прибыл Паратов, который так и не сумел спасти свое состояние, но нашел выход и женится на дочери хозяина золотых приисков. Он продает свой теплоход Вожеватову, и устраивает прощальную вечеринку в честь своей холостяцкой жизни.
В запале жених произносит длинную речь о том, что весь Бряхимов сошёл с ума; извозчики, половые в трактирах , цыгане — все радуются приезду барина, который, промотавшись в кутежах, вынужден продать «последний пароходишко». Следом наступает черёд Паратова нанести визит Огудаловым. Сначала Сергей Сергеевич душевно общается с Харитой Игнатьевной. Позже, оставшись наедине с Ларисой, интересуется, долго ли женщина способна жить в разлуке с любимым человеком. Девушке мучителен этот разговор; на вопрос, любит ли она Паратова, как прежде, Лариса отвечает — да. Знакомство Паратова с Карандышевым начинается с конфликта: произнеся поговорку о том, что «один любит арбуз, а другой — свиной хрящик», Сергей Сергеевич поясняет, что русскому языку он учился у бурлаков. Эти слова вызывают возмущение Юлия Капитоновича, который считает, что бурлаки — это грубые, невежественные люди.
Разгорающуюся ссору пресекает Харита Игнатьевна: она велит принести шампанского. Мир восстановлен, однако позже, в разговоре с купцами, Паратов признаётся, что найдёт возможность «потешиться» над женихом. Действие третье В доме Карандышева — званый обед. Тётка Юлия Капитоновича, Ефросинья Потаповна, жалуется слуге Ивану, что это мероприятие отнимает слишком много сил, да и расходы чересчур велики. Хорошо, что удалось сэкономить на вине: продавец отпустил партию по шесть гривен за бутылку, переклеив ярлыки. Лариса, видя, что гости не прикоснулись к предложенным блюдам и напиткам, испытывает стыд за жениха. Ситуация усугубляется тем, что Робинзон, которому поручено напоить хозяина до полной бесчувственности, громко страдает из-за того, что вместо заявленного бургундского ему приходится употреблять какой-то «киндер-бальзам». Паратов, демонстрируя приязнь по отношению к Карандышеву, соглашается выпить с соперником на брудершафт. В ответ Лариса берёт гитару и исполняет романс «Не искушай меня без нужды». Её пение производит сильное впечатление на присутствующих.
Паратов признаётся девушке, что терзается из-за того, что потерял такое сокровище. Тут же он приглашает барышню ехать за Волгу. Пока Карандышев провозглашает тост в честь своей невесты и ищет новое вино, Лариса прощается с матерью. Вернувшись с шампанским, Юлий Капитонович обнаруживает, что дом опустел. Отчаянный монолог обманутого жениха посвящён драме смешного человека, который, разгневавшись, способен на месть. Схватив со стола пистолет, Карандышев бросается на поиски невесты и её приятелей. Действие четвёртое Александр Ленский — первый исполнитель роли Паратова на московской сцене Вернувшиеся с ночной прогулки по Волге Кнуров и Вожеватов обсуждают участь Ларисы. Оба понимают, что Паратов не променяет богатую невесту на бесприданницу. Чтобы снять вопрос о возможном соперничестве, Вожеватов предлагает решить всё с помощью жребия.
Когда фильм вышел, то певица не увидела своего имени в титрах. Эльдар Рязанов не упомянул её не из каких-то личных соображений, просто тогда это было необязательно. Валентина Пономарёва сильно обиделась на режиссёра и долго с ним не общалась, а зрители были уверены, что песни исполнила сама Лариса Гузеева. Рязанов Во время съёмок эпизода с Карандышевым, догоняющим пароход на лодке, чуть не пострадал Андрей Мягков. Он сидел спиной вперед и не заметил, что подплыл слишком близко к винту. Одна из лопастей ударила по лодке, и та опрокинулась. Актёр скрылся под водой раньше, чем съёмочная группа успела что-то сделать. Мягкова начало затягивать под колесо парохода, однако, актёру чудом удалось выплыть из воронки.
Мокий Пармевыч, узнав, что Карандышев беден, высказывает свое возмущение по поводу предстоящего брака. По мнению Кнурова, в Ларисе нет «земного», «житейского», она создана «для блеска». Кнуров считает, что девушка быстро бросит мужа, и тогда ей понадобится солидный богатый «друг», а он для девушки ничего не пожалеет. Уходя, Кнуров распоряжается, чтобы Огудалова заказала дочери хороший подвенечный «гардероб», а счета отправила ему. Явление 3 Лариса говорит матери, что хочет как можно быстрее уехать в деревню «пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Девушка берет в руки гитару, напевая «Не искушай меня без нужды», но инструмент расстроен. Увидев из окна цыгана Илью, девушка завет его в дом. Явление 4 Илья сообщает, что приехал барин, которого ждали целый год. Явление 5 Огудалова переживает, не «прозевали» ли они жениха, поторопившись со свадьбой. Лариса же отвечает, что с нее достаточно унижений. Явление 6 К женщинам заходит Карандышев. Лариса спрашивает, когда они уедут в деревню, однако Юлий Капитоныч не хочет спешить, так как желает, как сказала Огудалова, «повеличаться». Карандышев осуждает нравы общества, возмущаясь, что в городе только и слухов о том, что приехал барин — Сергей Сергеич Паратов. В испуге Лариса просит сейчас же уехать в деревню. В это время к Огудаловым подъезжает сам Паратов. Явление 7 Паратова принимает Огудалова, он ведет себя с ней шутливо-серьезно. Мужчина рассказывает, что год назад ему пришлось уехать, чтобы уладить дела с имуществом, а теперь он собирается жениться на невесте с приданым в полмиллиона. По просьбе Паратова Огудалова зовет Ларису. Явление 8 Паратов, упрекая Ларису в том, что она его не ждала, сводит это к женской ветрености: «женщины» — «ничтожество вам имя». Обидевшись, девушка признается, что все еще любит Сергея Сергеевича, а выходить замуж ей приходится из безысходности. Удовлетворив свое самолюбие, Паратов говорит, что теперь «во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся, как лучшие друзья». Явление 9 К ним присоединяются Огудалова и Карандышев. Паратов всячески пытается обидеть жениха Ларисы, и они ссорятся. Огудалова просит извинения и заставляет зятя пригласить Сергея Сергеевича на обед. Явление 10 К Огудаловой приезжают Вожеватов и Робинзон. Вожеватов выдает Робинзона за англичанина. Явление 11 Паратов, которому Карандышев очень не понравился, собирается «потешится» над мужчиной во время обеда. Действие третье Явление 1 Кабинет Карандышева, меблированный «с претензиями, но без вкуса». На одной из стен «прибит ковер, на котором развешано оружие». Явление 2 Огудалова и Лариса обсуждают вечер Карандышева. Женщины не знали, куда деться от стыда. Карандышев думает, что удивил всех роскошью, но гости специально — для забавы его спаивают. Явление 3 Тетка Карандышева жалуется женщинам на убытки от обеда, а после зовет их к себе. В кабинет заходят Паратов, Кнуров и Вожеватов.
Александр Островский. Бесприданница
Она — бесприданница, бедная, безденежная невеста. В душе ее птицей бьется мечта о красивой, благородной, честной, тихой жизни, и она всей душой тянется к идеалу. Таковой она находит в богатом и наглом столичном барине Паратове.
А вот Робинзону, которого тоже хорошо угощали вином, вроде бы все нипочем. Явление пятое Робинзону после такого бурного возлияния становится плохо.
Он говорит, что отравился каким-то непонятным вином. Паратов обещает его вылечить. Явление шестое Робинзон рассматривает комнату Карандышева и спрашивает по поводу оружия, которое висит на стене. Оно, оказывается, турецкое.
Юлий Капитонович снимает со стены пистолет, но Паратов говорит, что он все равно не выстрелит, даже если сейчас применить в действие. Карандышев возражает. Затем речь заходит о качественных и некачественных сигарах. Явление седьмое Огудалова упрекает Карандышева за нетрезвый вид, но он сам себя пьяным отнюдь не считает.
Паратов предлагает Юлию Капитонычу выпить с ним на брудершафт. Тот соглашается и велит Ивану принести коньяк. Робинзон оживляется, когда слышит, что у хозяина дома есть такой напиток, с которым он умеет обращаться. Явление восьмое Робинзон заявляет, что пьянкой Карандышева они добили: он начал, а Сергей Сергеевич докончит.
Явление девятое Появившийся Илья-цыган предлагает поехать с ними, все готовы и ожидают на бульваре. Паратов, Кнуров и Вожеватов соглашаются, но Робинзона на прогулку брать совсем не хотят. Вожеватов придумывает способ, как отделаться от навязчивого попутчика. Явление десятое Вожеватов, чтобы избавиться от Робинзона, притворяется, что он едет в Париж и берет Аркадия с собой, только по дороге предлагает заехать к нему домой, чтобы тот отдохнул перед дорогой.
Хитрый план удается. Явление одиннадцатое Появляется Лариса. Ей нездоровилось — так она объясняет причину, по которой не была с гостями. Паратов сообщает девушке, что они с Карандышевым пили на брудершафт.
Сергей Сергеевич зовет Илью в их общество, объясняя это тем, что он его друг. Ларису просят спеть что-нибудь, но она поначалу отказывается, а потом соглашается — противясь Карандышеву, пытающемуся запретить будущей, как он считает, жене. Вместе с Ильей и Робинзоном, который подключился во втором куплете, они поют «Не искушай меня». Паратов и Вожеватов в восторге от голоса Ларисы.
Карандышев теперь просит шампанского, но Ефросинья Потаповна наотрез отказывается подавать напиток. Наконец, все расходятся. Лариса остается с Сергеем Сергеевичем. Явление двенадцатое Паратов корит себя за то, что в прошлом потерял такое сокровище, как Лариса.
Он предлагает девушке ехать с ним на Волгу кататься на катерах — и получает согласие. Явление тринадцатое Все радуются, что в их компании будет Лариса. В её адрес поют дифирамбы, Карандышев заявляет, что гордится своей невестой. Наконец, собираются ехать.
Девушка прощается с мамой. Явление четырнадцатое Карандышев сильно расстроен бегством невесты. Он не подозревал, что Лариса уедет на Волгу без предупреждения и требует у Огудаловой отчитаться, где её дочь. Не получая ответа, в порыве лютой злобы Юлий Капитоныч хватает пистолет и убегает.
Харита Игнатьевна говорит Ивану, чтобы остановил его. Действие четвертое: Карандышев стреляет в невесту Явление первое Робинзон предлагает Ивану играть с ним, однако, денег у него нет. На такие условия слуга не соглашается. Аркадий узнает, что Карандышев сильно возмутился, когда гости уехали с Ларисой и погнался за ними с пистолетом.
Он гадает — не его ли хотел убить взбалмошный Юлий Капитоныч. Явление второе Появившийся Карандышев требует у Робинзона ответа на вопрос где все «товарищи». Аркадий предлагает ему ждать всех на пристани. Разгневанный Юлий Капитонович уходит.
Явление третье и четвертое Гаврило и Иван переговариваются между собой, предполагая, что все уже приехали. Заходят Илья с цыганами. Гаврило предлагает им выпить чаю. Явление пятое Кнуров и Вожеватов рассуждают о том, что у Ларисы незавидное положение.
Бедная девушка снова поверила человеку, уже один раз обманувшему её. А он обручен с очень богатой невестой, и вряд ли у них что-то получится. Явление шестое Робинзон и Вожеватов разговаривают между собой. Выясняется, что, когда Василий предлагал Аркадию поездку в Париж, речь шла не о столице Франции, а трактире на площади.
Подходит Кнуров, который хочет что-то сообщить Василию Данилычу. Он предлагает Вожеватову спасти Ларису от произвола Карандышева и увезти её в Париж настоящий. Явление седьмое Паратов спрашивает у Робинзона, скоро ли тот едет в Париж. Аркадий отвечает, что уже не доверяет купцам, а вот с ним бы в такое путешествие отправился.
Лариса задает вопрос Паратову, серьезные ли у него намерения по поводу женитьбы, но Сергей Сергеевич предлагает ей сначала ехать домой. Девушка очень боится и предпочитает совсем не являться в родные пенаты, говоря, что с Карандышевым как с женихом покончено. Единственный, за кого она хочет выйти замуж, — это Сергей Сергеевич. Однако, Паратов снова предает её, сказав, что произнес неосторожную фразу «я твой» всего лишь в порыве нахлынувших чувств.
Явление восьмое Робинзон сообщает Паратову, что Карандышев ходил возле кофейной с пистолетом, однако Сергей Сергеевич строго приказывает ему запрячь коляску и отвезти Ларису Дмитриевну домой. Вожеватов тоже предает отчаявшуюся девушку, которая слезно просит друга детства пожалеть её, научить, что делать в такой ситуации. Кнуров предлагает ей ехать в Париж, но расстроенная Лариса молчит. Явление девятое У Ларисы кружится голова.
Она думает, не броситься ли в Волгу, но затем оставляет эти мысли, потому что боится. Однако, преданная всеми девушка хочет умереть — даже от того, что заболеет. Явление десятое Карандышев ищет Ларису. Он хочет, во-первых, отомстить её обидчикам, а во-вторых, если будет нужно, наказать невесту за бегство.
Юлий Капитонович приказывает оставить их одних. Явление одиннадцатое Лариса откровенно признается, что Карандышев ей противен. Но он желает во что бы то ни стало отомстить за оскорбление, нанесенное девушке, подмечая, что богатые господа играются с ней, словно с вещью. Лариса умоляет Юлия Капитоновича уйти, но он ни за что не хочет отступить, даже согласен немедленно уехать с ней из города.
Однако, девушка непреклонна! Она ни в коем случае не хочет принадлежать Юлию Капитонычу. Отчаявшийся «жених» со словами «так не доставайся же ты никому» стреляет в Ларису из пистолета. Явление двенадцатое Лариса умирает.
За сценой поет цыганский хор. Девушка, кажется, даже рада такой развязке. Она говорит, что всех любит и прощает. Голос её постепенно слабеет.
Пересказ "Бесприданницы" - краткое содержание по главам Действие происходит в большом волжском городе Бряхи-мове. Действие 1 Явление 2 Вожеватов и Кнуров беседуют в кафе на бульваре. Вожеватов рассказывает о приезде Паратова, между ними должна состояться сделка: Паратов дешево продает свой пароход "Ласточка"». Разговор заходит о Ларисе Огудаловой, Вожеватов говорит, что она выходит замуж за Карандышева, Кнуров в недоумении: он ей не пара, «дорогой бриллиант дорогой оправы требует», «с такой бы барышней в Париж».
Узнаем, что у Огудаловых «всегда полон дом холостых», «состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она Харита Игнатьевна живет открыто, всех принимает... Кнуров удивляется выбору Ларисы: неужели лучше женихов не нашлось? Оказывается, Лариса уже обожглась с Паратовым, который долгое время ездил к ним, «всех женихов отбил» и пропал. После этого она поклялась, что выйдет за первого, кто предложит ей руку и сердце.
И тут подвернулся Карандышев. Ей ничего не оставалось, как держать слово. Теперь он «сияет, как апельсин», ходит с ней под ручку, запрокинув голову, квартиру вздумал переделывать, в кабинете ковер с оружием и кинжалами повесил, лошадь из деревни выписал... Входят Огудаловы и Карандышев.
Явление 3 Лариса все время молчит и смотрит на Волгу. Вожеватов разговаривает с Карандышевым с иронией, а тот этого не замечает. Он увлечен приготовлениями к свадьбе, приглашает всех на обед. Кнуров, читая газету, всем своим видом показывает пренебрежение к Карандышеву.
Вожеватов с Кнуровым собираются уходить — встречать «Ласточку». Харита Игнатьевна отходит в сторону с Кнуровым, рассказывает о больших расходах, намекает, что не откажется от денежной помощи. Тот обещает зайти. Явление 4 Лариса просит Карандышева быстрее увезти ее в деревню.
Карандышев тем временем допытывается об ее разговоре с Вожеватовым. Он ревнует и запрещает называть его Васей. Лариса объясняет, что она «с Васей с малолетства знакома».
Таковой она находит в богатом и наглом столичном барине Паратове. Но для него Лариса — лишь игрушка.
Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету. Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя. Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выигранному у более удачливого соперника. Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бедную девушку со слегка подмоченной репутацией.
Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант». Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно. Сергей Сергеич Паратов — один из главных персонажей пьесы. Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной.
Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек. Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала. Второстепенные герои и их характеристика: Огудалова Харита Игнатьевна — мать Ларисы, вдова.
Хитрая женщина, только и думающая, как подороже «продать» свою незамужнюю дочь. Кнуров Мокий Парменыч — пожилой богатый делец. Бессердечный и нацеленный на прибыль человек. Хоть давно женат, но положил глаз на Ларису, желая заполучить её себе в любовницы. Вожеватов Василий Данилыч — представитель торговой компании, Ларису знает с детства. Подлый и безнравственный человек.
Бесприданница
28 октября «Бесприданница» была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом. Читайте, слушайте, озвучивайте, пишите, развивайтесь с Литрес. Бесприданницы-то и находят женихов тов. Читать онлайн книгу «Бесприданница» автора Александра Островского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. в чем современность драмы ского "Бесприданница".
Бесприданница - краткое содержание пьесы Островского
Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слово сказать. Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи. Жениться надо. Не всякому можно, да не всякий и захочет; вот я, например, женатый. Так уж нечего делать. Хорош виноград, да зелен, Мокий Парменыч. Вы думаете? Видимое дело. Не таких правил люди: мало ль случаев-то было, да вот не польстились, хоть за Карандышева, да замуж. А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку. Да, не скучно будет, прогулка приятная.
Какие у вас планы-то, Мокий Парменыч! Да и у вас этих планов-то не было ли тоже? Где мне! Я простоват на такие дела. Смелости у меня с женщинами нет: воспитание, знаете, такое, уж очень нравственное, патриархальное получил. Ну да, толкуйте! У вас шансов больше моего: молодость — великое дело. Да и денег не пожалеете; дешево пароход покупаете, так из барышей-то можно. А ведь, чай, не дешевле «Ласточки» обошлось бы? Всякому товару цена есть, Мокий Парменыч.
Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам. Не ручайтесь! Долго ли с вашими летами влюбиться; а уж тогда какие расчеты! Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю. А вот, что любовью-то называют. Похвально, хорошим купцом будете. А все-таки вы с ней гораздо ближе, чем другие. Да в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают. Развращаете, значит, понемножку.
Да мне что! Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственности заботиться: я ей не опекун. Я все удивляюсь, неужели у Ларисы Дмитриевны, кроме Карандышева, совсем женихов не было? Были, да ведь она простовата. Как простовата? То есть глупа? Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо. То есть правду?
Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает. Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году, появился, наглядеться на него не могла; а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда. Что ж с ним сделалось? Кто его знает; ведь он мудреный какой-то. А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила. А после Паратова были женихи? Набегали двое: старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный.
Уж Ларисе не до них, а любезничать надо было, маменька приказывает. Однако положение ее незавидное. Да, смешно даже. У ней иногда слезенки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит. Потом вдруг проявился этот кассир… Вот бросал деньгами-то, так и засыпал Хариту Игнатьевну. Отбил всех, да недолго покуражился: у них в доме его и арестовали. Скандалище здоровый! С месяц Огудаловым никуда глаз показать было нельзя. Тут уж Лариса наотрез матери объявила: «Довольно, — говорит, — с нас сраму-то; за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли — разбирать не буду». А Карандышев и тут как тут с предложением.
Откуда взялся этот Карандышев? Он давно у них в доме вертится, года три. Гнать не гнали, а и почету большого не было. Когда перемежка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, слегка приглашивали, чтоб не совсем пусто было в доме. А как, бывало, набежит какой-нибудь богатенький, так просто жалость было смотреть на Карандышева: и не говорят с ним, и не смотрят на него. А он-то, в углу сидя, разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает, отчаянным прикидывается. Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех. А то вот потеха-то: был у них как-то, еще при Паратове, костюмированный вечер; так Карандышев оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сергеича. И что же? Топор отняли и переодеться велели; а то, мол, пошел вон!
Значит, он за постоянство награжден. Рад, я думаю. Еще как рад-то, сияет, как апельсин. Что смеху-то! Ведь он у нас чудак. Ему бы жениться поскорей да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут, — так и Огудаловым хотелось, — а он таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется — едва кивает; тон какой взял: прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю». Как мужик русский: мало радости, что пьян, надо поломаться, чтоб все видели; поломается, поколотят его раза два, ну, он и доволен, и идет спать. Да, кажется, и Карандышеву не миновать.
Бедная девушка! Квартиру свою вздумал отделывать, — вот чудит-то. В кабинете ковер грошевый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал: уж диви бы охотник, а то и ружья-то никогда в руки не брал. Тащит к себе, показывает; надо хвалить, а то обидишь: человек самолюбивый, завистливый. Лошадь из деревни выписал, клячу какую-то разношерстную, кучер маленький, а кафтан на нем с большого. И возит на этом верблюде-то Ларису Дмитриевну; сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет. С бульвара выходит, так кричит городовому: «Прикажи подавать мой экипаж! Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Что вы очень жалостливы стали? Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши?
Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. И хорошего ювелира. Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится. А я так думаю, что бросит она его скорехонько. Теперь еще она, как убитая; а вот оправится да поглядит на мужа попристальнее, каков он… Тихо. Вот они, легки на помине-то. Входят Карандышев, Огудалова, Лариса. Вожеватов встает и кланяется.
Кнуров вынимает газету. Огудалова подходя к столу. Здравствуйте, господа! Карандышев подходит за ней. Вожеватов подает руку Огудаловой и Карандышеву. Кнуров, молча и не вставая с места, подает руку Огудаловой, слегка кивает Карандышеву и погружается в чтение газеты. Харита Игнатьевна, присядьте, милости просим! Подвигает стул. Огудалова садится. Чайку не прикажете ли?
Карандышев садится поодаль. Иван, подай чашку да прибавь кипяточку! Иван берет чайник и уходит. Что за странная фантазия пить чай в это время? Жажда, Юлий Капитоныч, а что пить, не знаю. Посоветуйте — буду очень благодарен. Карандышев смотрит на часы. Теперь полдень, можно выпить рюмочку водки, съесть котлетку, выпить стаканчик вина хорошего. Я всегда так завтракаю. Вожеватов Огудаловой.
Вот жизнь-то, Харита Игнатьевна, позавидуешь. Пожил бы, кажется, хоть денек на вашем месте. Водочки да винца! Нам так нельзя-с, пожалуй, разум потеряешь. Вам можно все: вы капиталу не проживете, потому его нет, а уж мы такие горькие зародились на свете, у нас дела очень велики; так нам разума-то терять и нельзя. Иван подает чайник и чашку. Пожалуйте, Харита Игнатьевна! Наливает и подает чашку. Я и чай-то холодный пью, чтобы люди не сказали, что я горячие напитки употребляю. Чай-то холодный, только, Вася, ты мне крепко налил.
Выкушайте, сделайте одолжение! На воздухе не вредно. Карандышев Ивану. Приходи ко мне сегодня служить за обедом! Слушаю-с, Юлий Капитоныч. Ты, братец, почище оденься! Известное дело — фрак; нешто не понимаем-с! Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня! Покорно благодарю. Мне тоже во фраке прикажете?
Как вам угодно: не стесняйтесь. Однако дамы будут. Вожеватов кланяясь. Надеюсь не уронить себя. Карандышев переходит к Кнурову. Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня? Кнуров с удивлением оглядывает его. У вас? Мокий Парменыч, это все равно, что у нас, — этот обед для Ларисы.
Пьеса «Бесприданница» — одна из самых знаменитых у Александра Николаевича Островского. Вещь в четыре действия он писал целых четыре года. Но прямо на премьере оказалось, что публика не готова принять произведение. Рассказываем кратко, о чём «Бесприданница». Это пьеса о девушке по имени Лариса. Дочь вдовы Огудаловой, она живёт в небольшом городке. Первое действие начинается с того, как два местных купца сплетничают о героине: в городе знают, что Лариса сверх меры увлеклась блестящим судовладельцем Паратовым и растеряла всех прочих женихов.
Состоялась премьера «Бесприданницы» на сцене Малого театра в Москве. И это был провал. Нет, премьеру, конечно, все ожидали. Островский в то время был уже именитым писателем и в рекламе не нуждался. В зале собрались все любители театральной сцены, по воспоминаниям современников, присутствовал даже Достоевский. Неожиданностью оказались отзывы критиков после. Причем «досталось» как Островскому, так и актерам. Театральный рецензент Боборыкин заявил, что «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей» отсутствием действия и бесконечными диалогами. Сюжет показался ему «незамысловатым и провинциальным». А к исполнительнице главной роли Гликерии Федотовой были предъявлены претензии, что она «лишила героиню правды и оригинальности», «взяв высокий и фальшивый мелодраматический тон». Портрет работы В. Спустя 12 дней, 22 ноября 1878 года, «Бесприданницу» готовилась принять сцена Александринского театра. Петербургские критики были менее жестоки в оценках, но тоже отнеслись к содержанию постановки скорее негативно, чем положительно. Они не нашли в ней ничего нового: ни в фабуле, ни в типажах, ни в чем-либо другом. Рецензента из газеты «Новое время» поразила «грубая реалистичность и неприкрытый цинизм» героев.
Первый фильм вышел в 1912 году режиссёр Кай Ганзен. Вторая кинопремьера состоялась в 1936 году режиссер Яков Протазанов. Третья киноверсия принадлежит режиссеру Эльдару Рязанову, который в 1984 году представил советскому зрителю фильм «Жестокий романс». В 1958 и 1959 годах вышли балет и опера «Бесприданница». Автором балета стал советский композитор Александр Фридлендер. Оперу написал российский композитор Даниил Григорьевич Френкель. А в 2008 году состоялась премьера русского мюзикла «Бесприданница» композитора Александра Кулыгина.
«Бесприданница». Александр Островский
Читать онлайн книгу «Бесприданница» автора Александра Островского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Пьеса Островского «Бесприданница», написанная в 1878 году, считается одним из лучших произведений драматурга. Предлагаю поговорить о пьесе Островского «Бесприданница». пример того, как много все-таки в жизни спектакля зависит от случая и от актеров. Социально – философская драма «Бесприданница» раскрывает нравственные проблемы купеческого сословия. «Бесприданница», которая стала одной из самых известных пьес драматурга, создавалась с той же целью.
Бесприданница
Одна из лопастей ударила по лодке, и та опрокинулась. Актёр скрылся под водой раньше, чем съёмочная группа успела что-то сделать. Мягкова начало затягивать под колесо парохода, однако, актёру чудом удалось выплыть из воронки. В результате он отделался только несерьёзной раной на руке. Рязанов Эльдар Рязанов с самого начала видел в роли Паратова только Никиту Михалкова , однако тот собирался снимать драму «Очи чёрные» и не гарантировал своё участие. В качестве альтернативы Рязанов рассматривал Сергея Шакурова , но замена не понадобилась, так как у Михалкова отложилась работа над фильмом. На съёмках актёр вжился в образ разгульного барина Паратова и устраивал регулярные банкеты всей съёмочной группе, а однажды даже получил лицензию, сходил на охоту в костромские леса и потом угощал всех медвежатиной. Как-то раз местные жители даже вызвали милицию, чтобы утихомирить гуляющих в ночи актёров, но приехавший наряд был настолько поражен застольем с участием Никиты Михалкова , Александра Панкратова-Черного , Алисы Фрейндлих , Георгия Буркова и других звёзд советского кино, что милиционеры попросили разрешения посидеть в их компании.
Автор стремится показать эти перемены с христианской стороны, становясь на защиту любви, красоты, нравственности. Действие 1 Вся история происходит в городе Бряхимов. В начале первой главы в небольшой кофейне, расположенной на берегу Волги, ведут беседу богачи — юный Вожеватов и престарелый Кнуров. Они разговаривают о самой громкой за последнее время новости: юная красавица Огудалова выходит замуж за простого чиновника Карандышева, который славится дурным нравом. Лариса — это дворянка, у которой нет средств, поэтому именуют её бесприданницей. Харита Игнатьевна, мать главной героини, пытаясь поскорее выдать дочь за богача, организовывала вечера, на которые приглашала только состоятельных мужчин. Но никто из них не брал Ларису в жены. В городе ещё помнят подробности её отношений с дерзким и привлекательным судовладельцем Сергеем Паратовым. Сергей часто приходил в дом к девушке, разогнал всех её поклонников, а сам спустя время уехал, так и не сделав предложение. Огудалова безумно любила молодого человека и бросилась за ним, но Харита Игнатьевна вернула её. Вожеватов сообщает Кнурову, что в город возвращается Паратов с единственной целью — продать какое-то своё судно. Карандышев, его будущая супруга с мамой входят в кофейню. Как только Лариса дала согласие на брак, Карандышев стал гордо ходить, тем самым вызывая насмешки жителей города. В кофейне мужчина пристаёт к ней, ревнуя к Паратову. Очень эмоционально девушка сообщает избраннику, что его нельзя даже сравнивать с гордым и отважным Паратовым. Карандышев и Огудаловы покидают заведение. Следом за ними туда приходит Паратов, который только приплыл на своём корабле. Информация, о том, что Лариса станет замужней дамой заставила его поразмышлять и взволноваться. Но он справился со своими эмоциями и сообщил Вожеватову с Кнуровым, что сам скоро возьмёт в жены богатую женщину, у которой большое приданое. В то время как его материальное положение в плачевном состоянии. Действие 2 После женитьбы Карандышев планирует уехать в далёкий уезд, так как там проще выстроить карьеру чиновника.
По долгу службы через него проходило множество процессов и криминальных дел. Среди них было и громкое дело об убийстве молодоженом Иваном Коноваловым своей новоиспеченной супруги. До того, как пьеса была поставлена в театре, Александр Николаевич несколько раз читал ее на литературных вечерах в Москве. И каждое чтение было принято слушателями с восторгом, все единогласно признавали «Бесприданницу» лучшей пьесой писателя. Однако премьеры спектаклей в Малом, а потом в Александрийском театрах провалились — на автора обрушился шквал критики. И лишь спустя 10 лет, уже после смерти А. Н Островского, пьеса получила признание зрителей, во многом благодаря блистательной игре Веры Комиссаржевской, исполнившей роль Ларисы Огудаловой. Первый фильм вышел в 1912 году режиссёр Кай Ганзен.
Сейчас по мотивам пьес Островского ведутся съемки сериала «Деньги и любовь по-русски». Кажется, только появившись на свет, пьесы Островского обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщенны характеры его героев. Такова судьба и его пьесы «Бесприданница», написанной именно о любви и деньгах, а еще — о смятенной душе, которая пытается вырваться наружу из железных тисков «правды жизни».
Александр Островский. Бесприданница
Фильм снят по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Островский А.Н. Пьеса о конфликте между материальным миром, миром денег и духовным, миром любви. Если задуматься, «Бесприданница» — это русский вариант знаменитой книги Гюстава Флобера «Мадам Бовари», героиня которой тоже оказалась слишком страстной, слишком романтичной и импульсивной для этого мира. Драма, исторический фильм, экранизация. Режиссер: Яков Протазанов. В ролях: Нина Алисова, Ольга Пыжова, Анатолий Кторов и др. Экранизация одноименной пьесы А.Н. Островского(восстановлен в 1970). Если задуматься, «Бесприданница» — это русский вариант знаменитой книги Гюстава Флобера «Мадам Бовари», героиня которой тоже оказалась слишком страстной, слишком романтичной и импульсивной для этого мира. Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», — такова пьеса ского «Бесприданница».
В основу сюжета драмы Островского «Бесприданница» легло реальное событие
Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд — им стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены[1]. В первом, январском номере журнала «Отечественные записки» за 1879 год на страницах с 5 по 100 была опубликована пьеса А. Островского «Бесприданница». Художественный руководитель Театра им. Моссовета и автор нового спектакля «БЕСприданница» Евгений Марчелли славится неожиданными интерпретациями классической драматургии. 4. Тема — трагическая судьба бесприданницы; искажённые взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Пьеса «Бесприданница» написана в жанре психологической драмы. 28 октября «Бесприданница» была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом.
Смысл пьесы «Бесприданница» Александра Николаевича Островского
Герои одеты кто во что горазд: брючные костюмы, роскошные платья и перья в волосах, сапоги-заколенники, туфли, купальники, парики. Пестрая эклектика костюмов контрастирует с серым пространством: похожие на бетонные стены гигантские блоки наслаиваются друг на друга, образуя холодный безжизненный фон. Ни в нем, ни за ним не угадываются волжские просторы — здесь установился придавленный безвоздушный мир. И все же спектакль кажется тихим. Не сразу замечаешь причину парадоксального впечатления: оказывается, здесь совсем нет музыки и никаких звуков, кроме голосов и чавканья.
Действие начинается и заканчивается сценой, где герои едят. Такова их суть — поглощать, пожирать, плотоядно причмокивая. В ее любви меньше всего собственно любви, зато много жажды внимания к себе, развязности и похоти. Когда Карандышев Дмитрий Подадаев, известный по фильму «Запретная любовь», спектаклям «Римская комедия», «Идиот» и др.
Третье действие Паратов спаивает Карандашева, в этом ему помогает актер Робинзон, Ларисе стыдно за жениха. Лариса обсуждает с матерью то, что Карандашев не понимает своего положения. Кнуров, Паратов и Вожеватов собираются ехать на Волгу. Паратов говорит Ларисе, что хочет быть с ней, неожиданно Лариса также уезжает с бывшим возлюбленным. Она надеется быть с Паратовым. Четвертое действие Карандашев в ярости, он пытается узнать у Робинзона, куда они уехали, но тот не сообщает, а предлагает ждать.
Кнутов и Вожеватов полагают, что положение у Ларисы почти безвыходное, ведь Паратов не бросит богатую невесту, они намерены использовать это в своих интересах. Лариса пытается добиться от Паратова подтверждения его любви, подтверждения, что стала его женой, но тот сообщает ей, что уже помолвлен, это был временный порыв страсти, он предлагает ей ехать домой. Кнутов и Вожеватов кидают монетку, чтобы определить, кому воспользоваться уязвленным положением Ларисы. Победа достается Кнутову. Вожеватов обещает не мешать.
И за эти краткие минуты Лейла вспоминает свою жизнь и друзей, таких же изгоев, как она... Удивительно чувственный роман, затрагивающий тонкие струны души, воспевающий дружбу, милосердие и сострадание к тем, кому повезло в жизни меньше, чем другим. Ее детство прошло в провинции в глубоко религиозной семье с деспотичным отцом, слепо следующим законам Корана.
Это произошло после того, как Паратов барин увлек Ларису, которая в него влюбилась. Однако тот вскоре уехал от нее, влюбленная Лариса пыталась его догнать. Лариса и ее мать Огулдалова Харита Игнатьева живут скромно, средств на приданое нет, поэтому мать ищет для дочери женихов, которые готовы ее взять без приданого. Женихи Ларису не устраивают, после того, как одного из них арестовывают прямо в доме Ларисы за ранее совершенные махинации, Лариса решает, что выйдет замуж за первого встречного. Кем и стал Карандышев. Если быть точными, то Карандашев первый, кто сватается после того события, ранее он уже как 3 года пытался оказывать знаки внимания Ларисе Лариса не скрывает от Карандашева, что не любит его, и что все еще переживает из-за Паратова. В конце первого акта в городе появляется Паратов вместе с актёром Аркадием Счастливцевым, которого Паратов зовёт Робинзоном. Паратов продает свой корабль, а также становится известно, что он нашел богатую невесту, владеющую золотыми приисками. Сам Паратов фактически банкрот. Второе действие Кнуров упрекает мать Ларисы в том, что та выдает дочь замуж за небогатого мужчину. Она отвечает, что это желание дочери.
«Бесприданница». Александр Островский
Александр Николаевич Островский считал «Бесприданницу» одним из лучших своих произведений. Островский Александр Николаевич Бесприданница. «Бесприданница», которая стала одной из самых известных пьес драматурга, создавалась с той же целью. Если хотите проникнуть в глубокие замыслы, скрытые автором в пьесе «Бесприданница», краткое содержание по действиям быстро введет в курс сюжета. «Бесприданница» была закончена в середине октября 1878 года.